Дворц. разряды. 3. 378, 400, 401, 407, 408, 410–412 Что это за чудотворная икона Преч. Богородицы Иверская, которая принесена была в Москву из Царяграда от Цареградского патриарха Парфения? Есть мнение, будто так названа писавшим Дворцовые разряды та самая икона, которая принесена была с Афона в 1648 г. Никону, тогда еще новоспасскому архимандриту, иверским архимандритом Пахомием в правление Цареградского патриарха Парфения (архим. Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 20. М., 1879 Но мнение это не имеет положительных оснований, и ниоткуда не известно, чтобы копия Иверской иконы Богоматери, присланная тогда Никону с Афона, считалась уже чудотворною. Почему не допустить, что еще прежде, чем прислана была с Афона Никону по его желанию точная копия с подлинной Иверской иконы, в Москву принесена была именно из Царяграда и от Цареградского патриарха Парфения другая Иверская икона, считавшаяся уже чудотворною, когда об этом прямо сказано в Дворцовых разрядах, писанных в то время, хотя до нас и не сохранилось известий, в каком году принесена в Москву эта чудотворная икона и от какого Парфения, Цареградского патриарха: от Парфения ли I (1639–1644) или от Парфения II (1644–1646 и потом 1647–1650)? Икона, присланная Никону с Афона в 1648 г., находится ныне в московском Новодевичьем монастыре, равно как и другая Иверская икона, присланная Никону оттуда же впоследствии для валдайского Иверского монастыря, находится в Валдайском монастыре (Серг. Иверск. икона Богоматери. С. 21–23, 41–46 А чудотворная Иверская икона, которая принесена была в Москву из Царяграда от патриарха Парфения и которую в 1654 г. отпустил царь Алексей Михайлович из Успенского собора в Вязьму к своему войску, не есть ли та самая чудотворная икона Иверская, которая находится ныне в Иверской часовне в Москве и особенно чтится всею Москвою и Россиею? В Иверскую часовню, всегда принадлежавшую Перервинскому монастырю, икона эта могла быть передана из Успенского собора патриархом Адрианом (1690–1700), который очень любил Перервинский монастырь и построил в нем своею келейною казною соборную каменную двухэтажную церковь и для себя патриаршие каменные же кельи (Истор. росс. иерархии. 5. 486–490

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Абрам II ...1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II ....1503 -1510; 1511 -1516 Дионисэ ...1510-1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550-1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре ..1643-1660 Доментий II ....1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII ...1676 -1687; 1691-1696 Иоанэ VII ....1687 -1691; 1696-1700 Эвдемоз II 1700-1703 Доментий III ...1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч ...1744-1756; 1763-1788 Иосеб 1756-1763 Антоний II .1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений ....1390 Иоанэ-Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543-1575 Эквтыме I.................................1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612-1659 Максима I ....1628 -1647 Бесарион I ...1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I ...1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682-1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II ....1667 -1669 Эквтыме II .....1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703-1710 Григоль II 1706-1742 Германа 1742-1754 Бесарион II 1755-1766 Иосеб 1767-1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави............1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов .....1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский.............1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832-1834 5. Архиепископ Евгений Баженов .......1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский...........1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский.........1858-1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев...............1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев....................1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев....................1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский......1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий.........1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий............1901 —1905

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Геральдическая проповедь Одним из наиболее изящных примеров православной церковной геральдики может по праву считаться герб священномученика Анфима I, митрополита Валашского, запечатленный на миниатюре 1713 года из собрания Румынской Академии наук. В нем присутствует не лев, не орел и не ангел, а иное создание Божие - улитка, ползущая навстречу сиянию звезды: символ человеческого стремления к горнему миру. Михаил Медведев старший преподаватель исторического факультета СПбГУ, член Геральдического совета при Президенте РФ Анфим, в миру Андрей, именуемый Иверским, Ивериянином, т. е. грузином (Антим Ивиряну или Ивирянул - для румын, Антимоз Ивериели - для грузинских соотечественников), родился около 1650 года по одним сведениям - в сердце Грузии, в царстве Карталинском, по другим - в месхетинской земле, в южном княжестве Самцхе-Саатабаго, в то время принадлежавшем Турции. Будущий святитель был воспитан в любви к Церкви, искусствам и книгам. Вероятно, в юности ему довелось состоять при особе низверженного царя Имеретии, Арчила II Вахтанговича, и участвовать в создании грузинской типографии в Москве. На пути домой он был схвачен разбойниками и продан в рабство, но выкуплен греческим духовенством и остался со своими освободителями. Священнический сан и монашество открыли ему путь к новым духовным высотам и вместе с тем к совершенствованию в науках и искусствах. В конце 1680-х годов иеромонах Анфим, к тому времени прославившийся как художник, каллиграф, резчик и мастер-типограф, получил приглашение от господаря Валашского, святого Константина Бранкована (кстати, ставшего впоследствии одним из первых российских Андреевских кавалеров), и по поручению господаря создал несколько церковных типографий в Бухаресте и за его пределами. В Валахии Анфиму удалось добиться невиданных успехов в издательском деле. Из его рук в свет выходили превосходные издания на церковнославянском, румынском, грузинском, греческом и арабском языках. В 1709, посетив родину, Анфим основал и первую грузинскую типографию в Тбилиси.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/37...

Всеми делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав входили руководители лаврских ведомств. По духовным штатам следующим по старшинству после наместника был казначей. В его ведении находились книги прихода и расхода всех лаврских ведомств. Начальник счетного стола сверял приходные и расходные статьи, составлял ежемесячные и годовые ведомости. Благочинный отвечал за порядок в Лавре, наблюдал за поведением монахов, послушников, распоряжался караулом. Экклезиарх ведал всеми лаврскими церквами, ризницами, утварью, выделкой и продажей свечей, колокольным благовестом и церковной стражей. Келарь ведал трапезной, просфорней и всеми съестными припасами. Помощником келаря был «ключник погребный». Блюстители обеих пещер стояли во главе братии пещер и наблюдали за порядком в пещерах и пещерных церквах. На попечении больничного начальника были больные и престарелые из числа лаврской братии. Эконом внутренний распоряжался всем имуществом внутри Лавры; эконом внешний руководил лаврскими угодьями и хозяйством вне Киева. Типограф управлял типографией. Библиотекарь ведал лаврской библиотекой. Для исповеди монахов избирался ими духовник. В 1845 году вокруг нижней территории Лавры была построена стена. Примерно в это же время на пожертвование графини А. Орловой-Чесменской в Лавре строится трапезная для бедных и больница. На ее же средства в Успенском соборе был устроен новый иконостас. В 1860 году в Лавре было открыто мужское двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковно-приходской школой. В 1895 году начинается строительство новой Трапезной церкви и трапезной палаты. В 1894 году начинается ремонт Успенского собора. В 1898 году рабочие, ремонтировавшие Успенский собор Киево-Печерской Лавры, открыли в стене нишу, в которой оказался один из богатейших кладов Восточной Европы. Здесь были спрятаны 4 больших оловянных сосуда, а также двухведерная деревянная кадушка, наполненные золотыми и серебряными монетами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Моск. главн. архив. Минис. инос. дел. Дела польские. 1654 г. ; А. Ю. и З. России. 3. 343. С. 502; 10. 4. С. 245 Дворц. разряды. 3. 425–455, 461, 470, 483–488 А. э. 4. 80, 87, 89 Доп. А. и. 3. 120; 4. 16 Архидиакон Павел Алеппский, находившийся тогда в Москве вместе с отцом своим, Антиохийским патриархом Макарием, и бывший очевидцем государева отъезда из Москвы на войну, говорит: «Образ Влахернской Богоматери поставлен был перед царем в его сани, и около царских саней несли значительное число факелов, потому что сделалось уже совершенно темно. Мы стояли, пока прошли все войска. С царем вместе уехал архиепископ Тверской в сопровождении всего своего штата, состоявшего из большого числа священников, диаконов, монахов и иконописцев» (Павла Алеппск. Путешествие Макария, патриарха Антиохийского. Кн. 10. Отд. 2 по английскому переводу в т. 2. С. 60 Это сочинение, написанное на арабском языке и разделенное на 18 книг с подразделениями, издано в английском переводе в двух томах, или волюмах, под заглавием «The travels of Macarius, patriarch of Antioch, written by his attendant archdeacon, Paul of Aleppo, in arabic, translated by F. C. Belfour». London, 1836 Для удобности мы будем цитовать это сочинение по-русски. Белорусский архив. 38 А. и. 4. 88 А. Ю. и З. России. 10. 7. Ст. 7 Вилен. археогр. сборн. 2. 53 Акт. Иверск. монастыря. изд. Археогр. комис. 88. Ст. 1 Все места, куда отправлялся тогда наместник Филофей, обозначены в грамоте царя Ал. Михайловича, данной по этому случаю от 15 окт. 1655 г. (Москов. главн. арх. Мин. инос. дел. Дела греч. Связка 34. 5 Дворц. разр. 3. 449–450, 470–471 Мурзакевича История Смоленска. С. 178, 180 Деяние Москов. Собора напечатано Субботин. в Материал. для истории раскола. 1. 9–14 Stebelsk. Chronolog. 2. 286–290 Собрание грамот касательно города Полоцка, 1–16, 20–25, 27, 28, в Древн. росс. вивлиоф. 3. С. 289–352 Белорусск. архив. 39 Первое полн. собрание закон. Т. 1. 179, 225 А. и. 4. 115, 127 А послание униатских епископов и духовенства к папе — Theiner. Documents historiques de Russie. Р. 33 и след.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Малахия 1528–1538 Meлxuceдek II 1538–1541 Германа 1541–1547 Cbuмoh V 1547–1550 Зeбeдe I 1550–1557 Hukoлoз IV 1562–1584 Hukoлoз V 1584–1591 Дopomэoз III 1592–1599 Дoмehmuй I 1599–1603 Зeбeдe II 1603–1610 Uoahэ VI 1610–1613 Захария 1613–1630 Эbдeмoз I 1630–1643 Христэфоре 1643–1660 Дoмehmuй II 1660–1675 Hukoлoз VI 1675–1676 Hukoлoз VII 1676–1687; 1691–1696 Uoahэ VII 1687–1691; 1696–1700 Эbдeмoз II 1700–1703 Дoмehmuй III 1704–1729; 1735–1742 Бесарион 1724–1737 Hukoлoз VIII 1742–1744 Ahmohuй IV–1744–1756; 1763–1788 Иосеб 1756–1763 Ahmohuй II 1788–1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений 1390 Иоанэ–Иоакимэ 1455–1474 Стефана 1470–1516 Maлaxuя I 1529–1532 Эbдeмбз I 1543–1575 Эkbmымe I 1578–1605 Maлaxuя II 1605–1639 Гpuroль I 1612–1659 Makcuмa I 1628–1647 Бecapuoh I 1647–1656 Захария 1657–1659 Cbuмoh I 1659–1666 Давид 1667–1682; 1682–1697 Cbuмoh II 1665–1681 Зbдeмoз II1667–1669 Эkbmымe II 1669–1674 Георгий 1701 Николоз 1703–1710 Гpuroль II 1706–1742 Германа 1742–1754 Бecapuoh II 1755–1766 Иосеб 1767–1776 Makcuмe II 1776–1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави 1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов 1817—1821 3. Митрополит Иона Василевский 1821—1832 4. Архиепископ Моисей Богданов–Платонов 1832–1834 5. Архиепископ Евгений Баженов 1834—1844 6. Митрополит Исидор Никольский 1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский 1858–1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев 1877—1882 9. Архиепископ Павел Лебедев 1882–1887 10. Архиепископ Палладий Раев 1887—1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский 1892—1898 12. Архиепископ Флавиан Городецкий 1898—1901 13. Архиепископ Алексий I Опоцкий 1901—1905 14. Архиепископ Николай Налимов 1905—1906 15. Архиепископ Никон Софийский 1906–1908 16. Архиепископ Иннокентий Беляев 1909—1913 17. Архиепископ Алексий II Молчанов 1913–1914 18. Архиепископ Питирим Окнов 1914—1915 19. Архиепископ Платон Рождественский 1915—1917 Католикосы–Патриархи 1. Кирион III (Садзаглишвили) 1917—1918 2. Леонид (Окропиридзе) 1918—1921

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Это послание Никона к царю — в Подлинн. деле Никона, по списку Москов. Дух. Акад. С. 18–27 . Шушер. Изв. о патр. Никоне. С. 34–37 Сам Никон в послании к Цареград. патриарху Дионисию излагал дело короче и несколько иначе (Записк. Отд. русск. и славян. археологии. 2. 521–522 а в своих Возражениях на вопросы Стрешнева написал: «По едином лете (со времени оставления кафедры) приезжал я к Москве, и государь царь свои очи дал видети и в седении ничем перед прежним не отменил, зная мою неповинность пред ним, государем. И после велел было в Колязин монастырь сослать (вот как понял Никон предложение царя о Колязине монастыре!), только я не поехал, и паки отыдохом во своя» (Возраж. на вопр. и отв. 17 О тридцати стрельцах, назначенных для охраны Никона, см. челобитную его — в Опис. Воскрес. монастыря арх. Леонида. С. 673–674. Собственноручное письмо Никона к царю по возвращении из Москвы — в СПб. Государ. архиве, между бумагами о Никоне, под 72 На обороте этого письма сделана пометка: «168 году сентября во 2 день выдал из хором Федор Полтев». Акт. Иверск. мон. 132–134 Шушер. Изв. о патр. Никоне. С. 37 История росс. иерархии, в статье о Крестном монастыре Записк. Отд. русск. и славян. археолог. 2. 586–588 Подлинная отписка Никона по этому делу к царю Алексею Михайловичу с расспросными речами — в свитке Москов. Синод. библ., по реестру вне каталога. 907 . В свитке этом 18 аршин и 14 вершков. А Подлинное дело о расспросах в Москве напечатано в Записк. Отд. русск. и славян. археол. 2. 607–610 Между тем, вопреки этому последнему документу, Шушерин говорит, будто и в Москве под пыткою диакон Феодосий во всем сознался, что приготовлял отраву для Никона, и будто государь посылал к Никону, когда он уже возвратился в Воскресенский монастырь, ближнего своего человека Иродиона Матвеевича Стрешнева спросить, как поступить с виновным диаконом, казнить ли его смертию, или в дальнюю ссылку сослать, или освободить, а Никон будто бы отвечал, что он хотел только сделать явною государю злобу Крутицкого митрополита и чудовского архимандрита на него, Никона, и предоставляет самому государю поступить с диаконом Феодосием по своей воле (Изв. о патр. Никоне. С. 37–40

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Шушер. Извест. о патр. Никоне. С. 34 Подлинное письмо патр. Никона к царю — в СПб. Государств. архиве между бумагами о патр. Никоне. 72 Написание этого письма необходимо отнести к 1658 г., потому что колокол, о котором просил здесь Никон, действительно отлит в 500 пудов с изображением Воскресения Христова и ликов Алексея Михайловича, его царицы и самого Никона и на колоколе сделана надпись, что «начало святыя вещи сей бытия» в 1 день сент. 1658 г. ( Опис. Воскр. монаст. С. 90 Сказание о создании Ивер. монастыря напеч. в книге «Рай мысленный», выпущенной из Иверской типографии 28 окт. 1658 г., и занимает здесь л. 49–73 под заглавием «Слово благополезно о создании монастыря Пресв. Богородицы Иверския и св. новаго исповедника и священномученика Филиппа, митрополита Московскаго и всея Русии чудотворца, иже на Святе озере, и о перенесении мощей св. праведнаго Иакова, иже прежде Боровечек именовася. Списано Никоном патриархом» Сказка Зюзина — в Подлин. деле патр. Никона по списку Мос. Дух. Акад. С. 226–227 . Снес. слова Никона, приведенные нами в прим. 215. Письмо Никона к царю, писанное в марте 1659 г., помещено в Подлин. деле Никона по списку Моск. Дух. Акад. С. 27–30 . Сказка Прокопия Елизарова и думного дьяка Алмаза Иванова — там же. С. 47–50 . Арх. Леонид. Опис. Воскр. мон. С. 13, 673 Записка Башмакова о поездке его к Никону — в СПб. Государств. архиве, между бумагами о Никоне, за 72 Расспросные речи Тверитинова и Семенова — в Москов. главн. архи. М. и. д. Дела духовные. Год 1659. Июля 9 Выслушав сказку этих певчих дьяков, царь велел сказать им «его государев указ, что к патриарху ездить им без указу не велено», и спросить их, «для чего они не били челом вел. государю ехать к патриарху», а когда они признали себя виновными, то приказал Тверитинова за его старость простить, а Семенова отдать под караул. Сказка дьякона Косьмы — в СПб. Государств. арх., между бумагами о Никоне. 72 Писатели эти — Страленберг, Кельх и Гадобуш (Берха. Царствование царя Алексея Михайловича. 1. 202. СПб., 1831

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

минск. грам. 115 и к братству Луцкому (Памятн. Киев. комис. 1. Отд. 1. 17 466 Иоанник. Галятовск. Мессия правдивый. С. 320–321. Киев, 1659 467 Описание Киевского Собора 1640 г. напечатано в Русск. истор. библиот. 4. С. 21–48 Что на этом Соборе сделаны многие постановления, о том свидетельствуют два уцелевшие его канона, 26-й и 66-й, напеч. в Требнике П. Могилы (см. далее прим. 488). 468 Скуминович. Przyczyny porzucenia disuniey, przeznacznemu narodowi ruskiemu podane. Rozd. 5. § 1. Wiln., 1643 Впоследствии Скуминович был латинским епископом (Петрушев. Сводн. галицко-русск. летоп., под 1659 г. С. 557 469 Сочинение Мелетия Сирига против «Исповедания веры», приписываемого Кириллу Лукарису, встречающееся и в наших рукописях (рукоп. Царского 246 напечатано было на греческом языке в 1690 г. в Букаресте иждивеним господаря Угровлахии Ивана Константиновича, воеводы ¤ . В начале книги помещены две грамоты Иерусалимского патриарха Досифея, одна к этому воеводе, а другая ко всем читателям книги, и житие Мелетия Сирига, написанное тем же патриархом. Все эти три статьи вместе с заглавием книги помещены в славянском преводе в рукописном непереплетенном сборнике Моск. Синод. библиот., значащемся под буквою А. ¤ . В первой грамоте Досифей говорит: «В наша времена мешанина ересей, нечестие, глаголю, Калуина усмотрися и посрамися; блаженный Василий воевода Синод собрав в Гиасе (Яссах) и повелев блаженному Мелетию Сиригу написати сию книгу во всеконечное изничтожение ея» (л. 343). Во второй грамоте пишет, что молдовлахийский господарь Василий Лупула «писа в Полшу, в Киев и к великому Синоду в Константинополь, не пощади имения, но расточи имения Христа ради множайшия и собра местный Синод в Гиасе при Парфении старом, патриархе Константинопольском, присущим местоблюстителем из Константинополя и Киева и самаго митрополита Российскаго Петра Могилы, христолюбезнаго и истинно преосвященнаго, и анафематствоваша убо главы сия и списателя их... И подвигне, купно с всесвят. патриархом Парфением старым, учителя Мелетия сложити настоящую книгу» (л.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Имеются еще местночтимые списки с Ржевской иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени на Поварской улице, и еще в городе Ржеве Тверской губ. Борколабовская икона Такое название икона Божией Матери носит по месту своего нахождения, в Борколабовском женском монастыре Быховского уезда Могилевской губернии. Основание его относится к 1648 году. В главной церкви его и находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. В монастырском архиве сохраняется следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, — говорится в ней, — а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор эта икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, находящихся на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в Борколабовской обители. Празднование этой иконе, 11 июля, установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским. Шуйская Смоленская икона. Сведения об этой иконе помещены под 2 числом месяца ноября. 12 июля Молдавская Афонская икона Эта икона хранится в Молдавском Богоявленском скиту, находящемся на Афоне в расстоянии одного часа ходьбы от лавры св. Афанасия. В 1863 году игумен этого скита в сопровождении нескольких иноков отправился по монастырским делам в Молдавию. Прибыв в столицу Молдавии, город Яссы, афонские иноки решили заказать здесь икону Богоматери для своей обители и стали приискивать такого мастера, который не только хорошо знал бы свое искусство, но вместе с тем был бы и хорошей жизни и имел бы страх Божий, и был бы украшен христианским благочестием. Скоро им удалось приискать в Яссах одного такого преклонных уже лет живописца, по имени Георгия Николаева, с которым и условились, чтобы он писал нужную икону не иначе, как в посте, прежде вкушения всякой пищи и непременно сам, без участия и помощи других.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010