В то же время протоиерей Леонид Калинин отметил, что в вопросах передачи различных объектов, имеющих историческую значимость, бывают случаи, когда некоторые священники и общины действуют по собственной инициативе, не ставя в известность священноначалие. В результате возникают не соответствующие действительности информационные сообщения о том, что Церковь требует передачи того или иного памятника. «К сожалению, пока присутствует такая самодеятельность, и мы разрабатываем меры, как с этим бороться. Такие информационные сообщения в отношении объектов культурного наследия должны согласовываться на уровне высшего церковного руководства», пояснил он. Отец Леонид уверен, что сегодня нет никаких непреодолимых препятствий для взаимодействия Церкви и общества в сфере сохранения религиозных святынь, наоборот есть перспективы развития, и все вопросы сохранения, реставрации соответствующих памятников могут решаться без конфликтов с профессиональным сообществом, в сотрудничестве с ним. «Мы готовы выслушать и наших добросовестных оппонентов», добавил он. Отвечая на вопрос журналистов, касающийся сохранности Исаакиевского собора, протоиерей Леонид Калинин отметил, что не надо забывать, как в 20-е годы прошлого века были варварски разграблены ценности Исаакиевского собора. По его мнению, музейная составляющая Исаакиевского собора сегодня должна вписаться в новую концепцию его использования и даже расшириться. В этом контексте теряет смысл и вопрос о вывозе музейных экспонатов из Исаакиевского собора. «Мне непонятно, почему речь идет о том, что что-то надо сегодня из музея вывозить. Ведь все это имущество остается по-прежнему собственностью государства, как и ранее, и лишь передается в пользование Церкви. Все предметы, связанные с собором, с историей Санкт-Петербурга, которые могут быть интересны туристам, должны остаться в Исаакиевском соборе», сказал он и подчеркнул, что необходимо найти возможность для сотрудников музея, посвятивших всю свою жизнь этому уникальному зданию, продолжать трудиться в соборе. Отец Леонид подчеркнул особую роль Исаакиевского собора для России. По его мнению, это второй по исторической значимости собор после Успенского собора Московского Кремля: «Его передача Церкви поэтому имеет еще и сакральный смысл. Такой собор должен быть в первую очередь храмом, и уже во вторую музеем».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4875089...

Закрыть Конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митр. Петроградского», СПБ 15:06 14.11.2023 110 Конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского», 13 ноября 2023 года. Программа выступлений: Фильм «Слава Тебе, Господи Боже, за все!» автор - Анна Загребнева Ходаковская О.И. (Санкт-Петербург) Крестовая церковь митрополита Вениамина Инокиня Ирина (Ковалева) (Плесецкая Епархия, Архангельская область, Большая Шалга) Каргополье — родина свщмч Вениамина (Казанского) Бовкало А. А. Родные священномученика Вениамина в Петербурге-Петрограде-Ленинграде Протоиерей Максим Кокарев (Самара) Будущий свщмч Вениамин — ректор Самарской духовной семинарии Протоиерей Александр Ежов (Санкт-Петербург) Митрополит Вениамин — организатор школьного дела Хорина В.В. (Санкт-Петербург) Исаакиевский собор — кафедра митрополита Вениамина (Казанского) Диакон Роман Катаев (Санкт-Петербург) Кинохроника изъятия раки св. Александра Невского Карловская Е.М.(Санкт-Петербург) Петроградский процесс — подвиг свщмч Вениамина Протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург) Обвинитель святителя Вениамина Красиков — политический портрет Попов Илья Васильевич — (Санкт-Петербург) Новомученики эпохи и круга митрополита Петроградского Вениамина Сообщение «Правовой взгляд на Петроградский процесс» Баконин А.Д. Сообщение «Учреждение премия имени свщмч Вениамина Петроградского. Информация о конкурсе исследовательских работ». Гурьева А.А. Сообщение «Храм свщмч Вениамина в Янино». Протоиерей Алексей Фомин Сообщение «Память новомучеников в приходах, опыт и перспективы». Протоиерей Роман Ковальский Письмо — завещание свщмч Вениамина. Иерей Сергий Чекоданов Пять фрагментов оратории «Страдалец до Голгофы» композитора Михаила Малевича в исполнении хора Санкт-Петербургской Духовной Академии под управлением Р. Г. Гундяевой. Текст читает диакон Даниил Бегаев. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/video/2023/11/14/konf...

«Это, разумеется, неправда, - подчеркнули в обращении. - Настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин объяснил прессе: " Наш собор тоже памятник архитектуры федерального значения, но он все время открыт. Православная церковь — это не только религия, не только молитвы. Это культура, прежде всего. Если человек культурный и с одной, и с другой стороны, люди всегда найдут взаимодополняющие служения " . Противники передачи храма Церкви пытаются ссылаться на общественное мнение. Открытое обращение против возвращения храма опубликовал депутат Санкт-Петербургского Законодательного Собрания от партии " Яблоко " В.О.Нотяг. Стоит отметить, что депутат Нотяг откровенно признаётся, что в последнее время он и его коллеги делают всё, чтобы остановить строительство новых храмов в Санкт-Петербурге. Кроме того, благодаря их усилиям власти притормозили возвращение Церкви здания бывшего Никольского храма, где ныне располагается музей Арктики и Антарктики. " О некоторых, как о Смольном Соборе, узнаём постфактум и поправить, к сожалению, уже ничего не можем " , — сожалеет депутат. Представляется очевидным, что эти действия, на самом деле, попросту направлены против Церкви и верующих. Поэтому очень важно, чтобы верующие люди и другие представители общественности открыто выразили свою позицию: несправедливость необходимо исправить. Исаакиевский собор должен вернуться верующим и снова стать домом молитвы. Просим Вас подписать обращение к губернатору и властям Санкт-Петербурга в поддержку возвращения Исаакиевского Собора Русской Православной Церкви!» Напомним , что 6 августа инициативная группа граждан подала в городскую избирательную комиссию Санкт-Петербурга документы с просьбой провести референдум по вопросу о передаче Исаакиевского собора Церкви, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе горизбиркома. Ранее было принято решение о передаче епархии Смольного собора из состава музея-памятника «Исаакиевский собор». Позднее Петербургская митпрополия обратилась с просьбой о передаче Исаакиевского собора из городской собственности в ведение Церкви. По данным источника «Интерфакса», такая же инициатива существует в отношении Спаса-на-Крови.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/26/ne...

Сам губернатор Полтавченко ситуацию пока не комментировал. Его пресс-секретарь Андрей Кибитов сообщил ТАСС, что решение о передаче Исаакиевского собора РПЦ будет приниматься с учетом интересов всех жителей Санкт-Петербурга и туристов. Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор» против передачи храма: «По закону нам должны предоставить взамен подобное же помещение в случае передачи собора церкви. Можно ли представить себе помещение, аналогичное Исаакиевскому собору? Ни Спас на Крови, ни Исаакий невозможно никуда перенести». «ЗА» Между тем, Церковь не просит передать Исаакиевского собора в собственность.  Собор-памятник останется  в государственной собственности, пояснила руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. «Сейчас богослужения совершаются только в левом приделе Исаакиевского собора, в небольшом пространстве, по всему храму в этот момент идут экскурсии… В главном приделе разрешают богослужения только на большие праздники – престольный, Пасхальную вечерню и еще несколько дней – по особой договоренности, — пояснила Родоманова Правмиру. — Богослужения «в гостях у музея» совершаются по графику в строго отведенное время, в таких условиях организовать полноценную приходскую жизнь просто невозможно». Важно отметить, что никто не собирается отказываться от помощи профессионалов. В Церкви понимают, что Исаакиевский собор — это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов, уточнила она. «Если речь будет идти о передаче собора в безвозмездное пользование, то будет составлен договор между городом и епархией, где будут учтены все вопросы по реставрации и сохранности здания. При внимательном соблюдении всех договоренностей и нюансов договора никаких вольностей допущено не будет, сказала Родоманова. В Российском доме Романовых также выступают «за» передачу собора. «Исаакиевский собор и храм Спаса-на-Крови, несомненно, должны быть возвращены Русской православной церкви. Речь идет именно не о передаче, а о возвращении храмовых зданий, которые изначально были предназначены для совершения богослужений и молитв», — заявил в пятницу Интерфаксу директор канцелярии Дома Романовых Александр Закатов.

http://pravmir.ru/cherez-nedelyu-gorizbi...

Второй Исаакиевский собор. Про-ект Н. Ф. Гербеля. 1723 г. (ГЭ) Второй Исаакиевский собор. Про-ект Н. Ф. Гербеля. 1723 г. (ГЭ) Третий И. с. был заложен 8 авг. 1768 г. и строился на прежнем месте по проекту А. Ринальди. Зодчий создал центричный, близкий к крестообразному в плане храм, увенчанный традиц. пятиглавием, с высокой 3-ярусной колокольней над притвором (предусмотренной еще проектом Чевакинского) и с отделкой в духе барокко. Ближайшим его аналогом является Князь-Владимирский собор в С.-Петербурге, достроенный по проекту Ринальди в 1766-1789 гг. Работы под руководством Ринальди и А. Ф. Виста шли медленно. В конце правления имп. Екатерины II собор был только подведен под крышу, но его стены внутри и снаружи были уже облицованы мрамором. Имп. Павел I поручил быстро завершить строительство в упрощенном варианте по проекту В. Бренна (1 апр. 1798). Собор был достроен из кирпича, с одним куполом вместо 5 и 2-ярусной колокольней. Позднебарочная архитектура собора с элементами раннего классицизма не отличалась изяществом, появилась даже эпиграмма: «Се памятник двух царств,/Обоим им приличный:/Низ мраморный,/а верх кирпичный». Митр. Амвросий (Подобедов) освятил храм 30 мая 1802 г. И. с. служил местом совершения торжественных богослужений, особенно выделялись церемония приведения к присяге на верность имп. Иоанну Антоновичу 23 окт. 1740 г., службы по случаю 100-летия со дня основания С.-Петербурга 16 мая 1803 г. и после заключения «всеобщего мира в Европе» 10 июня 1814 г. В наст. время от этого собора сохранилась кладка алтарной части. Строительство нового собора В 1809 и 1813 гг. на основе программы, разработанной под рук. президента АХ гр. А. С. Строганова, объявлялись конкурсы на проекты перестройки И. с. Непременным условием императора было сохранение освященных алтарей. В конкурсах приняли участие А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Александр и Андрей Михайловы, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж.-Ф. Тома де Томон и др. Понимая, что включение старой части здания во вновь построенное приведет к неравномерной осадке и последующим повреждениям, участники конкурса предлагали полностью разобрать храм и построить на его месте новый.

http://pravenc.ru/text/674760.html

«Все молитвенные здания должны быть возвращены Церкви — это твердая позиция главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны. Она не видит никаких препятствий в том, чтобы эти выдающиеся памятники архитектуры посещали люди самых разных взглядов, в том числе атеисты. Опыт показывает, что никогда возвращение храмов этому не препятствует», — заявил Закатов. Наместник Новоиерусалимского монастыря в Подмосковье игумен Феофилакт (Безукладников) считает, что передать Исаакиевский собор Петербурга Церкви нужно было давно. «На мой взгляд, это нужно было делать намного раньше. Изначально руководству города Санкт-Петербурга стоило предложить Церкви принять Исаакиевский собор — это было бы правильно и очень достойно и благородно. Такой шаг говорил бы о зрелом осмыслении того, какое место Церковь занимает в нашей жизни», — цитирует священника Интерфакс со ссылкой на «Парламентскую газету». Как отметил наместник, собор был построен не для того, чтобы там был музей, «а чтобы это был действующий храм». Епархия просит передать Исаакиевский собор в согласно  федеральному закону от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» Цель обращения — вернуть храмы к полноценной приходской жизни, по желанию верующих. «Доступ лиц как православных, ради которых и строились эти храмы, так и инославных, не принадлежащих ни к какой религии, останется свободным», — подчеркивается в заявлении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 декабря, 2018 19 ноября, 2018 23 июля, 2015 24 июля, 2015 29 июля, 2015 26 февраля, 2019 26 февраля, 2019 24 декабря, 2018 7 декабря, 2018 3 декабря, 2018 19 ноября, 2018 23 июля, 2015 24 июля, 2015

http://pravmir.ru/cherez-nedelyu-gorizbi...

Отметим, что все эти просьбы весьма вероятно будут удовлетворены, что, наверное, не удивительно, учитывая новое, серьезно погруженное в православие, руководство города – начиная с губернатора Георгия Полтавченко и заканчивая другими членами его команды, такими, как глава КГИОП Александр Макаров (передачу Благовещенской он уже одобрил). При этом Сампсониевский собор и Благовещенская усыпальница относятся к так называемым зданиям двойного использования. Собор входит в комплекс государственного музея " Исаакиевский собор " , а в усыпальнице размещаются экспозиции музея городской скульптуры. Какова будет судьба светских учреждений после того, как их помещения перейдут в собственность РПЦ, сказать пока трудно. Позиция директора музея " Исаакиевский собор " Николая Бурова известна давно. Первый раз он высказал свою точку зрения еще в 2008 году, когда впервые стало известно о планах по реституции церковной недвижимости. Он отметил, что крупные храмы, такие, как Исаакиевский собор, Спас на Крови и ряд других, и до революции содержались на казенный счет. Деньги перечислялись либо царской фамилией, либо министерствами. " Как музей мы можем зарабатывать больше, чем самый сильный приход " , – констатировал глава " Исаакиевского собора " и заявил, что вопрос о передаче здания Церкви может быть решен только после того, как соборы будут приведены в полный порядок. " А это произойдет не ранее 2030 года " , – предположил он. На заявление Александра Макарова Буров отреагировал более резко. " Это очень неуклюжее и недопустимое заявление руководителя, сделанное в канун выборов. Господин Макаров залез в сферу, которая не является предметом ведения КГИОП " , – заявил он журналистам во время торжественного открытия выставки " Петербург глазами ангелов " . " Частное мнение – это одно, но мнение члена правительства – пусть не в буквальном смысле, а в широком – оно в таком виде выглядит провокационным " , – добавил директор музея и отметил, что руководство Исаакиевского собора ведет многолетнее сотрудничество с РПЦ и Санкт-Петербургской епархией, выстраивает отношения с духовенством путем диалога, компромиссов и взаимных соглашений. " У нас есть хрупкие отношения с РПЦ, они развиваются и имеют свою особую стратегию. Мы создавали это равновесие двадцать лет не для того, чтобы случайные выпады нового в городе человека это разрушили " , – подчеркнул он.

http://religare.ru/2_90941.html

Петропавловский собор был построен по указу царя Петра I. Возведен в 1712-1733 годах под руководством архитектора Доменико Трезини. 12 июля 1733 года он был освящен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство. В 1919 году собор был закрыт. Ныне находится в управлении Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Собор является усыпальницей императорского Дома Романовых. Первым здесь был похоронен основатель Санкт-Петербурга император Петр Великий, 350-летие которого отмечается в 2022 году. С 1990-х годов в соборе регулярно служатся панихиды по российским императорам, а с 2000 года — совершаются богослужения. Настоятель собора с 2001 года — архимандрит Александр (Федоров). В 2022 году исполнилось 300 лет иконостасу Петропавловского собора. Золоченый резной иконостас был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля. Его центральная часть решена в виде триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге. В композиции и символике иконостаса развиваются темы торжества российской государственности и прославление деяний Петра I. Иконостас сохранился почти в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой. Иконостас символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых: в нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. В юбилейный год 350-летия императора Петра I над его надгробием была помещена восстановленная мерная икона. В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такая икона соответствовала размерам — «мере» — ребенка. На ней изображали святого, в честь которого крестили новорожденного, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост ребенка), ширина — 13,5 см (ширина плечиков ребенка). Судьба оригинала иконы неизвестна. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

Из слова по окончании Литургии 15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господня в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы Передача Исаакиевского собора призвана стать символом примирения нашего народа Неопровержимым историческим фактом является то, что именно верующие люди во многом создавали культурное наследие нашей страны — тысячи произведений искусства, храмы, монастыри. Возвращение права самостоятельно хранить свои святыни не может представлять никакой угрозы, а лишь вдохнет подлинную жизнь в памятники, в еще большей степени сделает их средством народного просвещения. Это будет продолжением трудов достойных музейных работников, с личным участием многих из них. Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа. Когда-то разрушение храмов, массовые убийства верующих стали ужаснейшей страницей в истории национального разделения. Теперь мир вокруг возвращенных церквей должен стать символом согласия и взаимного прощения — белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными. Ведь красота Исаакиевского собора, открытого для всех, одинаково доходит до сердца каждого человека независимо от национальности, убеждений, веры, языка, на котором он говорит. Церковь молится о том, чтобы возвращение Исаакия остановило злые помыслы людей, делающих из дома молитвы повод для раздора. Верим, что Всемилостивый Господь принесет мир и рассеет сомнения, возникающие по незнанию и неведению. Я хотел бы обратиться в первую очередь к доброжелательным людям, которые выступают сегодня против передачи собора Русской Православной Церкви. Перечислю причины, по которым они выражают свое негативное отношение к такой передаче. Первая — это опасение, что собор перестанет быть свободным для доступа людей, не имеющих отношения к Православию. Гарантирую, что собор будет открыт для всех желающих — и тех, кто хочет помолиться в нем, и тех, кто хочет просто увидеть красоту этого великолепного сооружения и ознакомиться с историей замечательного памятника. Более того, в отличие от существующей сегодня практики, вход в собор будет бесплатным.

http://pravoslavie.ru/101192.html

Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ ген.-лейтенанту А. Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал франц. архит. О. Монферран, прибывший в С.-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал 3 варианта купольных храмов. В основу утвержденного в февр. 1818 г. проекта лег вариант 5-купольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке И. с. во главе с гр. Н. Н. Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818-1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Рос. АХ). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора. Первыми помощниками Монферрана были архитекторы В. А. Алексеев и С. И. Косолапов, каменных дел мастера Э. Руска, А. и И. Бернардацци. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Третий Исаакиевский собор по проекту А. Ринальди. 1766–1789 гг. Литография по рис. О. Монферрана 1845 г. Сооружение собора длилось 40 лет, оно стало важным этапом в развитии рус. строительной практики как по грандиозности постройки, так и по сложности инженерных задач. После того как разобрали большую часть старой церкви (кирпич пошел в 1823 на постройки Монферрана в Екатерингофе), началось возведение монолитного фундамента (1818-1827), который должен был ослабить деформацию несущих конструкций при неравномерной осадке. Фундамент собора установлен на 24 тыс. просмоленных сосновых свай, под всей площадью здания между рядами камня проходит кладка высотой более 7 м с гранитными блоками (из окрестностей г.

http://pravenc.ru/text/674760.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010