Тридцатый день. Поучение 2-ое. Св. Иоанн воин. (О плодах молитвы). I. Св. Иоанн, ныне прославляемый, служил воином при царе Юлиане-отступнике. Юлиан послал под его предводительством отряд воинов для преследования христиан; но так как сам Иоанн был христианином, то, вместо того, чтобы преследовать, он укрывал христиан и помогал им всем, чем мог: и деньгами, и пищею, и одеждою; заключенных уже в темнице посещал, утешал и ободрял. (Вот почему и прибегают с молитвою к св. Иоанну воину особенно в случаях нужды и обид). Когда Юлиан узнал о таком действии Иоанна, то потребовал его к себе в столицу. Отданного под суд Иоанна связанного повели к тирану-царю; дорогою морили его голодом и жаждою и били его; а потом, до прибытия царя, заключили на долго в темницу. Здесь-то и напало на мученика Христова малодушие; он боялся ожидаемой лютой казни. Иоанн воин против малодушие вооружился молитвою. «Господи! Ты видишь слабость мою, восклицал Иоанн, помоги мне; сомнения колеблют ум мой; поддержи меня! Не устою, если Ты, всесильный, не поможешь мне». Господь услышал молитву мученика; сомнения и малодушие исчезли; в сердце появились мир и надежда на Бога. По смерти Юлиана, Иоанна освободили. Тогда-то исповедник Христов посвятил всего себя на пользу и утешение скорбящих и бедствующих. Он говорил: «переносите терпеливо скорби ваши, возлюбленные! Господь щедр и милостив; Он не возложит на вас бремени выше сил ваших. Он знает, что каждому из нас нужно. Как после бури наступает тишина, так и горе сменяется радостию. Но посреди радостей земных, учит Иоанн, не забудем бывших скорбей и будем сохранять свято заповеди Господни». Скончался св. Иоанн в глубокой старости. II. Мы видели, братия, что св. Иоанн воин «в молитве нашел помощь и утешение в скорбях и несчастиях». Это и нас да научит обращаться к молитве и от нея ожидать великих и богатых плодов милосердия Божия. Молитва доставляет и блага телесныя, и блага душевныя. А. Блага телесные главнейшие суть: здоровье и пища . а) Молитва хорошее здоровье поддерживает, а расстроенное здоровье поправляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тридцатый день. Поучение 3-е. Св. великомучен. Иоанн воин. (Самое надежное утешение в скорбях христианин может найти у подножия креста Христова). I. Из жизни св. великомученика Иоанна воина, ныне прославляемаго, известно, что он, сам испытав много скорбей, всю свою жизнь посвятил на то, чтоб утешать скорбящих и обуреваемых разными несчастиями людей Вот где основание, почему к св. Иоанну воину обращаются христиане, впавшие в разные несчастные обстоятельства жизни, и просят его молитвенно ходатайствовать пред Богом и по мере веры своей получают просимое. II. Как св. великомученик Иоанн воин, утешая скорбящих, указывал им на крест Христов, так сделаем в настоящем случае и мы, и скажем, что самое скорое, прямое и надежное утешение во всех своих скорбях христианин найдет у подножия Господняго креста. Нет человека на земле, который не хотел бы владеть благом, услаждающим все горести души. А как много скорбей на земле! Оне неизбежны здесь ни для кого. Где найти защиту против скорбей временных? Путешествуют по морям и суше, тратят труды и издержки, стараясь найти желаемое счастие. И как часто концем всех трудов бывает одно крушение духа! Где же течет светлая и чистая струя счастия для души нашей? Нигде более, как при подножии креста Христова. а) Тяжело терпеть потерю богатства, добытого трудом, особенно если не находят потом помощи в вопиющей нужде и у тех, которые могли бы помочь. Но, лишаясь утешения человеческого, не находят ли утешения у подножия креста Христова? Кого видим мы на кресте? Видим Господа нашего, Который, служа спасению людей, не имел, где главы преклонить, с Которого нечестивые сняли последнюю одежду и оставили нагим, Которого в жажде поили желчию и уксусом. Для чего терпел Он все это? С тем, чтобы доставить в вечности покой и довольство тем, которые терпеливо переносят нищету, голод и жажду. «Весте, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор. 8, 9 ). Помните эту благодать великую и утешайтесь в нищете своей все нищие Божии! Вы лишены временного и тленного богатства: а на кресте возвращается вам вечное богатство. Вас не окружают почет и довольство, которыми окружает богатство: но вас окружает честь земной участи Господа вашего. Вы не блистаете среди знати земной: но вступили на дорогу знати небесной: О, благословляйте Господа за долю свою!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой мученик Иоанн Воин + Православный Церковный календарь Праздники и посты в 2022 году. Новый стиль Старый стиль Святой мученик Иоанн Воин День памяти: 30 июля Иконы 822 x 1000 Жития Молитвы Тропарь мученика Иоанна Воина глас 4 Всеблагаго Бога и Царя/благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/пострадав бо ради веры мужески,/блаженно же скончав течение,/зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./От Негоже прием дарование чудес,/страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/укрепляеши воины в ратех,/от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/да во всяком обстоянии сотворит нам милость/и не введет нас во искушения,//но спасет души наша, яко Человеколюбец. Ин тропарь мученика Иоанна Воина глас 8 Блаженство евангельское возлюбив, Богомудре Иоанне,/чистоту сердца девством почтил еси./Темже суету мира сего пренебрег,/устремился еси зрети Бога,/Иже тя прослави чудесы во врачевании различие страждущих./Сего ради молим тя:/проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления/и получения Царства Небеснаго. Кондак мученика Иоанна Воина глас 6 Благочестиваго воина Христова,/победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/и молится Господу Богу//от всяких бед спасти правоверныя. Ин кондак мученика Иоанна Воина глас 3 Великая скорбным людем радость в бедах обретаешися, чудотворче Иоанне,/всякия бо страсти молящим тя врачуеши,/исполняя их прошения./Темже и ныне моли Господа,/да спасет ны в милости Своей. Молитва святому Иоанну Воину О мучениче Христов, Иоанне воине! Храбрый еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем православным христианом. О великий заступниче и угодниче Христов, Иоанне воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостоиных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека, тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия.

http://days.pravoslavie.ru/name/969.html

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 44 Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр. 3:21 ). Св. тайнозритель Иоанн, передавший нам из уст Иисуса Христа величественное обетование, не изъясняет, кто те великие и славные победители, которые имеют сесть с победителем Христом на престоле Его, кого и как они побеждают, да и что такое значит сесть на престоле? Посему нам самим должно искать изъяснения в Слове Божием. И когда приличнее сделать сие, как не в настоящий день, когда мы прославляем и ублажаем великого Угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая? Побеждающему дам сести со Мною на престоле. Явно, что победитель должен быть воин, снабженный всем потребным оружием. Ибо победа не бывает без сражения, и сражаться без оружия невозможно. Кто же сей воин? Это царь и раб, пастырь и пасомый, начальствующий и подчиненный – это всякий христианин. Знал ли ты, возлюбленный слушатель, о том, что состоишь в военной службе у Царя Небесного? Знай, что и Апостолы смотрели на себя, как на воинов: во плоти ходяще не по плоти воинствуем, говорит о себе и о других Апостол Павел ( 2Кор. 10:3 ); знай, что сей Апостол и возлюбленному своему по духу чаду Тимофею преподал наставление, как воину: воинствуй, говорит ему, доброе воинство, то есть, проходи добрую службу воина, храня веру и добрую совесть ( 1Тим. 1:18 ), и злопостражди, яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим. 2:3 ). Различие воина от невоина состоит во внешности, но по внутреннему человеку не должно быть различия. Не два пути к престолу вечной славы, но один. Побеждающему дам сести на престоле Моем. С кем должны мы сражаться, и кого побеждать? Разрешение сего вопроса находится в победе, совершенной Иисусом Христом. Кого же победил Христос? Христос победил сатану. Для того и явился Сын Божий, говорит Св. Иоанн, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин. 3:8 ). Вспомним победу Его над диаволом в пустыне. Чего не делал сей лукавый, искушая Господа? Сперва раскинул сеть чувственных удовольствий: рцы, да камение сие хлебы будут ( Мф. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Е.Н. Никулина Тема 6. Святость в миру: благоверные, юродивые, праведные Среди святых мирян наиболее известны благоверные правители и юродивые – святые, находившиеся на противоположных «полюсах» общества. Подвиг этих святых получил осмысление в целом ряде богословских трудов. А о святых мирянах, не принадлежавших ни к «верхам», ни к «низам», сведения немногочисленны и обрывочны. Тем не менее, это те самые святые, образ жизни которых наиболее близок к нашему. Во время лекций по агиологии слушатели, узнавая о подвигах апостолов, мучеников, святителей, преподобных, часто спрашивали: «А миряне? А нам что остается? Мы ведь не можем бросить семью и уйти в пустыню, мы не апостолы и не мученики... Где примеры, которым мы, живя в миру, могли бы подражать, где «доступные» образцы? Может ли человек, живя обычной мирской жизнью, достичь святости? Есть ли святые из «обычных» мирян?» Над всеми этими вопросами нам и предстоит задуматься. Миряне составляют очень незначительную часть от общего числа прославленных святых. Так, в Указателе I к Полному Месяцеслову Востока архиеп. Сергий (Спасский) приводит 2140 имен святых, из которых только около 100 (менее 5%) – миряне (мученики в это число не включены, список святых мирян – в приложении к теме) 839 . В этом списке наиболее многочисленную группу (43 человека) составляют святые правители: 6 византийских императоров и императриц (Константин и Елена, Пульхерия, Юстиниан и Феодора, Феофания), 31 русский князь, чешские князья Людмила и Вячеслав, сербский князь Лазарь; цари – Эфиопский Фулвиан, Персидский Иоанн-Моавия, Индийский Авенир. В списке святых мирян 8 юродивых, родители святых (св. Нонна, мать свт. Григория Богослова ; св. Марфа, мать прп. Симеона Дивногорца; св. Еввула, мать вмч. Пантелеймона; современники апостолов родители мученика Конона), воины (Иоанн Воин, Михаил Болгарин воин), 3 диакониссы. Особую группу святых мирян составляют лица, о которых повествует Священное Писание Нового Завета: св. праведный Иосиф Обручник, жены – мироносицы, сотники Лонгин и Корнилий, Иосиф Аримафейский, Никодим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 . Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девой, так как и с женой беседовал змий. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога... к Деве, обрученной мужу» ( Лк.1:26–27 ). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, – таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, – таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, – таинстве, исповедуемом, не измеряемом. В месяц шестый послан бысть Гавриил к Деве. О каком шестом месяце говорится? О каком? С какого Елисавета приняла благовествование, с какого зачала Иоанна. Откуда это ясно? Пусть объяснит сам архангел, говорящий Деве: " вот..., – говорит он, – Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына..., и ей уже шестой месяц» ( Лк.1:36 ). В месяц шестой. Шестой месяц зачатия Иоанна. Надлежало, чтоб прежде пришел воин, надлежало, чтоб прежде явился телохранитель, надлежало, чтоб сначала проложил путь возвеститель Господня пришествия. «В шестой... месяц послан был Ангел Гавриил... к Деве, обрученной мужу», не вступившей в брак; хотя обрученной, но сохраняемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Октябрь 17 октября. Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко молитвами Рождшия Тя чудно, пренебесно умиротворил мя еси по принятии Божественных Твоих Таин и по окончании уже литургии и грехи мои отъял еси и в ничто их обратил еси. Благодарю Тебя, Пресвятая Владычице, Скоропослушнице моя! Научи меня, Пренепорочная, до последнего издыхания жить достойно высокого моего звания христианина и священника, в непорочности сердца и со дерзновением предстоять престолу Господню и достойно причащаться Божественных Тайн Тела и Крови Господней. Человек, как образ Божий, имеет дар и право от Бога беседовать с Богом так, как бы человек беседовал с другом, или отцом, или царем; так и с Богоматерью, так и с Ангелами и со святыми, в которых почивает вовеки, коих жизнь, святыню, покой и блаженство составляет Тот же Господь, совершивший Собою Едину Церковь Ангелов и человеков. Многообразные познания, не относящиеся к исправлению сердца и жизни, лишают сердце нравственной силы, так же как чревоугодие, пресыщение, сребролюбие, любовь к играм, удовольствиям и пр. Вот отчего очень ученые бывают безверы или изуверы, безнравственные. Все мы, христиане, составляем дом Божий, семью Божию; вся обширная вселенная, всё небо есть единый дом Божий, и в Боге все: Божия Матерь, святые Ангелы и святые человеки, как и земные человеки, христиане и даже не христиане – близки к нам как семейство, живущее в доме одного отца, и Иисус Христос, Сын Божий, с Богом Отцом и Духом Святым всегда с нами: Я с вами во все дни до скончания века [ Мф. 28, 20 ]; Божия Матерь всегда с нами в церкви, дома, всюду; святые человеки тоже. Как же нам надо жить, членам такой семьи, членам Христовым? Характер нынешней жизни – война, борьба с злыми духами, со страстями, коих виновники – злые духи и наше маловерие и суетность, невнимание, нерадение, неблагодарность. Итак, воюешь ли ты каждый день внутренно? Если воюешь, то ты добрый воин Христов, если нет – ты не воин, не раб Его. А все подвижники воздерживаются от всего ( 1Кор. 9, 25 ), особенно от пищи, от чревоугодия, пресыщения, пьянства. Ибо всему злу вина – пища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рассуждение двадцать девятое. О войне Ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим.2:3 ). § I Божественный Апостол Павел, показуя важность христианского звания, уподобляет оное воинствованию; a посему, возбуждая ученика своего Тимофея к сему высокому служению, пишет: ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов. Не неприлично убо рассмотреть, что есть воинствование? § II Воинствование духовное бывает в христианине верном. 1) Когда он воинствует верою, надеждою и терпением. Изящность и силу первой из сих добродетелей показуя, Богослов Иоанн говорит: сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:5 ). При одержании сей победы оружия не плотския потребны; но духовные сильны Богом на разорение твердем, помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяющее всяк разум в послушание Христово ( 2Кор.10:4–5 ). Сии оружия суть слово Божие, страх Божий, благочестие и молитва. 2) Воинствование духовное бывает, когда Сам Бог сражается против нас искушениями. О сем жалуясь Иов говорит к Богу: навел еси на мя искушения ( Иов.10:17 ). И на другом месте: стрелы Господни в теле моем суть, ихже ярость испивает кровь мою, егда начну глаголати, бодут мя ( Иов.6:4 ). Чтоб победить таковые искушения, потребны надежда и терпение. 3) Война духовная есть, когда мы сражаемся с грехами против нас воюющими. Чтоб мы на сей войне храбро и мужественно стояли, Апостол Пётр просит и молит, глаголя: возлюбленнии, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11 ). Надобно нам с сими врагами во всю жизнь неослабно сражаться, дабы при конце жизни мог всяк из нас сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он ( 2Тим.4:7–8 ). § III Причина, призывающая нас к воинствованию сему, есть сам Христос. Ибо α). Он есть Верховный Вождь Церкви Своей: Михаил князь великий стояй о сынех людей своих ( Дан.12:1 ). Он Сам Щит веры и спасения; на оный надеясь против врагов ополчится должны. Он бо есть Тот, о Коем говорит Давид: научаяй руце мои на ополчение, и персты моя на брань ( Пс.143:1 ). β) Христос Сам показал нам пример и образец воинствования, когда был в пустыни дний четыредесять, искушаем сатаною ( Мк.1:13 ). γ) Он возбуждает нас, дабы мы в сем воинствовании имели спутников: бодрость и молитву: бдите, – говорит, – и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф.26:41 ). δ) Сохраняет нас и помогает нам, когда мы против врагов наших ополчаемся. И Он есть Несозданный оный Архистратиг силы Господни, Исусу Навину явльшийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Закрыть Святой праведный Иоанн Русский 1690 – 1730 16.10.2019 2204 Время на чтение 11 минут Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6). После завоевания турками-османами Византийской империи (1453 г.) в Греции явилось великое множество новых мучеников за веру Христову. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Эгейском море. Иоанн Русский - один из самых почитаемых святых в Греции. Святой исповедник Иоанн Русский родился в казацкой семье около 1690 года в Русском царстве, в Малороссии, на землях Войска Запорожского. По достижении зрелого возраста был призван на воинскую службу в армию императора Петра I. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом и участвовал в русско-турецкой войне 1711-1713 годов. Во время неудачного Прутского похода 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, бывшими в то время союзниками турок. Татары переправили юношу в Константинополь и продали в рабство начальнику турецкой конницы. В житии святого Иоанна тот фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание. Рабовладелец привез русского пленника к себе на родину – в Малую Азию, в селение Прокопион (ныне Ургюп, Турция), расположенное недалеко от Кесарии Каппадокийской. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в ислам, используя для этой цели соблазны, уговоры, а к стойким воинам Христовым применяли пытки, истязания. Вследствие военной неудачи Петра I Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от Православия и стали мусульманами. Но воин Иоанн, воспитанный «в учении и наставлении Господа», отказался принять ислам. Он остался верен Христу и вере отцов, за что был жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он, «кяфиринами», то есть «неверными». Они подвергли Иоанна жестоким побоям, нанося удары прутьями, топили его в навозе. Наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогрели на огне медную тарелку и затем, достав ее из огня клещами, приложили к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. «Когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки», - рассказывает теперешний настоятель храма в честь Иоанна Русского протопресвитер Иоанн Вернезос. Однако ничто не могло принудить праведника к отречению от Христа. Святой Иоанн мужественно переносил побои и унижения. На уговоры своего господина принять ислам он отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, даже если ты лишишь меня жизни. Христианином я родился, христианином и умру».

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

Вышел в свет XXIV алфавитный том «Православной Энциклопедии» 24 сентября 2010 г. 18:28 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» выпустил в свет новый, 24-й, алфавитный том «Православной Энциклопедии». 24-й том продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанн Воин», посвященная мученику IV столетия, который весьма почитался в Древней Руси. Практически весь том занимают статьи, повествующие о святых, иерархах, подвижниках монашеской жизни и прочих религиозных деятелях, которые носили имя «Иоанн». Завершает новый том обширнейшая публикация, темой которой стало «Иоанна Богослова Откровение» — последняя книга Нового Завета, также известная под названием «Апокалипсис». Она знакомит с богословской проблематикой и текстологией заключительной книги христианской Библии, а также рассказывает о месте, которое «Апокалипсис» занимает в религиозном искусстве. В числе наиболее выдающихся православных святых, о которых рассказывает новый том энциклопедии, — св. Иоанн Предтеча, последний ветхозаветный пророк, Креститель Иисуса Христа, возвестивший о Нем всему миру как о Мессии. Посвященный св. Иоанну Предтече масштабный материал состоит из нескольких разделов, отражающих различные аспекты жизни пророка, влияния его проповеди на развитие первой христианской общины. Значительное место уделено иконографии святого. Отдельно рассматривается судьба мощей св. Иоанна Крестителя. Другой великий святой по имени Иоанн, статья о котором также занимает значительное место в новом томе, — св. Иоанн Златоуст (+407), архиепископ Константинопольский, один из величайших отцов Церкви. Из посвященного ему материала можно узнать как о драматическом жизненном пути святителя, так и о его литературных трудах и литургическом творчеастве, а также составить себе представление о роли, которую сыграл в развитии христианской культурной традиции этот великий святой. 24-й том «Православной Энциклопедии» рассказывает и о крупнейшем богослове VIII в., знаменитом подвижнике монашеской жизни, писателе и гимнографе прп. Иоанне Дамаскине. Крупная статья, посвященная этому борцу с иконоборческой ересью, отражает богословские взгляды преподобного, анализирует его творения, знакомит с иконографией святого.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010