19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Афонская кона Иверской Божией Матери «Портаитисса» или «Вратарница»     Афонская кона Иверской Божией Матери «Портаитисса» или «Вратарница»       Из собора мы прошли в параклис. В таинс­твенном сумраке небольшого храма, слабо осве­щаемого узкими окнами, в мерцающем полусве­те нескольких неугасимых огней мы увидели чудотворную икону Иверской Божией Матери.   Строгий вид Божественной Марии наводит здесь невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ее Божественного лика величест­венны, и Матерь щедрот и утехи в этом храме является будто более Матерью правосудия и грозного Судии. Черты лица Ее чрезвычайно выразительны, так что я подобной иконы, так действующей на мысль и боязненное воображе­ние, нигде не видал.   Есть, правда, на Святой Горе Афон в Хилендарском монастыре икона Богоматери так называемой Троеручицы, лику Которой тоже придано строгое выражение, но там разлит естественный свет по всем чертам, а здесь икона темна и нет на ней почти следов ее колорита. С чувством раболепного благоговения пали мы пред Божественною Девою-Матерью и в созна­нии собственного ничтожества приложились к Ее девственной деснице и поцеловали ножку Богомладенца, вся исполняющего Собою и нося­щего всяческая глаголом силы Своея.

http://isihazm.ru/1/?id=960

Описание: Иверская икона божьей Матери, что в Ильинской церкви в г. Великий Устюг. Литография. " Благословление от возобновляющегося Храма во имя Преподобного Отца нашего Онуфрия на месте село Крови.. от Игумена Архимандрита Амфилохия " Файл 27794.jpg:   Размер: 905x1113, 1.01 MPix, 232 Kb. Дата: 2016-09-24, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (128) , (3) . Описание: Задонский Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь Сейчас икона находится в главном Троицком соборе обители на правой колонне недалеко от входа Файл 29096.jpg:   Размер: 387x640, 0.25 MPix, 75 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (110) , (3) . Описание: Иверская икона Божией Матери. XVII век, Греция. Дерево, левкас, темпера. 28.5 х 22.4 см. Музей " Новодевичий монастырь " , филиал Государственного Исторического музея. Файл 31656.jpg:   Размер: 1163x1500, 1.74 MPix, 556 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (114) , (2) . Описание: Иверская Пресвятая Богородица. Конец XIX века. Дерево, левкас, темпера, позолота. 13,2 х 11 х 1,8 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. Файл 31659.jpg:   Размер: 834x1000, 0.83 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (2) . Описание: Иверская Парижская икона Божией Матери. XVIII век. Трехсвятительское подворье, Париж. " Икона эта - одна из " заместительниц " того чудотворного образа, что пребывал в Иверской часовне у Воскресенских ворот Красной площади в Москве. Когда сам образ носили по церквам, домам, больницам, то его место занимал список. Один из них был вывезен во Францию наполеоновскими солдатами. Вот этот самый список и даровала Царица Небесная бедствующему приходу " Файл 31662.jpg:   Размер: 730x960, 0.7 MPix, 269 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (120) , (3) . Описание: Одна из самых старых икон монастыря. Написана мастером в 16 веке. Сегодня хранится в Толгском храме. В монастырь была передана в 1994 году архиепископом Варнавой. До 30-х годов 20 века икона находилась в храме в селе Буртасы Урмарского района, а затем — в краеведческом музее. Свято-Троицкий мужской монастырь — одно из самых старинных церковных сооружений в Чебоксарах. Древняя православная обитель дополняет облик исторической части города и привлекает множество прихожан, среди которых не толь[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

отв. ред. Д. С. Лихачев Сказание о иконе Богоматери Иверской Сказание о иконе богоматери Иверской – предание, рассказывающее о происхождении одной из самых знаменитых святынь православного мира – чудотворной иконы божьей матери, находящейся в Иверском Афонском монастыре. Поскольку икона пребывает в храме при внутренних вратах этой обители, она называется еще Портаитисса (Вратарница); день празднования ее – вторник Светлой седмицы. Согласно популярному в средние века апокрифу (он отразился в распространенной в древнерусской письменности статье – «Воспоминание отчасти святыя горы Афонския, како наречена быстъ Святая гора и коих вин ради тако прозвася»), в «жребий» богоматери досталась именно Иверия, и это безусловно поддерживало славу чудотворной иконы Иверского монастыря. О появлении иконы на Афоне и сообщает С., известное в Древней Руси не менее чем в трех вариантах. Первый из них, под заглавием «О святогорьском монастыре, зовемем Иверской, в нем же церкви Успение пречистыа» (или «Повесть душеполезна о иконе пречистыя богородицы, како прииде из Иверского царства во Святую гору по воздуху божиим промыслом»; есть и др. варианты), местом первоначального пребывания иконы называет Трапезунд. Отсюда отрок, ставший после смерти своего отца – Иверского купца владельцем украшенной драгоценным окладом иконы, спускает ее на море, опасаясь покушений на эту семейную реликвию со стороны жадных родственников-опекунов. Далее следует рассказ о чудесном прибытии иконы на Афон и история пострижения там благочестивого отрока. Этот вариант С. появляется в рукописях XVI в. вместе с другими рассказами об афонских святынях (см., в частности, Повесть о Ватопедском монастыре): Государственный архив Ярославской области, 1265; ГИМ, Чуд. собр., 34 (в последней рукописи читается и «Воспоминание отчасти...»). В нач. XVII в., наряду с «Воспоминанием отчасти...» и Повестью о Ватопедском монастыре, первый вариант С. (под заглавием «О иконе пресвятыя богородицы, ю же отрок пусти на море, она же прииде во Святую гору») попал в Троицкое собрание сочинений Максима Грека (перечень списков собрания см.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Рубрики Библиография. «Фома» – октябрь 2022 26 мин., 25.10.2022 Поделиться Обложка : На фоне ясного синего неба радостный малыш, которого подбрасывают вверх крепкие руки молодого отца (фото Владимира Суркова/Фотобанк Лори). Сверху надпись: ТЫ РОЖДЕН СТАТЬ ВВЕРХЧЕЛОВЕКОМ. Пролог : Михаил Лермонтов. « В минуту жизни трудную. ..». Стихотворение. 1839. Фото//Фома. октябрь 2022. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. октябрь 2022. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 16 октября. День отца. [«Отец — это такое звание, подтверждать которое приходится каждый день. Стоит чуть расслабиться — и благополучная ситуация изменится моментально. Отцовство, как и материнство, — это труд. В первую очередь труд над собой. Все спрашивают, как потрудиться над детьми, чтобы они стали лучше. Потрудись над собой — и Господь подскажет тебе». Протоиерей Димитрий Рощин ]. Фото Анны Голенчук . — С.4; 26 октября. Чествование Иверской иконы Божией Матери. [B IX beke икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле еретики-иконоборцы, уничтожавшие иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места потекла кровь. Вдова пообещала воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина отнесла ее к морю и пустила по воде. Спустя два века эта икона приплыла к Афону. Монахи Иверского монастыря увидели в море огненный столп, восходящий до неба. Придя к морю, они заметили святой образ, который стоял на воде в отдалении от берега. Святыню забрали и поставили в храме. Однако на следующий день икона из храма пропала и была обнаружена над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла монахам Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После чего образ был поставлен над монастырскими воротами и назван «Портаитисса», то есть «Вратарница». А по имени обители она получила наименование Иверская]. Ил.: Иверская икона Божией Матери. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

Иверская икона Божией Матери Васильева А. В. Краткая историческая справка Первоначальную икону Божией Матери, именуемую «Иверской», предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки. С конца десятого века образ пребывает на Афонской горе в Иверском монастыре, давшем имя чудотворному образу. Икона помещается при входе в монастырь при вратах, в месте, определенном самой Пресвятой Богородицей, почему носит еще название «Вратарницы», или «Портаитиссы». Первое достоверное известие об Иверской иконе относится к IX веку - времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некой благочестивой вдове, жившей недалеко от Никеи, было поручено хранить у себя заветный образ Богоматери. В скором времени убежище святыни было обнаружено. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, но когда один из них ударил ее копьем, то из лика Пречистой потекла кровь. Женщина упросила напуганных палачей пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп, а сама, со слезами помолившись Владычице, пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, стоя, двинулся по волнам. Той же ночью мать умолила сына уйти из дома, чтобы сохранить его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание. Вскоре об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне. Единственный сын вдовы, спасшийся благодаря матери от неминуемой смерти, принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где впоследствии, в Х веке, грузинским полководцем Торникием был основан Иверский монастырь. Однажды насельники Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона удалялась от них. После усердной молитвы Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море,  иди с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять на руки чудотворную икону, которую поставили в часовне на берегу, и трое суток совершали пред ней молитвы. Потом образ перенесли в соборный храм обители, а на берегу, на месте, где он находился, открылся источник чистой сладкой воды.

http://sedmitza.ru/text/1094986.html

Сортировать по Исключить новости Об этом чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России 30 апреля. ПРАВМИР. Во вторник Светлой недели православные верующие отмечают праздник в честь Иверской иконы Божией Матери.       В IX веке, во времена ереси иконоборчества, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она в надежде сохранить святыню упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою». История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Мы удивительным образом попали на Афон в такое время, это было поздней осенью. Первые два дня была осень настоящая, с дождями, с туманами, с громом и молнией, потом два дня была зима, все завалило снегом, мы сняли зиму, потом началась весна, расцвели азалии – это в ноябре, засыпанном снегом! – и весна, когда все стало таять. То есть, Богородица нам послала все четыре времени года за одну неделю, понимая, что очень часто на Афон не съездишь. Самое сильное впечатление у меня было от посещения Иверского монастыря, где хранится самая главная афонская святыня – икона Иверской Божией Матери. Она по-гречески называется «портаитисо», в переводе – «вратарница». Раньше она, приплыв чудесным образом по морю, была помещена над воротами обители Иверской, но монахи решили, чтобы ее не украли, поставить в храме. И трижды она являлась опять на прежнем месте, и, явившись ночью настоятелю, сказала: «Не надо Меня беречь, Я вас буду беречь». Придти вот к этой иконе чудотворной – это было таким чудом и радостью, что, когда мы вошли – ну, мы все знаем, икона такого обычного стандарта, размера – а тут вдруг стоит Богородица живая перед тобой, такая огромная икона, вся черная, лика не видно, и вот в этом лике темном была такая тайна, такая настоящая Богородица смотрела на тебя, пронзая тебя свои взглядом, и все видела насквозь, и просто оставалось упасть на колени и только в плаче молиться, потому что ты стоял как перед Страшным судом, Она все знала про тебя, все видела. И вот это потрясение, которое испытывает, я думаю, каждый приходящий с верой, оно очень важно для очищения твоего и пребывания на Афоне. И ночью в монастыре монах начинает стучать в било – это такая доска длинная, и вот он стучит вместо колокола, и по поверью вот эти удары била означают удары молотка Ноя, строящего ковчег. «Бдите, скоро придет Господь, готовы ли вы к этому приходу?» И вот это очень интересное сочетание этих ударов и связи с Ноем. Вот я хочу прочитать мои ощущения от ночной службы: «Торжественная строгая монашеская служба в темном храме при свете лишь нескольких свечей и лампад, протяжное древневизантийское пение, пронизанное восточным ароматом молитв, раннехристианских пустынножителей, рождает сильное ощущение пребывания в самых первых катакомбных храмах, лишенных поздней золотой роскоши и пышных праздничных служб. Сосредоточенные, отрешенные от всего суетного мира молятся одухотворенно красивые, высокие молодые монахи. Возле стен в стасидиях, низко склонив головы в куколях, молят Бога о всеобщем спасении два очень старых молчальника. По их вдохновенным бледным лицам видно, что они видят Бога и беседуют с Ним, и от Его присутствия рядом с тобой становится так страшно, что только и можешь, заикаясь, пролепетать: «Боже, милостив буди мне грешному!» Здесь во время таинственной благословенной ночной службы вместе с иноками постепенно исчезает ощущение земли, и душа, наполненная горячим счастьем, как шар, наполненный горячим воздухом, воспаряет ко Господу».

http://pravoslavie.ru/37071.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Иверская икона Божией Матери прославилась множеством чудес и исцелений В Российском Научном Центре Рентгенорадиологии освятили мозаичный образ «Вратарницы» 11.04.2018 1092 В день Иверской Иконы Божией Матери, 10 апреля 2018 года, настоятелем Больничного храма Иверской иконы Божией Матери в Российском Научном Центре Рентгенорадиологии протоиереем Романом Марковым был освящен мозаичный образ Иверской иконы Божией Матери («Вратарницы» или, по-гречески, «Портаитиссы»). Он поздравил всех присутствующих с праздником Светлой Пасхи и днем Иверской иконы Божией Матери. Это уникальная мозаичная икона выполнена в древнем византийском стиле, в мастерской ООО «Александрия», под руководством Народного художника РФ С.А.Щербакова. Икона является списком одного из самых известных и почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Оригинал чудотворного образа Иверской Божией Матери находится на Святой Горе Афон, в монастыре Иверон. С 1648 года один из чтимых списков с Иверского образа был привезен в Россию и помещен на Воскресенских воротах Московского Кремля, которые с тех пор стали называть «Иверскими». Иверская икона Божией Матери прославилась множеством чудес и исцелений, которые записывались в особую книгу. Так, есть свидетельство, что люди избавлялись от лейкоза, параличей и других болезней. Нескончаемым потоком шли к «Иверской» москвичи и гости первопрестольной, чтобы помолиться и получить благословение. Сегодня один из старейших сохранившихся списков Иверской Божией Матери находится в Новодевичьем монастыре. На освящении присутствовали: руководитель проекта народный художник России Салават Щербаков, генеральный директор ООО «Александрия» Александр Мерзляков, руководство, сотрудники и пациенты Центра НИИ Рентгенорадиологии. Отныне мозаичный образ «Вратарницы», установленный на фасаде здания Научного Центра, будет встречать его пациентов, взрослых и детей, которые приезжают сюда со всех уголков нашей страны и зарубежья для лечения от страшного недуга – онкологии.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/11/iv...

Сортировать по Исключить новости При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. 26 октября. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери Иверской. Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. Читайте также: Иверская — икона с пронзенным ликом Настоящее Иверская: икона-путешественница Возвращение Иверской в Новодевичий монастырь (ФОТО) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Опубликована новая монография об Иверской иконе Божией Матери 02.09.2010 Опубликована монография об Иверской иконе Божией Матери (В. Г. Ченцова. Икона Иверской Богоматери. Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в середине XVII в. по документам РГАДА. М., Индрик, 2010.). В 1648 г. монахи афонского Иверского монастыря по просьбе Никона, будущего Патриарха, а в то время - архимандрита Новоспасского монастыря, привезли в Москву копию своей прославленной святыни - иконы Богоматери Портаитиссы (Вратарницы). Икона стала одной из самых почитаемых святынь России. Чудотворному образу посвящено немало исследований. Автор новой книги об иконе основное внимание уделяет документам, относящимся к появлению иконы в Москве. В. Г. Ченцова пытается по-новому взглянуть на проблему при помощи палеографического и кодикологического анализа привезенных вместе с иконой греческих грамот. Предложенный исследовательницей подход предполагает выявление " серий " документов: комплекса источников, выделяемых в одну группу по общим дипломатическим или палеографическим характеристикам (один и тот же писец, одинаковые филиграни или печати и т.д.). Подобный метод позволяет увидеть уже известные греческие грамоты, сообщающие о написании списка иконы и доставке его в Россию, в совершенно ином свете. Разыскания в фондах архива Посольского приказа Российского государственного архива древних актов (РГАДА) позволили автору выявить целый ряд документов, написанных тем же писцом, который написал грамоты-обращения насельников Иверского монастыря к царю с описанием истории создания списка с хранящегося на Афоне образа. Исследование " серии " греческих грамот этого писца, которого Ченцова пытается отождествить с известным каллиграфом XVII в. иеромонахом Антонием, стоящих на них печатей, а также историй их доставки в Москву позволило высказать предположение, что все эти документы были подготовлены в Молдавии (в так называемых " преклоненных монастырях " ).

http://drevo-info.ru/news/9110.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010