лет после И. Мон-рь в Салинах стал первым крупным греч. мон-рем в этой области и был освящен во имя И. В лат. переводе Жития место, где И. основал обитель, называется и Салины, и Авлины, поскольку долина Салины находится у горы Авлины ( Costa-Louillet. 1960. P. 102). В последующие годы в этом монастыре подвизались преподобные Илия Спилеот и Филарет Новый (BHG, N 1513), в Житиях которых И. неоднократно упоминается. В 1113 г. мон-рь получил новое посвящение - во имя преподобных И. и Филарета. В 1783 г. мон-рь был разрушен землетрясением, мощи И. и Филарета перенесены в находящийся поблизости г. Семинара; ныне их мощи хранятся в базилике Пресв. Богородицы (Мадонна деи Повери). В 2005 г. Геннадий (Зервос), митр. Италийский и Мелитский (Мальтийский) (К-польский Патриархат), освятил новый греч. жен. мон-рь И. и Филарета близ Семинары. Ист.: BHG, N 580; ActaSS. Aug. T. 3. P. 489-509; SynCP. P. 905; Follieri E. Un Canone inedito per S. Elia Siculo//BollGrott. N. S. 1961. Vol. 15. P. 15-29; Vita di sant " Elia il Giovane: Testo inedito con traduzione italiana/Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962; AHG. T. 12. 1980. P. 181-206. Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 479-489; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 249; Т. 3. С. 328; Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902. С. 75-77, 122-130; Лопарёв Х. М. Визант. жития святых VIII-IX вв.//ВВ. 1912. Т. 19. С. 128-143; Costa-Louillet G., da. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siécles//Byz. 1960. T. 29/30. P. 89-173; Janin R. Élie (saint), d " Enna//DHGE. T. 15. Col. 188-189; Russo F. Elia di Enna//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1043-1045; Georgoudi S. Sant " Elia in Grecia//Studi e materiali di storia delle religioni. R., 1968. Vol. 39. P. 293-319; Cezzi F. La «Mens» biblica nella «Vita di S. Elia il Giovane»//Nicolaus. Bari, 1973. Vol. 1. P. 345-360; Ioannis Caminiatae. De expugnatione Thessalonicae. B., 1973. (CFHB; 4) (рус. пер.: Иоанн Камениата.

http://pravenc.ru/text/389307.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ СПИЛЕОТ (Пещерник) [греч. Ηλας Σπηλαιτης] (860 или 864, Реджо, ныне Реджо-ди-Калабрия, Италия - 11.09.956 или 960, Меликукка, Калабрия), прп. (пам. зап. 11 сент.). Житие Согласно греч. Житию И. С., преподобный род. в Реджо в благочестивой семье Петра и Леонтии. С ранних лет он изучал Свящ. Писание и жития святых. Его прозвали одноруким, поскольку однажды он повредил руку, а неумелый врач так лечил его, что пальцы перестали действовать. Когда юноше исполнилось 18 лет, родители решили женить его, однако сын признался матери, что хотел бы принять постриг. Получив согласие родителей, он вместе с др. юношей, тоже пожелавшим стать монахом, отправился на Сицилию и поселился при храме св. Авксентия на склоне горы св. Никона близ Таормины. Его спутник не выдержал тягот отшельнической жизни и отправился домой, но по пути был убит арабами. И. С. решил добраться до Рима. После недолгого пребывания у мон. Игнатия, к-рый наставлял И. С. в Риме, он возвратился в Калабрию, и отшельник Арсений постриг его в монахи. Вместе с Арсением И. С. сначала подвизался в метохе мон-ря св. Лукии, называемом Миндинон, близ Реджо, а затем при церкви мч. Евстратия близ дер. Армы. В 888 г., спасаясь от набега арабов ( Caruso. 2004. P. 80. N 138), И. С. и Арсений вынуждены были отправиться в Патры. Их 8-летнее пребывание там было отмечено множеством чудес (напр., была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, еп. Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их. В Реджо И. С. и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава прп. Илии Калабрийского , который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на И. С. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 гг. (Ibid. P. 81. N 145) его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.

http://pravenc.ru/text/389423.html

После кончины своих учителей И. С. и Даниил встретились в мон-ре Илии Калабрийского в Салинах. И. С. прожил там нек-рое время, затем принял решение удалиться в пещеру. Сначала он жил в небольшой пещере с мон. Космой и его учеником Виталием. Когда И. С. после бывшего ему видения позволил поселиться рядом и др. монахам, благодаря божественному провидению была найдена большая пещера. В ней устроили алтарь, расширили вход, рядом построили мельницу, даже, возможно, собрали б-ку. И. С. обращал дождевую воду в вино, усмирял диких зверей, изгонял нечистых духов, исцелял людей, гасил огонь на расстоянии и др. В основном агиограф описывает чудеса на основании рассказов учеников И. С., в частности Луки Фалакра, к-рый известен и по иным источникам (BHL, N 4978; подробнее см.: Caruso. 2004. P. 84-87). Одно из чудес И. C. было связано с предсказанием о подавлении восстания патрикия Иоанна Музалона против имп. Романа I Лакапина в 921-922 гг. Во время набегов арабов святой вынужден был укрываться в окрестных замках. Несмотря на преклонный возраст, И. С. не мог не посетить могилу Илии Калабрийского в день его памяти (17 авг.). Он неоднократно говорил ученикам о своей близкой кончине; тем не менее, превозмогая тяжелую болезнь, продолжал вести аскетическую жизнь. И. С. скончался в возрасте 96 лет, проведя в монашестве 75. На его могиле свершилось множество чудес. По всей видимости, следующим игуменом монастыря стал его ученик Лаврентий. Источники и почитание Основным источником сведений об И. С. является греч. Житие (BHG, N 581), к-рое сохранилось в уникальной рукописи нач. XIV в., созданной скевофилаксом мон-ря Спасителя в Мессине и содержащей Жития святых с сент. по май ( Delehaye H. Catalogus codd. hagiographicorum graecorum monasterii S. Salvatoris nunc Bibliothecae Universitatis Messanensis//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 41-47). Житие было составлено после 984 г. ( Caruso. 2001. P. 91. N 1). Имя агиографа не названо, однако из текста памятника можно сделать вывод, что он лично знал И.

http://pravenc.ru/text/389423.html

Если обратиться от этих предписаний к фактам, то окажется, что византийские монахи широко осуществляли в своей жизни принцип благотворения. При самом вступлении в иночество и оставлении мира иноки обыкновенно раздавали свое имущество на бедных, на св. храмы и монастыри, ничего не оставляя себе. Так поступили св. Ирина Константинопольская, Михаил Малеин, Илия Спилеот и мн. др. Приобретенное в монастырях трудами, за удовлетворением монастырских потребностей, также раздавалось нуждающимся. Афанасий Афонский , когда подвизался в отшельнической келлии близ Кареи, свободное от иноческих трудов время посвящал рукоделию или занятиям каллиграфией. Деньги, получаемые им от этих трудов, он раздавал в милостыню, удерживая у себя самое малое количество на то только, чтобы как-нибудь мог содержаться со своим товарищем, которого имел помощником в трудах своей жизни. Св. Афанасий Чудотворец († 860), монах одного из монастырей на реке Сангарисе, передал нищим и бедным до 900 золотых, заработанных трудами рук своих. 2045 Благотворения монахов особенно умножались в дни общественных бедствий – голода, войны и т. п. Синайский монастырь в первой половине XI в. оказал весьма существенную помощь жителям Каира, страдавшим от недостатка хлеба. 2046 Он же постоянно кормил дикие арабские племена, кочевавшие по горам Синайским. Во время голода арабы обыкновенно и располагались близ его стен со своими семьями, не рискуя подвергать себя в пустыне голодной смерти. 2047 При игумене Варфоломее († 1065) Криптоферратский монастырь по случаю голода в Калабрии давал пропитание весьма многим бедным и странникам, так что совершенно истощил свои средства. 2048 Во время первого крестового похода латиняне не раз имели недостаток в хлебе. Когда они проходили Малую Азию, им угрожала в этом отношении большая опасность. Тогда на помощь им пришли монахи Черной горы близ Антиохии. Они снабдили их всем, чем только могли, подвергая себя и свой монастырь нужде и бедности. 2049 В жизнеописании почти каждого преподобного находятся известия, что он заботился о нищих, больных и странниках и всячески помогал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siècles//Byz. 1959/1960. Vol. 29/30. P. 89-173; Schirò G. Testimonianza innografica dell " attività scriptoria di S. Elia lo Speleota//ByzF. 1967. Bd. 2. S. 313-317; Janin R . Élie le Spéléote//DHGE. T. 15. Col. 197; Matino G. La lingua della «Vita di s. Elia lo Speleota»: Contributo all " agiografia greca dell " Italia Meridionale//Campania sacra. Napoli, 1979. Vol. 10. P. 19-33; idem. Stratigrafia linguistica nella «Vita di s. Elia lo speleota»//JÖB. 1982. Bd. 32. N 3. S. 237-245; Howe J. M. Elias Speleotes//ODB. Vol. 1. P. 687; Abrahamse D. On the Afterlife of Italo-Greek Saints " Lives//ByzF. 1994. Bd. 20. S. 59-71; Yannopoulos P. La Grèce dans la Vie de S. Elie le Jeune et dans celle de S. Elie le Spéléote//Byz. 1994. Vol. 64. N 1. P. 193-221; Russo Fr. Elia Speleota//BiblSS. T. 4. Col. 1052-1053; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 167; Martino P. S. Elia Speleota e il santuario delle Grotte presso Melicucca: Notizie storiche. Villa S. Giovanni, 2000; Caruso St. Sulla cronologia della vita di S. Elia Speleota da Reggio//Byz. 2000. Vol. 70. N 1. P. 25-56; idem. Una sorta di «Confronto all " Americana» ante litteram nel Bìos di S. Elia Speleota da Reggio (BHG, N 581)//Pan: Studi dell " Instituto di Filologia Latina. Palermo, 2001. Vol. 18/19. P. 91-100; idem . La χρα Σαλινν nell " agiografia storica italo-greca//Ad contemplandam sapientiam: Studi di Filologia, Letteratura, Storia in memoria di S. Leanza. Soveria Mannelli, 2004. P. 55-96; Musolino G. Santi eremiti italogreci: Grotte e chiese rupestri in Calabria. Soveria Mannelli, 2002. P. 127-132; Minuto D. In margine alle Vite di due Santi Elia//Ελληνικ Μνματα: Rassegna di cultura e attualità/Communità Ellenica di Napoli e Campana. N. S. Napoli, 2002. N 6. P. 48-54. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков.

http://pravenc.ru/text/389423.html

Однажды ученики Н. стали роптать на суровость мест, где они жили, и попросили наставника разрешить им переселиться «на территорию Вукитов» (ν τος μρεσι τν Βουκτων), где находилась обитель в честь Пресв. Богородицы. Накануне праздника Успения Н. сказал ученикам, что они вместе могут отправиться в тот мон-рь. Однако, когда они пришли к храму, то увидели огромную толпу людей, собравшихся на праздник. Тогда ученики вспомнили о тишине того места, где они прежде обитали, и попросили Н. вернуться обратно. Однажды, когда Н. вскапывал огород, его укусил скорпион, но это не причинило ему вреда. Святой велел скорпиону уйти, а свидетелям чуда запретил убивать насекомое. Преподобный получил от Бога власть над нечистыми духами. Как-то раз к нему привели бесноватого юношу и попросили исцелить его. Но святой скромно ответил, что не в силах сделать это. Тем не менее родители юноши остались вместе с ним на неск. дней в обители Н., надеясь на исцеление сына. Тогда бес напал на юношу и нагим бросил его в поросшее крапивой место. Один из учеников Н., увидев это, поспешил сообщить наставнику о случившемся. Тотчас Н. взял посох, пригрозил им демону и велел выйти из юноши. После этого несчастный выздоровел, вместе с родителями возблагодарил Бога и святого, а затем покинул мон-рь. Как-то раз Н. отправился в пещеру др. отшельника по имени Илия (вероятно, Илия Спилеот ( 956 или 960)). Монахи, увидев приближающегося Н., вышли ему навстречу. В это время там находился некий пресв. Леона, который долгое время был одержим бесом. Пресвитер бросился в ноги к Н. и просил исцелить его. Тот помолился, взял Леону за голову, назвал по имени, хотя и не знал его, после чего бес вышел из пресвитера. Некий правитель, прельстившись красотой женщины, увел ее от законного мужа. Несчастный впал в отчаяние. Знакомый этого человека посоветовал ему обратиться за помощью к Н. Вместе они пришли к святому и рассказали о случившемся. Н. оставил келью, пришел к правителю и посоветовал ему одуматься и вернуть женщину мужу. Но тот только разгневался и прогнал Н. На следующий день было Воскресение Христово. Ночью накануне праздника правитель проснулся и попросил женщину принести ему воды, чтобы умыться и пойти в церковь. Женщина все исполнила, потом правитель встал с постели и тут его постигла кара Божия - он внезапно испустил дух. В др. раз олень повадился поедать посевы братии мон-ря Н. Они рассказали об этом своему наставнику. Тот пришел на поле, погрозил посохом животному и сказал, что, если оно не прекратит портить урожай монахов, его постигнет гнев Божий. Олень ненадолго прекратил причинять вред огороду, но затем принялся за старое. Тогда на него напал хищник и растерзал посредине поля.

http://pravenc.ru/text/2565570.html

В источниках указываются разные сведения о месте и времени рождения Н., а также о дате его кончины. Преподобные Илия Калабрийский († 903) и Илия Спилеот упоминаются в греч. Житии как уже усопшие подвижники, к к-рым Н. советовал приходившим к нему верующим обращаться с просьбами об исцелении. По мнению Агресты, святой жил между 900 и 990 гг. Арко Магри предположила, что Н. род. между 950 и 955 гг. и умер вскоре после 1020 г., т. к. в греч. Житии говорится, что святой прожил примерно 70 лет и скончался вскоре после нападения сарацин на г. Бизиньяно, к-рое, согласно Анналам Лупа Протоспафария, произошло в 1020 г. ( Lupus Protospatarius. Annales Barenses//MGH. SS. T. 5. P. 57; см.: Vita. 1969. P. 46-47). Однако, по мнению В. Салетты, нападение следует датировать 951 г.; исходя из этого, исследователь отнес время рождения Н. к 1-й четв. X в., а кончину святого - приблизительно к 1010 г. (свидетельство Жития о том, что святой прожил 70 лет, Салетта считал ошибочным; см.: Saletta. 1964. P. 53-56). Учитывая, что в дарственной грамоте 1011/12 г. Н. назван «преподобным отцом нашим», к этому времени он уже скончался ( Follieri, Perria. 1986. P. 121; ср.: D " Agostino. 2004. P. 159-160). Место рождения Н. (сел. Сикро в местности Салины) обычно отождествляется с Чиро (пров. Катандзаро) (эту идентификацию впервые предложил А. Агреста - Agresta. 1677. P. 93). Однако еще Дж. Марафьоти упоминал святого среди знаменитых уроженцев г. Локри ( Marafioti G. Croniche e antichità di Calabria. Padova, 1601. Fol. 108v). По мнению В. Салетты, сел. Сикро находилось в мест. Пьяни-делла-Корона (близ совр. Баньяра-Калабра) ( Saletta. 1964. P. 25-33); по мнению Арко Магри - в районе урочища Сигра близ совр. г. Пальми (Vita. 1969. P. 50-52; D " Agostino. 2004. P. 160-161). Почитание До XVI в. сведения о почитании Н. немногочисленны. Поминовение святого под 12 марта вместе с днем памяти св. Филиппа из Аджиры добавлено более поздним почерком в калабрийский лекционарий XII в. (Vat. gr. 1601. Fol. 179v; см.: Luc à S. Le diocesi di Gerace e Squillace tra manoscritti e marginalia//Calabria bizantina: Civiltà bizantina nei territori di Gerace e Stilo. Soveria Mannelli, 1998. P. 286). Еп. Оттавиано Паскуа (1574-1591) называл Н. местночтимым святым диоцеза Джераче; его поминовение совершалось 11 февр., его мощи почитались в Маммоле ( D " Agostino. 2004. P. 157). В 1638 г. с разрешения папы Римского Урбана VIII Н. был провозглашен покровителем Маммолы ( Agresta. 1677. P. 128). В Римском мартирологе память святого отсутствует. Местное поминовение Н. совершается 12 марта в диоцезе Локри-Джераче.

http://pravenc.ru/text/2565570.html

Поэтому от тебя требуется обращение за помощью к ближним, за помощью свыше — к Богу. Зависимый не бессилен, когда требуется достать алкоголь/наркотик или раздобыть деньги для его приобретения, но когда нужно сделать что-либо для выздоровления, на это нет никаких сил. Инструкция: ответь на предложенные вопросы максимально честно, насколько это возможно, и конкретно. Все примеры должны описывать реальные ситуации твоей жизни, твои чувства и мысли в тот момент. Срок выполнения — две недели. а) в начале; б) в середине; в) в конце. Глава 3. Новое отношение Без ненависти к многообразному пороку в душе не открывается достоинство человека . Схимонах Иосиф Спилеот (Пещерник) Ватопедский Итак, воспитанник положил начало изменениям в устроении своей души: он научился сдерживать свое сопротивление, изучил природу страсти и тяжелый опыт своих взаимоотношений с ней. Начинает звучать голос совести, появляется понимание ошибочности выбранного пути — пути смерти. Происходит осмысленная встреча с болезненными переживаниями собственного ада употребления. И тогда человек встает перед необходимостью переработать свои размышления и переживания в новое отношение к своей страсти. Под новым отношением мы понимаем новую устойчивую парадигму чувств и суждений о собственной страсти и о себе. Чтобы сформировать такое отношение, воспитаннику необходимо: Новое отношение к страсти Разотождествление себя со страстью Каким было прежнее отношение воспитанника к страсти наркозависимости? Рабское подчинение. Да, случались бунты и революции, которые воспитанник анализировал в заданиях предыдущего этапа. Но, как показал опыт, это были «революции-поражения» и «бунты на коленях» — страсть в итоге оказывалась сильнее. В предыдущей главе, описывая развитие страсти, мы говорили, что на этапе навыка она становится характерной чертой человека, а греховные поступки становятся для него как будто бы жизненно необходимыми. Незаметно для себя наркозависимый человек отождествляет себя со страстью, начинает воспринимать ее как свою естественную потребность, а ее позывы и влечения— как собственные желания.

http://azbyka.ru/zdorovie/preodolet-stra...

Рано утром 1 июля скончался отец Иосиф Ватопедский (или, как его называют на Афоне, Спилеот — «Пещерник»), один из известнейших афонских старцев нашего времени, автор множества духовных книг, сообщает сайт Romfea. Отец Иосиф родился 1 июля 1921 года. Его наставником стал известный старец Иосиф Исихаст, с именем которого связывают возрождение духовной жизни на Афоне в ХХ веке. Первые последователи собрались вокруг отца Иосифа в Пафосе — городе на юго-западе Кипра. В 1980 году из-за конфликта с местным епископом отец Иосиф вместе с тремя учениками покинул Кипр и поселился на Святой Горе. Отец Иосиф и его послушники, число которых со временем все возрастало, жили в различных обителях Афона, в том числе в Новом Скиту и монастыре Кутлумуш . Позднее старец и его ученики поселились в монастыре Ватопед , который в 1980-х годах находился в состоянии полного упадка. Отец Иосиф поставил игуменом монастыря своего близкого ученика Ефрема, а сам поселился в келии рядом с обителью и стал духовным наставником ватопедской братии. Старец является автором по меньшей мере 14 книг. Написанное им жизнеописание старца Иосифа Исихаста переведено на русский язык (Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст. Сергиев Посад, 2000). Отпевание почившего состоится вечером 1 июля в Ватопедском монастыре. Патриархия.ру Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/skonchalsya-afonskij-s...

схимонах Иосиф Ватопедский (1921–2009) Апологетика Догматическое богословие Жизнеописания Нравственно-аскетические труды Проповеди Иосиф Спилеот (Пещерник), Ватопедский Афонский подвижник, ученик старца Иосифа Исихаста, духовный писатель. Биография Старец схимонах Иосиф родился в 1921 г. на острове Кипр в многодетной крестьянской семье. Мать Евгения родила дитя на седьмом месяце беременности в день памяти Святых Бессребренников. Поначалу она подумала, что ребенок мертв, но он чудесным образом выжил. Сократис (так назвали младенца при Крещениии) закончил первые классы начальной школы и в шестнадцатилетнем возрасте начал свой монашеский путь в монастыре Ставровунии (эта обитель одна из древнейших на острове Кипр), где и пребывал до 1945 года. В этот период он принял постриг в рясофор с именем Софроний. Затем юноша, желая воочию увидеть жизнь афонских подвижников, с благословения своего духовника игумена Киприана удалился на Святую Гору, где после двухлетних исканий встретился с великим подвижником и старцем Иосифом Исихастом (Молчальником), который стал его духовным отцом. Двенадцатилетнее ученичество у опытного старца продолжалось до смерти последнего в 1959 году и оставило неизгладимый след в душе отца Иосифа. После кончины своего наставника он на малое время удалился в пустыню, а затем стал наставником и руководителем для большого числа иноков. Старец Иосиф был основателем и духовником монашеского братства в Новом Скиту , а также подвизался в монастыре Кутлумуш и Симонопетрской келье Благовещения Пресвятой Богородицы в Карее. Братство Благовещенской келии старца Иосифа из Нового Скита при монастыре Святого Павла решило принять на себя труды по возрождению монашеской жизни в Ватопеде. С приходом братии старца монастырь удалось снова преобразовать в общежитийный. Из Нового Скита старцем Иосифом была принесена чудотворная икона Божией Матери Пантанасса («Всецарица») , имеющая благодать исцеления от раковых заболеваний, и в Ватопеде с особенной силой проявилась ее цельбоносность. Слава о ней распространилась по всей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010