А.В. Мазырин Содержание 1. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 2. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 3. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 4. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему церковным событиям 5. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 6. Продолжение протокола допроса митрополита Иосифа (Петровых) 7. Дополнительный протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 8. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 9. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 10. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о Ярославской декларации 11. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о лицах, посещавших его в Моденском монастыре 12. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 13. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 14. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 15. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 16. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему событиям     В 1930–1931 годах усилиями органов ОГПУ СССР родилось одно из крупнейших церковных следственных дел – дело «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников Истинно-православная церковь » 1 . По версии следствия, организация имела два центра: «церковно-политический», во главе которого стояли А. Ф. Лосев 2 и М. А. Новоселов 3 , и «Церковно-административный», возглавлявшийся митрополитом Иосифом (Петровых) . Митрополит Иосиф был арестован в ссылке и привлечен к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 4 1930 года. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. Его показания занимают в деле одно из центральных мест. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года митрополит Иосиф был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. В 1937 году митрополит Иосиф был вновь арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян (20 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы 15 декабря по старому стилю 9 1872 года в Устюжне 10 , тихом уездном городке Новгородской губернии, в семье мещан Петровых, имеющих многочисленную родню, родился четвертый ребенок, которого нарекли простым русским именем – Иван. Глава семьи – Семен Кириллович Петровых – был булочником. Во дворе их родового дома по Казанскому переулку 11 стояла маленькая пекарня, где Семен Кириллович вместе со своим помощником пекли хлеб, бублики и пироги. Все изготовленное разносилось по домам жителей; и хлеб, и бублики, и пироги пользовались большим успехом и охотно раскупались жителями Устюжны. Жена Семена Кирилловича, Евдокия Ивановна, урожденная Ганьковская, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а затем и многочисленных внуков. В семье Петровых было девять детей: Мария, Андрей, Сергей, Иван, Александр, Петр, Клавдия, Николай, Антонина. Вести хозяйство такой большой семьи было нелегко, и Евдокии Ивановне помогала взятая из деревни кухарка. Семья всегда отличалась набожностью – отмечались все церковные праздники, на дни ангелов собирались у именинника за общим столом. Эта традиция сохранялась до 1960-х годов, когда в Устюжне еще были живы братья и сестры Петровых, многих из них 12 автор застал в живых, так что удалось, хотя и не полностью, составить родословную семьи Петровых. Была у этой семьи своя родовая церковь – церковь Вознесения Господня на Всполье, позднее разрушенная в период гонений на Церковь Христову, как и другие храмы города. В метрической книге этой церкви о родившихся в 1872 году значилось в первой части под 9: «Пятнадцатого декабря родился Иоанн, крещен семнадцатого числа того же месяца, родители – Устюженский мещанин Семен Кириллович Петровых и законная жена его Евдокия Ивановна, оба православного исповедания» 13 . По рекомендации священника Вознесенской церкви маленький Иван был принят в Устюженское духовное училище, очевидно, после окончания народного училища или церковно-приходской школы. Память о знаменательном для него событии владыка Иосиф хранил всю жизнь; уже будучи архиереем, много лет спустя он записал в своем дневнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

  Публикуемая ниже переписка двух крупнейших иерархов ХХ века митрополита Иосифа (Петровых) (1872 – 1937) и митрополита Арсения (Стадницкого) (1862 – 1936) относится к концу XIX – началу ХХ века. Подлинники писем митрополита Иосифа, в бытность его сначала воспитанником Московской Духовной академии, затем инспектором той же Академии, иеромонахом, архимандритом, настоятелем монастыря и, наконец, епископом, хранятся в фонде митрополита Арсения (Стадницкого) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ. Ф. 550), а два подлинника – в фонде Московской Духовной академии Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ. Ф. 229). Письма будущего митрополита Арсения представлены в копиях, которые делал сам Владыка для памяти (часто они написаны непосредственно на полученном письме или телеграмме). Начата переписка в 1898 году, последнее из найденных писем датировано 2 января 1917 года. Переписка интересна тем, что Владыка Иосиф был духовным сыном митрополита Арсения. При пострижении Ивана Петровых в монашество в 1901 году епископ Арсений преподал ему наставление, которое его воспитанник сохранил на всю жизнь: “Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще” 1 . Письма свидетельствуют, с каким отеческим вниманием относился епископ Арсений, ректор Московской Духовной академии, к своему воспитаннику, а затем ставленнику, и с каким благоговением и любовью отвечал на эту заботу будущий митрополит Иосиф. Епископ Арсений разглядел высокое устроение души молодого монаха, несмотря на ряд проступков (о чем неоднократно упоминал в своих письмах о. Иосиф), совершенных по сердечной горячности, а не по испорченности. 6 июля 1905 года епископ Арсений писал в своем дневнике: “По душам беседовали мы с о. Иосифом, прекрасным монахом, но скрытым по характеру человеком. Нужно уметь проникнуть в сокровенная души его, иначе она останется неразгаданною. Кажется, я сумел сделать это” 2 . Письма Владыки Иосифа и ответы митрополита Арсения представляют историю формирования духовной личности митрополита Иосифа, сыгравшего столь большую роль в истории Русской Православной Церкви и запечатлевшего свой путь мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии. Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию. В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии. 9 сент.1900 г. утвержден исполн. должность доцента академии по кафедре Библейской истории. 26 авг.1901 г. епископом Арсением (Стадницким) , ректором академии, был пострижен в монашество. 30 сент. рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента. 9 дек.1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита. В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято- Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии. 15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро- Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие. На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа. В 1905–1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока”. Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Александро-Свирский Троицкий, ныне Спасский, от Олонца в 36 верстах, основан св. Александром в 1508 г. Архимандрия с 1692; второклассный. [VI, 39, 44.] Игумены Св. Александр Свирский , с 1508; † 30 авг. 1533; в лике святых с 1547 г. Мощи обретены 17 апр. 1641. Исаия . Никодим . Иродион , 1545. Иоасаф , 1563 (бывший). Афанасий . (Бывший в 1577, основал Сяндомскую пустынь прежде 1570. Акт. Ист., I, 197). Вениамин , 24 июля 1572. [Александровской Троицкой пустыни игум. Иоасаф , при архиепископе Александре (1577–89).] Дионисий , 1583–1607. Паисий , 1610. Феодорит , 1613–27. Авраамий , 1628–46. Александр , 1646–49. Савватий , 1649–59. Симон , 1660–64, 23 окт. хирот. в архиепископа Вологодского. Иосиф , в мар., апр. 1665. Макарий Полуехтов , 1665–73. Архимандриты Гермоген в 1673 перев. из Новгородского Лисицкого; с 28 февр. 1692 архим.; в 1698 уволен на покой и здесь же †. Лаврентий в 1698 перев. из Вяжицкого; † 1702. Иосиф , 1702 и 1703. Кирилл , 1703–5. Исаия , 1705–8. Феодосий , 1708–15. Иларион , 1715 и 16. Александр определён в февр. 1717–19, май. Кирилл , с 1719; † в дек. 1732. Виссарион , бывший игум. Спасо-Елиазаровский, определён в апр. 1733; в мар. 1738 лишён монашества. Ефрем , 1738–40. Венедикт Коптев перев. из Хутыня, 1740–42, перев. в Севский-Столбовский. Серафим , 1742–48. (По 1752 вакансия; управляли наместники). Андроник в янв. 1752 перев. из Сковородского; по 1759. Пахомий , 1759–61. Варсонофий , 1761–63, уволен 320 на покой. Александр 1763 перев. из Московского Вздвиженского, а 1775 уволен 321 на покой. Иринарх в мае 1775 перев из Снетогорского; † в февр. 1780. Варлаам Романов , из законоучителей кадетского корпуса, в 1780; † в мар. 1790. Парфений Петров 26 мая 1790 перев. из Сийского, а 6 февр. 1800 – в Вяжицкий. Иосиф Чапужников 6 февр. 1800 перев. из Вяжицкого, а 21 июля 1802 – обратно. Израиль 21 июля 1802 перев. из Пензенского Спасского, а 31 окт. – в Нижеломовский. Иосиф Чапужников 31 окт. 1802 оставлен в Свирском; до 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание Содержание четырех Евангелий Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Краткое изъяснение о местах, где пребывал и проходил Господь Иисус Христос в течение земного жития Своего в Палестине     Ко всякому христианину должно быть обращено это слово: читайте Евангелие и не забывайте о нем во все дни вашей жизни. Юный и старый, ищущий веры и хотящий сохранить ее, читайте Евангелие. Всякая учебная книга священной истории способна только исказить простоту и величие Евангельского слова, которое одно лишь прямо идет в душу верующую и стремящуюся к вере и несет с собою правду верования и чувства. Евангелие повествует о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа в Палестине, и читать Евангелие естественно желательно, представляя ее себе в тех местах, где пребывал и проходил Господь Иисус, творя чудеса и неся народу проповедь любви и мира, и правды. В этой книжке благочестивый читатель может найти себе краткое изъяснение о тех местах древней Палестины, где пребывал Господь в земной Своей жизни. К[онстантин] П[обедоносцев]. Содержание четырех Евангелий Евангелие от Матфея 1 . Родословие Иисуса Христа. Рождество Иисуса. По обручении оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Свята. Иосиф соблазняется, но Ангел во сне сказывает ему истину о Иисусе, во исполнение пророчества. Тогда Иосиф принял жену свою, и она родит Сына Своего первенца, нареченного Иисусом. 2 . Родился в Вифлееме во дни Ирода царя. Звезда приводит в Иерусалим волхвов поклониться Ему. Тревожится Ирод о пророчестве, что Вождь народа родится в Вифлееме. Посылает волхвов в Вифлеем разведать. Звезда приводит их к месту рождения. Поклоняются Младенцу, приносят дары и не возвращаются к Ироду. По внушению Ангела Иосиф идет с Младенцем и Матерью в Египет, где остается до смерти Ирода. Избиение младенцев в Вифлееме и пределах его и Раме. По смерти Ирода Иосиф возвратился в землю Израилеву, но не идет в Иудею из страха от Архелая 1 , сына Иродова, а идет в Галилею и поселяется в Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие ко второму изданию От составителя Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы Научная и преподавательская деятельность в Академии Монашеский постриг Духовный дневник «В объятиях Отчих» Принятие священного сана Магистерская диссертация Возведение в сан архимандрита Настоятель Яблочинского монастыря Настоятельство в Юрьевом монастыре Архиерейская хиротония и назначение настоятелем Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря 1917 год Начало гонений О патриаршем «местоблюстительстве» и его «заместительстве» Митрополит Петроградский Заместитель Местоблюстителя и дело о выборах Патриарха Декларация митрополита Сергия Политика митрополита Сергия и ее неприятие в Петроградской епархии Горячий декабрь 1927 года – напрасные увещевания и отход от митрополита Сергия Январь 1928 года Ярославская декларация Митрополит Иосиф и иосифлянское движение Гонения на иосифлян Митрополит Иосиф в деле «Всесоюзной организации ИПЦ» В ссылке Последний арест и мученическая кончина Послесловие Михаила Сахарова Часть II Приложение I. Архипастырские документы и письма митрополита Иосифа Письмо митрополита Иосифа инокам Александро-Невской Лавры Обращение ярославских архиереев к митрополиту Сергию (Страгородскому) Резолюция митрополита Иосифа Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского Письма митрополита Иосифа иерею Николаю Прозорову Письмо-обращение иерея Николая Прозорова к митрополиту Иосифу Письмо митрополита Иосифа петроградскому протоиерею. 1929 год Ответ митрополита Иосифа на письмо архимандрита Льва (Егорова) Письмо митрополита Иосифа духовным чадам Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока О внутренней жизни и Богообщении О молитве О плаче и сокрушении Об аскетизме О милостыне О монашестве О Святом Причастии Святых Таин О вере и благочестии О природе О России и русском народе О Церкви Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) От крупиц Евангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

22 января 1928 год – Епископ Воронежский Алексий (Буй) написал послание об отмежевании от митрополита Сергия и подчинении только местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру. Через несколько дней одно за другим последовали постановления митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода о запрете в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности епископов Димитрия (Любимова), Сергия (Дружинина), а затем и Алексия (Буя). В январе 1928 г . епископ Виктор (Островидов) продолжал, несмотря на запрещение в священнослужении, управлять Вятской епархией. В это время он составил и распространил несколько посланий к пастырям, где осуждал деятельность митрополита Сергия. 4 апреля 1928 г . епископ Виктор (Островидов) был арестован в г. Глазове и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 18 мая он был осужден на три года лагеря и сослан на Соловки, где участвовал в тайных богослужениях последователей митрополита Иосифа (Петровых). В январе 1928 г . епископ Димитрий (Любимов) объявил митрополита Сергия безблагодатным и потребовал немедленного разрыва молитвенного общения с ним. В ответ заместитель местоблюстителя патриаршего престола и Синод приняли постановление о запрещении в священнослужении ленинградских епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Постановление было зачитано в Никольском Богоявленском соборе епископом Николаем (Ярушевичем). С этого времени Московская Патриархия стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками. Решение ленинградских викариев отойти от митрополита Сергия было принято самостоятельно, тем не менее, до его официального провозглашения митрополит Иосиф благословил готовившийся отход. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Дорогой владыко! Узнав от м. Агафангела о принятом Вами решении, нахожу (после ознакомления со всеми материалами), что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности…» Сам же митрополит Иосиф оставался в молитвенно-каноническом общении с заместителем местоблюстителя патриаршего престола до февраля 1928 г . 7 января митрополит Иосиф в письме в Ленинград вновь одобрил действия своих викариев: «…Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Св. Христовой Церкви, у нас, по нынешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений…»

http://pravoslavie.ru/5334.html

II. Археология – продолжение Библии (XI-XVII кн.) Глава IV. Археология – о Библейском пробеле от Неемии до Маккавеев § 16. От Неемии до Александра Великого ρχ.XI, 7–8, 2. О судьбах Иудейского общества за столетие между Неемией и нападением Александра Великого на Персидское Царство, одновременно с чем вся передняя Азия вступила в фазу нового развития, мы ничего не знаем из Ветхого Завета. Точно также и исторические предания других народов не дают нам ничего за этот пред-греческий период истории Израиля. В последней, очевидно, не представлялось ничего такого, что могло бы возбудить интерес или хотя случайно, как досягнуть до начинающего становиться все более и более плодовитым пера языческих историков. Это относится также к самому столь проницательному «Отцу Истории» (Геродоту), жившему около этого времени, который, однако, уже дошел до возможности проникать в историю народов, живших в непосредственной близости с Иудеей. До нас дошли всего два, совершенно изолированные как в своем течении, так и в своем значении, и ни разу более не отмечаемые совершенно – события из этого столетия между Неемией и Александром. Первое из этих событий, о котором мы узнаем из Иосифа (ρχ.XI, 7, 1), касается любопытного вторжения Персидского наместника в культическую самостоятельность общества. Случай этот Флавий полагает в правление Артаксеркса II, т.е. Мнемона, время царствования которого падает на 404–358 гг. (по другим 404–361). 449 Дело в следующем. По смерти первосвященника «Иуды», под коим Иосиф разумет, очевидно, Иоиада, сына и преемника Елиашина (как у Неем.12:10 и д.), первосвященником стал Иоханан (==Иоанн). 450 У этого Иоханана был брат Иисус, которому будучи другом обещал первосвященство Вагос, военачальник Артаксеркса II. Опираясь на это обещание, Иисус затевает однажды ссору в самом храме со своим соперником – братом, и этот в припадке гнева лишает его жизни. Возмущенный столь неслыханным преступлением и самоуправством, Вагог немедленно заявляется в Иерусалим и, осыпая Иудеев укоризнами, входит прямо в храм, презрительно отвечая на все протесты Иудеев, что он «конечно, чище того трупа, который лежит в их храме!». Семь лет после этого Вагос мстит всевозможными притеснениями за смерть Иисуса, одним из каковых притеснений была, между прочим, наложенная в виде штрафа подать за каждого жертвенного агнца, в размере 50 драхм. Историчность этого происшествия, так как оно, не смотря на свои позорные стороны, сообщается из-под Иудейского пера, и к тому же еще членом самого здесь непосредственно заинтересованного священнического сословия, – историки полагают выше всякого сомнения. Самый факт осквернения храма Вагосом Иосиф рассматривает, как наказание Божье за беззаконие, совершенное во храме и, при том, первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Священномученик митрополит Иосиф принадлежит к тем ключевым фигурам в истории Русской Православной Церкви ХХ века, которые вызывали вызывают немало споров. С его именем связано возникновение самого сильного церковного движения сопротивления богоборческой политике советских властей и компромиссному курсу соглашений части церковного руководства с правительством. В то же время не вызывает сомнений, что Владыка Иосиф был одним из самых выдающихся архиереев 1920–1930-х гг., горячим молитвенником, опытным иноком, аскетом, крупным богословом. В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной церкви Заграницей причислил Митрополита Петроградского к Лику Святых среди новомучеников и исповедников российских. Уже несколько лет обсуждается и вопрос его возможной канонизации и Московской Патриархией. Будущий митрополит родился 15 декабря 1872, в г. Устюжна Новгородской губ. в мещанской семье. Крещен младенец Иоанн был, как и все его братья и сестры, в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье. Глубокая вера и стремление послужить Богу отмечались у него с раннего детства. 1 Первые годы учебы прошли в Устюженском Духовном училище. Затем Иоанн поступил в Новгородскую Духовную семинарию, которая располагалась в обители преподобного Антония Римлянина. После окончания семинарии в 1895 г. в числе лучших ее воспитанников Иоанн был принят на казенный счет в Московскую Духовную академию. Закончив ее первым магистрантом в 1899 г., он был оставлен профессорским стипендиатом при академии. Будучи в стенах Троице-Сергиевой Лавры, Иоанн проявил себя усидчивым, способным к науке. По заданию Академии Наук он по специальной программе записал северный народный говор, получив за успешно выполненную работу одобрение.  9 сентября 1900 г. Иоанн был утвержден исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории. Но карьера ученого не привлекала его, стремившегося к своей давней мечте – иночеству. Зародилась она еще в то время, когда Иоанн Семенович был семинаристом. Студентом академии он любил посещать святые обители и святые места. Там черпал силу и получал благодатную помощь Божию. Им были совершены паломничества в Соловецкий монастырь, во святой град Иерусалим, на святую гору Афон, в Ново-Афонский монастырь. Во времена зимних каникул, уклоняясь от светских развлечений и увеселений, Иоанн уезжал в любимый им Антониев монастырь в Новгороде. Именно там он и провел последние недели лета 1901 г., готовясь к иноческому постригу, уходя в себя и сосредоточиваясь в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010