Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЗЛЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Махачкалинской и Грозненской епархии), находится в г. Кизляр (Республика Дагестан). Первоначально мужской. 1736-1908 гг. Точная дата основания неизвестна. На ранних планах отведенной обители земли и монастырских построек, к-рые датируются 1736 и 1738 гг., записано, что в Кизляре «имеется мужской монастырь в память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, возникший здесь одновременно с самим городом» ( Максимов. 1904. С. 306-307). В сообщении Святейшего Синода 1749 г. в Сенат указано, что обитель построена в 1738 г. (цит. по: Попов. 1904. 12. С. 222), по др. данным - ок. 1740 г. ( Саввинский. 1905. С. 185). В церковно-адм. переписке 60-х гг. XVIII в. К. м. именовался Грузинским или Ставропольским ( Попов. 1904. 12. С. 223). Устроителем К. м. был игум. Даниил, происходивший из груз. княжеской фамилии. В 30-х гг. XVIII в. он прибыл в Прикаспийский край вместе с другими груз. переселенцами. В 1738 г., после посещения С.-Петербурга, игум. Даниил был назначен настоятелем строящейся обители. В К. м. хранилась икона Божией Матери «Знамение», привезенная им из Грузии. В 1739 г. еп. Астраханский Иларион ( 1755) возвел игум. Даниила в сан архимандрита. По словам настоятеля, мон-рь помогал грузинам, прибывавшим из Закавказья, и содействовал «освобождению (выкупу) христиан из турецко-крымского, персидского и горского плена» ( Васильев. 1986. С. 93). Указом Синода 1744 г. архим. Даниилу выражалась благодарность за то, что он «на собственные деньги и за монастырский кошт, на 1557 рублей, выкупил пленных, кои довольствовались в монастыре хлебом и одеждою» (Там же). Среди выкупленных пленников были и мусульмане. Архим. Даниил нередко выступал восприемником изъявивших согласие принять крещение. Архиеп. Манглисский Иоанн (Саакадзе), поселившийся в 1747 г. в К. м. на покое, организовал при обители школу, «в которой обучались грамоте и началам христианской религии дети осетин, кабардинцев, черкесов и других горцев. Это была первая русская школа на Кавказе для обучения детей кавказских народностей» (Там же. С. 102).

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) ИОАНН-ГЕОРГИЙ прп. Грузинской Православной Церкви - см. Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе), Бетанийские преподобные (пам. груз. 8 сент.) ИОАНН ГРУЗИН (Картвели), прп. (пам. груз. 4 нояб.) - см. в ст. Иоанн, Стефан и Исаия Иерусалимские, преподобные ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] [Картвели] (1-я пол.- сер. IX в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) ИОАНН ГРУЗИН [Иоане, Иоване] Грузин [Картвели, Ханцтели], мч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен), подвизавшийся в мон-ре ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ШАВТЕЛИ (2-я пол. XII - 1-я треть XIII в.), прп. (пам. груз. 1 апр., вместе с блж. Евлогием Пророком; 9 июня) Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, поэт ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский

http://pravenc.ru/rubrics/122334_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН IV ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири I], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072)

http://pravenc.ru/rubrics/121448_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зарубежная литература. Персоналии ЕРМИТИАН Иоанн [Иероним Иоанн, Гермоним Харитоним], визант. писатель XV в., ученик Плифона Георгия Гемиста, переписчик рукописей, учитель детей визант. деспота Фомы Палеолога ИЛИЯ Григорьевич Чавчавадзе [Илия Праведный] (1837 - 1907), св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), (пам. груз. 20 июля), груз. писатель, общественный деятель ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры ЙОВАНОВИЧ (род. 28.10.1949), серб. филолог, исследователь средневек. южнослав. лит-ры, археограф, текстолог КАЛЬДЕРОН де ла Барка-и-Барреда Гонсалес де Энао Руис де Бласко-и-Рианьо Педро (1600-1681), испан. драматург и поэт, представитель культуры барокко КАМЮ Альбер (1913-1960), франц. писатель и драматург, публицист, философ; ведущий представитель франц. экзистенциализма КИБЛ Джон (1792-1866), англ. религ. поэт, церковный деятель, один из основателей Оксфордского движения КИПРИАН (1-я пол. V в.), лат. христ. поэт, автор поэтических переложений первых 7 книг ВЗ (кн. Бытие - Книги Судей Израилевых), т. н. Семикнижия, а также предполагаемый автор др. произведений на ветхозаветную тематику КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАКИН Макин [аль-Макин; полностью - аш-Шайх аль-Макин], имя 3 известных представителей копто-араб. лит-ры XIII-XIV вв.,

http://pravenc.ru/rubrics/123334_2.html

Стефана (Яворского) и др. ( Чикваидзе. 1998. С. 579). «Все свое имущество и последние годы своей жизни» И. посвятил изданию Библии на грузинском языке; однако была напечатана только кн. Бытие (1743) ( Джаши. 1904. С. 19). В 1744 г. типография была закрыта. Особая духовная дружба связывала И. с его соотечественником еп. Манглисским свт. Иоанном (Саакадзе), проживавшим на юге России (Дербент, Астрахань, Кизляр) и мечтавшим основать новый мон-рь для представителей груз. диаспоры, к-рая увеличивалась за счет неиссякающего потока мигрантов из захваченной турками и иранцами Грузии. И. по просьбе свт. Иоанна неоднократно ходатайствовал перед Святейшим Синодом об упорядочении дел груз. диаспоры на юге. Так, в 1734 г. он внес в Синод прошение о назначении в ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены в Кизляре 2-го священника - грузина Георгия Матвеева, поскольку «без другого попа за проживанием в той слободе многого числа грузинцев и новокрещеных татар было невозможно», что указом Святейшего Синода 1530 от 13 сент. 1734) было предписано исполнить еп. Астраханскому и Ставропольскому Илариону ( Саввинский. 1898. С. 7-8). В письме И. от 1738 г. свт. Иоанн сообщает о состоянии грузинской колонии в Дербенте: «Здесь весьма много жилищ находится, и грузинцев с 200 дворов поселено, кроме тех, которые в казацких местах живут» ( Андроникашвили. 1992. С. 63). В 1745 г. по инициативе свт. Иоанна, И. и груз. архим. Пахомия в Кизляре на базе Осетинской миссии была образована Осетинская духовная комиссия для распространения христианства среди горцев. В 1749 г. И. подал в Синод ходатайство об основании в Кизляре груз. мон-ря, в к-ром он хотел бы провести остаток дней вместе с соотечественниками, поскольку в уже действующем кизлярском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре «жить и уместиться никак невозможно и негде». Его личное обращение сыграло решающую роль в долгой тяжбе, к-рую вел свт. Иоанн (Саакадзе), добиваясь разрешения основать обитель. 3 дек. 1749 г. имп. Елизавета Петровна удовлетворила прошение И. об увольнении на покой в Кизлярский мон-рь; 24 апр. 1750 г. ввиду вышеизложенных обстоятельств и «саможелательного их Преосвященств усердия» было получено разрешение Святейшего Синода 478) основать груз. мон-рь. 23 апр. 1750 г. И. освятил деревянную ц. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах в Москве, выстроенную на средства царевича Георгия Багратиони (сына Вахтанга VI). В июле 1750 г. он выехал в Кизляр, но 1 сент. скончался в Саратове. Его тело было погребено 28 сент. 1750 г. в астраханском кафедральном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы, рядом с могилами груз. царей Картли Вахтанга VI и Картли-Кахети Теймураза II. Свт. Иоанн пережил соотечественника на неск. месяцев ( Саввинский. 1898. С. 12-13).

http://pravenc.ru/text/578507.html

В 1-й пол. XVII в. К. вошел в новообразованное княжество Сатархно, принадлежавшее великому моурави Георгию Саакадзе (1580-1629) и его потомкам (Тархнишвили, Тархан-Моурави). Современниками Георгия были неск. настоятелей К.: Иоанн (Авалишвили) , Иосиф (Насисдзе), Захарий, Агапит (Тархнишвили). В документе 1609 г. Иоанн (Авалишвили) упомянут как настоятель К., в 1612 г. был хиротонисан во епископа Алавердского ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 2. С. 439-440; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 239). Иоанн (Авалишвили) был известным каллиграфом и художником. Нек-рые исследователи (С. Какабадзе, С. Макалатия и др.) считают, что он - автор иллюминированного списка «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели (НЦРГ. Н 2074, 1600 г.), Л. Менабде это мнение не разделяет. Ок. 1609 г. Иоанн переписал для царицы вмц. Кетеван акафист Пресв. Богородице (ГМИГ. H 284.). При нем в К. были возведены две 2-этажные башни; в зап. стене нижнего этажа одной из них была выполнена асомтаврули строительная надпись, в к-рой упомянут Иоанн (не сохр.). Позднее в верхней части одной из башен была устроена б-ка ( Какабадзе. 1924. С. 152-158; Макалатия. 1960. С. 31; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 239). Настоятель Иосиф (Насисдзе) венчал в К. царя Картли вмч. Луарсаба II (1606-1614) и сестру Георгия Саакадзе (имя неизв.) ( Иосиф (Саакадзе), митр. 1939. С. 18); настоятель Захария принимал участие в примирении Георгия Саакадзе с князьями Джавахишвили ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 28-29). Великий моурави в настоятели мон-ря выдвинул своего внука мон. Агапита ( Иоселиани. 1973. С. 94). Потомки Саакадзе и впосл. не раз занимали должность настоятеля мон-ря. Типикон и монастырский уклад К. были приняты в др. груз. мон-рях ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 86). По сведениям груз. историков П. Иоселиани и Д. Бакрадзе, настоятель К. в дни праздников стоял впереди настоятеля мон-ря Шуамта. Во время погребения царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) настоятель К. шел после епископа Никозского и перед настоятелем монастыря Шуамта ( Иоселиани. 1973. С. 94; Бакрадзе. 1873. С. 78).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

В завещании И. просил погрести его в гареджийском мон-ре Натлисмцемели. Однако из-за «неспособного пути» братия Крестовоздвиженского мон-ря упокоила его в своей обители. Брат И., отставной поручик Грузинского гусарского полка кн. Н. Саакадзе, воспротивился нарушению воли умершего и выхлопотал в Святейшем Синоде разрешение вывезти останки И. на родину. Тело И. было упокоено в Гареджи, однако ввиду запустения мон-ря по приказу царя Картли Теймураза II (1744-1762) перенесено в кафедральный собор Тбилисский Сиони ( Гавриил Мцире. 1989. Т. 5. С. 128). А. Н. Муравьёв передает бытовавшее во время его посещения Грузии в сент. 1846 - июле 1847 г. предание о том, что И. через год после смерти являлся во сне имп. Елизавете Петровне и просил отпустить его на родину. Рассмотрение дела об имуществе И., к-рое святитель завещал раздать груз. церквам и мон-рям, продолжалось 4 года (указы Святейшего Синода: 101 от 5 февр. и 406 от 17 июня 1751 г.; 113 от 21 янв. 1752 г.). Наконец, согласно указу Святейшего Синода 2019 от 23 июня 1755 г., Сенат предписал имущество И. «за границу в Грузию... сверив с реестром… освидетельствовав, пропустить». Почитание святителя, очевидно, возникло практически сразу после захоронения его в Грузии. П. Иоселиани , ссылаясь на то, что он эти сведения получил от патриарха Антиохийского Иерофея (1850-1885), пишет, что исцеление от прикосновения к мощам святого получали не только православные, но и инославные, напр. армянин-монофизит Татула, «патры» (вероятно, католич. пресвитеры) Никола и Филипп, о чем стало известно из донесения жившего одно время в Грузии греч. мон. Афанасия (впосл. патриарх Иерусалимский Афанасий V ) Иерусалимскому патриарху (очевидно, Анфиму (1788-1808)) ( Иоселиани. 1895. С. 160-161). По словам Муравьёва и Иоселиани, царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) неоднократно прибегал к молитвам И. для исцеления своих детей Илии и Тамары, а также дважды открывал могилу, чтобы «целовать его мощи». 22 дек. 1800 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний II (Багратиони), царевич Юстин, архиеп. Руисский Иоанн (Макашвили) и еп. Руставский Стефан перенесли часть мощей И. из Тбилисского Сиони во дворец, чтобы умирающий царь Георгий XII († 28 дек. 1800) мог приложиться к ним ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 142; Иоселиани. 1895. С. 204-205).

http://pravenc.ru/text/468965.html

Федор Волконский, дьяк Артемий Хватов, старец Троице-Сергиевой лавры Иосиф, иером. Алексий, иерей ц. Воскресения, «что у Булгаковых двора», Григорий, архидиак. Чудовского мон-ря Арсений, диак. ц. вмч. Георгия «из-за Москвы-реки» Антоний), целью которого были заключение соглашений с Теймуразом I и приведение его к крестному целованию рус. царю Михаилу Феодоровичу . Связанные с посольством документы позволяют установить, насколько высок был авторитет И. Послы пишут, что «Иван, архиепископ Самтаврского монастыря» в 1636 г. поставил архиепископом Алавердским некоего Зеведея (Зебеде). Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I передал для И. через послов икону Божией Матери «Одигитрия» и грамоту. В грамоте патриарх, не упоминая имени действующего в то время католикоса-патриарха Вост. Грузии Евдемона I (Диасамидзе ; 1632-1642), обращается к Собору груз. архиереев и к И. как к «возлюбленному сыну и сослужебнику Преосвященному Иоанну архиепископу Святые и Пречистые великия лавры Пресвятыя и Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и честнаго Ея Успения Самтаврского монастыря, купно ж и надзирателю святыя и соборныя и апостольския Церкви всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, священноначальнику Божия града Цхета (Мцхета.- Э. К.) Иверские земли Грузинского царствия» (Материалы по истории. 1937. С. 158, 215-217, 371). Однако рус. послы не застали И. в живых. В письме 1639 г., адресованном рус. царю Алексею Феодоровичу, царь Теймураз I отмечает: «...господин Иоанн архиепископ, который был образованный и добрый муж, в старости умер» ( Броссе. 1861. С. 8). Долгое время в груз. историографии И. ошибочно отождествляли с католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иоанном IX (1612-1616/17), что опровергается последними исследованиями. Ист.: Иосиф, митр. Тбилисский. Моуравиада: Поэма в честь кн. Георгия Саакадзе, в стихах, на груз. языке, написанная в 1650 г. Тбилисским митр. Иосифом. Тифлис, 1851. С. 20; Броссе М. Переписка на иностр.

http://pravenc.ru/text/469450.html

В 1600-1605 гг. И. занимал должность настоятеля мон-ря Сапара, сведения о чем содержатся в жалованной книге, выданной И. и Захарии Авалишвили атабагом (князем) Самцхе Манучаром и его матерью Еленой ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 533). В 1609 г. И. был настоятелем мон-ря Кватахеви - в этом году он по заказу царицы Кахети вмц. Кетеван переписал и украсил орнаментом Молитвослов с акафистами, о чем в рукописи сохранилась запись: «...Господи, прославь в сей и в будущей вечной жизни и даруй многая лета царице цариц Кетеван... по чьему повелению выполнена святая сия книга для ежедневной молитвы... да будут долгими лета ее жизни... рукою грешнаго настоятеля монастыря Кватахеви Иоване Авалишвили». Исследователь рукописи груз. историк Ф. Жордания указывает, что она была выполнена церковным шрифтом нусха-хуцури на бумаге, текст каждой страницы обрамлен ажурной рамкой ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 438). К 1611 г. настоятелем Кватахеви, согласно соч. «Моуравиада» митр. Тбилисского Иосифа (Саакадзе), являлся уже некий Насидзе ( Иосиф, митр. Тбилисский. 1851. С. 20). И., вероятно в том же году, занял пост настоятеля мон-ря Самтавро в Мцхете. До 1637 г., оставаясь в Самтавро, окормлял Алавердскую (епископ, до и после 1612) и Картлийскую (архиепископ) кафедры (Аннотированный словарь личных имен. Т. 1//НЦРГ. Hd 14678; ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 6017). До 1630 г. сведений об И. в источниках нет. Возможно, он сопровождал царя Теймураза I, укрывавшегося в этот период в западногруз. царстве Имерети от набегов иран. войск под предводительством шаха Аббаса I. В грамоте Теймураза I (1630) И. охарактеризован как «первый архиерей Картли, архиепископ, муж глубоко ученый, совершенный небожитель и философ... достойный Иоване Авалишвили». Из этого же источника известно, что И. занимался воспитанием своего племянника Арсения (Авалишвили) (впосл. настоятель монастыря Сапара, архиепископ Бодбийский и Алавердский) ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 538-539). В 1637-1640 гг. кахетинский двор Теймураза I посетило московское посольство (кн.

http://pravenc.ru/text/469450.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010