Скачать epub pdf Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти ( Мф.13:5 , Гал.1:19 ), был сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, от первой жены. Он же известен под именем Иакова «малого», или «меньшего» ( Мк.15:40 ). Его должно отличать от Иакова Заведеева, память которого празднуется 30 апреля, и от Иакова Алфеева, память которого 9 октября. Св. Иаков, принадлежащий к лику семидесяти апостолов Христовых, называется братом Господним по плоти, как сын обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. Предание к этому прибавляет, что когда еще Иисус Христос был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа не согласились на это, и только Иаков взял Христа сонаследником к своей части, после чего и стал известен под именем «брата Господня» 27 . Еще ранее этого Иаков вместе с своим отцом и святым семейством находился в Египте, когда, по повелению ангела, Иосиф удалился туда для сохранения божественного Младенца Иисуса от преследований царя Ирода. Св. апостол Иаков был назореем от самого рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в молитве и посте. На сон он употреблял очень малое время, и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленях огрубела и стала, как верблюжья. Св. Иаков носил на теле своем жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина и сикера, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюдал до самой кончины своей. Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых св. Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По Воскресении Своем Господь удостоил Иакова Своего особенного явления ( 1Кор.15:7 ). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой св. апостол постился, с верою ожидая Воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм, и теперь ее еще показывают благочестивым паломникам, посетившим Святую Землю 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Св. ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях апостол Иаков был сын Иосифа обрученника от первой его супруги и потому называется братом Господним. По преданию Иаков сопутствовал Пресвятой Богородице, когда Она с Иосифом, по повелению Божию, бежала в Египет, чтобы спасти Божественного Младенца от злобы Иродовой. От юности своей св. Иаков возлюбил строгое благочестивое житие. Отвергая всякое плотское услаждение и упокоение, он не вкушал ни вина, ни мяса, не стриг волос, не ходил в баню, не намащал тела своего елеем, не носил мягких одежд, но острую власяницу. В молитве он подвизался столь усердно, что от частых коленопреклонений кожа на коленах его огрубела, как верблюжья. За такую добродетельную жизнь Иаков пользовался столь великим уважением между иудеями и их начальниками, что ему одному от первосвященника было дано позволение входить во святая святых – внутреннее отделение храма, куда св. Иаков уединялся для молитвы. Всему народу он был известен под именем праведнаго. Еще большим почтением св. Иаков пользовался в первоначальном обществе христианском. Он был первостоятелем, т. е. епископом, церкви иерусалимской и вокруг него всегда собиралось множество народа, не только затем, чтобы послушать слова его, но и чтобы коснуться края риз его. Успех его проповеди о Христе возбудил внимание и зависть иудейских начальников, которые умыслили погубить его. С этою целию воспользовавшись отсутствием римского правителя в Иерусалиме, враги веры Христовой окружили св. Иакова в церкви и просили его, чтобы он, в присутствии всего народа, во множестве собравшегося в Иерусалим на праздник Пасхи, торжественно пред всеми исповедал, что христиане заблуждаются, веруя в I. Христа, Сына Божия. Они насильно взвели святого праведника на кровлю храма, чтобы все могли услышать его правдивое слово. Но сильно ошиблись в своем рассчете враги Христовы: из уст святого исповедника веры Христовой они услышали небоязненное пред всем сонмом иудеев слово о Божестве I. Христа, Сына Божия. «Для чего, в слух всех возгласил св. Иаков, спрашиваете меня о Сыне человеческом? Он по-страдал, умер и воскрес, и ныне сидит на небесах одесную Бога и опять придет на землю судить живых и мертвых». Слыша такие слова, многие уверовали во Христа и с радостию воскликнули: «осанна Сыну Давидову». А книжники и фарисеи говорили между собою: «худо мы сделали, давши Иисусу такое свидетельство от почитаемого всеми мужа», Дабы страхом отвратить от веры сему свидетельству, они с яростию набросились на праведника и низвергнули его с крыши, крича: «и праведный заблуждается». Разбившись от падения с высоты, св. Иаков не вдруг умер, но имел еще силы приподняться на колена и произнести молитву за врагов своих. Несмотря на то, ожесточенные иудеи бросали на него камни и один из них ударом по голове прекратил жизнь святого исповедника и мученика Христова. Это было в 62 году по Р. Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

священник Иоанн Кибалчич Наименование его соборным Наименование послания соборным – ε πιστολ χαθολιχ – означает такое послание, которое написано не к одной какой-либо церкви какого-либо места или города, каковы большая часть посланий Ап. Павла, – и не к одному какому либо лицу, каковы некоторые из посланий Павловых и два Иоанновых, – но ко многим церквам или ко всем верующим христианам. Таково и есть послание св. Ап. Иакова. Примечание. Слова: ε πιστολ χαθολιχ – соборное послание, Аполлоний , писатель второго века, употребляет в значении истинного послания для отличия от ложного, какое составлено было монтанистом Фемизоном 1 . Значение это, как истинного, подлинного, канонического, заветного ( χανονιχς, νιιθηχοζ) послания, Евсевий дает не только сему посланию Иаковлеву, но и всем посланиям, известным у нас под именем соборных 2 . Некоторые же учители церкви, как-то: Дионисий Александрийский 3 , Климентий Александрийский 4 , Ориген 5 и др. Слову соборный дают значение окружного послания. Наименование соборным может означать еще и такую книгу или послание, которой священную важность и достоинство засвидетельствовала вся соборная церковь 6 . Но какое бы мы не придавали значение слову χαθολιχ, оно во всех своих значениях вполне приличествует посланию Ап. Иакова. Писатель послания Для того, чтобы узнать кто писатель послания, занимающего в ряду соборных посланий первое место, следует обратиться к самому посланию. В нем писатель в самом начале упоминает свое имя. Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб (1. 1). Этими словами начинается послание. Следовательно, писатель первого соборного послания есть Иаков. Но какой это Иаков? Этот Иаков называет себя рабом И. Христа – Ιησ Х ριστε ελος. Этим же именем называли себя апостолы и другие лица, исполнявшие служение, установленное И. Христом ( Филип. 1. 1 ), и выражало оно не то собственно, что они по вере христиане, как и другие веровавшие во Христа, – но то, что они рабы Христовы по священной апостольской должности, какую должность исполняли в высоком сознании, что они исполняют ее не по своей воле и не по воле другого какого-либо лица, но собственно по воле Иисуса Христа, как рабы Его. Следовательно писатель послания Иаков есть именно апостол, а не другой кто-либо. Это апостольское служение вместе с епископским он исполнял в церкви Иерусалимской. С этим согласно и свидетельство древности. Оно говорит, что писатель соборного послания Иаков есть Иаков праведный, или брат Господень 7 . Некоторые приписывают его Иакову Заведееву 8 . Но этот Апостол, как известно, скончался от меча иродова в 44 году по Рожд. Хр., следовательно спустя 10 лет по Вознесении Господнем. А в это время вера во Христа не была еще распространена далеко, и в христианство не могли вкрасться злоупотребления, какие представляются в послании Апостола Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Святые апостолы Иаков Алфеев и Иаков брат Господень (Исследование) В течение месяца октября, святая Православная Церковь празднует двум соименным святым Апостолам: 9 (22) октября – Иакову Алфееву, и 23 октября (5 ноября) – Иакову брату Господню. Кто присутствовал в эти дни при богослужении, – кто читал или слушал священные песнопения и вообще всю службу церковную в честь того и другого Апостола, у того не может быть ни малейшего сомнения, что православная Церковь резкими чертами отличает Иакова Алфеева от Иакова брата Господня. Столь же резкое различие между ними представляет изображение их жития и трудов апостольских, какое находим в Четьих-Минеях и в Прологе, под означенными числами. Поэтому едва ли кто из благочестивых чад Церкви захотел бы того и другого Апостола сливать в одно лицо, не имея на то самых уважительных и неопровержимых доказательств. Таких доказательств думаем, особенно вправе были бы мы требовать от православных учителей, держащихся противного мнения. Тем, например, которые святого Иакова Алфеева признают своим ангелом и молитвенником у Бога, легко ли согласиться, что избранный ими для себя особенный покровитель – святой апостол Иаков Алфеев, как лицо отличное от Иакова брата Господня, не существует? 351 – Конечно, если бы представлены были очень убедительные доводы в подтверждение того, что святой Иаков Алфеев и святой Иаков брат Господень – одно и тоже лицо, – можно было бы утешаться мыслью, что честь, воздаваемая тому или другому, относится к одному. Но приводятся ли такие доводы и доказательства? Вот вопрос, который мы не считаем маловажным, и решением которого приглашаем наших читателей заняться теперь вместе с нами. Предварительно надобно, однако же, изложить несколько подробнее образ воззрения на обоих соименных Апостолов, усвоенный святой православной Церковью и выраженный в принятых ею жизнеописаниях и службах церковных; а затем уже с полным беспристрастием и уважением к лицам, держащимся другого мнения, рассмотреть: достаточны ли те причины, по которым иные из наших ученых богословов не сходятся с этим воззрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Словом радоватися писатель послания приветствует тех, к кому пишет. Сим приветствием он выражает желание им такого блага, которое для всех не меньше вожделеет, как здоровье, котораго мы желаем тем, кого приветствуем. Писатель послания называет себя Иаковом. Разумеется не Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, так как он рано, спустя 10 лет по вознесении Господнем, скончался мученически ( Деян. 12:1–2 ), следственно, прежде, нежели далеко могла распространиться вера Христова и вкрасться злоупотребления, какие представляются в сем послании. В книгах новозаветных, кроме Иакова Зеведеева упоминается еще Иаков Алфеев и Иаков, брат Господень ( Гал. 1:19 ). Но что Иаков, брат Господень, есть одно лице с Иаковом Алфеевым (Это тождество признается в Библейской истории м. Филарета 1866 г., стр. 441, 479.), заключают из того, что последний именуется сыном Марии, дочери Клеоповой ( Мф. 27:56 ), которая была двоюродною сестрою Богородицы Марии ( Ин. 19:26 ). Стало быть Иаков, сын ея, по отцу Алфеев, был действительно братом Иисуса. В отличие от Иакова Зеведеева он называется у Марка ( Мк. 15:40 ) Иаковом малым, т. е. младшим. Апостол Павел, говоря о свидании своем с Апостолами в Иерусалиме, ставит Иакова на ряду с Апостолами Петром и Иоанном и замечает, что все трое почитались столпами ( Гал. 2:9 ). О великом значении Иакова в Церкви свидетельствует то, что он, присутствуя на первом апостольском Соборе в Иерусалиме, принимал главное участие в решении вопроса о том, обязателен ли для христиан обрядовый Моисеев закон. Соборное постановление об отмене сего закона состоялось на основании мнения Иакова ( Деян. 15:6, 13–21 ). По свидетельству Евсевия (Ист. 4, 22), он был первым епископом Иерусалимской Церкви. По другому свидетельству (Егезип), он пользовался великим уважением в народе, который назвал его праведным. Он приял мученическую смерть от Иудеев по наущению первосвященника Анны. Весьма достоверно, что сим Иаковом, а не Иаковом Зеведеевым, написано послание, известное под именем Иакова. Оно начинается словами: «Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб». Он называет себя рабом Богу и Господу И. Христу в том смысле, что призван служить Богу Отцу и Единородному Сыну Его Иисусу Христу в качестве Апостола, с рабскою покорностию исполнять возложенное на него дело Евангельской проповеди , в каковом смысле и другие Апостолы именуют себя рабами Иисуса Христа ( Флп. 1:1 , Иуд. 1:1 ). – Те, к которым Иаков обращается с посланием, суть «двенадцать колен, находящихся в разсеянии», т. е. христиане из Евреев, живущие не в одной Палестине, но и вне ея, в разных странах, где поселены были Евреи после плена Ассирийского и Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Соборное Послание апостола Иакова Сведения о писателе. Писатель первого Соборного Послания называет себя ( Иак.1:1 ) Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. По верованию Церкви, это был Иаков, брат Господень, один из 70-ти апостолов, которого нужно отличать от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и от Иакова Алфеева, бывших в числе 12-ти апостолов (Послание апостольское 2:55; 6:14). Предание Древней Церкви, сохранённое нам Оригеном , Евсевием, Епифанием, Златоустым, Амвросием и даже апокрифами, каково, например, Протоевангелие Иакова, уверяет, что святой Иаков был сыном Иосифа обручника от первой его жены, почему как отец его назывался отцом Иисуса Христа, так и он назывался братом Господним по плоти ( Гал.1:19 ). В этом же смысле и Мария, Пресвятая Дева, как жена Иосифа, могла называться матерью Иакова ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ). Название же малого или младшего ( Мк.15:40 ), если только оно относится к этому Иакову, могло придаваться ему для отличия от других лиц, носивших это имя, и для указания его семейного положения, возраста, роста и подобного (Сравните Лк.19:3 ). Будучи сыном Иосифа, мужа Пресвятой Девы, называемого в Евангелии праведным ( Мф.1:19 ), Иаков был воспитан в благочестии и строгом исполнении Закона и отеческих преданий. Так, живя в доме родителей, в Назарете, и помогая с Иисусом и братьями своему отцу Иосифу в его трудах древоделания, Иаков каждую Субботу посещал синагогу и слушал чтение Закона и проповедников, объясняющих его народу ( Деян.15:21 ), и разделял вместе с другими евреями их верования и чаяния. Вместе же с отцом своим Иосифом и братьями и с Пресвятой Девой и Иисусом, Иаков каждый год ходил в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). Таким образом, Иаков возрастал и укреплялся в преданности Закону Божию и отеческим преданиям в том самом семействе, в котором и Богочеловек Иисус преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). После смерти отца он продолжал вести такую же благочестивую жизнь, подвизаясь в молитве, воздержании и целомудрии, тем более, что, как свидетельствует Егизипп, писатель II века (у Евсевия, Церк. Ист. 2:23), он был Назорей от рождения, и ему, как Назорею, а, может быть, ещё и как потомку Давидову, находившемуся в родстве с священническим племенем, дозволялось даже входить в святилище, то есть в ту часть храма, куда допускались только священники. Но сама преданность Иакова отеческим верованиям, по всей вероятности, была причиной того, что, когда Иисус Христос, воспитавшийся вместе с ним, выступил на общественное служение со Своей проповедью и стал в разлад с привычными воззрениями и симпатиями синагоги и учителей народа: тогда Иаков не пошел за своим Божественным Братом, не признал Его Мессией ( Ин.7:5 ) и не сделался Его учеником, а напротив, несколько раз пытался воротить Его Самого на знакомый Ему путь законности ( Мф.12:46 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ МНИХ (XI в.), древнерус. писатель, автор (или один из авторов) «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Память и похвала князю рускому Володимиру, како крестися Володимир, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковом мнихом») - древнейшего агиографического сочинения, посвященного равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу . Об И. М. известно то, что он сообщил о себе в 1-й ч. текста: «Тако же и аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събрав от многыя добродетели его, написах». В дореволюционной лит-ре получила широкое распространение гипотеза, согласно к-рой автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» одно лицо с пресв. Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском мон-ре: в конце апр.- нач. мая 1074 г. находившийся при смерти игум. прп. Феодосий предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако кандидатура последнего не устроила монахов: «не зде есть постриган». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 186-187). Во 2-й пол. XI в. упоминается еще один киевский книжник черноризец Иаков - автор вопросов канонического содержания, обращенных к Киевскому митр. Иоанну II (до 1077/78-1089) (РИБ. Т. 6. Стб. 1). Однако имя Иаков было широко распространено в Др. Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), поэтому достаточных оснований для отождествления названных иноков нет. Соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» было открыто в сер. XIX в. архим. Макарием (Булгаковым) . Памятник состоит из 3 частей, к-рые, как правило, выделены в рукописях заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1-я ч.- «Память и похвала», где прославляется Владимир как «апостол в князех»; 2-я ч.- Похвала равноап. кнг. Ольге; 3-я ч.- «Древнее житие» кн. Владимира. Название последней части, встречающейся в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира, принадлежит А. И. Соболевскому (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго в святом крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», однако Н. К. Никольский и С. А. Бугославский доказали, что в сохранившихся списках «Древнее житие» представляет собой извлечение из полной редакции «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...».

http://pravenc.ru/text/200333.html

Послание Апостола Иакова Сведения о писателе В евангельской истории известны три лица с именем Иакова. Иаков, сын Заведея, один из двенадцати апостолов и брат Иоанну Богослову; другой Иаков, сын Алфея, брат другому апостолу из 12-ти, евангелисту Матфею, иначе Левию, также сыну Алфееву ( Мф. 10:2–3 , ср. Мк. 2:14 ); и еще Иаков, так называемый брат Божий, один из семидесяти Апостолов, имевший братьями Иосию, Иуду и Симона ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). За ним же еще утвердилось название меньшего, вероятно в отличие от других, носивших его же имя, но бывших в числе 12-ти Апостолов ( Мк. 15:40 ). Что не первый Иаков был писателем послания, заключают из того, что сей первомученник Апостол очень рано, именно около 44 года по Р. Хр., был усекнут мечем по повелению царя Ирода ( Деян. 12:2 ). К этому времени, конечно, не успело еще распространиться и укрепиться христианство в малоазийских областях настолько, чтобы могла открыться нужда даже в окружном туда послании. А что не Алфеев Иаков был писателем послания, заключают из того, что ему, как известно из предания, выпал жребий апостольства в языческой среде, а «чуждому пастырской заботы о христианах из Иудеев, рассеянных по всем местам под небом, ему не было и повода писать к ним» (Еписк. Алексий. См. Чет. Мин. 9 окт.). Итак, писателем послания является третий Иаков, брат Божий, знаменитый представитель церкви Иерусалимской, удостоившийся нарочитого и особого явления ему воскресшего Спасителя ( 1Кор. 15:7 ), считавшийся столпом веры евангельской наряду с Апостолом Иоанном и Петром ( Гал. 1:19, 2:9 ) и вместе с ними бывший главнодействующим лицом на соборе апостольском ( Деян. 15:13 и след.) 4 . Первоначальное назначение послания Лица, к которым первоначально назначено было послание Св. Иакова, обозначаются самим писателем в первом стихе сего послания: то были «двенадцать колен, находящиеся в рассеянии». Под ними, конечно, нужно разуметь новообращенных христиан иудейской национальности, живших по разным азиатским областям. Великое множество таковых лиц приходило в Иерусалим на годовые праздники, но не мало из них постоянно жило в этой священной столице ветхозаветной религии и находилось под непосредственным руководством и наставлением Св. Ап. Иакова ( Деян. 2:5, 9 и след.). Повод к написанию послания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Скачать epub pdf Беседа первая 1 Казалось бы, мы органично проходим с 12-й главы Книги Бытия до дней Исаака, Иакова. Но последняя беседа, когда мы говорили о встрече Иакова с Исавом, на передний план выходит отрок Иосиф 2 , который становится между Исавом и своей матерью ( Быт.33:7 ). На востоке так не принято: сначала подходят родители, потом подходят дети. И здесь мы видим особые качества этого отрока: он заботится о своей матери, он хочет защитить свою мать Рахиль от негодяя Исава, который, безусловно, злодей, и только Господь смягчил его сердце, поскольку он шел с намерением уничтожить Иакова и всех его детей, и все его семейство. Потом происходили разные события, к которым мы еще вернемся, но сегодня мы будем с вами читать 37-ю главу Книги Бытия, где вначале сказано: « Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской 3 » ( Быт.37:1 ). Вот в этом стихе мы видим противоречие: Иаков не живет так, как жил его отец Исаак – вот первая мысль, которая бросается в глаза. Если Исаак странствует, то Иаков, его сын, обживается. И слово, которое здесь стоит: «ваишев», – означает, что он обосновался на этом месте, обжил это место. И другое слово «лашевет», означает вести оседлый образ жизни. Временное проживание – это слово «лагур», от слова «гер» («пришелец»). И, конечно, Богу это неугодно. Если верующий человек обживается в этом материальном мире, если во временном мире он находит для себя радость и удовольствие, то Господь обязательно сдвинет такой «светильник благополучия». Во-первых, это несправедливо: праведные в той жизни должны получать награду, а они еще и тут хотят неплохо пожить. Понятно, когда Господь посылает грешникам какие-то блага, потому что в будущем их ожидают мучения. А здесь Иаков как бы хочет и на земле пожить неплохо, тем более, все условия есть: большая хорошая семья, крепкая семья, и, в то же время, продолжить традицию своего отца, который не вел оседлый образ жизни, он странствовал. Я перечитаю этот стих заново, чтобы вы лучше его усвоили: « Иаков жил в земле странствования отца своего [Исаака], в земле Ханаанской ». И вот то, что здесь между Иаковом и Исааком стоят хананеяне – это тоже о чем-то говорит. Хананеяне там жили оседло, они считали, что это их земля. Исаак не считает, что это так, он странствует, он в движении. Апостол Павел пишет, что они искали небесного города (см. Евр.11:16 ). Они не находили себе места постоянного пребывания, прежде всего, потому, что взыскали небесного. А Иаков решил жить спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf 4. Св. апостол Иаков Зеведеев Св. апостол Иаков, старший брат св. Иоанна Богослова был сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле. Во время занятия рыбной ловлей они оба были призваны Господом. Это было вскоре после выступления Его на проповедь. Проходя около озера Галилейского, Христос увидел рыбаков, занимающихся своим делом. В лодке одного из них, Симона-Петра, Господь совершил чудо: в закинутые сети попалось необыкновенное множество рыбы, тогда как целую ночь перед этим рыбаки понапрасну трудились. После этого Господь велел Петру и Андрею следовать за Ним. Увидев неподалеку других двух братьев, Иакова и Иоанна, в лодке вместе с Зеведеем, отцом их, призвал и их обоих. Они, оставив Зеведея, тотчас же пошли за Христом ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16 ; Мф.4:18–22 ). С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа. Оба они были причтены к лику 12-ти апостолов и за свою пламенную ревность получили от Господа наименование «Воанергес», что значит «сыны грома» ( Мк.3:17 ). Эта ревность однажды так резко обнаружилась, что вызвала даже упрек со стороны Господа. Господь шел в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой ближайший путь лежал через Самарию. Но в первом же Самарянском селении не хотели принять Христа. Ревностная любовь Иакова и Иоанна к Учителю не вынесла такого оскорбления Ему. «Господи, – воскликнули они, – хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как это сделал и Илия?» Но Господь с упреком остановил их, дав им понять, что в них вместе с ревностию говорит и оскорбленное самолюбие ( Лк.9:51–56 ). Вместе с Симоном-Петром Иаков и Иоанн были избраннейшими учениками Господа. Им троим Христос, преимущественно перед другими апостолами, открывал Свои Божественные тайны. Так, когда восхотел Он явить славу Своего Божества на Фаворе, взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна( Мф.17:1–13 ; Лк.9:28–36 ; Мк.9:2–13 ). Они же трое присутствовали в саду Гефсиманском, когда Господь изливал свои душевные страдания в молитве к Богу Отцу ( Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ). Эта близость Иакова и Иоанна к Господу, вероятно, побудила 8 их обратиться к Нему с нескромной просьбой дать сесть у Него по правую и левую руку в Царствии Небесном. Господь объяснил им нескромность их просьбы и неясное понимание тайн Царствия Божия, но вместе с тем предсказал им, что они будут пить Его чашу, т. е. претерпят бедствия и страдания за имя Его ( Мк.10:35–55 ; Мф.20:20–28 ). Предсказания Господа потом и исполнились с точностью на обоих братьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010