Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ (XII в.?), визант. мон. Биография его неизвестна. Коккиновафский мон-рь Пресв. Богородицы, где подвизался И. К., по мнению К. Сторнайоло, находился в Вифинии (аргументов в пользу такой локализации он не приводит). И. К. является составителем сборника из 6 гомилий о житии Богородицы, к-рый сохранился в 2 богато иллюстрированных списках 2-й четв. XII в. (Vat. gr. 1162 и Paris gr. 1208). Согласно колофону, работа над сборником велась в К-поле. Возможно, И. К. составил также сборник из 44 писем по догматическим и нравственным вопросам (Paris. gr. 3039), адресованных супруге севастократора Андроника ( 1143) Ирине. Основанием для атрибуции служит сходная манера компиляции источников (предмет дискуссии см.: Кирпичников. 1892). Гомилии И. К. Святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, мон. Иаков Коккиновафский. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккинофарского. 2-я четв. XII в. (Paris. gr. Fol. 1v) Святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, мон. Иаков Коккиновафский. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккинофарского. 2-я четв. XII в. (Paris. gr. Fol. 1v) Первая гомилия посвящена Зачатию Пресв. Богородицы, 2-я - Рождеству, 3-я - Введению во храм, 4-я - Обручению, 5-я - Благовещению и 6-я - испытанию водой обличения. Такая последовательность не соответствует церковному календарю; события, избранные темами 4-й и 6-й гомилий, не являются церковными праздниками. Исследователи делают вывод, что гомилии И. К. создавались не как церковные проповеди, а как Житие Пресв. Богородицы, разделенное на 6 глав и доведенное до центрального события Ее жизни - Рождества Иисуса Христа. Повествование оформлено в виде длинных речей и молитвословий. В его основу были положены апокрифическое Иакова Протоевангелие и 6 гомилий на Зачатие и Введение во храм Пресв. Богородицы Георгия, еп. Никомидийского (IX в.); в меньшей степени использованы сочинения святителей Григория Нисского и Иоанна Златоуста .

http://pravenc.ru/text/200329.html

Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876. С. 220-229; Fleury Ch. R., de. La sainte Vierge: Études archéologiques et iconographiques. P., 1878. Vol. 1. P. 419-437; Кирпичников А. И. Переписка монаха Иакова с императрицей//ЛетИФО. 1892. Т. 2. Визант. отд. 1. С. 255-280; он же. О письмах монаха Иакова: (Письмо к редактору)//ЖМНП. 1893. 3. Отд. 2. С. 261-262; idem. Zur byzant. Miniaturmalerei//BZ. 1895. Bd. 4. S. 109-124; Васильевский В. Г. О севастократориссе Ирине: Заметка по поводу статьи А. И. Кирпичникова//ЖМНП. 1893. Т. 285. 1. Отд. 2. С. 179-185; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 629; Hutter I. Die Homilien des Mönches Jakobos und ihre Illustrationen (Vat. gr. 1162 - Paris. gr. 1208): Diss. W., 1970. 2 Bde; Jeffers E. M. The Sevastokratorissa Eirene as Literary Patroness: The Monk Iakovos//JÖB. 1982. Bd. 32. S. 63-71; Anderson J. C. The Seraglio Octateuch and the Kokkinobaphos Master//DOP. 1982. Vol. 36. P. 83-114; idem. The Illustrated Sermons of James the Monk: their Dates, Order, and Place in the History of Byzant. Art//Viator. Berkeley, 1991. Vol. 22. P. 69-120; Buchthal H. A Greek New Testament Manuscript in the Escorial Library//Byzanz und der Westen: Stud. zur Kunst des Europäischen Mittelalters. W., 1984. S. 85-98; Spatharakis I. An Illuminated Greek Grammar Manuscript in Jerusalem//JÖB. 1985. Bd. 35. S. 231-244; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 91, 223. Табл. 253-255; Nelson R. S. Theoktistos and Associates in Twelfth-Century Constantinople: An Illustrated New Testament of A. D. 1133//The J. P. Getty Museums Journal. Malibu (Calif.), 1987. Vol. 15. P. 53-78; Саминский А. Л. Мастерская груз. и греч. книги в К-поле XII - нач. XIII в.//Музей. М., 1989. Вып. 10. С. 184-216; Nelson R. S., Kazhdan A. James of Kokkinibaphos//ODB. Vol. 2. P. 1031; Овчарова О. В. Образ и стиль в миниатюрах круга Гомилий Иакова Коккиновафского//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой/Отв. ред.: А. В. Захарова. М., 2008. С. 319-334.

http://pravenc.ru/text/200329.html

Стиль миниатюр гомилий представляет собой новаторское явление в визант. искусстве. Его главное отличие - повышенная экспрессия всех элементов. Колорит задуман как декоративное целое контрастных друг другу ярких, красочных пятен, напр. красного и синего. Эмоциональную выразительность усиливают пробела, ярко и динамично положенные на одежды. Краска, подобно эмали, ровно и плотно заполняет отведенное ей контуром место, что вместе с жестким ракурсом делает фигуры похожими на аппликации. Плоскостности изображений способствуют соотношения цветовых пятен, которые ритмично чередуются, складываясь в подобие динамичного узора. Многочисленные персонажи, предметы обстановки и детали архитектуры заполняют поле миниатюры сверху донизу, не оставляя свободного фона. Абрисы фигур, складки драпировок, узор черепицы на крыше и др. самые мелкие детали изображены в динамике. Герои миниатюр чрезвычайно взволнованны. Они напряженно переглядываются, активно жестикулируют: разводят руками, вскидывают их вверх, раскрывая ладони и выразительно складывая пальцы. Тем самым передается состояние потрясения или ликования, бурного переживания события. Большинство ликов принадлежит к одному типу, для к-рого характерны широкие пропорции головы с густой курчавой шевелюрой, узкий лоб, небольшие округленные глаза, выступающий нос с «заглубленной» переносицей. Художник любит 3/4-ной поворот, создавая подчеркнуто выразительные лики с острыми, направленными в сторону взглядами. Художественный язык миниатюр из гомилий И. К. отступает от классических норм и принципов. Жизнеподобие уступает место условности, спокойствие и гармония - напряженности и экспрессии. Плавность движений сменяется резкостью, иногда нарочитой односложностью; в трактовке цвета, светотени, состояния персонажей утрачиваются полутона и оттенки. Не имеющие благородства классического, комниновского образа миниатюры гомилий, со свойственным им тяготением к наивно-праздничной красочности, могут свидетельствовать о примитивизации вкусов в среде аристократии. В том же стиле, что и гомилии, оформлено частично или полностью свыше десятка манускриптов 2-й четв. XII в. (список см.: Овчарова. 2008). Со 2-й пол. XII в. стиль, представленный на миниатюрах гомилий И. К., становится ведущим в визант. искусстве.

http://pravenc.ru/text/200329.html

Благоговение перед святоотеческой традицией И. К. выражено в 1-й миниатюре, сохранившейся в парижском списке (Paris. gr. 1208. Fol. 1v). Здесь представлены двойной «портрет» И. К. и образы святителей Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Первый из них держит И. К. за руку, перед 2-м он преклоняет колени. При этом оба святителя указывают на стоящие перед ними пюпитры с кодексами, раскрытыми соответственно на начальных словах Евангелия от Матфея и Песни Песней. Ватиканский экземпляр сборника превосходит парижский размером (330×221 против 230×165 мм), числом миниатюр и тщательностью их исполнения. Большинство писавших о гомилиях И. К. (Ш. Ж. Лабарт, Ш. Р. де Флёри, Н. П. Кондаков, В. Н. Лазарев, И. Хуттер) полагали, что ватиканский список более ранний, чем парижский. Лазарев отнес создание парижской рукописи ко 2-й пол. XII в. Хуттер в 1970 г. датировала парижский вариант 3-й четв. XII в., однако в более поздней работе (1991) она не повторила эту дату, отметив только существующий между рукописями «определенный временной промежуток». Общепринятая датировка гомилий 2-й четв. XII в. основана гл. обр. на стиле миниатюр, аналогии к-рому составляют: миниатюры из Евангелия 1128 г. (Vat. Urb. gr. 2) - наиболее близкие, вероятно выполненные тем же художником; из Евангелия 1133 г. (Ludwig II 4 - музей Дж. П. Гетти, Малибу, США). Предполагаемое общение мон. Иакова с севастократориссой Ириной (нач. 50-х гг. XII в.) также свидетельствует в пользу датировки гомилий 2-й четв. XII в. В. Н. Лазарев, основываясь на стиле миниатюр парижской рукописи И. К., считал, что она была создана позднее, в подражание ватиканскому манускрипту. Дж. К. Андерсон датирует ватиканский список И. К. почти 10 годами позднее, чем парижский, учитывая, что рукопись из Ватикана имеет больший формат, 3 дополнительные миниатюры, а также гораздо более богатую орнаментацию в начале каждой гомилии (Glory of Byzantium. 1997. Р. 107-109). Чрезвычайное сходство ватиканского и парижского манускриптов в стиле и типологии образов позволило А. И. Кирпичникову и О. Вульфу предположить, что над созданием миниатюр трудился один и тот же мастер. По мнению С. Мередит и Дж. Андерсон, первоначальным списком гомилий И. К. был парижский, созданный, вероятно, в 30-х гг. XII в., а ватиканский список - ближе к сер. XII в. Создание миниатюр в обоих манускриптах они приписывают также одному художнику. В технике письма данных списков гомилий И. К. обнаруживается немало общих черт: крупный разреженный почерк без наклона, в к-ром много унциальных форм и заметна тенденция к контрастному противопоставлению прописных букв строчным, вытянутых - широким и т. п. Почерк сборника отличается от доминировавшего в XI в. ровного и гармоничного «жемчужного письма» и близок к др. дуктам XII в., с тяготением к нарочитым, манерным контрастам разных буквенных форм.

http://pravenc.ru/text/200329.html

Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29) Успение Пресв. Богородицы. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 29) Миниатюры в обоих списках гомилий И. К. многочисленны, расположены перед или после соответствующего им фрагмента текста. Количество проиллюстрированных эпизодов превышает число выделенных рамкой миниатюр, где может быть соединено неск. сцен. Зачастую иллюстрации уточняют пространную риторику текста, расставляют акценты, порой вносят новый смысл. Все это свидетельствует об активном участии автора текста в создании иконографической программы иллюстраций. Каждая из 6 гомилий начинается с новой тетради, ее предваряют пышная орнаментальная заставка и полностраничная миниатюра, к-рая занимает всю оборотную сторону последнего листа предшествующей тетради. Остальные миниатюры размещаются в тексте, неизменно совпадая с ним по ширине, но значительно варьируются по высоте. Все миниатюры написаны на золотом фоне и обрамлены простой красной линией. После каждой из миниатюр текст начинается с декоративного инициала, составленного чаще всего из растительных мотивов или фигурок зверей и птиц. В устоявшуюся схему сюжета во мн. миниатюрах гомилий И. К. вводятся новые сценические элементы и персонажи. Напр., композиция «Рождество Богоматери» включает не только образ Анны на ложе и купание новорожденной, но и фигуры предводителей 12 колен Израилевых. Изображению соответствует пояснительная надпись: «Роды Анны и собрание глав родов Израиля» (Vat. gr. 1162. Fol. 29; Paris. gr. 1208. Fol. 38v). Предполагается, что в основе иконографической программы гомилий мог лежать не дошедший до наших дней иллюстрированный список «Протоевангелия Иакова». Но далеко не все миниатюры представляют сцены из жизни Богоматери. Мн. ново- и ветхозаветные образы связаны с Ней лишь опосредованно, через различные толкования. Таковы, в частности, «Лествица Иакова» (Vat. gr. 1162. Fol. 22v; Paris. gr. 1208. Fol. 29v), «Неопалимая Купина» (Vat. gr. 1162. Fol. 54v; Paris. gr. 1208. Fol. 73v), «Ложе Соломоново» (Vat. gr. 1162. Fol. 82v; Paris. gr. 1208. Fol. 109v), «Руно Гедеоново» (Vat. gr. 1162. Fol. 110v; Paris. gr. 1208. Fol. 149v), «Скиния и процветший жезл Аарона» (Vat. gr. 1162. Fol. 133v; Paris. gr. 1208. Fol. 181v), предпосланные соответственно 2, 3, 4, 5 и 6-й гомилиям. В начале 1-й гомилии (и всего сборника) представлено изображение 5-купольной церкви, в интерьере к-рой воспроизведено «Вознесение», а над ним, в своде,- «Сошествие Св. Духа на апостолов» (Vat. gr. 1162. Fol. 2v; Paris. gr. 1208. Fol. 3v). Тем самым на миниатюрах, как и в тексте гомилий И. К., жизнь Богоматери показана в контексте общечеловеческой истории и с т. зр. домостроительства спасения.

http://pravenc.ru/text/200329.html

Косма Веститор (VIII-IX вв.) написал Гомилию об И. и А. (BHG, N 828), свт. Георгий Никомидийский (IX в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 131) и 3 Слова на праздник Зачатия Богородицы (BHG, N 1102, 1111, 1125z), прп. Петр Аргосский (кон. IX - нач. X в.) - Похвальное слово в честь А. (BHG, N 133) и Слово о празднике Зачатия (BHG, N 132), свт. Евфимий II (I) (IX - нач. X в.), патриарх К-польский,- 3 Слова о празднике Зачатия (BHG, N 134a - c), мон. Иаков Коккиновафский , визант. писатель XII в.,- Слово о празднике Зачатия А. (BHG, N 1126), Георгий Ритор - Похвальное слово в честь И. и А. (BHG, N 828c). Из анонимных сочинений известны Житие И. и А. (BHG, N 828b) и Похвальное слово в честь А. (BHG, N 134d). Феодор Иртакин (1-я пол. XIV в.) составил на основе «Протоевангелия Иакова» и др. источников, включающих Гомилии и Похвальные слова, соч. «Описание сада св. Анны», где рассказывается о месте, в к-ром молилась А. о даровании ей потомства (BHG, N 134; Dolezal M.-L., Mavroudi M. Theodore Hyrtakenos " Description of the Garden of St. Anna and the Ekphasis of Garden//Byzantine Garden Culture/Ed. A. Littlewood e. a. Wash., 2002. P. 105-159). Сиро-мелькитские Минеи содержат службы 2 праздников - 9 сент. и 25 июля (Codices syricacos, carshunicos, mendaeos, complectens/Ed. R. Payne-Smith. Oxonii, 1864. Pt. 6. P. 313, 359. (Catalogi codicum manuscriptorum Bibliothecae Bodleianae; 6); Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum/Ed. W. Wright. L., 1870. Vol. 1. P. 319). А. Н. Крюкова Почитание на Руси (в России) Придел во имя родителей Пресв. Богородицы был устроен не позднее нач. XII в. в новгородском Софийском соборе (упом. в НПЛ под 1108 в связи с погребением в соборе свт. Никиты Новгородского). В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается, что еще в 988 г. 1-й Новгородский епископ, свт. Иоаким Корсунянин ( 1030), поставил храм во имя этих святых в Новгороде (НовгорЛет. С. 173-174), однако достоверность этого сообщения вызывает сомнения. Имя Анна было одним из самых распространенных жен. княжеских имен на Руси, однако в нек-рых случаях его получение могло быть связано со св. Анной пророчицей. Определенно можно говорить, что в честь св. А., матери Пресв. Богородицы, была наречена Анна Юрьевна - жена вел. кн. Киевского Рюрика Ростиславича. В Ипатьевской летописи под 1199 г. говорится, что она была «тезоименьна сущи Анне родителници Матери Бога нашего» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 710). В 1196 г., при св. блгв. вел. кн. Владимирском Всеволоде (Димитрии) Юрьевиче Большое Гнездо, во Владимире была заложена каменная ц. во имя святых И. и А. «на воротех святое Богородици» (во дворе Успенского собора?) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 412). Известно также, что Иоаким было схимническим именем Олега (Иакова) Иоанновича, вел. кн. Рязанского (в иночестве Иона). В честь св. И., очевидно, получили свои иноческие имена рус. преподобные XVI-XVII вв. Иоаким Опочский, Иоаким Сийский и Иоаким Шартомский.

http://pravenc.ru/text/Иоаким и ...

«Сон Иакова». С раннехрист. времени в этой сцене И. представляли лежащим на земле, голова - на камне, рядом диагонально поставлена лестница, по к-рой восходят 2 или 3 ангела (фрагментарно сохр. в синагоге в Дура-Европос и в катакомбах на Виа Латина). На разрушенной фреске в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура представлено, как И. воздвигает камень, наподобие алтаря, и впервые изображен крылатый ангел. История И., включающая его битву с ангелом, сон, изображение стоящей у алтаря лестницы, по к-рой ангелы восходят на небо, присутствует на миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 2r, 880-883 гг.; см.: Лазарев. 1986. Ил. 94), где И. представлен молодым, безбородым мужем в белых одеждах. В средневизант. период, напр. в книжной иллюминации, И. в этой сцене изображен бородатым средовеком, лежащим у подножия лестницы, по к-рой от Христа и навстречу Ему движутся ангелы (Гомилии Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 22r). Сцена «Сон Иакова» рядом с фигурой И., седобородого старца в античных одеждах (темный хитон с клавом на плече и светлый гиматий), со свитком в левой руке, правой указующего на Богоматерь с Младенцем, представлена в среднике на иконе «Богоматерь с Младенцем, со святыми на полях» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), причем в сцене сна И. изображен в тех же одеждах, но молодым, с темными длинными волосами. Уже со времен прп. Иоанна Лествичника лестница И. ассоциировалась с лестницей добродетелей, по к-рой благочестивые монахи поднимаются к небесам. В визант. искусстве композиция «Сон Иакова» получила значение как прообразовательная, предугадывающая рождение Девы Марии (миниатюры в Гомилиях Иакова Коккиновафского, XII в.; фрески парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Лестница И. могла трактоваться и как прообраз Крестной смерти Спасителя, особенно если появлялась в декорации служебной утвари, напр. на серебряном кресте из ц. Сан-Джованни ин Латерано (XIII в.). В искусстве Др. Руси эта сцена включается в цикл деяний арх. Михаила (напр., икона из Архангельского собора Московского Кремля, 1399, ГММК), изображение лестницы И. входит в иконографическую схему иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Образ И. с лестницей в руке как со своим атрибутом и со свитком с пояснительным текстом входит в состав композиции «Похвала Пресвятой Богородицы», в т. ч. со сценами акафиста.

http://pravenc.ru/text/200151.html

З. появляется на миниатюрах, иллюстрирующих его произведения. И. З. могли изображать вместе с др. святыми, напр. с ап. Павлом в Гомилиях И. З. (Athen. Bibl. Nat. 210, кон. IX в.) - на 2 миниатюрах, расположенных на развороте листов 93 об.- 94; или с ап. Матфеем в Гомилиях И. З. на Евангелие от Матфея (Sinait. gr. 364. Fol. 2v, 1042-1050 гг.) - ростовые фигуры И. З. и ап. Матфея, передающего ему кодекс. На выходной миниатюре из рукописи Гомилий И. З., изготовленной по заказу имп. Никифора III Вотаниата (Paris. Coislin. 79. Fol. 2v, 1079-1081 гг.), святитель стоит справа от имп. Никифора, правой рукой принимает от него кодекс в роскошном окладе, левая рука лежит на груди; И. З. не стар, с высоким лбом, овальным ликом, короткими темными волосами и крохотной бородкой, облачен в фелонь. В Гомилиях Иакова Коккиновафского на выходной миниатюре (Paris. gr. 1208. Fol. 1, 2-я четв. XII в.) изображена беседа И. З. со свт. Григорием Нисским, оба сидят в рясах перед пюпитрами с раскрытыми кодексами, на фоне зданий; дважды представлен Иаков Коккиновафский - коленопреклоненным перед Григорием Нисским и с воздетыми руками перед И. З. В рукописи сборника, включающего Гомилии И. З. из Ниловой Столобенской пуст. (ГА Тверской обл. 1028, кон. XV в.; см.: Попов Г. В. Пути развития тверского искусства в XIV - нач. XVI вв. (живопись, миниатюра)//ДРИ. 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 353-357), перед началом Гомилии на праздник Воскресения Христова (Л. 226) в центре заставки прямоугольной формы небесного цвета, в круглом медальоне на золотом фоне помещено поясное изображение И. З. в белом саккосе (вставные миниатюры московского происхождения 1-й пол. XVI в.). В период формирования высокого иконостаса на Руси иконы с образом И. З. включались в состав деисусного чина, напр. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). Образ И. З., исполненный наиболее искусным мастером из числа работавших над иконами Деисуса, находится в правой части чина.

http://pravenc.ru/text/541598.html

477-478 ИАКОВ Иванович Бобырёв (1883-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Яковлевич Бойков (1896-1943), свящ., сщмч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Бриллиантов (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 478-479 ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) 479-480 ИАКОВ Тимофеевич Леонович (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 480-481 ИАКОВ Андреевич Передий (Передерий) (1871-1937), прот., сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 481-482 ИАКОВ Васильевич Шестаков (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 482-483 ИАКОВ († 1519 или 1520), диак., прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИАКОВ прмч. Зографский (второй) (пам. греч. 22 сент., 10 окт.) - см. в ст. Зографские преподобномученики ИАКОВ [Иаков Новый] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. 483-485 ИАКОВ (Старцев; 1888 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ мч. Константинопольский (пам. 9 авг.) - см. в ст. Иулиан, Маркиан, Иоанн и др. мученики Константинопольские ИАКОВ Степанович Блатов (1880-1937), мч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

485-486 ИАКОВ Иванович Гортинский (1899 - 1937), мч. (пам. 16 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых) ИАКОВ Иванович Соколов (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 486-497 ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (VII-VIII вв.), св. (пам. зап. 18 окт. или 17 авг.), диакон свт. Павлина, 1-го архиеп. г. Эборак (ныне Йорк, Англия) 497-498 ИАКОВ († до 765), св. (пам. зап. 23 июня, в наст. время 2 марта), еп. г. Тулл (ныне Туль, Франция) ИАКОВ Нецветов (1802 - 1864), прав. (пам. 26 июля), 1-й священник из коренных жителей Аляски, миссионер 498-499 499-500 ИАКОВ [Ваванацос Георгиос] (1895 - 1984), архиеп. Афинский и всей Эллады (13.01.1962-25.01.1962) 500-501 ИАКОВ (2-я пол. XV в.), иером., книгописец-каллиграф, духовник мон-ря Путна в Молдавском княжестве 501-502 502-503 504-505 505-506 506-508 508-510 ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) 510-511 511-512 512-513 513-514 514-515 515-516 ИАКОВ III Мар Игнатий (1912 - 1980), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1957) 516-517 ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) 517-520 ИАКОВ БАРАДЕЙ († 578), митр. г. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи 520-525 525-526 526-534 ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 534-536 ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк

http://pravenc.ru/vol/xx.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010