С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения — 1809 руб. ассигнациями, 5 червонных золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд” [ 19 ] . Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что в период Отечественной войны 1812 года перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех. Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы. Справка об авторе: иеромонах Серафим (Амельченков), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Смоленской епархии [ 1 ] Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Санкт-Петербург, 1864.С. 246-247; Описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, находящейся в Смоленском Успенском соборе. Смоленск, 1894. С. 8; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 2 ] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8/Отв. Ред.: И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. – М.: Мысль, 1989. – 752 с. С. 301-302; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14; Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1905. С. 22; Грачев В.И. К истории 1812 года. Смоленск, 1911. С. 4-5/Памятная книжка Смоленской губернии на 1912 год. Смоленск, 1912. [ 3 ] Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. (К 300-летнему юбилею городской стены). Смоленск, 1902. С. 13-16. [ 5 ] Орловский И. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич (1769-1834 г.)/ Мурзакевич Н.А., священник. История города Смоленска. Смоленск, 1903. С. 16; Орловский И. Смоленская стена 1602-1902. Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска. Смоленск, 1902. С. 14-15, примеч. 1).

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

1. Архимандрит Андрей. Житие Преподобного Герасима, Болдинского чудотворца. М., 1893. 2. Виноградов И.П. Исторический очерк г. Вязьмы с древнейших времен до 17 века (включительно). М., 1890. 3. Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. СПб., 1912. 4. Иванов М.В. Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII - первая треть XX века). Смоленск, 2005. 5. Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 4. Смоленск, 2004, с. 265. 6. Лесли О.Н. Лесли в войне 1812 года. Смоленск, 2005 7. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Смоленская губерния. Сост. М. Цебриков. СПб., 1862. 8. Памятная книжка Смоленской губернии. Смоленск, 1878. 9. Памятная книжка Смоленской губернии. Смоленск, 1898. 10. Подмазо А.А. Большая Европейская война. 1812-1815. Хроника событий. М., 2003. 11. Россия. Полное описание нашего отечества. Т. 9. Верхнее Поднепровье и Белоруссия. Под ред. П.П. Семенова. СПб., 1905. 12. Русский биографический словарь. Т. И-К. Репринт. М., 1994. 13. Смоленские епархиальные ведомости (СЕВ). Маршрут Смоленской иконы Божией Матери. Смоленск. N 11, 1912. 14. СЕВ. N 21. О деятельности Спас-Телепневского попечительства. Смоленск, 1895. 14. СЕВ. Адрес-календарь Смоленской епархии. Смоленск, 1897. 15. Смоленское земство и народное образование. 1865-1918 годы. Сборник материалов ГАСО (Государственного архива Смоленской области). Смоленск, 2004. 16. Сперанский И. Деятели Смоленского края на пользу церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования. СЕВ. N 13, 1899. 17. Смоленская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб, 1868. 18. Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск. 1904. 19. ГАСО. Ф. 391, оп. 1, д. 3. Фонд И.И. Орловского. Историко-статистическое описание села Спас-Телепнева (1903 г.). 20. Филиал Государственного архива Смоленской области в г. Вязьме. ФГАСО (г. Вязьма). Ф.81. оп. 1, св. 2, д. 12. Ведомости о церквях Вяземского уезда. Спас-Телепнево. Ново-Никольское ( 1870 г.).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

98 Примером постоянного самоукорения могут служить слова одного из наших пастырей-подвижников. «Все, что я делаю доброго, – часто повторял он, – то делаю по милости Божией. А помощь Божию я на себе вижу во всем и считаю себя нерадивейшим, худшим из всех па­стырей русских, потому что если бы эти дары Божии, мною получаемые, были у кого-нибудь другого, он сделал бы добра гораздо больше, чем я». 114 В настоящее время пастырю затруднительно иметь такие познания о своих пасомых (особенно в городских приходах), но это все-таки обязывает его иметь хотя бы общие сведения о прихожанах. 153 Цит. по Я.Горунович. «Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви». Смоленск, 1899, с.44. 154 Цит. по Я.Горунович. «Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви». Смоленск, 1899, с.45. 155 Цит. по Я.Горунович. «Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви». Смоленск, 1899, с.47. 169 Я.Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899, с.135. 172 Я.Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899, с.143. 178 Я.Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899,с.140. 188 Я.Горунович. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899, с.147. 211 И.Заварин. Пастырское служение по учению св.Исидора Плусиота. Православный Собе­седник. 1899, ч.II. Письмо 306, с. 245. 223 Сочинения преосв.Тихона. 1836, т.6, с.52; т.7, с.97, 246; т.8, с.74–75, 133, 292; т.9, с.156; т.10, с.78; т.11, с.114; т.13, с.91; т.15, с.277. 228 Вино не возбраняется запаведью Божией, но если оно искушает – лучше совсем не пить. В тех же случаях, где клир соблазнял народ подобным невоздержанием, иереям необходимо ради Церкви и восстановления иерейского достоинства, в порядке епитимьи за братьев совсем отказаться от принятия вина. 234 Прот.Иоанн Сергиев. Мысли о богослужении Православной Церкви. М,1894, с.150, см. у Гр.Дьяченко, т.3, с.630. 243

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Заборье. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Это село одно из древних в Поречском крае. До образования уезда оно входило в состав Щуцкого стана Дворцовой Порецкой волости. Об этом свидетельствуют строки из работы протоиерея А. Лавровского «Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии» (Смоленск, 1884), а также сведения из статьи «Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII века» (Смоленск, 1868) (Лавровский А., протоиерей. Исторический очерк о состоянии Смоленской епархии, составленный на основании разобранных церковных дел архива консистории от 1721 по 1738 год//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1884. - С. 712; Духовный приказ в Смоленске во 2-й половине XVII в.//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1868. - С. 253). В материалах, составленных в помощь приходским летописцам, читаем: «В селе Заборье церковь деревянная во имя Успения Пресвятой Богородицы, весьма ветхая, при ней колокольни и ограды нет; оная церковь устроена в 1617 г. смоленской шляхтою Марией Ивановой дочерью Пом ...ою» (Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1871. С. 664). В 1707 г. митрополит Сильвестр III выдал в храм антиминс (Обозрение древних антиминсов, находящихся в ризнице Смоленского архиерейского дома, с краткими археологическими сведениями об антиминсах Православной Церкви вообще//Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1874. - С. 893). В 1737 г. ветхий храм был разобран и на его месте выстроена новая деревянная (дубовая) церковь, освященная, как и прежняя, в честь Успения Божьей Матери. Средства на возведение храма выделил полковник Дионисий Иванович Рачинский (Сперанский И. Указ. соч. - С. 728). В церкви было два придела: Успенский и Никольский. В 1815 г. Наталья Александровна Баранцева построила в селе второй храм, каменный. Он был освящен во славу Преображения Господня. Но главной церковью считалась Успенская. Она была теплой, т.е. в ней можно было совершать богослужения зимой (Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. - Смоленск, 1897. - С. 46).

http://sobory.ru/article/?object=26158

Паны согласились. Приехавши в свой стан, послы держали совет. Филарет говорил: «Того никакими мерами учинить нельзя, чтоб в Смоленск королевских людей впустить; если раз и не многие королевские люди в Смоленске будут, то нам Смоленска не видать; а если король и возьмет Смоленск приступом мимо крестного целованья, то положиться на судьбы божии, только б нам своею слабостью не отдать города». Потом призваны были за советом дворяне и все посольские люди, спрошено: «Если Смоленск возьмут приступом, то они, послы от патриарха, бояр и всех людей Московского государства, не будут ли в проклятии и ненависти?» Все отвечали: «Однолично на том стоять, чтоб в Смоленск польских и литовских людей не пустить ни одного человека: если и не многие королевские люди в Смоленске будут, то нам Смоленска не видать. Если которая кровь прольется или что над Смоленском сделается, то это будет не от нас; только б своею слабостью Смоленска не потерять». Смоленские дворяне и дети боярские, бывшие при посольстве, сказали: «Хотя в Смоленске наши матери и жены и дети погибнут, только бы на том крепко стоять чтоб польских и литовских людей в Смоленск не пустить». На другой день послы объявили панам это решение, просили со слезами, чтоб король не приступал к Смоленску, но и слезы не помогли. 21 ноября все войско приступило к городу, зажгли подкоп, взорвали башню и часть стены сажень на десять три раза поляки вламывались в город и три раза были отбиты. 29 ноября послам велено было приехать к Жолкевскому, у которого они нашли всех других панов. Те же предложения со стороны поляков, тот же ответ со стороны послов. 2 декабря новый съезд; Сапега встретил послов словами: «Надумались ли вы? Впустите ли в Смоленск королевских ратных людей? Знайте, что Смоленск не взят только по просьбе гетманской и нашей; король показал милость, чтоб не пролить крови невинной вместе с виновною». Тот же ответ от послов. Паны продолжали: «Государь вас жалует, позволил вам писать в Москву, только пишите правду, лишнего не прибавляйте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

446 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 215–216. 452 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 210–211, 213–214. 460 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 523. 462 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 525. 467 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 30. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 216–218. 473 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 3, стр. 536–538. 483 Библиотека МДА. Феодосий (Процюк), Архиепископ. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 годы. (По материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархии). Приложение 32. Машинопись. Смоленск, 1978. Т. 5, стр. 232–233. 484 Николай Доненко, протоиерей. Священномученик Макарий, Епископ Днепропетровский//Наследники Царства. Симферополь, 2000. Кн. 1, стр. 345. 488 Свидетельство Вадима Игоревича Шмидта по рассказам матери – Евгении Валерьевны Нориной ( 16 июля 1999 г.). 490 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р-5919, оп. 1, д. 1, л. 135 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Лики и лица: Елена Маркова , ландшафтный архитектор, ныне инженер и студентка Московского строительного университета, прихожанка храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве/Фото Сергея Тетерина//Фома. - – август 2007. – С.76. – (рубрика « Лики и лица »). СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.77-92. (На заставке: Успенский кафедральный собор города Смоленска – фото Б. Кремера/образ святого мученика Меркурия – иллюстрация Константина Цевменко) Смоленск: защита веры: Смоленская область – только факты //Фома. - – август 2007. – С.79,80-81. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Смоленская область. Карта /Инфографика Юрия Зеленцова//Фома. - – август 2007. – С.79. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Виктор Маслов, губернатор Смоленской области . Барьер на пути бездуховности //Фома. - – август 2007. – С.80. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Хранить и защищать //Фома. - – август 2007. – С.82-83. – (рубрика « Смоленск: защита веры »). Силой или словом? Смоляне отвечают на вопрос: - Нужно ли защищать свою веру, и если да, то как?//Фома. - – август 2007. – С.84-85. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). Свою точку зрения высказали: Епископ Вяземский Игнатий , викарий Смоленской епархии. Защищать, но не в угоду политике . – С.84; Виктория Кирпанева , врач-стоматолог. В гармонии с Богом. – С.84; Константин Цевменко , иконописец. Постигать себя сложнее, чем стрелять по врагам . – С.85; Глеб Полянский , курсант Военной Академии Войсковой противовоздушной обороны имени маршала Василевского. Слов не всегда достаточно . – С.85. Бойцы невидимого фронта . Защита веры в «современном формате»/Автор – Алексей Соколов ; Фото Дениса Маханько//Фома. - – август 2007. – С.86-92. - (рубрика « Смоленск: защита веры »). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.93-122. Настоящее прошлое: Ты не видишь звезд? К 80-летию писателя Юрия Казакова /Автор – Дмитрий Урушев , историк, член Союза журналистов России; Фото А. Фирсова, Н. Савиной//Фома. - – август 2007. – С.95-98. – (рубрика « Настоящее прошлое »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

С учетом того, что население Смоленской области за эти сто лет сократилось более чем вдвое (повлияли Великая Отечественная война, миграция), католики сохранили свою паству. В то же время доля православных христиан существенно сократилась, так как по разным оценкам от 8 до 30% граждан являются неверующими, что не удивительно, поскольку на протяжении 70 лет атеистическое, материалистическое мировоззрение считалось нормой. Помимо того, в число верующих граждан по статистике включаются сторонники различных религиозных конфессий, представленных на Смоленщине: 1. 2 православные старообрядческие общины (г. Смоленск, г. Сычёвка); 2. 1 Евангелическо-Лютеранская община; 3. 10 еврейских религиозных организаций (9 в г. Смоленск и 1 в г. Рославль); 4. религиозная организация мусульман Смоленска и Смоленской области; 5. 21 религиозная организация евангельских христиан-баптистов (4 в г. Смоленск, по 1 в ст. Игоревская Холм-Жирковского района, г. Сафоново, пос. Каспля, г. Ярцево, пос. Монастырщина, г. Рославль, г. Ельня, г. Вязьма, г. Дорогобуж, г. Починок, пос. Стодолище Починковского района, г. Велиж, г. Десногорск, г,Гагарин, г. Демидов, Христианская Миссия Милосердия «Неемия»); 6. 19 религиозных организаций христиан веры евангельской (пятидесятников)(7 в г. Смоленск, 2 в г. Ярцево, по 1 в г. Демидов, г. Сафоново, г. Рудня, г. Рославль, г. Десногорск, г. Гагарин, г. Вязьма, д. Лосня Починковского района, пос. Кардымово, реабилитационная Миссия служения осуждённым «Новая Жизнь»); 7. 7 религиозных общин Адвентистов седьмого дня (г. Смоленск, пос. Верхнеднепровский Дорогобужского района, г. Сафоново, г. Вязьма, г. Ярцево, г. Десногорск, г. Гагарин); 8. 2 религиозные организации христиан веры евангельской «Христианская Харизматическая церковь» (г. Смоленск, г. Рославль); 9. 2 религиозные организации свидетелей Иеговы (д. Новосельцы Смоленского района, г. Дорогобуж); 10. 1 религиозная организация «Объединенная Методистская Церковь»; 11. 1 религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны);

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/...

Он же им ложно сказал, что хочет дать, и говорил им, чтобы они послали в Смоленск, чтобы Смоленск сдался королю. Митрополит тут первое крепкое стояние показал, про то отказал, чтобы написать в Смоленск, [говоря]: «Как будет сын твой на Московском государстве, все Московское государство будет под сыном твоим, не только Смоленск; и тебе, государю, недостойно стоять под вотчиной сына твоего. Всем Московским государством целовали крест сыну твоему, а ты стоишь под Смоленском». Королю же то первое посольство их стало нелюбо, и [он] к Смоленску начал приступать и подкоп вести. В Смоленске же воевода боярин Михаил Борисович Шеин сидел крепко, никак ни на что не прельстился и с архиепископом был в ссоре из-за того, что архиепископ хотел сдать город королю. Король же и паны рада прельщали Михаила Борисовича много [с тем], чтобы он сдал Смоленск. Он же им отказывал, [говоря]: «Отнюдь Смоленска не сдам, а как будет королевич на Московском государстве, и мы все его будем». 250. О походе гетманском из Москвы, и о взятии царя Василия с братьями, и о приезде всяких людей под Смоленск. Гетман же Жолкевский, когда был в Москве, государевой казной начал владеть и литовским людям давать, а король прислал в казначеи московского изменника, торгового мужика гостиной сотни Федьку Андронова. Он же еще больше пакости московским людям творил. Гетман же, устроив в Москве осаду, укрепил [ее] литовскими и немецкими людьми Александра Гашевского и взял с собою многую казну и царя Василия братьев: князя Дмитрия Ивановича с княгиней и князя Ивана Ивановича Шуйских взял с собою. И, зайдя в Осифов монастырь, царя Василия взял с собою, и пошел к королю под Смоленск. О, горе лютое Московскому государству! Как, не боясь Бога, не помня крестного своего целования и не постыдясь от всей вселенной сраму, не померли за дом Божий Пречистой Богородицы и за крестное целование государю своему! Хотением своим отдали московское государство латынянам и государя своего в плен! О, горе нам! Как нам явиться на праведном Суде Избавителю своему Христу? И как нам ответ дать за такие грехи? И как нам иным государствам на их укоризны ответ дать? Не многие же враги то задумали, а мы все душами погибли! Гетман же пришел с царем Василием к королю под Смоленск, и поставили их перед королем и объявили ему о его службе [королю].

http://sedmitza.ru/lib/text/439342/

2004 г. — Смоленская духовная семинария. 2006 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). 2009 г. Смоленский государственный университет (кандидат исторических наук). 2017 г. Христианская богословская академия в Варшаве (доктор теологии). Место работы: Братство православных следопытов (Председатель) Место работы: Крутицкое Патриаршее подворье (Москва) (Настоятель) Место работы: Синодальный отдел по делам молодежи (Председатель) Епархия: Московская (городская) епархия (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Серафима (Амельченкова) при наречении во епископа Люберецкого, викария Патриарха Московского и всея Руси. Монографии 1. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. — Смоленск, 2006. — 192 с.: ил. 2. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. — Смоленск, 2010. — 352 с.: ил. 3. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). — Смоленск: Свиток, 2012. — 256 с.: ил. 4. Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. — Смоленск: Свиток, 2012. — 304 с.: ил. 5. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России. Смоленск: Свиток, 2017. 416 с.: ил. 6. Polski i rosyjski wymiar duszpasterstwa witego mczennika Serafina (Ostroumowa), arcybiskupa smoleskiego, Warszawska Metropolia Prawosawna, Warszawa 2019, s. 334. Учебные, дидактические издания 1. Служение Слова. Проповеди и речи 2018-2019. — М.: Издательский дом «Познание», 2021. — 328 с., ил. 2. Православное пастырство: Бог и человек в таинстве спасения . Учебник по специальности «Теология». — Москва: Издательский дом «Познание», 2023. — 272 с. Статьи 1. Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и время ее написания//Авраамиевские чтения: сборник научных статей. Вып. V — Смоленск: Универсум, 2008.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199059...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010