Город Ефес был расположен на берегу Икарийского залива Эгейского моря, при устье реки Кайстра. Долина реки Кайстра представляла собой одну из самых живописных местностей Ионии. Широкая и открытая около моря, она постепенно сужалась к востоку и напоминала собою гигантский треугольник. Ребрами этого треугольника служили небольшие холмы. По долине, усеянной озерами, протекал Кайстр с берегами, заросшими тростником, неся свои тихие воды в Эгейское море. Всюду – прекраснейшая растительность 1019 . Речные берега усеяны стаями гусей, журавлей и белоснежных лебедей 1020 . Почти у самого моря, в юго-западном углу долины, возвышалась гора Солмисс 1021 . По её восточному склону в долину реки Кайстра спускалась превосходная роща различных деревьев, между которыми особенно выделялись стройные кипарисы 1022 . Здесь эта роща перерезывалась маленькой речкой Кенхрием, текущей в Икарийский залив 1023 . Далее, к северо-востоку возвышался двойной холм Коресс 1024 , за ним Прион, – эта неиссякаемая сокровищница прекрасного белого мрамора 1025 . Роскошная долина Кайстра своею прелестью вдохновляла еще древнего Гомера 1026 . Овидий 1027 и Виргилий 1028 так же вспоминают о ней, как об очаровательном местечке. На всем побережье малоазийском не было города, равного Ефесу. Положение в середине торгового пути, соединявшего Сирию, Египет, Грецию, Македонию, Понт и Рим, предприимчивый дух населения 1029 , удобная и обширная гавань Панорм сделали Ефес здесь самым оживленным торговым пунктом. Трудно указать тот или другой торговый город, ту или другую торговую страну, которые бы не знали знаменитого Панорма ефесского. Торговые корабли Рима и Александрии, Македонии и Палестины, Греции, Финикии и Сирии, Хиоса, Самоса, Коса, Родоса и Кипра всегда были в Панормской гавани 1030 . И каких только товаров не привозили сюда из близких и самых отдаленных уголков земли. Тут можно было видеть редкости всех стран: художественные изделия из золота и серебра, драгоценные камни из Индии, порфиру, шелк и багряницу из Финикии, знаменитый виссон из Палестины, благовонные товары – корицу и фимиам, миро и ладан из Аравии, чудный жемчуг, художественные произведения из слоновой кости, из дорогих деревьев, железа и мрамора 1031 . Художники выставляли здесь свои новые произведения 1032 . На этом громадном и шумном рынке можно было встретить и живой товар из „тел и душ человеческих“ 1033 . Иногда в одни сутки в Ефесе продавали более 10 000 невольников 1034 . Торговавшие не увозили своих товаров обратно; обогащались все, имеющие корабли на море. Отсюда можно судить о том, какое постоянное оживление было здесь. Не было человека, внимание которого не было бы остановлено этой сутолокой. Даже Ап. Иоанн не раз наблюдал эту кипучую жизнь 1035 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

игум. Иоанн (Рубин) Псевдохристианство: основные черты Евдокимов Александр Юрьевич Диакон Вячеслав Стёпкин Евдокимов Александр Юрьевич Преподаватель Николо-Угрешской православной духовной семинарии, профессор кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, доктор технических наук, кандидат культурологии, доцент Перед началом обсуждения конкретных вопросов, связанных с неопятидесятничеством, необходимо попытаться осмыслить общие черты, свойственные псевдохристианству в целом. Псевдохристианство имеет корни непосредственно в протестантизме, суть которого, в частности, – свободное толкование Священного Писания в духе либерализма. Последствия такого подхода в духовном и историческом планах поистине катастрофичны – от дальнейшего дробления христианских конфессий на секты до глобального экологического кризиса, проявившегося во второй половине ХХ в. Возможность собственной трактовки Писания выглядит весьма разумно и, главное, заманчиво. Для «точных» наук такой подход совершенно недопустим, но когда рассматриваются высшие духовные и этические ценности, парадоксальным образом это становится для некоторых вполне разумным подходом. На практике уже в XIX в. это привело к возникновению духовной пустоты и духовному кризису протестантизма (фактическому тупику, что отмечено как русскими, так и западными богословами), выход из которого стали искать в разного рода экуменических направлениях. Как следствие, протестантизм закономерно дает многочисленные «побеги» в виде отдельных направлений и сект как околохристианского, так и откровенно псевдохристианского характера. Происходит нарастание хаоса в духовной, а затем и в материальной сферах. Мы, православные христиане, верим в абсолютность Истины, которая есть Христос. Когда же предлагается плюрализм мнений, это перестает быть христианством по сути. Уместно вспомнить слова Будды о том, что истин столько же, сколько опавших листьев – это сказано в VI в. до Р.Х., и ничего принципиально нового в этом плане быть не может. Эти кажущиеся «свобода» и «справедливость» опровергаются одним вопросом невинного ребенка – «А как на самом деле?», – ответить на который с плюралистических позиций в принципе невозможно. Вспомним и слова Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф. 12, 30 ; Лк. 11, 23 ). В конечном счете истиной для человека становится то, что он сам считает таковой. Это открывает большие возможности идти по широкой дороге, ведущей в известное всем христианам место.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Милютинские четьи-минеи писаны в 1646–1654 годах, по книгам Троице-Сергиевой лавры, священником бок-о-бок и по сие время находящейся с ней Рождественской церкви, Иоанном Милютиным и его тремя сыновьями. Составитель, помещенной о. Иоанном в августовской минее повести о Феодоровской иконе Богоматери, не оставляет своего читателя в совершенном недоумении на счет источников и времени написания своего произведения. «… Что реку или что исповем о сей пречудной иконе», – спрашивает он себя и сам же отвечает: «Но еже слышах от много добре ведущих и иже у себя имуще писание до разорения литовских и польских людей, и аз с ними многажды беседовах, и вопрошах их, и сладце слышах от них». – Кто этот составитель, столь тщательно допытывавшийся узнать истину о Феодоровской иконе Богоматери и кто были его многосведущие собеседники? Мы не располагаем прямыми данными для положительного ответа на поставленные вопросы, но думаем, что последними едва ли не были книжные старцы Сергиевой обители начала 30-х годов XVII столетия, а составителем повести, – возможное дело, – сам священник Иоанн Милютин, в минеях которого мы впервые встречаемся с ней. В обоснование своего мнения, мы, прежде всего, должны сказать вслед за другими, что о. Милютин не был только копиистом, простым переписчиком, подобно детям его, которым «поспешения ради», бесспорно отчасти, помогал своим «скорым писанием». Его огромный труд соединен был с усердными поисками и довольно разумной выборкой из лаврских рукописей наиболее исправных житий и достоверных повестей. В Милютинских минеях «почти всегда можно найти статьи, весьма редкие в других списках; встречаются даже указания единственные в своем роде», не попадающиеся больше нигде». По всему видно, что собиратель их был человек широко начитанный и любознательный. Любовь к книге, вероятно и привела молодого Ивана Милютина в декабре 1631 года в Троицкую лавру с ее «многобогатной божественных писаний книгохранительницей». Родом нижегородец из Балахны, Милютин встретился здесь с своим земляком, – бывшим соборным протопопом, тоже города Балахны старцем-книгохранителем Иоасафом Кирьяновым, который, зная Ивана, как юношу из зажиточной и, по-видимому, духовной семьи, а может быть, приходясь ему отчасти и сродни, не преминул свести его с выдающимся книгописцем того времени в обители Сергиевой, – иером. Германом Тулуповым, трудившимся тогда над изготовлением тех самых четьих-миней, с которых, полтора десятка лет спустя, так много пришлось списывать Милютину. Один старец по знакомству открыл доступ к книгам пытливому послушнику, а другой, как кажется, своим личным примером развил в душе его склонность к занятиям агиографическим. Не даром же много позднее, о. Иоанн не раз заговаривал о своих наставниках и архим. Дионисии, как «мужах добродетельных и рачителях божественных писаний», в соседстве с которыми он занимался своим нравственным усовершенствованием и умственным образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Разделы портала «Азбука веры» проф. Брюс Худ, свящ. Иоанн Смирнов Суеверия обусловлены генетически? " decoding=" async " title=" Суеверия обусловлены генетически? " проф. Брюс Худ, свящ. Иоанн Смирнов Суеверия обусловлены генетически? " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Суеверия обусловлены генетически? "/> ( 8  голосов:  4.5 из  5) Борьба ученых и просветителей с вековыми суевериями, с верой в иррациональные и магические явления абсолютно бессмысленна, ибо обусловлена генетически, заявил один из ведущих британских экспериментальных психологов, профессор Бристольского университета Брюс Худ (Bruce Hood). В докладе, который профессор Худ прочитал на очередном ежегодном съезде Британской ассоциации науки, утверждается, что никакие рациональные разъяснения и доводы не могут заставить суеверных людей отказаться от своих представлений, так как они сами не способны их контролировать. Любым попыткам убедить их в бессмысленности веры в приметы и предзнаменования противостоит мощная психическая сила на генетическом уровне. Суеверия и религиозное чувство, убежден британский психолог, присущи людям от рождения и являются неотъемлемой частью человеческой ментальности. «Существует два типа людей, — отмечает профессор Худ, — те, кто верит в сверхъестественное, и кто не верит в него. Но даже у нерелигиозного и в целом несуеверного человека сохраняется определенная форма веры в иррациональное».  Свои доводы Брюс Худ подкрепляет результатами проведенных им экспериментов над самыми разными группами людей — разной образованности и различных профессий. По его словам, большинство людей без какого-либо рационального объяснения избегает вещей, которые ассоциируются для них со злом в самом широком смысле. Однажды на своих лекциях в университете профессор Худ продемонстрировал довольно невзрачную куртку синего цвета с коричневыми пуговицами и пригласил любого человека из аудитории примерить ее за вознаграждение в 10 фунтов. Поднялось море рук желающих подработать. Однако затем профессор объяснил, что куртка некогда принадлежала знаменитому серийному убийце Фреду Весту.

http://sueverie.net/sueveriya-obuslovlen...

свящ. Иоанн Васильев Концепция джихада в исламской традиции Постановка проблемы В задачу исследования, посвященного теме джихада, входит настолько широкий спектр проблемных вопросов, которые притом по-разному решались и решаются в рамках самой исламской традиции различными исламскими учеными, что представить систематическим образом цельную концепцию джихада является the next thing to downright impossibility. Πρо единстве научного инструментария, имеющегося у исследователя, включающего в себя Коран, тафсиры, материал канонических сборников хадисов и жизнеописание Мухаммада (Сира), мы наблюдаем россыпь интерпретаций и толкований как в самой традиции, так и у западных востоковедов. В среде исламских законоведов существует множество мнений по целому ряду вопросов, которых мы постараемся коснуться. Одни из этих вопросов необходимо обозначить как фундаментальные: 1 .Вопрос о том, что является основанием для вооруженного джихада. Просто факт неисповедания ислама или же таковым основанием может быть только начало «неверными» враждебных действий и преследование мусульман? 2 . Является ли джихад по своей природе наступательным или же он существует только для обороны исламской веры, территории, жизни и имущества мусульман? Эти вопросы можно определить как вопросы первостепенной важности, поскольку именно в поиске ответа на них исследователь сталкивается с проблемным полем в области исламского фикха. Существует также целый ряд вопросов второстепенного порядка, как, например, вопрос о допустимости или недопустимости заключения с немусульманскими странами и нациями долговременных соглашений о мире и соглашений на неопределенный срок. Вопрос о статусе военнопленных, захваченных мусульманами. Вопрос об отношении во время военных действий к женщинам, детям и тем, кто не сражается против мусульман, и пр. Тема джихада всегда привлекала к себе большое внимание исследователей. На Западе количество работ, посвященных джихаду, исчисляется десятками, не считая огромного количества научных статей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

свящ. Иоанн Васильев Рецепция инаковерующих в исламе Статус зиммиев 757 в исламе В отечественной арабистике вопрос о статусе немусульман по большей части рассматривался исключительно в сугубо историческом ключе 758 . То есть предметом исследования был фактический (на практике) статус немусульман на исламской территории в его постепенной трансформации в ходе исторических процессов, а не та установленная на уровне исламского вероучении норма, которой всякий мусульманин по определению обязан следовать. Западные же исследователи, напротив, по преимуществу рассматривали вопрос о восприятии исламом немусульман и вытекающий из него вопрос их правового статуса в исламском государстве в свете вероучительных источников ислама. Для задачи нашего исследования именно второй подход является более подходящим, поскольку рецепция немусульман исламской догмой устанавливает вероучительную норму о должном отношении к ним со стороны самих мусульман. В данной главе мы хотели бы рассмотреть вопрос о том, каково восприятие инаковерующих (в частности, зиммиев) в исламской вероучительной доктрине и каков, согласно этой доктрине, должен быть их правовой статус. Общеизвестным является тот факт, что в исламе существует разделение мира на «землю ислама» и «землю войны». Самое общее определение этих двух понятий состоит в том, что государства, в которых большинство населения составляют мусульмане, или те люди, которыми правят мусульмане, на основе норм ислама являются «землей ислама», те же, в которых управление осуществляется не мусульманами и не на основе норм ислама, являются «землей войны» 759 . Население «земли ислама» может быть двух видов. К первому относятся сами мусульмане. Ко второму – зиммии, то есть немусульмане, которые постоянно живут в пределах «земель ислама» и обязуются выполнять установленные для них в исламе нормы. Безусловно, подобная концепция является производной от широко распространенного в исламской традиции понимания концепции вооруженного джихада как состояния перманентной войны с немусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Скачать epub pdf Отправная точка благовестия Иоанн Креститель и Господь наш Иисус Христос – оба начинают свою проповедь одними и теми же словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф 3, 2; 4, 17 ). Такова отправная точка Благовестия – покаяние. Без покаяния не может быть ни новой жизни, ни спасения, ни вхождения в Царство. Обращаясь от Священного Писания к святым отцам, мы встречаем ту же самую существенную истину. Авва Милесий, которого спросили, что он делает в пустыне, отвечает: «Я пришел сюда оплакивать свои грехи» 50 . И покаяние это не есть только подготовительная стадия, оно – пожизненно. Когда авва Сисой лежал на смертном одре, окруженный своими учениками, оказалось, что он с кем-то говорит. «С кем ты говоришь, отче?» – спосили ученики. Он ответил: «Вот, ангелы пришли взять меня, но я прошу их дать мне еще немного времени, чтобы покаяться». «Ты не имеешь нужды в покаянии», – сказали ученики. «Воистину, – ответил старец, – я не знаю, начинал ли я каяться» 51 . Марк Монах утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог , но даже Он не прощает непокаявшегося [... ]. Все множество Божиих заповедей можно свести к одному началу – покаянию [... ]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться... [... ]. И для великих, и для малых покаяние остается несовершенным до самого смертного часа». 52 «Господь наш Иисус Христос , – говорит авва Исаак Скитский, – заповедал нам пребывать в покаянии до последнего нашего дыхания. Ибо если бы не было покаяния, никто бы не спасся». 53 И Исаак Сирин учит: «В каждое мгновение в течение двадцати четырех часов суток мы имеем нужду в покаянии». 54 Духовные наставники более близкого к нам времени отводят покаянию столь же решающую роль. Преп. Иоанн Кронштадтский в своем духовном дневнике «Моя жизнь во Христе» говорит: «Наша молитва состоит прежде всего в покаянии» 55 . И о. Серафим Папакостас, возглавлявший движение «Зои» в Греции в 1927–1954 гг., начинает наиболее известную из множества своих книг такими словами: «В каждом веке, а особенно в настоящем – полном тревоги, усталом и беспокойном веке, нет ничего более существенного, чем покаяние. Нет ничего более глубокого, к чему бы стремился человек; однако у него нет ясного понимания того, чего же он в действительности хочет». 56 Следует отметить, что Иисусова молитва – гораздо более широко распространенная сегодня, чем пятьдесят лет назад, – является особенной покаянной молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

Скачать epub pdf Слово первое Не знаю, против иудеев или за них покажется некоторым предпочтительнее озаглавить это сочинение. Мне же кажется, что можно и так и так. Ибо для смеживших умственное око и добровольно закрывших разум для света истины это будет ясным показателем и живым свидетельством либо их, так сказать, наивности, либо безумия; для более же культурных людей и более благосклонных к истине – своего рода путеводителем к более правильному, а для людей такого же образа мыслей из числа служителей Божьих – к большему и приятнейшему, если только в самом деле все другие блага ниже совершенствования души и желания таким образом полностью обеспечить спасение. Однажды, когда благочестивейший и христолюбивый император и самодержец ромеев Иоанн Кантакузин , ради божественного монашеского чина переименованный в монаха Иоасафа, оказался на Пелопоннесе и находился там, некто из местных жителей, называемый здесь Ксен, а вероисповеданием еврей, подойдя, поклонился ему, как он привык это делать раньше, и сказал: – Радуйся, царь! – Откуда ты пришел? – спросил император. – Встретившись с тобой, милостивейший царь, – сказал Ксен, – и зная о твоей широкоизвестной учтивости в обращении с каждым, с чем я и сам не хуже других знаком, я и подошел теперь, чтобы воздать еще должный тебе рабский поклон, что, я полагаю, как нельзя кстати. – И ты радуйся, – опять ответил император. – Поскольку же у меня сейчас нет никаких неотложных дел, хорошо будет, если ты объяснишь мне, какой такой рабский, как ты сказал, поклон ты пришел мне воздать. Ведь ты согласишься со мной, я думаю, что рабство дело не простое, а многообразное, ибо рабами мы называем и захваченных в плен на войне, и купленных людей, некоторые из которых сами под давлением нужды закладывают себя другим; рабствует опять же все покорное властям; с другой стороны, не будет, пожалуй, ошибкой назвать рабами греха и тех, кто не пользуется разумом для управления страстями и не совершенствует себя сознательно по образу Божию, а безрассудно покоряется наслаждениям и иным страстям и спускается вниз, словно имея некую всепоглощающую необходимость постоянно быть рабом наслаждений. Ибо чему из наших влечений кто покоряется, сказал один божественный муж, тому тот и рабствует (ср. Рим.6,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

сост. Л.А. Гиндин Том 2 → Содержание Предисловие К предыстории славянства Плиний Тацит Птолемей Певтингерова карта Приск Склавины и Анты Иордан Strava Псевдо-Кесарий Анты в титулатуре византийских императоров Иоанн Малала Агафий Миринейский Менандр Протектор Мартин Бракарский Анонимный военный трактат «Стратегикон» Маврикия Иоанн Бикларский Сокращенные названия языков и диалектов Список сокращенных латинских названий источников Список сокращений периодических и продолжающихся изданий Библиография. Источники и переводы     «Свод» представляет собой первое в мировой науке комментированное издание всех источников, относящихся или традиционно относимых к древним славянам. Охвачены все письменные источники на древнегреческом, латинском и сирийском языках. Оригинальные тексты даются параллельно с новыми русскими переводами. Каждому источнику (приводимому в выдержках) предпослано введение, содержащее сведения об авторе, особенностях источника, о рукописной традиции и т.п. Предисловие Интерес к ранней, догосударственной истории славянства является характерной чертой современной медиевистики не только славянских стран. Интенсивные исследования в этой области исторического знания характерны в настоящее время для мировой научной литературы вообще. Особенно значительную, стимулирующую роль сыграли в этом археологические разыскания, благодаря которым за последние сорок лет многократно возросло количество материальных памятников VI–IX вв., обнаруженных на всей территории обитания древних славян. К систематическому изучению славянских древностей обратились также лингвисты, филологи, фольклористы, этнологи: широко исследуются проблемы праславянского языка, славянская этнонимия, топонимия и ономастика в целом, древнеславянская производственная лексика, межъязыковые контакты славян, мифология и религиозная обрядность, нормы древнейшего славянского права, формы быта и т.д. Возникла острая потребность в сопоставлении и осмыслении наблюдений и выводов, полученных методами разных гуманитарных дисциплин, и отрасль славяноведения, предметом которой является ранняя история славянства, стала закономерно приобретать комплексный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

ПУТЬ Путь узкий и широкий: признаки и отличия Путь жития нашего: иный пространный и широкий, иный узкий и тесный. Но повидим, какий путь есть пространный, и какий тесный жития нашего; а оттуду познаем, к какому концу тот и другий ведет. На пространном пути имеется неверие, на тесном пути имеется живая вера. На пространном пути безстрашие, на тесном пути страх Божий. На пространном пути самоволие и непослушание, на тесном пути повиновение и послушание... На пространном пути гордость и пышность, на тесном пути смиренномудрие. На пространном пути всякий грех и беззаконие, на тесном пути всякая добродетель... На пространном пути жестокосердие, свирепость и лютость, на тесном пути милосердие и сострадание. На пространном пути клевета, презрение, осуждение и поношение ближняго, на тесном пути воздержание от того всего и благоразумное молчание... Словом: на пространном пути слово, дело и помышление, Божией воле и святому слову Его противное: на тесном пути истинное покаяние, и того плоды – добрые дела (4:396–397) (также 2:228, см. ЖИЗНЬ, 352). На тесном: крест, страдание, терпение, воздержание, отвержение себе и воли своея и последование воли Божией, и огражден он Божиим знаком; на пространном: презрение и отвержение закона Божия, свободное и безопасное житие, самолюбие, славолюбие, любочестие, мщение, сластолюбие, веселости мира сего, банкеты, пиршества и прочее. Тесным путем Сам шел Христос, и за Ним идут верные Его, и последуют Ему любовью, терпением, кротостью и смирением: на пространном пути князь тьмы, по которому гуляют миру сему работающии, и последуют тому. Тесным путем немногии идут, яко скорби окружают его, и мало кто хощет скорби терпеть; пространным многии идут, яко всяк любит веселости и утехи мира сего. Тесный путь хотя скорбен, но в вечную радость, пространный весел, но в вечную скорбь и мучение ведет. Тесный путь сперва страшен человеку и прискорбен, но потом приятен, мирен, покоен и весел; ибо «иго Христово благо и бремя легко», ( Мф. 11, 29 ). Пространный сперва приятен и весел, но всегда мерзок, гнусен и потом страшен: ибо на нем иго тяжко несется, иго диавольское, и мерзкая работа страстей и греха отправляется (1:208).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010