составитель О.А. Платонов И Иаков Апостол см.: Яков день. Иван Богослов см.: Иоанн Богослов. Иван Бражный (Иван Бражник, День Бражника) Народное название дня собора Иоанна Предтечи, 7/20 янв. Название этого дня, по-видимому, связано с тем, что от Крещения до Масленицы было принято справлять свадьбы, на которых не обходилось без «бражничанья» (употребления алкогольных напитков). Иван ветхопещерник (Новины) Народное название дня прп. Иоанна Ветхопещерника, 19 апр./2 мая. По старому русскому обычаю, имевшему еще языческие корни, в этот день «одевали весну в новины», поэтому день так и назывался: «новины». Обряд обряжания весны в новину заключался в том, что крестьянки впервые выносили на весенний свет новину – новые, в этом году сотканные холсты и новопошитые рубахи, выполаскивали их в свежей весенней воде и развешивали на чуть позеленевших кустах. Сама весна нарядная – и холсты на ней новые. Нарядные одежды вбирали в себя солнечный свет и весеннюю свежесть. Женщины выходили с обетным концом в поле, кланялись на все четыре стороны и, повернувшись к востоку, говорили: «Вот тебе, матушка- весна, новая новина да пирожки домашние». Затем расстилали холстины, оставляли на них пироги, чтобы матушка-весна оделась в новину, а за пироги- угощение (в иных случаях выставляли хлеб-соль) уродила в изобилии и лен, и коноплю, и травы высокие, и рожь крепкую. В обычае также было выходить всем, от мала до велика, на улицу – весну смотреть, где и как она свою красоту проявляет. Всматривались в природу и загадывали при этом свои заветные желания. По-своему русские представляли образ св. Иоанна Ветхопещерника. Молясь в пещере, он обновлял людские души, учил, что мир, созданный Богом, светел и прекрасен, что надо стремиться к настоящему обновлению и духовной чистоте. Поэтому новина, прежде всего, должна ложиться на чистую душу. Иван воин Народное название дня св. мч. Иоанна Воина, 30 июля/12 авг. В этот день св. Иоанну Воину молились в случае тяжелых нужд, обид и об «открытии потайных краж». Особенно святому молились знахари и ворожеи, считавшие его своим покровителем. Считалось, что в это время «обмирают ведьмы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Девятнадцатый день. Преп. Иоанн Ветхопещерник. (Чем обнаруживается любовь к Богу?). I. Прославляемый сегодня св. преп. Иоанн называется ветхопещерником, потому что спасался в лавре св. препод. Харитона, которая называлась ветхою или древнею, как старшая из палестинских обителей. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеема по направлению к Мертвому морю. Св. Иоанн из любви к Богу в молодых летах оставил мир и поселился в лавре, где в сане пресвитера достиг высокой степени святости. Жил он в VIII веке. II. Препод. Иоанн, из любви к Богу оставивший мир, невольно наводит на размышление «о том, чем обнаруживается истинная любовь к Богу». Нужно ли для ее обнаружения всем и во всех случаях оставлять мир? Или нельзя ли и живя в мире заявить свою нелицемерную и свободную любовь к Богу? Без сомнения, можно. Любовь к Богу, равно как и любовь к человеку, скрыться не может. Она непременно должна иметь свои заметные действия, свои внешние признаки. Какие же это признаки или действия, которыми обнаруживается любовь к Богу, рассмотрим. Признаки, которыми обнаруживается всегда и везде любовь к Богу многоразличны. а) К числу таковых признаков принадлежит, прежде всего, молитва, которую можно совершать на всяком месте, тем паче в храме. Пророк Давид весьма любил Господа Бога. «Что ми есть на небеси», говорил он, «и от Тебе что восхотех на земли? Боже сердца моего и часть моя Боже во век» ( Псал. 72, 25 ). Чем же между прочим в пророке сем обнаруживалась любовь к Богу? Молитвою. Он сам свидетельствует, что и днем и ночью молитва к Богу была любимым его занятием. «Седмерицею днем хвалих Тя», Господи, пишет Давид в 118-м псалме, да и в другом месте своих псалмов говорит он: «в полунощи востах исповедатися имени Твоему, Господи», ( Псал. 118, 62 ). Так душа, любящая Бога, и вся и всегда в молитве более или менее напряженной. Как рыба живет в воде и водою: так и душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвою. Это происходит от того, что душа, любящая Бога, беспрестанно стремится, жаждет беседовать с возлюбленным ей Создателем. Стремление это бывает иногда столь велико, что люди, горящие любовию к Богу, молятся Богу и во сне и притом так сильно, что иногда слезы умиления прерывают их сон. О сем-то говорится в Песни песней: «аз сплю, а сердце мое бдит» ( Песн. 5–2 ). Я сплю, а сердце мое бодрствует, любит Бога, ищет Бога, молится Богу, услаждается Богом. Я " сплю, а сердце мое не спит, горит, светится, пребывает на небе. Поэтому у любящих Бога и вместе молитву бывает искреннее усердие часто посещать храмы Божии и приобщаться святых Христовых таин. Анна пророчица, любившая Бога, от храма «не отхождаше», как повествует Евангелие, «но служаше» там «постом и молитвами день и нощь». ( Лук. 2, 38 ). А первенствующие христиане, любившие Бога, еженедельно приобщались святых таин Тела и Крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Какие праздники отмечает Русская Православная Церковь 2 мая 2 мая. ПРАВМИР. Во вторник православные верующие чтут память блаженной Матроны Московской, преподобный Иоанна Ветхопещерника, святителя Георгия Исповедника, епископа Антиохии Писидийской и др. Блаженная Матрона Московская Девочка из бедной крестьянской семьи из села Себино, что в двадцати от Куликова поля, была у родителей четвертым ребенком, да еще и слепым от рождения. Мать рано приучила ее к церковным службам. Когда она подросла, дочь местного помещика Лидия Янькова стала брать Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург. Но на семнадцатом году у девушки внезапно отнялись ноги и до конца жизни – еще 50 лет – она была обречена оставаться «сидячей». Всю жизнь она принимала людей, ждавших от нее помощи. Матрона молилась за людей, и по ее молитвам многие получали облегчение. В 1925 году Матрона перебралась в Москву, где прожила до конца своих дней. Оба ее брата вступили в партию, а один даже стал сельским активистом, и терпеть в своем доме блаженную, которая целыми днями принимала народ и учила хранить веру православную, стало для семьи не только невыносимо, но и небезопасно. Скончалась старица 2 мая 1952 года, а 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. В ночь на 8 марта 1998 года по благословению патриарха Алексия II захоронение было вскрыто и обретены мощи Матроны, которые сперва доставили в Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм на территории Покровского женского монастыря. 2 мая 1999 года блаженная Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая, а в 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация. Преподобный Иоанн Ветхопещерник Преподобный Иоанн Ветхопещерник назван так потому, что подвизался в VIII веке в Лавре преподобного Харитона, которая называлась Ветхой, то есть древней, как старшая из палестинских обителей. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеема, близ Мертвого моря. Святой Иоанн в молодых годах оставил мир, пошел поклониться святым местам Иерусалима и поселился в Лавре, где достиг высокого духовного совершенства. Он был рукоположен в сан пресвитера и прославился подвижнической жизнью.

http://pravmir.ru/pravoslavnyiy-kalendar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПАЛЕОЛАВРИТ [Иоанн Ветхопещерник; греч. Ιωννης Παλαιολαυρτης] (кон. VIII - нач. IX в.), прп. (пам. 19 апр.; пам. греч. 20 апр.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под 26 июля содержится краткое сказание об И. П., согласно к-рому он был пресвитером Древней (Старой) лавры прп. Харитона (сир. Сука, ныне Хирбат-Хурайтун) в Иудейской пустыне. В юном возрасте, желая послужить Богу, И. П. оставил родину. Посетив св. места Палестины, он поселился в лавре прп. Харитона, где и провел всю жизнь в аскетических подвигах. Это сказание приводится в некоторых греч. стишных Синаксарях (напр., Paris. gr. 1587, XII в.) под 19 апр., вероятно в результате ошибочного отождествления И. П. с Иоанном , учеником прп. Григория Декаполита , краткая заметка о к-ром находится в Синаксаре К-польской ц. под этим же числом с добавлением фактов из биографии И. П. Относительно времени жизни И. П. в синаксарном сказании нет никаких сведений. Известна служба И. П., сохранившаяся в 2 рукописях XI-XII вв. (Hieros. Sab. 71, 72; изд.: Vailh é , P é trid è s. 1904. P. 499-511), к-рая содержит кафизму, 3 стихиры и канон, написанный прп. Феофаном Начертанным (Граптом) ( 845), из чего следует, что И. П. жил не позднее нач. IX в. В каноне говорится, что И. П. занимался гимнографией. На основании данного указания С. Петридис предположил, что И. П. мог составить канон в честь прп. Харитона (пам. 28 сент.), в нек-рых рукописях приписываемый Иоанну Монаху, и, т. о., время жизни И. П. следует датировать не ранее чем 2-й пол. VIII в.- периодом формирования и развития жанра канона (Ibid. P. 496). Помимо 19 апр. и 26 июля память И. П. встречается в визант. Синаксарях под др. числами: 18 апр. в рукописи XII в. (Mess. 103) отмечено как день успения И. П.; 20 апр., 27 июля и 4 авг. в стишных Синаксарях XII в. (напр., Paris. gr. 1575, 1589; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 53) и в греч. печатной Минее (Венеция, 1603) упоминаются как дни памяти И. П. В греч. стишных Синаксарях XI-XIV вв. (напр., Paris. gr. 1617, 1624; Paris. Suppl. gr. 152; Vindob. Theol. gr. 300) под 11 и 18 апр. помещена память некоего Иоанна без к.-л. объяснений, к-рая, по мнению некоторых исследователей (PMBZ, N 3225), также относится к И. П. В греч. печатной Минее (Венеция, 1588) 4 мая отмечается как память «Иоанна пресвитера».

http://pravenc.ru/text/471422.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Иоанна Ветхопещерника Память 19 апреля Именем «Ветхой лавры» называлась обитель преподобного Харитона, находившаяся в палестинской пустыне близ Иерусалима. Она называлась «Ветхой лаврой» потому, что устроена была святым Харитоном прежде других лавр, как о том подробно написано в житии его 2640 . В этой то Ветхой Харитоновой Лавре и подвизался в постничестве воспоминаемый ныне преподобный Иоанн. Горя с юных лет любовью ко Господу, святой Иоанн прилепился к Богу всею своею душою, согласно с написанным в Священном Писании: «А мне благо приближаться к Богу!» ( Пс. 72:28 ). Презревши суетную мирскую жизнь, святой Иоанн удалился из отечества и, приняв на себя крест иноческой жизни, странствовал по разным местам во имя Господа, Который, со дня Своего рождения и до самой смерти, «не имел где главы подклонить» ( Мф. 8:20 ). Достигнув святых мест Иерусалимских, святой Иоанн поклонился живоносному Гробу Господню, потом пришел в вышеупомянутую лавру блаженного Харитона, где за свою добродетельную жизнь удостоен был священного сана иерея. Обуздывая плотские страсти великим воздержанием, святой Иоанн явился и здесь подражателем великих древних постников: всенощными бдениями и непрестанным памятованием о смерти святой достиг совершенного умерщвления своей плоти и был как бы Ангелом во плоти. Прожив довольно много лет и всё время благоугождая Богу, святой преставился ко Господу 2641 . На руках святых бесплотных Ангелов душа его была отнесена в вечные обители небесные. Святой Иоанн называется «ветхопещерником», вместо «ветхолаврата» потому, что Ветхая Лавра преподобного Харитона, первоначально находилась в разбойнической пещере. В эту пещеру был заключен разбойниками преподобный Харитон. Но после того, как разбойники, выпив вина отравленного ядом змии, умерли, преподобный Харитон, освободился от них. Найдя в пещере много золота, награбленного разбойниками, преподобный Харитон устроил при пещере церковь ; когда же собрались к нему братия, то устроил над пещерой и обитель. А так как преподобный Иоанн проживал в той древней пещере, совершая богослужение в пещерной церкви, то посему он и был прозван «ветхопещерником». 2640 Преподобный Харитон подвизался в в. III в. и нач. IV в. в Палестине, где основал три обители: суккийскую («Ветхая лавра») фаранскую и иерихонскую. – Память ею празднуется 28 сентября Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новая Мельница. Церковь Иоанна Ветхопещерника. Церковь прп. Иоанна Ветхопещерника Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Ветхопещерника Год постройки:1808. Адрес: Воронежская область, Острогожский район, с. Новая Мельница, ул. 60 лет Октября, д. 115 Координаты: 50.805841, 39.029094 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь расположена в слободе Новая Мельница, находящейся вблизи г. Острогожска. Документы свидетельствуют, что в этой слободе в первой четверти 18 века существовала церковь преподобного Иоанна. Так, в Ведомости о церквах за 1721 год сказано: « …слободы Новой Мельницы (Острогожского уезда) церковь Иоаннна Ветхопещерника. При ней налицо состояли: один священник и один пономарь». Посвящение церкви преп. Иоанну Ветхопещернику, мало известному святому, показывает, что она устроена каким-либо Иоанном в честь своего ангела. Известно, что в то время в Острогожске имя Иоанн носили два полковника (главные начальники Острогожского полка) Тевяшевы, известные своим благочестием и любовью к постройке церквей в своих имениях (Колыбелка, Марки и др. слободы). Подтверждается это тем, что Тевяшовы и впоследствии благотворили храму преп. Иоанна Ветхопещерника. В 1759 г. в Ведомости о церквах, при которых нет причетников, упоминается «Острогожского заказа слоб. Новомельницы церковь Иоаннна Ветхопещерника». При ней тогда не было дьячка и пономаря. Ныне существующая в Новой Мельнице каменная церковь построена в 1808 г. стараниями дочери бригадира Татианы Тевяшовой. Слобода эта названа Новой Мельницей, вероятно, потому, что в г. Острогожске на реке Сосна издавна была известна мельница, принадлежащая Воронежскому архиерейскому дому, а на месте нынешней слободы устроена другая – в сравнительно позднейшее время, на той же реке Сосне мельница, слывшая в народе под названием «новая» мельница. Но, видимо, что и эта мельница существовала в начале позапрошлого века. В то время при церкви преп. Иоанна находилось 33 десятины земли подцерковной сенокосной и пахотной, прихожан насчитывалось около 500 душ. При ней был один штат. Церковь эта приписана с 1867 года к церкви Живоносного Источника в пригородней слободе Харьковской. На своё содержание церковный притч получал проценты с 550 рублей, полученных за поминовение. http://n-melnitsa.cerkov.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11199

В земли, отче, кротких вселитися сподобился еси,/якоже подобник быв молчальным и Богоносным мужем,/с нимиже яве восприял еси, преподобне блаженне, наслаждение. Богородичен: Источник безсмертия нам источила еси, Дево,/и оставления воду, Христа рождши,/Имже очищаемся от всякия скверны греховныя, Богоневесто. Преподобный Иоанн Ветхопещерник Преподобный Иоанн Ветхопещерник жил в VIII веке. С юных лет он так возлюбил Господа, что решил посвятить служению Ему всю свою жизнь. Приняв монашеский постриг, он странствовал по святым местам. В Иерусалиме преподобный Иоанн поклонился Живоносному Гробу Господню, а затем отправился в Сукийскую Лавру преподобного Харитона Исповедника († ок. 350; память 28 сентября), называемую «Ветхой Лаврой». Ветхая Лавра находилась в пустыне, недалеко от Вифлеема и Мертвого моря. Название «Ветхой» она получила потому, что была самой древней обителью в Палестине. Первый храм обители находился в пещере. Святой Иоанн, придя в Ветхую Лавру, поселился в этой пещере, поэтому был прозван «ветхопещерником». Преподобный Иоанн своей жизнью подражал великим древним постникам. Непрестанными всенощными бдениями и памятованием о смерти он достиг высокого духовного совершенства. За свою добродетельную жизнь святой Иоанн был удостоен пресвитерского сана. Богослужения он совершал в пещерном храме. Преподобный Иоанн Ветхопещерник мирно скончался в старости. Святыя праведныя Матроны Московския НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святыя 5. Аще кроме праздника, стихиры святыя на 8, глас 6. Подобен: Все отложше: Богоблаженная мати Матроно,/ты, дневнаго света не познавши,/светом невечерним озарилася еси/и, со ангельскими лики водворяющися,/прославляеши Святую Троицу,/Юже моли непрестанно,/просветити ны, душевныма очима ослепленныя. Боголюбивая старице Матроно,/ты, от Господа дар прозрения приемши,/сокровенная сердец человеческих ведала еси/и, будущая, яко настоящая, прорицающи,/заблуждшия ко Христу привела еси,/Егоже моли непрестанно/спасти и просветити души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Войдя в город, – говорится здесь, – Иосиф не застал в живых своего любезного наставника, святого Григория Декаполита . Последний отошел уже ко Господу. Он видел только ученика Григория, блаженного Иоанна, а по Григории долго плакал, потому что не сподобился еще раз свидеться с ним. Он пребывал около его гробницы вместе со святым Иоанном; но по прошествии некоторого времени отошел ко Господу и Иоанн, и Иосиф похоронил его близ гробницы святого Григория. После сего преподобный Иосиф переселился в другое уединенное и безмолвное место, находившееся за городом недалеко от церкви святого Иоанна Златоустого . Поселившись здесь, преподобный Иосиф создал церковь во имя святителя Христова Николая и в нее перенес мощи святых Григория и Иоанна. Некоторые утверждают, что сей преподобный Иоанн, ученик святого Григория Декаполита , после преставления своего учителя удалился в Палестину, и здесь подвизался в обители святого Харитона , где и почил о Господе. Но сие относится к другому святому с именем Иоанна, который действительно и подвизался в обители святого Харитона в то время, когда эта обитель находилась в цветущем состоянии 2624 . Воспоминаемый же ныне святой Иоанн жил спустя много лет после того Иоанна, в царствование императора иконоборца Льва Армянина, когда в Палестине не было уже и обители святого Харитона. Эта последняя была окончательно разорена магометанами в царствование Константина и Ирины 2625 , живших за много лет до Льва Армянина; об этом разорении упоминается в повествовании о страдании преподобных отцов, избиенных в обители преподобного в суккийской обители святого Харитона, «Ветхой Лавре». Память святого Иоанна ветхопещерника совершается 19 апреля. 2617 Галилея (область, округ) – страна, лежавшая на севере Палестины. Границами ее были: на севере – Сирия и горы ливанские, на западе – Финикия, на востоке – река Иордан и на юге – Самария. Галилея делилась на верхнюю (или северную) и нижнюю (или южную). 2625 Здесь сообщается, что в то время, когда произошло избиение отцов обители святого Саввы, была окончательно разорена и обитель святого Харитона, которая после этого уже никогда не возобновлялась, но пришла в окончательное запустение; отсюда видно, как мог пребывать воспоминаемый ныне, преподобный Иоанн в той окончательно разоренной и опустевшей обители Харитоновой и умереть в ней; к тому же в житии преподобного Иосифа Песнописца повествуется, что этот блаженный Иосиф своими руками предал погребению тело воспоминаемого ныне, святого Иоанна, в Византии, и потом перенес его на другое, не далеко от первого, место.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

б) Любовь к Богу обнаруживается еще охотою к чтению или слышанию слова Божия, которое также можно читать дома, не покидая для этого мирской жизни. Любящему Бога приятно слышать, что Бог Создатель его говорит, приятно знать, чего Царь небесный желает от людей. А потому таковому человеку сладко углубиться в слово Божие, сладко видеть дела премудрости Божией, сладко слышать глаголы воли Божией. Поэтому и пророк Давид, любивший Бога, любил и слово Божие. «Коль сладка», взывает он, «гортани моему словеса Твоя», Господи! «паче меда и сота». ( Псал. 117, 103 ). И недивно, потому что любящий Бога, читая или слушая священное писание, находит в нем и то, что непрестанно напоминает ему о любимом, сладчайшем ему предмете, о Боге, и то, что развивает, усиливает, воспламеняет радостотворную, душеспасительную любовь к Богу. в) Кроме сего любовь к Богу обнаруживается добродетельною христианскою жизнию, или, что тоже, исполнением воли Божией. И это весьма естественно. Ибо и любящий какого-либо человека обыкновенно исполняет волю любимого человека. Так бывает и в делах любви к Богу. Любящий Бога охотно, с ревностию исполняет волю Божию. О сем говорит и Иисус Христос: «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» ( Иоан. 14, 21 ). Иоанн Богослов там предполагает исполнение воли Божией, где есть несомненная любовь к Богу. «Сия есть любы Божия», говорит наперсник Христов, «да заповеди Его соблюдаем» (1 посл. Иоан. 5, 3 ). Впрочем, не должно думать, чтобы любящие Бога в настоящей жизни не чувствовали вовсе склонности к злу и никогда не согрешали. Нет, и любящие Бога, доколе живут на земле, подвержены немощам греховным; но они, из любви к Богу, из желания угодить Создателю, противятся злым своим склонностям, а если погрешают, то скоро приходят в себя, раскаяваются и обращаются к Богу с испрошением прощения. Таковые люди весьма сильно чувствуют тягость допущенного греха, сильно скорбят о прогневании Господа и с особенным усилием стараются восстановить благодатный сладкий мир с Богом, прерванный грехами. Вспомним об апостоле Петре, как он, согрешив, плакал горько. В этом апостоле тогда горько плакала любовь к Богу, почувствовавшая горечь разлуки с Богом и стремившаяся к возобновлению общения с Богом. Как у друзей после разрыва любви нередко бывает возобновление любви с большею силою: так и у любящих Бога, после допущенного ими нарушения закона Божия, любовь к Богу, стремление к Богу, и старание жить по закону Божию, нередко, при содействии благодати Божией, возрастает, укрепляется и обнаруживается в обильных плодах добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В рус. агиографической традиции И. П. называется Ветхопещерником; в Четьих-Минеях, составленных свт. Димитрием , митр. Ростовским, этот эпитет объясняется тем, что Древняя лавра первоначально находилась в пещере, куда был заключен разбойниками прп. Харитон . Однако известно, что на месте той пещеры была основана не Древняя, а Фаранская лавра. Ист.: ActaSS. Apr. Τ. 2. P. 625-626; SynCP. Col. 615-618, 660, 843-844, 852; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 249; ЖСв. Апр. С. 292-293. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 114, 116, 132, 225; Т. 3. С. 147; Vailh é S., P é trid è s S. S. Jean le Paléolaurite, précédé d " une notice sur la Vieille Laure//ROC. 1904. Vol. 9. P. 333-358, 491-511; Emereau C. Hymnographi byzantini: Ioannes Palaeolaurita//EO. 1924. T. 23. P. 198-199; Sauget J.-M. Giovanni//BiblSS. Vol. 6. Col. 861-863; Volk O. Johannes Palaiolaurites//LTK. Bd. 8. S. 1067; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 235; PMBZ, N 3225; Aubert R. Jean le Paléolaurite//DHGE. T. 27. Col. 415. А. Н. К. Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. И. П. не упоминается. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., в самой ранней сохранившейся редакции студийского Синаксаря, И. П. также не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память И. П. отмечается совместно с памятью сщмч. Ермолая 26 июля; в этот день служба совершается с пением на утрене « Аллилуия », соединяются последования Октоиха и святых; последование И. П. состоит из канона 4-го гласа авторства Феофана, цикла стихир-подобнов и седальна. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261), отражающем афоно-итал. редакцию Студийского устава, И. П. упоминается 19 апр. без богослужебного последования. В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Там же. T. 3. С. 47, 52) память И. П. указывается 19 апр. и 26 июля; служба подробно не описана. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) И. П. упоминается только 19 апр. В первопечатном московском Типиконе последование И. П. 19 апреля включает: общий тропарь преподобному 8-го гласа       канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов, седален; также И. П. назначается кондак 4-го гласа     к-рый берется из последования, певшегося накануне. Начиная с исправленного издания московского Типикона 1682 г. и вплоть до наст. времени последование И. П. в слав. богослужебных книгах состоит из канона, цикла стихир-подобнов, седальна. В совр. греч. богослужебных книгах память И. П. не отмечается.

http://pravenc.ru/text/471422.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010