Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Новые исследования румынских документов архива афонского Иверского монастыря Статья посвящена обозрению новых документов богатейшего «румынского архива» Иверского монастыря, которые делают доступными для изучения историю разносторонних связей афонской обители с Молдавией и Валахией на протяжении нескольких столетий. В. Г. Ченцова , кандидат исторических наук (Институт всеобщей истории РАН) Новые исследования румынских документов архива афонского Иверского монастыря Давно начатая в Греции работа по описанию и исследованию архивов афонских монастырей и публикации регест документов, проводимая учеными в тесном сотрудничестве с насельниками монастырей пополнилась еще одним важным изданием: трудом Фл. Маринеску с описанием румынской части архива Иверского монастыря. Изучение документов румынского происхождения в архивах афонских монастырей позволяет получить новые важные свидетельства не только по истории этих обителей, но и по истории греческого присутствия в дунайских княжествах. Сохранение там традиций «Византии после Византии» проявлялось, в том числе, в покровительстве румынских правителей православным монастырям, оказавшимся на бывших византийских землях, захваченных османами, а также в восприятии местной элитой тех сокровищ византийского культурного и духовного наследия, которые были перенесены греками в румынские земли. Важность присутствия греческого монашества в Молдавии и Валахии и значение ктиторской деятельности правителей этих государств на Святой горе осознается как в церковных, так и в ученых кругах. Неудивительно, что в последнее время наблюдается всплеск интереса к истории владений восточных патриархатов и афонских, палестинских и иных греческих монастырей на территории румынских княжеств, т. е. к «преклоненным» (приписным) монастырям и к деятельности живших в них греческих иерархов Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из «преклоненных» монастырей в Молдавии и Валахии, называемых по-гречески метохами, представители греческого духовенства вели переписку с русским царским двором, там же были составлены многочисленные греческие грамоты, хранящиеся в московских собраниях.

http://sedmitza.ru/text/833281.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Восстание греков и новые страдания Афона 8. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 28.09.2022 1039 Время на чтение 15 минут Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7         Число скитов при монастырях увеличивалось. Увеличивалось, соответственно, и число монахов. Все монастыри переживали период расцвета, особенно Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Органом управления Святой Горой стал Священный Кинот. Должность прота была упразднена.      Афон вернулся к  общежительному уставу. Это  привело и к нравственному и к духовному  возрождению.         Война России  против турок оживила и подбодрила греков к восстанию. Но греческое восстание против турецкого ига принесло Афону не только освобождение от мусульман, но и  непредвиденные страдания. Монахи  до этого времени дальновидно не вмешивались в политику, не желая накликать на себя гнев поработителей. С Афона бежал в Россию сосланный туда турками Патриарх Серафим Второй. Этого турки не простили Афону и возникла угроза оккупации Святой Горы. Оккупации удалось избежать благодаря Патриарху Феодосию в обмен на увеличение и без того тяжких  налогов.      Некоторые монахи, особенно молодые, примыкали  к восставшим грекам. В отместку за это турки хватали и пытали афонских монахов.       На Святую Гору бежали   отовсюду. Беженцев на ней в двадцатые годы девятнадцатого век  было свыше пяти тысяч. И всех надо было хоть как-то разместить и накормить.  Предводитель повстанцев Эммануил Паппас тоже укрылся на Афоне. Некоторые монахи встали под его знамена. Это усилило злобу турок.  Трехтысячная их армия во главе с пашой  в декабре 1821 года   оккупировала Афон.  Турки хватали, пытали, убивали  святогорцев, живущих даже за пределами Афона. Паша Фессалоники Абдул Абут предложил монахам мир в обмен на  Паппаса.  Паппас, спасая монахов, бежал и в пути скончался.       Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830-го года.  Это было настоящим бедствием – захватчики убивали и пытали монахов, жгли библиотеки, грабили монастыри, храмы,  скиты.  Более того - они сожгли  типографию Великой Лавры.   Подобные дикарям, они пускали редчайшие рукописи и свитки на растопку.  Кормить турецкие гарнизоны, которые были размещены по всем монастырям, было непосильно. Монастыри пустели. Оккупанты наложили на монахов огромную контрибуцию. Численность монахов на Афоне сократилась до двух с половиной тысяч.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/28/...

В своей статье мы представляем извлечения из древнего памятника греко-византийской письменности, весьма любопытного по своему содержанию и весьма важного в историческом отношении, но до сих пор остающегося не изданным и даже совсем неизвестным ученому миру. Этот памятник, который на первый раз для краткости мы будем называть «Стратегией неизвестного», находится в Московской синодальной библиотеке, входя составною частью в сборник, писанный в XV веке, принадлежавший некогда Иверскому Афонскому монастырю, и оттуда, вероятно, при патриархе Никоне , а, может быть и ранее, поступивший в бывшую патриаршую (теперь синодальную) библиотеку в Москве. Содержание сборника обозначено, хотя и не совсем точно и верно, в известном каталоге греческих рукописей Маттеи под 285 (Accurata codicum Graecorum mss. Bibliothecarum Mosquensium sanctissimae Synodi notitia et recensio, edita a Christ. Frider. de Matthaei (Lipsiae, 1805), Cod. CCLXXV). В нем содержатся: одна статья из церковного устава о праздниках и постах, «Александрида» псевдо-Каллисфена и другие византийские повести восточного происхождения, именно: Синтип (Синдибад, «Повесть о семи мудрецах»), «Стефанит и Ихнилат» Симеона Сифа; два сочинения о военном искусстве: одно – приписываемое императору Никифору (Фоке), другое – без имени автора; басни Синтипа и Эзопа в разных редакциях, жизнь Эзопа; остроумные изречения (апофегмы) древних философов и великих людей; несколько богословских обличительных статей против магометан, католиков и больше всего против армянской ереси; «Физиолог» Епифания Кипрского , и еще некоторые мелкие статейки. Из обозрения Маттеи, в подлиннике, с некоторыми поправками и дополнениями, помещаемого в конце нашей статьи в виде приложения, – знающие люди легко могли заметить, что сборник под 285 (по другому счету 298) заключает в себе немало любопытных вещей, привлекающих внимание как богословов, историков церкви, так и историков литературы. Нельзя сказать, чтобы те из русских ученых, которые имели к тому внешнюю и внутреннюю возможность, совсем пропускали мимо глаз драгоценный московский кодекс; напротив того, были такие, которые изучали в нем то, что каждому по его специальности казалось более интересным и важным. Сам Маттеи, по преимуществу старавшийся об издании классических и древнейших византийских текстов, обнародовал по этому сборнику греческие басни Синтиповы 1 ; в недавнее время И.Е. Троицкий изучал в нем обличительные статьи против армян, на что содержатся указания в его исследовании «Изложение веры церкви Армянской» (С.-Петербург, 1875); много обещавший, но рано умерший эллинист Ф.Н. Веселовский сравнивал находящиеся в сборнике тексты греческих повестей с изданными их редакциями; после него

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-В этом отношении я недоволен позицией государства; вместо того, чтобы понять народ и его волеизъявление, государство начало завинчивать и без того затянутые гайки. Во что это выльется? Все мы знаем законы физики, хотя бы по начальной школе. Когда пару некуда выходить, получается взрыв. И государство может его спровоцировать. Я же всецело на стороне русского народа, к которому имею честь принадлежать. -Что для вас паломничество? Что оно может дать молодому человеку? И где были вы сами? -Я не паломник. Мне тут нечего и рассказать, а где я был — в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, на Иордани. И в монастырях — Псково-Печерском, Иверской иконы Божией Матери на Валдае, под Кунгуром. Вот и все. Сердце тянет — едешь, не тянет — не едешь. Сколько, например, меня звали на Соловки, а почему-то нет импульса. Я еду не за чудесами и эмоциями, а тогда, когда поймал импульс духовного призыва. -Творчество для вас мучительный процесс? И когда вам лучше пишется? -Муки творчества возникают тогда, когда у человека неверно расставлены приоритеты или вовсе не сформированы. Если у меня есть импульс — я его записываю, если нет — занимаюсь другими делами. Поэтому мук творчества у меня нет и никогда не было. Что Бог на душу клал и кладет, то я записываю и совмещаю с собственными душевными переживаниями. Таким вот счастливым образом и существуем. В сотворчестве, я надеюсь. -Мне вспомнился Евангельский отрывок о юноше, которого Христос позвал за собой и сказал: «Оставь все и следуй за мной». Хотелось спросить, этот призыв в вашей жизни осуществился, исполнился? -Ну, если бы он осуществился, то я сейчас мог бы смело называться святым. Стремление, конечно, есть, но я понимаю, что это сопряжено с такой колоссальной силой самоотречения, какой у меня просто нет. Мне дорога моя жизнь, те привязанности, которые я уже создал на земле, поэтому я уже давно топчусь на месте и не рискую брать крест тяжелее, чем есть у меня сейчас. И вряд ли дерзну взять больше. Так и буду топтаться. Это скорее плохо, чем хорошо, но так оно и есть.

http://pravmir.ru/dva-chasa-s-kinchevym-...

Глинское братство на Иверской земле Возрожденная во время Второй мировой войны Глинская Рождество-Богородицкая пустынь стала преемницей и продолжательницей традиций знаменитого Оптинского монастыря. Здесь дивными цветами процвело то духовное предание монашества, которое золотой нитью тянулось от Фиваиды к Афону, от Афона через преподобного Паисия Величковского к Валахии, оттуда – в Россию, в скиты брянских лесов и в Оптину. Это предание называется старчеством. В обителях, хранивших духовную традицию старчества, главным делом считались не внешние подвиги, а отречение своей воли и совершенное послушание старцу. Дерзаем сказать, что старец являлся для монахов тенью Бога на земле; монах должен был принести в жертву то, чем согрешил Адам: волю, которая у нашего праотца склонилась к греху, рассудок, который некогда был обманут змеем, душевные чувства, которые в фантастических образах представили первому человеку, что он может быть независимым от Бога, даже больше – равным Ему. Монах отдает старцу свою волю, и этим исцеляется язва своеволия, которая непрестанно источает гной, отравляющий духовные силы человека; он отказывается верить своему уму, он говорит своим помыслам: «Вы лжете», и так ум его становится свободным от внутренних противоречий, от мысленной борьбы, от фантасмагории образов и может без труда сочетаться со словами молитвы. Ум отдавшего себя в послушание становится световидным. Наша праматерь залюбовалась чудным деревом, она была пленена желанием узнать вкус его плода, очарована своей собственной фантазией и словами демона. Теперь монах приносит в жертву свои чувства и влечения, он не верит им, он говорит себе: «Вы хотите обольстить меня ложным призраком правды. Если я вижу белый цвет, то я не поверю своим глазам, пока старец не скажет, что это белый; если я увижу черный цвет, то не поверю, пока старец не подтвердит это. Есть только два полюса моей жизни: один – это истинное добро, всецелое послушание старцу; второй – это ложь и грех , вера самому себе. Слова старца – свет, в котором отразился вечный небесный свет. Мои помыслы – тьма, в которой отразилась тьма ада».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как воздержание становится свободой 18.03.2020 565 Время на чтение 7 минут На вопросы молодежи в Новоспасском монастыре Москвы ответил духовник Иверского женского монастыря города Орска протоиерей Сергий Баранов. – Почему в Православии столько запретов? Сплошное воздержание… – Нам все возможно, но каковы приоритеты нашей жизни? Недавно в аэропорту ко мне женщина подошла и говорит: «А вот скажите, этому молодому человеку, что верить в приметы – грех». Я говорю: «Знаете, я бы не в том смысле сказал, что грех как преступление. Я бы ему сказал, что верить в приметы – это делать себя зависимым, так становишься несвободным. Вы будете зависеть от этих примет. И если вы с этим ничего не будете делать, несвобода будет все глубже и глубже, вы будете парализованы этими приметами. Грех в этом – для вас это искажение вашей жизни, искажение вашего счастья. А не то, что Бог поймал тебя на том, что ты в эти приметы веришь, и с радостью тебя наказывает». Если бы Бог нас все время наказывал, это было бы то же самое, как в Америке дают 300 лет заключения. Владыка Ириней в Иверской обители – Как достойно причащаться и как спасаться в наше время? – Вот этот вопрос – как достойно причащаться – в корне неправильный вопрос. «Достойно» причащался только фарисей: «Благодарю тебя, Господи, что я не как прочие человецы, грешники, не как вот этот мытарь». А на самом деле достойно причастился мытарь. Там, в притче, конечно, не о Причастии идет речь – но эта аналогия возможна. Как только вы почувствуете себя достойными – это все! Мы к Причастию подходим не по достоинству, а как к лекарству от смерти. Это когда у человека что-то очень сильно болит или когда он понимает, что в его теле какая-то смертоносная опухоль – ему тогда не надо все это объяснять. Меня вот в 2001 г. послали на удаление раковой опухоли из легкого. Операцию назначили на завтра. Все, я уже готов, но вдруг у них там какой-то электрический скальпель ломается… Операцию переносят на три дня. А я чувствую уже, что у меня там эта гадость внутри находится, для меня эти три дня – уже много! Побыстрей бы этот скальпель наладили и вырезали бы ее у меня, она же там растет, она же развивается. Вот так мы к Причастию подходим! Мы должны клянчить Причастие как больные, как умирающие: «Батюшка! Разрешите мне еще причаститься». – «Да ты ж недостоин». – «Конечно, недостоин! И Бог видит мое недостоинство. Но единственное мое достоинство – это понимание того, что я недостоин, и большое желание причаститься». Вот и все, что нам надо для Причастия. И чем чаще, тем лучше.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/18/kak_vo...

ИСТОРИЯ православного грузинского монашества весьма мало разработана в науке, – как и вообще вся история грузинской церкви. Исследователю истории монашества предстоит тяжелый и кропотливый труд разыскания, критики и анализа рукописных и печатных грузинских материалов разного рода, в которых содержатся данные относительно этого весьма интересного вопроса. Грузинские кодексы в рукописных собраниях Тифлиса, Петербурга, Москвы, Афона, Иерусалима и Синая еще ждут специалиста по вопросам из истории иверского иночества. А затем, пресловутая грузинская летопись Картлис Цховреба с её источниками общими и частными, местные хроники и исторические памятники позднейшего происхождения, жития грузинских святых, паломническая литература, постановления грузинских церковных соборов касательно монашества, многочисленные гуджары и сигели, немногие сохранившиеся уставы грузинских монастырей и описи монастырского инвентаря, некоторые памятники грузинского права, небогатый эпиграфический материал – вот группа печатных источников для ознакомления с прошлою судьбою грузинского монашества. В научный оборот необходимо привлечь и иностранные источники, в которых сохранились следы былого величия Грузии и её международных отношений с византийцами, армянами, сирийцами, арабами, персами, русскими... Особенно тесные исторические связи Грузия имела с Византией, которая по своей культуре занимала в средневековую эпоху центральное положение среди государств всего мира. Подпавши просветительному воздействию мощной Византии, Грузия и в церковной, и в гражданской своей жизни воспроизвела многие элементы византинизма, претворив их, силою национального гения, в своеобразную культурную систему с явно определившимися признаками иверизма. В частности, для характеристики грузинского монашества существенную услугу может оказать история иночества византийско – восточнаго, идеалы которого в полноте были восприняты грузинскими подвижниками и пересажены на родную почву. Афон, Константинополь, Сирия, Иерусалим и Синай – вот главные византийско-восточные школы для иверских монахов, которые жили здесь в своих или греческих монастырях, руководясь местными иноческими уставами, внимали поучениям и наставлениям византийско-восточных аскетов, воспринимали их идеи о значении подвижничества, его видах и реальных способах проявления, а потом и распространяли уроки церковного византинизма в пределах Иверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Русская Иверская икона       Русская Иверская икона   Русская Иверская икона была написана на Афоне в монастыре Ивирон иром. Ямвлихом. Сохранилась даже дата написания - 1648 год, потому что автор подписался и указал год написания - 7136 год... Икона создана в бытность настоятелем Ивирона греческого архимандрита Пахомия. Именно эта Иверская икона и почиталась на Руси как Иверская Богоматерь. И действительно, эта икона Богоматери представляет собой историческую ценность, или даже целую веху в нашей истории. Икона была прислана патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу. Царь же отправил ее в Новоспасский монастырь. По преданию, все время Иверская Богоматерь находилась в Новоспасском  монастыре, где был тогда архимандритом Никон, но точно проверить это мы не смогли. Эта икона  - настоящая историческая тайна. Не случайно вместе с иконой была послана грамота архимандрита Пахомия, которая открывает перед нами, поистине, глубочайшие таинства Церкви. В рукописи грамоты описывается древний афонский чин или обряд создания иконы. Правильнее назвать этот обряд - передачей благодати от Иконы и иконе или, в данном случае, от Греции к России. Не удивительно, что новая Иверская Икона тоже стала чудотворной!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=864&...

Енисейск. Иверский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Иверский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Енисейске, основанный — по одним в 1623 году, по другим в 1664 году и именовавшийся Христо-рождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах города Ачинска и скончавшийся 15 апреля 1843 года. При монастыре двухклассная школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основали в 1623 г. приказные люди при боярине Иване Семёновиче Куракине (? - 1632), по указу государя Михаила Фёдоровича (1596-1645). В памятной книге девичьего монастыря сообщается, что устроительницей его и первой настоятельницей была " игуменья Параскева Салтыкова, происходившая от знатного рода " . По другой версии, Прасковья Фёдоровна Салтыкова (1664-1723), племянница воеводы Салтыкова, впоследствии супруга царевича Ивана Алексеевича (1666-1696) содержалась в монастыре как ссыльная. Монастырь сгорел при пожаре 1869 г. Был восстановлен в 1871 г. Взамен Христорождественской церкви построили каменный храм в честь Иверской иконы Божьей матери, а монастырь в 1875 г. переименовали в Иверский. При монастыре была швейно-рукодельная мастерская и монастырское духовное училище. В 1843 г. в Иверском монастыре похоронили праведного старца Даниила Ачинского. В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Основан в 1623 году игуменией Параскевой (Племянниковой), прибывшей в Енисейск из Нижнего Новгорода. Расположен в самом городе при впадении рек Мельничной и Лазаревки в реку Енисей. Енисейский Иверский девичий монастырь - именно так звучало полное название Иверского женского монастыря. Летописи называют 1623 г. годом образования обители, хотя есть и другие предположения. Основательницей называют Параскеву из Нижнего Новгорода, хотя и на сей счет есть версии. Первоначально монастырь был создан во имя Рождества Христова и назывался Христорождественским, это же название носила деревянная церковь монастыря. Она сгорела в 1673 г., вместо нее за год был построен другой деревянный храм, уже в честь Владимирской Иконы Божией Матери. Но пожары еще не раз сыграют свою решающую роль в истории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=15131

Описание: Иверская икона божьей Матери, что в Ильинской церкви в г. Великий Устюг. Литография. " Благословление от возобновляющегося Храма во имя Преподобного Отца нашего Онуфрия на месте село Крови.. от Игумена Архимандрита Амфилохия " Файл 27794.jpg:   Размер: 905x1113, 1.01 MPix, 232 Kb. Дата: 2016-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (128) , (3) . Описание: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь Сейчас икона находится в главном Троицком соборе обители на правой колонне недалеко от входа Файл 29096.jpg:   Размер: 387x640, 0.25 MPix, 75 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Иверская икона Божией Матери. XVII век, Греция. Дерево, левкас, темпера. 28.5 х 22.4 см. Музей " Новодевичий монастырь " , филиал Государственного Исторического музея. Файл 31656.jpg:   Размер: 1163x1500, 1.74 MPix, 556 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (114) , (2) . Описание: Иверская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, позолота. 13,2 х 11 х 1,8 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Файл 31659.jpg:   Размер: 834x1000, 0.83 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (2) . Описание: Иверская Парижская икона Божией Матери. XVIII век. Трехсвятительское подворье, Париж. " Икона эта - одна из " заместительниц " того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквам, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу " Файл 31662.jpg:   Размер: 730x960, 0.7 MPix, 269 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (120) , (3) . Описание: Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее. Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не толь[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010