П.В. Долгоруков Арсеньевы Ослан-Мурза, знатный татарин из Золотой Орды, принял Святое Крещение, с именем Прокопия, в 1389 году, и женился на Марие Зотовне Житовой, отец коей был стольником при дворе великого князя Димитрия Донского. У них было пять сыновей: Арсений, родоначальник Арсеньевых; Фёдор, родоначальник Сомовых; Яков Кременецкий, родоначальник Ждановых, и угасших фамилий Кременецких и Яковцевых; Павел, родоначальник Павловых, и Лев, по прозвищу широкий рот, родоначальник Ртищевых. У Арсения Прокофьевича были: сын Лев, и внук Павел, потомству коего мы здесь помещаем поколенную роспись. отцовский ОТ ОСЛАНА-МУРЗЫ КОЛЕНО IV: Павел Львович Арсеньев КОЛЕНО V: Тимофей Павлович Григорий Павлович КОЛЕНО VI: Макарий Тимофеевич Юрий Тимофеевич Василий Тимофеевич Данило Григорьевич КОЛЕНО VII: Фёдор Макарьевич Степан Макарьевич Моисей Макарьевич нехороший Андрей Юрьевич Семён Васильевич Андрей Данилович ташлык КОЛЕНО VIII: Степан Фёдорович Юрий Фёдорович † 1635, женат на Ксение Ивановне NN Фёдор Фёдорович Фёдор Степанович Никита Моисеевич Иван Андреевич Семён-Богдан Андреевич Андрей-Богдан Семёнович Гавриил Семёнович Лев Андреевич КОЛЕНО IX: Осип Степанович Григорий Степанович Леонтий Степанович Аггей Степанович Иван Юрьевич Кирило Юрьевич Фёдор Юрьевич † 1656, женат на Марие Петровне Давыдовой Андрей Юрьевич Перфилий Юрьевич; женат: 1) на Евдокие Семёновне Ивашкиной; 2) на княжне Пелагее Ивановне Друцкой; (вдове, по первому браку, Ивана Никитича Племянникова) Иов Фёдорович Иван Фёдорович Иван Фёдорович Афанасий Фёдорович Григорий Фёдорович Богдан Никитич Мартемьян Никитич Степан Иванович Фёдор Иванович Павел Иванович Иван Семёнович Маркел-Воин Андреевич Самуил Андреевич Владимир Гаврилович Семён Гаврилович Никита Львович Андрей Львович Лавр Львович КОЛЕНО X: Лука Осипович Федосий Осипович Назарий Осипович Артемий Осипович Матвей Осипович Лукьян Аггеевич Ефим Аггеевич Михайло Фёдорович Иван Перфильевич Фёдор Перфильевич, женат: 1) на Ефимие Никифоровне Елагиной; 2) на Акулине Харлампиевне Офросимовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Вельяминовы-Зерновы Татарский мурза Чет, находясь, в 1330 году, близ Костромы, имел видение: ему явилась Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем, и с предстоящими перед нею, в молении, Святым апостолом Филиппом и священно-мучеником Ипатием 340 . Чет приял святое крещение, с именем Захария, и на месте видения построил монастырь, ныне известный под названием Костромского-Ипатьевского монастыря. Сын Чета, вместе с ним приявший святое крещение с именем Александра Захарьевича, имел сына Дмитрия Александровича, по прозвищу зерно. Сей последний имел трёх сыновей: 1) Иван Дмитриевич имел также трёх сыновей: а) Фёдора Ивановича, по прозвищу сабур, родоначальника Сабуровых; б) Данила Ивановича Подольского, бывшего боярином при великом князе Василие Димитриевиче; у него, по древним родословным книгам, были: сын Михаило, и внук Дмитрий, умерший бездетным, и в) Ивана Ивановича, по прозвищу годун, родоначальник Годуновых, угасших в начале восемнадцатого века; 2) Константин Дмитриевич, по прозвищу шея, сыновей не оставил, а имел двух дочерей: старшая была за Фёдором Кутузовым; вторая за князем Александром Ростовским (родоначальником князей Щепиных); 3) Дмитрий Дмитриевич имел сына Андрея Дмитриевича, по прозвищу глаз, и внука Вениамина Андреевича, родоначальник Вельяминовых-Зерновых. отцовский ОТ ЗАХАРИИ ЧЕТЫ КОЛЕНО VI: Вениамин Андреевич КОЛЕНО VII: Фёдор Вениаминович Иван Вениаминович брех † 1506 Григорий Вениаминович стерляг КОЛЕНО VIII: Григорий Фёдорович болван Иван Фёдорович синец Андрей Фёдорович Юрий Фёдорович Дмитрий Фёдорович Тимофей Фёдорович Иван Фёдорович семой Лобан Фёдорович Михайло Фёдорович КОЛЕНО IX: Никифор Григорьевич Василий Григорьевич Иван Григорьевич деша Иван Иванович Афанасий Андреевич Иван Юрьевич Пётр Юрьевич Иван Тимофеевич бояринец Никита-Тит Иванович Андрей Иванович Иван Иванович КОЛЕНО X: Давыд Никифорович Леонтий Никифорович Фёдор Васильевич Иван Васильевич Григорий Иванович Дмитрий Иванович, окольничий † 1604 Юрий Иванович Афнасий Иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Основание монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию – и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь». Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском». В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (sic) (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам. Биографических сведений об Н. не сохранилось. Впервые он упоминается в послесловии (колофоне) Псалтири (8 марта 1567 - 20 дек. 1568) - 1-й книги, изданной в Москве без участия первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца . Послесловие завершается сообщением о печатниках: «тщанием же и труды Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Невежу Тимофеева в историографии XIX в. стали отождествлять с Н., его имя впервые появилось в Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577). Эта т. зр. была высказана И. М. Снегиревым, к-рый ввел Псалтири (20 дек. 1568) в научный оборот. Он же предположил, что Н. был братом П. Мстиславца ( Снегирев. 1830. С. 59-60). Предположение об этих родственных связях не было поддержано исследователями, признание же тождества между Невежей Тимофеевым и Андроником, несмотря на отсутствие четкого и аргументированного обоснования, стало доминирующим ( Гатцук. 1872. С. 343; Леонид (Кавелин). 1883. С. 15; Зёрнова. 1947. С. 45; Сидоров. 1951. С. 126; Сазонова. 1988. С. 40-42; Немировский. 2007. С. 539-540). Сомнения в том, что обе Псалтири (1568 и 1577) были изданы одним печатником, высказывал Ю А. Лабынцев ( Лабынцев. 1984. С. 11). Выдвигалась также гипотеза о том, что Невежа Тимофеев является отцом Н. ( Сахаров. 1841. С. 414; Тихомиров. 1962. С. 97-98). Сочинение об истории книгопечатания в Московском гос-ве «Сказание известно о воображении книг печатного дела», написанное в 40-х гг. XVII в., называет Н. «учеником» И. Фёдорова и П. Мстиславца: «...последи тех мастеров Иоанна и Петра ученик их Андроник Тимофеев сын, прозвище Невежа, с товарыщи начася мастер быти и царьским тем же повелением поведено ему книги печатати печатным воображением в царствующем граде Москве и раздавати по всем градовом во всей Росии Часовники и Псалтири, Апостолы и Евангелия, Триоди и Октаи и прочия божественныя книги» ( Протасьева Т. Н., Щепкина М. В. Сказания о начале московского книгопечатания: Тексты и пер.//У истоков рус. книгопечатания. М., 1959. С. 201). Такую точку зрения, восходящую к данному источнику, разделяли мн. исследователи, аргументируя ее тождеством шрифта изданий Н. со шрифтом Фёдорова и сходством декора их книг ( Зёрнова. 1952. С. 14, 22; Немировский, 1985. С. 245). Иной позиции придерживался архим. Леонид (Кавелин), полагавший, что в период становления книгопечатания в Москве существовало неск. конкурировавших групп печатников, к-рые овладели основами типографского искусства у некоего иноземного мастера. Группа, которую составляли Н. и Н. Тарасиев, находилась в состоянии соперничества с группой И. Фёдорова и П. Мстиславца ( Леонид (Кавелин). 1883. С. 15, 29-30). Н. никогда не упоминал о своем ученичестве у Фёдорова.

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

П.В. Долгоруков Денисьевы В России несколько фамилий имени Денисьевых, и две из них принадлежат к древнему дворянству. Одна происходит из бояр великого княжения рязанского; другая из дворян великого княжения московского. 1) Денисьевы (рязанские). Родоначальником их был Денис Юрьевич, боярин великих князей рязанских Ивана Фёдоровича и Ивана Васильевича; внук Константина Шаи правнук Ивана Ивановича (см. статью о Булгаковых). Младший сын его, Пётр Денисьевич, коего потомки стали писаться Денисьевыми, находился, в Рязани, уже после её присоединения к Москве, товарищем наместника великокняжеского в 1531 году и воеводою с 1532 по 1540 год. отцовский ОТ ИВАНА ИВАНОВИЧА КОЛЕНО V: Пётр Денисьевич КОЛЕНО VI: Григорий Петрович Денисьев Василий Петрович Денисьев Иван Петрович Денисьев КОЛЕНО VII: Алексей Григорьевич Михайло Иванович Давыд Иванович КОЛЕНО VIII: Ложечка Михайлович Обора Михайлович Фёдор Михайлович Василий Давыдович больший Александр Давыдович кнут Иван Давыдович чёрный Буруха Давыдович Андрей Давыдович горбатый Андрей Давыдович немый Константин Давыдович повивка Михайло Давыдович Василий Давыдович меньший КОЛЕНО IX: Александр Александрович садок Фёдор Александрович Башина Александрович Фёдор Константинович Андрей больший Константинович Матвей Константинович Андрей меньший Константинович Тимофей Васильевич Иван Васильевич КОЛЕНО IX: Василий Александрович ерш Фёдор Александрович Афанасий Александрович Григорий Петрович 2) находился воеводою в Пронске в 1558 году; Афанасий Александрович 31) был дьяком в печатном приказе в 1688 году. 2) Денисьевы (московские); из них Григорий Михайлович упоминается, 13 февраля 1500 года, на свадьбе княжны Софии Иоанновны, дочери Иоанна Великого, с князем Василием Даниловичем Холмским; Сила Кирилович упоминается в походе казанском 1544 года; Андрей Васильевич в походе шведском 1549 года; Елизарий Семёнович в походе полоцком 1551 года; Иван Семёнович и Ермолай Лаврентьевич были стольниками Петра Великого. Девять Денисьевых владели населёнными имениями въ1699 году, но существуют ли ещё поныне две старинные, вышеупомянутые фамилии Денисьевых, нам заподлинно неизвестно?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вязники. Введенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1629 - 1764. Адрес: Владимирская область, г. Вязники, ул. Пролетарская Горка, 3. Координаты: 56.24366, 42.159956 Проезд:Монастырь составляет Введенская церковь и несколько хозпостроек на крутом склоне высокой горы в центре города. На автомобиле следует двигаться со стороны Нижнего Новгорода поверху, свернув налево, на ул. Киселёва, и ориентируясь по белой Троицкой церкви с колокольней, которая относительно недалеко от Введенской церкви. Пешком снизу вверх от центральной площади города по ул.Трудовая Гора. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Приписные приходские церкви: Кувезино. Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты История Введенского монастыря в Вязниках переплетена с княжеским и боярским родом Мстиславских, потомков князя Литовского Гедимина, издревле владевших Ярополческой волостью Владимирского уезда, где ныне находится г. Вязники.  Фёдор Михайлович Мстиславский (род.? – ум. 1540) выехал на Русь в 1526 году, был женат на родной внучке Ивана III Анастасии. В 1536-1537 гг. упоминается среди Муромских воевод. Его сын, Иван Фёдорович Мстиславский (ок. 1530-1586) политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 году, известен как боярин и полковой воевода во Владимире (1548). Участвует в военных компаниях в Ливонии (1559). После введения опричнины занимает видные начальственные должности (1565), участвует в успешных переговорах с казанцами (1573). После смерти Ивана IV подвергся опале (1585), сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь. Был женат на дочери князя Горбатого Ирине. Два его сына тоже были боярами. Один из них, Фёдор Иванович Мстиславский (ок. 1550-1622), так же как и отец стал влиятельным политическим деятелем и военноначальником. К 1613 коду Фёдор Иванович владел 50 тысячами десятин, то есть был одним из крупнейших светских землевладельцев того времени. Помимо Ярополческой волости ему принадлежали Муромские земли вплоть до села Драчёво (сейчас Селивановский район). Возглавлял правительственные войска в борьбе с Лжедмитрием I, занимал самые высокие посты вплоть до претендентства на престол после смерти царя Фёдора Иоанновича. При царе Михаиле Фёдоровиче оставался видным сановником. Жена Фёдора Ивановича Мстиславского – Домникея Михайловна, урождённая Тёмкина-Ростовская, в последствие приняла постриг, в монашестве приняла имя Ирина. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Фёдора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 году.

http://sobory.ru/article/?object=10877

Андреевка. Церковь Спаса Всемилостивого. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Андреевка находится на юго-западе Солнечногорского района Московской области в 2- х. километрах от станции Крюково Октябрьской железной дороги. Первые сведения о деревне Андреевке относятся к 1585 году. Она носила разные наименования - Овсяниково, Андреевское, Спас - Андреевское, Спасское, Андреевка. Фёдором Маркиным деревня Андреевская была продана Фёдору Юдину, сыну Хрипунову. В писцовой книге за 1585 год сообщается, что …» за Фёдором Юдиным, сыном Хрипуновым, за сотником стрелецким в вотчине деревни Андреевская, Марково тож… и пустошь, что была деревней Овсяниково». В 1621 году эта вотчина была продана Никифору Вельяминову. В 1623 году она куплена Григорием Нефедьевичем Нероновым. С этого времени деревня Андреевская находится в руках династии Нероновых в течение почти трёх столетий. Так, в 1671 году Григорьево имение было дано его сыну Ивану, царскому стольнику. Иван Неронов в 1676- 1678 годах на свои средства, построив имении каменную церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Она была освящена в престольный праздник Всемилостивого Спаса и поэтому носила ещё и второе наименование - Спасская. Село Андреевское стало называться - Спасское (в некоторых источниках - Спас - Андреевское)… После Ивана Григорьевича Неронова с 1703 года имением владели его сыновья Илья и Борис. От Ильи с 1753 года половина имения передана племяннику Михаилу Борисовичу, а вторая половина после Бориса Ивановича - сыну Александру, от которого затем имение перешло к его детям Петру, Борису и Андрею с его родными сёстрами Федосией, Екатериной и девицами Варварой и Александрой. Александра же свою часть продала родному брату Петру Александровичу Неронову. В середине прошлого века село Спасское - Андреевское принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Андреевичу Неронову (его могила находится недалеко от входа в Спасскую церковь) и штабс-капитану Владимиру Сергеевичу Гвоздеву. В селе церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, 31 двор, проживает 355 душ.

http://sobory.ru/article/?object=04081

I. [Где было подворье?] Московское подворье досталось в собственность Данилова монастыря по данной памяти какого-то Василья Воронцова, в 1572 году. Из каких служб оно состояло тогда, всего лучше можно видеть из той данной. Се яз Василей Фёдоров сын Воронцов, что был на Москве двор брата моего Ивана Дмитревича Воронцова, а на том дворе хоромы: изба, да клеть, да мыльня, да конюшенка плетёная, и яз с того двора хоромы те все отдал в дом Живоначалные Троицы и Преподобнаго Даниила по душе брата своего Ивана Дмитревича архимандриту Аврамью с братьею. До 1677-го года сведений о нём по документам не найдено; с этого же года оно становится очень известным. Место, где находилось в Москве подворье, узнаём из отписки стряпчего о постигшем его пожаре в 1681 году. Ведомо вам, государи, чиню, – писал он монастырским властям, – в нынешнем 189 году против 12-го апреля в ночи на Москве на Петрове у Сергия Чудотворца в приходе учинился пожар за два двора до монастырскаго подворья, и от того пожару монастырское наше подворье сгорело всё без остатку и монастырская вся дворовая рухлядь и запас всякий. После пожара оно, по всей вероятности, осталось на том же месте. Стряпчий в той же отписке пишет архимандриту и другим властям монастырским: А что ваше изволение о подворье, как вам государем подворье строить и мне докаместа по межам двор кольем огородить ли или изволите кого прислать строить, а докаместа до строения велят огородить кольем, а продать то дворовое место стало ныне неразумно, потому что белыя дворовыя места отягчены мостовыми деньгами. Из расходных книг стряпчего за 1685-й год именно видно, что оно и в этот год состояло в приходе Сергия Чудотворца; за май месяц пишет он в расходе: «Сергиевскому приходскому священнику от Николаевской воды дано два алтына». Как велико было подворье – это тоже видно из отписки стряпчего 86) 1 1861 года марта 20-го: «Да спрашивают и правят на мне, – пишет он, – в Земский Приказ мостовых денег против стараго вдвое с сажени по 8 гривен с поперечника с двора, и того с четырнадцати сажен с полутретью денег наляжет 11-ть рублёв 11-ть алтын». Подворье это было небогатое; в одно время стряпчий писал архимандриту (1684 г. марта 2-го 30): «да изволите ли на монастырском дворе у горниц приделать сенцы, как ваш приезд будет, нельзя и вытти; буде надобны, по дороге б леску припас»; в другой раз (1700 г. декабрь 371) пишет: «а в кельях, государь, в обоих печи развалились и жить стало невозможно, разве сойти со двора; прикажи, государь, прислать, чтоб печи скласть и двор заборы загородить». II. Кто жил на подворье?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > Герб Его Императорского Величества 18.04.2007 2372 Время на чтение 5 минут 150 лет назад по указу Императора Александра II был введён Большой Государственный герб Российской империи, принятие которого в геральдической форме закрепило исторический процесс объединения русских земель и земель других народов под российской короной - 11 апреля 1857 года Традиции русской геральдики восходят к началу XVIII века, когда после путешествия по Европе Император Пётр Великий решил ввести геральдическую эмблематику в русскую социальную традицию. Это можно характеризовать не только как стремление сблизиться с европейской традицией, но и как выделение дворянства в особую социальную корпорацию, снабжённую особой символикой. В России, кроме дворян, гербами никто не имел права обладать. В отличие от Европы, где за особые заслуги гербами могли обладать и купцы, и простые горожане. Государственный герб России также нёс функцию символического обозначения суверенного статуса. Со времён Великого Князя Ивана III, а точнее, с 1472 года, герб претерпевал различные изменения, но основные его черты оставались неизменными - двуглавый орёл, увенчанный коронами. Поначалу корон было только две. Затем, во времена Лжедмитрия I, появилась третья, но в правление Царя Михаила Фёдоровича вместо третьей короны был водружён православный крест. Окончательно облик русского геральдического орла оформился в правление Императора Петра Великого в 1699 году, когда вновь была восстановлена третья корона, а в лапы орла, которые были до этого пусты, были вложены символы императорской и царской власти - скипетр и держава. Центральной частью Российского Имперского Орла ещё со времён Ивана Грозного был щит с изображением копейщика, которое затем стало ассоциироваться со св. Георгием Победоносцем. Именно св. Георгий как покровитель Москвы стал неотъемлемой частью Государственного герба России. Петровский герб России ещё не имел традиционной для Европы формы. Он был лишён таких атрибутов, как геральдический щит и щитодержатели. Российский двуглавый орёл как бы висел в воздухе и не накладывался на какое-либо поле, что также было нехарактерно для европейской геральдической традиции, где флаг и герб выполнялись в одной цветовой гамме и были взаимным продолжением и дополнением. Таким образом Государственный герб России не был образцом геральдического искусства, в котором к тому времени уже сложились свои каноны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010