Но я ещё, может быть, и пошёл бы, но всё-таки со мной люди — я же там не один, в конце концов. Я подумал: может, правда это слишком самонадеянно? Но всё само сложилось потом. Потому что нам пришлось этот корабль оставить в Сиэтле, поскольку американцы не продлили нам визы. Ну, завредничали — они же не объясняют почему. Отказали в визе капитану и ещё двум членам экипажа. И мы вынуждены были подарить эту лодку детям в православной школе американской в Сиэтле. Ну и что: они попросили — мы оставили. В конце концов, корабль у нас не главное. — А что главное? — А главное — идея. Это был крестный ход. С нами были мощи святителя Иннокентия. Я прошёл, чтобы лично прочувствовать, себя убедить, что Русская Америка — это моя Америка. Объяснить это детям, что это наша с вами земля. Что она полита кровью русских людей. Я русский человек, я её наследник. И вообще, это просто моё дело, да и всё. У меня ещё будет много всяких дел, если Бог даст. Иркутск 6 фактов об отце Евгении Старцеве   Родился в 1962 году в бурятском селе Ильинка. Окончил Восточно-Сибирский технологический институт в 1985 году. В 36 лет стал диаконом, священником, настоятелем храма в Улан-Удэ. Восстановил несколько храмов в Бурятии. Не раз выезжал в районы антитеррористических операций на Северном Кавказе, к местам захоронений советских воинов в Монголии. С 2009 года — настоятель Михаило-Архангельской церкви в Иркутске. Иннокентий — апостол Сибири и Америки Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился в 1797 году в сибирском селе Анга. В 26 лет он начал миссионерское служение и отдал 45 лет просвещению народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Крестил десятки тысяч людей, строил храмы, открывал школы. Он сам создавал для местных народностей алфавит и грамматику, переводил книги и молитвы, обу­чал их медицине, ремёслам, сельскому хозяйству. Святитель практически непрерывно путешествовал морем, пешком, на собаках, преодолевая по 5 тысяч вёрст. При его содействии Амур был присоединён к России.

http://pravmir.ru/russkaya-amerika-sibir...

Поприще его многотрудной деятельности не ограничилось русской Америкой; он простер свой жезл даже и на Азиатский материк, именно на Якутскую область, которая жалчайшим состоянием своим обратила на себя его внимание, и через некоторое время была присоединена к его епархии. На новом месте служения, став митрополитом Московским, святитель был по-прежнему неутомим. Близко вникал в нужды духовенства, устроил огромную Островскую богадельню для вдов и сирот, основал Православное Миссионерское общество, оставил после себя много научных трудов. От природы митрополит Иннокентий имел крепкое и плотное телосложение, высокий рост, и даже в преклонном возрасте, украшенный сединами, все еще был бодр, жив, весел, добр, ласков, прост, но в то же время и сильно строг. Неутомимо деятелен и чрезвычайно опытен по жизни и духу. Одним словом – святитель. Его называли – апостол Америки. 6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви (в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке от 8 мая 1974 года) митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых. Труды: Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского(1828–1878 гг.): в 3 т., собраны И. Барсуковым – СПб., 1897–1901. Творения Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 т., собраны И. Барсуковым. – М., 1886–1888. Слово при вступлении в управление Московской паствой 26/V 1868 г.//Православное обозрение. – 1868, май. – С. 153–154. Указание пути в Царствие Небесное. – СПб., 1841; М., 1871, см. также//Известия по Казанской епархии. – 1882, 7. – С. 151; – 1886, 7. – С. 180; – 1893. – С. 18. Литература: Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883. Смирнов П. А., протоиерей. Сочинения: в 5 т. – СПб., 1896–1906, т. 2. Фиалкин В. Московский период миссионерской деятельности высокопреосвященного Иннокентия Вениаминова //Странник. – СПб., 1891, 1 и 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ИЕРАРХИЯ в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: небесная И., церковная И. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИНДИВИД понятие, обозначающее представителя к.-л. групы, к-рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к-рых он не может быть отождествлен с др. представителями той же группы ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН Васильевич Попов (1867-1938), мч. (пам. 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), богослов, патролог, проф. МДА ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист

http://pravenc.ru/rubrics/122390_11.html

За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число церквей, храмы появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов. Пытались активно сопротивляться христианизации только отдельные группы коряков и чукчей. Вскоре правительство перестает субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начинает сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы. Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Будущий святитель (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в с. Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 г. окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1821 г. рукоположен в сан священника. В 1823-м выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, 10 лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 г. переезжает на о. Ситху и обращает в православных христиан индейцев и эскимосов. В 1839 г. возводится в сан протоиерея. В 1840 г. принимает монашеский постриг с именем Иннокентий. В этом же году возведен в сан архимандрита и в связи с созданием Камчатской, Алеутской и Курильской епархии хиротонисан во епископа. В 1842-1843 гг. епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершает объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт — Мильково — Ключи — Нижне-Камчатск — Большерецк — Тигиль — Лесной острог — Дранкинский острог — Олюторка — Гижига — Охотск. В 1845 г. Преосвященный вновь посетил Камчатку с целью перевоза в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем столицы Русской Америки, создать там духовную семинарию. В 1850 г. с обозрением епархии прибывает на Камчатку. Здесь узнает о том, что он возведен в сан архиепископа. В состав Камчатской епархии тогда же водится Удский край. В 1852-м к ней присоединяются якутские приходы. В этом же году для удобства управления гигантской епархией владыка переселяется в порт Аян.

http://patriarchia.ru/db/text/52576.html

– 1903, 50. – С. 1964–965. – 1907, 40. – С. 1743. Труды Киевской духовной академии. – 1870, май-июнь. – С. 15. – 1875, июнь. – С. 209–210. Православный собеседник. – Казань, 1897, март. – С. 185; май. – С. 216–217. – 1898, октябрь. – С. 394. – 1901, апрель. – С. 51. – 1905, январь. – С. 99–110; июль-август. – С. 18. – 1907, апрель. – С. 579–586; май. – С. 708–736; ноябрь. – С. 120–147. – 1908, март. – С. 384. Странник. – СПб., 1872, май. – С. 73. – 1891, май. – С. 83. Церковный вестник. – 1891, 4. – С. 62–63. Душеполезное чтение. – 1897, ч. 2. – С. 662, 669. Русская старина. – 1874, август. – С. 778. – 1879, апрель. – С. 268, 303. – 1882, апрель. – С. 182, 185; июнь. – С. 28–29; октябрь. – С. 179. – 1888, март. – С. 715. Православное обозрение. – 1868, январь-декабрь. – С. 1, 30–31, 76–91, 138. – 1870, декабрь. – С. 428–430. – 1889, сентябрь-декабрь. – С. 742–769. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 4. – С. 79; 19. – С. 417. – 1873, 3. – С. 61–63. – 1879, 9. – С. 166. – 1880, 17. – С. 267. – 1891, 24. – С. 771. – 1897, 18. – С. 861. Исторический вестник. – 1887, апрель. – С. 213–214. – 1889, август. – С. 370. – 1896, август. – С. 431. – 1906, апрель. – С. 290. Хибарин И. Русская Церковь и дружба между народами//Журнал Московской Патриархии. – 1959, 11. – С. 48–51. Журнал Московской Патриархии. – 1945, 3. – С. 69, 70. – 1949, 7. – С. 36–44. – 1950, 7. – С. 75. – 1960, 7. – С. 46–47. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, февраль. – С. 573; март. – С. 346, 352. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т.5. – С. 963, 972; т.8. – С. 232. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 945; т. 2. – С. 1602. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 121–122. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Семинаристы вспоминали: – …Помню, шибко бедно Ваня одевался… – А куда ему наряжаться, если из библиотеки не выводился?! – Во, во, всё читал и читал. И богословские книги, и по механике… – Верно речено, по одёжке принимают, по уму провожают… Бедное житьё не печалило деревенского парнишку, коль с раннего детства привык спокойно и смиренно переносить житейские горести, спасаясь боговдохновенной молитвой и усердным трудом. Даже утоляя голод хлебом с мякиной и пустой похлёбкой, прозываемой баланда, Иван Попов не по дням, а по часам наливался силой богатырской. Про эдаких в деревне говаривали: сельский увалень, косая сажень в плечах. Господь готовил сего семинариста к апостольскому служению на ниве христианского просвещения диких народов Америки, Сибири и Дальнего Востока. Готовил к будущим тяжким трудам и великим подвигам Христа ради, к смертельно опасным путешествиям по морям и океанам, по таёжным сибирским хребтам и заснеженной тундре. В семинарии изрядно собралось одноименных однофамильцев; и, бывало, учитель велит: – Иван Попов, пройди-ко, любезный, к доске и прочти-ко на память псалом тридцать три да чтоб от зубов отскакивало… И три Ивана Поповых вздымаются над партами… В 1814 году в семинарию приехал новый ректор – архимандрит Павел. Глянул списки семинаристов и схватился за голову: – О, Господи!.. Да у вас же уйма однофамильцев с одинаковыми именами. Вон сколь Ивановых Иванов… – Да и Поповых Иванов не меньше, - подсказал учитель. – Такая путаница с одноименными однофамильцами… – Надо что-то придумать… – Хорошо бы, сделать добавку к фамилии, – посоветовал учитель. – С указанием – откуда родом семинарист. Скажем, Иван Попов из села Ангинского. Значит будет Иван Попов-Ангинский… – А что, добрая мысль. Так и сделаем. Вот в семинарии и появились Иван Попов-Ангинский, Иван Попов-Тункинский, Иван Попов-Тайтурский. Выходит, первый Иван из села Ангинского, второй из села Тунка, третий из села Тайтурка – все известные села Иркутской губернии. А в 1814 году от Рождества Христова ректор семинарии, архимандрит Павел (Некрасов) за превосходные знания в науках, и особо в богословии, присвоил студенту богословия Ивану Евсеевичу Попову фамилию – Вениаминов, дабы увековечить имя славного иркутского Владыки Вениамина (Багрянского), что накануне покинул сей мир, почил в Бозе, как говаривали встарь.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/18/...

Весьма был бы счастлив, ежели бы оторван был от этих занятий приглашением нашей государыни сопутствовать ей в Иерусалим; но, правду сказать, немного имею надежд, чтобы это предположение осуществилось. Государыня продолжает желать пламенно этого поклонения, и я стараюсь поддерживать ее в этом благом намерении; но тут примешивается множество соображений и финансовых, и дипломатических, и самого состояния здоровья, которые, ежели ни то, так другое, послужат помехою. …Не теряю надежды поблагодарить глубокоуважаемого Блаженнейшего Патриарха 642 . Пусть он молит Бога, чтобы царица наша успела совершить желаемое ею поклонение, и тогда они получат более, нежели сколько смогут собрать от нас – более богатых желанием, нежели деньгами. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 349–349 об. 358. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 29 декабря 1871 г. – Получено в Иерусалиме 2 февраля 1872 г. – Копия Жаль старика Джальда – не дождался он креста, который был уже совсем на мази. Спасибо ему и за то, что он хотя дождался окончания нашего дела 643 . Не малым утешением моей нынешней жизни служат воспоминания моего путешествия на Восток и поклонение Св. Гробу Господню. Дневник моего путешествия, написанный мною наскоро, чтобы для себя упрочить все малейшие его подробности, был читан императрицею во время пребывания в Ливадии. Она, по-видимому, осталась довольна этим чтением, но мне хотелось бы несколько большего результата, а именно: чтобы оно подвигнуло ее к путешествию в Иерусалим и обратило ее внимание на все невыгодные стороны положения нашей Духовной Миссии в Св. Граде. Я неоднократно останавливался на этом предмете и говорил о личностях в том именно расчете, что государыня прочтет мои записки. ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 350–350 об. 629 Имеется в виду обсуждавшаяся в 1870 г. в Св. Синоде, по инициативе митрополита Иннокентия, идея об отозвании Антонина из Иерусалима и возведении его в епископский сан с назначением епископом Северо-Американским. 630 Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), митрополит – выдающийся деятель Русской Православной Церкви, просветитель Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1796 г. Синод утвердил решение об основании на Кадъяке особой епархии, управлять которой был назначен начальник миссии архимандрит Иоасаф, посвященный в 1799 г. в епископы. Но вскоре он погиб при кораблекрушении. Возглавил Кадъякскую миссию и епархию иеромонах Гедеон. В 1807 г. его сменил Герман, который взял основную заботу по сохранению миссии. Кадъякская миссия просуществовала до 1837 г. – до кончины Германа, причисленного впоследствии Русской Православной Церковью за свой подвижнический труд к лику святых 187 . Труд подвижников Кадъякской миссии продолжил посланный из Иркутской епархии молодой священник Иван Евсеевич Попов- Вениаминов, прозванный впоследствии за свой самоотверженный миссионерский труд «апостолом Русской Америки». «Апостол Русской Америки» В 1824 г. вместе с семьей он прибыл на Алеутские острова. Место нового служения о. Иоанна первоначально – небольшой остров Уналашка в составе Алеутского архипелага – был типичным заполярным краем с суровым климатом – «вечной осенью с ветрами и туманами». В 20-ти поселениях-стойбищах ютилось в землянках 370 жителей: алеуты, креолы и немногие сезонные русские промысловики. Сначала Иоанн с семьей жил в землянке, позже срубил избу из вынесенного прибоем плавника. Он и его семья испытали все беды и лишения в этом далеком и суровом крае, питались нередко одним китовым жиром, а чаще терпели голод. С помощью местных жителей о. Иоанн соорудил церковь , сам внутри расписал ее и вырезал иконостас, сам же изготовлял и свечи. В 1825 г. он открыл в Уналашке школу на 25 мальчиков, которых обучал по составленным им учебникам. О. Иоанн для местных жителей был не только священником и учителем, но и кузнецом и лекарем. Он ввел оспопрививание, чем спас жителей от грозящей эпидемии. Свою миссионерскую и пастырскую деятельность о. Иоанн начал с изучения местных языков, преданий, традиций, обычаев и нравов жителей. Он выучился довольно свободно изъясняться на местных языках, а для наиболее распространенного в этой местности алеутского составил азбуку из церковно-славянских букв, а затем грамматику этого языка, на который перевел «Катехизис» и «Евангелие от Матфея». На местных языках он проводил и богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий, святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки (ВениаминовПопов Иван Евсеевич) († 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии. Образование получил в Иркутской духовной семинарии. 13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования. 18 мая 1821 года рукоположен в сан священника. 29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку. 22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт. 25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея. 29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского. С 21 апреля 1850 года – архиепископ. В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова , † 1867). Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Апостол Сибири святитель Иннокентий и писатель Иван Гончаров В жизни писателя Ивана Александровича Гончарова была необыкновенная встреча с человеком, который впоследствии был признан святым и канонизирован Русской Православной Церковью. Возвращаясь в 1854 г. с Дальнего Востока в Петербург через Сибирь, автор «Фрегата " Паллада " » в Якутске лично познакомился с будущим московским митрополитом, а в то время архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым). Святитель Иннокентий Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) был выдающимся церковным деятелем, миссионером, просветившим светом Евангелия народы Восточной Сибири и Русской Америки. Сначала он был священником в Иркутске, в 1823 г. вызвался ехать священником на остров Уналашку, где обратил в христианство алеутов. Для этого он изучил алеутский язык. Благодаря его стараниям, христианство распространилось по всем Алеутским островам. Затем он был переведен на остров Ситху, где распространил христианство среди колошей. В 1840 г. по смерти жены он принял монашество и стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Двадцать семь лет длился его апостольский подвиг в Восточной Сибири. Святое Писание было переведено на якутский, алеутский и Курильский языки. В 1868 г. был назначен митрополитом Московским и Коломенским и стал руководить миссионерским обществом. Честная кончина святителя Иннокентия последовала в страстную субботу в 1879 г. Это ли был не ясный знак его святости? Ныне его святые мощи покоятся в Свято-Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Нужно сказать, что Гончаров со свойственным ему чутьем осознал необычный масштаб личности владыки, о котором ко времени их встречи уже писали в русских газетах и журналах. Готовясь к путешествию, Гончаров много читал, в том числе и о миссионерской деятельности Русской Церкви в Сибири. Прежде всего прочел он книгу самого преосвященного владыки, тогда еще протоиерея, «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840). Книгу писатель оценил высоко: «Прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края.

http://pravoslavie.ru/5229.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010