Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян. Потом их насильственно обратили в иудейскую веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти. Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104 – 78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него был даже дар пророческий, то Александру дали прозвище «фракиец» за его жестокость. Он был весьма успешен в своих военных походах, но его очень не любили, поскольку Александр формально, не исполнял должности первосвященника, он провозгласил себя царем. Первые Маккавеи скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды, во время праздника Кущей, он явился, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у Храма. Началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся тогда фарисеи. Те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения. Фарисеи возглавляли противную Александру партию и призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия III и присоединились к Александру Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков его, никакой благодарности к фарисеям не проявил; в это время увеличился приток в общины ессеев.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Иоанн Иоанн (ωννης – с Евр. благодать Божия; Ioannes; L: Iohannes): a., 2Ездр.8:38 . – Сын Акатана, из сынов Астафа, из начальников племен, вышедших из Вавилона с Ездрою, В 1Ездр.8:12 читается: Иоханан, сын Гаккатана, из сынов Азгада. б., 2Ездр.9:29 . – Из израильтян, сынов Виваия, имевших жен иноплеменных. В 1Ездр.10:28 : Иоханан, из сыновей Вевая. в., 1Мак.2:1 . – Сын Симеонов, отец Маттафии, дед Маккавеев, восставших на защиту веры и отечества во дни Антиоха Епифана, царя Сирийскаго г., 1Мак.2:2, 9:36–38 . – Старший из сынов Маттафии, прозываемый Гаддис. Гаддис соответствует еврейскому , что значит счастливый (Keil на Мак. р. 57). По второй книге Маккавейской, он участвовал в войне против Никанора, одного из военачальников сирийских, над которым одержана была тогда славная победа ( 2Мак.8:22–27 ). Здесь он называется Иосифом. По смерти Иуды Маккавея, принявший начальство над иудеями, Ионафан, удалившись от преследования военачальника сирийского Ваккида в пустыню Фекойскую, отправил Иоанна, брата своего, с большим запасом и народом к наватеям; но на пути Иоанн захвачен был сынами Иамврия из Мидавы и убит. Узнав об этом, Ионафан и Симон отмстили им великим их поражением за кровь брата своего ( 1Мак.9:31–42 ). Keil на Мак. p. 158–159. д., 1Мак.8:17 . 2Мак.4:11 . – Отец Евполема, одного из послов Иуды Маккавея в Рим для заключения дружественного союза с римлянами. Сн. Евполем. е., 1Мак.13:53, 16:1 . – Сын Маккавея Симона, архиерея и вождя иудеев, прозываемый Гирканом. Имя это употреблялось у иудеев и прежде ( 2Мак.3:11 ), и, может быть, происходит из отношений к сосланным в Гирканию иудеям (Keil на Мак. р. 253). Иоанн Гиркан уже известен был своим мужеством и предприимчивостью еще при жизни отца своего и поставлен был от него начальником над всеми войсками и поселен в укрепленном городе Газаре ( 1Мак.13:53 ). Вскоре после сего он, вместе с братом своим Иудою, одержал блистательную победу над Кендевеем, военачальником приморских мест сирийских, в царствование Антиоха Сидета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Радость столь блестящей победы скоро сменилась тяжким горем для Иоанна: он потерял неожиданно своего отца и обоих братьев, вероломно погибших на пиру от руки собственная зятя – некоего Птоло(е)мея, получившего от Симона, вместе с дочерью, управление иерихонскою областью. Жалкий честолюбец, мечтая о большем удовлетворении своей страсти, воспользовался пребыванием у себя Симона и, презирая все законы гостеприимства, перебил своих родных гостей, оставшихся неприкосновенными в стольких вражеских сражениях. Убийцы посланы были и в Газару, к Иоанну, но этот, к счастью, был во время предупрежден об опасности и заставил поплатиться жизнью самих убийц. Птоломей не остановился пред этою неудачей и, осуществляя свои домогательства на престол Иудеи, обратился к помощи сирийского царя. Иоанн, между тем, прибыл в Иудею и, – в силу признанной за домом Симона наследственной преемственности первосвященства и правительства, – выступил, как законный этих прав наследник и провозгласил себя «первосвященником и князем народа». Если значение Симонова правления свелось, между прочим, к тому важному результату, что он, продолжая дело Ионафана, сделал иудейский народ совершенно независимым от иноземного (сирийского) владычества, то, бесспорно, наследие Иоанна следует назвать счастливым. Он стал сразу во главе – провозглашенной политически самостоятельною – Иудеи и сумел, действительно, сдержать свое достоинство с честью. Первым делом его было – отомстить Птоломею за убиение отца и за покушение на жизнь его самого, сделанное в видах устранения последнего претендента с пути к овладению иерусалимским престолом. Птоломей запоздал своим новым коварным происком и, когда подошел к городу, увидел его уже во власти Иоанна, обеспеченного сильною поддержкой симпатизировавшего ему народа. Вместо овладения Иерусалимом, Птоломей оказался сам в опасной осаде в замке Догон (близ Иерусалима). Птоломей изловчился надолго затянуть эту осаду, побеждая Иоанна состраданием к матери и оставшимся в живых братьям, коих тиран, выводя на стену, начинал безжалостно терзать всякий раз, как воины Иоанновы делали приступы к крепости. Историк передает при этом трогательнейшую сцену, как мать Иоанна, замечая со стены медлительность сострадательного сына, умоляла его с распростертыми руками не щадить врага из-за одного только сожаления к ней. Но он и после этого не находил в себе достаточно мужества выполнить свое намерение и наконец, по случаю субботнего года, вынужден был и вовсе снять осаду. Лишив жизни мать и братьев Иоанна, варвар убежал в Филадельфию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Ианней-Александр , один из пятерых сыновей Иоанна Гиркана I, бывшего иудейским верховным правителем и первосвященником в 135–104 г. до р. Хр. Когда умер Иоанн Гиркан, старший из сыновей его – Иуда, носивший греческое имя Аристовула, унаследовал первосвященство отца, а верховное правление должно было, согласно последней воле почившего, остаться в руках его вдовы, матери Аристовула. Крайний властолюбец, – Аристовул решил, однако, объединить в своих руках все наследие отца и не остановился для этих планов пред. самыми ужасными мерами. Главную свою соперницу – мать он заключил в темницу, где она умерла голодною смертью , а братьев все время томил в узах, погубил любимейшего из них Антигона и, достигнув своей цели, переменил звание «верховного правителя» на царское, возложив на себя корону. Так восстановилось, после 381-летнего перерыва, царское правление в народе израильском. Но добытая столь ужасною кровью корона скоро задавила своею тяжестью самого Аристовула. Мучась от страшных угрызений совести, он преждевременно сошел в могилу, процарствовав всего один только год (104–103 г. до р. Хр.). Тотчас после смерти несчастного, супруга его Саломия (носившая также и греческое имя Александры) освободила братьев его от уз и передала престол и первосвященство старейшему и способнейшему из них Ианнею или Александру, одновременно с чем стала также и его женой. Иосиф Флавий рассказывает, что этот Ианней с самого дня рождения был в ненависти у своего отца и по самый конец его жизни не являлся ему на глаза, проживая в Галилее. За исключением сомнительности последнего, – ввиду того, что Галилея едва ли входила тогда в пределы Иудеи, – можно не отказать Иосифу в достоверности самой этой опалы, не столь достоверную причину которой он указывает в откровении, бывшем Гиркану на вопрос, какой из его любимых сыновей (Антигон или Аристовул) будет ему преемником, причем, вопреки ожиданию, был назван Александр (Ианней). Тотчас по восшествии на престол, Александр заявляет себя, как государь жестокий, умертвив одного из своих братьев, заикнувшегося о претензиях на престол; и все его 26–27-летнее царствование (103–76 г. до р. Хр.) протекло в постоянных междоусобных войнах с ненавидевшими его (за происхождение от невольницы) иудеями, жестокое обращение с которыми заслужило ему, по справедливости, прозвище фракиды, т. е. «губителя». При внутренней борьбе с собственными подданными, Ианней затевал не всегда счастливые походы и на внешних своих врагов, сопровождавшиеся тою же необузданною жестокостью и всякого рода эксцентричностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Маккавейсние книги Маккавейсние книги. Подвиги Маккавеев и состояние иудейского народа в их время описаны в так называемых книгах Маккавейских. Книги эти известны у евреев под именем книг Асмонеев (); в греческой и славянской Библиях они называются: πρτος (т. е. λγος) Μακκαβιων, δετερος – и τρτος Μακκαβαων – первая, вторая и третья Маккавейская книга. В первой из них, после краткого замечания о завоеваниях Александра Македонского и распадения его монархии и изображение страшного гонение Антиоха Епифана на религию и народ иудейский, повествуется далее о восстании Маттафии священника на защиту веры и отечества, и затем излагаются подвиги сыновей его: Иуды Маккавея, Ионафана, Симона, и повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симонова, Иоанна Гиркана. Кто писатель этой книги, ни в Писании, ни в предании иудейском нет на это никаких указаний, так что об этом существуют только одни предположения. Иные приписывают книгу эту Иоанну Гиркану, сыну Симона, другие – Иосифу Флавию, еще иные – великой синагоге иудейской. С большей вероятностью можно полагать, что писатель ее, если не был сам Иоанн Гиркан, то вероятно, один из современников его, потому что до этого только времени доводится в ней история; видно, что писатель был иудей палестинский, преданный вере отцов своих, и близок был ко времени описываемых событий и хорошо знаком с ними (сн. 1Мак.16:23 ). В этом же частью убеждает и несовершенное знакомствоего с римским народом и его историей (сн. гл. 1Мак.8 ), что было бы трудно предположить в позднейшем писателе, когда имя римлян гремело, можно сказать, во всем мире. Так. обр., происхождение этой книги можно отнести ко времени, около которого случилась смерть Иоанна Гиркана, к последней четверти второго века до Р. Хр. По мнению Оригена и Иеронима, книга эта первоначально написана была на еврейском языке, но теперь существует только на греческом. Что греческий есть перевод с еврейского, доказывают часто встречающиеся гебраизмы и погрешности перевода, объясняемые с еврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРЕША (Марисса), библейский город, в греко-римское время - столица Идумеи . Исследователи отождествляют М. с араб. Телль-Сандаханна (впервые Э. Робинсон; евр. наименование Тель-Мареша), расположенным в 2 км южнее Бет-Гуврина (Бейт-Гуврина) и в 30 км на юго-восток от Ашкелона. Идентификация М. основана на упоминаниях в текстах Библии и Иосифа Флавия, согласно к-рым М. располагалась в вост. части Шефелы (ср. также Euseb. Onomast. 130. 10). Предложенная В. Гереном и Британским исследовательским об-вом альтернативная идентификация М. с Хирбет-Маръаш, находящимся в 1 км южнее данного места, не получила подтверждения в ходе археологических исследований: У. М. Ф. Петри обнаружил там только рим. развалины. Это позволило заключить, что идентификация М. с Телль-Сандаханна верна (она подтвердилась дальнейшими исследованиями, в частности найденной в гробнице надписью с упоминанием сидонской общины, живущей в М.). В источниках М. упоминается среди городов, отошедших в удел колена Иуды (Нав 15. 44; ср.: 1 Пар 2. 42). В правление царя Ровоама М. была одной из крепостей, защищавших юж. границы Иудеи. Егип. фараон Осоркон I (в Библии Зарай Ефиоплянин), воевавший с царем Асой , достиг М. (900 г. до Р. Х.), но был остановлен в долине Зефата (согласно Септуагинте, к северу от М.- 2 Пар 14. 8-9). После разрушения Первого храма М. вместе с Юж. Иудеей отошла к Идумее. В эллинистический период она стала главным городом в Зап. Идумее, заменив в этом статусе Лахиша . Во время Хасмонейских войн город служил базой для нападений на Иудею и впосл. был разрушен Маккавеями. В эллинистический и, возможно, еще в персид. период в М. поселились жители Сидона. Иоанн I Гиркан захватил М. вместе с Идумеей ( Ios. Flav. Antiq. XIII 257; Idem. De bell. I 63), и город оставался иудейским ( Idem. Antiq. XIII 396) до завоевания Иудеи Помпеем в 63 г. до Р. Х. (Ibid. XIV 75; Idem. De bell. I 156). Город был восстановлен рим. правителем Сирии Габинием в 57-55 гг. до Р. Х. и, вероятно, в 40 г. до Р. Х. вместе со всей Зап. Идумеей отошел к царству Ирода Великого . В том же году парфяне уничтожили М. ( Idem. Antiq. XIV 364; Idem. De bell. I 269) и соседнее евр. поселение Бет-Гуврин стало главным городом региона. Раскопки

http://pravenc.ru/text/2561986.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Маккавеи Маккавеи [от евр. маккевет, " молот» ]. I. Прозвище «Маккавей» носил вначале Иуда, третий сын священника Маттафии ( 1Мак. 2:4 ). Затем оно распространилось на всю семью. Обычно это прозвище возводят к др.-евр. маккевет или арам. маккава – «молот». Согл. же традиц. иуд. толкованию, оно является аббревиатурой др.-евр. оригинала стиха Исх. 15:11 : «Кто, как Ты, Господи, между богами?» II. 1) В период гонений на иуд. народ со стороны сир. царя Антиоха IV Епифана (175–164 гг. до Р.Х.) священник Маттафия из Модина (в 10 км юго-вост. Лидды) поднял восстание против чужеземной власти, которое после его кончины возглавили пятеро его сыновей. Из них вначале особо отличился Иуда. Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х. В память об этом иудеи установили ⇒ праздник Обновления – Хануку (см. Ин. 10:22 ). В 160 г. до Р.Х. Иуда пал в бою с сирийцами. Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври – членами разбойничьего племени в Заиорданье. Воспользовавшись отсутствием единства среди сирийцев, Ионафан сумел достичь значит. успехов, но и он в 143 г. до Р.Х. был убит сир. военачальником Трифоном. После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, – Симону, второму сыну Маттафии. Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сир. гарнизоны в Иудее; 2) в 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником и князем. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними убедит. победу. В 135 г. до Р.Х. Симон был убит своим зятем Птоломеем. Вместе с ним жертвами заговора пали и его сыновья – Маттафия и Иуда, Иоанн же спасся и захватил власть. Он получил прозвище Иоанн Гиркан. За время своего долгого и успешного правления (135–105 гг. до Р.Х.) он покорил идумеев. Его сын Аристобул I стал его преемником. Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев, постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям, пребывавшим под влиянием греч. культуры, Аристобул же присвоил себе цар. титул. Он правил в 105–104 гг. до Р.Х., затем на престоле его сменил брат – Александр Яннай (в 104–78 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

прот. Александр Мень Самарянское Пятикнижие Самарянское Пятикнижие, древняя сохранившаяся в общине самарян. Самаряне. Название общины происходит от столицы древнего Самарии (евр. , шомерон), основанной в 9 в. до н.э. Со времени правления Давида жители Севера тяготились главенством Иерусалима и после смерти Соломона отделились (см. статью царств). Северяне имели собств. традиции и святые места (Сихем, Вефиль, Дан), однако исповедовали общую всем израильтянам богооткровенную религию. В 721 Северное, Самарийское, царство было уничтожено ассирийцами, но при царе Иосии в 20-х гг. 7 в. его земли были снова присоединены к Иудейскому царству. Однако уже за столетие до Иосии население Ефрема стало смешанным. Ассирийцы депортировали туда множество выходцев с востока. «Господа они чтили, и богам своим они служили», – свидетельствует ( 4Цар.17:33 ). После возвращения из Плена иудеи стали смотреть на северян как на людей, утративших чистоту религии. Когда самаряне пожелали принять участие в постройке Храма, они получили отказ. Конфликт между Севером и Югом углубился из-за того, что при персидском господстве самарянский правитель Санваллат получил контроль над Иерусалимом. Около 330 до н.э. самаряне построили собственный храм близ Сихема на горе Гаризим. В конце 2 в. до н.э. хасмонейский царь Иоанн Гиркан I разрушил этот храм, но самаряне продолжали приходить на это место для совершения обрядов. В евангельскую эпоху вражда между иудеями и самарянами не утихла (ср. Ин.4:9 ). В Иудее тех лет самарян считали раскольниками, еретиками, почти язычниками. В свою очередь, самаряне считали, что именно они есть «Истинный Израиль». В настоящее время самарянская община в Палестине насчитывает около 620 человек. Самарянское Пятикнижие. Хотя вначале самарянская религия имела черты к 4 в. до н.э. она освободилась от них. Основой самарянского вероучения стало Пятикнижие, которое, по преданию, принес в Сихем Манассия, брат иудейского первосвященника (ср. Неем.13:27–31 ). Уцелевшие древние списки Самарянского Пятикнижия не старше 11 в. н.э. Они написаны особым генетически связанным с алфавитом. Европейские ученые ознакомились с Самарянским Пятикнижием в 1616. Впервые оно было напечатано в Парижской (1645). Исследователи установили, что самарянская рецензия Пятикнижия близка к и ряду библейских рукописей Возникновение Самарянского Пятикнижия предположительно относят к 5 в. до н.э., т.е. к эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I ГИРКАН (175-104 гг. до Р. Х.), первосвященник и этнарх Иудеи из династии Хасмонеев, правивший со 135/4 до 104 г. до Р. Х. И. Г. был 3-м сыном одного из лидеров Маккавейского восстания Симона Маккавея. Талант военачальника проявился у И. Г. уже при завоевании Акры (ок. 141 г. до Р. Х.), сир. крепости, построенной рядом с Иерусалимским храмом и ставшей оплотом просир. партии в Иерусалиме (об этом см. разд. «Греко-римский период» в ст. Израиль древний ). После взятия Акры Симон назначил И. Г. начальником евр. войск в г. Гезере (Газаре) (ср.: 1 Макк 13. 53). Власть над Иудеей И. Г. унаследовал после смерти отца, погибшего вместе с 2 старшими сыновьями от руки зятя Птолемея, к-рый по совету сир. царя Антиоха VII Сидета (138-129) попытался завладеть троном этнарха. Однако народ не поддержал Птолемея, и оставшийся в живых И. Г. без труда овладел Иудеей ( Ios. Flav. Antiq. XIII 7. 4). Лепта, отчеканенная при Иоанне I Гиркане. Реверс, аверс Лепта, отчеканенная при Иоанне I Гиркане. Реверс, аверс В первый же год правления И. Г. столкнулся с проблемой защиты страны от сир. завоевателей. Антиох VII вторгся в Иудею, опустошил почти всю страну и осадил Иерусалим. По условиям капитуляции иудеи должны были снести часть городской стены и выплатить значительную контрибуцию в качестве наказания за завоеванные еще Симоном Маккавеем греч. города Иоппия и др. (Ibid. 8. 2-3). Размещения селевкидского гарнизона в Иерусалиме удалось избежать только после уплаты дополнительной дани в 500 талантов и предоставления заложников (Ibidem). Иосиф Флавий сообщает о посольстве И. Г. в Рим, где сенат подтвердил союз с Иудеей и принял указ, согласно к-рому Антиох должен был вернуть И. Г. оставленные иудеями прибрежные города. Практической помощи, однако, со стороны римлян не последовало (Ibid. 9. 2). По мнению ряда исследователей, это событие относится к периоду войны И. Г. с Антиохом VII 134 г. ( Schürer . 1973. P. 204-205).

http://pravenc.ru/text/469568.html

протоиерей Николай Попов Времена независимого состояния иудеев Симон (5366 год от сотворения мира, 143 год до Рождества Христова) 535 Симон, сын Маттафии, сделавшись начальником и вождем иудеев, совершенно освободил свое отечество от власти сириян. В благодарность к заслугам Симона, иудеи торжественно утвердили власть и первосвященство за Симоном и потомством его на век, пока не восстанет Пророк верный, ожидаемый всеми народами, и положили начало новому летоисчислению от Симона Архиерея, вождя и правителя иудеев. Симон был вероломно убит зятем своим, хотевшим владычествовать над иудеями ( 1Мак. 13–16 ). Иоанн Гиркан. Князья Асмонеи: Аристовул I, Александр Ианней Сын Симона, Иоанн Гиркан (разоритель врагов) был последним из героев, которые прославили род маккавеев. Он покорил идумеев и заставил их принять закон Моисеев; покорил самарян и разрушил их храм на горе Гаризим. При нем стали известны секты фарисеев и саддукеев. Иоанну Гиркану наследовал старший сын его, Аристовул. Гиркан имел только звание князя иудеев, но Аристовул принял корону и титул царя. Как он, так и его потомки получили название князей Асмонеев, по имени Асмонея, прадеда Маттафии. Аристовул обесславил себя страшными злодеяниями. Гиркан, отец его, поручил управление Иудеей матери его, но он приказал ввергнуть ее в темницу и уморил голодом. Из четырех братьев он любил только одного, Антигона; прочих братьев держал в оковах. Антигона он сначала облек первыми должностями в царстве, но потом, по клеветам своей жены, приказал убить. Эти злодейства возбудили в нем угрызения совести, которые свели его в могилу. Аристовулу наследовал его брат, Александр Ианней. Он вел много войн с соседними народами с переменным счастьем. После великих побед он испытал великие поражения, но всегда выходил из них с честью. Менее счастлив он был в подавлении возмущений своих подданных, и никак не мог приобрести их уважения к себе. По смерти Александра Ианнея, власть над Иудеею осталась в руках его вдовы, Александры. Она имела двоих сыновей, различных по характеру своему, Гиркана и Аристовула. Гиркан был тих и смирен, – она вручила ему первосвященство. Аристовул был предприимчив и отважен, – он получил начальство над войском. Александра управляла Иудеею девять лет, до своей смерти (Иос. Фл. Др. Иуд. кн. 13, гл. 8–16). Читать далее Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания/Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010