Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Иоанн Чешский. Икона. XX в. (частное собрание) [Пустынник; чеш. Ivan eský, ctihodný poustevník] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых). Достоверные биографические сведения об И. Ч. отсутствуют. Сведения, сообщаемые поздними Житиями, ненадежны (см. ниже), их историчность признается спорной (Bohemia Sancta. 1989. S. 52). Наиболее обстоятельная, но при этом сугубо гипотетическая реконструкция биографии И. Ч., базирующаяся во многом на излишне вольном толковании созвучных разноязычных имен и топонимов, принадлежит чеш. богослову и филологу Й. Вашице . До него общепринятой была версия хорват. происхождения И. Ч., основанная на том, что в наиболее распространенной легенде св. пустынник называет себя сыном хорват. кор. Гестимула. Принимая во внимание, что в IX в. в хорват. княжеских семьях имя Иоанн не встречается, Вашица предположил, что упомянутый в предании отец отшельника кор. Гестимул в действительности князь ободритов (бодричей) Гостомысл, к-рый (по сообщению «Фульдских анналов» и «Ксантенских анналов») погиб в 844 г. в битве с кор. Людовиком Немецким (см., напр.: Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 146). После этой битвы пленные ободриты были отданы в мон-рь Корвей Новый в Вестфалии. Вашица полагал, что среди пленных мог быть и И. Ч., «Иван Корвейской», т. е. Иван из Корвейского мон-ря. Поэтому фразу слав. повести «Аз есмь Иванъ Корвацкой» он считал искаженной. В сохранившихся списках братии этой обители, относящихся к 856-877 гг., среди выходцев из ободритов упоминается и некий Unwanus (Unuvanus). Насельники Корвейского мон-ря являлись миссионерами в слав. среде. Вашица полагал, что И. Ч. попал в Чехию именно как миссионер. Однако эта версия противоречит преданию, согласно которому И. Ч. был строгим отшельником, избегавшим человеческого общения ( Мельников, Турилов. 2006. С. 118). Жития Древнейший из дошедших до наст. времени источников о жизни И. Ч.- «капитульная легенда», лат. текст, сохранившийся в 3 списках, старший из к-рых датируется 1465 г. Название памятник получил от б-ки Святовитского капитула в Праге (ныне Архив Пражского града), в к-рой он хранился. По всей видимости, текст был создан с полемическими целями в эпоху гуситских войн и направлен против чашников, выступавших за причащение под двумя видами. На это указывает заглавие памятника: «Sequitur historia beati Ivani, qui communicatus est a Paulo, cappelano beate Ludmille corpore Domini sub una specie, pro confirmatione fidelorum» (Следует история блаженного Ивана, который от Павла, капеллана блаженной Людмилы, принял Тело Господне под одним видом, к утверждению верных).

http://pravenc.ru/text/471553.html

В 1470 году Казимир, король польский и великий князь литовский, приехал на сейм, созванный в Петркове, где требовал денежного вспоможения. Малополяне сказали ему на это, что великополян на сейме нет, а без них они не могут ни на что согласиться, и прибавили: «Ты нам о денежном вспоможении и не говори до тех пор, пока не выдашь нам подтверждения прав и не означишь верно в грамоте, какие области принадлежат Польше и какие Литве». Король подписал подтверждение всех прав и тогда только получил деньги. Мог ли король, зависевший во всем от сеймов, успешно бороться с великим князем московским, который по произволу располагал силами своего государства? Но кроме внутреннего бессилия Казимир не имел возможности остановить успехи Иоанна еще и потому, что все внимание его было обращено на отношения к западным соседям. Мы видели, что Казимир, принявши Новгород в свое покровительство, не защитил его от Иоанна, ибо в том самом 1471 году умер чешский король Юрий Подебрад; избирательный сейм разделился: одни, державшиеся гусизма, хотели видеть преемником Юрия, сына его, другие – Владислава, сына короля польского Казимира, третьи – Матвея, короля венгерского, четвертые – императора Фридриха, иные – короля французского. Владислав польский был наконец избран; но Матвей венгерский не хотел отстать от своих притязаний; с другой стороны, маркграф мейсенский пустошил чешские владения, и Владислав, отправляясь в Прагу, должен был взять у отца значительный отряд войска. Мало этого: в то время как король Матвей старался добыть чешский престол, часть его собственных подданных – венгров восстала против него и прислала к Казимиру польскому просить у него себе в короли другого сына Казимира, угрожая в случае отказа передаться туркам. Казимир отправил сына в Венгрию с значительным войском; это предприятие не удалось, но тем не менее внимание и силы Казимира были отвлечены на запад, а на востоке между тем новгородцы потерпели поражение от Иоанна и принуждены были отдаться в его волю. Не имея возможности бороться сам с Москвою, Казимир возбуждал против нее Орду обещанием действовать вместе; в 1472 году Ахмат явился в московских пределах; но Казимир не мог оказать ему никакой помощи, потому что должен был опять посылать помощь сыну, Владиславу чешскому, против венгерского короля Матвея, должен был сам готовиться в поход в Пруссию. В 1477 году Иоанн окончательно подчинил себе Новгород, а Казимир не мог оказать последнему никакой помощи, потому что Матвей венгерский не давал ему покоя, возбуждал против него Пруссию, Стефана, воеводу молдавского, самих поляков, а шляхта не хотела давать денег на сейме; наконец, в 1480 году, когда надобно было действовать опять вместе с Ахматом, Менгли-Гирей крымский напал на Подолию, а мор опустошал Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Православная Церковь Чешских земель и Словакии Дата создания: 1951 г. Описание: Утверждение христианства на территории современных Чехии и Словакии относится к IX в. Массовое крещение народа Великой Моравии началось в 863 г., со времени прибытия в страну святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Около 874 г. от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и супруга его святая Людмила (†927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. Церковь имеет своих особо чтимых угодников Божиих: святой Иоанн Чешский (†883), 42 года подвизавшийся в затворе; мученик князь Вацлав (Вячеслав) (†929), прославившийся своим милосердием и устроением храмов; преподобный Прокопий Сазавский (†1053), великий подвижник, свято хранивший древнее кирилло-мефодиевское духовное наследие. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 г. от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 г. официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 г. Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. Каноническая территория — Чешская и Словацкая Республики. Титул Предстоятеля: Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии.   Епархии Церкви Чешских земель и Словакии Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой состав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую, находящиеся на территории Чехии, и Прешовскую и Михаловскую — на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте — предел св. новомученика Горазда) Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 Praha 2 тел: (02) 29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích, ul. Dlostelecká 7, 160 00 Praha 6 тел: (02) 2491 6269 (2431 5015) факс: (02) 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 Praha 1

http://patriarchia.ru/db/text/134583.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_46.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) «Альтайхские», или «Большие Альтайхские» анналы состоят из двух частей. Первая, с начала VIII в. до 1032 г., принадлежит перу монаха хильдесхаймского происхождения, поэтому неудивительно, что в распоряжении составителя первой части был список «Больших хильдесхаймских анналов» до 984 г. Ок. 1035 г. он перебрался из баварского Альтайхского монастыря в родной саксонский Хильдесхайм, и только в середине 1070-х гг. «Анналы» были продолжены местным автором, доведшим их до 1073 г. Памятник сохранился в единственном списке первой четверти XVI в. (München, Staatsbibliothek, clm. 966]. Издания: Ann. Alt. 1891. Переводы: На немецкий язык: Ann. Alt. 1940; на русский язык: Свердлов 1. С. 124–125 (только «русские» известия). Литература: Manitius 2. S. 394–398; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 545–548; RFHMAe 2. P. 245. 1. Смерть Людольфа 486 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тем, кто над ним насмехался. 959. Аббат Хаганон оставил свой пост по болезни 487 , а на его место поставлен Гюнтер.] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже упомянутый выше епископ едва избежал смертельной опасности от их происков 488 . Папа Иоанн призывает короля Оттона укротить ярость короля Адальберта 489 . Оттон, по приказу отца Оттона, стал королем 490 . 962. Оттона-старшего, покорившего Италию, осадившего Беренгара, обратившего в бегство Адальберта 491 , папа Иоанн короновал в Риме императорским венцом 492 .] (Ann. Alt. 1891. Р. 9–10) 2. 1043. Король 493 провел Рождество Господне 494 в Госларе. Там он вручил Айхштеттское епископство Гебхарду. Среди прочих князей [здесь] присутствовал чешский князь (dux Boemiae) Бржетислав (Brateslav) 495 , доставивший королю надлежащие подношения; превосходно принятый, он отбыл через несколько дней, почтенный королевскими дарами. И послы Руси (Ruzones) принесли великие дары, но при отправлении обратно получили еще большие 496 . [Послы же польского князя 497 не были приняты, так как тот не явился сам, как было велено. Но князь прислал клятвенные заверения, что не мог прибыть лично и тем вернул благосклонность короля.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости 14 апреля, 2013 Митрополит Рязанский и Михайловский Павел наградил полицейских Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в воскресенье наградил полицейских, раскрывших убийство продавщицы церковной лавки в храме города Ряжска. 14 апреля, 2013 В Бельгии в автобусной аварии погибла гражданка России В автобусной аварии на севере Бельгии погибли четыре человека, среди них одна россиянка. Всего в автобусе, по предварительным данным, было 39 россиян - все они из Волгоградской области. 14 апреля, 2013 Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. 13 апреля, 2013 В Москве состоится конференция учителей православной культуры Во вторник, 16 апреля 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоится первая Московская городская конференция учителей православной культуры на тему «Преподавание модуля " Основы православной культуры " : результаты и перспективы». 13 апреля, 2013 Церковь чтит память священномученика Ипатия Гангрского Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария. Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. 12 апреля, 2013 Митрополит Чешский Христофор отрекся от престола Блаженнейший Христофор, митрополит Чешских земель и Словакии, отрекся от престола, об этом он заявил на сегодняшнем заседании Священного Синода Православной Церкви в Чешских землях и Словакии - 12 апреля, 2013 Документы Архиерейского Собора РПЦ опубликованы на украинском языке Опубликованы, в частности, Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблем ювенальной юстиции и Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии.

http://pravmir.ru/category/news/page/450...

Пещера святого Иоанна Чешского Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В тридцати километрах от Праги, среди природных красот заповедника «Чешский карст» находится маленький поселок с необычным названием - «Ян под Скалой» . В девятом веке здесь жил первый чешский отшельник, сын князя Гостимысла, преподобный Иоанн . Именно он и есть тот Ян, который обитал в пещере под скалой, и дал свое имя поселку. Сорок два года провел здесь монах в полном уединении. Содержание История [ править править код ] В тридцати километрах от Праги, среди природных красот заповедника «Чешский карст», уютно разместился маленький поселок с необычным названием - «Ян под Скалой». В девятом веке здесь жил первый чешский отшельник, сын князя Гостимысла, преподобный Иоанн. Именно он и есть тот Ян, который обитал в пещере под скалой, и дал свое имя поселку. Сорок два года провел здесь монах в полном уединении. О жизни святого сохранилось несколько легенд, да многочисленные свидетельства об исцелениях по его молитвам. Имя преподобного Иоанна связывают с именем князя Борживоя, мужа святой Людмилы Чешской. Не после встречи ли с отшельником князь Борживой построил в Чехии первую церковь - храм святого Климента? После смерти отшельника под скалой поставили часовню в честь Иоанна Крестителя. Здесь же католические монахи-бенедектинцы основали монастырь. В скором времени эта обитель была разорена религиозными реформаторами, последователями Яна Гуса. Толчок к возрождению монастыря дало обретение мощей Иоанна Чешского – останки святого были обнаружены в той самой пещере, которая служила ему кельей. Это произошло в шестнадцатом веке – именно с этого времени у христиан возникла традиция совершать паломничество к «Яну под Скалой». Вместо часовни у подножия скалы выстроили костел в стиле барокко. Необычайно гармонично вписался этот храм в живописные окрестности. Вот только недолго продлилось время, когда в нем совершались богослужения. В каком только качестве не использовали это изящное строение – в разные годы здесь были производственные мастерские, санаторий, канцелярия, тюрьма и архив. И только в девяностых годах двадцатого века костел вернули католической церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Пещера_святого...

Справедливо ли говорить, что подвиг страстотерпчества благоверного князя Вячеслава Чешского (память 4/17 марта, 28 сентября/11 октября), «оказавшего сопротивление» убийцам, несопоставим с подвигом «беззлобных» невинно убиенных Бориса и Глеба? И есть ли у страстотерпчества какие-то «критерии»? Святой благоверный князь Вячеслав Чешский В своей известной работе «Святые древней Руси» Георгий Федотов, повествуя о подвиге святых Бориса и Глеба († 24 июля 1015), отмечает, что трагедию их страстотерпчества может напомнить своей кончиной только святой Вячеслав Чешский († 28 сентября 935), убитый старшим братом 1 . Но, по мнению Г. Федотова, «назвать имя святого Вячеслава стоит лишь для того, чтобы подчеркнуть основное различие… Сама смерть его никак не может быть названа вольной. Когда брат бросается на него с мечом, он, как рыцарь, обезоруживает его и бросает на землю, и только подбежавшие заговорщики добивают его на пороге храма. Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа» 2 . Здесь уместно вспомнить подвиг беззлобия и непротивления врагам, придающий особый характер страстотерпчеству , других святых правителей древности. Например, в 651 году святой страстотерпец Освин (память 20 августа), король Дейры (область в Англии), узнав о том, что его двоюродный брат, стремясь подчинить Дейру, объявил войну Освину, не пожелал проливать кровь своих подданных и удалился от власти, но был предательски убит 3 . Или в 1015 году святой страстотерпец Иоанн-Владимир (память 22 мая), король Сербский, уже просвещенный видением о своем мученическом конце, прибыл на встречу с болгарским царем – двоюродным братом своей жены 4 – и был убит им из желания самовластия 5 . Христианский подвиг непротивления не имеет национальных признаков Представленные примеры показывают, что христианский подвиг непротивления святых правителей древности не носит национальных признаков. Более чем два десятилетия спустя после выхода в свет книги «Святые древней Руси» (издана в 1931 году) святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, отмечал, что «как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам» 6 .

http://pravoslavie.ru/91539.html

Новости Папа Римский Франциск стал лауреатом Международной премии имени Карла Великого 24.12.2015 11:57 Берлин, 24 декабря. Папа Римский Франциск стал лауреатом Международной премии имени Карла Великого за 2016 год. Об этом в западногерманском городе Ахене сообщила дирекция этой европейской награды, сообщает ТАСС . В обосновании подчеркивается, что ЕС испытал за последние годы много кризисов и неудач. «В этот период, когда многие граждане в Европе ищут правильный путь, Папа Франциск посылает им сигнал надежды и воодушевления», - отметила дирекция. Папа Римский является «голосом совести», который напоминает, что Европа обязана вступаться в защиту мира, свободы, основных прав человека, демократии и солидарности. Планируется, что награда будет вручена в следующем году, но не как обычно, в Ахене, а в Риме. Лауреат премии получает грамоту и медаль, на лицевой стороне которой изображен портрет Карла Великого, а на обратной - выгравированы заслуги лауреата. До 2007 года обладатели награды получали также 5 тысяч евро, однако затем было принято решение направлять эти деньги в фонд премии Карла Великого для нужд молодежи. Международная премия имени Карла Великого вручается с 1950 года. Ранее ее лауреатами становились канцлер Германии Ангела Меркель, король Испании Хуан Карлос I, премьер- министры Великобритании Уинстон Черчилль и Тони Блэр, Папа Римский Иоанн Павел II, чешский президент Вацлав Гавел. В прошлом году премии удостоился глава Европарламета Мартин Шульц. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Председатель ОВЦС выразил соболезнования в связи с кончиной кардинала Томаша Шпидлика 19 апреля 2010 г. 18:34 16 апреля 2010 года на 91-м году жизни скончался кардинал Томаш Шпидлик — чешский богослов, проживавший за рубежом, известный эксперт в области христианской духовности Востока. Т. Шпидлик родился в 1919 году в Чехословакии. Закончил Брненский университет, в 1940 году вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов). После войны изучал теологию в Маастрихте. 22 сентября 1949 года был рукоположен в священнический сан. С 1951 года вел передачи на Радио Ватикана. В течение 38 лет был духовником чешской семинарии в Риме. В 1955 году защитил докторскую диссертацию, активно преподавал патристику и восточную духовность. В 2003 году Папа Римский Иоанн Павел II возвел Томаша Шпидлика в сан кардинала. Т. Шпидлик много раз бывал в России, в 1992 году встречался с приснопамятным Патриархом Алексием II , являлся почетным членом Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. В связи с кончиной кардинала Томаша Шпидлика председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  направил соболезнования кардиналу Вальтеру Касперу , председателю Папского совета по содействию христианскому единству, и священнику Адольфо Николасу, генеральному настоятелю Общества Иисуса, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Отец Томаш всю свою долгую жизнь посвятил исследованию византийского богословия и традиции христианского Востока, — отмечается в послании председателя ОВЦС. — Кардинал Томаш Шпидлик пользовался заслуженным международным признанием в качестве одного из крупнейших в Римско-Католической Церкви знатоков православной духовности». «Его хорошо знали и ценили в России, которую он неоднократно посещал, и в Русской Православной Церкви, к которой он был всегда близок, — пишет митрополит Волоколамский Иларион. — Убежден, что его богатое богословское наследие и труды его многочисленных учеников будут и дальше способствовать лучшему знакомству западных христиан с православной традицией». Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1101799.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010