Краткое житие преподобного Исаака Сирина Преподобный Исаак Сирин родился в VII веке, в Ниневии, в провинции Катар. Провинция Катар (Бейт-Катрайе) находилась на западном берегу Персидского залива. Детство Исаака прошло возле моря. Морские образы постоянно встречаются в его сочинениях. В юности вместе с братом Исаак Сирин поступил в Лавру Святого Мар-Матфея, где принял монашеский постриг. Живя в монастыре, иноки преуспели в учености и подвижничестве, и брату Исаака было предоставлено управление обителию. Преподобный Исаак же удалился в отшельническую келлию, находившуюся неподалеку от Лавры, где всецело отдался безмолвию и уединению. И хотя брат в частых письмах к нему настаивал, чтобы Исаак вернулся в монастырь, Преподобный оставался непоколебимым в своем намерении. После того как слава о его аскетической жизни широко распространилась по Ассирии, он был поставлен епископом города Ниневии. Однако преподобный Исаак недолго пробыл на кафедре, через пять месяцев он отказался от епископства. Об этом отказе Преподобного сохранилось следующее восточно-сирийское сказание на арабском языке. Когда Исаак в первый день после рукоположения во епископа сидел в своей резиденции, к нему пришли два человека, один из которых, богач, требовал у другого возвращения долга: «Если этот человек отказывается возвратить мне мое, я буду вынужден подать на него в суд». Исаак сказал ему: «Поскольку Священное Евангелие учит не отнимать отданного, тебе следует, по крайней мере, дать этому человеку день, чтобы он мог расплатиться». Но богач ответил: «Оставь сейчас в стороне Евангелие!» Тогда Исаак сказал: «Если с Евангелием здесь не считаются, зачем я пришел сюда?» Увидев, что епископское служение не соответствует его склонности к отшельнической жизни, преподобный Исаак оставил кафедру Ниневии и удалился жить в горы... Он взошел на гору Матут и жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там. Глубоко проникнув в Божественные тайны, преподобный Исаак написал «Слова подвижнические» – книгу поучений и бесед о жизни в Боге и отшельничестве. Современный богослов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) так пишет о богословских трудах святого отца Церкви: «Преподобный Исаак был аскетом, пустынником, жившим в горах, однако его писания имеют универсальную цель. Они адресованы не только пустынникам, но и жителям городов, не только монахам, но и всем верующим во Христа. С необычайною живостию он говорит о том, что насущно для каждого христианина – о покаянии и смирении, о многообразных внешних и внутренних формах молитвы, об одиночестве и общежитии, о молчании, изумлении и экстазе. Помимо «просветленной любви», на которой Исаак ставит особый акцент, две другие темы характерны для его описания мистического пути христианина: его чувство Бога как живой тайны и его глубокое благоговейное почитание Христа Спасителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

3 Одна из них, из собрания халдейского епископа Аддаи Шера, утрачена, но известна по описаниям. Описание сирийских рукописей, содержащих «Слова подвижнические» прп. Исаака Сирина , см. в работах: Кессель Г. М. Рукописное наследие прп. Исаака Сирина : обзор сирийских рукописей//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы Первой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», Москва, 10–11 октября 2013 г. М., 2014. С. 44–65; он же. Рукописи первого тома//Мар Исхак Ниневийский (преподобный Исаак Сирин). Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I–VI). М., 2016. С. 71–75. 5 Проблему наличия творений прп. Исаака Сирина , не попавших в греческую версию «Слов подвижнических», следует отличать от проблемы существования в восточносирийской традиции нескольких собраний (томов, частей – сир. pelgw) творений под именем прп. Исаака Сирина (некоторые из этих собраний были частично известны в западносирийской и мелькитской традициях). В настоящем издании проблема подлинности этих собраний не рассматривается. 14 творений, о которых идет речь, относятся к наиболее известному собранию творений прп. Исаака – к т. н. «первому тому» (сир. pelg qadmyt) в восточносирийской традиции, которому в греческой православной традиции соответствуют (за некоторыми исключениями) «Слова подвижнические» (греч. Λγοι ασκητικο). 6 Номера слов в настоящем предисловии указываются по изданию П. Беджана, о котором будет сказано далее. 7 Сюда следует добавить также кодекс Paris syr. 378, который, как показал сиролог П. Жеэн, изначально был частью рукописи Sinai syr. 24 (см.: Кессель Г. М. Рукописи первого тома. С. 74). 11 Слова 23–24, 26, 29, 31, 49, 56, 71, 75–76 были переведены М. Г. Калининым. Три из них были опубликованы ранее (Прп. Исаак Сирин . Три мистических трактата, не вошедших в греческий перевод Первого собрания/Пер. М. Г. Калинина//Богословский вестник. 2015. Вып. 46. С. 11–20). Слово 76 ранее переводилось С. С. Аверинцевым ( Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1994. С. 279–281). Слова 19–21 и 54 были переведены митр. Иларионом (Алфеевым) . Все они были опубликованы ранее (Прп. Исаак Сирин . О совершенстве духовном/Пер. митр. Илариона (Алфеева) // Церковь и время. 1998. 4 (7). С. 179–191 [слова 19, 20, 21]; слово 54 совпадает с 16-м словом 2-го собрания и было переведено в составе издания: Прп. Исаак Сирин . О Божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. митр. Илариона (Алфеева). М., 1998. С. 125–126) и были включены в настоящее издание с согласия переводчика с некоторыми дополнениями и изменениями, предложенными М. Г. Калининым.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Скачать epub pdf 1. Предварительные замечания – прп. Исаак Сирин Полное и совершенное отсутствие нетварной благодати на Западе и последовательный рационализм его богословов создал некий хаос, некую путаницу в вере всех «христиан» Запада. Очень многие люди самым серьёзным образом проявляющие интерес к вере и христианской жизни заражены постоянным сомнением в Евангелии, к его истинности и его подлинности, а также в отношении правильной веры, подлинности святоотеческих текстов и даже сомнением в существовании некоторых Святых! К сожалению эта ужасная путаница перенесена и в Православие с помощью книг и периодических изданий, радиопередач, конференций и комиссий, которые отравляют и заражают малыми, осторожными дозами православное сознание. Они сеют сомнение в Православии как полной и абсолютной истине, и используют некий якобы диалог с целью сдружить Православие с заблуждением, Православие с иными религиями, в соответствии с указаниями движения Новой Эры (Нью Эйдж). В такого рода экуменическом авангарде находится и недавно изданная издательством ΑΚΡΙΤΑΣ (а в России издательством “Олега Абышко” СПБ, примеч. переводчика и издателей статьи) книга русского епископа Илариона Алфеева “γιος σακ Σρος. πνευματικς του κσμος” (В России эта книга “новооткрытых текстов Исаака Сирина ” издана под названием: “ Прп. Исаак Сирин . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты ”. СПб. Изд-во Олега Абышко, 2006) Кто такой авва Исаак Сирин и почему он является святым Прежде чем говорить о книге епископа Илариона, необходимо сказать о том, кто такой авва Исаак Сирин . Он родился в Ниневии, или же неподалеку от Эдессы Месопотамской. Он жил в VI столетии. Поскольку имеется письмо его, которое он адресует тогда еще молодому по возрасту в те годы св. Симеону Чудотворцу (521–596 гг по Р. Х.), то делается предположение, что прп. Исаак “запечатлен” около 530 г. от Р. Х. , и, по всей вероятности, он скончался в конце VIb. Еще молодым он стал монахом вместе со своим другом в монастыре св. Матфея, а позже возгорелся горячим желанием к безмолвию и удалился в пустыню. Когда его друг стал игуменом монастыря св. Матфея, он его позвал вернуться обратно, но прп. Исаак, обладая уже опытом исихии, отказывается. Однако, позже, он проявляет послушание божественной воле и становится епископом Ниневии. Но на совсем короткий срок. В тот же день, когда он был хиротонисан во епископа, в епископию пришли двое людей для того, чтобы разрешить некое имевшееся между ними разногласие. Когда же Святой поставил в основу решения их проблем Евангелие, один из них отказался от этого. Тогда Святой решил: “Если они, живущие здесь не повинуются евангельским повелениям Господа, тогда зачем я пришел что-то здесь делать”? Он оставил епископскую кафедру и возвратился в свой любимый скит в котором он жил вплоть до своей смерти, проводя ее в подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > О книге «Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты» Светлой памяти архимандрита Сергия (Рыбко; †12.07.2022) 12.07.2022 556 Время на чтение 11 минут Источник: Благодатный Огонь   12 июля на 62-м году жизни скончался архимандрит Сергий (Рыбко), известный миссионер. Отец Сергий был автором журнала «Благодатный Огонь» и некоторое время членом редсовета нашего журнала. Царствие Небесное и вечная память новопреставленному рабу Божию архимандриту Сергию. † Представляем читателю статью о. Сергия (Рыбко), опубликованную в 1998 году в журнала «Благодатный Огонь».  Осторожно  –  ересь! О книге «Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты». Недавно в Москве вышла книга под названием:  «Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод, примечания и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева)». Переводчик уверяет, что подлинность опубликованных текстов «не вызывает сомнений: их стиль и язык, грамматика и синтаксис, терминология и тематика неопровержимо свидетельствуют об авторстве Исаака» (с. 10–11). Однако стоит начать читать книгу — и сразу возникают большие сомнения в том, что авторство «новооткрытых текстов» принадлежит известному учителю Церкви преподобному Исааку Сирину. Прежде всего удивляют пустота, бессодержательность, восторженность «новооткрытых текстов», пестрящих восклицаниями, риторическими вопросами, чего нет в ранее известных творениях преподобного Исаака Сирина. Опаснее же всего то, что на с. 194–216 в «новооткрытых текстах преподобного Исаака Сирина» изложена, как говорит переводчик, «своеобразная эсхатология», которая на поверку оказывается самой настоящей ересью Оригена, осужденной V Вселенским Собором. Одно из положений Оригеновой ереси, как известно, заключается в том, что все люди, согрешившие пред Богом, в том числе самые нечестивые, и даже демоны после кратких мучений будут помилованы и введены в Царство Небесное. Именно это мнение приводится в книге, приписываемой преподобному Исааку:

http://ruskline.ru/opp/2022/07/12/o_knig...

Свт. Игнатий следует общей святоотеческой традиции, именуя созданную по образу Всевышнего человеческую природу храмом Божиим. Согласно св. Макарию Великому, Бог создал тело и душу человека в жилище Себе, и нет другой такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом: «Самая душа наименована храмом и жилищем Божиим, и невестою царскою. Бог говорит: вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16). Человеку естественно стремиться к общению с Богом, своим Небесным Отцом, лишь в нем мы находим упокоение. Во Христе же богозданная природа человека приняла в себя страстворение и общение природы небесной, и потому мы, приобщаясь Христу, соделываемся обителью Бога. (Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. ТСЛ, 1994. С.243, 291, 312). (На эту тему также смотри: Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М. 1996. Гл.I. Православное учение об усвоении каждым человеком спасения). Для этого, по святым отцам, необходима внутренняя чистота и целомудрие. Бог вселяется в человека, когда человек направляет жизнь по воле Божией, тогда в нем во всей ясности сияет образ Божий. Смотри об этом: Исаия, авва. Избранные изречения//Отечник, составленный свт. Игнатием Брянчаниновым. Подворье русского на Афоне Св.-Пантелеимонова м-ря. Изд. Правило веры, 1996. С.206—206; Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т.1. ТСЛ, 1993. С.33, 59; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Изд. Козельской Введенской Оптинской пустыни. Сергиев Посад, ТСЛ, 1911. С.85; Евагрий, авва. Наставления о деятельной жизни//Добротолюбие. Т.1. С.601; Нил Синайский, прп. Увещательные главы//Добротолюбие. Т.2. С.274, 276; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни//Добротолюбие. Т.3. С.387; Диадох, еп. Фотики, блж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т.3. С.57; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С.276, 352. В этом — предпосылка прохождения умного делания. «Нерассеянная молитва, — пишет св. Исаак Сирин, — производит в душе ясную мысль о Боге. И водружение нами в себе Бога памятованием — вот вселение в нас Бога. Так соделываемся мы храмом Божиим». (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С.427). Такова цель нашего бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Краткое сказание о святом Исааце Преподобный Исаак родом бе от Сирии. Отечество его, Ниневия; родители его бяху неизвестни и ни по чемуже знаеми. Еще юн сый зело, остави мир и яже в мире, и отъиде купно с братом своим по плоти в монастырь, иже именовася Мар-Матфеа Святаго, идеже мнози, суще в телеси, Ангельское провождаху житие. В монастыри убо сем приимь монашеский образ, начат жити, якоже приличествоваше монаху. И егда зде навыче добре подвигом монашеским, и в довольную прииде меру добродетели, вожделе глубочайшаго безмолвия, и возгореся сердцем к пустынным подвигом. Сего ради оставив общежитие, удалися в пустынную келлию, и начат жительствовати вельми уединенно и отлученно от всех, себе единому и Богу внимая. Брат же его по плоти, приим начальство лавры, убеждаше его усильными прошении чрез послания, да оставив пустыню, возвратится паки в преждний монастырь; он же крепце любя уединение, никако же хотяше оставити пустыню. Но к чесому не принуди его братнее моление, то Божественное откровение возможе совершити. Святый бо Исаак, аще и не повинуся брату своему, нудившему его прияти Священство, но не можаше воспротивитися призывающу его свыше Небесному Отцу, прияти Архиерейское поставление и кормило Ниневийския Церкве. И тако Св. Исаак оставляет пустыню, юже сердце его зельно любяше, и поставляется Епископом великому граду Ниневии: не подобаше бо светильнику скровенну быти под спудом пустыни, но паче светити на пастырском свещнице, изливая лучезарный свет добродетели. Обаче бысть сие зело на краткое время; едва бо увидеша (Ниневитяне) свет возсиявшим, и абие паки сокрыся: мир бо сей не бе достоин толикаго мужа, иже подобно Божественному Григорию Богослову , во время рукоположения, помышляше о бегстве. Аще бо сие, являя непреклонность воли, и не мнится приличествовати Святым мужем, обаче да никтоже дерзнет порицати их за сие; понеже мужи сии во всем ином бяху безпорочны и Духоносны; духовный востязует вся, сам же ни от единаго востязуется. (1. Кор. 2, 15). Вина, ея же ради возвратися Святый паки в пустыню, бысть сия.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

архимандрит Василий (Иверский) Говоря о прп. Исааке Сирине и Федоре Михайловиче Достоевском, невольно начинаешь понимать, что лучше замолчать и предоставить им самим возможность свидетельствовать о себе. Прп. Исаак Сирин , так же как и Φ. М. Достоевский в своих творениях доносят до нас не что-то обычное, преходящее, достигнутое простым трудом или талантом, а нечто неповторимое и вечное. Это и есть восхищение, дарованное им свыше как плод долгого подвига и терпения. То, что превосходит все видимое и наполняет мир подлинной надеждой. Творения аввы Исаака переживаются как духовное явление мира и радости, которые были дарованы ему после долгого аскетического подвига во внутренней пустыне, в полном посвящении себя Богу. Видно, как все существо преподобного горит божественной любовью. Все протекает в горении Духа, Который направляет его жизнь, созидает его благовестие, ставит каждое слово в нужном месте. Авва Исаак все познаёт через любовь и все сохраняет, даруя познанное всем. Он ведом Богом, непрестанно сотрясаем пульсациями божественных явлений. И каждый принимает весть духовной гармонии и многозвучной тишины от аввы Исаака в меру настроенности струн его восприимчивости. В его слове нет ни обличения, ни назидания. Его слово – исповедание. Он передает читателю подвиг своей жизни. Он преподносит всего себя. Он открывает все испытания, которые ему пришлось пережить во время продолжительного подвига: сколь многим он был подвержен искушениям «в десных и шуих» и неисчислимым ударам 1 . Он рассказывает об искушении помрачения ума, которое наполняет душу нерешимостью и страхом, и повествует далее о восторге вознесения в обитель света. В первом случае – всецело погруженный в мрак отчаяния; во втором – всецело преисполненный божественного дара, преисполненный радостью будущего века. Переживается особое чувство благоговейного страха перед тем, кто превосходит тебя и неподъемными подвигами аскезы, и неизреченной радостью рая. Авва Исаак преисполнен удивительной искренности и смелости. Его присутствие – одновременно и укор, и утешение. Он призывает к смелости исповедания, к претерпеванию жизненных испытаний, потому что Некто всегда рядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/du...

Вячеслав Фоминых Скачать epub pdf Творения преподобного Исаака Сирина и состояние их исследований Преп. Исаак Сирин – святой Православной Церкви, известный своим мистико-аскетическим трудом “Слова подвижнические”, пользующимся большой любовью среди Святых Отцов и подвижников благочестия. Свт. Филарет Черниговский так говорит о преп. Исааке: “Св. Исаак всю жизнь свою посвятил уединенному изучению души своей, и ни чьи поучения не исполнены таких глубоких психологических сведений, как поучения св. Исаака; прошед сам степени духовной созерцательной жизни, св. Исаак представляет наставления о созерцаниях возвышенныя и основанныя на твердых опытах. Духовная жизнь изображена в его поучениях в приложении к самым неуловимым состояниям души” 1 . Греческий перевод с сирийского языка творений преп. Исаака Сирина был выполнен не позже IX века двумя иноками палестинского монастыря св. Саввы Освященного Патрикием и Авраамием 2 и получил наименование “σκητικο λγοι ββα σακ το Σρου” 3 . Славянские переводы сочинений преподобного появились не позже XIV века 4 . В греческих и славянских рукописях с сочинениями святого сообщалось, что он был «епископом Ниневийским и отшельником» 5 . В 1909 году католик-лазарист П. Беджан опубликовал новонайденные фрагменты, приписываемые преп. Исааку 6 . В 1918 году, во время первой мировой войны, рукопись, использованная Беджаном, была утрачена 7 . Но в 1983 западный профессор С. Брок обнаружил рукопись с сочинениями, приписываемыми преп. Исааку, и идентифицировал в ней фрагменты, ранее изданные Беджаном 8 , эти тексты были названы Броком вторым томом Исаака Сирина и опубликованы в 1995 году 9 . Данные тексты содержат множество ересей и богохульств, так что не могут принадлежать святому Православной Церкви. Автор т. н. “второго тома” считает богохульным учение о вечности геенских мук 10 , учит о спасении даже демонов 11 , отрицает догмат Искупления 12 , учит о сотворении Богом мира уже с грехом 13 , ссылается на еретиков Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского, именуя последнего “мудрейшим”, “великим учителем церкви” и т. п. 14 , исповедует несторианскую христологию 15 , превозносит еретика Евагрия 16 . В одной из бесед автор лже-второго тома и вовсе произносит отлучение (по мнению митр. Илариона (Алфеева) – анафему) на отрицающих учение Феодора Мопсуестийского 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

     Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом. Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем большую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие. У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

http://pravoslavie.ru/77564.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010