Феофил.). Иак.2:15 .  Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, Иак.2:16 .  а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Иак.2:17 .  Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Указанную ( Иак.2:14 ) бесполезность одной бездеятельной веры для оправдания и спасения человека св. Апостол теперь, ст. 15–16 (как и выше Иак.2:3–4 ), разъясняет на конкретном примере благожелательного и сочувственного, но не выражающегося ни в каком добром деле, отношения человека к нуждающимся в предметах первой необходимости – одежде и пище; как такое, словесное лишь, сочувствие к беде ближнего не приносит пользы ни последнему, ни человеку, выражающему свое сострадание лишь словесным участием, так и вера, не сопровождающаяся добрыми, отвечающими природе веры делами, бесполезна, как лишенная внутренней жизненной силы, как вера призрачная, мертвая: πστις, εν μ χη, νεκρ εστι χαθ εαυτν. Из последнего выражения ст. 17 καθ εαυτν, слав. «о себе», равно и из всего контекста речи Апостола очевидно, что, по воззрению его, дела (добрые) стоят в органической связи с верою, вытекают или возрастают из веры, как плоды от жизнеспособного корня. Коль скоро нет этих плодов веры, необходимо ожидаемых по роду дерева веры, это – верный знак того, что самый корень дерева сух, лишен жизненных соков. Таким образом, дела суть доказательства жизненности веры (ст. 17, см. и Иак.2:26 ). Иак.2:18 .  Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Иак.2:19 .  Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Высказанное ( Иак.2:14–17 ) воззрение на органическое соотношение веры и соответствующих ей дел Апостол здесь закрепляет диалогическою формою речи: имея в виду дать доказательство своей мысли а contrario, он выводит (ст. 18 гл.) своего единомышленника и противника и, решительно поражая неправильные суждения последнего, тем более уясняет свое основное положение ( Иак.2:14 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объяснение. Если когда-нибудь следует прервать общение с человеком порочной жизни, то должно делать это не по отвращению к нему и не по сознанию своего превосходства (иначе подпадём осуждению по силе сказанного апостолом в 4 гл. 5–7 ст., 1Кор.4:5–7 ), а по любви к нему и по желанию исправить его: 1Кор.5:10–11 ; особенно апостол да и Сам Господь предостерегает от общения с людьми, производящими разделения и соблазны: Рим.16:17 ; Мф.24:4 ; Лк.21:8 ; Флп.3:2 . Евр.12:15–16 . «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие ( Втор.29:18 ); чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Объяснение. Здесь об удалении из общества православных ничего не говорится, но требуется, чтобы сами христиане старались («наблюдайте» – ст.15) не допускать ближних до греха, особенно до греха тяжкого. Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 . Не судите, да не судимы будете: Лк.6:37 , или не судите прежде времени: 1Кор.4:4–5 . Втор.29:18 . «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь». Объяснение. Господь запрещает общение с уклонившимися в идолопоклонство, а не молитвенное общение с грешником христианином, запрещает ещё общение греховное, – в преступлениях, иначе сказать, упрекает за самые преступления. «Господь пришёл не судить мир, но спасти...»: Ин.12:47 . «А ты кто, который судишь другого?» – говорит апостол: Иак.4:12 . Только ругатели... отделяющиеся от единства веры: Иуд.1:18–19 , могут осуждать многомиллионное общество православных христиан, усиливаясь поставить собственную праведность: Рим.10:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

благодать... и мир. Благодать это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир реальное состояние примиренности с Богом через Христа ( Рим. 5,1.2 ). 1 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения предваряющая любовь Божия. возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1,23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин. 1,12.13; 3,3–8 ; Иак. 1,18 ; Тит. 3,5 ). к упованию живому. «Упование» (надежда), ключевое для всего послания слово (1,13.21; 3,5.15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение «живое» указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования. 1 к наследству. Как дети Божий через рождение свыше, христиане наследники Божий и сонаследники Христу ( Рим. 8,16.17 ). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр. 1,14 ). 1 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5,8.9; Еф. 6,16 ; Флп. 2,12.13 ). В основе греческого слова, переведенного по-русски «соблюдаемых», лежит понятие «охранять», «сторожить», напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д. ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1,9; 4,13.14; 5,1.4). в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы. 1 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7). 1:7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим. 5,3.4 ; Иак. 1,2–4 ). испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру ( Иов 23,10 ). к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний получение венца славы (5,1.4). в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4,13; 5,1; 1Кор. 4,3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Третье: что Иаков с Павлом и во времени несходны: Иаков говорит не о том времени, в котором оправдаемся; но о том, которое после оправдания вступает; и потому-то приводит Авраама, о котором говорит, что тогда оправдался, когда вознес сына ( Иак.2:21 ), а известно, что оправдался он пред Богом прежде сего дела ( Быт.15:16 ), а здесь уже, оправдался, ничто иное есть, как оправдан будучи от Бога верою, таким после самою вещью и пред людьми оказался. И для того Иаков говорит: ( Иак.2:22 ) «и от дел совершися вера», то есть, когда оправдался Авраам верою, да еще по вере и послушным так оказался: то уже Авраамово оправдание совершилось, то есть, подтвердилось, засвидетельствовалось, что было нелицемерное: а Павел говорит о самом только настоящем оправдании ( Рим.4:3 ), хотя так же с Иаковом после оправдания добрых дел и он требует ( Рим.3:31 ). Вопросишь: Все ли такую оправдающую веру имеют? Отвечаю: Не все: сие видим глазами нашими, что не все во Христа веруют, не все Его за своего Ходатая признают ( Рим.10:16 ; Еф.4:17 ). А для чего? Сей высок вопрос; с нас довольно знать, что не хотят. Вопросишь: А мы имеем ли оправдающую веру, и теперь у Бога почитаемся ли праведными? Отвечаю: Сие мне определить нельзя: сами себя испытайте, аще в вере есте? Имеете ли внутри свидетельство Духа Святого: Духа, который бы вам сказывал, что вы есте чада Божия? Справьтесь, веруете ли всему тому, как божественному, что в С. Писании находится? Имеете ли такое в себе чувство, которым бы обязывались все то принимать и несомненно держать? Да к тому же обещания Божия о отпущении грехов с сердечною горячестью к себе прилагаете ли, и чрез заслуги Христовы себе спастись надеетесь ли? Свое окаянство, бедность, нищету пред Богом признавши, Его единою милостью вечно чрез Христа спастись чаете ли? И когда все сие в себе признаете: то чувствуете ли в сердце вашем о таком благополучии радость, радуется ли дух ваш о Боге Спасе вашем? Есть ли в вашей совести мир, и нет ли какого смущения? Ежели, говорю, все сие содержите, то истинно есть в вас оправдающая вера, и по справедливости можете назваться сынами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

г) наказывает посредством скорбей – страданий с отеческою любовью: Знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего ( Втор.8:5 ). Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимаете. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр.12:4–7 ); д) поражает наши тела для того, чтобы спасти наши души: Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма ( Пс.93:12–13 ). Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня ( Пс.117:18 ). Силою Господа нашего Иисуса Христа предать сделавшего такое дело сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен ( 1Кор.5:3–5 ). Много бедствий ожидает верных в этой жизни: В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь ( Ин.16:33 ). Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие ( Деян.14:22 ). Мы были стеснены отвсюду: отвне – нападения, внутри – страхи ( 2Кор.7:5 ). Все, желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы ( 2Тим.3:12 ). Бог обещает освободить от скорбей – страданий: Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь ( Пс.33:20 ). Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня ( Пс.49:15 ). Изменю печаль на радость и утешу их, и обрадую после скорби их ( Иер.31:13 ). Скорби – страдания верных а) евангелия ради: Будете ненавидимы всеми за имя Мое; будут предавать вас на мучения и убивать вас за имя Мое ( Мф.10:22 ; Мф.24:9 ). Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп.1:29 ); б) служат для них причиною радости: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное, за Сына человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах ( Лк.6:21–23 ). Призвав апостолов в синедрион, били их, они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие ( Деян.5:40–41 ). С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. В пример злострадания и терпения возьмите пророков ( Иак.1:2 ; Иак.5:10 ). Радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений. Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного; но, как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Только бы не пострадал кто из вас как злодей ( 1Петр.1:6 ; 1Петр.4:12–13,15 ). Ныне радуюсь в страданиях моих за вас ( Кол.1:24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.16:24–25 ; Мк.9:43–44 ; Ис.66:24 ). Лишенные плоти и телесных (вещественных) предметов своих вожделений, грешные души в загробной жизни остаются совсем одинокими со своими пороками, обнаженными в своем пламенеющем зле, в своих неугасимых страстях и похотях; пылают они и порываются к вещественным, земным предметам, но, будучи отделенными от них непреодолимой пропастью, вечно умирают в своем отчаянии и никогда не умрут, ибо не имеют чем утолить своих разожженных страстей, ни чем удовлетворить своих по-адски ненасытных похотей. Их мучение усугубляется и тем, что они не только знают о райском блаженстве, но и видят его, однако не чувствуют его как часть самих себя, а лишь взирают на него как на некую далекую, не, досягаемую для них действительность; поэтому их неусыпное созерцание сего служит их неутомимым и неумолимым мучителем. Такая их скорбь усугубляется еще и от сознания того, что и ада, и всех его мук они могли бы избежать, если бы добродетельно жили на земле (см. Лк.16:27–28 ). Леденящая пропасть, зияющая между ними и райским блаженством как бесконечно удаленной и недостижимой, но ясно зримой истиной делает их мучение невыносимым (см. Лк.16:26 ). Пребывая в окружении злосмрадных духов зла, грешные души терпят разного рода невыразимые истязания, в изыскании которых бесы весьма искусны (см. Лк.16:23–24 ; Мф.22:13, 5:22–23 ; Лк.12:48 ). Как в этой жизни существуют различия в греховности людей, так справедливо существуют различия и в мучениях грешных душ за гробом. Разные по порочности и степени растления грешные души в загробной жизни терпят не одинаковые мучения, но каждая соразмерно своей греховности. Разным ступеням нравственной испорченности соответствуют разные степени мучений (см. Мф.5:21–22, 11:21–24 ; Лк.19:22, 27 ; 2Кор.9:6 ). Место, в которое уходят грешные души после частного суда, в Священном Писании называется,: адом (δης, от εδος и =место, лишенное света, мрачное, в котором ничего не видно) – Лк.16:23 ; Деян.2:27 ; Мф.11:23 ; Лк.10:15 ), тьмой кромешной (внешней, конечной) – Мф.22:13, 25:30 ), темницей духов ( 1Пет.3:19 ), бездной ( Лк.8:31 ), преисподней ( Флп.2:10 ), геенной (γεεννα=место мучения в аду) – Мф.5:22, 29, 30, 10:28, 18:9, 23:15, 33 ; Мк.9:43, 45, 47 ; Лк.12:5 ; Иак.3:6 ), вечной мукой ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сама молитва Иосафата (ст. 6–12), подобно молитве Соломона при освящении храма ( 3Цар.8:22–53 ; 2Пар.6:12–42 ), с которой она по местам почти дословно сходна (ср. ст. 9 и ( 2Пар.6:28 ) ), выражает чистое библейское воззрение на отношение Бога к миру и в особенности к избранному народу Божьему и истинную веру в благодатное промышление Иеговы о Своем народе, родоначальник которого Авраам был «другом Божиим» ст. 7, ( Ис.41:8 ; Иак.2:23 ). В стихе 10 заключается ссылка на исторический факт минования евреями земли Едома по повелению Божию при вступлении в Ханаан (( Втор.2:4–8 ); «Толковая Библия», т. I, с. 598). 2Пар.20:14 .  Тогда на Иозиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иеиела, сына Матфании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания 2Пар.20:15 .  и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. 2Пар.20:16 .  Завтра выступите против них: вот они всходят на возвышенность Циц, и вы найдете их на конце долины, пред пустынею Иеруилом. 2Пар.20:17 .  Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами. 2Пар.20:18 .  И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу. 2Пар.20:19 .  И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых – хвалить Господа Бога Израилева, голосом весьма громким. 2Пар.20:20 .  И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Иосафат и сказал: послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будете тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. Согласно стиху 14, пророк Иозиил происходил из рода Асафа (ср. 1Пар.25:2 ), который, как известно, происходил из левитов и был одним из начальников хора при Давиде ( 1Пар.6:39,15:17,16:5,25:1 ; 2Пар.5:12 ). Имя Асафа стоит в надписании 12-ти псалмов (49, 72–82), в том числе и упомянутого уже 82-го псалма, в котором, как сказано, можно видеть отображение факта нашествия союзников на Иосафата и победы его над ними. Таким образом, пророк Иозиил, Асафит (потомок Асафа в 4-м поколении ( 1Пар.25:2 ) ), мог быть составителем 82 псалма, и, следовательно, историческая достоверность рассказа 2Пар.20 – вне всякого сомнения. Исполненный Духа Божьего (ст. 14), Иозиил объявляет предстоящую иудеям войну Божию (ст. 15), соответственно чему и средствами борьбы должны быть духовные орудия молитвы (ст. 19–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.2:17–18:21, 24 . «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом. И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона... Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?.. ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Объяснение. В этих словах апостола не поставляется в грех ни учить других: ст.21, ни хвалиться Богом: ст.17, ни знать волю Его, разумея лучшее: ст.18; но поставляется в великий грех , зная волю Божию, хвалясь Богом, уча других, самому совершать преступления: ст.22. Не отменяется учительство: 1Кор.12:28–29 ; но учителям вменяется в обязанность быть первыми исполнителями проповедуемого ими закона: Мф.5:19 ; Рим.10:14–15 . 1Кор.14:26–27:30–31 . «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй... Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Объяснение. Что не все могут поучаться в Церкви, кто только чувствует себя способным к тому – видно из этого же Послания: 1Кор.12:28–29 ; и Еф.4:11 . Тот же апостол в другом месте утверждает, что никто сам собою не приемлет сей (пастырской) чести: Евр.5:4 . Что право учительства принадлежит не всем христианам, это видно из других апостольских посланий: Иак.3:1 ; 2Тим.4:2 ; 2Пет.3:16 ; Рим.10:15 . Флп.1:15:18 . «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Объяснение. Здесь говорится не о праве для каждого христианина учительства в Церкви, а лишь о самом распространении проповеди , когда апостол содержался под стражей. Относительно проповеди апостол говорит, что она должна иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Иногда и бесы исповедовали Христа Сыном Божиим: Мк.1:21–27 ; Мф.8:29 , но чрез это не изменилась их природа, и они остались проповедниками лжи: Ин.8:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Учитель должен постоянно пребывать в «учении» ( Рим.12:7 ; 2Тим.4:2 ) и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых» ( 1Фес.5:14 ; 2Тим.2:15 ). Св. ап. Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи учителя, предостерегает от чрезмерного стремления к учительству ( Иак.3:1 ). В Послании к Евр.13:17 говорится о том, учителю однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить слова учителей и подражать их вере. Священное Писание Нового Завета говорит о том, каким должен быть учитель. Св. ап. Павел писал, о своем служении: «Мы... были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны... Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» ( 1Фес.2:7–8, 11–12 ). Св. ап. Павел – одновременно мать и отец своим духовным чадам. Его авторитет основан на личном примере: «Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие» ( 1Фес.2:9 ). В Послании к христианам Коринфа Павел обращается с более решительным утверждением: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Учитель должен сам исполнять то, чему учит. Те, кто отягощает других, подвергнутся суровому суду Христа: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф.23:4 ). Учитель в своем служении должен подражать Господу Иисусу Христу, как это советовал св. ап. Павел: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Среди тех качеств, какие были в служении Христа, для учителя очень важны следующие: тактичность, долготерпение, симпатия, эмпатия (сочувствие и участие в проблемах других людей), способность выражать чувство личной заботы о них, способность приобретать их уважение и доверие, стойкость, когда она нужна, гибкость, беспристрастность.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

О пользе скорбей и нужде терпения много есть книг; если нужны – пришлю тебе при первой вести об этом. Вот друг мой, что послал Господь на долю доброй Софии Ив... Рад, что ты поправляешься. При скорбях-недугах своих, скорби ваши и недуги как-то больнее, тяжелее для сердца становятся. Христос с тобою! 1854 г. 16 марта ¼ 2 часа дня. Власяницу отправил я к тебе по какому-то непреодолимому побуждению; видно нужна она и очень теперь для тебя. Носи ее, люби ее, ничего не страшась. Привычка притупить жесткость ее и дело обойдется без больших хлопот с претензиями изнеженной плоти; помни однако при этом, что власяница есть только припоминательный знак для инока всех теснот жизни. Пост в завтрашний день умеряется, по причине празднуемого св. Алексия Божия человека: можно поэтому и горяченького испить и покушать кашицу и репку также скушать, ничтоже сумняся. Афанасии скажешь, что греха нет, если немного утерлась она после причастия. Скорбь души пусть врачует терпением и самособранностью, при созерцании Господа, любящего правые сердцем ( Пс.144:9 ). На особом письме да не взыщет с меня любовь ее... Прости. Христос с тобою! 1854 г. 20 марта 7 ½ 12 часа утра. Сердце наше, как железо: без молота принуждения, без огня божественной любви – оно холодно и ни к чему не годно... Нудь себя, забывая себя: и найдешь себя, мой друг, как драхму погибшую ( Лк.15:8–10 ). Христос с тобою. 1854 г. стр. 15, ½ 10 часа вечера. Уныние и леность в деле спасения столь же опасны для иноков и инокинь, как и рассеянная, шумная, открыто греховная жизнь миролюбцев. Бегай уныния и разленения, не дружись с ними, как с врагами. Много тысяч нашей братии сгубили они, много столпов потрясли, уронили. Чтобы не даться в обман, или не поддаться духу уныния и лености, чаще думай 1) о страданиях за нас претерпенных Иисусом Христом; 2) о завете Его касательно самоотвержения и креста, которые до могилы должны быть спутниками нашими и друзьями неразлучными; 3) о сонме святых Божиих, о лике преподобных и праведных, кои, как и ты – люди были слабые, не без греха сначала ( Иак.5:17 ), но при содействии благодати, и нам даруемой туне, ликуют теперь после подвигов бранных с собою, миром и дьяволом , на небе с ангелами и с Господом. Особенно же чаще молись, хотя коротенько, Господу Иисусу и Богоматери, да спасут душу твою. Без дела, когда в силах, не оставайся ни на минуту: читай, пиши, работай занимайся, и тоска-лень отбежит от тебя – трудницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010