Бибиков Григорий Николаевич (к.и.н., с.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) III Отделение С.Е.И.В. канцелярии в системе государственного управления России (1826–1880 гг.) Минаков Андрей Сергеевич (д.и.н., профессор кафедры истории России Орловского государственного университета) Институт губернаторства в системе государственного управления пореформенной России Аншаков Юрий Петрович (д.и.н., директор Поволжского филиала ИРИ РАН) Помощь губерний Поволжья национально-освободительной борьбе южных славян 1875–1878 гг. 15:00–18:00 — Вечернее заседание Черникова Наталья Владимировна (к.и.н., с.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Реформы-контрреформы 80–90-е гг. XIX b. как рубежный этап выбора пути развития России Корелин Авенир Павлович (д.и.н., проф., г.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Закат Российской империи. Тютюкин Станислав Васильевич (д.и.н., проф., г.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Первая мировая война и российская государственность Пушкарева Ирина Михайловна (д.и.н., в.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Власть и общество накануне крушения самодержавия (1916–1917 гг.) в новейшей историографии Шацилло Михаил Корнельевич (к.и.н., с.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Власть и предпринимательские организации в России начала ХХ в. Гатагова Людмила Султановна (к.и.н., с.н.с., Центр истории народов России и межэтнических отношений ИРИ РАН) Фактор насилия на Северном Кавказе в эпоху поздней империи. Солдатенко Валерий Федорович (д.и.н., проф., член-корреспондент НАН Украины, директор Украинского института национальной памяти, Украина). Поиск путей преобразования Российского единого централизованного государства в федеративную демократическую республику (на примере развития украинской общественно-политической мысли). Бахтурина Александра Юрьевна (д.и.н., профессор кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций РГГУ)

http://e-vestnik.ru/db/konferentsiya_laq...

Синицына Нина Васильевна (д.и.н., г.н.с., Центр истории религии и церкви ИРИ РАН) Был ли норманистом составитель «Повести временных лет» (опыт прочтения летописной статьи 862 г.) Стефанович Петр Сергеевич (к.и.н., с.н.с., Центр по истории древней Руси ИРИ РАН) Элита Древнерусского государства (X–XI вв.) Лукин Павел Владимирович (к.и.н., с.н.с., Центр по истории древней Руси ИРИ РАН Новгородское вече в послемонгольский период Морозов Борис Николаевич (к.и.н., с.н.с., Археографическая комиссия РАН) Колонизация через просвещение. Миссия Стефана Пермского b XIV b. 12:15–14:15 — Дневное заседание Назаров Владислав Дмитриевич (с.н.с., Центр спец. исторических дисциплин, теоретического и сравнительного источниковедения ИВИ РАН) Институт соправительства и становление Российской монархии (конец XIV — начало XVI bb.) Плюханова Мария Борисовна (профессор Университета г. Перуджа, Италия) Византийская парадигма в посланиях к властителю в конце XV — начале XVI bb. Никитин Николай Иванович (к.и.н., в.н.с., Центр истории русского феодализма ИРИ РАН) Российская государственность и некоторые особенности российского менталитета Иванов Владимир Иванович (д.и.н., профессор кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств) Закрепощение крестьян в России (подходы современной историографии) Соболева Надежда Александровна (д.и.н., г.н.с., Центр истории русского феодализма ИРИ РАН) Политика русского правительства в отношении Казанского края b XVI-XVII вв. (по материалам казанской эмблематики) 15:00–18:00 — Вечернее заседание Трепавлов Вадим Винцерович (д.и.н., руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений ИРИ РАН) Взаимодействие этнических элит в российском государстве XVI–XVII вв. Эскин Юрий Моисеевич (заместитель директора Российского государственного архива древних актов) Местничество XVI–XVII вв.: Взлеты и падения института Тюменцев Игорь Олегович (д.и.н., директор Волгоградского филиала РАНХиГС) Казачество в Смутное время начала XVII b.

http://e-vestnik.ru/db/konferentsiya_laq...

1 декабря 2012 г. 01:00 4-5 декабря. Конференция " Российская государственность: опыт 1150-летней истории " . Москва 4–5 декабря в Москве пройдет конференция «Российская государственность: опыт 1150-летней истории» Организаторы: Институт российской истории, Российской академии наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ПРОГРАММА 4 декабря Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (просп. Вернадского, 84, зал 1) Пленарные заседания 11:00–13:00 — Пленарное заседание (часть I) Председатели: В.А. Мау, Ю.А. Петров, Р.Г. Пихоя Тишков Валерий Александрович (академик, директор Института этнологии и антропологии РАН, заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН) Этнокультурный фактор в истории российской государственности Горский Антон Анатольевич (д.и.н., в.н.с., Центр по истории Древней Руси ИРИ РАН) «Древнерусское» государство b IX–XI вв. Кучкин Владимир Андреевич (д.и.н., руководитель Центра по истории Древней Руси ИРИ РАН) Древнерусские княжества XI–XV вв. Рогожин Николай Михайлович (д.и.н., проф., руководитель Центра истории русского феодализма ИРИ РАН) Государственность России XVI–XVII вв.: власть и общество Сахаров Андрей Николаевич (д.и.н., член-корреспондент РАН, проф., руководитель Центра «Историческая наука России» ИРИ РАН) Российская империя как цивилизационный фактор Анисимов Евгений Викторович (д.и.н., проф., в.н.с., Санкт-Петербургский институт истории РАН) Государственность Петра Великого. Становление империи 13:45–15:45 — Пленарное заседание (часть II) Председатели: В.А. Мау, Ю.А. Петров, Р.Г. Пихоя Шмидт Сигурд Оттович (академик РАО, почетный председатель Археографической комиссии РАН) Проблема власти государя в «Истории государства российского» Н.М. Карамзина Гросул Владислав Якимович (д.и.н., г.н.с., Центр «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН) Власть и общество b XIX b. Шелохаев Валентин Валентинович (д.и.н., руководитель Центра «История России b XIX — начале ХХ в.» ИРИ РАН)

http://e-vestnik.ru/db/konferentsiya_laq...

1917. 2. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 42. Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря, в: Чтения. 1880. 3. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. 41. В 1763 г. этот монастырь был очень беден и ежегодно получал от Св. Синода вспомоществование (ругу) — 25 рублей. Завьялов. С. 385. ИРИ. 4. 530. Барсов. Олонецкий монастырь Клименецкий, в: Чтения. 1870. 4. Булгаков. С. 61–62. ИРИ. 2. С. 279. Там же. 6. С. 412–413. Там же. 5. С. 134; Булгаков. С. 184; Голубинский. История канонизации. С. 136; Ключевский. Жития. С. 324. ИРИ. 6. С. 593. Зверинский. 2. 1144. Зверинский. 2. 868 и 557. Макарий. 2-е изд. 7. С. 34. ср. мою статью: Die Verehrung der Gottesmutter in der russischen Frцmmigkeim und Volksreligiosimдm, в: Kyrios. 5 (1940/41). S. 208. Макарий. 2-е изд. 7. С. 38. Первоклассный Псково-Печерский монастырь (1893); Макарий. 2-е изд. 7. С. 39. ИРИ. 3. С. 413; Макарий. 2-е изд. 7. С. 18–19. Ср.: Приходно-расходные книги Болдинского Дорогобужского монастыря, в: РИБ. 37 (1923). ИРИ. 5. С. 588. Характерная для Московского государства нечеткость границ административных областей связана была с неясностью в разграничении функций отдельных Приказов. В основном Понизовье управлялось «Казанским дворцом» — особым Приказом с очень неопределенной компетенцией, которая в XVII в., в связи с появлением новых территориальных административных учреждений (Приказов и особенно «четей»), постоянно менялась; это обстоятельство имело значение и для подсудности монастырских владений тем или иным Приказам, особенно в то время, когда Монастырский приказ (1649–1677) наделен был самыми разными правами в этом вопросе. Учрежденный незадолго до 1574 г., Казанский дворец просуществовал до административной реформы Петра Великого (1708). См.: Перетяткович Г. Поволжье в XVI и XVII в. (1877); Платонов. Очерки по истории Смуты. Гл. 1. § 6 (изд. 1937. С. 78–86); Милюков П. Государственное хозяйство первой четверти XVIII в. и реформа Петра Великого (1890). С. 366–373; Неволин В. Соч. 6. С. 179. Этот вопрос исследован нами в статье, которая предназначалась для журнала «Kyrios», однако война помешала ее публикации. Здесь использованы материалы этого исследования.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

7 Йосия сол жердеги халыа урбанлыы ушын, майда малдан отыз мы бас толы м ыла, ири малдан ш мы бас буа сыйлады. Буларды ммеси патшаны жеке млкинен берилген еди. 8 Патшаны де ытыярлы трде халыа, м лебийлилерге урбанлылар сыйлады. удайды Ибадатханасыны Хилкия, Зехария м Ехиел де байрама арнап, урбанлыы ушын еки мы алты жз майда мал м ш жз ири мал берди. 9 Сондай-а, Кенания м оны Шемая менен Нетанел, жне де лебийлилерди ксемлери Хашабия, Еиел м Йозабад байрамда урбанлыына ушын лебийлилерге бес мы бас майда мал м бес жз бас ири мал берди. 10 Хызмет ушын ммеси таяр боланда, патша буйыранындай, з орынларында, ал лебийлилер з топарлары менен таяр турды. 11 урбанлы озылары сойылып, злерине берилген анды урбанлы орына септи. Лебийлилер малларды териден айырды. 12 Олар китабында жазыланлара Жаратан Ийеге ушын, урбанлыа жандырылатуын малларды халыты р бир блип берди. Ири малларды да солай иследи. 13 аыйда бойынша, байрамыны урбанлыын отта мухаддес урбанлыларды р трли азанларда асып, пткил халыа асыыс лестирди. 14 Кейин лебийлилер злери м ушын таярлады. Себеби Харонны урпаларынан болан ас арайанша жандырылатуын урбанлыларды м малды майын менен бнт еди. Сонлытан лебийлилер злери м Харонны урпаларынан болан ушын кейин таярлады. 15 Асаф урпаынан болан осышылар Асаф, еман м патшаны Едутунны буйрыы бойынша белгиленген орынларында турды. з орынларын таслап жети болмады, себеби оларды болан лебийлилер олар ушын ммесин таяр ылды. 16 Солай етип, сол кни патша Йосияны буйрыына байрамын м Жаратан Ийени урбанлы орнында жандырылатуын урбанлылар байланыслы Жаратан Ийеге арналан мме хызметлер орынланды. 17 Сол кни сол жерде болан барлы израиллылар байрамын нышанлады м оан оса, жети кн бойы Ашытысыз нан байрамын байрамлады. 18 Пайамбар Самуелди кнлеринен бери, Израилда байрамы бундай етип нышанланбаан еди. Израил патшаларыны еш бири де Йосияны нышанлааны сыялы, лебийлилер, пткил Яуда халы, сол жердеги израиллылар м Ерусалим турынлары менен бирге байрамын байрамламаан еди. 19 Усы байрамы Йосияны патшалыыны он сегизинши жылында болып тти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Булгаков. Ук. соч. С. 74. Упомяну еще два новооснованных монастыря: 1) Богородицкую Глинскую пустынь около города Путивля (1557) и 2) Богородицкую Молчанскую пустынь (обычно называемую Софрониевой) в 25 км от Путивля, основанную в XV в. и возобновленную в 1593 г. Зверинский. 2. 933. Обе пустыни прославились своими старцами. Ср. главу XV. В 1654 г. был основан Свято-Троицкий монастырь около поселения Ахтырка, известный благодаря чудотворной иконе Божией Матери Ахтырской; в 1663 г.— Преображенский монастырь, примерно в 10 км от Харькова, прославившийся благодаря иконе Божией Матери Озерянской. Булгаков. Ук. соч. С. 100. Самым южным монастырем был Николаевский (1680) у поселка Новомосковского на берегу речки Самары (к северу от города Екатеринослава, ныне Днепропетровска). Булгаков. Ук. соч. С. 65. Упомянем лишь особенно интересные случаи. Из жития прп. Адриана Пошехонского (конец XVI в.) видно, что в 1543 г. он основал пустынь вблизи города Пошехонье; она была разрушена крестьянами (ИРИ. 3. С. 70). Прп. Александр Свирский (1533), который уже при жизни почитался как святой, вынужден был оставить одну из основанных им пустынек (там же. 6. С. 115). Ср. также его житие, в: ВЧМ. 7 декабря. Прп. Леонид Лужский, или Устьнедумский († 1654), вознамерившись построить церковь (1603), тоже натолкнулся на сопротивление местного населения (ИРИ. 1. С. 114). Прп. Симон Воломский († 1644) построил церковь, но окрестные жители, боявшиеся, что впоследствии он построит тут монастырь, сожгли ее (там же. 3. С. 608). И языческое население с большим недоверием относилось к миссионерским трудам подвижников, как это видно из житий св. Трифона Печенгского († 1583) и Трифона Вятского (ИРИ. 4. С. 582; 6. С. 437). О враждебном отношении к основателям монастырей рассказывают также жития прп. Димитрия Прилуцкого, Стефана Махрищского, Макария Желтоводского, Макария Калязинского (все XIV в.). Павлов. Очерк. С. 20. Св. Агапит Маркушевский († 1584) был вообще убит соседними крестьянами, когда получил для своей пустыни грамоту из Москвы на владение землей (ИРИ. 5. С. 51). В этих спорах часто бывали виноваты сами монастыри, потому что они противоправно занимали землю крестьян. См. подобные примеры в истории Кирилло-Белозерского монастыря. Никольский. Ук. соч. 1. С. 2, 8–10.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. ИРИ. 4. С. 64; известие о его происхождении из семьи Бельских легендарно. Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105–107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293. ИРИ. 6. С. 366; Ключевский. Ук. соч. С. 334; Словарь (1862). С. 181. Ключевский. Ук. соч. С. 346; ИРИ. 3. С. 607; Голубинский. Ук. соч. С. 129, 136. Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1. См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241–244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263. Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. 1/2 (1889). С. 131, 132. Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342–344; Ключевский. Жития. С. 236. Русская Церковь в северном Поморье в XV–XVII вв., в: Прав. соб. 1860. 2. С. 3 и след. Шестаков П. Просветитель лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский, в: ЖМНП. 1868. 7. С. 242 и след.; Макарий. 2-е изд. 6. С. 330–332. Житие Трифона в: Прав. соб. 1859. 2. С. 89–120; ИРИ. 4. С. 582; Голубинский. Ук. соч. С. 156; Шестаков. Ук. соч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Были затронуты на заседаниях секции 1 и вопросы, связанные с историей Церкви. В докладе И. А. Устиновой ( ИРИ РАН) речь шла о делопроизводственных аспектах архиерейской хиротонии в XVII в., И. Н. Шамина ( ИРИ РАН) проанализировала данные архива тульского Иоанно-Предтеченского монастыря XVI–XVII вв., А. Н. Старицын ( Институт научной информации по общественным наукам РАН) сделал доклад «Переписные книги как источник по истории староверия», М. И. Давыдов ( Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник) взяв за основу отписи из архива суздальского Покровского девичьего монастыря говорил об организации делопроизводства в приказе Большого прихода в конце XVI в. Работа 2-й секции «Культура времени Соборного уложения» была направлена на рассмотрение исторического и культурного фона составления и принятия Соборного уложения. Здесь прозвучали доклады историков, археологов, искусствоведов, филологов, в том числе и посвященные церковной тематике. Таковы доклады Л. Г. Дорофеевой ( Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта) «Житие Иоанна Синайского в контексте толкований (на материале старопечатного издания Лествицы 1647 г.)», М. О. Новак ( Институт русского языка им. В. В. Виноградова (ИРЯ) РАН) о лексике церковнославянского перевода «Церковных Анналов» Барония (XVII в.), И. А. Полякова ( Санкт-Петербургский государственный университет, Российская национальная библиотека) о духовной литературе в книжном собрании князей Ромодановских XVII – начала XVIII в. И. В. Дергачева ( Московский государственный психолого-педагогический университет) рассказала о надгробных надписях и синодиках как источниках коммеморативной практики Древней Руси, А. А. Романова ( Библиотека РАН) – о древнерусской практике почитания святых мощей. С интересом были прослушаны доклады Е. В. Беляковой ( ИРИ РАН) «Закон Моисеев» в восточнославянской письменной традиции», И. В. Вернер ( ИСл РАН) «К вопросу об использовании европейских изданий на Московском Печатном дворе: происхождение аргументов глав в Евангелиях второй половины XVII в., А. Д. Паскаля ( Российская государственная библиотека) «Крещение Руси в валашском хронографе Михаила Моксы: «чудо об евангелии».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

Тему бытования Студийского устава в Киевской Руси продолжила М. И. Былхова (ИРИ РАН). Она проследила судьбу другого его компонента — монашеского общежития — в русских обителях XI–XII вв. и пришла к выводу, что с распространением из Киево-Печерского монастыря по другим обителям Студийского устава снижалась и строгость соблюдения норм устава; кроме того, наряду с общежитием продолжало существовать отшельничество. Это, по мнению исследовательницы, оставляет вопрос о распространенности в Киевской Руси общежительного монашества открытым. Проблеме влияния государственного законодательства на внутренний уклад женских монастырей в синодальный период был посвящен доклад Е. Б. Емченко (ИРИ РАН). Она показала, как Духовный регламент Петра I, а затем — введение монастырских штатов при Екатерине II ограничивали возможность развития общежительного монашества, закрепляли социальные различия между иноками. Поэтому духовное творчество находило себе выход в форме женских общежительных общин, которые руководствовались специально для них написанными уставами и далеко не всегда стремились получить статус монастыря. Доклад ответственного редактора газеты “Церковный вестник” С. В. Чапнина был посвящен современным дискуссиям по церковно-каноническим вопросам в Православных Поместных Церквах. Докладчик рассказал о имеющихся точках зрения на такие проблемы, как существование в современном мире параллельных православных юрисдикций, что противоречит древнему принципу церковного устройства “один город — один епископ”; право дарования автокефалии, на исключительной принадлежности которого Константинопольскому Патриархату настаивают его богословы; возможные определения понятия каноническая территория и т. д. Второй день конференции открылся обсуждением темы канонико-правовых аспектов семейных отношений в древней Руси. К. А. Аверьянов (ИРИ РАН) в докладе “Рядные грамоты XVI–XVII вв. как исторический источник по семейному праву” подверг сомнению обоснованность распространенного взгляда на женщину Московской Руси как на “царскую и боярскую затворницу”, освобождение которой принесли лишь реформы Петра. Такой взгляд сформировался в ходе изучения духовных грамот (завещаний) московских князей, по которым их женам после смерти мужей должны были отходить в целом незначительные владения. Обращение к другим правовым документам — рядным и сговорным грамотам, по мнению исследователя, позволяет скорректировать этот взгляд.

http://pravmir.ru/hronika-nauchnaya-konf...

Г. А. Пожидаева ( Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина) оживила доклад о региональных особенностях московской и новгородской певческих школ второй половины XVI–XVII в. прекрасным вокалом. Высоко были оценены доклады К. В. Вершинина ( ИРИ РАН) «Особый перевод сказания Анастасия Синаита о достоинстве священников», Е. М. Юхименко ( Государственный исторический музей) «Источники Выговских Четьих Миней», Т. В. Пентковской ( Московский государственный университет (МГУ) им. М. В. Ломоносова) «Оглавление библейное»: к вопросу о времени и месте составления», Н. В. Савельевой ( Институт русской литературы (ИРЛИ) РАН) «Неизвестное» послание патриарха Гермогена» и др. В ряде выступлений речь шла об агиографических памятниках: А. В. Духаниной ( ИРИ РАН), К. Д. Прихотько ( Московская духовная академия), А. Е. Соболевой ( ИРЯ РАН). Одно из заседаний секции проходило под руководством чл.-корр. РАН Л. А. Беляева в ИА РАН и было посвящено истории московского Новодевичьего монастыря, Покровского собора в Измайлове, храма свт. Николая Чудотворца на Столпах. Во многих докладах секций 3 и 4 («История и культура Руси XI–XV вв., и «Русская история и культура XVI в.») рассматривались вопросы канонического права и литургики, церковных уставов: доклады Т. И. Афанасьевой и Г. С. Баранковой ( обе – ИРЯ РАН), М. В. Корогодиной ( Библиотека РАН), А. И. Алексеева ( Российская национальная библиотека), А. А. Манохина ( Российский государственный гуманитарный университет – РГГУ), А. С. Усачева ( РГГУ, Московский государственный институт международных отношений), Д. М. Буланина ( ИРЛИ РАН), Марии Кьяра Ферро ( Университет им. Г. д’Аннуцио, Кьетти и Пескара, Италия), Франчески Ромоли ( Университет Пизы, Италия). Л. И. Журова ( Институт истории Сибирского отделения РАН) посвятила свой доклад Судным спискам Собора 1531 г., Н. А. Шереметов ( ИРЛИ РАН) – службе прп. Феодосию Печерскому. Обращались докладчики и к материалу древнерусский житий – А. В. Носов ( МГУ, Архив РАН), Н. В. Евстафьев ( ИСл РАН), Т. Б. Карбасова ( ИРЛИ РАН).,взаимоотношений властей и церковных иерархов – Н. В. Башнин ( Санкт-Петербургский институт истории РАН). О связях Руси и афонского монастыря Хиландарь по данным антропонимии рассказал К. А. Максимович ( МГУ; ИРИ РАН; Университет Иоганна Гутенберга, Германия), локализацию двух московских монастырей предложил М. А. Гиршевич ( Столичное археологическое бюро). А. Е. Тарасов (МГУ) выступил с докладом «Русский вариант XV в. перечней митрополий и архиепископий Константинопольского патриархата».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324908/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010