Если вы, мои дорогие, вчитаетесь в те места Нового Завета, где говорится о взаимоотношении Христова Евангелия и мира, то вы без труда усмотрите их коренную противоположность во всех областях жизни. Эту противоположность непрестанно и неустанно подчеркивают ближайшие ученики Господа, первые провозвестники Его Евангелия. Прислушайтесь к их голосам: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), – возвещает великий тайнозритель ап. Иоанн. «Не любите мира, ни того, что в мире, – увещевает тот же Апостол любви, – кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин.2:15–16 ). «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу», – пишет «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», праведный Иаков, брат Господень ( Иак.4:4 ). «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго», – так противопоставляет в своем послании к Коринфянам ап. Павел мудрость Христову мудрости века сего ( 1Кор.2:12–13 ). «Никто не обольщай самого себя, – продолжает назидать Коринфян Апостол языков. – Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3:18–19 ). «Смотрите, братия, – предостерегает Колоссян тот же Апостол, – чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8–9 ). Как движущей и вдохновенной силой для христиан является «полнота истины» – Христос Господь, владычествующий над Царством не от мира сего Духом Истины, так двигателем и вдохновителем жизни мира сего является «лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 .), князь этого мира – диавол, окутывающий мраком лжи область своего царства. Ап. Иаков, возвестив, что «дружба с миром есть вражда против Бога», делает отсюда вывод, вскрывающий внутреннюю сторону этого мира: " Итак, – говорит он, – покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:4, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых   — молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! — и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая». Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1, 15). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их » (1 Пет. 3, 12). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 16-18).Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/zachem-molitsya-svyaty...

Священное Писание дает множество примеров ходатайств и молений праведников об избавлении от грозящих стихийных бедствий: это праотец Авраам (Быт. 18:16–32), пророки Моисей (Исх. 9:29), Илия (3 Цар. 18:42–45 — ср.: Иак. 5:17–18), Иеремия (Иер. 14) и другие. Более того, через пророка Захарию Господь заповедует всем просить и Него «дождя во время благопотребное» (Зах. 10:1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христианской богослужебной практике — со временем были созданы особые чинопоследования на случаи стихийных В нашей заметке приводятся примеры того, как чрезвычайные ситуации отражены в Священном Предании: иконография чрезвычайных ситуаций в наше время вполне востребована, ведь к немалому количеству катастроф природных добавились катастрофы техногенные. Современную цивилизацию в последние два десятилетия принято рассматривать уже как «цивилизацию риска»; техника дала человеку власть над природой, но при этом сделала его своим рабом. Вследствие этого катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы, вызывающие в том числе и социальную дестабилизацию. Вспомним Чернобыльскую катастрофу 1986 года с её экономическими, социальными, политическими, демографическими и другими последствиями. Как тут не вспомнить грозное предупреждение Божие: Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев. 26:18)! Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, являясь неким нарушением равновесия, гармонии созданного Богом мира, происходят или непосредственно по воле Божией (Лев. 26:3–4, 18; 2 Пар. 7:13; Пс. 103:32; 148:8; Иов. 37:6; Иер. 14:22), или по Его попущению (Ам. 3:22), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез. 33:11; 2 Цар. 14:14; Иона 3:10; Откр. 3:19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр. 3:19; ср.: Притч. 3:12; Евр. 12:6–7). Они часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис. 29:6; ср.: Пс. 49:3; Ос. 6:3; 3 Езд. 3:19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк. 21:11)

http://pravmir.ru/ikonografiya-chrezvych...

А подтверждение тому, что спасение зависит и от добрых дел, находим во множестве мест Писания, из которых особо отмечу: Мф. 16:27; 25:34–45; Ин. 5:29; Иак. 2:14–26; Рим. 2:6–13; 2 Кор. 5:10; 1 Тим. 6:18–19; Откр. 20:12–13. Сектант: Божественная благодать устраивает наше спасение сама, не оставляя возможности ей противиться, то есть действуя неотразимо. Поэтому здесь и речи нет ни о свободе, ни о заслугах человека. Это следует из притчи Спасителя, где господин повелевает рабу: пойди по дорогам и изгородям  и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14:23), и из прямых Его слов: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44). Священник: Вы, сектанты, и тут, выхватив из Писания две-три фразы, думаете, что постигли всё. Но оно ясно научает нас, что человек с самого сотворения увенчан от Бога свободной волей. Послушай Иисуса, сына Сирахова: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его… Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою (Сир. 15:14, 16), и еще: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (15:17). А  здесь  предостережение от лица Самого Бога: Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение вам будет, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Втор. 11:26–27). И далее: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил  Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19; ср.: Втор. 30:15). То, что воля человека свободна и участвует в его спасении, ясно и из этих слов Господа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37.) И через великого пророка Исаию говорит Он: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:19–20). И богатому юноше Спаситель сказал: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17), а также: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (19:21).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Библия, являясь словом Божиим, сама воспевает словесный труд проповедничества. Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда (Дан.12,3). Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Рим.10,14-16)! Апостол Иаков пишет: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19-20). Люди, имеющие способность и желание благовествовать о Христе, высоко оценивались апостолами. Например, в первые годы жизни Церкви появился некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян.18,24), который, горя духом, говорил и учил о Господе (Деян.18,25). Он сразу стал очень важной фигурой для Церкви в то время. Его посылали от общины к общине, передавали с ним рекомендательные письма, он пользовался большим уважением в церковной среде. Заметим, что Аполлос не был ни священником, ни епископом, ни диаконом, ни, в строгом смысле этого слова, апостолом. Он был мирянином, который любил Господа и не мог не говорить о Нем. И Церковь ценила Аполлоса, берегла его. Да и в наше время хорошее слово проповеди на вес золота. Как чистое золото добывается с большим трудом, так и к благовестию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство проповеди практически. Причем тяжелое церковное послушание проповеди и катехизации едва ли не самое актуальное в нашей Церкви на сегодняшний день. На огромное количество христиан, окормляемых Русской Церковью, хороших благовестников катастрофически мало. С большим сожалением нужно признать самый настоящий дефицит православной проповеди в некогда православной стране. Да, проповедники есть – но их должно быть в тысячи раз больше. Есть отличные миссионеры и катехизаторы – но их количество должно вырасти в сотни тысяч раз.

http://pravoslavie.ru/102111.html

Здесь же чудо освобождения апостолов сопровождается ангельским повелением: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни». В этой фразе выражается не только цель, но и причина совершения чуда. Апостолы выходят из заключения для того, чтобы исполнить свою миссию проповеди Евангелия. Выходят потому, что они были нужны Господу. Важная мысль: проповедник Евангелия особенно дорог для Христа! Христос печется о нем особо; он в некотором смысле нужен Христу. Спаситель внимательно наблюдает за таким человеком, Сам воюет за него, помогает ему. О тех людях, которые стали устами Его, Христос имеет особое промышление. Служение проповедника есть служение исключительное, насколько высокое, настолько же и трудное. Библия воспевает проповеднический труд. «Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:14–16). Апостол Иаков пишет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20). Люди, имеющие способность и желание говорить о вере, высоко оценивались как апостолами, так и самим Господом. Например, когда в первые годы жизни Церкви появился «некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян. 18:24), который, «горя духом, говорил и учил о Господе» (Деян. 18:25) – он стал очень важной фигурой для Церкви. Его посылали от общины к общине, передавали рекомендательные письма, он пользовался большим уважением. Заметим, что Аполлос не был ни священником, ни епископом, ни диаконом, ни в строгом смысле этого слова апостолом. Это был мирянин, который любил Господа и не мог не говорить о Нем. И Церковь ценила Аполлоса, берегла его. Да и в наше время, братья и сестры, хорошее слово проповеди на вес золота. Прежде всего потому, что говорить о вере – дело нелегкое. К проповедованию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство речи практически. Но именно это тяжелое церковное послушание миссионерства и катехизации есть едва ли не самое актуальное. С большим сожалением нужно признать: в настоящий момент мы испытываем острый дефицит качественной православной проповеди. Хоть мы и веруем во Христа, но, как правило, являем миру неевангельский образ Христа молчащего, Христа непроповедующего. Мы молчим о нашей вере – и Христос молчит, не имея возможности сказать, ведь Христос проповедует в мире через Своих учеников.

http://pravoslavie.ru/112179.html

Свойства. Вера христианская должна быть: 1) разумная, или служение Богу разумное, (см.: Рим. 12, 1), — но не в том смысле, чтобы откровенное учение подчинялось началам разума, а в том, чтобы иметь достаточное, твердое познание откровенных истин, дабы нам, по слову Апостола, быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, — дать ответ с кротостию и уважением (см.: 1 Пет. 3, 15). Довольствоваться поверхностным познанием истин веры опасно для спасения. Человек, имеющий таковое знание, находится в великой опасности — принимать вымыслы человеческие за истину, увлекаться всяким ветром учения (см.: Еф. 4, 14; Евр. 3, 13). Посему-то апостол Павел заповедует христианам: братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте (ср.: 1 Кор. 14, 20). Но поелику каждый из нас может ошибаться в разумении и изъяснении предметов веры; то мы обязаны понимать их так, как содержит Православная Церковь, в которой Иисус Христос обещался пребывать вечно (см.: Мф. 28, 20) и которой не могут преодолеть врата адовы (см.: Мф. 16, 18); 2) постоянная и твердая — не такая, какая у тех, кои во время благоприятное веруют, а во время напасти отпадают, но такая, которая остается неизменною, несмотря ни на какие опасности, даже на самое лишение жизни. Апостол Павел научает христиан этому постоянству и твердости в вере, когда говорит: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13), — да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения во лжи человеческой, в коварстве козней льщения (ср.: Еф. 4, 14); 3) живая и деятельная, которая бы все силы души нашей возбуждала к деятельности, сообразной с законом Божиим. Только при этом условии вера может быть спасительна для нас. Спаситель говорит: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, — внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (ср.: Мф. 7, 21). По учению апостола Павла, не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, — сии оправдятся (ср.: Рим. 2, 13). Он же говорит: о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера, любовию поспешествуема (ср.: Гал. 5, 6). Апостол Иаков веру человека, не приносящую добрых плодов благих дел, называет мертвою, бесполезною для человека, не могущею спасти его (см.: Иак. 2, 14—17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

А для этого время от времени нужно отворачиваться ото всего, что хоть и не грешно, однако же «приземляет» нас. Нужно делом, самою жизнью подтверждать, что мы устремлены к небесному и не рабы плоти. Апостол Павел прекрасно сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12). Отношение человека к посту достаточно ясно показывает, кто чем (или что кем ) обладает, кто раб, а кто господин – чрево или дух. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13. 14), – говорит апостол Павел. Но где та граница, за которой первое переходит во второе? Петровский пост – подготовка к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы, конечно, не апостолы, но все же… Апостольство – призвание исключительное. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5). Апостолы и те, кого мы называем равноапостольными (Нина, Владимир, Кирилл и Мефодий и др.), привели ко Христу тысячи и тысячи, целые народы. Такой исключительный подвиг едва ли нам по плечу. Но все мы, каждый по мере сил, должны нести миру свидетельство о Христе. И если не тысячи, то хоть кого-то, хоть даже одного, но постараться привести к Господу. Как пишет Апостол Иаков: «…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Протестанты проповедуют свою веру порой так рьяно, что это выглядит назойливостью. Стоит ли подражать им? Не думаю. Но у нас часто – другая крайность. «Моя вера – это мое личное дело». «Мои отношения с Господом – тайна, и никому об этом я говорить не собираюсь». И это тоже неправильно. «…[будьте] всегда готовы, – пишет Апостол Петр, – всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:1). Конечно, чтобы привести кого-то ко Христу, надо не столько о вере рассказывать, сколько ее показывать. «Вы – свет мира…, – сказано нам. – Так да светит свет ваш пред людьми…» (Мтф.14, 16). Вера не только дает, но и обязывает. Дает очень много – надежду жизни вечной, понимание смысла жизни, силы терпеть и способность любить. Обязывает – к служению, к свидетельству и, не побоимся этого слова, к подвигу. Именно так выразился автор книги об Афонском старце Силуане архимандрит Софроний: «Вера обязывает к подвигу». Ясно, что без умения обуздать себя, без подчинения потребностей тела велениям духа ни о каком свидетельстве, ни о каком служении и речи быть не может.

http://pravmir.ru/apostolskiy-post/

Я остановлюсь лишь на одном пункте, который имеет непосредственное отношение к предложенному вопросу. И дерзну утверждать, что приношение монаха «страждущему обществу» весьма велико! Я дерзну утверждать, что монах – всякий монах (разумеется, монах истинный) – есть миссионер! Я сказал «всякий монах», потому что не хочу ограничивать миссионерство только теми монахами, которые, имея благодать священства, выходят из своих священных оград и, с разрешения местного епископа, обходят, уча и исповедуя, города и села; а также теми, которые, наделенные писательским талантом, подчас редкой силы, издают чудесные книги и ими назидают тысячи душ, причем в целых поколениях, как, например, преподобный Никодим Святогорец. Я, братья, убежден – и не считайте, что я говорю парадоксами, потому что я обосную это свое убеждение, – что миссионерами являются и те монахи, которые никогда не покидали ограды своего монастыря и не написали не единой строчки. «Ты имеешь в виду молитву?» – скажет кто-то из вас. Конечно, я имею в виду и молитву, но не только молитву. Сила молитв, и особенно молитв тех, которые имеют «жизнь очищенную или очищаемую для Бога» , людей, «многое к Богу стяжавших дерзновение», всесильна. Одна «сердечная слеза» святого человека может привести к таким результатам, для которых бы потребовались многие проповеди и многие книги. Молитва творит чудеса. «Много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 16–18). Я сейчас обращаюсь не к неверующим или индифферентным к вере; я обращаюсь к верующим. Поэтому мне незачем в данном случае распространяться. Все мы принимаем силу молитвы, все знаем о ее спасительных действиях. Поэтому все должны смотреть на молитвы монахов как на величайшее приношение миру. Молитвы монахов – величайшее приношение миру, и нет минуты, когда б не восходили эти горячие молитвы к Господу

http://pravoslavie.ru/133305.html

III. Ведь Бог избрал вас для Себя как народ избранный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:14). Спаситель сказал: «Вы свет мира» (Мф. 5:14). И те, у кого рвение и деяния остаются неизменными, обретают также неизменную похвалу и неизменную награду [от Бога]. Поэтому блаженны и трижды блаженны вы, монашествующие, будучи самыми ценными [чадами] для Бога! Кто сможет достойно воздать хвалу вашему образу жизни? [Кто способен воспеть] ваши денные и ночные труды, псалмы, славословия, духовные песнопения (Ефес. 5:19; Кол. 3:16) и [все прочие ваши] деяния, приличествующие Богу? Любовь — достояние ангельское — живёт среди вас; мир — ограда небес — утвердился среди вас; образ жизни ваш, имеющих обыкновение всегда [довольствоваться лишь] необходимым, чужд сребролюбия. В постах вы усердны, и еще более усердны в молитвах, проводя дни свои в бдениях. Господь изрек: «Да светит свет ваш» (Мф. 5:16), и сказанное Им делается явным [в вас]. Вы не любите мир сей и не храните того, что в нём. Блаженны вы для Бога! Однако и мир блажен благодаря вам: пустыни освящаются вами и вселенная спасается вашими молитвами. Благодаря вашим мольбам дождь ниспосылается на землю, она покрывается зеленью и деревья в сохранности приносят плоды свои. Река ежегодно разливается, орошая весь Египет, и, радушно принимаемая озерами, наполняет водами своими моря, являя силу коленопреклонных молении ваших. Ибо если Илия, будучи, как написано (Иак. 5:17—18), человеком, подобным [нам], молитвой задержал дождь, а затем опять принес молитву и небо ниспослало дождь, чтобы земля произрастила плод свой, то тем более ваши молитвенные прошения разве не отверзнут [небо] для полезных [нам благодеяний Божиих]? IV. Поэтому блажен град Александрия, имеющий в вас [своих] заступников. Град содомлян не погиб бы, обращенный в пепел, если бы в нём находилось десять праведников (Быт. 18:32); и другие города не были бы разрушены, обладай они таким благом, как ваша святость. Жестокие друзья Иова были спасены благодаря ему, как написано: «Иов же раб Мой помолитися о вас, понеже точию лице его прииму: аще бо не его ради, погубил бых убо всех вас» (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3891...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010