Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви пастырям и верным чадам Украинской Православной Церкви 15 января 2009 г. 05:53 Дорогие о Христе отцы, братья и сестры! Архиерейский Собор Русской Православной Церкви с горечью свидетельствует, что на земле Украины возник новый раскол. Причиной его стали действия бывшего митрополита Киевского Филарета, запрещенного в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви 27 мая этого года. Действуя в качестве церковного суда, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрел иск, представленный украинскими епископами, заслушал показания свидетелей и признал митрополита Филарета виновным в жестоком и высокомерном обращении с епископами, священнослужителями и пасомыми, в нарушении данного пред Крестом и Евангелием обещания добровольно покинуть пост Предстоятеля Украинской Церкви, в хулении Архиерейского Собора, в незаконном совершении богослужений под запрещением, в том числе епископских хиротоний, в сознательном и явном учинении раскола в Церкви. Собор также констатировал, что личная жизнь митрополита Филарета вносит соблазн в среду верующих и дает повод для осуждения Православной Церкви со стороны внешнего мира. Архиерейский Собор, строго руководствуясь священными канонами, ПОСТАНОВИЛ: Все миряне, которые отныне будут вступать в церковное общение с бывшими митрополитом Филаретом (Денисенко) и епископом Иаковом (Панчуком), подвергают себя отлучению от Церкви, а клирики — извержению из сана. Ибо, как гласят Божественные каноны: «Но и все сообщающиеся с ними (лишенными сана) будут отлучены от Церкви, и наипаче, когда, зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнут имети общение с ними» (4-е правило Антиохийского Собора). «Аще кто принадлежа к клиру, с изверженными от клира молиться будет, да будет извержен из сана» (2-е правило святых апостолов). Существует ложное мнение, будто церковный суд над бывшим митрополитом Филаретом может повлиять на решение вопроса о даровании Украинской Церкви полной канонической самостоятельности. Силой своего архипастырского слова свидетельствуем, что такие утверждения либо заблуждение, либо заведомая клевета.

http://patriarchia.ru/db/text/526309.htm...

26 мая Патриарх Алексий направил митр. Филарету телеграмму, в которой, взывая к его архипастырской и христианской совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому Священноначалию. В тот же день митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в которой участвовали несколько священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Священного Синода РПЦ, ее участники, ничтожная по числу группа священников и мирян, стремясь вовлечь в конфликт Константинопольского Патриарха Варфоломея, обратились к нему с посланием, в котором заявили о прекращении действия акта 1686 г. о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. На Архиерейском Соборе УПЦ, созванном митрополитом Никодимом в Харькове 27 мая, присутствовали 18 архипастырей, митрополит Филарет не пожелал явиться на Собор. Собор выразил недоверие Филарету и уволил его с Киевской кафедры, за учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием. В результате 2 туров голосования первоиерархом Украинской Церкви был избран митрополит Владимир (Сабодан). На заседании, состоявшемся 28 мая, Священный Синод РПЦ выразил согласие с решением Архиерейского Собора УПЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывшего митрополита Киевского Филарета. Патриарх Алексий в канун Собора в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в октябре 1990 г., благословил новоизбранного Киевского митрополита на его служение в качестве предстоятеля Украинской Церкви. Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Священного Синода РПЦ, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения, в канун Архиерейского Собора он вместе с епископом Почаевским Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами и постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церквей, совершал епископские «хиротонии».

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

Все миряне, которые отныне будут вступать в церковное общение с бывшими митрополитом Филаретом (Денисенко) и епископом Иаковом (Панчуком), подвергают себя отлучению от Церкви, а клирики – извержению из сана. Ибо, как гласят Божественные каноны, «но и все сообщающиеся с ними (лишенными сана) будут отлучены от Церкви, и наипаче, когда, зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнут имети общение с ними» (4-е правило Антиохийского Собора). «Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженными от клира молиться будет, да будет извержен из сана» (2-е правило святых апостолов). О поиске путей восстановления единства украинского Православия (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 26) 26. Собор выносит пастырскую благодарность верным чадам нашей Церкви в Украине, хранящим единство духа в союзе мира и любви. Собор одобряет деятельность Священноначалия Украинской Православной Церкви по поиску канонических путей восстановления церковного мира и единства украинского Православия. «Обращение к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью» (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 июля 2010 г., журнал 67) Возлюбленные о Господе братья и сестры! Уже более двадцати лет 1 продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине. Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого , несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, «оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо... отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

26 мая Патриарх Алексий направил митр. Филарету телеграмму, в к-рой, взывая к его архипастырской и христ. совести, просил его во имя блага церковного подчиниться каноническому священноначалию. В тот же день митр. Филарет собрал в Киеве своих сторонников на конференцию, в к-рой участвовали неск. священнослужителей и мирян, но не присутствовал ни один архиерей. Конференция отвергла постановление Свящ. Синода РПЦ, ее участники, ничтожная по числу группа священников и мирян, стремясь вовлечь в конфликт К-польского Патриарха Варфоломея , обратились к нему с посланием, в к-ром заявили о прекращении действия акта 1686 г. о переходе Западнорусской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) Президиум Архиерейского Собора. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) На Архиерейском Соборе УПЦ, созванном митр. Никодимом в Харькове 27 мая, присутствовали 18 архипастырей, митр. Филарет не пожелал явиться на Собор. Собор выразил недоверие Филарету и уволил его с Киевской кафедры, за учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора кириархальной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля Украинской Церкви тайным голосованием, в результате 2 туров голосования главой Украинской Церкви был избран митр. Владимир (Сабодан) . На заседании, состоявшемся 28 мая, Свящ. Синод РПЦ выразил согласие с решением Архиерейского Собора УПЦ и назначил на 11 июня созыв Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения дела бывш. митр. Киевского Филарета. Патриарх Алексий в канун Собора в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятым Архиерейским Собором в окт. 1990 г. , благословил новоизбранного Киевского митрополита на его служение в качестве главы Украинской Церкви. Филарет получил троекратный вызов на Архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Свящ. Синода РПЦ, запрещенный в священнослужении, Филарет продолжал совершать богослужения, в канун Архиерейского Собора он вместе с Почаевским еп. Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами и постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церквей, совершал епископские «хиротонии».

http://pravenc.ru/text/76516.html

Было проведено голосование, по итогам которого Собор постановил: «1. Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире. 2. Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными. 3. Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского Филарета, лишив его всех степеней священства. 4. Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей». Архиерейский Собор обратился с Посланием к пастырям и верным чадам УПЦ, оповещавшим о том, что в укр. Православии возник новый раскол. До ведома верующих доводились решения Собора. Особо отмечалось в послании, что извержение из сана Филарета (Денисенко) и Иакова (Панчука) никоим образом не связано с принципиальным отношением к проблеме автокефалии Украинской Церкви, которая станет предметом рассмотрения на Поместном Соборе РПЦ. Участники Собора подтвердили стремление решить вопрос об автокефалии на основе свободного волеизъявления верующих. Наличие архиереев, выступавших за предоставление УПЦ канонической автокефалии, среди епископов, осудивших Филарета и Иакова, было подтверждением того, что последние понесли наказание не за свои убеждения, а за направленные против Церкви действия. В послании также содержалось предупреждение о том, что «все миряне, которые отныне будут вступать в церковное общение с бывшими митрополитом Филаретом (Денисенко) и епископом Иаковом (Панчуком), подвергают себя отлучению от Церкви, а клирики - извержению из сана» в соответствии с 4-м прав. Антиохийского Собора и 2-м прав. св. апостолов.

http://pravenc.ru/text/171683.html

В Послании также предупреждались православные Украины о том, что «все миряне, которые отныне будут вступать в церковное общение с бывшими митрополитом Филаретом (Денисенко) и епископом Иаковом (Панчуком), подвергают себя отлучению от Церкви, а клирики извержению из сана» в соответствии с 4-м правилом Антиохийского Собора и 2-м правилом святых апостолов Запрещение в служении и последующее извержение Филарета из сана очень скоро вызвало необычную реакцию: бывший Житомирский епископ Иоанн (Василий Николаевич Боднарчук), ранее лишенный сана за учинение раскола, принес покаяние и подал прошение о возвращении в лоно Церкви Собор определил передать дело Боднарчука на рассмотрение Священного Синода. Впоследствии, однако, он отказался от своих намерений и оставался в расколе вплоть до своей гибели осенью 1994 года. Краткий покаянный порыв Боднарчука, уронивший бесповоротно и без того низкий в раскольничьей среде авторитет этого «митрополита», тем не менее, свидетельствовал о том, что среди причин его ухода в раскол деятельность бывшего Экзарха Украины также сыграла не последнюю роль. Лишившись поддержки епископата, а теперь и священного сана, Филарет сделал ставку на националистические силы: прежде всего, на боевиков из молодежной неофашистской организации УНА-УНСО (Украинская Национальная Ассамблея Украинская Национальная Самооборона). Именно они вместе с милицией преградили делегации УПЦ доступ в митрополичью резиденцию на Пушкинской, когда представители канонической Украинской Церкви пришли принять дела у низложенного Филарета То же самое повторилось у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда прибыл новоизбранный Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир, восторженно встреченный десятками тысяч православных киевлян на вокзале и триумфально провожаемый ими до кафедрального храма Киевских митрополитов. Молодчики из УНА-УНСО перекрыли подступы к Владимирскому собору и забаррикадировались изнутри. Чтобы избежать кровопролития, митрополит Владимир призвал православных не сталкиваться с враждебной толпой и отправился в Киево-Печерскую Лавру которая отныне стала кафедрой канонических митрополитов Киевских, издавна бывших ее священноархимандритами и в дореволюционные годы имевших свою резиденцию в ее стенах. Православные лишились своей святыни Владимирского собора. Расписанный Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым собор хранит величайшие реликвии православного мира святые мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария, митрополита Киевского. К скорби православных теперь рядом с киевскими святынями стали совершаться кощунственные «богослужения» расстриженного митрополита Филарета.

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Несмотря на поддержку властей и большие финансовые возможности, Филарет оказался в полной изоляции со стороны канонического Православия. В создавшейся ситуации для него оставался один выход - пойти на объединение с УАПЦ, которую он недавно обличал как раскольническую. Для того чтобы снять напряжение в отношениях с гос. властью и избежать обвинений в незаконности, правосл. иерархи во главе с митр. Киевским и всея Украины Владимиром решили провести новый Собор УПЦ в стенах Киево-Печерской лавры. Назначен он был на 27 июня 1992 г. Собор был призван еще раз подтвердить решения харьковского Собора. Зная о планах проведения Собора канонической Церкви, Филарет решил опередить события и при поддержке властей Украины объединиться с УАПЦ в одну конфессию - «Украинская православная церковь - Киевский патриархат» (иначе - Украинская православная церковь Киевского патриархата , или УПЦ КП). Создание УПЦ КП юридически ликвидировало как УАПЦ, так и УПЦ (представленную в объединительной акции лишь Д. и Иаковом (Панчуком)). Филарет надеялся, что тем самым каноническая Церковь, наибольшая по численности приходов и приверженцев конфессия Украины, с момента «объединения» окажется вне закона и потеряет все права. Без ведома престарелого «патриарха» УАПЦ Мстислава Скрыпника при поддержке властей и содействии депутатов-националистов между Филаретом и представителями УАПЦ состоялись переговоры об объединении. Этому в значительной мере способствовало то, что в июне 1992 г. на соборе УАПЦ в Киеве управляющему делами УАПЦ «митрополиту» Антонию (Масендичу) были предоставлены исключительные полномочия и было разрешено принимать в отсутствие Мстислава наиболее важные решения самостоятельно, хотя и после предварительной телефонной консультации с пребывавшим в США «патриархом». По словам Антония (Масендича), на «епископат» УАПЦ оказали сильное давление депутаты Верховной Рады Павлычко, Н. Скорик, Л. Червоный, В. Поровский, Тернопольский и др., к-рые настаивали на объединении с Филаретом, ссылаясь при этом на распоряжение президента Кравчука. «Архиереи» УАПЦ Василий Романюк (пострижен в УАПЦ в монашество с именем Владимир), Спиридон Бабский и Антоний (Масендич) неоднократно встречались с Филаретом и обсуждали условия возможного союза. Филарет требовал 25 июня созвать «объединительный собор», с тем чтобы опередить открытие Собора канонической Церкви и 26 июня совершить совместную службу с «иерархами» УАПЦ; для проведения службы правительство обещало предоставить Софийский собор.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Общие черты использованного в рассмотренных случаях материального права — применение практически во всех случаях (кроме еп. Иоанна и еп. Диомида) 25-го апостольского правила, но, вероятно, подразумевавшего разные запреты из этих канонов в отношении разных лиц. В случаях лишения сана еп. Иоанна, митр.Филарета и еп. Диомида общими были 6-е правило II Вселенского Собора (про клевету) и 15-е правило Двукратного Собора (про прекращение поминовения патриарха и общения с ним). При осуществлении суда над еп. Диомидом и еп. Иоанном общим было 13-е правило Двукратного Собора (про прекращение поминовения клириками своего архиерея). Таким образом, еп. Иоанна, еп. Диомида и митр. Филарета обвиняли в создании раскола. Последнего обвиняли ещё и в нарушении личной нравственности, такое же обвинение выдвигалось трём епископам в 2020–2021 гг. Во всех случаях применены наказания в виде запрещения в служении или лишения сана, в единичных случаях лица дополнительно были лишены монашества или отлучены от Церкви. 6. Заключение За период с заката советской эпохи вплоть до настоящего времени можно выделить три волны осуждения архиереев: участвовавших в украинских расколах (1989–1997 гг.), несогласных с отдельными действиями патриарха (2008 г.) допустивших проступки в сфере личной жизни (2020–2021 гг.). Самым первым осуждённым архиереем рассматриваемого периода стал епископ Иоанн (Боднарчук), бывший Житомирский и Овручский, примкнувший к Украинской автокефальной православной церкви. Он был осуждён Синодом в ноябре 1989 г., позже его апелляция была передана на Поместный Собор, однако он отказался от своих намерений, а вскоре погиб. Киевский митрополит Филарет (Денисенко) стал вторым осуждённым деятелем украинских расколов. Он был лишён сана Архиерейским Собором в июне 1992 г. вместе с одним из соратников, почаевским епископом Иаковом (Панчуком). Впоследствии Архиерейский Собор 1997 г. отлучил от Церкви бывшего монаха Филарета (Денисенко Михаила Антоновича). Анадырский епископ Диомид (Дзюбан) был лишён сана Архиерейским Собором 2008 г., впервые после принятия Положения о церковном суде, с мораторием, фактически продлившимся до синодального заседания октября 2008 г.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и главой Украинской Церкви. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 28 мая, выразил согласие с решением архиерейского Собора Украинской Церкви и назначил на 11 июня созыв архиерейского Собора Русской Православной Церкви для рассмотрения дела бывшего митрополита Киевского Филарета. Святейший Патриарх Алексий II в соответствии с определением «Об Украинской Православной Церкви», принятом архиерейским Собором в октябре 1990 г., благословил новоизбранного митрополита Киевского на его служение в качестве главы Украинской Церкви. Митрополит Филарет получил троекратный вызов на архиерейский Собор от Святейшего Патриарха, но на заседания не явился, после чего Собор, согласно канонам, мог рассматривать дело обвиняемого в его отсутствие. Игнорируя решение Украинского Собора и постановление Священного Синода Русской Православной Церкви, запрещенный в священнослужении митрополит Филарет продолжал совершать богослужения; в канун архиерейского Собора он вместе с епископом Почаевским Иаковом (Панчуком), пренебрегая канонами, постановлениями высшей власти Русской и Украинской Церкви, совершал епископские «хиротонии». 11 июня 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре состоялся архиерейский Собор под председательством Патриарха Алексия II, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению бывшего митрополита Филарета в антицерковной деятельности. На Собор по разным причинам не явилось 14 архиереев, в том числе 5 украинских; двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков, при этом заявили, что не подчиняются Собору. Вначале было заслушано заявление 16 епископов Украинской Церкви, которое давало подкрепленную ссылками на каноны исчерпывающую характеристику раскольническим действиям митрополита Филарета, за которые он подлежал лишению сана на основании 15 правила Двукратного Собора. В ряде выступлений была подтверждена справедливость обвинений, выдвинутых против митрополита Филарета украинскими епископами, но тема личной жизни митрополита Филарета, которая в ту пору широко обсуждалась на страницах московских и киевских газет, почти не затрагивалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

" Митрополит " Антоний Масендич. Соучредитель УПЦ-КП. Без ведома " патриарха " УАПЦ Мстислава в 1992 году соединился с расстриженным в монахи Филаретом и украденной им кассой УПЦ, организовал раскольничью УПЦ-КП. Но уже через два года, вместе с другими автокефальным епископами, выступил с обращением к украинскому народу о том, что " Филарет ведет людей к вечной погибели " . Пережив (по его словам) два покушение на свою жизнь бежал в Россию, захватив компромат (они его добыли вместе с Романюком) на Филарета (о работе в КГБ). Принес покаяние в РПЦ, был отправлен служить на Алтай. Компромат забрал с собой. Все ждали от него сенсационной книги разоблачений филаретовства. Однако Масендич в 2001 году скоропостижно скончался на 41-ом году жизни. " Митрополит " Яков Панчук. Единственный украинский православный архиерей, который поддержал, будучи викарным епископом, изгнанного из УПЦ Филарета. Стал у него " митрополитом " . В 2004 году приезжал в Почаевскую Лавру прощаться со своим умирающим духовником, которому пообещал вернуться в каноническую Церковь. Постоянно мучился пребыванием в расколе. Через несколько месяцев после поездки ему стало плохо в резиденции Филарета на улице Пушкинской, откуда " скорой помощью " был доставлен в больницу Феофании. Скончался в приемном покое больницы. Бежавшие от Филарета деятели убеждены, что Панчук, как и Романюк, был отравлен. " Митрополит " Львовский Андрей Горак. Архиепископ УПЦ. В 1992 году был заблокирован во Львове националистами и принужден к переходу в филаретовский раскол. Православной Церковью был лишен всех степеней священства. Много раз пытался с покаянием вернуться в лоно канонической Церкви. Однажды его в Киеве отловили уже по дороге в Лавру и отвезли во Львов. 27-28 июля 2010 году, во время визита в Киев на владимирские торжества Святейшего Патриарха Кирилла и высших иерархов Поместных Православных " митрополит " Львовский УПЦ-КП Андрей Горак и " архиепископ " Дрогобычский Феодосий Пецына УАПЦ должны были в пример и назидание своим собраться по расколам вернуться в лоно канонической Православной Церкви – УПЦ. О чем они договорились со священноначалием УПЦ и РПЦ. Однако неожиданно в июле у обоих обострились болезни. " Митрополит " Андрей Горак скончался 5 июля на 65-ом году жизни, а " архиепископ " Дрогобычский Феодосий – 23 июля, скоропостижно, в собственном автомобиле, на 51-ом году жизни. Одному для возвращения в Церковь Христову не хватило недели, другому – три.

http://religare.ru/2_107135_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010