Особенно важным для византиноведа является его подробное описание завоевания Константинополя, которое занимает значительную часть сочинения, обнимавшего период с 1451 по 1467 г. 1079 Впрочем, Критовул в отличие от Сфрандзи и так же, как Халкокондил и Дука, не был непосредственным очевидцем рокового события 1080 . Несколько сообщений о падении Константинополя мы имеем благодаря иностранным свидетелям. Особенно важным в силу своей точности является повествование венецианца Николо Барбаро 1081 . Также нашли своих описателей в Византии и отдельные события поздневизантийской истории, которые произвели наиболее сильное впечатление на современников. Подобно Иоанну Каминиате, описавшему некогда завоевание Фессалоники арабами, Иоанн Анаг-ност оставил свидетельство очевидца о завоевании этого же города турками в 1430 г., а Иоанн Канан – о нападении Мурада II на Константинополь в 1422 г. (оба автора изданы в Боннском корпусе после сочинения Георгия Сфрандзи). Итак, мы сравнительно хорошо информированы о времени примерно до 1360 г., а также о последних десятилетиях византийской истории. Напротив, весьма скудны сведения о промежуточной эпохе, которую уже не рассматривают Никифор Григора и Иоанн Кантакузин , а историки XV в. Халкокондил, Дука и Сфрандзи описывают очень кратко и без особых подробностей. Здесь нам на помощь приходят хотя и весьма бедные в содержательном плане, но хронологически точные малые хроники 1082 . Дополнением служит также одна болгарская хроника, которая охватывает период с 1296 по 1413 г. 1083 Наиболее значительным произведением старосербской литературы является жизнеописание Стефана Лазаревича (1389–1427), которое составил в 1431–1432 гг. Константин Философ, принадлежащий к окружению патриарха Евфимия Тырновского 1084 . Богатое подробностями повествование помещено в широкие исторические рамки и имеет значение в том числе и для византийской истории первых трех десятилетий XV в. Истории Эпира во второй половине XIV в. посвящена анонимная хроника, ошибочно приписанная монахам Комнину и Проклу 1085 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камеи Илья – 738 Камия Григорий – 224, 270, 307, 331, 366, 367, 393, 401, 402, 429, 439, 448, 477, 554, 596, 607, 739 Камия Макрина – 367 Камогава Исайя – 44 Камои Стефан – 219, 244, 362, 395, 485, 528, 680 Канан Игнатий – 515, 676, 677 Канасуги, ученик – 425, 439, 449 Канеко – 803 Канеко из Харварда – 241 Канеко, чиновник банка – 597 Канеко Иоанн – 302 Канеко Павел – 756 Канеко Яков – 728, 730, 757, 761 Кан-ин, принц – 258, 747–749, 799 Канин – см. Кан-ин Канно Василий – 73, 74 Канно Иоанн – 66, 67 Канно Марк – 77 Кано Андрей – 679 Кано Петр – 162, 198, 288, 307, 415, 418, 423, 452, 539, 540, 548, 556, 575, 579, 605, 607, 625, 628–635, 639, 642, 643, 650, 653, 659, 674, 679, 680, 694, 706, 721, 734–739, 741, 749, 758, 776, 781, 782, 786, 799 Кано Симеон – 60 Кано Тит – 262, 375 Капитон – 25, 26 Кароо – 514 Карпентер – 764 Карский – 449 Касавара Яков – 556–558 Касаи (Касай) Моисей – 360, 460, 640, 666, 676 Касай Стефан – 360 Касиваги Никанор – 18, 20, 520 Касивазаки Капитон – 329 Касукабе Мария – 101, 177, 178, 413 Катакура Иоанн – 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29, 32–34, 36, 41–43, 44, 127, 199, 227, 235, 298, 323, 334, 335, 380, 421, 437, 492, 500, 501, 511, 530, 539, 553, 557, 562, 600, 630, 715, 784, 823 Катаока Василий – 185 Катаока Иоанн – 251, 496, 620–622, 624, 626, 671 Катаяма – 487, 497 Като Алексей – 241 Като Виссарион – 54 Като Игнатий-554, 567, 569, 573, 576, 577, 586, 597, 613, 640, 762, 764, 768–770, 772, 788, 792 Като Иоанн – 346, 382, 383, 615, 627, 635, 663 Като Ирина – 567, 769 Като Матфей – 133, 136 Като Римма – 267, 359, 361 Кацумата Павел – 17, 19, 20, 21, 23, 553, 717, 816 Кацумата Сергий – 61, 62 Кацубара Симеон – 51 Качалов – 399 Каяно Яков – 122, 136, 137, 141, 146, 214, 450, 541 Кванно Анна – 87, 88, 90, 114, 120, 124, 144, 154, 177, 178, 189, 252, 273, 280, 287, 288, 299, 324, 359, 428, 450, 467, 494, 497, 507, 510, 514, 517, 542, 551, 574, 576, 581, 625, 635, 654–656, 663, 681, 682, 699–703, 705, 753, 754, 756, 760, 769, 775, 777–779, 794, 831–833, 835

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Совершенно справедливо говорит Parisot: «Подробности верны; но целое может ввести в заблуждение, а иногда быть может к этому и стремится». Со стороны формы труд Кантакузина имеет значительные достоинства; он обладает единством композиций и тона. Строгая связь всех частей получается главным образом в силу того, что все целое сгруппировано вокруг одного центрального пункта – вокруг личности автора. Так, первая книга повествует о Кантакузине – любимце предполагаемого наследника престола, вторая о Кантакузине – первом министре империи, третья о Кантакузине – претенденте на престол, наконец, четвертая о Кантакузине – регенте и о причинах его падения. В своем языке Кантакузин не обнаруживает такой обширной начитанности, как Григора; но, быть может, именно поэтому он пишет несколько проще и понятнее последнего. Несмотря на классический стиль, произведение Кантакузина является одним из древнейших памятников народно-греческой прозы. Здесь есть письмо турецкого султана к императору, которое Кантакузин передает буквально 78 . По мнению Parisot, Кантакузин только перевел это письмо на греческий язык; но без всякого сомнения оно было написано на народно-греческом языке самим султаном; это доказывается уже фразой, которая в тексте предшествует письму: πεμπε δ κα πρς βασιλα γρμματα οτως χοντα ν λξει. Кроме исторического сочинения, Кантакузин написал еще парафразу первых пяти книг этики Аристотеля и ряд богословских сочинений. Издания: Исторический труд: Сперва издал по латыни lac. Ponmanus«oм Ingolstadt 1603. Затем неизвестным Graece et latine 3 voll. CP 1645. Повторено CV 1729. В CB ed. J. Schopen 1828–32 с дополнениями СР. Текст улучшили Niebuhr и Heinrich Graverm. Повторено PG CLIII–CLIV стр. 1–710, вместе с писаниями против мухаммедан и варлаамитов. § 32. Иоанн Канан (»Ιωαννης Κανανς) взялся за перо по тому же побуждении, как некогда Феодосий Сиракузский и Иоанн Камениат. Летом 1422 года Мурад II решил нанести смертельный удар остаткам империи ромеев. Он стянул к столице около 50.000 войска. 24-го Августа начал штурм стен; однако, турки были отбиты, благодаря мужественному сопротивлению народа, и даже потеряли свои осадные машины. Когда вскоре после этого брат Мурада появился с войском перед Бруссою, чтобы завладеть престолом, Мурад был вынужден снять осаду Константинополя. Канан, который подобно патриарху Сергию, приписывает спасение столицы заступничеству Св. Девы, рассказывает это событие в сочинении, озаглавленном: ωννου το Κανανο διγησις περ το ν Κωνσταντινουπλει γεγοντος πολμου κατ τ λ τος τε μουρς πς παρπεσε τατ μετ δυνμεως βαρεας κα παρ» λγον τατην κρτει, ε μ πραγνος μτηρ το κυρου τατην φλαξε.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Канан, подобно Феодосию и Камениату, не историк по призванию, он даже не умеет пользоваться византийским литературным языком; но как раз наивность речи придает известную прелесть его сочинениям. Замечательно, что его язык, по мере течения рассказа, все более и более приближается к народному наречию; а при описании главного приступа неприятеля автор, наконец, совершенно забывается и в увлечении отбрасывает все условности литературного языка. Благодаря этому, его рассказ, несмотря на плаксивость тона и тяжеловатость стиля, приобретает некоторую свежесть, становится симпатичнее и понятнее трескучих периодов многих византийских историков специалистов. В то время, как последние часто бывают трудны для понимания вследствие их педантичного пристрастия обозначать народы, местности, времена года и прочие понятия посредством аттических наименований, у Канана мы знакомимся с подлинными названиями войсковых частей, вооружения, осадных снарядов и т. п. Издания: Ed. pr. Leo Allatius СР (с Иоилем и Акрополитом). В СВ ed. I. Bekker 1838 (с Франзом и Анагностом). Повторено PG CLVI стр. 61–81. § 33. Иоанн Анагност (’Iωννης " Αναγνστης) из Солуни описал по просьбе одной высокопоставленной особы взятие своего родного города турками в 1430-м г.: Διγησις περ τς τελευταας λσεως τς Θεσσαλονκης συντεθεσα πρς τινα τν ξιολγων πολλκις ατσαντα περ τατης ν πιτμ. Хронологически Анагност стоит близко к Канану, описавшему незадолго перед тем подобное же событие. Однако, эти два писателя довольно сильно различаются в способе обработки своего материала. В то время как Канан наивно, по-простонародному передает свои впечатления, Анагност видимо стремится группировать события по всем правилам искусства и заботится о чистоте греческого языка. В общем его рассказ носит деловой характер и заслуживает доверия; за исключением введения, где он впадает в плаксивопроповеднический тон, он воздерживается от преувеличений и декламации. Цитаты из св. Писания и из Гомера общими с прочими историками специалистами, которым он подражает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Оставалось надеяться лишь на помощь Бога, что прекрасно выразил еще Иоанн VII, отвечая посланцам Баязида I, требовавшим весной 1402 года сдать столицу: «Скажите своему господину, что мы слабы, но уповаем на Бога, который может сделать нас сильными, а сильнейших низвергнуть с их престолов. Пусть ваш господин поступает, как хочет» 389 . Попытка Мурада II в 1422 году также не увенчалась успехом, что было воспринято греками как явное чудо. Иоанн (Ласкарь) Канан, повествуя о явлении Богородицы на городских стенах, делает чрезвычайно важные для нашего исследования замечания об участии в отражении штурма горожан, вдохновленных помощью свыше: «Римляне, хотя и весьма утомленные, прыгали от радости и счастья. Они хлопали в ладоши и посылали особые благодарности Богу… Они [горожане] выводили друг друга из укрытий, ибо те, кто дрогнул сердцем или побежал, изменились, став храбрыми и благородными воинами, которые презирали как удары, так и жуткие раны, и, уповая на Святую Деву Марию, вооружились они мечами и камнями и обрушились на безбожных грабителей, дабы прогнать их, как дым прогоняет пчелиный рой. И вышли они… с оружием, которое имели, иные с голыми руками, прочие с дубинами и мечами. Они привязывали веревки к блюдам, с которых вкушали пищу, или к крышкам бочек, делая себе щиты. Иные шли на бой даже и без всего этого, но сражались храбро и с отвагою, пусть и вооруженные лишь камнями…» 390 . Из земных же средств оставалось лишь просить о помощи Запад, ради чего Иоанн VIII и пошел на заключение Унии с Римом на Ферраро-Флорентийском соборе, но латиняне вовсе не спешили на помощь некогда великой империи, слишком занятые разрешением собственных проблем. Именно поэтому на зов Константина Драгаса не откликнулось ни одно европейское государство, кроме, собственно, самого Рима. Фактически дело защиты Константинополя легло на плечи 5000 греков и 2000 итальянских добровольцев, которым противостояла 130 тысячная армия султана. Религиозный элемент, несомненно, постоянно имел место в византийско-турецкой политике, так, узнав о смерти Мурада, находившийся в Трапезунде Франдзис сообщает: «В феврале...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелов Д. Богомильство в Болгарии/Пер. с болг. М., 1954. Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. Божилов И., Гюзелев В. История на средновековна България, Ï VII- XIV век. София, 1999. Васильев А.А. Ласкарь Канан, византийский путешественник XV в. по Северной Европе и в Исландию. Харьков, 1914. Гарретт М. Венеция: История города/Пер. с англ. М., 2007. Горянов Б.Т . Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Домбровский О.И., Махнева О А. Столица Феодоритов. Симферополь, 1973. И. Сумрак Buзahmuje: (Време Jobaha VIII Палеолога, 1392– 1448). Београд, 1984. Еманов А.Г. Север и Юг в истории коммерции. Тюмень, 1995. Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. Занемонец А.В. Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1454–1456). М., 2010. КажданА.П. Аграрные отношения в Византии XIII-XV вв. М., 1952. Каллист (Властос), мон. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: Проблемы торговли. М., 1990. Карпов С.П. Путями средневековых мореходов: Черноморская навигация Венецианской республики в XIII-XV вв. М., 1994. Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М., 1996 (переизд.). Культура Византии, [III]: XIII – первая половина XV в. М., 1991. Курбатов Г.Л. Скандербег – народный герой Албании. Л., 1961. Лебедева И.Н. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы. Л., 1968. (Палестинский сборник. 18). Литаврин Г.Г. (ред.). Развитие этнического самосознания народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы в XV в. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вмешательством Божией Матери византийцы и объясняли свое спасение. Помянутый нами Иоанн Канан пишет: «У турок было погибших и раненых более тысячи; у нас же, говорю истину, раненых было менее сотни, а погибших – не более 30. И радуйтеся, друзья, радуйтесь, и освобождению Города, и доблести и выдержке греков, и – всечудесному чуду, совершенному Пресвятой, и воспойте Ее, славьте, и благодарственные гимны возносите за величайшее дело освобождения, которое мы восприняли от славной Приснодевы, Матери Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 37 . Город был спасен, и водворился мир. Эти переживания отразились на императоре Мануиле: через месяц после освобождения Константинополя его хватил удар. Поняв, что ему пришло время покинуть мир и что надо отдать все душевные силы приготовлению для отшествия к Небесному Царю, император Мануил отрекся от престола в пользу сына Иоанна, а сам удалился в монастырь, где принял монашескую схиму с именем Матфея. Это было осенью 1422 г. Здесь, в сосредоточенной монашеской жизни, жил, как простой монах, некогда славный царь. Существовал неписанный закон, по которому, как пишет архимандрит Керн, «уйдя раз из жизни, цари почти никогда не восходили по ступеням церковной иерархии, не были посвящаемы в сан иеродиакона, иеромонаха и т. д. Император Михаил VII (1072–77 г.г.), став после своего пострижения, по желанию императора Никифора Вотаиниата, Ефесским митрополитом, представляет едва ли не единственное исключение в этом отношении» 38 . Благодать Божия промыслительно действовала через императора Мануила. Он увещевал своего сына, императора Uoahha VIII , не возлагать надежд на достижение Унии между Восточной и Западной Церквами, говоря, что всякая попытка достичь сего лишь ухудшит существующий раскол 39 . Еще находясь на престоле, император Мануил привлек к себе одного не только высоко одаренного, но и глубоко благочестивого юношу, про которого жизнеописатель сего юноши пишет: «Посему (т. е. на сновании добродетелей и учености его) и к приснопамятному императору Мануилу, мудрому и благочестивому, он был приглашаем, и не токмо известен уже и близок, но и другом его стал и наставником во многих вещах, и был назначен редактором царских писаний, ибо он превосходил все честные седины ученых наших мужей совершен ством (знаний); и затем, он был удостоен звания председателя кассационной палаты, но отказался от сего звания».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

После года тяжкой борьбы, Мурад овладел престолом и первым делом решил отомстить Константинополю. Бедствия Константинополя описал современный историк Иоанн Канан в своем произведении: “Narratio de bello Constantipolitano...” 34 ; Мурад II подступил к стенам Константинополя с огромным войском в 80.000 человек; впервые в турецкой армии появились пушки, изрядное количество которых было направлено на город. От моря до моря турки обнесли город частоколом, подкатили многочисленные осадные башни. Как пишет Успенский, «в Константинополе правящие круги и простой народ увидели себя на краю гибели. Фанатизм османов был возбужден до крайности; из Конии явился имам (опоясавший султана мечем пророка) вместе с 500 дервишами и назначил день приступа: султан заранее отдал Константинополь воинам на разграбление. Утром 24 августа турки пошли на приступ, призывая Аллаха и Мухаммеда. Загремели пушки. В воздухе потемнело от стрел. Греки, даже женщины, вооружились поголовно всем, что было под рукою, и готовы были отчаянно отбиваться, имея в главе царевича Иоанна, стоявшего в центре у Романовых ворот» 35 . На человеческую помощь разсчитывать нельзя было. Единственно Божия Матерь могла умолить Своего Божественного Сына спасти Ея город. Император Мануил, уже в возрасте 72 лет, предался горячей молитве к Божией Матери о спасении Константинополя. К этому времени принадлежит его «Молебный Канон Божией Матери по поводу угрожающих опасностей» 36 . Возможно, что этот канон не остался только в келлейном употреблении самого императора Мануила, но и был певаем в церквах Константинополя. Целый день константинопольцы мучительно отбивались от страшного врага. Они считали себя уже обреченными на ножи турец ких солдат, как вдруг... атака прекратилась: турки сожгли все. свои осадные башни и ушли. Чудо! «История» скажет, что в Турции вспыхнули возмущения и султан Мурад должен был увести свои войска. Но почему именно в этот момент это случилось? Почему султан Мурад не остался лишний день или два и не занял Константинополя? – Для нас ответ ясен: Божия Матерь услышала молитвы императора Мануила и чудесным образом спасла Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

24. Путешествие византийского императора Мануила II Палеолога по Западной Европе. – Журнал Министерства народного просвещения, т. XXXIX, 1912, с. 41–78, 260–304. 25. Карл Великий и Харун-ар-Рашид. – Византийский временник, XX, 1913, с. 63–116. 26. Мавсолей как одно из чудес мира у Агапия Манбиджского. – Христианский Восток, т. II, 1913, с. 152–154. 27. Ласкарь Канан, византийский путешественник XV века по Северной Европе и в Исландию. – Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь профессора В. П. Бузескула. Царьков, 1914, с. 397–402. 28. Передача Андреем Палеологом своих прав на Византию французскому королю Карлу VIII. – Сборник в честь Н. Кареева. Нг., 1914, с. 273–279. 29. Описание византийских гирь и эксагиев, хранящихся в Академии. – Известия Российской Академии истории материальной культуры, т. II, 1922, с. 237–240. 30. Проблема средневекового Крыма. -Новый Восток, т. Ill, 1923, с. 378–386. 31. The Struggle [of Byzantium] with the Saracens (867–1057).– The Cambridge Medieval History, vol. IV, 1923, pp. 138–150. 32. La guerre de Cent Ans et Jeanne d " Arc dans la tradition byzantine. – Byzantion, vol. III, 1926, pp. 241–250. 33. Byzantine Studies in Russia. – American Historical Review, vol. XXVII, 1927, pp. 539–545. 34. Das genaue Datum der Schlacht von Myriokephalon. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVII, 1927, SS. 288–290. 35. Manuel Comnenus and Henry Plantagenet. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXIX, 1929–1930, SS. 233–244. 36. Zur Geschichte von Trapezunt unter Justinian dem Grossen. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXX, 1929–1930, SS. 381–386. 37. La Russie primitive et Byzance. – L " art byzantin chez les Slaves. Les Balkans. Premier recueil dedie a la memoire de Theodore Uspenskij. Paris, vol. 1, 1930, pp. 9–19. 38. Alexis I Comnenus. – Menschen die Geschichte machten, vol. 11, 1930, pp. 36–40. 39. Quelques remarques sur les voyageurs du Moyen Age a Constantinople. – Melanges Charles Diehl. Etudes sur l " histoire et sur l " art de Byzance, I. Paris, 1930, pp. 293–298.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

10 – й, р ыйлы ийле менен жалана толы шайтанны баласы! Сен р андай аыйатлыты душпаныса! Ийемизди жолларын ояса ба, жо па? 11 Мине, енди Ийемиз саан арсы олын ктерди. Сен соыр болып алып, бир анша уяш жатысын кре алмайтуын боласа, – деди. Сол оны кзлерин араы тнек аплады м ол олынан услап зин жетелейтуын адамды излеп, тирапын сыйпалай баслады. 12 ким болан крип, исенди. йткени Ийемиз тлиймата айран алан еди.   Писидияны Антиохия аласында   13 Павел менен оны жолдаслары Папостан кемеге минип, Памфилияны Пергия аласына келди. Ал Юхан оларды алдырып, Ерусалимге айтып кетти. 14 Олар Пергиядан жолын етип, Писидияны Антиохия аласына барды. Дем алыс кни мжилисханаа кирип отырды. 15 Мухаддес Нызам м пайамбарларды оыланнан со, мжилисхананы басшылары олара: халыа айтатуын нсият сзлерииз болса, мрмат, айтылар», – деп хабар жиберди. 16 Павел орнынан турды да, олы менен ишарат етип былай деди: – й, израиллылар м удайа сыйынатуын баса миллет адамлары, тылалар! 17 Бул Израил халыны удайы бизи ата-бабаларымызды талап, олар Мысыр елинде жат болып жасаанда, оларды лкен халы ылды. Соынан зини диретли олы менен оларды сол жерден алып шыты. 18 Шлде шама менен ыры жыл оларды ыырлыына шыдады. 19 Канан жеринде жети миллетти жо ылып, оларды жерин з халына мийрас етип берди. 20 Буларды ммеси трт жз жылдай етти. Соынан удай Самуел пайамбарды заманына дейин олара бийлерди берди. 21 Буннан кейин халы патша сораанда, удай олара Бенамин болан Кисти улы Саулды берди. Саул ыры жыл патшалы етти. 22 удай оны тахттан тсиргеннен со, оларды стилеринен патша етип ойды. удай ол мынадай берди: «Мен бир адамды, Ишай улы таптым. Ол Мени р бир тилегимди орынлайды» . 23 удай з бойынша оны урпаынан Израилды Ийсаны шыарды. 24 Ийса келместен бурын Яыя пткил Израил халына етип жриялады. 25 Яыя хызметин шамаласанда былай деген еди: «Мени ким деп ойлайсызлар? Мен Масих емеспен. Бира Ол меннен кейин келеди. Мен Оны ая кийимини де ылайылы емеспен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010