Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ КАМЕНЧАНИН (в миру Иоаким; † после апр. 1591, г. Ростов (совр. Ярославская обл.)), иеродиак., книжник. Биография Род. в г. Каменце (ныне Каменец-Подольский Хмельницкой обл., Украина), семья происходила «от области Киевския». Получил домашнее образование, в раннем возрасте («детина велми млад»), лишившись родителей, принял монашеский постриг от игум. Евфимия в молдав. Киприановом (Каприянском) мон-ре (см. Кэприана) (игум. Евфимий был видным церковным деятелем, в 1563-1564 возглавлял посольство молдавского господаря Александра III Лэпушняну к царю Иоанну IV Васильевичу ). В Молдавии И. К. был хиротонисан во диакона Макарием, еп. Романова Торга (ныне Роман, Румыния). Затем И. К. вернулся на родину, жил сначала в Киеве, потом в Вильно. Летом 1561 г. по инициативе литов. правосл. магнатов Евстафия Воловича и Григория Ходкевича, намеревавшихся организовать в Литве слав. книгопечатание, И. К. отправился в Москву за рукописями. Его интересовали находившиеся в «царской книгохранильнице» Геннадиевская Библия , «Беседы евангельские» свт. Иоанна Златоуста в переводе ученика прп. Максима Грека инока Силуана и Житие прп. Антония Киево-Печерского, отсутствовавшее в Киево-Печерском мон-ре. И. К. имел на поездку благословение от Киевского и Галицкого митр. Сильвестра (Белькевича) и дозволение польск. кор. Сигизмунда II Августа . В 1560 г. названные книги безуспешно пытался купить в Москве у дьяка И. М. Висковатого литов. посланник Михаил Гарабурда (И. К. писал об этом в соч. «Жалоба»), тогда же переговоры по данному вопросу вел др. литов. посланник в Москве - Андрей Станиславич, но они также не принесли результатов. И. К. намеревался либо купить книги, либо заказать их «на спись слово в слово». Предполагалось напечатать книги в Литве на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому, да и рускому московскому, да и повсюду всем православным христианом». Язык изданий И. К. определял как «наш русский», «русский словенский». Т. о., книгопечатание осознавалось как фактор единства православного славяноязычного мира. Поездка И. К. в Москву стала одним из ранних примеров культурных контактов населения западнорус. земель с Московским гос-вом.

http://pravenc.ru/text/674854.html

После марта 1584 г. И. К. написал краткую автобиографию - «Сказку» («Список с православнаго списка Исаина вкратце, а не по ряду», «Малое исповедание»), где по памяти изложил несохранившееся оправдательное послание, с к-рым в 1582 г. И. К. обратился к царю, после чего Иоанн IV имел с книжником продолжительную беседу. И. К. писал, что полный вариант его сочинения был зачитан царем после марта 1582 г. на заседании «царского синклита», затем передан в патриаршую казну. Подражая «Исповеданию православной веры» прп. Максима Грека, И. К. этим сочинением свидетельствовал о своей верности Православию. В 1591 г. И. К. составил посвященное прп. Максиму Греку «Предисловие (Сказание) вкратце», которое сохранилось, в частности, в сборнике, включающем «Канон Божественному Параклиту» прп. Максима и Псалтирь, отредактированную в 1552 г. прп. Максимом вместе с Нилом (Курлятевым) . В биографии ученого грека И. К. находил общие черты со своей судьбой. «Предисловие...» имеет ряд текстуальных совпадений как с автобиографией И. К. («Сказкой»), так и с ранней биографией прп. Максима Грека - «Сказанием известным о приходе на Русь Максима Грека, и како претерпе до скончания своего» (на этом основании И. Денисов атрибутировал последнее сочинение И. К., к-рого ошибочно отождествил с Киевским митр. Исаией (Копинским) ). Вопрос о соотношении «Предисловия...» и «Сказания известна...» дискутировался, в наст. время считается, что первичным является «Предисловие...». Т. о., сочинение И. К. представляет собой 1-й опыт биографии прп. Максима и свидетельствует о посмертном признании авторитета ученого грека. Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 174-198 [Оправдательная память митр. Иоасафа, ответ Смоленского еп. Симеона]; РГБ. Ф. 304. 62. Л. 1-2 об.; ГИМ. Син. 850. Л. 1008-1009. Соч.: Бычков А. Ф. Описание церковнославянских и русских рукописных сборников имп. Публичной б-ки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 143-144 [«Сказка»]; Путешествие киевского иеродиак. Иоакима в Москву за книгами и представление его царю Грозному в присутствии Боярской думы в 1582 г.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 1-3; Сырку П. А. Из истории сношений русских с румынами//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 497-500 [«Сказка»]; Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898. Прил. С. III-VI [«Предисловие вкратце»]; Абрамович Д. И. К литературной деятельности мниха камянчанина Исайи. СПб., 1913. (ПДПИ; Т. 181) [«Список с листа Исаино слово в слово...», «Плач...», «Жалоба»]; «Предисловие»-«Сказание» иеродиакона Исайи Каменчанина (ок. 1591 г.)// Синицына Н. В. Сказания о прп. Максиме Греке. М., 2006. С. 50-72, 89-92.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Э. Кинан выявил текстологические параллели между «Плачем...» и «Жалобой» И. К., с одной стороны, и 1-м письмом кн. А. М. Курбского царю Иоанну Грозному (написано в 1564 в Литве) - с другой; исходя из этого, исследователь сделал вывод о подложности переписки Курбского с царем. Наблюдения Кинана вызвали дискуссию. Скрынников, считая «Жалобу» ответом на «Список с листочка...» 1562 г., датировал ее 2-й пол. 1562 г. и писал, что письмо Курбского вторично по отношению к сочинению И. К. Данная гипотеза была оспорена А. А. Зиминым и др. исследователями. Зимин и М. Д. Каган писали о существовании несохранившегося текста, которым пользовались как И. К., так и кн. Курбский. Высказывалось мнение, что И. К. испытал на себе влияние сочинения кн. Курбского. Н. Андреев и др. исследователи указали на возможность знакомства западнорус. книжника с текстом Курбского в сент.- дек. 1565 г., когда царь ездил на богомолье, во время к-рого посетил Ростов; кто-нибудь из сопровождавших царя дьяков мог ознакомить И. К. с письмом Курбского. И. К. также мог получить сочинение Курбского, когда находился в вологодской тюрьме, от жившего в вологодском Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастыре прп. Феодорита Кольского, бывш. духовного отца Курбского. К маю 1567 г. И. К. в Ростове написал оправдательное сочинение, сохранившееся с заголовком «Список с листа Исаино слово в слово, который писал до великого князя Московского Ивана Васильевича: Верую же сице, и се есть истинная вера моя» («Большое исповедание»). Заголовок скорее всего имеет позднейшее происхождение, т. к. в тексте нет ни обращения к царю, ни указания на адресата. Сочинение начинается изложением Символа веры, к к-рому на полях сделаны примечания, направленные против католицизма и «Аполлинариевой ереси». Затем следуют рассказы об обращении имп. равноап. Константина I Великого в христианство, о его чудесном исцелении от проказы после крещения, об утверждении папского престола в Риме и об основании Византия (см. в ст. Константинополь ). В основе повествования лежит подложная грамота о правах папы «Константинов дар» (Donatio Constantini Magni). И. К. восхвалял Константина Великого за человеколюбие, выражавшееся, в частности, в освобождении заключенных из темниц.

http://pravenc.ru/text/674854.html

В краткой автобиографии, составленной после марта 1584 г., И. К. писал о том, что в марте 1582 г. он был принят царем, который беседовал с книжником «из уст в уста… крепце и силне высочайшим богословием и глубочайшим разумом духовным; и давал вопросы, и принимал ответы, и милостию его государскою бых пожалован». После этой беседы И. К. надеялся вернуться на родину, но помешали военные действия и смерть царя в марте 1584 г. Королевский секретарь и вел. литов. писарь Лев Сапега, на рубеже 1584 и 1585 гг. возглавляя польск. посольство в Москве, дважды делал царю Феодору Иоанновичу запрос об И. К., но не добился его освобождения ( Граля И. Иван Михайлов Висковатый. 1994. С. 255; РГАДА. Ф. 79. Кн. 15. Л. 224-225, 252-253, 282). И. К. был одним из сотрудников патриарха св. Иова в подготовке прославления прп. Максима Грека. В окт. 1590 г. по поручению патриарха И. К. переписал в Ростове «Канон Божественному Параклиту» прп. Максима. Вскоре книжник составил посвященное прп. Максиму «Предисловие (Сказание) вкратце». В «Предисловии...» содержатся краткие биографические сведения о преподобном, а также упоминание о том, что в апр. 1591 г. патриарх Иов «свидетельствовал» «Канон Божественному Параклиту» на Соборе. В 1590 г. по повелению патриарха И. К., по-видимому, переписывал Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелия от Матфея и Марка ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 126). В 1992 г. именем И. К. была названа улица в Каменце-Подольском. Литературные труды В марте 1566 г. И. К. написал «Плач из ростовской тюрьмы» («Некоторый мних диякон с Каменца Подольскаго плакал и сам себе тешил в земли Московской, в местечку в Ростове, в темницы року 1566… марта»). По наблюдениям Н. В. Синицыной , «Плач...» написан по образцу соч. прп. Максима Грека «Сия словеса сотворил есть инок, в темнице затворен и скорбя, имиже себе утешаше и утвержаше в терпении» (1531/32). И. К. начинает сочинение обращением к своей душе с вопросом о причине ее скорби и заканчивает призывом преодолеть уныние. К «Плачу...» тематически близка «Жалоба» («Того ж мниха-камянчанина»), состоящая из 3 небольших частей (Э. Кинан необоснованно считал их самостоятельными произведениями). В «Жалобе» И. К. обвиняет в своих бедах митр. Иоасафа, излагает цель и обстоятельства своей поездки в Москву, вспоминает, как в июле 1560 г. в Вильно некий «преславный философ» грек предсказал ему буд. беду, что И. К. «вмених в ложь». «Жалоба» датируется ок. 1562-1566 гг.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Начавшаяся русско-литов. война из-за Ливонии усложнила миссию И. К. (Р. Г. Скрынников даже высказал предположение, что И. К. был литов. шпионом; свидетельств, доказывающих или опровергающих это утверждение, нет). И. К. уехал из Вильно в июле 1561 г. (по его свидетельству, в июле 1560, за год до поездки, он услышал от ученого грека предсказание о том, что будет посажен в тюрьму). Поездка И. К. совпала по времени с посольством в Москву Евгрипского и Кизического митр. Иоасафа, везшего от К-польского патриарха царю Иоанну IV соборную грамоту с утверждением царского титула. В Литве митр. Иоасаф выдавал себя за архиепископа Галатского - мнимого посланника К-польского патриарха на Тридентский Собор, но был разоблачен митр. Сильвестром (Белькевичем), после чего посла доставили к королю ( Граля И. Иван Михайлов Висковатый: Карьера гос. деятеля в России XVI в.: Пер. с польск. М., 1994. С. 255). Король прочитал грамоты, к-рые вез митрополит, и дал ему тайное поручение склонить царя к миру с Великим княжеством Литовским. Из Вильно митр. Иоасаф поехал в Москву, одновременно туда же направился И. К. (последний путешествовал отдельно от к-польского посла). Ранее 1 авг. 1561 г. И. К. прибыл в Смоленск и сообщил Смоленскому еп. Симеону, что в Москву направляется Евгрипский митр. Иоасаф, к-рый в Вильно целовал крест польск. королю и «панам-раде»; еп. Симеон передал эту информацию в Москву. Не позднее 1 авг. 1561 г. митр. Иоасаф был задержан на русско-литов. границе в Вязьме и допрошен. Из Вязьмы митр. Иоасаф отправил Московскому митр. св. Макарию для передачи царю записку, в к-рой признал целование креста польск. королю и разглашение перед ним грамот, оправдываясь тем, что опасался «живота своего лишения» (Россия и греческий мир. 2006. 125. С. 263-264). Последствия доноса на Иоасафа для И. К. оказались плачевными. На приеме у царя 17 (или 20) сент. 1561 г. Евгрипский митрополит, признав факт встречи с королем и данное ему поручение, обвинил И. К. в ереси (как считал И. К., Иоасаф на него «слово законопреступно возложил... бездоводно оболгал»). Западнорусский книжник попал в тюрьму, ранее июля 1562 г. был выслан в Вологду. В рукописи XVI в. (РНБ. O.XVII.70) вместе с сочинениями И. К. сохранилось адресованное книжнику письмо от июля 1562 г.- «Список с листочка слово в слово». Автор письма сообщал И. К. о скором посещении его в темнице в Вологде неким «братом», вероятно из Литвы, к-рому И. К. должен доверять. Послание могло быть связано с приездом в Москву в 1563 г. игум. Евфимия Каприянского, И. К. знал об этом визите, как можно понять из его автобиографического соч. «Сказка». Не позднее 1566 г. И. К. был переведен в Ростов, где и провел остаток жизни. По-видимому, заточение И. К. не было строгим, т. к. он имел возможность заниматься лит. трудом. Сочинения И. К. 60-х гг. XVI в. предназначались для западнорус. читателя, что указывает на наличие у книжника контактов с Литвой в данный период.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Лит.: Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. 8-11; Denissoff E. Une biographie de Maxime le Grec par le métropolite Isaie Kopinski//ОСР. 1956. Vol. 22. P. 138-171; G barowicz M. Iwan Fedorow i jego dziaalno w latach 1569-1583 na tle epoki//Roczniki biblioteczne. Wrocaw; Warsz., 1969. Roc. 13. Zesz. 1/2. S. 31-46; Кеепап E. L. The Kurbskii - Grosnyi Apocrypha: The 17th Century Genesis of the «Correspondence» attributed to Prince A. M. Kurbskii and Tsar Ivan IV. Camb. (Mass.), 1971. P. 21-30, 35-37; idem. Isaiah of Kamjanec " -Podol " sk: Learned Exile, Champion of Orthodoxy//The Religious World of Russian Culture. Russia and Orthodoxy. The Hague; P., 1975. Vol. 2: Essays in Honor of G. Florovsky. P. 159-172; Андреев Н. Е. Мнимая тема: О спекуляциях Э. Кинана//Новый журнал. Н.-Й., 1972. 109. Vol. 2. P. 258-272; Скрынников Р. Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Э. Кинана. Л., 1973. С. 11-23; Юзефович Л. А. Миссия Исайи (1561 г.) и Остафий Волович//ССл. 1975. 2. С. 73-81; Зимин А. А. Первое послание Курбского Ивану Грозному: (Текстологические проблемы)//ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 188-195; Рыков Ю. Д. К вопросу об источниках Первого послания Курбского Ивану IV//Там же. C. 235-246; Синицына Н. В. Исайя Каменец-Подольский и Максим Грек: (Из истории культуры 2-й пол. XVI в.)//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 195-208; Каган М. Д. Исайя Каменчанин//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 444-448; Колосова В. П. Icaйя Кам " янчанин у cbimлi pociйcьko-ykpaïhcьko-бiлopycьkux культурних зв " язkib другоï половини XVI ст.//Прогресивна cycniльho-noлimuчha думка в бopomьбi проти феодальноï peakцiï та kamoлuцьko-yhiamcьkoï ekcnahciï на Ykpaïhi: Тези pecnyблikahcьkoï науково-теоретичноï kohфepehцiï 20-22.4.1988. Льbib, 1988; она же. Icaйя з Кам " янця i Ahдpiй Курбський: До noлeмiku з Едвардом Kihahoм (США)//Наука i культура. Украïна: Щopiчhuk АН УРСР. К., 1990. Вип. 24. С. 182-188; Сис Т. Нове про Icaйю: Opбima Жовтня. 1991. 31 ciчhя. С. 4; Возняк М. С. Icmopiя украïнськоï лimepamypu. Льbib, 1992. Кн. 1. С. 391-393; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный. М., 1998. С. 272-273; он же. К вопросу о культурных контактах между А. М. Курбским и Исайей Каменчанином//Paleoslavica. 1998. Т. 6. S. 298-299; Choroszkiewicz A. O misji Izajasza do Moskwy - raz jeszcze//Aetas Media - Aetas Moderna. Warsz., 2000. S. 403-424; она же (Хорошкевич А. Л.). Россия в системе международных отношений XVI в. М., 2003. С. 276-278; Icaйя Кам " янчанин// Завальнюк О., Комарницький О. Минуле i сучасне Кам " яhця-Noдiльcьkoro. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2003. Вип. 1. С. 18-20.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Прихожане Украинской Православной Церкви защищают собор в Хмельницкой области от захвата 10.04.2023 12:35:09 МОСКВА Около 200 прихожан канонической Украинской Православной Церкви защищают собор Александра Невского в городе Каменец-Подольский в Хмельницкой области от захвата сторонниками раскольнической структуры " Православная церковь Украины " (ПЦУ), не пускают их внутрь и поют молитвы, сообщает РИА " Новости " со ссылкой на украинское издание " Общественное " . Накануне в Украинской Православной Церкви сообщили, что сторонники раскольнической структуры " Православная церковь Украины " снова пытаются силой захватить собор в городе Каменец-Подольский. По информации Союза православных журналистов, одна из прихожанок была госпитализирована после того, как сторонники ПЦУ толкнули ее. В субботу у стен собора около 100 человек, которые стояли на улице и не имели никакого отношения ни к собору, ни к канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ), " голосовали " за то, чтобы собор " перешел " от УПЦ к ПЦУ. " Около 200 прихожан УПЦ стоят на входе в храм с украинским флагом, поют молитвы, крестным ходом обходят собор и не впускают внутрь каменчан, которые требуют перехода собора Александра Невского в ПЦУ. Сегодня их примерно 50 человек. Были небольшие столкновения " , - пишет " Общественное " . По информации издания, возле собора дежурит полиция. За последний год украинские власти организовали самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на Украинскую Православную Церковь. Ссылаясь на ее связь с Россией, местные власти в разных регионах Украины приняли решения о запрете деятельности Украинской Православной Церкви, а в парламент страны внесен законопроект о ее фактическом запрете на Украине. В отношении некоторых представителей духовенства УПЦ властями введены санкции. Служба безопасности Украины стала заводить уголовные дела против духовенства Украинской Православной Церкви, проводить " контрразведывательные мероприятия " – обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях, в поиске доказательств " антиукраинской деятельности " . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/04/10/prihozhane...

Оскорбление Не тот несчастен, кто терпит, а тот, кто наносит оскорбление... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 263). Источник. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: «Я достоин того, чтоб все братия презирали меня» (прп. Антоний Великий , 89, 113). Источник. Если кто скажет тебе жестокое слово, не попусти сердцу твоему вознестись над ним, но скорее старайся сделать ему поклон (испрашивая прощения), прежде нежели воздвигнется страсть (гнева) в душе твоей... (прп. авва Исаия , 59, 14). Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, переноси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои пред Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил (прп. авва Исаия , 59, 41). ...От благотворения оскорбившим мир... (прп. авва Исаия , 59, 50). Прежде пригвождения ко Кресту Иисус предан был на биение. Это служит нам наставлением, что мы должны равнодушно переносить от людей всякое оскорбление и обиду (прп. авва Исаия , 59, 73). Источник. Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (прп. авва Исаия , 59, 83). Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей (прп. авва Исаия , 59, 83). Не желай слышать о бедствии того, кто оскорбил тебя, дабы сердце твое не усладилось мщением (прп. авва Исаия , 59, 95–96). Гордый в сердце своем думает, что он мудр и никогда не оскорблял никого (прп. авва Исаия , 59, 180). Жестокосердый при оскорблении ближнего говорит, что я нисколько в этом не виноват, а смиренномудрый, слыша порицание брата, возлагает вину на себя (прп. авва Исаия , 59, 180). подвергся за нас позорнейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо или несправедливо оскорбит нас, или нанесет бесчестие (прп. авва Исаия , 59, 183). ...Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ (прп. авва Исаия , 59, 184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Новейшие толкователи думают, что Исаия вступил в Пророческое служение в конце царствования Озии (6:1). Но как при Озии, так и преемнике его Иоаоаме, царствовавшем 16 лет, Исаия мало действовал в обществе, о чем можно заключить из того, что прежде Исаии при дворе Озии был в славе некоторый Пророк Захария, поучавший в страхе Божием ( 2Пар.26:5 ), а об Исаии не упоминается, так и из того, что Исаия в своих пророчествах почти вовсе не касается времен этих царей (исключая, может быть, первых 6 глав). С полною силою Посланника Божия Исаия проповедовал уже при 16-летнем царствовании Ахаза ( 4Цар.16:2 ) и при наследнике его Езекии. Из книги Исаии (гл. 36–39) видно, что при 29-летнем царствовании Езекии Исаия пророчествовал не менее 15 лет. Следовательно, по ясному указанию истории, Исаия пророчествовал более 47 лет. Но после 15-го года царствования Езекии сколько лет Исаия жил и пророчествовал, свящ. история не показывает. На основании слов 2 Парал. с 2Пар.20:34 ), где говорится, что Исаия описал жизнь Езекии, некоторые думают, что он пережил Езекию. По свидетельству Евсевия (IV в. в хронике), Пророк Исаия начал пророчествовать в 17-ый год царствования Озии, который царствовал 52 года; следовательно, он пророчествовал 36 лет при Озии, 16 лет при Иоаоаме, 16 лет при Ахазе, 29 лет при Езекии, всего 96 лет. Если положить, что он вступил в должность не моложе 25 или даже 30 лет ( Числ.4:3 , 1Пар.23:3 ), подобно Иисусу Христу и Иоанну Предтече, то надобно думать, что он прожил 120 лет слишком. Но свидетельству Иудейского предания и Отцов Церкви, Исаия дожил до времени царствования Манассии и, но повелению этого нечестивого Царя, пролившего много невинной крови ( 4Цар.21:16 ), был распилен деревянною пилою будто за обличение царя и вельмож Иерусалимских в нечестии 3 . На этом основании Ориген 4 (б) говорит: «Исаия дерзает и в то время, когда уверен, что за это дерзновение (обличение) примет мученическую кончину». Бл. Иероним слова Ап. Павла: претрени быша ( Евр. 11:37 ), относит к страданию Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

На пророческое служение Исаия был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исаия видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исаия ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исаия в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь , письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис. 20, 2 ). Кроме того Исаия ведет запись исторических событий (летопись), редактирует книгу Притчей Соломоновых. Исаия – великий молитвенник и свидетель чудес Божиих. (избиение Ангелом ассирийского войска под стенами Иерусалима; исцеление царя Езекии; возвращение тени на солнечных часах на 10 ступеней). Исаия имел жену («пророчицу») и 2-х детей, которые носили символические имена: «Шеар-Ясув» – «остаток спасения», и «Магер-Шелал-Хаш-Баз» – «спешит грабеж, ускоряет добыча». Пророчества его касаются как иудеев, так и судеб языческих народов, окружающих Израиль. Религиозно-нравственное состояние иудейства и язычества при пророке ИСАИИ (р.=765 – +=680 гг. по Р.Х.). Пророческое служение Исаии проходило в Иудеи (Иерусалиме) при царях Озии (781–740), Иоафаме (740–736), Ахазе (736–716), Езекии (716–687) и Манассии (687–642). Известно, что Озия, Иоафам и Езекия были благочестивыми царями, а цари Ахаз и Манассия прославились идолопоклонством. Если учитывать, что своим поведением царственные особы всегда подавали пример своему народу, то станет ясно, что Исаия был призван к пророческому служению в весьма сложное время. По библейской истории мы не раз имели возможность проследить, что когда еврейский богоизбранный народ не нарушал Закона Божия, Господь отмечал его жизнь благоденствием, политическим могуществом. Но как только Израиль забывал о своем высоком призвании, переставал исполнять заповеди Божий, то Господь подвергал его различным испытаниям. Так было и в годы служения пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010