Где именно написано это послание, определить нет возможности за недостатком данных. Глава 1. Приветствие и вступление (1–3). Лжеучители: примеры Божия суда (4–8). Архангел Михаил (9). Дальнейшее изображение обольстителей (10–13). Пророчество Еноха и апостолов (14–19). Увещание (20–23). Заключительное славословие (24–25). 1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 1–2. Иуда: см. предисловие к посланию. – Раб Иисуса Христа: см. прим. к Иак. 1:1 .– Брат Иакова: праведного, первого епископа Иерусалимского (см. предисловие к посланию Иакова и Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ). Делает это прибавление апостол, может быть, для того, чтобы отличить себя от Иуды Искариота и от другого известного ученика апостольского Иуды, прозванного Варсавою ( Деян. 15:22 ). Апостол Иаков праведный, по глубокому своему смирению, не пожелал сказать, что он брат по плоти (названный) его Учителя и Господа, а наименовал себя рабом Его. Так же поступил и брат его апостол Иуда, не назвав себя братом Христа по плоти и еще по смирению поставив себя и ниже брата своего Иакова, отдавая ему предпочтение пред собою. Может быть, указанием на апостола Иакова имелось в виду обратить особенное внимание читателей на послание, так как Иаков праведный пользовался особенным уважением в Церкви Христовой. – «По моему мнению, для настоящего апостола, достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова» (Феофилакт). – Призванным: к вере во Христа, чрез проповедь Евангелия, из царства греха и смерти ( 2Сол. 2:14 ; Деян. 26:18 ) в Царство благодати и жизни, призванным как из иудеев, так и из язычников, без различия ( Рим. 8:28 ), которые вняли гласу божественному ( Ин. 6:44 ) и обратились от тьмы к свету и от заблуждения к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Преподав учение свое, Господь заповедал, чтобы люди приняли учение Его и поступали по нему. Аще кто любит Мя, говорил Он, слово Мое соблюдет ( Ин.14:23 ). Блажени слышащие слово Божие и хранящие ( Лк.11:28 ). Пред Своим вознесением Господь заповедал апостолам: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру иметь и крестится, спасен будет: а иже не иметь веры, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Сообразно с этим учили, и апостолы «Будьте (же) исполнители слова, говорил апостол Иаков, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово, и не исполняет; тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем; тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» ( Иак.1:22–25 ). Апостол Павел учит: не слышателие (бо) закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся ( Рим.2:13 ). Апостолы учили неизменно хранить учение Христово, а не какое-либо другое. Аще ангел с небесе, говорил апостол Павел, благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет ( Иак.1:8 ); всяк преступаяй – учил Иоанн Богослов, и не пребываяй во учении Христове Бога не иматъ: пребываяй же во учении Христове сей и Отца и Сына имать. Аще кто приходит к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите ( 2Ин.9:10 ). Будем, братие, и мы слушать учение Христово, и не только слушать, но и исполнять его. Нередко, братие, слушаем мы слово Божие, беседуем о нем, но, вследствие привязанности к мирской, суетной жизни, мало прилагаем его к жизни своей. Иногда мы трогаемся словом Божиим, готовы следовать ему и следуем, но недолго, скоро опять возвращаемся к своим греховным привычкам. Говорит нам слово Божие, напр., о том, что нужно жить со всеми в мире, любить ближнего, не злословить про него и т.п. Мы трогаемся подобным учением, готовы следовать ему, но вскоре же забываем о нем и возвращаемся к своим обычным грехам против ближнего, не желаем, следовательно, употребить усилия со своей стороны к исправлению. Будем же, братие, не слушателями только, но исполнителями учения Христова, будем стараться думать, желать и поступать во всем согласно со словом Божиим, тогда оно и будет спасительно для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Смерть, как орудие возмездия Божия, проявляет себя через болезни, боли, гонения, одиночество, нужду, страх, богооставленность и угрожает жизни как отдельного индивидуума, так и целого общества людей (ср. Пс. 6, 5-9; Пс. 21, 12-22; Пс. 29, 2-4; Пс. 37; 59, 3-5; 78, 1-5). Пророки дерзновенно могли объявить целый город или целую страну повергнутыми в прах, хотя в момент пророчества эти места были процветающими, и им, казалось, ничто не угрожало. Такое пророчество Исаия изрекает о Сионе (Ис. 1, 21–23), а пророк Амос – о доме Израилевом (Ам. 5, 1–2) . 1.3. Смерть в Ветхом Завете связана с преисподней или шеолом, который находится в недрах земли и является общей могилой всего человечества. Сойти в шеол или быть погребенным означало стать жертвой могущественной силы смерти. И хотя с шеолом связывалась идея о жизни после смерти, существование в этом царстве теней было безысходным, поскольку смерть является результатом греха и наказанием за грех (Быт. 2-3; Прем. 1 13-16; 2, 22-24) . Однако во времена Маккавеев в связи с борьбой с иноземным порабощением отношение к смерти меняется, и в первой книге Маккавеев впервые в Ветхом Завете смерть героизируется (1 Мак. 13, 25 -30). С этого времени постепенно развивается идея ожидания воскресения умерших, высказанная уже в книге пророка Даниила (Дан. 12-13; Ср. 2 Мак. 7, 9, 14). Она подхватывается затем в еврейской апокалиптике, письменности мудрых Израиля (Сир. 15, 6; Прем. 2, 23) и в сочинениях книжников, близких к фарисейской партии (Деян. 23, 8) .   2. Смерть в Новом Завете 2.1. В Новом Завете смерть человека рассматривается через призму крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа. Бессмертие принадлежит только Богу (1 Тим. 6, 16), и люди, естественно, боятся смерти (Мф. 4,16; Евр. 2, 15). Но поскольку Бог является животворящим источником всякой жизни (Рим. 4, 17), то смерть могла появиться только в результате отрешения человека от Бога, что и произошло с Адамом (Рим. 5, 15, 17- 18; 1 Кор. 15, 22) и что повторяется в жизни всех людей (Рим. 6, 23; Евр. 9, 27). Таким образом, смерть овладевает человеком не только в конце его телесной жизни, но господствует в нем всю его жизнь. Это так называемое плотское мудрование, нравственная, или духовная, смерть (Рим. 8, 6; 1 Ин. 3, 14), ибо грех, порождающий смерть и являющийся её жалом, живет в человеке вопреки Божественному закону (Рим. 7, 9; 1 Кор. 15, 56; Иак. 1, 15). Потому диавол, от которого грех, называется в Писании имеющим державу смерти (Евр. 2, 14), а сама смерть считается демонической силой (1 Кор. 15, 26-27; Откр. 6, 8; 20, 13-14).

http://bogoslov.ru/article/2698699

" Было бы идолопоклонством заявлять, будто папа не имеет другого правила, кроме своей воли при установлении и при отмене положительного права. Закон Христов есть закон свободы и он запрещает рабство до такой степени грубое, что лютеране были совершенно правы, сравнивая его с Вавилонским пленением. Можно ли назвать иначе управление, которое не руководится другим правилом, кроме воли одного человека? Папа должен знать, что именно к свободным людям он должен применять свою власть». Так рассуждал кардинал в XVI столетии. В наше время не только отрекаются от либерализма Контарини, но даже не соглашаются с ультрамонтанством Беллярмина. Вместе с богословами уже не допускают, чтобы папа мог быть еретиком и мог быть низложен церковью. Из папы сделали Бога; и наши современные ультрамонтане охотно сказали бы с Шампвалоном, что папа обладает большей властью, чем Иисус Христос. Не настоит ли строгий долг для каждого христианина, с энергией восстать против подобного безумия, в котором хотят сделать ответственной церковь ? Именно о природе власти в церкви преимущественно заблуждаются ультрамонтане. Они до такой степени исказили идеи, что им необходимо напомнить истинные принципы в отношении к этому пункту. Иисус Христос даровал нам относительно природы и пользования властью наставления, которые очень часто предают забвению. В евангелии от Матвея ( Мф.20:25 и след; Лк.22:25 и след.) мы читаем: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих». Таким образом, по учению Иисуса Христа, господствование не должно быть смешиваемо в церкви с властью. Человек по своему разуму не должен подчиняться никому, кроме Бога, и никто в отношении к нему не должен принимать титула учителя ( Мф.23:8,10 ; Иак.3:1 ). Власть в церкви, вместо того, чтобы быть господствованием, есть лишь общественное служение, есть управление (ministere)( Мф.23:11; 22:26 ; Лк.22:26 ), первым условием которого должно быть безусловное развитие индивидуума для духовного общества, правителем которого он состоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и, следовательно, природа Его невещественная. Это видно 1) из тех мест, где Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, каковы: самопознание u личное бытие ( Втор.32:39 ), разум ( Рим.11:33–34 ), свободная воля ( Пс.134:6 ), жизнь u непрерывная деятельность ( Иер.22:24 ). 2) Из тех мест, где отрицаются в Боге свойства, принадлежащие веществу: Он не ограничен пространством и вездесущ ( Иер.23:24 ), всякое тело подлежит переменам, у Отца же светов, несть пременение или преложения стень, т. е. нет и тени перемены ( Иак.1:17 ). 3) Наконец, из тех мест, где Бог называется Духом: Дух есть Бог, сказал Спаситель в беседе с самарянкой, u иже кланяется Ему, духом u истиною достоин кланятися ( Ин.4:24 ). Понятие о существенных свойствах Божиих и их разделение. Существенные свойства в Боге это те, которые принадлежат Ему по самому Его существу и отличают Его от всех прочих существ. Эти свойства принадлежат всем лицам Св. Троицы, составляющим одно по существу, почему и называются общими свойствами Божиими в отличие от особенных, личных свойств, которые принадлежат каждому из Лиц Божества порознь. Богу, как Духу, по самой природе свойственны две главные силы, или способности; ум и воля. Применительно к этому существенные свойства Божии различаются: 1) свойства Божии вообще, т. е. принадлежащие самой духовной природе Божией, и обеим ее силам, – уму и воле; 2) свойства ума Божия и 3) свойства воли Божией. Свойства существа Божия вообще. Бог как Дух, от всех других существ отличается тем, что Он есть Дух неограниченный, беспредельный, – иначе, всесовершенный, потому что, называя Бога беспредельным, мы разумеем, что Он не только свободен от всякого недостатка, но и обладает всевозможными совершенствами в высшей степени. Св. Писание изображает это Божие свойство, когда: – 1) Называет Бога чуждым всякого недостатка ( 1Ин.1:5 ); 2) великим бесконечно ( Пс.146:5 ); 3) единым сильным и единым благим ( 1Тим.6:15 ; Мр.10:18 ); славным, царем и Богом славы ( Пс.23:10 ); вседовольным и блаженным ( 1Тим.1:11 ), который ни в чем не нуждается ( Деян.17:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

А подтверждение тому, что спасение зависит и от добрых дел, находим во множестве мест Писания, из которых особо отмечу: Мф. 16:27; 25:34–45; Ин. 5:29; Иак. 2:14–26; Рим. 2:6–13; 2 Кор. 5:10; 1 Тим. 6:18–19; Откр. 20:12–13. Сектант: Божественная благодать устраивает наше спасение сама, не оставляя возможности ей противиться, то есть действуя неотразимо. Поэтому здесь и речи нет ни о свободе, ни о заслугах человека. Это следует из притчи Спасителя, где господин повелевает рабу: пойди по дорогам и изгородям  и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14:23), и из прямых Его слов: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44). Священник: Вы, сектанты, и тут, выхватив из Писания две-три фразы, думаете, что постигли всё. Но оно ясно научает нас, что человек с самого сотворения увенчан от Бога свободной волей. Послушай Иисуса, сына Сирахова: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его… Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою (Сир. 15:14, 16), и еще: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (15:17). А  здесь  предостережение от лица Самого Бога: Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение вам будет, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Втор. 11:26–27). И далее: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил  Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19; ср.: Втор. 30:15). То, что воля человека свободна и участвует в его спасении, ясно и из этих слов Господа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37.) И через великого пророка Исаию говорит Он: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:19–20). И богатому юноше Спаситель сказал: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17), а также: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (19:21).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

В отличие от нас, Бог никогда не меняет отношения к тому или иному человеку, ибо такова Его (Господа) природа. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). – То есть Бог сейчас относится к тебе так же, как Он относился к тебе, когда ты был младенцем, а потом юношей, мужчиной, и если ты теперь старик, то Господь любит тебя не менее, чем в день твоего рождения. И будучи неизменяемым, Он остается твоим и моим Богом, любящим и прощающим, – ВСЕГДА. Сказано: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ). И этого мало для Бога, Он говорит: «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» ( Иез.18:32 ). То есть Бог не хочет «смерти беззаконника» и «смерти умирающего», у Него есть нечто лучшее для нас, для тебя и для меня, и в том и другом случае… Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Поэтому, в конце концов, Он с одинаковой радостью принимает и того, который из пяти талантов сделал десять, и того, который два таланта обратил в четыре » 453 . Богу ценны наши намерения и побуждения, были ли они направлены к Нему. Важно не многое, но хотя бы что-то… Ведь сказано о Христе, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Мф.12:20 ) – то есть самое слабое чувство веры, Он оберегает и как бы трепетно охраняет его. Но это чувство должно присутствовать и иметь выражение в некоей нашей деятельности, иначе Бог не захочет помочь тому, кто сам не хочет себе помочь. И мы читаем 14-й стих 25-й главы Евангелия от Матфея: Мф.25:14 . «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое». Святитель Григорий Великий пишет: «Кто иной этот человек, отправившийся в чужую страну, как не наш Искупитель, вознесшийся на небеса в теле, которое Он принял. Земля – подходящее место для плоти, и она как бы переносится в чужую страну, когда чрез Искупителя нашего призывается на небо» 454 . – Тайна Вознесения Христова во плоти на Небо – есть тайна усыновления Земли Небом. Поэтому Церковь , эта усыновленная Богом часть человечества, и называется «Небом на Земле». Сказано: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Смерть есть разделение между душою и телом. «Ибо… тело без духа мертво» (Иак. 2: 26). И человеческая природа Христа в момент смерти переживает подобное разделение. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23: 46). Но так как во Христе Истинное Человечество и Истинное Божество нераздельны, неразлучны и неизменны, то совершенно очевидно, что, когда Его человеческая душа покинула Его тело, Истинное Божество не отделилось ни от души, ни от тела. Почему человеческой душою сойдя во ад, Он, как и славословит Церковь, и «облестал его сиянием Божества». То есть точно так же, как Сын Божий сокрушает смерть, Он сокрушает и ад. А человеческий род в своем отпадении от Бога заслужил и смерть телесную, и смерть духовную – вечное нахождение в аду. Но Христос, Своею Смертью умертвивший смерть, являет Себя и как Победитель – ада. «Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9: 11); «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4: 6). Само Христово Воскресение имело себе несколько причин, прежде всего являясь оправданием нашим (ср.: Рим. 4: 25). Святитель Иоанн Златоуст учит: «Христос и умер, и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными» «Сказав о нашей вере (см.: Рим. 4: 25), апостол говорит также о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на средину крест… Заметь, каким образом, указав на причину смерти, он обращает ее в доказательство воскресения. За что Христос распят? – спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить свое учение об оправдании как верой Авраама, которой он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов.

http://pravoslavie.ru/112033.html

Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Мелодичный музыкальный аккомпанемент с самых незапамятных времен сопровождал молитву и служение Богу ( Быт. 4:21, 31:27 ; Исх. . 32:18; Суд. 11:34 ; Екк. 2:8 ). Живший за тысячу лет до Р.Хр. царь Давид, наделенный Богом выдающимся поэтическим талантом, сочинял вдохновенные молитвы-псалмы, сопровождая их игрой на гуслях («псалтыри»). Став впоследствии царем в Израиле, Давид ввел в богослужение пение псалмов и учредил при Иерусалимском храме должности регулярных певцов и музыкантов. Пользуясь большим успехом, псалмы Давида стали неотъемлемой частью как ветхозаветного, так позже и христианского богослужения. В обработке, главным образом, русских церковных композиторов многие псалмы Давида и по сей день украшают православные богослужения. Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. Так, например, апостол Иаков советует: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.» Подобный совет мы читаем у апостола Павла: «Назидайте себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( 1Цар. 16:16–23 ; 2Цар. 6:5–23 ; 2Цар. 22:1 ; 1Пар. 6:31 ; 2Пар. 29:25 ; Иак.5:13 ; Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ). Философ Платон (427–347 до Р.Хр.) считал, что Бог вложил в человека расположение создавать и сочетать звуки не как попало и случайно, но в подражание гармонии духовного мира (Ion 534D, Е, Republic Аристотель (384–322 до Х.Р.) отметил значение музыки в деле образования молодежи. В своей «Политике» он писал, что «влияние музыки настолько велико, что разные ее формы и жанры можно классифицировать соответственно их влиянию на характер человека.» Музыковед 6-го века М. S. Bomhius писал: «Музыка это часть нашего естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Весьма примечательно, что эти " точки " не являют собой некие новообразования, но " стары, как мир " , мир человеческих страстей и искушений. Главные из них в следующих словах перечислил Апостол Иоанн: " Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего " (1 Ин. 2, 16). " По учению христианской аскетики искушения попускаются Богом (Быт. 22, 1; Пс. 25, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление искушения и отвержение предметов соблазна " (Иак. 1, 12) [ 1 ]. Мы предлагаем читателю порассуждать вместе с нами. Но при этом постараемся не допустить ошибки, аналогичной " второй измене Евы " , а именно: не предпочтем стремления к знанию любой ценой - любви Божией как спасению от искушений. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993, т. 1, с. 653. 1. Искушение " верою в научно-технический прогресс " 23 февраля 1997 года на свет появилось первое в мире искусственное млекопитающее - овца Долли. За технологией, с помощью которой она была создана, закрепилось название " клонирование " . Само слово " клон " греческого происхождения и в буквальном переводе означает " отросток " . Большая медицинская энциклопедия определяет: " Клон - совокупность клеток, возникших в результате вегетативного размножения одной исходной клетки " . Классическим примером вегетативного размножения является размножение амебы, клетка которой делится, а каждая из двух образовавшихся делится вновь, образуя четыре, и так далее. В основе методики клонирования лежит модель размножения простейших организмов по типу " деление " , при котором внутри клетки происходит деление генетического материала, а потом и самой клетки, что дает начало одинаковым " дочерним " клеткам, или генетически идентичным клеткам, совокупность которых биологи назвали " клоном " . Современная культура с понятием " клонирование " связывает технологию размножения живых организмов, в результате которой из одной клетки получаются генетически идентичные особи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2203...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010