Скачать epub pdf 4. Св. апостол Иаков Зеведеев Св. апостол Иаков, старший брат св. Иоанна Богослова был сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле. Во время занятия рыбной ловлей они оба были призваны Господом. Это было вскоре после выступления Его на проповедь. Проходя около озера Галилейского, Христос увидел рыбаков, занимающихся своим делом. В лодке одного из них, Симона-Петра, Господь совершил чудо: в закинутые сети попалось необыкновенное множество рыбы, тогда как целую ночь перед этим рыбаки понапрасну трудились. После этого Господь велел Петру и Андрею следовать за Ним. Увидев неподалеку других двух братьев, Иакова и Иоанна, в лодке вместе с Зеведеем, отцом их, призвал и их обоих. Они, оставив Зеведея, тотчас же пошли за Христом ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16 ; Мф.4:18–22 ). С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа. Оба они были причтены к лику 12-ти апостолов и за свою пламенную ревность получили от Господа наименование «Воанергес», что значит «сыны грома» ( Мк.3:17 ). Эта ревность однажды так резко обнаружилась, что вызвала даже упрек со стороны Господа. Господь шел в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой ближайший путь лежал через Самарию. Но в первом же Самарянском селении не хотели принять Христа. Ревностная любовь Иакова и Иоанна к Учителю не вынесла такого оскорбления Ему. «Господи, – воскликнули они, – хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как это сделал и Илия?» Но Господь с упреком остановил их, дав им понять, что в них вместе с ревностию говорит и оскорбленное самолюбие ( Лк.9:51–56 ). Вместе с Симоном-Петром Иаков и Иоанн были избраннейшими учениками Господа. Им троим Христос, преимущественно перед другими апостолами, открывал Свои Божественные тайны. Так, когда восхотел Он явить славу Своего Божества на Фаворе, взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна( Мф.17:1–13 ; Лк.9:28–36 ; Мк.9:2–13 ). Они же трое присутствовали в саду Гефсиманском, когда Господь изливал свои душевные страдания в молитве к Богу Отцу ( Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ). Эта близость Иакова и Иоанна к Господу, вероятно, побудила 8 их обратиться к Нему с нескромной просьбой дать сесть у Него по правую и левую руку в Царствии Небесном. Господь объяснил им нескромность их просьбы и неясное понимание тайн Царствия Божия, но вместе с тем предсказал им, что они будут пить Его чашу, т. е. претерпят бедствия и страдания за имя Его ( Мк.10:35–55 ; Мф.20:20–28 ). Предсказания Господа потом и исполнились с точностью на обоих братьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словом радоватися писатель послания приветствует тех, к кому пишет. Сим приветствием он выражает желание им такого блага, которое для всех не меньше вожделеет, как здоровье, котораго мы желаем тем, кого приветствуем. Писатель послания называет себя Иаковом. Разумеется не Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, так как он рано, спустя 10 лет по вознесении Господнем, скончался мученически ( Деян. 12:1–2 ), следственно, прежде, нежели далеко могла распространиться вера Христова и вкрасться злоупотребления, какие представляются в сем послании. В книгах новозаветных, кроме Иакова Зеведеева упоминается еще Иаков Алфеев и Иаков, брат Господень ( Гал. 1:19 ). Но что Иаков, брат Господень, есть одно лице с Иаковом Алфеевым (Это тождество признается в Библейской истории м. Филарета 1866 г., стр. 441, 479.), заключают из того, что последний именуется сыном Марии, дочери Клеоповой ( Мф. 27:56 ), которая была двоюродною сестрою Богородицы Марии ( Ин. 19:26 ). Стало быть Иаков, сын ея, по отцу Алфеев, был действительно братом Иисуса. В отличие от Иакова Зеведеева он называется у Марка ( Мк. 15:40 ) Иаковом малым, т. е. младшим. Апостол Павел, говоря о свидании своем с Апостолами в Иерусалиме, ставит Иакова на ряду с Апостолами Петром и Иоанном и замечает, что все трое почитались столпами ( Гал. 2:9 ). О великом значении Иакова в Церкви свидетельствует то, что он, присутствуя на первом апостольском Соборе в Иерусалиме, принимал главное участие в решении вопроса о том, обязателен ли для христиан обрядовый Моисеев закон. Соборное постановление об отмене сего закона состоялось на основании мнения Иакова ( Деян. 15:6, 13–21 ). По свидетельству Евсевия (Ист. 4, 22), он был первым епископом Иерусалимской Церкви. По другому свидетельству (Егезип), он пользовался великим уважением в народе, который назвал его праведным. Он приял мученическую смерть от Иудеев по наущению первосвященника Анны. Весьма достоверно, что сим Иаковом, а не Иаковом Зеведеевым, написано послание, известное под именем Иакова. Оно начинается словами: «Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб». Он называет себя рабом Богу и Господу И. Христу в том смысле, что призван служить Богу Отцу и Единородному Сыну Его Иисусу Христу в качестве Апостола, с рабскою покорностию исполнять возложенное на него дело Евангельской проповеди , в каковом смысле и другие Апостолы именуют себя рабами Иисуса Христа ( Флп. 1:1 , Иуд. 1:1 ). – Те, к которым Иаков обращается с посланием, суть «двенадцать колен, находящихся в разсеянии», т. е. христиане из Евреев, живущие не в одной Палестине, но и вне ея, в разных странах, где поселены были Евреи после плена Ассирийского и Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Соборное Послание апостола Иакова Сведения о писателе. Писатель первого Соборного Послания называет себя ( Иак.1:1 ) Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. По верованию Церкви, это был Иаков, брат Господень, один из 70-ти апостолов, которого нужно отличать от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и от Иакова Алфеева, бывших в числе 12-ти апостолов (Послание апостольское 2:55; 6:14). Предание Древней Церкви, сохранённое нам Оригеном , Евсевием, Епифанием, Златоустым, Амвросием и даже апокрифами, каково, например, Протоевангелие Иакова, уверяет, что святой Иаков был сыном Иосифа обручника от первой его жены, почему как отец его назывался отцом Иисуса Христа, так и он назывался братом Господним по плоти ( Гал.1:19 ). В этом же смысле и Мария, Пресвятая Дева, как жена Иосифа, могла называться матерью Иакова ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ). Название же малого или младшего ( Мк.15:40 ), если только оно относится к этому Иакову, могло придаваться ему для отличия от других лиц, носивших это имя, и для указания его семейного положения, возраста, роста и подобного (Сравните Лк.19:3 ). Будучи сыном Иосифа, мужа Пресвятой Девы, называемого в Евангелии праведным ( Мф.1:19 ), Иаков был воспитан в благочестии и строгом исполнении Закона и отеческих преданий. Так, живя в доме родителей, в Назарете, и помогая с Иисусом и братьями своему отцу Иосифу в его трудах древоделания, Иаков каждую Субботу посещал синагогу и слушал чтение Закона и проповедников, объясняющих его народу ( Деян.15:21 ), и разделял вместе с другими евреями их верования и чаяния. Вместе же с отцом своим Иосифом и братьями и с Пресвятой Девой и Иисусом, Иаков каждый год ходил в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). Таким образом, Иаков возрастал и укреплялся в преданности Закону Божию и отеческим преданиям в том самом семействе, в котором и Богочеловек Иисус преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). После смерти отца он продолжал вести такую же благочестивую жизнь, подвизаясь в молитве, воздержании и целомудрии, тем более, что, как свидетельствует Егизипп, писатель II века (у Евсевия, Церк. Ист. 2:23), он был Назорей от рождения, и ему, как Назорею, а, может быть, ещё и как потомку Давидову, находившемуся в родстве с священническим племенем, дозволялось даже входить в святилище, то есть в ту часть храма, куда допускались только священники. Но сама преданность Иакова отеческим верованиям, по всей вероятности, была причиной того, что, когда Иисус Христос, воспитавшийся вместе с ним, выступил на общественное служение со Своей проповедью и стал в разлад с привычными воззрениями и симпатиями синагоги и учителей народа: тогда Иаков не пошел за своим Божественным Братом, не признал Его Мессией ( Ин.7:5 ) и не сделался Его учеником, а напротив, несколько раз пытался воротить Его Самого на знакомый Ему путь законности ( Мф.12:46 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ О мудрости и молитве Источник искушений – не Бог Сущность благочестия Обуздание языка и исполнение закона Против дружбы с миром, злословия, самонадеянности О исповедании грехов и обращении заблуждающих Введение 1. Писатель послания Писатель послания называет себя Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа ( Иак. 1:1 ; ср. прим. 6 ), и – только. Из свойства послания, как окружного к двенадцати коленам (Израилевым), находящимся в рассеянии, то есть к христианам из евреев и евреям (см. далее пункт 2 – Первоначальное назначение послания и прим. к Иак. 1:1 ), с полною вероятностию, даже несомненностию надобно заключить, что писатель послания был муж, пользовавшийся особенным уважением у христиан из евреев и у евреев, ибо только такое лицо могло отправить к таковым читателям такое послание и говорить с ними таким тоном, каким написано послание. Это приводит к предположению, что Иаков – писатель послания – один из представителей христианской апостольской церкви, именно – один из апостолов Христовых. В сонме двенадцати апостолов Христовых было два апостола с именем Иакова: Иаков Зеведеев, брат апостола Иоанна Богослова, и Иаков Алфеев, брат апостола и евангелиста Матфея (см. прим. к Мф. 10:2–3 ). Из числа семидесяти апостолов Христовых с именем Иакова известен в апостольской истории первый и знаменитейший епископ Иерусалимский, брат Господень, прозванный праведным (см. прим. к Деян. 12:17 ). Церковное предание присвояет написание послания, известного под именем Иакова, не первому и не второму из упомянутых апостолов, но именно третьему – епископу Иерусалимскому, брату Господню. И действительно, ему более, чем тем, приличествует написание этого послания, судя по сохранившимся от древности сведениям об этих апостолах. Иаков Зеведеев очень рано скончался мученическою смертию в Иерусалиме (ок. 44 г. по Рождестве Христовом; см. прим. к Деян. 12:2 ), и при его жизни состояние христиан из иудеев в рассеянии едва ли могло быть таково, каким оно изображается в послании (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Статистика Иаков (брат Господень), ап. Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. XV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного. Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

http://lib.cerkov.ru/authors/91

Скачать epub pdf Память святого Апостола Иакова Зеведеева Память 30 апреля Святой Иаков, сын Зеведеев и брат святого Евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати Апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом ( Мф.4:21–22 ), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих ( Иоан.13:23 ), а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить ( Мф.20:22–23 ). И сами Апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их ( Лук.9:54 ); и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им. Этим двум Апостолам, Иакову Зеведееву и Иоанну, а также Апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими Апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф.17и след.) После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой Апостол Иаков прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь грозен для иудеев, как гром ( Мк. 3:17 ) ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев 2836 и книжников 2837 , обличая и укоряя их за жестокосердие и неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: – Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Соборное послание святого апостола Иакова Сведения о писателе Писатель сам называет себя " Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа " (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, — один из двенадп цати апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. апостола и евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; 3) Иаков, называемый братом Божиим, бывший одним из 70-ти апостолов Христовых и имевший братиями Иосию, Иуду и Симона (Мф. 13:55), ставший потом первым епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвище " праведного " . В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще " меньшим " . Св. Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученическою смертью (около 44 года в Иерусалиме, согласно Деян. 12:2). Св. Иаков Алфеев» как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание св. Иакова обращено к иудеям, находящимся в рассеянии (1:1). Церковное предание и относит соборное послание св. апостола Иакова третьему Иакову — брату Божию, бывшему первым епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из иудеев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех иудеев, даже и не уверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Иудеи, даже из числа не уверовавших во Христа, прозвали его " праведником " и " опорой народа " . Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " . О жизни св. апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Симона, Иуды и Иосии (Мф.

http://sedmitza.ru/lib/text/430595/

Тридцатый день. Св. ап. Иаков, брат св. Иоанна Богослова. (О том, что значит следовать за И. Христом). I. Святый Иаков, память коего совершается ныне, был брат любимого ученика Христова, Иоанна; отец их назывался Зеведеем, и мать Саломия принадлежала к числу первых женщин, которые уверовали во I. Христа и приняли учение Его. Оба брата были рыбаки. Однажды они сидели в лодках и чинили сети; проходивший мимо Спаситель подозвал их и велел им следовать за Собою. С тех пор они совершенно оставили прежния занятия и неотлучно следовали за Спасителем. Они видели преображение Господне на горе Фаворской, и воскрешение дочери Иаира, и были в саду Гефсиманском вместе с Спасителем во время Его молитвы пред страданиями. Господь дал им обоим имя «Воанергес», что значит «сыны громовы». Иаков, по вознесении Спасителя, проповедывал с другими апостолами, был заключен в темницу и первый из 12-ти, по повелению Ирода Агриппы, принял смерть за исповедание имени Христова. Когда его судили, воин, приведший его на суд, был поражен его мужественным спокойствием, уверился в его невинности и обратился ко Христу. К удивлению всех присутствовавших, воин этот, которого звали Иосией, во всеуслышание исповедал имя Христово. Он тут же был осужден на смерть. Пришедши на место казни, он просил прощения у Иакова и объявил ему, что был в числе его обвинителей. Святый апостол обнял его и сказал ему: «мир тебе!» Потом они вместе были обезглавлены. Это было чрез 10 лет после вознесения Христова. II. Мы видели, возлюбленные братие, что св. апостол Иаков с братом своим Иоанном тотчас оставил отца своего, свои занятия, и последовал за И. Христом, лишь только Он пригласил его следовать за Собою. Пример св. апостола Иакова, так охотно и радостно последовавшего за И. Христом, побуждает и нас, братие, с тою же охотою и радостью идти и следовать за И. Христом, дабы наследовать жизнь вечную. Но что значит идти за Христом и последовать Ему? Значит во всей жизни и делах своих подражать Ему, как высочайшему образцу и примеру истинно святой и богоугодной жизни, жить и действовать так, как жил и действовал на земле Сам Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объяснение соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова О первом соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Писатель этого послания не называет себя по имени, но он говорит о себе так: «Возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, что жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам» ( 1Ин.1:1–2 ). Эти слова напоминают слова Евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). И вообще во всем послании виден повсюду тот же дух пламенной любви возлюбленного ученика Христова и тот же язык возвышенный, с теми же повторениями и противопоставлениями, какие замечаются в его Евангелии. Наконец, вся христианская история свидетельствует об Апостольском происхождении сего послания от святого Апостола и Евангелиста Иоанна. Святой Апостол Иоанн был сыном Галилейского рыбаря Зеведея, семья которого принадлежала к числу немногих истинных Израильтян, полных самых живых и горячих ожиданий Мессии. Кроме Иоанна у Зеведея был еще старший сын – Иаков. Юный Иоанн рано углубился всею душой в мир великих ожиданий Спасителя, и когда раздалось мощное слово Предтечи Господня о приготовлении пути Господу, то Иоанн сделался одним из первых учеников Предтечи. Слушая проповедь Предтечи, он горел желанием видеть Мессию. И вот желание его исполнилось. Когда Предтеча Господень, увидев грядущего Христа, сказал: «се Агнец Божий», тогда Иоанн тотчас пошел за Иисусом Христом, вместе с Андреем Первозванным, и пробыл с Иисусом Христом тот день. Когда вскоре потом Иисус Христос позвал за Собою Иоанна, то он, оставив отца и мать, стал повсюду следовать за Христом и сделался преданным учеником Его. И Господь не удалял от Себя Иоанна даже тогда, когда Он оставлял почти всех Своих учеников. Так, когда Господь преобразился на Фаворе, то здесь были с Ним только Петр, Иаков и Иоанн. Даже из сих учеников Господних Иоанн был любимейшим. На тайной вечери он возлежал на груди Христовой, и ему первому поведана была тайна предательства Христа Иудой. Он провожал Иисуса Христа в глубину Гефсиманского сада вместе с другими двумя избраннейшими учениками, но при крестных страданиях Христовых находился уже один, и за то удостоился великой чести быть названным сыном Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010