Вот какие рукописи имеются в этой типикарнице: 1)  Τυπικν τς κκλησιαςιςτικς κολουθας τς ν ερουσαλυμοις γιας λαρας το σου θεοφρου πατρς μν Σββα, 1448 года, в 4 долю листа, 212 листов, приобретённый издержками игумена обители Феодула. Типикон этот представляет список с афонских уставов ( Εδησις το θων( ος) γουν το γου ρους Μρκου μοναχο σ γταγμα πονηθν ες τ πορομενα το Τυπικο); 2) точный список этого типикона, сделанный в 1640 году иеромонахом Иаковом по заказу игумена монастыря Саввы Калогераса; 3) современный (особенный по составу) чин погребения патмосских иеромонахов; 4)  Θεοτοκριον, написанный в 1754 году екклесиархом иеромонахом Афанасием, в 8 долю, 296 листов; 5) сборник слов, написанный в 1793 году Макарием, коринфским архиереем, для патмосского монастыря, в лист, 86 листов; 6) Синаксарист в лист, 299 листов, писан в 1790 году неким Даниилом, уроженцем острова Коса, по заказу монаха Никифора и иеромонаха Германа для Патмосского монастыря; 7) Синаксарь с марта месяца по август, в лист, 341 лист, писан в 1495 году и пожертвован в монастырь игуменом его Феодулом; 8) Синаксарь, написанный в 1731 году, пожертвован братьями-иеромонахами Софронием и Симеоном и племянником их священником Гавриилом; 9) Синаксарь, написанный 15 апреля 1767 года; 10) Сборник 18–19 в., в 16 долю листа, 36 листов, содержащий в себе величания великой субботы, тропари «Ангельский собор», канон Пасхи и вечернее Евангелие на Пасху; 11) сборник служб: а) в честь епископа Пергамского Антипы, составленная патмосским учителем в 1789 году Даниилом Керамеем; б) в честь учителя патмосской школы Герасима Византиоса, составленная в 1780 г. учителем иерусалимским иеромонахом Иоанном Кефалонийцем и с) в честь русского преподобномученика Пахомия, составленная в 1730 г. известным первым патмосским учителем Макарием; 12) Триодь Цветная, в лист, 217 листов, написанная в 1522 г., пожертвована в обитель иеромонахом Германом и монахом Матфеем; 13) Чин малого водоосвящения с каноном св. апостолу Фоме, писанный в 1884 году архимандритом Серафимом Панагиотаки; 14) сборник 19 в., содержащий в себе избрание игумена и описание монастырских встреч патриарха, митрополита, епископа, турецких чиновников и высокопоставленных лиц христианского вероисповедания; 15) Чин омовения ног, совершаемый в Великий Четверг на о. Патмосе, рукопись 19 в.; 16) служба св. Леонтию, архиепископу иерусалимскому, составленная духовником Никодимом Каппой по просьбе Иерофея Флоридиса и написанная в 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вскоре после этого Е. переехал в Палестину, где подвизался в лавре св. Саввы Освященного, потом состоял помощником Иакова Патмосского в его академии и, возможно, возглавлял ее после его смерти (20 сент. 1765). Рус. паломник иером. Леонтий, встречавшийся с Е. весной 1765 г., отзывался о нем как о влиятельном члене Иерусалимского Синода. 6 сент. 1766 г. Е. был возведен в сан митрополита Вифлеемского. 17 окт. 1766 г. Иерусалимский патриарх Парфений , проживавший в Стамбуле, представил К-польскому патриарху Самуилу акт об отречении от престола в пользу Е. Заручившись согласием палестинского клира, К-польский патриарх и Синод в дек. 1766 г. возвели Е. на Иерусалимскую кафедру. Стремительная церковная карьера, к-рую сделал Е. в 60-х гг., а также его прежние связи с Иаковом Патмосским позволяют предположить, что он уже давно был близок к Святогробскому братству . Возможно, его иерархическому продвижению способствовало также афинское происхождение, как и у Иерусалимского патриарха Парфения (в среде святогробцев были сильны земляческие связи). По традиции во время своего Патриаршества Е. пребывал гл. обр. в Стамбуле. Его правление было отмечено очередным всплеском споров с католиками о владении св. местами Палестины. Незадолго до этого, в 1757 г., после почти 70-летнего доминирования католиков, османские власти передали преимущественные права на обладание палестинскими святынями грекам. Ок. 1767 г. Е. пришлось противостоять попыткам францисканцев вернуть под свой контроль базилику Рождества Христова в Вифлееме и гробницу Пресв. Богородицы в Гефсимании. В судебной тяжбе греки ценой больших затрат одержали победу. Для сбора средств на покрытие расходов Е. отправился в Молдавию и Валахию, но в это время началась русско-тур. война 1768-1774 гг. Опасаясь гонений на христиан в Дунайских княжествах, патриарх спешно вернулся в Стамбул. Францисканцы снова попытались при поддержке дипломатов католич. держав настроить тур. власти против православных и вернуть себе св. места. Однако патриаршему наместнику Софронию аль-Килизи, митр. Птолемаидскому (впосл. Иерусалимский патриарх Софроний VI), удалось привлечь на свою сторону шейх-уль-ислама, главу османской судебной системы, и фирманом султана Мустафы III привилегии православных были подтверждены.

http://pravenc.ru/text/182137.html

После Вознесения Господня, когда, по восприятии Духа Святого, все Апостолы разошлись по разным странам для проповеди о Христе, Св. Иоанн не отдалялся по преданию лет 15 от Иерусалима до блаженного успения оставленной на его попечение Божией Матери; и в это время вместе с Петром и Иаковом принимал деятельное участие в устроении церкви Христовой в Иерусалиме и в Палестине, так что вместе с ними считался столпом ее ( Гал. 2:9 ). Книга Деяний Апостольских из этого периода жизни Св. Ап. Иоанна сохранила известие, что когда новообращенные Самаряне крещены были одним из семи дьяконов Апостолом Филиппом, то для низведения на них Духа Святого путешествовал к ним Св. Ап. Иоанн вместе с Петром ( Деян. 8:14 ). Впоследствии и он двинулся с евангельской проповедью в отдаленные римские провинции в Малой Азии, а по смерти Святых Апостолов Петра и Павла (ок. 66 г. по Р. Х.) основал свое местопребывание в Ефесе. Отсюда Он управлял всеми церквами Малой Азии в качестве верховного их пастыря, частью основывая вновь, а частью утверждая уже прежде основанные отдельные церкви христианские. Из сего же города он сослан был в заточение на остров Патмос, или нынешнюю Пальмозу, при императоре Домициане, предварительно будучи ввержен в кипящее масло и безвредно перенесши сию казнь благодатью Божией. В Патмосском изгнанничестве Св. Ап. Иоанн написал свой Апокалипсис о будущих судьбах церкви Господней по вдохновению от Духа Божия. Затем, как повествует предание, он возвратился в Ефес при императоре Нерве и снова стал управлять малоазийскими церквами. В сие то время, когда уже истекал первый век христианской эры, он по убедительным просьбам многочисленных учеников своих написал свое Евангелие о Христе Иисусе, а вслед за ним свои послания. По дополнительным известиям церковных писателей, Св. Евангелист Иоанн Богослов оставался во всю жизнь свою девственником и дожил даже до начала второго века. В преклонном возрасте, не будучи уже в состоянии ходить, он, по известию Блаж. Иеронима, приказывал носить себя в церковь и любил повторять одно только свое изречение: «дети! любите друг друга!» Скончался он в Ефесе, где долгое время показывалась его могила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Современники характеризуют М. П. как неустанного труженика. Он преподавал, несмотря на мучившие его болезни. Преподобный был настолько нестяжателен, что после его смерти осталась только б-ка (Там же. С. 347). Современники оставили яркие характеристики преподобного: М. П. «есть же муж добродетелен, смиренномудр, постник, целомудр, незлобив, страннолюбив, ползуяй многих, мусикийскую хитрость добре ведий, иже сладко и усердно, с благоговением на всяк день пояше и чтяше правило, яко и слишащие к сокрушению сердечному подвизаются» (Там же. С. 188). Тирнавитис, составивший 1-ю биографию М. П., назвал его аскетическое житие сверхчеловеческим и равноангельским ( Σθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 506). Большинство сочинений М. П. остаются неизданными. Он составил учебники и руководства по ряду предметов (напр., по риторике, грамматике и церковной музыке), а также «Разные толкования и комментарии на различные слова греческих святых отцов» и «Комментарии на 6 Слов свт. Григория Богослова». В рукописях сохранилась обширная переписка М. П., многочисленные слова, проповеди и беседы, часть к-рых была включена в кн. «Евангельская труба» (Εαγγελικ Σλπιγξ), изданную в 1754 г. в Амстердаме и в Венеции Ефремом Афинянином и Иаковом Патмосским. Первый тираж был уничтожен в Венеции инквизицией в связи с антилатинской направленностью произведений М. П. Второе издание вышло в 1758 г. в Лейпциге. В 1755 г. на средства Иакова Патмосского и Ефрема Афинянина в Венеции было напечатано сочинение М. П. «Изложение риторических правил» (Εκθεσις καννων ητορικν), к к-рому прилагались предисловие, написанное Ефремом, служба прп. Христодулу Латрину и жития святых. К М. П. неоднократно обращались духовные и светские лица для разъяснения вопросов вероучения. Герасим Византийский назвал М. П. «всегда готовым толкователем для пребывающих в недоумении» ( Ναυκρτιος (Τσουλκανκης). 1994. Σ. 325). Так, М. П. написал письмо с подробными ответами на вопросы английского консула в Халебе (Алеппо) Шера, который оказывал помощь Антиохийскому патриарху Сильвестру.

http://pravenc.ru/text/2561454.html

Евангелие от Иоанна. Писателем четвертого канонического Евангелия был Иоанн Богослов. Отцом своим он имел Галилейского рыбаря Зеведея, а матерью Соломею, по преданию дочь Иосифа обручника Девы Марии от его первого брака, и, следовательно, падчерицу Матери Божией. Таким образом, Иоанн доводился Христу племянником. Братом своим он имел Иакова, бывшего тоже в числе 12-ти апостолов. Обоих братьев за ревность и силу духа Господь прозвал воанергес, что значит сыны грома. Повинуясь гласу Господа, он, оставивши отца и рыболовство, вместе с братом последовал за Иисусом Христом и впоследствии явился одним из приближеннейших Его Апостолов вместе с Петром и братом Иаковом. Господь Иисус Христос удостаивал Иоанна преимущественной своей любви, которая наиболее трогательным образом выразилась на Тайной вечери, когда Иоанн возлежал на груди своего божественного Учителя, и, в особенности, при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна своей Пречистой Матери, а ее поручил его сыновним попечениям. Благодарно вспоминая эти особенные выражения любви Господней, св. Иоанн сам называет себя в Евангелии учеником, его же любляше Иисус. С своей стороны и он проявлял особенную любовь к своему Учителю. В самом деле, во время страданий из всех учеников только один Иоанн не оставил Иисуса Христа. По сошествии св. Духа, Иоанн не удалялся, по преданию, из Иерусалима 15 лет, до успения оставленной на его попечение Богоматери, деятельно участвуя в устроении церкви Христовой в Иерусалиме и в Палестине вместе с Петром и Иаковом. Впоследствии он двинулся с. евангельской проповедью в отдаленные римские провинции в Малой Азии, а по смерти св. апостолов Петра п Павла, основал свое местопребывание в Ефесе. Отсюда он управлял всеми церквами Малой Азии в качестве их верховного пастыря, частью вновь основывая, a частью утверждая прежде основанные церкви христианские. Из этого же города он сослан был в заточение на остров Патмос, нынешнюю Пальмозу, при римском императоре Дамициане, предварительно будучи ввержен в кипящее масло и безвредно перенесши эту казнь благодатью Божьею. В Патмосском заточении св. ап. Иоанн написал по вдохновению от Духа Святого Апокалипсис о будущей судьбе церкви Господней. В 96 году, при императоре Нерве Иоанн был возвращен опять в Ефес и снова стал управлять церквами малоазийскими. В это то время, когда уже истекал первый век христианской эры, он, по убедительным просьбам многочисленных своих учеников, и написал свое Евангелие об Иисусе Христе. Св. Иоанн Богослов дожил до второго века. В преклонном возрасте, не будучи уже в состоянии ходить, он приказывал носить себя в церковь и любил повторять: «дети! любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В 1755 г. патриарх составил пространный устав братства, который после внутренних конфликтов в святогробской среде был обновлен и дополнен в 1765 г. Основное внимание в этих документах уделялось дисциплинарным вопросам - от требования послушания настоятелю до регламентации быта и питания монахов. Устав демонстрирует стремление П. поддерживать корпоративную солидарность святогробцев и пресекать образование внутри братства земляческих группировок. Симптоматичны запреты на прием в братство арабов-христиан, даже на деловые отношения с ними и на их наем для услуг в монастыри. Значительная часть запретов и предписаний касалась морально-нравственной стороны жизни святогробцев и насельниц иерусалимских жен. мон-рей. Устанавливался порядок работы и ротации сборщиков пожертвований, наследования братством имущества умерших членов и т. п. Повседневная жизнь ИПЦ периода Патриаршества П. нашла отражение в трудах паломников-писателей инока Серапиона (1749) и иером. Леонтия (Зеленского-Яценко; «Младшего Григоровича»; 1764-1765). В 60-х гг. XVIII в. П. стал продвигать на роль своего преемника видного богослова и учителя Ефрема Афинянина (см. Ефрем II ). Хотя Ефрем был давно связан с главой Иерусалимского уч-ща Иаковом Патмосским, он переехал в Палестину только после 1761 г. Выдвижение нового патриарха не из среды Святогробского братства было крайне редким явлением в ИПЦ, однако, видимо, сыграла свою роль позиция П., симпатизировавшего своему земляку. Ефрем был введен в состав Иерусалимского Синода и стал помощником Иакова Патмосского в его преподавательской деятельности. После смерти главы уч-ща в сент. 1765 г. Ефрем на короткое время занял его пост, но вскоре был возведен в сан митрополита Вифлеемского. Есть сведения, что К-польский престол не поддерживал передачу Патриаршества Ефрему, но мнение П. оказалось весомее. 17 окт. 1766 г. П. представил К-польскому патриарху Самуилу Хандзерису акт о своем отречении в пользу митр. Ефрема, к-рый в дек. того же года был возведен на Иерусалимский престол.

http://pravenc.ru/text/2579081.html

в Малой Азии или Египте. Полностью текст его не сохранился и восстанавливается из отдельных отрывков. Во-вторых, латинское произведение VI в. «Добродетели Иоанна», автором которого считается Авдий. В-третьих, «Деяния Иоанна» – греческое сочинение, приписываемое Прохору и датируемое V в., которое получило широкое распространение в византийском мире. В-четвертых, «Деяния Иоанна в Риме» – также греческий текст, трудно поддающийся датировке. В-пятых, «История об Иоанне и о куропатке» – текст сохранился на греческом языке, но его невозможно точно датировать и связать с остальными версиями. Апокрифические тексты, связанные с ап. Иоанном, были собраны, частично изданы и исследованы в книге Э. Жюно и Ж.-Д. Кэстли «Деяния Иоанна» (Е. Junod, J.-D. Kaestli. Acta Iohannis – Corpus Christianorum. Series Apocryphorum. 1–2. Brepols-Turnhout, 1983). Существуют источники, не связанные с греческой традицией. К их числу относится достаточно большое и интересное сочинение на сирийском языке «История Иоханнана апостола, сына Зеведеева» (Е. Мещерская. Апокрифические деяния апостолов. – М., 1997). В данном разделе предпринята попытка изложить жизнеописание апостола Иоанна Богослова, опираясь как на канонические, так и на апокрифические источники. Христианская традиция отождествляет Иоанна Патмосского с Иоанном Богословом, автором четвёртого Евангелия и трёх Посланий. Согласно евангельскому повествованию, он сын Зеведея, который вместе со своим братом Иаковом последовал за Иисусом Христом, когда Тот призвал их после рыбной ловли. Иоанн стал одним из ближайших учеников Господа и был свидетелем самых важных евангельских событий – Преображения и Крестной смерти. Согласно четвёртому Евангелию, Иисус на кресте «увидев Матер и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матер твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19, 26–27 ). По единодушной традиции Древней Церкви «Ученик, которого Он возлюбил» – это святой Иоанн Богослов, хотя современные библеисты считают, что эти слова Господа могли быть адресованы всем ученикам и, соответственно, всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

В Никосии он завершил возведение кафедрального собора ап. Иоанна Богослова, заложенного архиеп. Никифором. До этого кафедра, видимо, находилась в ц. арх. Михаила Трипиотиса в Никосии. В кон. 20-х гг. XVIII в. латинствующий иером. Варнава (Викос) попытался занять Китийскую кафедру с помощью подкупленной им кипрской знати (архонтов) и влиятельных турок этой епархии, но прокриты Ларнаки и Никосии не допустили этого. Канонический Китийский митр. Иоанникий II обратился с жалобой к К-польскому патриарху, который отлучил Варнаву от Церкви. В кон. 1729 г. архиеп. Сильвестр вместе с кипрскими митрополитами ездил в К-поль из-за необходимости уменьшить налогообложение и разрешить конфликт между архиереями. Возможно, эта поездка состоялась по вызову Высокой Порты для того, чтобы Сильвестр оправдался в возводимых на него обвинениях. В результате архиеп. Сильвестр и Иоанникий, митр. Китийский (племянник архиеп. Германа II), были сосланы в Аврат-Отаси, а митрополиты Никифор Киринийский и Иоаким Пафосский заняли их кафедры. Однако из-за разграбления церковного имущества вверенных им епархий они были низложены К-польским патриархом, а изгнанники в 1732 г. возвратились на свои кафедры. В 1733 г. в Ларнаке была открыта 1-я школа на Кипре (в XVII в. греческих школ на острове не существовало), организованная митр. Китийским Иоанникием на средства митрополии. Преподававший в ней диак. Филофей окончил школу в Халебе (Алеппо), основанную в 1726 г. Антиохийским патриархом Сильвестром , киприотом по происхождению. Образованный, деятельный и добродетельный архиеп. Филофей (1734-1759), обучавшийся в Патриаршей академии в К-поле, в 1741 г. открыл Школу греч. музыки и наук (или «Эллиномусион») в Никосии (действовала до 1784) и был тесно связан с учеными мужами той эпохи - иером. Иаковом Патмосским , В. Г. Григоровичем-Барским , Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Иерусалимский Ефрем II ) и архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский). Греч. школы действовали также в мон-рях: в XVIII в.- в Киккском и Махерасском, а в XIX в.- также в мон-рях Хрисорройятисса, Троодитисса, Ахиропиитос, Подиту и прп.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Особое внимание уделялось подготовке выпускников к проповеднической деятельности. 2235 Как и прежние учебные заведения Иакова в Сирии, школа в Иерусалиме привлекала учеников со всего Восточного Средиземноморья. Наряду с Иаковом, преподавание вели несколько его помощников, главным образом греков. Имеющиеся источники не позволяют нам объективно оценить качество преподавания в школах Иакова. А.П. Лебедев в свое время анализировал уровень Патмосской академии, 2236 которую стремился копировать Иаков, и оценки этого историка были весьма скептическими. Он приводит фразу из письма Макария Калогеры патриарху Сильвестру: «Да будет известно, что бесплодный этот остров не произрастил и не произрастит дидаскалов (то есть людей, вполне сведущих в науках) по немощи учащего (так здесь Макарий аттестует себя), а только едва лишь переписчиков наук». 2237 Естественно, не следует сравнивать учебные заведения Макария и Иакова с римскими коллегиями; однако по меркам Ближнего Востока уровень греческих школ, вполне возможно, был достаточно высоким и сопоставимым с миссионерскими школами. Заметим, кстати, что В. Григорович-Барский много лет с пользой для себя обучался у обоих дидаскалов, Иакова и Макария. А за плечами у Барского уже была учеба в коллегиях Киева и Львова, и он мог на равных полемизировать с униатским патриархом Кириллом, которого встретил в одном из ливанских монастырей. 2238 Дидаскал скончался в 1765 г. Сколь долго продолжала действовать школа Иакова после его смерти? Среди преемников Иакова на посту руководителей школы называют Софрония и Ефрема, будущих иерусалимских патриархов. 2239 В случае с первым это явная ошибка: Софроний после своего возведения в митрополиты в 1740 г. вряд ли появлялся в Иерусалиме. Ефрем если и помогал престарелому Иакову в преподавании, то делал это самое непродолжительное время ввиду своей стремительной церковной карьеры: уже осенью 1765 г. Ефрем стал митрополитом, а на следующий год был возведен в патриархи. Более убедительно выглядит сообщение о том, что после смерти Иакова во главе училища был поставлен один из лучших его выпускников Анфим, тоже будущий патриарх. 2240 Так как арабский язык был для Анфима родным, школа должна была сохранять некую связь с ближневосточной почвой и, возможно, среди учеников продвинутой ступени было и какое-то число арабов. Вступив в 1788 году на патриаршую кафедру, Анфим передал руководство школой своему бывшему ученику архимандриту Максиму Симскому, 2241 о котором также говорилось в начале этой главы. Максим дожил до 1810 г. Трудно сказать, просуществовала ли школа до этого времени, на фоне таких потрясений, как Сирийский поход Бонапарта и пожар храма Гроба Господня со всеми их катастрофическими для Иерусалимской церкви последствиями. В любом случае всякая просветительская деятельность, если она и продолжалась после Максима, должна была заглохнуть в эпоху гонений 1820-х гг., когда под вопросом оказалось само существование Святогробского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Огромная часть архива патмосской общины оказалась в б-ке И. Б. м.- 14 тыс. документов XVI-XIX вв. и еще 200 налоговых реестров и ведомостей. В музее-ризнице хранятся иконы, некоторые лицевые рукописи и наиболее ценные документы, церковная утварь, облачения, монеты, медали и др. Кроме того, в нем размещены археологические находки и мраморные фрагменты строений, находившихся на месте И. Б. м.,- храма Артемиды и раннехрист. базилики: голова статуи Диониса из паросского мрамора (классическая эпоха), фронтон алтаря храма Зевса в Милете (V в. до Р. Х.), мраморная плита с надписью об избавлении Ореста от безумия, охватившего его после убийства Клитемнестры, в храме Артемиды на Патмосе (III-II вв. до Р. Х.), плита с надписью об освящении ц. во имя ап. Иоанна Богослова еп. Епифимитом (1-я пол. III в.), фрагмент раннехрист. мраморной рельефной иконы Божией Матери Дексиократусы, столп с надписью для обозначения границы монастырских владений (XI в.), мраморный столп с надписью, упоминающей иерея Василия с чадами (1091), и др. Особую роль в собирании реликвий и в устройстве музея-ризницы сыграли кафигумены Иеремия (Вастас) и Феодорит (Бурнис), а также кафигум. Исидор (Крикрис; впосл. митрополит Тралльский), подаривший из личной коллекции предметы большой ценности (триптих из слоновой кости V в. и наперсный крест VI в.). Иконы В музее-ризнице хранится неск. икон визант. периода: мозаичный образ свт. Николая Чудотворца (XI в.; 21,7×18,6 см) с современной мозаике серебряными басмами (кроме нижней пластины) с изображениями Этимасии и великомучеников Феодора, Георгия, Прокопия и Димитрия, принадлежавший, по преданию, прп. Христодулу; иконы вмч. Феодора Тирона (ок. 1200); апостола, обычно идентифицируемого с Иаковом, братом Господним (ок. 1260-1270); свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XV в.); свт. Николая Чудотворца, со сценами жития (сер. XV в.); «Успение Пресв. Богородицы» (1-я пол. XV в.). Свт. Николай Чудотворец. Мозаичная икона. XI в. (музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе)

http://pravenc.ru/text/471591.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010