Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАНН ГРУЗИН (Картвели), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. в ст. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] [Картвели] (1-я пол.- сер. IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] Грузин [Картвели, Ханцтели], мч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен), подвизавшийся в мон-ре ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/rubrics/122334_3.html

Успенский пещерный мужской монастырь (Вардзиа) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вардзиа (груз. ) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села. Содержание История [ править править код ] Вардзиа (груз. ) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села. На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы. В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения и Преображения. Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры от вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа. Здесь подвизался преподобный Иоанн Шавтели.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_пеще...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ШАВТЕЛИ Иоанн Шавтели [груз. ] (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт из окружения груз. царицы св. Тамары . Сведения о нем содержатся в соч. анонимного груз. автора «История и восхваление венценосцев» (ок. 1222), вошедшем в груз. летописный свод «Картлис Цховреба», где И. Ш. назван «философом, ритором, сочинителем стихов, известным подвижничеством своим» (История и восхваление венценосцев. 1954. С. 77; 2007. С. 283), а также в 2 редакциях «Жизни царицы цариц Тамар» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 99, 136, 138). По мнению акад. прот. К. Кекелидзе , изучавшего этимологию имени Шавтели, оно может являться сокращенной формой от Шавшетели (Шавшетский, из Шавшети) и т. о. указывать на происхождение И. Ш. (Юж. Грузия). Прп. Иоанн Шавтели и блж. Евлогий Пророк. Икона. ХХ в. (частное собрание) Прп. Иоанн Шавтели и блж. Евлогий Пророк. Икона. ХХ в. (частное собрание) В 1202 г. И. Ш. и блж. Евлогий Пророк сопровождали царскую свиту и 200 тыс. груз. воинов, возглавляемых супругом царицы Давидом Сосланом, в Басиани, к месту битвы с 400 тыс. армией тур. султана Рукнаддина. В мон-ре Вардзиа св. Тамара, И. Ш., блж. Евлогий и др. молились перед Вардзийской иконой Божией Матери о даровании победы грузинам. Затем царский двор прибыл в мон-рь Одзрхе, где во время молитвы о благополучном исходе битвы с блж. Евлогием «случилось что-то необыкновенное: он поднял глаза вверх и, с горестным видом созерцая что-то, сразу три раза упал на землю, но сейчас же вскочил на ноги и возгласил: «Вот милость Божья приспела на дом Тамары!»», а затем взбежал «на гору, называемую Арагани». Понять поведение блаженного смог только И. Ш. Он сказал св. Тамаре: «Знай, царица, что юродивому было видение, думаю - благоприятное для нас!». Позже выяснилось, что действительно именно в этот час груз. войско разбило турок.

http://pravenc.ru/text/471558.html

Гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) в соч. «Мерное слово» (2-я пол. XVIII в.) посвятил И. Ш. 2 строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 275, 770-771). О почитании И. Ш. известно с древности. Соч.: Абдул-Мессия//Древнегруз. одописцы/Сост., исслед., предисл., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1964. Т. 2 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Древнегруз. одописцы: XII в. СПб., 1902. С. 1-27. (ТРАГФ; Кн. 4); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 383-386. 1949. Т. 2. С. 198-209; История и восхваление венценосцев/Пер.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 77, 79; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 283, 285; Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 136; Грузинская поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв./Сост., исслед., коммент., словарь: С. Цаишвили. С. 192-200 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Исслед., сост., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 275, 770-771 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 301-305 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Новые известия афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982. С. 16-18 (на груз. яз.); Метревели Е. Так называемое Восхваление Тамар и Давида//История груз. лит-ры. Тбилиси, 1966. Т. 2: XII-XVIII вв. С. 90-115 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 323-326; 1981. Т. 2. С. 233-247; Сирадзе Р. Христ. культура и груз. лит-ра. Тбилиси, 1992. Т. 1. С. 97-105 (на груз. яз.); она же. Культура и образное мышление. Тбилиси, 2008. С. 128-136; Сулава Н. «Песнь Богоматери Вардзийской» Иоане Шавтели//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1997. 1/4. С. 81-96 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 128-145 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 422. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/471558.html

ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) 585-598 598-600 600-601 ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения 601-604 ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 604-605 ИОАНН СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Ивер, Великий] (ок. 930 - 1005), прп. (пам. 12 июля, с прп. Гавриилом Иверским) 605-608 ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ защитник Халкидонского Собора, схолиаст корпуса «Ареопагитик», возможно, еп. Скифополя (VI в.) 608-613 614-619 619-620 620-623 ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) 623-625 625-626 ИОАНН ФЕКАНСКИЙ [Фекамский], (после 990 - 1078), аббат мон-ря Св. Троицы в Фекане (Нормандия), церковный писатель, деятель монастырской реформы 626-628 628-647 647-648 ИОАНН ХАХУЛЕЛИ [Хахульский; Окропири] (X-XI вв.), прп. (пам. груз. 10 марта) Грузинской Православной Церкви 649-651 651-652 ИОАНН ХОРТАЗМЕН [Хортасмен] (ок. 1370 - ок. 1436/37), в монашестве Игнатий, визант. ученый, митр. Силимврии 652-654 654-655 655-656 ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) 656-660 660-661 ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт 661-662 662-663 ИОАНН ЭГСКИЙ (Диакриномен) (кон. V - нач. VI в.), визант. церковный деятель, несторианин, историк, богослов ИОАНН ЭКЗАРХ [болг. Йоан Екзарх] (нач. 2-й пол. IX - 1-я треть X в.), высший иерарх Болгарской Православной Церкви, писатель и переводчик 663-669 669-670 ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

ИЮНЬ 1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700 2 Стефан Пиперский, прп., 1697 5 Празднование Мцхетского Джвари 8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609 9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в. 12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в. 13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716 16 Собор груз. афонских преподобных Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612 17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227 18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в. 21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761 Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622 27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065 Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921 30 Динар, св. царица Грузии, X в. ИЮЛЬ 2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы 3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068 8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379 12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в. Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6 18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630 20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г. Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907 24 Иларион Твалели, прп., XI в. 28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30 29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589 30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в., 31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

http://pravoslavie.ru/41585.html

Публ.: Афонский Иверский мон-рь 1074 г.: Описание ркп. Тифлис, 1901 (на рус. и груз. яз.; совм. с: А. Хаханашвили); Вахушти Батонишвили. География Грузии//Зап. Кавк. отдела РГО. 1904. Кн. 24. Вып. 5; Груз. лит-ра: [Хрестоматия]. Тифлис, 1909. 2 т. (на рус. и груз. яз.); Иоанн Болнисский, еп. Проповеди. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Осада К-поля скифами, кой суть русские//СМОМПК. 1912. Вып. 27. Кн. 1; Иоанн Шавтели. Абдул-Мессия. Тифлис, 1915, 19202 (на груз. яз.). Кат.: Устав. История. Каталог книг. Реестр сигелей и гуджар/Тифлисское церк. древлехранилище. Тифлис, 1898; Каталог Церковного музея Груз. Экзархата. Тифлис, 1899 (на рус. и груз. яз.); Описание рукописей Тифлисского церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства: Кат./Ред.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902-1908. 3 т.; Каталог предметов Церковного Музея груз. духовенства. Тифлис, 1914; Церковный музей духовенства Груз. епархий (1888-1916): Кр. отчет. Тифлис, 1916. Лит.: Такаишвили Е. Три хроники: Источники груз. летописей//СМОМПК. 1900. Вып. 28; Григолиа К. Моисей Джанашвили как исследователь истории Грузии//Моисей Джанашвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1956. С. 14-25 (на груз. яз.); Кекелидзе К. История худ. лит-ры и Моисей Джанашвили//Там же. С. 41-60 (на груз. яз.); Топурия В. Моисей Джанашвили: Жизнь и науч. деятельность//Там же. С. 3-13 (на груз. яз.); Энаколопашвили И. К. Мтацминдский пантеон. Тбилиси, 1968. С. 58-59; Ахвледиани Г. Груз. историки XIX в. и фольклор. Тбилиси, 1990. С. 59-107 (на груз. яз.). С . Андгуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель

http://pravenc.ru/text/171813.html

Если говорить о Древней Руси, то главным литературным памятником, воспевающим воинский подвиг, главным образцом уже не былинного творчества, но искусства витязей-поэтов, явилось «Слово о полку Игореве». Есть основания полагать, что таких литературных памятников, принадлежащих перу самих князей, на Руси было немало. Но, увы, после культурологического погрома первой половины XVIII столетия, учиненного немцами Шлёцером, Байером и Мюллером, чудом уцелело только это произведение. Промыслительно, что вскоре после обретения памятника литературы «Слово о полку Игореве», найденного Алексеем Мусиным-Пушкиным, по одним данным в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля, по другим в Кирилло-Белозерском мон-ре, родился гений Русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин . А потому, не случайно, что именно им был написан такой богатырский роман в стихах, как «Руслан и Людмила». «Руслан и Людмила», это не поэма, но, именно благородный рыцарский роман. Как если бы благодать от князя Игоря, сына Святослава, внука Олега, перешла на младенца Александра Пушкина, при первом массовом издании этой рукописи. Но, справедливости ради скажем, что благородное рыцарское искусство развивалось не только в Европе, но также на Ближнем Востоке и в Грузии. Такие грузинские поэты, как Шота Руставели, Саргис Тмогвели, Мосэ Хонели, Григол Чахрухадзе, Иоанн Шавтели, внесли свой вклад в развитие искусства витязей-поэтов. В частности, если говорить о поэме «Витязь в тигровой (в другом переводе – барсовой) шкуре», то это классический благородный рыцарский роман, который, по уровню ничем не уступает, а скорее, даже и превосходит, такие рыцарские романы как «Ланселот» Кретьена де Труа, «Книги о короле Артуре» Томаса Мэлори и ирландской легенды «Тристан и Изольда». Поэма Шота Руставели, как и всякий рыцарский роман, прославляет такие богатырские качества героев, как доблесть, честь, достоинство, отвага, способность к самопожертвованию. Если говорит о XIX столетии, то, богатырским романом (хотя и в прозе) является повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». В ХХ веке у нас появилось жанровое понятие – вестерн. Так вот, повесть «Тарас Бульба» надо обозначить как – остерн. Причем, остерн эпического характера. В повести Гоголя чувствуется мощь древних былин, а потому, это его произведение является основополагающим в деле создания нового жанра.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/20/vi...

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

«Песнь Вардзийской иконе Пресв. Богородицы» - один из наиболее значительных памятников гимнографической лит-ры и духовной культуры Грузии. Сохранились 8 песней канона, 2-я утеряна. Кекелидзе исследовал строфический состав и метрическую структуру песней и отметил ямбической строй канона. Для создания акростиха И. Ш. искусственно разбил мн. строки, т. о. дополнив их число до необходимого. По мнению Кекелидзе, Л. Джгамаия и Лолашвили, моделью структурно-поэтической формы канона Вардзийской иконе Пресв. Богородицы послужил для И. Ш. канон Рождеству Христову, написанный и внесенный в Минею прп. Георгием Святогорцем . Своей смысловой глубиной и высокохудожественной формой канон выражает идеологическое кредо и эстетическую природу груз. действительности «золотого века» св. царицы Тамары. Как следует из акростиха, песнопение было создано в храме Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Вардзиа после победы груз. войск в Басианской битве. В обильном использовании И. Ш. символических и аллегорических эпитетов ученые усматривают многочисленные параллели с метафрастическими чтениями прп. Иоанна Дамаскина и прмч. Андрея Критского на праздник Рождества Пресв. Богородицы. Воспевая Богоматерь, И. Ш. использует такие эпитеты, как «Ежевика», «Лествица», «Гора», «Жезл Ааронов», «Ларец», «Манна», «Подсвечник», «Руно» и др. Эпитеты «Царица» и «Дева» Р. Сирадзе и Н. Сулава трактуют как аллюзию к образу царицы св. Тамары, обителью к-рой считалась Вардзиа, что указывает на наличие в сочинении 2-го смыслового плана. В каноне отражена распространенная в то время идея избранности Грузии и груз. народа, а также бытующее в груз. традиции мнение о Божественном происхождении груз. царского дома Багратиони «от корней Иисусовых» ( Сирадзе. 1992. Т. 1. С. 97-105). Для толкования новозаветных парадигм гимнограф прибегает к иподигмам Ветхого Завета, что позволяет говорить о параллелизме образов. «Новый путь», к-рый стал возможен с рождением Богомладенца Непорочной Девой, подан в произведении как олицетворение пути Христа, дающего человечеству возможность духовного спасения, возвращения в Эдем. Первородному греху праматери Евы противопоставлена высшая безгрешность непорочно зачавшей Сына Пресв. Девы. Гимнограф обращается к Богоматери с мольбой освободить человеческий род от духовного плена, от незримой темницы (пещеры) преходящего мира, возвратить ему «Божественное облачение». Образу пещеры, места духовного испытания души, противопоставлен образ горы Синай, на к-рой Бог передал заповеди прор. Моисею. В каноне также находит отражение и полемика вокруг вопросов христ. догматики: обличаются и порицаются ереси Оригена, арианство, несторианство.

http://pravenc.ru/text/471558.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010