Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИАС [греч. Αγας], Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь). Расположен на о-ве Андрос (Греция), на высоте 325 м на сев. склоне г. Агиос-Мамас (λδβλθυοτεΑγιος Μμας), в 4 км от с. Баци (Μπατσ). Мон-рь, первоначально муж., образован, вероятно, в XIV в. Во времена венецианского господства на Андросе (до сер. XVII в.) обитель пришла в упадок. Соборный храм визант. эпохи, поновлен в 1577 г. В кон. XVI в., с приходом монахов во главе с игум. Иосифом, увеличилась численность братии. Обитель приобрела подворья Агиа-Мони в Лавриесе (1571), Пантократора в Гидесе (1634), в Афинах, к-рое часто посещала св. Филофея Афинская . В разные годы своего существования мон-рь имел многочисленные владения за пределами Андроса: на Тиносе, Поросе, в Аттике, на Эвбее, в Смирне, в К-поле, в Пропонтиде, в Ганохора. В 1621 г. указом К-польского Патриарха Тимофея II А. был объявлен ставропигиальным мон-рем. Наибольшего расцвета обитель достигла в 1830 г., когда братия составляла 111 монахов (в мон-ре и его подворьях). Постепенно, особенно после первой мировой войны, А. стал приходить в упадок и в 1927 г. присоединен к мон-рю св. Николая. Восстановлен в 1928 г. как жен. обитель, окормлявшая 30 монахинь, пришедших с Нов. Афона Лаконского при старце Панарете Поликарпе ( 1943). Монастырский комплекс датируется XVIII в. Сохранился мраморный иконостас, изготовленный на Хиосе в 1820 г. В скевофилакии (сосудохранительнице) имеются иконы, мощевики (глава св. Трифона , мощи святых Иакова Перса , Полиевкта , Пантелеимона , Евгении , Нимфодоры , Стефана , Кирика , Мины , Февронии , нмч. Лазаря и др.), расшитые плащаницы XVII в., утварь; в монастырской б-ке находятся 195 рукописных кодексов, много старопечатных книг, Патриаршие указы 1597-1800 гг. Престольные праздники: Богоматери Живоносный Источник (пятница на Светлой седмице), св. Дионисия. В 1999 г. здесь было 3 монахини, игум. Евгения (Мицикиадели). Лит.: Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 356; Τ Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. Β. Σ. 361-363; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 19992. Σ. 200. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/63288.html

Моисея , еп. Аксумы,в Абиссинии, но по другим епископа Максимы. Копт. 1425 и друг. Св. Птоломея муч. в верхнем Мемфисе. Копт. 1338. 5 . Иринея, Еракла и Дасия в Аксиоподе в Мизии. Иерон. Михаила архангела. Копт. 1425 и 1338. Воцарение Константина в Риме. Копт. 1425. 6 . Пр. Иакова в Амиде в Месопотамии в 6 в. М. Р. Деян. св. из Прокопия кесарийского. Аввы Галлио . Абис. у Люд. 7 . Симпрония, Венерия (или Венерии ) и других 7 мучч. в Антиохии. Иерон. Дамиата исповед. Абис. у Люд. Память чудесного истечения крови и воды из креста в синогоге при патр. Феофиле. Копт. 1425. Варданянья мучеников в веке. Арм. Урвила архимандрита, наставника пр. Дометия. Никод. в жизни Дометия. 8 . Назария, Иулианы, Агапии дев, Евтихиана, Коринтона, Диомида , и Митродоры девы в Цикомидии. Иерон. Гормизды муч. перса в 4 в. М. Р. Деян. св. из Феодорита. Не он ли 17 окт. в Медиоланском с Иовином. Помазание тела Богородицы апостолами. Абис. у Люд. (наше 8 равняется 15 числу Абисс.). 9 . Кресценциана, Ларга, Тиберия, Амия, Тивериана, Феодота, Номедиана, Лавдака, Иудиана, Поликарпа, Прима, Сикста, Агатопа и других 11, Фелициссима, Карпофора, Земарагда и других 10 мучч. на Востоке. Иерон. Ониона, Тибуртина, Валериана, Дионисия, Феликса, Евтициана, Гагия, Мелциада, Стефана, Урвана, Лукия, Мамория, Состира, Нимида, Ладика, Иулиана, Поликарпа, Магна и Силвана , мучч. в Александрии. Иерон. Св. Акилины . Никод. о Камулианской иконе. Вознесение тела Богородицы на небо. Копт. 1338 и 1425. (9-е число наше падает на 16-е число у Коптов, в Копт. 1286 7 авг. восхождение тела ее ошибочно). 10 . Многих мучч. в Александрии и Египте при Декии. М. Р. Успение Песендея . Копт. у Порфир. (Ентей ниже)? Ентея, Акрата, Арагаввея . Абис. у Люд. Мучч. Авраама, Иакова и Иоанна в Фарме при Диоклитиане. Копт. 1425. 11 . Многих мучч . в Никополи. Иерон. Марии патрикии. Никод. в сказании о нерукотвор. образе Спасителя, – отлична от Мария 9 авг. Перенесение мощей аввы Макария . Копт. 1338 и у Кальк., (в Сехат у Порфир. Копт. 1425 12 числа перенес. мощей Макария Великого в Скит или Нитрию).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1) Часть левой ручки св. Марии Магдалины. 2) Часть св. Мирона. 3) Длань, кроме великого перста, преподобномученицы Евдокии. 4) Кость локотная с телом от руки св. великомученицы Варвары. 5) Глава св. Павла исповедника. 6) Глава св. мученика Сергия. 7) Глава св. Модеста патриарха Иерусалимского. 8) Стопа св. мученика Кирика. 9) Частицы св. Иоанна Предтечи, св. великомученика Пантелеймона, св. мученика Трифона, священномученика Елевферия, св. Иакова Перса, св. Пророка Наума, св. мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, св. Харалампия, св. Симеона столпника, св. бессребреников Козмы и Дамиана, и 10) Кровь св. Димитрия Солунского. Много св. мощей на Афоне, очень много. Но жаль, что здешние монастыри не имеют записей о происхождении их, так что не знаешь: кто и когда принёс эти святыни, за исключением немногих из них, которых датели известны. Впрочем, «любы всему веру емлет». Огонь же пред общим воскресением всех людей испепелит и св. мощи: а из праха Всемогущий воссоздаст новые тела духовные. С этими мыслями я заснул, и спал сном безмечтанным. А со следующего утра занялся многосторонним описанием принявшего меня под кров свой монастыря и изучением первоначальной судьбы его. Монастырь Симопетра, по описанию Барского, отстоит от Карей, или Протата пятью часами, от моря же часом единым, отнюду же ради прискорбного и жестокого между каменьями, на подобие змии завращаемого пути, зело неудобопроходен и трудноприступен; есть аки треуголен; стоит основан удивительно на некоем зело остром и твердокаменном холме, аки некая крепость неприступная, и отвсюду имать естественный преглубокий ров, в он же зрети ужасно есть: точию от севера узкий проход, на подобие моста нарочно создан, к вратам монастырским, идеже пред враты и стена обретается превысока каменнозданна с многими сводами и окнами, верьху которой трубами оловянными течет вода внутрь монастыря от вышних гор, иже отвсюду окружают его, кроме страны полуденной; стена же оная (под нею разумей водопровод) высотою своею закрывает и врата монастырския.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2. Свв. мучч. пострадавших при Авенире в Индии. М. Р. Мучч. 7 в Никомидии. Иерон. Св. Визаны или Виданы и друг. Копт. 1338. Аввы Ора пресвитера из Сетнуфа при Диоклитиане. Копт. 1425. 3. Муч. Матры (или Метры) в Александрии приДекии. Копт. 1425. Иоанна из Асмона и 99 мучч. в Бармоне при Епимахе. Копт. 1425. Ацеллы в Константиноп. Иерон. Аввы Бикаба (Каба). Абис. у Люд. 4. Сергия и Варфоломея, мучч. в Никомидии. Иерон. Моисея, еп. Аксумы, в Абиссинии, но по другим епископа Мавсимы. Копт. 1425 и друг. Св. Птоломея муч. в верхнем Мемфисе. Копт. 1338. 5. Иринея, Еракла и Дасия в Аксиополе в Мизии. Иерон. Михаила архангела. Копт. 1425 и 1338. Воцарение Константина в Риме. Копт. 1425. 6. Пр. Иакова в Амвде в Месопотамии в 6 в. М. Р. Деян. св. из Прокопия кесарийского. Аввы Галлио. Абис. у Люд. 7. Софрония, Венерия (или Венерии) и других 7 мучч. в Антиохии. Иерон. Дамиата исповед. Абис. у Люд. Память чудесного истечения крови и воды из креста в синагоге при патр. Феофиле. Копт. 1425. Варданянья мучеников в V веке. Арм. Урвила архимандрита, наставника пр. Дометия. Никод. в жизни Дометия. 8. Назария, Иулианы, Агапиидев, Евтихиана, Коринтона, Диомида и Митродоры девы в Никомидии. Иерон. Леонида в Филаделфии. Иерон. Тормизды муч. перса в 4 в. М. Р. Деян. св. из Феодорита. Не он ли 17 окт. в Медиоланском с Иовином. Помазание тела Богородицы апостолами. Абис. у Люд. (наше 8 равняется 15 числу Абисс). 9. Фирма, Рустика, Кресценциана(ы), Ларга, Тиберия, Анна, Тивериана, Феодора, Номедиана(ы), Лавдика, Иулиана, Поликарпа, Прима, Сикста, Агатопа и других 11 (12), Фелициссима, Карпофора, Земарагда и других 10 мучч. на Востоке. Иерон. Антонина, Ониона (Етониона), Тибуртина, Валериана, Дионисия, Феликса, Евтициана, Гаия, Мелхиада, Стефана, Урвана, Лукия, Мамория, Состира, Нимида, Ладива, Иулиана, Поликарпа, Магна и Силвана, мучч. в Александрии. Иерон. Ладика, Иулиана, Манона, Поликарпа в Никомидии. Иерон. Вознесение тела Богородицы на небо. Копт. 1338 и 1425. (9-е число наше падает на 16-е число у Коптов, в Копт. 1286 7 авг. восхождение тела Ее ошибочно).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(964 г.) – Алтарь, освещаемый трёмя окнами, имеет три отделения, среднее для Тайной Вечери, направо Диаконикон для освящённых сосудов, и налево жертвенник для проскомидии. Весь он устлан драгоценными мраморными досками. А сколько в нём святынь! И какие святыни! – Целая глава св. Василия Великого и чудотворная глава св. великомученика Александра, иже в Пидне. Обе они даны Лавре ктитором её царём Никифором при Хрисовуле его. – Цельбоносная глава св. Михаила Синадского Исповедника, прогоняющая саранчу. Её и две частицы св. Иоанна Златоустог о, при хрисовуле, Лавре даровал царь Василий порфирородный, (976−1028 г.) а сребропозлащённый ковчег для сей главы, украшенный дорогими камнями и зеркальцами, изготовил валахский господарь Константин Бассараба. (1691 г.). – Всечестная глава св. великомученика Евстратия. Она и нижняя челюсть св. Феодора Стратилата пожалованы при хрисовуле царём Константином Мономахом. (1042−1054 г.) – Глава св. мученицы Миндоры вместе с вышеописанными мной местными иконами дарована, при хрисовуле, царём Андроником Палеологом Старшим (1282−1328 г.) или младшим (1328−1341 г.) – Чудотворная глава преподобного Федора Нового, освященного. Она много чудес творила в Молдавии в господарство воеводы Григораска. – Глава и рука св. Григория Армянского. – Нижняя челюсть св. Прокопия благоухающая. – Частицы мощей, св. апостолов: Луки, Андрея, Варнавы, Прохора и Тита, св. архидиакона Стефана; свв. Отцов: Игнатия Богоносца , Иоанна милостивого и св. Антипы; свв. Мучеников: Кирика, Никиты, Евстафия, Артемия, Фоки, Андроника, Акиндина, Мины, Иакова Перса, двух Феодоров, Ермолая, Пантелеимона, Иакинфа, Аникиты, и миро св. Димитрия великомученика; св. Константина Великого ; свв. жен: Феклы, Иулиты, Пелагии, Марины, Параскевы; свв. бессребреников: Козмы, Дамиана и Иоанна; Преподобных: Феодора Студита , Стефана Нового, Даниила Столпника, Феодосия Киновиарха, Евфимия Великого, Ефрема Сирина , Луки Стририйского, Пахомия, Сампсона странноприимника и Евдокима Праведного. – Все эти мощи в сребропозлащённых ковчегах и ковчежцах сохраняются в красивом шкафу, а в нём, в 12-ти выдвижных ящиках по числу 12 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ε Ε Ε Ε, а читали их так: Θα Θεο Θεον Θαμα, т.е. Чудись Чудному Чуду Чудодействующего, Ερηκεν Ερημα ‘Ελνη ν γολγοθ – Обрела Олена Обретение (крест) От голгофы, Ο ΩΝ, ΜΡ Θϒ, и кроме этих букв выдумали змеевидный Дискелий, в память изобретения змеевидных букв, и начали ставить этот по истине замысловатый налой под евангелие, написанное греческими буквами, переданными из змеевидных букв финикийских. В алтаре соборного храма, кроме малой части Животворящего Древа, хранятся следующие частицы св. мощей: 1) глава св. Пантелеимона, присланная в дар обители Сербским царём Стефаном Душаном в 1347 году, 2) глава преподобномученика Стефана Нового, 3) глава св. преподобномученицы Параскевы, 4) ребро св. великомученицы Марины, 5) частицы св. Иосифа Обрученика, св. апостола Фомы, препод. Симеона Столпника, св. мученика Иакова Перса, св. мученика Кирика, Трифона, священномученика Харлампия, преподобномученика Нектария Нового, и несколько частиц других святых. На налойной иконе св. Пантелеимона лице сего великомученика недавно написано так моложаво и так миловидно, что Зографский архимандрит Анатолий называл эту икону фрейлиной. Чудак! В ризнице нет ни древних риз, ни других достопамятностей, кроме евангелия и церковных сосудов, пожертвованных Великим князем Константином Николаевичем, посетившем Афон в 1845 году. Кроме соборного храма внутри монастыря отдельно стоят ещё две небольшие церкви, Успенская, построенная в 1820 году и ничем не замечательная, и Митрофаниевская, освещённая в 1846 году Адрианопольским митрополитом Григорием. Она красива внутри и снаружи. Блестящий иконостас в ней и утварь пожертвованы русским иноком Саввой, бывшим Петербургским купцом Семёном Максимовичем Комаровым, который в 1844 году вместе со мной путешествовал по св. земле Палестинской. В этой церкви память св. Митрофана епископа Воронежского торжественно празднуется русскими и греческими иноками. Житие его переведено на греческий язык и читается в братской трапезной; переведена по-гречески и составленная у нас служба ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В ряде житий, написанных знаменитым агиографом VI века Кириллом Скифопольским , житий преп. Ефимия Великого, Герасима Иорданского, Феодосия Великого, Саввы Освященного, Кириака, Иоанна Молчальника и Феогния Витилийского, в греческой переработке Иеронимова жития Иллариона Великого, в житиях подвижников: Харитона, Мартиниана, Малха, Анины, Досифея, Иакова Постника и Георгия Хозевита, отражается поэтичная обстановка и аскетические подвиги палестинских обителей, скитов и пустынь. Легенды об Иерусалимском патриархе Модесте, мученичество вмч. Анастасия Перса и особенно биография преп. Порфирия еп. Газского, написанная его учеником диаконом Марком, вместе с соответствующими местами житий преп. Саввы и Иллариона, знакомят нас с городскими бытом Палестины в вв. Наконец, опасности монашеской жизни в синайских скитах, в непосредственном соседстве с дикими кочевниками пустыни изображают рассказы об избиении монахов-синаитов в IV и V вв., а также житие великого синайского аскета Иоанна Лествичника . Обращаясь к византийскому Египту, прежде всего, встречаем аналогичный палестинским, аскетические жития подвижников Антония Великого , Пахомия Великого , Онуфрия В., Макария, Паисия В., Павла Фивейского, Марка Афинского, Арсения В., Пимена, Виссариона и Синклитикии, рисующие одинокие подвиги борьбы с плотью и глубокое аскетическое миросозерцание этих бесстрашных обитателей пустынь. Наоборот, другой ряд агиографических произведений: собрание александрийских чудес вмч. Мины, хроника чудесных исцелений мучч. Кира и Иоанна, и выше упоминавшаяся биография александрийского патриарха свт. Иоанна Милостивого, написанная Леонтием Неапольским, воскрешает перед нами пёстрое население и кипучую шумную жизнь великой эллинистической столицы Египта в V и VI вв. Целый ряд святых и написанных по-гречески их житий, выставили византийские Сицилия и Южная Италия. Тут следует отметить жития преп. Льва Катанского, Григория Агригентского, Илии Младшего, Илии Спелиота, Луки Корлеонского, Луки Армонтского, Виталия Сицилийского, Нила Гроттаферратскаго, Христофора Саввы и Макария Сицилийских, Варфоломея Криптоферратского, Филарета Калабрийского, Иоанна Фериста и Варфоломея Потирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интересно далее в приведенном выше заглавии Беседы указание на патерик, как на источник, откуда она заимствована. Указание это счастливо совпадает с тем обстоятельством что описанные мною греческие Вопросо-ответы были найдены мною именно в такой книге, которая относится к тому же роду литературы, как и патерик. Это было для меня неожиданно, но это не должно казаться странным. Патерики – прологи, синаксари – это собрания жизнеописаний святых – книга употреблявшийся в монастырях для чтения не только в кельях и в трапезе, но и при богослужении, книги особенно любимые монахами за их занимательность и назидательность, следовательно – полагать надобно – чуждые разных не чистых примесей. Однако ж оказывается, что в патериках именно и прологах следует искать подобных статей. Из новейших исследований о происхождении и составе этих иногда громадных и весьма разнообразных по содержанию сборников житий и в частности прологов 16 , явствует, что даже в нынешней, неоднократно исправленной и духовною цензурою просмотренной, редакции их находится весьма немалое количество сказаний, находящихся в зависимости от разных апокрифов. В рукописных же редакциях мы найдем множество сказаний и прямо апокрифических. Мы найдем здесь в целом пли отрывках и Евангелие Иакова, и Евангелие Фомы и Акты Пилата и Слово Афродитиана перса, статьи: О злых женах, О доставления Христа в иерейство, Слово о правде и кривде и мн. др. И в этом нет ничего странного, Апокрифы стремятся дополнять вымыслом то, о чем умолчано в св. Писании или сказано слишком кратко. Когда вымысел в них не переступал должных границ церковь tacite дозволяла им распространяться как сочинениям для известной среды во многих отношениях полезным, и они действительно распространялись особенно в среде низшего монашества, которое в Византии было весьма многочисленно, довольно экзальтировано, но и довольно невежественно, так как состояло главным образом из людей, хоть и весьма религиозных, но простых. Иногда впрочем дело доходило, по-видимому, до крайностей и патерики наполнялись апокрифическими сказаниями сверх меры, что вероятно и подало повод к их преследованию при императоре Константине Копрониме (741–775), о котором историки Феофан и Кедрин рассказывают 17 что он сжег многие патерики. Положим, что император этот был иконоборец, и ненавидел монахов, но почему он воздвиг гонение на патерики, а не на другие книги? Вероятно потому, что в других книгах, хотя было много сочинений несравненно более опасных для иконоборства, но они не давали благовидного предлога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Нет некоторых со службами общепринятых и константинопольских праздников и святых, например, патриархов: 30 авг. Александра, Иоанна и Павла нового, 14 июня Мефодия, преподобных: Дия 19 июля, Зотика сиропитателя 30 дек., Андрея в Крисе (или Крите) 17 окт., Маркелла игумена 29 дек., Матроны цареградской 9 нояб., Иосифа песнописца 4 апр., 31 июля и 1 августа происхождения креста, 26 окт. труса. Нет ни одного из Афонских святых: 12 июня Петра афонского, 5 июля Афанасия и 15 октября пр. Евфимия. Памяти святых каждодневно показаны только тех, которым есть службы, но памяти великих святых, особенно средних полиелейных, часто трудно отличить от памятей других святых дневных. Знаков праздничных, какие есть в Иерусалимском уставе, нет в Евергетидском. Но в дни особо чтимых святых показаны панихиды (всенощные); это не в собственном смысле всенощные, а особенный род службы между вечернею и утренею, совершавшийся отдельно от них; но в некоторые дни панихиды соединились и с вечернею. Главное содержание панихиды был праздничный или дневной канон, а в великие праздники два канона с праздничным чтением из какого-либо сочинения отеческого, кроме других канонов утренних, отличных от панихидных. Под великие праздники Господские и Богородичные показаны панихиды с агрипниею (с бодрствованием или бдением). В эти дни промежуток времени после вечерни был, а промежутка между панихидою с агрипниею и утренею не было. Но панихиды показаны не у многих святых, например, в феврале только 24 обретение главы Предтечи кроме Сретения, в марте 9 муч. 40 в Севастии, а 25 Благовещение с агрипниею, в апреле только 23 показана панихида у великомуч. Георгия, в мае 8 у Иоанна Богослова и 25 обрет. главы Иоанна Предтечи, в июне только 24 и 29, в июле только 1 бессребреников и 2 положения ризы Богородицы, в октябре только у ап. Фомы, а 16 ноября у еванг. Матфея не показано, напротив есть показания панихид у некоторых очень немногих святых, которым по другим синаксарям не было особого празднования, как это видно во второй половине ноября, – 27 Иакова перса, 29 Парамона и Акакие. В случае встреч праздников и дней великих святых с субботою, воскресеньем, с постом и т. п. сделаны особые указания служб. Эти указания сходятся, хотя не вполне, с Марковыми главами, например, в службах на Р. Хр., Крещение и особенно на Благовещение. Что касается до святых триодных, как то: в недели великого поста, Пасхи и Пятьдесятницы, то они показаны нами в приложении (11) в сравнительной статье относительно разных уставов в этом отношении. Иерусалимский устав

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Части Святых мощей там суть: 1) Св. архидиакона, 2) Св. апостола Луки, 3) Св. апостола Петра, 4) св. апостола Варфоломея, 5) св. Георгия великомученика, 6) св. великомученика Пантелеймона, 7) св. великом. Ермолая, 8) св. муч. Меркурия, 9) св. сорока мучеников, 10) св. пяти мучеников, 11) св. мучеников Феодора стратилата и Тирона. 12) св. Иоанна Златоустог о, 13) св. Безсребреников, 14) св. Макрины стопа целая, 15) св. Киприана стопа целая, 16) св. Василия Амасийского, 17) Миро св. Димитрия Солунского, 18) Стопа св. Михаила Синадского, 19) Частицы св. Афанасия великого , 20) св. Иоанна постника патриарха Цареградского, 21) св. Стефана нового, 22) св. Ипатия, 23) св. Агафангела, 24) св. Евстафия, 25) св. праведного Лазаря, 26) св. Нестора, 27) св. Анастасии, 28) св. Иакова Перса, 29) Глава св. мученика Фотия, 30) Св. Безсребреников. – Иверские монахи, по словам Барского, благоговейно хранят все эти мощи. Ибо в алтарь ковчег зело изряден сочинен есть и упещрен лепо маргаритною кожею и костьми слоновыми, в нем же суть дванадесять малых ковчежцев с дванадесятми ключами в число дванадесяти месяцев года, и всяк особенно выдвигаем отворяется и заключается. Вне суть надписаны имена месяцев, внутрь же суть хранимы мощи святых по чину месяцев, в них же празднуются; вне же ковчега пригвождена есть надпись имён тех же святых по чину месяцев. Се же двух ради вин тамошнии благорассудне устроиша начальницы: 1) да Виматарь, (ризничий), егда приспеет от них некоего святого память, удобно от надписи и расположения месяцев обреть мощи, износить я от алтаря в храм на иконостас мал ради поклонения общей братии, яко же творят в лавре и в прочиих монастырях по общему указанию Святогорскому, 2) да егда приидут странные на поклонение, благочинно без смешения, отверзши предлагает к лобзанию, и паки коегождо на месте определенном положив заключает». Достославен обычай Восточных церквей дробить св. мощи и раздавать их многим и многим. В основе сего обычая кроется любвеобильная общительность. У нас св. мощи дробятся только для антиминсов: а церквам городским и сельским мы не раздаём их. Почему же? По бережливости? По привычке чтить мощи цельные? По опасению потери монастырских доходов от раздаяния св. частиц многим церквам? Угадайте. Нет: лучше сосчитайте, сколько десятков тысяч церквей, городских и сельских, находится, уже не говорю – во всей вселенной, а только в России, и подумайте: достаточны ли для всех их мощи, какие поныне известны у нас и не у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010