Домашнее задание 1. Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). 2. Сопоставить высказывания Иак. и Евр. о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассин (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 355 – 356). 3. возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. 4. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак. 1:2; 1:12 – 13 ). 5. Найти в тексте Иак. все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (бл. Феофилакт, Лопухин и др.). 6. Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак. 3 ) (см. Приложение 5). План семинара I. Общие сведения о Соборных посланиях 1. Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) 2. Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение 3) 44 II. Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания 1. Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) 2. Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) 3. Предание Церкви об авторстве Иак. (см. основную литературу) 4. Современные предположения об авторстве Иак. (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47 – 48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык 5. Повод написания Иак. а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак. как ответ на Послание к евреям (en. Кассиан. С. 356 – 360)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обращаясь к авторитету церкви, мы находим в ней свидетельство, что писатель соборного послания, поучающий нас о том, что даяние благо и дар совершен от Отца светов подается человекам ( Иоан. 1. 17 ), есть Апостол Иаков 9 . Симеон Солунский в гл. 40, говоря о том, что таинство Елеосвящения преподано Иисусом Христом и Его божественными учениками, в гл. 283 говорит, что обычай есть тот, чтобы таинство сие совершаемо было семью священниками. Впрочем Богобрат Иаков не глаголет сих числа 10 . Из чего видно, что писателем первого соборного послания называет он Иакова, брата Господня, потому что в нем, именно, со всею полнотою и подробностью, говорится о сем таинстве. Подлинность Что действительно первое соборное послание принадлежит Ап. Иакову, то об этом засвидетельствовано всею древностью, как учителями церкви, так и определениями соборными. Так, из соборного послания Апостола Иакова встречаются места: 1) У св. Климента Римского , именно, об оправдании Авраама и Раавы от дел, а не от одной веры ( Иак. 2, 21–25 ); о том, что двоедушные, колеблющиеся душою несчастны ( Иак. 1. 8 ); о том, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4. 6 ); о том, что мудрый должен показывать свою мудрость не словами, но делами, ( Иак. 3. 13 ), и о плодах любви ( Иак. 5 , 20 ) 11 . 2) Св. Дионисий Ареопагит свое сочинение о Небесной иерархии начинает словами Ап. Иакова: Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть; сходяй от Отца светов ( Иак. 1. 17 ) 12 . 3) В книге Пастырь Ермы приводится смысл слов Иак. 5, 1. 4 . «Смотрите вы, гордящиеся своими богатствами, чтобы не возстенали терпящие нужду, и стон их взойдет ко Господу, и исключены будете со своими сокровищами за двери башни» 13 . 4) У св. Игнатия Богоносца , в послании к Ефесеям, где он, пиша о важности церковного единения, говорит; «кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится» ( Иак 4. 6 ) 14 . 5) У св. Иринея – об оправдании Авраама, как он верова Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся ( Иак. 2. 23 ) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Иак.5:2 .  Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Иак.5:3 .  Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Применительно к главному пороку обличаемых богачей, бедствия их изображаются под образом гибели богатств и всякого рода вещественных благ. «Гниение богатств, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, т.е. в пришествие Христово, богатство ваше скажется как бы огнем, собранным на погибель вашу» (блаж. Феофил.). Подобно древним библейским пророкам, Апостол будущий суд над богачами и их имением представляет, как уже происшедший (perfectum propheticum). После перечисления отдельных видов имущества богачей наряду с общим названием богатства, Апостол делает (ст. 3) выразительное указание на совершенную бесполезность и крайнюю тщету накопления богатств ввиду наступления последних дней, т.е. приближения пришествия Христова. Иак.5:4 .  Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Иак.5:5 .  Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Иак.5:6 .  Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам. Назвав выше ( Иак.5:1–3 ) ожидающие немилосердых богачей бедствия суда Божия, Апостол теперь в том же пророчески-обличительном тоне показывает причину грядущего на них наказания – в содеянных ими нравственных проступках и преступлениях. Преступления эти таковы: богачи нажили свои богатства несправедливостью и обидами (ст. 4), что тем более преступно, что собственные богатства они употребляли на роскошную жизнь (ст. 5) и даже на преследование праведников с целью пролить кровь их (ст. 6). Тяжесть первого греха – вне сомнения: богачи удерживали заработную плату наемников, в частности, жнецов, руками и трудами которых они наживали свои богатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак 1. 2; 1. 12–13 ). Найти в тексте Иак все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (блж. Феофилакт, Лопухин и др.). Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак 3 ) (см. Приложение 5). План семинара Общие сведения о Соборных посланиях Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение З) 44 Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) Предание Церкви об авторстве Иак (см. основную литературу) Современные предположения об авторстве Иак (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47–48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык Повод написания Иак а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак как ответ на Послание к евреям (еп. Кассиан. С. 356–360) Учение Послания Иакова Смысл искушений по Посланию Иакова Что понимает апостол Иаков под искушениями в гл. 1? Для чего нужны искушения и откуда происходят? (см. Приложение) Какое неправильное понимание искушений обличает апостол Иаков (гл. 1)? Вера и дела в Послании Иакова; сопоставить с Евр, Рим, Гал Обсуждение терминологии апостолов Павла и Иакова; вера, дела, закон, виновность, оправдание

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

На соборе Апостольском, на котором решался весьма важный вопрос – о соблюдении обрядового Моисеева закона, святой Иаков, как председатель собора, после многих речей (Апостола Петра, Варнавы и других), подал решительное мнение, которое принято было всеми и послано в Антиохию с Апостолами Силою и Иудою, братом Иакова. В этом послании говорилось, что христиане, будучи свободны от соблюдения обрядового закона Моисеева, должны только воздерживаться от идоложертвенного, крови и тому подобных дел, запрещаемых как Ветхим, так и Новым Заветом. Святой Иаков пользовался великим уважением не только от христиан, но и от Евреев, из которых многие, слушая его проповедь о Христе, обратились к истинной вере. Думая устрашить Иакова, тогдашний Иудейский первосвященник Анан, сын первосвященника Анны, угрожая смертью, повелел Иакову возвестить, с вершины церковного крыла, что Иисус Христос не был истинный Мессия; но святой Иаков безбоязненно проповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим. Многие из Иудеев, услышав эту всенародную проповедь Иакова, уверовали в Иисуса Христа. Тогда раздраженный Анан велел низвергнуть Иакова с кровли храма и побить его камнями, что и было исполнено изуверами. Побиваемый камнями, праведник молился за врагов своих. Невинная, страдальческая смерть праведника так поразила многих, что некоторые разрушение Иерусалима, совершившееся вскоре (в 70 г. по Рождестве Христове), считали наказанием за смерть праведника. Память святого Апостола Иакова ублажается православной Церковью 23 октября. Повод к написанию послания Как епископ Иерусалимский, т. е. Церкви, состоявшей преимущественно из христиан Иудеев, Иаков был особенно близок к христианам из Евреев, а потому его сердце особенно участливо относилось к нравственно-религиозным нуждам их, преимущественно же тогда, когда эти нужды были столь важны, что грозили чистоте веры и жизни христиан. Это сердечное участие к христианам, искушаемым ропотом на Бога ( Иак.1:13 ), притеснениями богатых ( Иак.2:5 ), необузданностью языка ( Иак.3:8 ), взаимными ссорами ( Иак.4:1 ) и подвигло Апостола к написанию послания. Оно написано было, как полагают ученые, около 50 года по Рождестве Христовом. Содержание послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1057–1060. Краткий комментарий на 2 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1017–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр и Иуд. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1253–1288 (2 Петр). PG 126. col. 85–104 (Иуд.ж). Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 222–238 (2 Петр); 276–284 (Иуд). Соборные послания Иоанна Климент Александрийский , авт. PG 9, col. 733–740. Очень краткий комментарий к 1 и 2 Ин, только на латинском. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1059–1062. Краткий комментарий на 1 Ин. Помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1021–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Ин. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 126. col. 9–84. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 239–275. Подробный, последовательный комментарий на 1, 2 и 3 Соборные послания Иоанна. Исследования, комментарии Богдашевский Д., (еп. Василий). Лжеучители, обличаемые в посланиях ап. Иоанна. Киев, 1890. Богдашевский Д., (еп. Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Т. I: Соборные послания. Киев, 1909. Сагарда Н. Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова. Полтава, 1903. Ярошевский Г. Соборное послание апостола Иакова. Киев, 1901. Соборное послание Иакова План Иак Смысл скорбей (искушений) (1, 4, 5) Вера и дела по Посланию Иакова (2) Бедность и богатство, отношение к миру (1, 2, 5) Проблема учителей. Два вида мудрости (3) О Таинстве Елеосвящения (5) Семинар 20. Общие сведения о Соборных посланиях. Иак Домашнее задание Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). Сопоставить высказывания Иак и Евр о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М„ 2001. С. 355–356).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» ( Сир.46:15 ). Христос передал славу Свою угодникам: «Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» ( Ин.17:22 ). Праведников почитает даже Бог Отец: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Угодников прославляют люди: «мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). »народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли: «Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Ангелов всегда прославляли люди. Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:18 ). Поклонение Ангелам: Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу ( Нав.5:14, 15 ). Праведный Маной поклонился Ангелу ( Суд.13:20 ). Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу ( Дан.10:9, 15 ). Поклонение угодникам: Ученики поклонились Елисею ( 4Цар.2:15 ). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам ( Ин.17:22 ). Страж темничный – Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). Поклонение преселившимся угодникам: Саул поклонился Самуилу ( 1Цар.28:14 ). Просьба молитвы Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 , ср. Кол.4:3 ). «не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). Значение молитвы угодников Божиих: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак.5:16–18 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама ( Быт.20:7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Но в том и другом отношении благодать Божия наипаче действует посредством искушений. Если золото, требующее очищения от дурной примеси, очищается огнем; то тем более верующая душа, которая драгоценнее всех сокровищ мира сего, должна быть повергаема, для очищения своего, в огонь житейских искушений, да будет через то совершеннее в очах Бога, а по мере совершенства удостоится высшей славы в сонме святых. Если добрые, мудрые и дальновидные отцы земные, желая сделать детей своих особенно благоразумными в жизни и полезными для общества, подвергают их в молодости разным трудам и даже испытаниям, соединенным со страхом и скорбью; тем более Человеколюбивейший, Премудрый и Всеведущий Отец Небесный добродетельных и покорных сынов веры ведет, из любви к ним, к совершенству духовному путем тесным и прискорбным. Так были искушаемы и вера Авраама, и кротость Исаака, и целомудрие Иосифа, и терпение Иова, и проч. Эти мужи через искушение соделались образцами совершенства для всего рода человеческого. Как храбрость и искусство хорошего воина более возрастают и совершенствуются во время многотрудных сражений; так добродетель и вера « воина Христова» ( 2Тим.2:3 ) более утверждаются и возвышаются во время скорбной и жестокой брани с духовными врагами. Необходимость и польза искушений подтверждается во многих местах Св. Писания; например, св. ап. Иаков говорит в наставлении христианам: «Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени» ( Иак.1:2–4 ). «Блажен муж, иже претерпит искушение» ( Иак.1:12 ). Также праведный сын Сирахов изрек: «иже не искусися, мало весть» ( Сир.34:10 ). Очевидно, что перенесение искушений, сообразно с намерением Бога, посылающего их, есть необходимый подвит целой жизни всякого христианина, желающего стяжать «венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его» ( Иак.1:12 ). Приведем здесь и мнение св. Иоанна Златоустог о о необходимости искушений: «Ты не для того получил оружие, – говорит этот отец Церкви, – чтобы быть праздным, но чтобы сражаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хотя евангелист Иоанн пишет, что братья Господни не веровали в Него (Ин. 7, 5), в книге Деяний и посланиях святого апостола Павла святой Иаков предстает одним из столпов Иерусалимской Церкви (см.: Гал. 2, 9), а его речь становится итогом Апостольского Собора (см.: Деян. 15, 13–21). Вероятно, апостол Иаков прошел путь сомнений и неверия, но затем настолько утвердился в вере, что стал наставником и примером веры для других. По преданию, Сам Господь Иисус Христос поставил Иакова первым Иерусалимским епископом. За святость жизни апостол Иаков был прозван Праведным, и даже многие не принявшие Христа иудеи относились к нему с большим уважением. Испытания и искушения — для чего? «За что мне такие искушения?» — такой вопрос хотя бы раз в жизни задавал себе каждый верующий человек. Этот вопрос беспокоит не только современных христиан. Вопрос «за что?» можно назвать вечным вопросом веры. Послание апостола Иакова начинается с ответа именно на этот вопрос, а это значит, что читатели его письма нуждались в объяснении и утешении. Апостол Иаков начинает свой ответ с призыва к радости: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). Первое правило в преодолении искушений — радость. Важно понять, о каких именно искушениях говорит святой апостол Иаков. В первую очередь, это искушения и испытания гонениями (из книги Деяний мы уже знаем о том, что убиением Стефана было положено начало длительной череде гонений на учеников Христовых). Почему же христианин должен радоваться? Потому что испытание вашей веры производит терпение ( Иак. 1, 3). Терпение… Сам Господь связывает терпение и спасение: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13). Конечно, речь идет о терпении во время гонений. Но каждый согласится, что терпение — это как раз та добродетель, которой нам так часто не достает в обычной жизни. Просто научиться терпеть других — это сложно. Ведь терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Без терпения нельзя стать совершенным.

http://pravoslavie.ru/69476.html

2Кор.6:15–17 . «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( Лев.26:12 ). И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( Ис.52:11 )». Объяснение. Этими словами апостол требует удаляться не от христиан, а от язычников («чужое ярмо с неверными», «Велиаром»: ст.14). Если Господь явился на землю не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 ; 1Кор.4:4–5 . И так, по слову апостола, не извинителен ты, всякий человек, судящий (осуждающий, не будучи судьёй) другого: Рим.2:1 . Еф.2:19 . «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Объяснение. Верующие все имеют Одного Отца Бога: 1Пет.1:23 ; Иак.1:18 . К какому бы племени ни принадлежал кто, благодать Божия всех делает своими Богу. Сограждане Царства Христова все и свойственники суть. Такими они себя имеют и в сердце, во взаимоотношениях: Рим.3:30–31 . Только люди последнего времени не будут признавать такого здравого учения о взаимохристианском отношении и по своим прихотям будут избирать себе учителей: 2Тим.4:3–4 . Флп.1:6 . «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа». Объяснение. В мысли своей апостол обнимает не только современных себе филиппийцев, но и потомков их (Злат.). В приложении же к тем, которым он пишет, день Христов есть конец жизни их, за которой последует для них общение со Христом: ст.21–23; если только до конца жизни будут искать того, что угодно Иисусу Христу: Флп.2:21 ; а Ему угодно, чтобы каждый искал пользы ближнего: Рим.15:1–3 ; 1Кор.10:24 . 2Фес.3:14–15 . «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010