Встречу государю делал только что прибывший архиепископ Леонид у чудного креста, на великом мосту, с крестами, архимандритами и игуменами, всем собором; и того же дня государь слушал обедню в Софийском храме; а на следующий (25 декабря) день, по случаю праздника Рождества Христова, принимал у себя во дворце, на Никитинской улице, владыку, архимандрита, игуменов и священников, которые явились с иконами бить челом, и любезно угощал все духовенство обедом 390 . В Новгороде жил Иоанн четыре недели «без дву дней», молился святыне, ласкал жителей, тех, которые взяты были в Москву, простил, а старцев велел снять с правежа; к удовольствию граждан восстановил старинный обычай судебных поединков; велел строить вновь в детинце на месте прежних судебные места; свою казну с Никитинской улицы перевез под церкви – Пятницы, Николая чудотворца и жен Мироносиц, учредил 500 стрельцов для содержания стражи; «уставил наместников, по старине, да и полям быти в В. Новегороде по старине, да и наместником жити, по старине, в своих дворах, за рекою». Вообще, в это посещение он не сделал никому зла и отправился (18 января) в Москву, провожаемый благословениями народа, откуда вскоре же (9 и 10 февраля) прислал в Новгород, как место более безопасное, еще 450 возов своей казны 391 . Архиепископ Леонид начал свои пастырские распоряжения тем, что 13 января, в неделю, после молебнов, «велел в Новгороде всем священником звонити по всем церквам, когда позвонят в Софийском соборе, на четвертом часу дни, вероятно, к вечернему богослужению; а который священник учнет звонити рано, на том заповеди (штрафа) два рубля Ноугородская» 392 . В это время шла широкая молва о чудесах новоявленного угодника Б. св. Иакова Боровичского; по этому случаю архиепископ Леонид 1-го февраля командировал из Новгородского Розважского монастыря в Боровичский монастырь благочестивого иеромонаха Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с торговой стороны диакона Семена и боярского сына Шестака, чтобы освидетельствовали мощи чудотворца Иакова, и подробно разведали, совершаются ли исцеления от мощей его. Посланные, исполнив поручение, возвратились в Новгород 8-го февраля и донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова действительно совершается очень много 393 , после чего было установлено всенародное чествование св. праведного Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Он взял его из хлебни и назначил кружечным при чудотворной иконе Иверской Богоматери, что давало ему возможность большую часть времени проводить в храме Божием, при чудотворной иконе Царицы Небесной, к Которой обращался он всегда с трогательным, почти детским благоговением. Но так как эта чудотворная икона почти половину года шествует в крестных ходах по разным городам и селам Новгородской и Тверской губерний, сопровождать которую приходилось в качестве кружечного и молчальнику Петру, что, видимо, его тяготило и смущало, а также очень вредно влияло на его и без того расстроенное здоровье, то архимандрит Лаврентий пожалел его, и на место его назначил другого кружечного, ему же благословил стоять гробовым у раки мощей св. праведного Иакова, Боровичского чудотворца, отпирать раку его для прикладывания к св. мощам богомольцев, и вообще, наблюдать порядок и чистоту при этой святыне. С великим благоговением принял молчальник это святое послушание и нес его неутомимо до конца своих дней. В 1865 году архимандрит Лаврентий постриг мнимо-немого Петра в мантию, причем, нарек ему имя Пахомий. С ним вместе постриг он в мантию духовного друга его и спостника-слепца, который получил имя Филофея и до самой смерти о. Пахомия состоял с ним в самой тесной, о Господе, дружбе. С тех пор монах Пахомий стал всегдашним стражем мощей св. праведного Иакова, был именно ангелом-утешителем для множества приходящих на поклонение сим св. мощам богомольцев, всех любвеобильно выслушивал, всех по возможности удовлетворял, ко всем являл ласку и привет, за что и пользовался всеобщим уважением и любовью. Нужно было видеть, с каким терпением и постоянством выстаивал о. Пахомий, во дни особых стечений богомольцев, среди толпы их, у раки мощей св. праведного Иакова, утесняемый со всех сторон народом, и с какою любовью с ними обходился. «Это гости Царицы Небесной и св. Иакова», говаривал ему архимандрит Лаврентий, не любивший, когда при многолюдстве старались останавливать усиленный прилив толпы к раке св. мощей. О. Пахомий тоже этого не любил и всегда старался всем дать свободный доступ к св. мощам. Неутомимо стоял он на гробовой страже у св. мощей праведника, и с лишком 30 лет провел в этом святом послушании, причем никогда не тяготился им, не пороптал, напротив, считал себя всегда особенно счастливым, что сподобился такой близости к св. мощам угодника Божия Иакова, к которому питал великую веру и благоговение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И, кратко сказать, во всех встречающихся жизненных трудностях будем помнить, что Бог видит нас и не преминет оказать нам Свою всемогущую помощь в нужное время. Нам же необходимо, прежде всего, следить, насколько мы стараемся жить по евангельским заповедям: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13: 5). В остальном возложим надежду на Бога, чтобы исполнилось неложное обетование Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Впрочем, даже если при жизни какой-нибудь достойный человек остался в безвестности и не дождался исполнения своих желаний, то и здесь можно быть уверенным, что он не забыт у Бога. К примеру, о жизни праведного Иакова Боровичского нам практически ничего не известно. Но Господь пожелал прославить Своего угодника и сделал так, что льдину, на которой находился гроб с мощами святого, прибило к селению Боровичи, что в Новгородской земле, и сам святой в сонном видении жителям села открыл свое имя. Подвиг лесбосских мучеников, пострадавших от турок в XV веке, по человеческому рассуждению должен был остаться совершенно неизвестным, поскольку память об этих событиях не сохранилась, а монастырь, где пострадали святые, был разрушен. Но по прошествии без малого пяти веков сами исповедники Христовы, являясь благочестивым жителям острова Лесбос, поведали о пытках и смерти, которые они претерпели за верность Христу, и указали места, где были найдены их святые останки. Теперь святые исповедники веры прославлены, а на месте их мученического подвига возведен монастырь в честь одного из пострадавших – святого архимандрита Рафаила. Трудности христианской жизни всегда облегчаются Божественными утешениями Похожие события привели к прославлению преподобномученика и чудотворца Ефрема Неа-Макринского. Да и вся история нашей Церкви наполнена подобного рода примерами. Конечно, преодоление непростых жизненных ситуаций и искушений связано с перенесением разного рода трудностей, физических и душевных. Иначе спастись нельзя, «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель», и «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7: 13, 14).

http://pravoslavie.ru/114462.html

Иакову делать собор «на подклетях с папертями, как Кириллов в Новгороде монастырь, и меж ими переходы, или как Соловецкий монастырь» (Акты. 21). Посетивший В. м. Антиохийский Патриарх Макарий III 19 авг. 1656 г. назнаменовал кресты на месте буд. престолов собора, выстроенного уже до сводов, и посвятил их: Успению Пресв. Богородицы (главный престол), во имя сщмч. Филиппа, митр. Московского, и во имя прав. Иакова Боровичского. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы был освящен 16 дек. 1656 г. Патриархом Никоном в сослужении Новгородского митр. Макария, Крутицкого митр. Питирима, Тверского архиеп. Лаврентия , настоятелей крупнейших рус. мон-рей. К этому дню из Москвы была привезена и поставлена в соборе выполненная на Афоне копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери (список был исполнен по особому чину, с омовением оригинала св. водой, к-рая затем использовалась для приготовления левкаса копии). На средства Патриарха ко дню освящения собора государевым мастером А. Григорьевым был отлит колокол («Никоновский») весом 1000 пудов с изображением Никона. В архитектурном облике Успенского собора В. м. сочетаются традиции зодчества Рус. Севера (Новгорода) и правосл. Востока, прежде всего Афона; тип 6-столпного 5-главого сооружения роднит собор В. м. с соборами Московского Кремля. В результате реставрационных работ в XX в. храм получил палаточную кровлю с щипцами над закомарами; возможно, что первоначально кровля была плоской. Башенки завершались деревянными шатрами с небольшими главками, покрытыми осиновым лемехом. В традициях сев. зодчества фасад скупо декорирован. Двойные окна, объединенные аркой (в наст. время - только на фасадах башен-крылец с сев. и юж. входов), являются главным декоративным мотивом; возможно, до реставрации в XIX в. они использовались также в отделке основных фасадов и галереи. Внешний облик собора отражает внутреннюю конструкцию, лопатки фасада повторяют столпы. Средний неф шире боковых, солея широкая и проходит по вост. граням средней пары столпов.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Мне известны семь рассказов о видениях патриарха Никона , которые записаны самим автором. По тематике их можно разбить на две группы. Первую составят видения, содержание которых связано с прославлением валдайского Иверского монастыря, возводимого по инициативе патриарха Никона в Новгородской епархии с 1653 г. В феврале 1654 г. патриарх Никон перенес в монастырь частицы мощей четырех московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и мощи святого Иакова Боровичского чудотворца. Два рассказа о явлениях Никону святых – покровителей обители содержатся в сборнике «Рай мысленный», издание которого осуществлено в типографии Иверского монастыря в 1658 – 1659 гг. доя прославления обители 471 . «Слово» о создании Иверского монастыря, куда входят рассказы о видениях Никона и перенесении мощей этих святых, чудесных явлениях над Иверским монастырем, написано самим патриархом Никоном 472 . Во вторую группу входят видения, содержание которых связано с епископским служением Никона. Рассказы об этих видениях включены Никоном в его послания царю. Эти видения случаются в наиболее напряженные моменты жизни Никона. Они разделены мной на три группы, которым даны условные названия. 1)«Знаковые» видения – их содержание определяло судьбу Никона, его карьерный рост от новгородского митрополита до московского патриарха. В соответствии с требованиями явившихся Никону святых он организовывал свою жизнь [видения Филиппа митрополита в Соловецком монастыре (июнь 1652 г.) – «соловецкое» 8, л. 19 об.) и московских святителей Ионы и Петра в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) – «воскресенское» 14, л. 47 – 46)]; божественным откровением определилось пастырское служение будущего патриарха Никона [видение венца от Спасова образа в Новгороде (19 марта 1650 г.) – «новгородское» 1,л. 124)]; 2)«Царское» видение, содержание которого адресовано царю Алексею Михайловичу в декабре 1661 г.: митрополит Петр показал Никону пожар в царских палатах 9, л. 253 – 254); 3)«Монастырское» видение – из Ферапонтова монастыря в июле 1675 г. Никон писал царю о бесах, в облике жителей Кириллова монастыря досаждавших ему и его старцу во время сна 34, л. 218 – 219).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ирмос: Окаянную душу мою, нощеборющуюся со тьмою страстей,/предварив, ущедри/и возсияй, мысленное Солнце, днесветлыя звезды во мне,/во еже разделити нощь от света.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Любовию чтуще твое пренесение, прилежно тя молим, премудре Иакове,/не престай молися Христу Богу,/да приимем грехов простыню и да озарит нас в нощи свет.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Множество народа Великаго Новаграда, сошедшеся днесь в твое пренесение, блаженне Иакове,/и прикасающеся честным мощем твоим, от них исцеления почерпаем, непрестанно зовуще:/да озарит нас в нощи свет.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Не токмо в житии сый, но и по смерти многа чудеса/от честныя ти раки содеваются приходящим с верою, всеблаженне Иакове,/недуги прогоняеши и от бед избавляеши силою Христовою./К Немуже непрестанно зовем:/да озарит нас в нощи свет.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Он, вселукавый, по вся дни к горшим влечет мя,/и в ров погибели влагает, и во отчаяние мя влечет;/но того мя ловления, Чистая, исхити,/и творити волю Божественную Сына Твоего и Бога нашего настави,/и в час страшнаго пришествия Его избави мя всякаго осуждения.  Песнь 6 Ирмос: Обыде мя бездна,/гроб мне кит бысть:/аз же возопих к Тебе, Человеколюбцу,/и спасе мя десница Твоя, Господи.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Приидите, соберитеся, Великаго Новаграда народи,/светло празднуем пренесение мощей блаженнаго Иакова,/молится бо ко Владыце и Богу нашему, да избавит нас от всякаго озлобления,/к Немуже, воспевающе, глаголем:/спасе нас десница Твоя, Господи.  Припев: Святый праведный Иакове, моли Бога о нас. Рака мощей твоих, премудре Иакове, дражайши сапфира показася,/чудотворива бо бе, исцеления источающи./Тя ублажающе, вернии радостно от души Христу зовем:/спасе нас десница Твоя, Господи.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Светлыми сиянии обретошася на кре честныя твоя мощи, Иакове пречудне,/ныне, аки заря пресветлая, просвещают и освещают чтущих тя верно/и радостно от души Христу зовущих:/спасе нас десница Твоя, Господи. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

На территории Н. м. находится почитающееся с XVII в. святым оз. Валдай; с того же времени расположенный на одном из его островов Иверский мон-рь носит название Святоозерский. Др. св. озеро, у деревень Менюша и Ст. Веретье Шимско-го р-на, связано с почитанием прав. младенцев Иакова и Иоанна Менюшских. В Н. м. почитаются св. источники: во имя прп. Варлаама Хутынского (в дер. Хутынь Новгородского р-на), во имя прп. Иакова Боровичского в Боровичах, во имя прп. Михаила Клопского (близ дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на), в честь Казанской иконы Божией Матери (в дер. Горушка Окуловского р-на и близ дер. Ижицы Валдайского р-на), в честь Иверской иконы Божией Матери (близ дер. Липица Демянского р-на), в честь Тихвинской иконы Божией Матери (близ дер. Фалалеево Мошенского р-на и дер. Ужин Валдайского р-на), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (близ дер. Опарино-1 Хвойнинского р-на), в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (близ дер. Ватагино Окуловского р-на), в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (близ дер. Заполье Шимского р-на, в пос. Хвойная Хвойнинского р-на, в Боровичах), в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в с. Левоча Хвойнинского р-на), во имя св. Иоанна Предтечи (близ деревень Каменная Гора и Твёрдово Демянского р-на), во имя апостолов Петра и Павла (близ дер. Устрека Мошенского р-на), во имя прор. Илии (близ дер. Носково Хвойнинского р-на), во имя свт. Николая Чудотворца (близ дер. Перетёнка-2 Окуловского р-на), во имя прп. Сергия Радонежского (близ дер. Стегново Окуловского р-на), во имя вмч. Пантелеимона (близ дер. Великуша Окуловского р-на, между деревнями Мутишино, Лезгино и Заделье Хвойнинского р-на, близ дер. Подсосонье Демянского р-на), во имя вмц. Параскевы Пятницы (близ с. Едрова Валдайского р-на, дер. Бор Валдайского р-на, дер. Холова Крестецкого р-на, деревень Серафимовка и Жадины Боровичского р-на, дер. Илемно Солецкого р-на, дер. Абросово Пестовского р-на, дер. Сорокопенно Старорусского р-на), во имя прп. Серафима Саровского (близ г. Окуловка), во имя мучеников Флора и Лавра (в дер. Меглецы Мошенского р-на), во имя вмч. Димитрия Солунского (близ дер. Подол Мошенского р-на), родник «Святой ручей» (близ дер. Селище Любытинского р-на), Свято-Духов источник (близ дер. Львово Мошенского р-на), во имя прав. Феодора Ушакова (близ дер. Молочково Солецкого р-на), во имя всех святых (близ пос. Угловка Окуловского р-на, в дер. Бельково Мошенского р-на), «Ключик» на месте обретения в XVII в. почитаемого списка иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (близ дер. Мышкино Пестовского р-на) и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

великомученика Никиты, св. Епифания епископа Кипрского, св. мученика Иоанна воина, Апостола Иакова брата Божия, св. Гурия и Варсонофия Казанских, св. великомученика Феодора Ти­рона, Апостола Анания, Риза св. Ионы архиеп. Новгородского, св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских, четырехдесяти мучеников иже во Севастии, св. мученика Пантелеймона, св. Николая архиеп. Мирликийского, св. великомуч. Варвары, великимучен. Георгия, св. благоверного князя Михаила Черниговского, преподобного Алексия человека Божия, преподобного Евфимия Суздальского, Стефана еписк. Пермского, св. Климента папы Римск., св. мученика Меркурия, св. мученика Прокопия, младенцев, избиенных Иродом в Вифлееме, св. архидиакона Сте­фана, св. Иакова Боровичского, св. мученика Христофора, св. муч. Иакова Персиянина, св. мученика Феогния и Кизических мучеников, Антипатра, Феостиха, Артемия, Феодота, Магна, Фавмасия, Филимона, Руфа, преподобного Моисея Мурина. Святыня эта была привезена еще в 1805 году из Нов­города архимандритом Моисеем и встречена за городом у Кречева всем духовенством и горожанами. За ковчегом стоит образ с изображением святых, мощи коих хра­нятся в нем. Рядом с сенью на аналой за стеклом хранятся еще примечательные кресты. Один из них — напрестольный, длиною 6 вершков, серебряный позлащенный. Прежде в нем были св. мощи. По лицевой стороне его обычные изображения Рас­пятия с предстоящими, двумя архангелами и Николаем Чудотворцем. На обороте — 15 изображений разных святых, мощи коих, очевидно, и хранились в прежнее время в кресте. А внизу на ручке написано: «и бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображения Спаса Господа Нашего Иисуса Христа индикт; лета 7100 (1592 г.) месяца мая». Тут же лежит другой небольшой крест с ушком вверху, а в нем и по сие время хранятся св. мощи 2). Тут же лежат еще три древние креста без надписаний. В одном из них хранятся мощи печерских подвижников... 2) Св. ап. Андрея Первозванного, ап. и ев. Марка, ап.

http://sobory.ru/article/?object=34747

Иверский монастырь к началу XVIII b. оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 год обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской лавре. Монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря. В середине XIX b. были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Организован странноприимный дом, для многочисленных паломников и странников. Были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей, жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Предстательством Царицы Небесной болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы также совершались и в престольные праздники: Успения Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, другие продукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель. В голодные годы обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для закрытия монастыря, а Иверская икона Божией Матери была увезена в неизвестном направлении.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Архиепископ поставил их потом с правой стороны главного алтаря Софийского, доколе не разширил придельной церкви Святых Богоотец Иоакима и Анны, где они прежде почивали, и тогда с честию перенес их на прежнее место. Впоследствии подвергся он гневу царскому, посреди страшного разоренья всего Великого Новагорода, и не более счастлив был его преемник Леонид, избранный и сокрушенный тем же Грозным Иоанном. Можно сказать, что в сию бурную эпоху Святитель Никита, как будто бы сам на себя принял радение о своей пастве, когда живые его преемники бедствовали на кафедре Софийской, и только загробное пасение стада было действенно и неприкосновенно. Накануне дня, посвященного памяти обретения мощей святительских (30 апреля) уже началось предпразднство торжественною всенощною в соборе Софийском. Сколько раз ни проезжал я до того времени чрез Новгород, никогда не случалось мне присутствовать на каком-либо богослужении в Святой Софии, и потому с особенным желанием поспешил я в восьмивековой храм сей для праздничной всенощной. Вслед за ходом архиерейским взошел я в Корсунские врата, которые затворились за нами, и с невыразимою радостию увидел себя внезапно посреди величия наших церковных обрядов и древнейшей святыни нашей. Пастырь с жезлом в руках, окруженный своим клиром, идущий от Корсунских врат во глубину алтаря Софийского и потом опять исходящий из него, уже во славе церковной, на литию в паперть Корсунскую, – все это сильно действовало на воображение и располагало к молитве. Утешительно было слышать между именами Апостолов и Вселенских Учителей, призываемых в предстательство Церкви, имена собственно новгородских угодников, почиющих в самом соборе или в окрестных обителях: Святителей Никиты, Нифонта, Иоанна, Феоктиста, Моисея, Евфимия, Ионы, Серапиона и Благоверных князей Владимира и матери его Анны, Мстислава, нареченного Георгием, двух братьев – Феодора и Александра Невского – и преподобных отцов: Антония Римлянина, Варлаама Хутынского, Александра Свирского , Михаила Клопского, Саввы Вишерского, Ефрема Перекопского, Арсения Новгородского, Иакова Боровичского и прочих новгородских чудотворцев, которые, казалось, были так близки и доступны призываюшим их. Чувство благоговения умножалось пением божественных гимнов при той мысли, что уже восемь столетий оглашают они священные своды сего храма, устоявшего в буре стольких переворотов человеческих. Самое освещение его древних хоросов и паникадил, возжженных пред местными иконами Спаса, Успения и Святой Софии, возбуждало в сердце неизъяснимое чувствою Кое-где из-за мрачных столбов таинственно мелькала какая-либо одинокая лампада от дальней иконы или от открытой раки мощей, которые, друг против друга, с обеих сторон поражали взоры стоявшего посреди храма. Сквозь широкие скважины Корсунских врат, уже не плотно смыкающихся от ветхости, веял ветер во всю длину собора, колебля огни лампад, и вечерний свет угасающего дня сливался с внутренним освещением векового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010