Н.А. Ложкина Глава 2. Синтез русско-византийских традиций в художественной культуре Древней Руси в XIV – первой половине XV вв. 2.1. Динамика развития русско-византийских связей XIV – первой половины XV вв. в области художественной культуры В истории Византии XIV век ознаменовался утратой имперского могущества. Некогда огромная империя превратилась в небольшое государство, лишившись многих своих территорий и былого международного престижа. Страна жила под угрозой турецкого нападения, не имея достаточного потенциала для отражения военной агрессии. Однако в столь неблагоприятных условиях культура не только не угасла, но парадоксальным образом продолжала плодотворно развиваться. Подъем творческой активности обнаруживался во всех сферах византийской культурной жизни – Византия подводила итоги своего тысячелетнего развития, сводя воедино то культурное наследие, которому предстояло жить в истории народов Восточной Европы 134 . Игумен Иоанн (Экономцев), характеризуя эту эпоху, пишет о «настоящем, полном и безусловном Возрождении, которое принципиальным образом отличалось от Возрождения Западного» 135 . Особенно ярко Палеологовский период проявился в художественной культуре: в разнообразии направлений, в иконографии, в новых сюжетах и композициях, в тесной связи изобразительного искусства с богословской мыслью и высочайшем мастерстве. Эта культурная эпоха была пронизана созидательностью и энергией поисков, несмотря на политический кризис империи. В этот период в художественной культуре Византии художники обретали новый образ, новый стиль и, главное, повышенный интерес к искусству как важнейшему делу жизни, способному воплотить ее высшие ценности. На этом завершающем этапе своего существования византийская художественная культура следует античным идеалам в эпоху Палеологовского возрождения первой трети XIV в., и в дальнейшем главным в изобразительной культуре становится глубина религиозного образа, связанного напрямую с традициями афонского исихазма. «Под влиянием аскетических исихастских идей, – отмечал В. Н. Лазарев, – начинает складываться новый, более идеалистический стиль. Некогда сильное движение уступает место все большей скованности, живописная трактовка сменяется линейной, лица приобретают более строгое выражение» 136 . В византийских произведениях XIV в. проявлялся интерес художников к передаче света: интенсивность игры света, сгущение блеска становятся все более характерными для византийской живописи именно во время возрождения исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Европы в XIV в. Текст доклада, прочитанного о. Иоанном Мейендорфом 10 августа 1973 г. на заседании Византийской группы Ленинградского отделения Института истории АН. Опубликован в ТОДРЛ (Т. XXIX . Л., 1974) Запоследние два десятилетия движение византийского исихазма и его историческая роль привлекли внимание ученых во многих странах. Недавно появившийся в «Revue des etudes byzantines» библиографический обзор о паламизме охватывает более двухсот книг, статей и изданий текстов, хотя обзор и неполон, поскольку автор почти не знаком с литературой вопроса, появившейся на славянских языках, и вообще не касается искусствоведения. 92 Помимо чисто богословских вопросов, относящихся к самому содержанию ученияˆ утвержденному серией константинопольских церковных соборов в XVIb., к его месту в историческом развитии восточного христианства и его отношению с Западом, вышеуказанная ученая литература касается природы византийского «гуманизма», которому противопоставляется «исихазм», а также тесно связанного с «гуманизмом» вопроса о «Палеологовском ренессансе» в области искусства и о его соотношении с современным ему искусством Сербии, Болгарии и Северо-Восточной Руси. Многие искусствоведы обсуждают вопрос о связи между развитием искусства в конце XIII и в XIV в. и духовно-интеллектуальными течениями этой эпохи. Роль исихазма в этом развитии оценивается по-разному. В науке также возникает вопрос о «политическом исихазме» как о движении, определявшем не только религиозно-культурные взгляды людей XIV в., но и их социально-политическую деятельность, выходящую далеко за пределы самой Византийской империи и сыгравшую значительную роль в процессе образования Северо-Восточного централизованного государства, а также в установлении отношений между этим государством и Византией, Золотой Ордой и Литовским великим княжеством. В связи со всеми вышеуказанными вопросами неизбежно и обсуждение проблемы о роли византийского и славянского монашества в социально-экономической жизни общества не только Византии, но и славянских стран. Эту роль вряд ли можно объяснить упрощенными схемами. Во всяком случае наше знакомство с событиями XIV в. не позволяет сделать окончательных выводов. Так, на Руси проблема «стяжательства» и «нестяжательства» была тогда только поставлена, а ее всесторонние импликации выяснятся позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Исихазм после Паламы Христианский Восток с XIV в. по сей день В Византии XIV столетия Палама не был единственным учителем мистики. Рядом с ним стоит притягательная личность преп. Григория Синаита . Мы уже говорили об этом строгом учителе, не принимавшем участия в вероучительных спорах с Варлаамом и ему подобными. Но, живя в Болгарии, он очень много сделал для распространения исихастской мистики в странах славянского языка. В области духовной жизни его влияние было даже сильнее, чем влияние Паламы. Егонебольшие труды о молитве в их целом дают нам подробный исихастский Устав. Их бесчисленные указания основаны на тщательном наблюдении за психологическими состояниями, переживаемыми монахами; с ними соседствуют предписания для «чистой молитвы» и использования психофизического метода Никифора. Сочинения Григория Синаита систематизируют всю исихастскую традицию, включая и умозрительную, интеллектуалистскую мистику Евагрия и пророческий дух Симеона Нового Богослова , и духовное учение о сердце, восходящее к Макарию. Эта систематизация Григорием Синаитом исихастской духовности одновременно и облегчила Паламе его богословский синтез, и сделала его более нужным. Хотя Григорий Синаит и Палама жили на Афоне одновременно, мы не знаем, каковы были отношения, возможно, существовавшие между ними. Это отсутствие сведений может навести на предположение, что поначалу между двумя представляемыми ими тенденциями было некоторое соперничество. Во всяком случае, если между двумя учителями и были расхождения, они не повлияли на их учеников; Марк, Исидор, Каллист и другие близкие к Синаиту люди в Константинополе становились самыми ревностными сторонниками богословия Паламы. Более того, болгарские ученики Григория настояли на подтверждении постановлений константинопольского Собора 1351 г. Тырновским патриархатом. Так выработанное Паламой и утвержденное Церковью богословское догматическое построение было принято всей исихастской традицией в целом. В самых широких слоях византийского монашества «чистая молитва» отождествлялась исключительно с «молитвой Иисусовой» и мистикой Имени. «Метод» Никифора, хотя и очень распространенный, играл лишь подчиненную роль; а если исихастская духовность проникала в богослужебные уставы монашеских общин, она расширяла и обогащала их, но не стремилась их заменить. По этому поводу мы приведем здесь текст, который позже стал широко известен: «Сотницу» Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, двух афонских монахов второй половины XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Д.С. Бирюков Иоанн Филопон. Иоанн Филопон (букв.: трудолюбивый) являет собой личность громадного масштаба. Можно сказать, что фигура Филопона в некотором смысле предвосхитила дух византийского и европейского Возрождения. Влияние Филопона на последующую византийскую, мусульманскую и средневековую культуры было очень значительным, его сочинения активно читались, переписывались и переводились. Филопон родился около 490 г., умер около 575 г. Он был крещен в младенчестве и рос, вероятно, в христианской коптской семье. Около 510 г. Филопон становится учеником неоплатоника Аммония, ученика одного из значительнейших античных философов – Прокла. Филопон, наряду с Симпликием, был одним из лучших учеников Аммония, его помощником и редактором его комментариев к Аристотелю, вносившим в эти комментарии и немалый авторский элемент. Тем не менее около 529 г. Филопон вошел в разногласия с коллегами по неоплатонической школе, издав обширный трактат «О вечности мира, против Прокла». В этом трактате, как видно из его названия, Филопон полемизирует с представлением Прокла о вечном существовании мира, отстаивая христианскую позицию, причем Филопон использует чисто философскую аргументацию, опираясь, в частности, на Аристотеля и его комментаторов. В том же году, вероятно не без влияния этого трактата, император Юстиниан закрыл Афинскую академию. В качестве оппонента со стороны представителей античной философской традиции против Филопона выступил Симпликий, который подверг взгляды Филопона критике в комментариях на «Физику» и «О небе» Аристотеля. В ответ на критику Филопон написал трактат «Против Аристотеля», продолжая полемизировать с учением о вечности мира. Выдающимся признается вклад Филопона и в плане естественнонаучных вопросов. Так, Филопон является автором первого дошедшего до нас трактата, посвященного устройству астролябии («Об употреблении и устройстве астролябии»). Очень важным является открытие Филопона в сфере физики. В «Комментарии на „Физику Аристотеля» Филопон, полемизируя с ним, противопоставляет аристотелевскому представлению, согласно которому физическое движение обусловлено воздействием внешней среды, свое понимание причин движения. Это понимание предполагает наличие у движущегося предмета некоей бестелесной движущейся энергии, расходующейся на сопротивление среды. Позднее, в XIV в., схоласты Буридан и Николай Орем назвали этот запас энергии «импетусом» (impetus – импульс, толчок), и соответствующая идея была подхвачена Галилеем, который ссылается на Филопона в своей ранней работе, «О движении» (1595).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

КОЛЕНО XIV: Дитрих, женат на Доротее Альбедил Христофор, женат на Екатерине Гален Мария-Вероника, за Фридрихом Кюнрат NN, за Гергардтом Ренне Христофор, женат на Магдалине Фаренгольт Готгардт-Фридрих, женат: 1) на Гертруде-Елисавете Фюрстенберг; 2) на Анне-Марие Рёмёр; 3) на Екатерине-Агафие Вейсс (от 2-го брака 5 сыновей и 2 дочери; от 3-го брака сын) София-Елисавета, за Матвеем Оргис-Рутенберг NN, за полковником Бутлар NN, за Клодтом NN, за Готгардтом-Фридрихом Ламздорф NN, за Вильгельмом-Фридрихом Вейсс КОЛЕНО XI: Иоанн, женат на Доротее-Елисавете Вигандт NN, за Станиславом Бистром Оттомар-Вильгельм, рождение 1636 † 1691; женат на Софие-Елисавете Неттельгорст Фридрих-Вильгельм, женат: на Елисавете Бломберг Оттомар, женат: 1) на Эмеренцие-Гертруде фон-Шрёдёр; 2) на Елисавете Ганенфельдт (от 1-го брака 2 дочери; от 2-го брака 2 сына и 4 дочери) Агнеса, за Мельхиором Петрошевичем Анна-Луиза, за Георгом-Вильгельмом Бломберг Елена, за Яковом Дершау Эмеренция-Гертруда, за Генрихом-Вильгельмом Рёмёр Елисавета, за Ганенфельдтом NN, за Эвальдом Клоппман NN, за Христофором-Германном Ашеберг Иоанн-Вильгельм † 20 июня 1733; женат: 1) на своей невестке Елисавете-Магдалине Ропп, рождённой Шрёдёрс; 2) на Урсуле-Сабине Вигандт (от 2-го брака сын) Генрих-Готгардт Мельхиор-Готгардт, женат: 1) на Марие-Елисавете Шрёдёрс; 2) на Анне-Елисавете Таубе (от 1-го брака сын; от 2-го брака сын и дочь) Стефан-Оттомар † 23 ноября 1712; женат на Елисавете-Магдалине Шрёдёрс (см. 40) Фридрих-Эрнест, женат на Маргарите-Луизе Ган Анна-Елена, за Вольмаром-Фридрихом Драхенфельс Елисавета-Елена, за Александром-Лудвигом Шилькинг Иоанн-Готгардт, российский генерал-майор † 1741; женат на Маргарите-Елисавете Цёгё-фон-Мантейфель КОЛЕНО XVI: Христофор-Фридрих, саксонский полковник; женат: 1) на Екатерине фон-дер-Бригген; 2) на Урсуле Раппе (от 2-го брака 2 сына и 3 дочери) Христофор, рождение 15 июня 1677 † 14 марта 1737; женат на Софие-Веронике фон-дер-Ропп София-Вероника, за Роппом 47) София-Елисавета, за Карлом Бистром

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства События бурного понтификата Бонифация VIII (1294–1303) на заре XIV столетия готовили сцену, на которой развернется история папства в позднем Средневековье. Вполне приемлемым кажется определение всего периода как «лебединой песни» средневекового папства 804 . Драматическое столкновение между папой и французским королем Филиппом IV Красивым имеет все признаки переломного момента: этот конфликт значительно подорвал авторитет и доверие к Риму. Фактически эта первая конфронтация между молодым монархическим государством и позднесредневековым папством приведет к крушению прежней григорианской системы управления. Курс папской дипломатии изменится радикально. В этом смысле происшедший конфликт обозначил разлом в истории папства. Дни «имперского» папства как важной международной силы были, так или иначе, сочтены, особенно после грубого физического насилия, учиненного над папой в Ананьи (1303). Строго говоря, это столкновение уходило корнями в предшествующую эпоху, поскольку во второй половине XIII века папство оказалось под светской властью честолюбивого Карла Анжуйского. Одним словом, задолго до событий в Ананьи римская курия попала в зависимость от французской королевской династии. (Мы уже отмечали в одной из предыдущих глав, проанжуйская политика папы в итоге окажет решающее воздействие на мертворожденную Лионскую унию.) Конечно, растущие амбиции правителей и их секулярные политические представления нельзя назвать совершенно новым явлением, однако отличие в том, что такие идеи, как светский суверенитет, статизм и антиклерикализм, впервые отчетливо были озвучены именно в XIV столетии 805 . Хотя столкновение между Филиппом IV и папой Бонифацием сравнимо по накалу с более ранним конфликтом между Григорием VII и германским императором Генрихом IV, вызвано оно было совсем другими причинами. То же можно сказать и о непосредственном поводе для раздора, – о праве короля судить духовенство и взимать с него налоги как во Франции, так и в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Содержание 1. Биографические сведения. Св. Григорий Палама и Варлаам Калабриец 2. О священно-безмолвствующих 3. Сущность и энергия Бога 4. Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы     За последние десятилетия в самых широких кругах многих стран мира чрезвычайно возрос интерес к религиозному, общественному и общекультурному движению XIV века в Византии и других странах Восточной Европы. Особенно важно то, что этот интерес пробудился не только среди богословов и философов, но и среди историков, искусствоведов и исследователей византийской и древнеславянской литературы. В богословском и философском отношении представители византийского мистического богословия, продолжая духовную традицию восточно-православного монашества, возродили именно в XIV веке представление об опытном познании Бога и связанное с этим целостное учение о человеке и человеческой судьбе. Этот подход привлекает многих наших современников, разочарованных разъединенностью в современной культуре разума и чувства, материи и духа, красоты и добра, С другой стороны, историки славянских стран и древней Руси за последние годы приложили много усилий к уяснению смысла культурного наследия, завещанного под ударами турок умирающей Византией южно-славянским странам, а через них – молодому великому княжеству Владимирскому. Преобразование этого княжества и сильное государство, централизованное Москвой и сумевшее начать процесс освобождения от татарского ига, было бы немыслимо без культурных и идеологических влияний, пришедших из Византии, Примером этого может служить участие преп. Сергия Радонежского и митрополита Киевского Киприана – т. е. учеников византийских исихастов – в событиях, приведших к Куликовской победе. Наконец, историк литературы и искусства не может не видеть соотношения между так называемым Палеологовским Ренессансом в Византии и искусством Феофана Грека и преп. Андрея Рублева на Руси. О связи этих взлетов творчества в области живописи с духовным возрождением монашеского исихазма современные историки много спорят, но никто не отрицает необходимости совместного изучения и памятников искусства и литературных произведений этого времени для понимания истинного смысла тех и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

[Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский] († ок. 1330), вмч. (пам. 2 июня), особо почитаемый Румынской и Русской Православными Церквами. Биографические сведения об И. Н. весьма скудны и ограничиваются содержанием его слав. Жития. И. Н. был греч. купцом из Трапезунда (ныне Трабзон, Турция). Во время поездки по торговым делам в Сев. Причерноморье католик, владелец корабля, на к-ром плыл И. Н., возможно, видя в нем конкурента, оклеветал его перед градоначальником («епархом») - «персом» в «Белом городе» (Аккерман, Монкастро, Маврокастро; ныне Белгород-Днестровский, Украина), сообщив, что И. Н. хочет отречься от христианства и обратиться к распространенной в тех местах вере солнцепоклонников (при этом назвал его знатным вельможей: «...ничим же не вторый в первых вельможах Трапизонтея града»). Услышав это, «епарх» приказал И. Н. публично отречься от Христа. Степень исторической достоверности данного пассажа вызывает сомнения. Хотя среди населения средневек. Аккермана были выходцы из Ср. Азии (см.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 79-80) и можно предположить в их числе наличие солнцепоклонников (напр., хорезмийцев), однако, с одной стороны, описываемое время (правление хана Узбека, 1313-1342) было периодом активного утверждения ислама в Золотой Орде, во владениях к-рой находился Белгород (чему сопутствовала борьба с язычеством в разных его проявлениях), с другой - активный прозелитизм несвойственен язычеству. Поведение язычников-солнцепоклонников в Житии И. Н. соответствует модели поведения мусульман в Житиях балканских новомучеников XVI в. В житийных циклах икон XV-XVII вв. мучители И. Н. изображаются турками в типичных мусульманских одеждах. Когда в ответ И. Н. обличил поклонников солнца и звезд, «епарх» приказал подвергнуть его мучениям - бить до полусмерти суковатыми жезлами, а затем бросить закованного страдальца в темницу. Наутро последовали новые уговоры с обещанием скорого исцеления ран умелыми врачами. После повторного отказа мученика избили еще более жестоко и привязали к хвосту свирепого дикого коня, которого пустили по улицам города. Во время этого иудеи подвергли И. Н. поруганию, а один из них отрубил ему голову мечом. Тело страстотерпца оставили непогребенным. Ночью на этом месте чудесным образом явились многочисленные возженные лампады, некие световидные мужи совершали богослужение и каждение, а над телом святого встал огненный столп до небес. Один из иудеев, живший поблизости, решил, что к останкам святого пришли правосл. священнослужители с целью предать их земле по христ. обряду. Вооружившись луком, он хотел выстрелить, но его руки приросли к оружию, от которого он смог освободиться только наутро, рассказав о случившемся. Напуганный этим известием градоначальник приказал похоронить тело мученика местным православным, к-рые и совершили торжественное погребение (вероятно, близ храма).

http://pravenc.ru/text/471404.html

Беседа XIV «И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в Рай сладости 75 , делати его и хранити» ( Быт.2:15 ). 1. Опять и сегодня, если хотите, обратившись к тому, что следует за сказанным вчера, постараемся извлечь для вас отсюда духовное поучение. И в нынешнем чтении (из Книги Бытия) скрывается великая сила: поэтому должны мы углубиться и, тщательно все рассмотрев, извлечь из этого пользу. Если желающие искать в море (дорогих) камней переносят столько трудов и неприятностей, предавая себя стремительности вод, только бы найти искомое, тем более нам следует напрячь внимание и разыскать, что скрывается в глубине слов (Писания), чтобы таким образом найти эти драгоценные камни. Но не устрашись, возлюбленный, слыша о глубине. Здесь не беспорядочное стремление воды, но благодать Духа; она освещает наш ум, помогает нам скорее найти искомое и облегчает весь этот труд. Приобретение тех камней не много приносит пользы владельцу, часто даже вредит и бывает для него причиной бесчисленных бед; не столько радости он чувствует находя их, сколько неприятностей терпит, нашедши; от того, что возбудил против себя глаза завистливых и вооружил жадных корыстолюбцев. Таким образом, нахождение этих камней не только не доставляет нам никакой пользы в жизни, но бывает еще причиной большой вражды. Это – предмет алчного любостяжания, разжигает печь сребролюбия и мучит душу преданных (этой страсти). Ничего подобного нельзя опасаться от духовных драгоценных камней; нет, и богатство, ими доставляемое, неисчислимо, и радость неувядаема и несравненно выше того удовольствия, которое люди получают от тех (вещественных) камней. Послушай, что говорит Давид: «вожделенны словеса твоя паче злата и камене честна многа» ( Пс.18:11 ). Видишь, как он, выставив на вид вещества, почитаемые самыми драгоценными, не только не удовольствовался таким сравнением, но еще прибавил: «многа», и этим показал нам превосходство слова Божия; «паче злата, – говорит, – и камене честна многа». Это не значит, впрочем, что только в такой степени и вожделенны слова Божии; но, так как видел, что этим особенно веществам люди дают самую высокую цену, то их и выставил на вид, чтобы показать превосходство и высочайшую драгоценность слов Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Великий угодник Божий чудотворец св. Димитрий родился в начале XIV века в Переяславле-Залесском от благочестивых и богатых родителей купеческого звания и под их бдительным присмотром провел свои юношеские годы. Родители его естественно смотрели на своего сына как на будущего купца, которому они передадут свои капиталы, а он будет продолжать их торговлю. Такими надеждами они могли утешаться, тем более, что Димитрий еще мальчиком отличался благонравием и отец с матерью, может быть, не один раз горячо благодарили в душе Бога за своего сына, за то, что собранный ими капитал – труд всей их жизни – перейдет в надежные руки и не изгниет прахом. С этой целью они отдали его учиться грамоте, которой он выучился скоро, и старались передать ему познания, необходимые в их звании. По купеческому обычаю Димитрий вероятно рано стал знакомиться с торговлей под руководством отца, которому и помогал, как мальчик толковый и грамотный. Неудивительно, если родители утешались, глядя на своего сына и с отрадным чувством смотрели на будущее, возлагая на сына все свои надежды. Ожидания их однако не сбылись, хотя сын и не промотал отцовского состояния. Иной, высшей цели посвятил себя Димитрий и её преследовал в течение всей своей жизни. Благочестивые родители, желая дать своему сыну сколько возможно лучшее воспитание, старались прежде всего вселить в его сердце страх Божий, как начало премудрости и источник временного и вечного счастья. Таким образом религиозная настроенность с самых ранних лет глубоко западала в душу отрока, быстро в нем развивалась и не замедлила отразиться на всем его поведении. С самого детства он показывал в себе несвойственную детям сдержанность, удалялся детских игр и забав и не требовал, по примеру других детей богатых родителей, чтобы слуги ухаживали за ним и раболепно угождали ему. Изучение грамоты, пробуждая мысль мальчика и питая его любознательность, в то же время с одной стороны возбуждает в нем сознательное отношение в себе и ко всему окружающему, с другой – дает новый, сильнейший толчок развитию его религиозного чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010