I. Покровский собор Покровская церковь в селе Измайлово – вотчина боярина Ивана Никитича Романова существовала, как видно из книг Патриаршего Приказа (за 1640 г.) и из выходных (за 1644 г.), – еще в 1640 году, но тогда она была деревянная. В одном из документов Московского Архива Министерства Юстиции 1 , 1672 года читаем: «За боярином за Иваном Никитичем Романовым старинная отца его вотчина село Измайлово на речке на Фобке, а Измайловка тоже, а в нём церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да два предела Макария Калязинского чудотворца да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора древяна шатром вверх». Царь Феодор Алексеевич вместо этой церкви построил каменную в 1679 г. Покровский собор Наружные ворота в Измайловскую богадельню В Московском Отделении Общего Архива министерства Императорского Двора нам удалось найти интересные документы, относящиеся к внутреннему украшению упомянутого храма 2 . Станочные мастера Ивашка Наумов, Ивашка Терентьев, Сенька Тимофеев, Стенька Максимов 3 , Ивашка Саадашный 4 , Гарасим Прокопьев, Аникий Иванов, Родка Иванов 5 и другие на новом Потешном дворе тешут доски для иконостаса Покровского собора села Измайлова. Резного дела мастера – иноземец Степан Зиновьев 6 и Клим Михайлов с товарищами делали резной деревянный иконостас, киоты, тябла, тумбы (под иконы), столбы, кзымсы, капители и базы 7 ; резчик – старца Ипполита ученик Мишка Григорьев резал кзымсы 8 , а стрелец Митька Степанов точил капители и базы к столпам иконостаса 9 . Московские и кормовые иконописцы первой статьи – Семен Павлов, Ермил Прокопьев, третьей – Любим Иванов, Потап Палчевский, Василий Иванов, Елисей Григорьев, Григорий Андреев, Михаил Иванов «к тому же иконостасному делу поклеивали и олифили 69 горбылей деревянных под серебрение 10 , а красками по серебру писал живописец Лазарь Иванов, при чём употреблял следующие краски: бакан и ярь веницейские, киноварь, блягиль и белила немецкие 11 . Кормовые живописцы первой статьи – Василий Пузыревский, Иван Киселевский, Артемий Созонов, Фёдор Свидерский, живописцы – Карп Золотарев, Карп Иванов, Василий Познанский, живописного письма ученики – Логинка Михеев и Матюшка Свидерский серебрили, золотили и расписывали разными красками тумбы, столпы с базами и капителями, киоты, кзымсы, образные дощечки, киоты и кружки к тяблам и к кзымсу (под золото) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Лотошино. Церковь Спаса Преображения (старая). Церковь Преображения Господня (старая) /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим документам, датированным периодом 1774–1857 гг., храм в селении Лотошино до XIX в. был деревянным. В начале XIX столетия князья Мещерские построили каменный двухэтажный храм с шестью престолами. Основной престол был освящен в честь Преображения Господня, остальные — во имя Святой Троицы, святителя Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского, благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня храма стояла отдельно от него. Сломан в 1936 г. В наши дни у места храма поставлен памятный крест. http://forum.vgd.ru/2387/80012 / Село Лотошино, в нем церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами, во имя Казанския Божия Матери и Василия Великаго, освященными, каменная, в твердости. Утварию довольна, построена в 1792 году, однокомплектная, книги приходорасходныя деньгам и опись церковной утвари имеются, земли при ней отмежовано 36 десятин, приходских дворов 175 и в них мужескаго пола 921 женскаго 926 душ, разстоянием от эпаршескаго города 70, от уезднаго 55 верст, в близости имеются селы: село Калицыно в 10-ти, село Щеглятьево в 15 верстах. В 1828 году служили: Священник Василий Алексеев - 23 года. В чтении и пении хорош. Окончивший богословский курс, аттестат имеет, в котором рекомендован успехов хороших, с поведением весьма хорошим, проповеди сказывает по назначению. Невдов. Произведен в священника в 1827 году и граммату имеет. Родства между собою не имеют. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Марья Иванова - 15 лет. Дочь их Надежда - 3 месяца. Диакон Димитрий Иванов - 28 лет. В чтении и пении хорош. Из философскаго класса. Состояния хорошаго. Невдов. Произведен в диакона в 1821 году и граммату имеет. Жена его Пелагия Михайлова - 22 года. Дьячек Василий Семенов - 25 лет. Читает и поет хорошо. Из Старицкаго уезднаго училища нисшаго отделения. Женат 1-м браком. Определен в дьячка в 1820 году и граммату имеет. Жена его Мавра Андреева - 23 года. Дети их: Марфа - 5 лет, Михаил - 3 года, Елена - 7 месяцев. Пономарь Петр Иванов - 23 года. Читает и поет хорошо. Из Тверскаго уезднаго училища высшаго отделения. Женат 1-м браком. Определен в пономаря в 1827 году и граммату имеет. Жена его Ксения Павлова - 24 года. Престарелый пономарь Павел Андреев - 61 год. Жена его Татиана Федорова - 56 лет. Дети их: Александра - 28 лет, Акилина - 22 года. Прихожан в селе Лотошино, в деревнях: Ивановское, Ашенево, Хилово, Кудрино, Звягино, Пешки, Абушково, Харпый, Софейское, Турово - 175 дворов (921 мужчина, 926 женщин).

http://sobory.ru/article/?object=23553

30 августа 1911 года пять пушечных выстрелов оповестили киевлян о начале торжеств по поводу открытия памятника императору Александру ΙΙ, приуроченных к 50-летию со дня отмены крепостного права. Памятник располагался на Царской (ныне Европейской) площади, к которой потекли тогда волны народа. Шли тысячи учащихся со своими знаменами, гимназисты с оркестром, потешные войска, гимназистки и дети из разных школ потянулись вдоль аллеи Владимирской горки и спускались ручьями вниз, окаймляя улицы. Часть войск, назначенная на парад, построилась шпалерами и заняла обе стороны Крещатика. Парадом командовал генерал-адъютант Иванов. На Царскую площадь к 9 с половиной часам утра собрались придворные чины и дамы, сановники и министры, военные генералы и офицеры, лица высшей администрации края, дворянство, представители земств и проч. На площадь ко времени открытия памятника прибыла Государыня Императрица в Андреевской ленте с Наследником Цесаревичем в офицерской форме стрелков императорской фамилии в Андреевской ленте и с великой княжною Анастасией Николаевной. В 9 с половиной часов митрополит Киевский с настоятелем Михайловского Златоверхого монастыря епископом Чигиринским Павлом, архимандритами и игуменами начал Литургию. Пел превосходно составленный хор, митрополиту подносили накануне пожалованный Государем предносимый крест художественной работы, убранный жемчугом по краям, алмазами и крупными изумрудами. Во время Литургии в монастырь прибыли Государь с тремя старшими августейшими дочерьми, наследный королевич болгарский Борис и великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович. Государь с Царской семьей вошел в большую церковь в придел великомученицы Варвары и поклонился ее мощам, покоившимся под серебряной сенью на середине храма; недавно исполнилось 800 лет со времени преставления святой великомученицы. Затем Государь прошел в большую церковь и молился на Литургии. В церкви находились министры двора ген.-адъют. бар. Фредерикс, военный ген. Сухомлинов, морской ген. Григорович, обер-прокурор Свят. Синода Саблер, гофмейстер Гербер, ген. Батьянов. За Государем прибыли председатель Совета министров статс-секретарь Столыпин и высшая администрация края. По окончании обедни начался крестный ход к памятнику.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Архимандрит Петр (Афанасьев) 6 мая 2016 г. 12:00 Архимандрит Петр (Афанасьев) (20.11.1938–11.04.2016) Отец Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в курском селе Реп-Плата и в младенчестве был крещен в местной церкви Архангела Михаила. С ранних лет, как и его родители Николай Иванович и Евдокия Григорьевна Афанасьевы, пел на клиросе. В его семейной родословной было ни одно поколение церковнослужителей, а дома — благочестивые устои и сердечная вера. Переезд в 1945 году в Москву не изменил внутреннего уклада семьи. Не повлияла на него и советская власть: все четверо детей молились и ходили в храм. В 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре, он познакомился с Евгенией Андреевой. В 1960 году их повенчал схиархимандрит Амвросий (Иванов). В лице Евгении Дмитриевны он обрел не только верную супругу, но и настоящего друга, разделявшего его интересы и помогавшего в трудах. В зрелые годы она, как и отец Петр, приняла монашество с наречением имени Анастасия. В 1961 году у них родилась дочь Ольга. В 1963 году будущего священника призвали в армию. К этому моменту он закончил музыкальное училище, успел поступить в Саратовскую консерваторию и перевестись из нее в Московскую. Уже будучи молодым отцом и не желая бросать учебу, Александр обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьей и одновременно с воинской службой обучаться в Московской консерватории. Его прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса. Десять лет спустя, в 1975 году — по классу дирижирования. Музыка на долгие годы стала для А.Н. Афанасьева главным делом жизни. Как дирижер и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию. С 1972 по 1989 год дирижировал многими ведущими оркестрами страны, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей, около 20 лет был художественным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств. Но именно эти неизменные атрибуты публичной жизни представителя мира искусства тяготили больше всего: его интересовали не награды или звания, а глубокое духовное содержание исполняемых произведений. Вполне закономерно, что Александр Николаевич подружился с близким ему по духу ценителем хоровой музыки — регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). Итогом их совместной работы в 1960–1970-е годы стали записи первых дисков хора Троице-Сергиевой лавры с церковными песнопениями. Плодами трудов отца Петра на музыкальной ниве стало создание нескольких коллективов, каждый из которых обрел свою творческую жизнь и по сей день востребован слушателями. Это и «Московская инструментальная капелла», созданная в 1975 году при Московской областной филармонии, и основанный в 1997 году мужской камерный хор «Благозвонница».

http://e-vestnik.ru/obituaries/petr_afan...

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с акимом Улытауской области Казахстана 1 декабря 2023 г. 17:01 1 декабря 2023 года началась рабочая поездка митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Карагандинскую епархию . Владыка митрополит прибыл в административный центр Улытауской области — город Жезказган. Архипастыря в поездке сопровождают: секретарь Казахстанского митрополичьего округа , Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; настоятель Космо-Дамиановского храма Алма-Аты протоиерей Георгий Чистяков; руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Иван Чуркин; президент общественного фонда «Апостол» Г.Г. Сосновский. В областном акимате состоялась встреча митрополита Александра с акимом области Улытау Бериком Абдыгалиевым. Во встрече приняли участие архиепископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, настоятель Андреевского храма города Жезказгана игумен Онисим (Тульников); со стороны светской власти — руководитель управления по делам религий Улытауской области Д.Р. Тулегенов, руководитель областного управления общественного развития Д.К. Мукан. Аким области поблагодарил митрополита Александра за визит, выразив признательность главе Казахстанского митрополичьего округа за заботу о духовной жизни региона и принесение в города Жезказган и Сатпаев великой православной святыни — ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы. Берик Абдыгалиев сделал для владыки митрополита исторический экскурс в средневековый период жизни Улытау, когда этот край являлся центром Великой степи и местом формирования казахской государственности.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Санкт-Петербург. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Карта и ближайшие объекты Собор расположен на углу Большого проспекта В.О. и 6-й линии на месте сгоревшей в 1761 г. Андреевской церкви, предназначенной для празднеств кавалерского ордена Андрея Первозванного. 8 октября 1732 года преосвященный архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофан Прокопович торжественно освятил новую церковь. В 1744 году, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Синода, Андреевская церковь стала соборной. Особой красотой и удобствами первоначальная церковь не отличалась, зимой храм не отапливался. В июле 1761 года он сгорел дотла от попадания молнии. Иконостас удалось спасти, и он был перенесен в соседнюю Трехсвятительскую церковь и установлен в Благовещенском приделе. Каменный собор был заложен 18 июля 1764 года. Его возведение началось " под присмотром " архитектора Александра Францевича Виста, сына секретаря князя Меньшикова. Во время строительства собора летом 1766 года неожиданно обрушился его купол, после чего Вист был отстранен от работ, а строительство затянулось на 15 лет. Достройку храма завершал в 1789 году молодой архитектор А. А. Иванов. Это выдающийся памятник русского зодчества. Здание отличается нарядной необычной композицией: пятикупольный собор соединяется с двухъярусной колокольней одноэтажной трапезной. В последующие годы собор продолжал расширяться и украшаться. В 1798 году стены собора внутри были покрыты лепкой и построена часовня рядом с собором, в 1813 году собор заново расписали. В 1848 году по проекту архитектора Н. П. Гребенки началось строительство боковых приделов, и в 1850 они были освящены: правый, Успенский, и левый, Никольский. Собор постепенно приобрел современный облик. В 1878 году к собору была пристроена часовня, а через год – пономарня. В соборе сохранился древнейший в городе великолепный резной деревянный 17-метровый золоченый иконостас XVIII века. Самые древние из сохранившихся на иконостасе икон – свт. Николая Чудотворца и св. Александра Невского, переданные из церкви Меньшиковского дворца, находятся в соборе с самого его основания. В соборе имеются две особо чтимые иконы апостола Андрея, одна, на аналое, содержит частицу его мощей; другая, с житием, датируется 1728 годом. Алтарный образ апостолов Андрея и Филиппа также содержит частицу мощей св. Андрея. В 1860-х годах росписи и образа центрального иконостаса были возобновлены под наблюдением архитектора А. М. Горностаева. Тогда же дополнительные иконы в иконостасе исполнил В. М. Пошехонов, притвор расписал Н. Г. Фролов.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Пенза. Кафедральный собор Спаса Всемилостивого (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Всемилостивого , Благовещения Пресвятой Богородицы , Екатерины Александрийской , Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1824. Колокольня - 1790-1799; в 1882 устроен храм в архиерейском склепе. Год утраты:1934 (взорван) Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, в сквере им. М.Ю. Лермонтова к югу от восстановленного кафедрального собора (Соборная пл., д. 3) Координаты: 53.183208, 45.013445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. В 2010-2019 гг. в непосредственной близости от места утраченного собора возведён новый кафедральный собор Спаса Всемилостивого , близко воспроизводящий облик предшественника Карта и ближайшие объекты Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. попы Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу. К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов. В 1665-66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

http://sobory.ru/article/?object=47830

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Во времена Ветхого Завета израильский народ был хранителем веры в единого и истинного Бога. Согласно многочисленным пророчествам, в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю мира. Ожидания пришествия Спасителя в мир были особенно сильны в период, непосредственно примыкающий ко времени выхода Христа на общественное служение. В это время Иоанн Предтеча обращается к еврейскому народу с проповедью и крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приближении Царства Божьего, о скором приходе Мессии (Христа). И вот, в какой-то момент, он видит идущего в его сторону Спасителя, и тогда, по вдохновению свыше, объявляет об этом присутствующим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Описание На огромном полотне перед зрителем предстает грандиозная сцена, представляющая один из моментов проповеди Иоанна Крестителя. Художник делает акцент на первом явлении Христа народу. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его психологическую характеристику, его место и значение в картине. Картину можно условно разделить на две части.  Также художник компонует персонажи по возрастным группам. В левой части полотна представлены выходящие из воды юноша и старец, в чем некоторые исследователи видят указание на завершение ветхозаветного периода (как периода подготовки человеческого рода к Пришествию Мессии) и наступление новозаветного. Художник здесь задает зрителю философский вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение Спасителя? Не «обветшало» ли оно духовно?  Старик, опирающийся на посох, обратившийся к проповеди, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость, крепость и силу веры, стремление следовать за Спасителем. Однако проповедь Иоанна принимают не все: фанатичное противостояние и неприятие Христа, явившегося в мир ради спасения людей обозначено группой фарисеев и левитов. Это те, для кого буква закона выше духа. От них отделяется мужчина в красно-коричневом хитоне, написанный с Н. В. Гоголя, и юноша – это те, кто жаждут истинной веры, стремясь освободиться от показного благочестия и устремиться ко Христу, восприняв его любовь всем сердцем и душой.

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

Закрыть Союз – в авангарде русской общественности В Москве открылся XVI Съезд Союза писателей России 10.02.2023 757 Время на чтение 5 минут Фото: Григорий А. Сегодня в Москве в Большом зале Центрального Дома литераторов открылся XVI Съезд Союза писателей России. Своими впечатлениями от мероприятия поделился гость Съезда, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов: Меня одновременно удивило и обрадовало, что довольно-таки вместительный зал Центрального Дома литераторов на Большой Никитской улице был полон. И как сказал председатель Союза писателей России Николай Иванов, гостей Съезда было больше делегатов. А это свидетельствует о высоком интересе к деятельности Союза писателей России: патриотическая общественность ждёт от Союза писателей России какого-то нового слова и нового взгляда на текущие события. И об этом же говорил во вступительной речи замечательный русский писатель и мыслитель, председатель Изборского клуба Александр Проханов. Как правило, его выступления слушают с пристальным вниманием, ибо они наполнены интересными новыми образами. Но в этом выступлении Александр Андреевич произнёс, я сказал бы, программную речь. Он сказал, что сегодня перед писателями стоит огромная задача осмысления нынешних событий в России и мире. Журналисты фиксируют реальность, а осмыслить её, дать духоподъёмные образы, призваны писатели. Сегодня это налагает на писателей особую ответственность. Александр Андреевич напомнил, что в советское время в среде писателей были крупные группировки – городская проза, деревенская проза. И каждая из этих ярких явлений в русской литературе советской эпохи отражала настроения и отношение к государству. Городская проза была недовольна государством за репрессии 30-ых годов. Проханов вспомнил Трифонова, но можно назвать и ряд других крупных писателей того времени. Деревенская проза была патриотичной, но упрекала государство за вторжение в жизнь деревни и за нарушение естественного строя деревенской жизни. Сегодня Проханов пока не видит подобных литературных объединений. Действительно, их нет. Это свидетельствует о том, что пока наша литература не сформировала свою позицию, не произнесла вдохновенное и мощное слово, обращённое к обществу. И вот этого как раз и ждёт общество от писателей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/10/so...

Разделы портала «Азбука веры» Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару Иванов Александр Андреевич (1806–1858) Сюжет События из жизни Иосифа нередко привлекали внимание живописцев. Заметим, что Иосиф Прекрасный, согласно святоотеческому толкованию, являлся прообразом Иисуса Христа История с хлебодаром и виночерпием имела богословское толкование, которое мы находим в комментариях к Священному Писанию Ветхого Завета. Отражение этого сюжета встречается в «Венском генезисе», в «Генезисе лорда Коттона», этот сюжет мы находим также в мозаике собора Сан-Марко в Венеции. Суть этой истории такова: Иосиф по ложному обвинению жены Потифара (чьим рабом был Иосиф) в домогательстве, оказывается заключенным в темницу. Там он все же находится в привилегированном положении, поскольку «Господь простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы». Сидящие в той же темнице заключенные, виночерпий царя Египетского и хлебодар, видят сны и просят юношу истолковать их. Сон виночерпия был таков: он созерцал виноградную лозу, у которой было три ветви; она развилась и на ней выросли и созрели ягоды, а на ветвях виноградные грозди. Сновидец-виночерпий взял эти ягоды, выжал их в чашу и подал эту чашу фараону. Хлебодар же во сне видел следующее: на голове у него три корзины; в верхней находится пища фараонова, изделия пекаря; и вот, эту пищу клюют птицы. Иосиф истолковывает сны осужденных так: виночерпия ждет великая слава: через три дня он станет перед фараоном и будет ему служить, а вот хлебодара ждет гибель – через три дня с него снимут голову и повесят его на древе, птицы же будут клевать его плоть. Образ виночерпия также толковался блж. Августином как символ Христа, где «Иисус Христос – виноградная гроздь из обетованной земли, положенная в точило». Отсюда в западной иконографии приблизительно к XV столетию появляется композиция под названием «Мистическое точило», где вместо винограда в прессе лежит младенец Христос. Смысл этого сюжета состоит в том, что человек должен вверять свою душу Богу и не отчаиваться.

http://azbyka.ru/art/iosif-tolkuyushhij-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010