Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Хома), еп. Брестский и Кобринский. Фотография. 2010 г. (Хома Лев Данилович; род. 25.03.1963, с. Колбаевичи Самборского р-на Львовской обл., Украина), еп. Брестский и Кобринский. Из семьи рабочих. Окончил в 1982 г. Львовское техническое уч-ще 37. В 1982-1984 гг. служил в армии. С февр. по авг. 1985 г. сотрудник Минского ЕУ. С 1985 г. учился в Московской ДС, по окончании к-рой поступил в 1989 г. в МДА. В 1990 г. зачислен в Минское ЕУ на должность секретаря-референта митрополита Минского и Гродненского. С 26 авг. 1992 г. преподавал в Минской ДС сектоведение, с 1993 г.- литургику. 15 дек. 1992 г. пострижен в монашество с именем Иоанн в честь прп. Иоанна Дамаскина . 3 янв. 1993 г. рукоположен во диакона к домовой ц. в честь Собора Белорусских святых при Минском ЕУ. 20 июня 1993 г. рукоположен во иерея к той же церкви. В 1993 г. окончил экстерном МДА. С 21 по 23 июня 1994 г. принимал участие в христ. межконфессиональной конференции в Москве как делегат от Белорусского Экзархата. В июле 1994 г. назначен секретарем Минского ЕУ и настоятелем домовой церкви при нем. 23 апр. 1995 г. возведен в сан игумена. 9 июня 1995 г. в МДА И. была присуждена степень кандидата богословия за соч. «Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его духовное наследие». 4 дек. 1995 г. возведен в сан архимандрита. С 1996 г. преподает в Минской ДА историю Поместных Православных Церквей и историю Древних Восточных Церквей. В нояб. 2000 г. входил в состав делегации Белорусской Православной Церкви, посетившей с визитом Польскую Православную Церковь. С сент. 2001 г. доцент Минской ДА по кафедре церковной истории. 13 марта 2002 г. определен и 31 марта хиротонисан во епископа Борисовского. Хиротонию в минском кафедральном Свято-Духовом соборе возглавил Минский и Слуцкий митр. Филарет (Вахромеев) в сослужении архиереев, представляющих Московский Патриархат и Польскую Православную Церковь. Назначен викарием Минской епархии. 7 окт. 2002 г. определен на Брестскую и Кобринскую епархиальную кафедру.

http://pravenc.ru/text/469558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАМА Иоанн Кама [копт. iwannhs yamh/ yame/ kame ] († 20.12.859), св. Коптской Церкви (пам. копт. 25 хойака/кихака (21 дек.)). Житие И. К. на коптском языке было составлено спустя более века после его смерти. Краткие сказания об И. К. находятся в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и в его эфиоп. версии. Нек-рые сведения встречаются в Чудесах Пресв. Богородицы, дошедших в переводе на эфиоп. язык (не ранее кон. XIV в.), и в описании святынь (мощей), составленном в 1088 г. в Скиту (Вади-эн-Натрун). Монастырь, основанный И. К., упоминается в «Истории Александрийских патриархов» при описании событий 2-й пол. IX в. Вторая часть имени И. К. (согласно Житию, так назвал святого ангел) может быть истолкована либо как имя собственное, либо как прилагательное копт. языка со значением «черный». В 1-м случае один из вариантов его написания ( yamh/ yame ) соотносится с именем аввы Хома (греч. Χομα); посвященная этому подвижнику греч. апофтегма V в. (PG. 65. Col. 436) почти полностью совпадает с завещанием, к-рое И. К. оставил братии основанного им мон-ря (The Life of Abba John Khamé. 1920. P. 358). Эпитет «черный» может иметь 2 объяснения. Согласно одной версии, И. К. был смуглым, вероятно сирийцем. Второе толкование связано с историей чудесного спасения мон-ря И. К. от разграбления в 966 г.: осаждавших заставило отступить появление большого черного змия. Местом рождения И. К. Житие называет сел. Джепроменесин (араб. Шубра-Мансина) в окрестностях Арвата в Египте. И. К. был единственным сыном; по настоянию родителей ему пришлось вступить в брак, но он убедил жену хранить девство. Позже он был приведен ангелом в Скит и стал учеником апы Тероти, подвизавшегося при мон-ре св. Макария (Дейр-Анба-Макар) (упоминания об этом подвижнике см.: Zoega G. Catalogus codicum copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Velitris adservantur. R., 1810. P. 107; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1907. Vol. 1: Textus. P. 202. (CSCO; 43. Copt.; 3)). Он постриг И. К. в монашество и обучил правилам иноческой жизни и богослужебному уставу согласно наставлениям Агафона Столпника (кон. VII - нач. VIII в.), который был учеником Авраама и Георгия, младших современников Иоанна , игум. Скитского.

http://pravenc.ru/text/471265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Белорусского Экзархата РПЦ. Территория включает в себя 8 районов Брестской обл. Белоруссии, к-рым соответствуют 8 благочиннических округов епархии: Брестский, Берёзовский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский и Пружанский. Кафедральный город - Брест. Правящий архиерей - еп. Иоанн (Хома). На 1 янв. 2003 г. в епархии существовали 163 прихода (143 храма), 3 мон-ря, численность духовенства - 162 священника и 14 диаконов. Территория Б. и К. е. до 1944 г. Появление первых каменных храмов на Брестской земле (св. Петра в Берестье (совр. Брест) и Благовещенского в Каменце) связано с деятельностью владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича († 1288/89); по-видимому, начиная с сер. XIII в. или даже ранее данная территория являлась частью Владимиро-Волынской епархии , епископы к-рой в XV - нач. XVII в. именовались «Владимирскими и Берестейскими». В XVI в. Брест являлся центром одной из протопопий (округа) епархии с главным храмом - собором во имя свт. Николая (территория совр. Брестской крепости). В Бресте в 1590-1594 гг. проходили Соборы западнорус. епископов (см. Брестские Соборы ). БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ После заключения в 1596 г. Брестской унии подавляющее большинство правосл. приходов и мон-рей Брестщины подчинились униатской Киевской митрополии. Активное сопротивление насаждению унии в кон. XVI - нач. XVII в. оказывали брестские братства Николаевское и Рождество-Богородицкое, стойким защитником Православия был игум. брестского Симеоновского мон-ря прмч. Афанасий (Филиппович) . В 1765 г. в составе Владимирской униатской епархии было учреждено Брестское вик-ство, в 1798 г. преобразованное в самостоятельную епархию, к-рая в 1808 г. частично, а в 1828 г. целиком вошла в состав Литовской униатской епархии. Немногочисленные существовавшие на Брестской земле правосл. приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой , Могилёвской , Минской епархий.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Том содержит множество статей, рассказывающих о подвиге новомучеников ХХ в., носивших имя Иоанн. Среди них особое внимание обращает на себя публикация о первых жертвах развязанных большевиками гонений на Церковь и духовенство — священномучениках протоиерее Иоанне Кочурове (1917 г.) и протоиерее Иоанне Восторгове (+1918 г.). Среди новомучеников, чей подвиг также нашел отражение в материалах XXIII тома, — св. Иоанн (Пашин, +1938), епископ Рыльский, св. Иоанн (Поммер, +1934 г.), архиепископ Рижский и всея Латвии, св. Иоанн Васильевич Попов (+1938 г.), крупный русский богослов, патролог. Отдельная публикация сообщает о расстрелянном в 1941 г. епископе Печерском Иоанне (Булине). Вызывают интерес публикации, сообщающие о св. Иоанне, епископе Готском (VIII в.), св. Иоанне Реомском (V-VI вв.), галльском подвижнике, одном из основоположников западного монашества. В новом томе энциклопедии присутствуют материалы, рассказывающие о четырех митрополитах Киевских XI-XII вв. греческого происхождения, носивших имя Иоанн. Статья, посвященная иеросхимонаху Иоанну (Попову, +1738 г.), сообщает об основателе знаменитой впоследствии Саровской Успенской пустыни. В материалах нового тома нашли отражение жизнь и деятельность многих архиереев Русской Православной Церкви ХХ века, носивших имя Иоанн. В частности, опубликованы материалы об архиепископе Горьковском и Арзамасском Иоанне (Алексееве, +1966 г.), архиепископе Ульяновском и Мелекесском Иоанне (Братолюбове, +1968 г.), митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде, +1989 г.), архиепископе Костромском и Галичском Иоанне (Лавриненко, +1985 г.), митрополите Псковском и Порховском Иоанне (Разумове, +1990 г.), митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве, +1995 г.), митрополите Киевском и Галицком Иоанне (Соколове, +1968 г.), Патриаршем Экзархе всея Украины. Из ныне здравствующих иерархов Русской Православной Церкви в статьях нового тома отмечены архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн (Попов), председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата; архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн (Сиопко), глава Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома).

http://patriarchia.ru/db/text/1175372.ht...

У него слово и настроение никогда не расходилось с делом и жизнью. Как понимал он литургию, как учил о ней, так и совершал ее, – а совершал он ее необыкновенно, вживаясь в каждое слово возгласов и молитв, отдаваясь весь безраздельно не только воспоминаниям о Господе, Который на литургии «и Приносящий и Приносимый, и жертва и архиерей», – но и живому богообщению. С первых дней своего священства отец Иоанн стремился совершать Божественную литургию как можно чаще и достиг того, что в последние 35 лет своего священнослужения он совершал ее ежедневно. Это ежедневное служение и причащение было для него актом постоянной благодарности Богу Искупителю. «Совершая литургию, отец Иоанн словно видел тот Крест, с живым страдающим Богом, к пронзенному ребру Которого ангел сам подносит чашу с престола, наполняя ее целительной кровью, видит сам ту Преславную Царицу небес, Которой произносит трепетно слова: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенной, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» 4 . Говоря о Божественной литургии, отец Иоанн различал две основные ее стороны. Это жертва благодарственная, хвалебная и жертва умилостивительная, искупительная. Но эти понятия у отца Иоанна сливаются воедино. У него литургия-это благодарение за искупление, хвалебная жертва за умилостивительную жертву искупления. «Таинство искупления, – таинство досточтимейшее, приснопамятное, таинство благости бесконечной, снисхождения безмерного, премудрости неисчетной, могущества необъятного. Вот какое таинство вспоминается на литургии! Мало того – оно как бы повторяется каждый день, потому что совершается ежедневно великое, спасительное, пренебесное и страшное таинство пречистого Тела и Крови Господней» 5 . Здесь он видит в литургии повторяющуюся искупительную жертву. Но, вместе с тем, он смотрит на нее и как на благодарственную, хвалебную жертву. «Величие, святость, животворность, безмерная обширность страшной жертвы Христовой открывается уже... на проскомидии, на которой приготовляется вещество таинства Евхаристии – хлеб и вино, или Агнец Божий, присно закалающийся за грехи всего мира и в благодарственную жертву за всех святых, – в честь коих изымаются частицы из просфор и о них, то есть в благодарность Богу за них, как искупленных уже от земли и совершенных крестной жертвой Христовой и радующихся в Церкви Небесной торжествующей. Чудная жертва! Истинно Божественная жертва!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После войны благоустройством находившейся в Лысково братской могилы погибших советских занялся протоиерей Леонтий Коньковский. Он обратился к церковным властям за содействием в получении необходимого материала. На братской могиле священник хотел установить большой дубовый крест, а на могиле 58-ми местных жителей, расстрелянных по подозрению в содействии партизанам, построить часовню. До ее строительства на этом месте пастырь намеревался установить большой дубовый крест с надписью: «Мне отмщение, и Аз воздам». Деятельность протоиерея вызвала противодействие со стороны уполномоченного. В настоящее время храм, построенный из соснового бруса, обладает крестово-купольной композицией: к основному кубовидному объему с запада примыкает трехъярусная колокольная, с востока - прямоугольная апсида с боковыми ризницами. Основной сруб накрыт вальмовой крышей, в которую врезан мощный восьмигранный световой барабан с луковичным куполом, завершенным фонарем с маковкой. Пирамидальный переход барабана к боковым фасадам осуществляется посредством двух четвериковых срубов с покрытиями. Второй доминантой храма является пирамидальная четвериковая колокольня, завершенная луковичным куполом. Оконные проемы ромбовидные в барабане и стрельчатые в основном объеме, в зубчатых наличниках в притворе и ризницах. В интерьере храма открытый барабан на четырех столбах с парусной конструкцией основания и хор. Апсида отделена иконостасом. Церковь - памятник народного деревянногозодчества, построенная под влиянием храмовой архитектуры Закарпатья и стиля модерн. До прошлого века в храме находился местночтимый список с Жировичской иконы Божией Матери, в настоящее время утраченный. Почти 35 лет (с 1962 по 1994 гг.) настоятели храма окормляли верующих Зельзинского прихода. 7 сентября 2003 года впервые после освящения, церковь посетил правящий архиерей. Владыка Иоанн (Хома) совершил Божественную литургию при многочисленном стечении молящихся. После литургии был совершен крестный ход вокруг храма, затем Его Преосвященство сказал слово на воскресное евангельское чтение, а также благословил каждого молящегося иконочкой Божией Матери «Нерушимая Стена».

http://sobory.ru/article/?object=27646

4 декабря 2002 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы правящий архиерей Брестской епархии епископ Иоанн (Хома) в сослужении с духовенством епархии освятил домовый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (на втором этаже сестринского корпуса). Постепенно обитель приобретает благолепный вид: реконструировано крыльцо, выведен купол над храмом, построена небольшая колокольня. 21 сентября 2006 года (престольный праздник обители) за Божественной Литургией настоятельница монастыря монахиня Александра (Жарин) была возведена в сан игумении. Современное состояние [ править править код ] По состоянию на январь 2011 года обитель насчитывает 32 насельницы. Монастырь живет по общежительному уставу, который предусматривает общее Богослужение, трапезу. Есть свой огород и молодой сад, пчелиная пасека, птичник, библиотека, пошивочные и золотошвейная мастерские. С особой торжественностью празднуется ежегодно престольный праздник обители – Рождество Пресвятой Богородицы. В день памяти всех святых земли Белорусской (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) совершается традиционный крестный ход в Свято-Афанасьевский мужской монастырь. Многочисленные паломники проходят по крестному пути покровителя Брестской земли преподобномученика Афанасия. Праздник завершается молебном на месте убиения святого. Особое внимание уделяется в монастыре и поминовению павших в боях воинов. Скит [ править править код ] Никольский скит монастыря В 2006 году по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Храм является памятником архитектуры, был построен в 1771 году. Одной из чтимых святынь является обновившаяся чудесным образом икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская. По сложившейся традиции 10 августа почтить празднование иконы приезжает правящий архиерей. В 2011 году в благословение от Святой Горы Афон для Свято-Никольского скита была написана икона святителя Николая в келье святителя Николая Буразери (от Ватопедского монастыря).

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_женс...

«Симоне, Симоне! Се сатана просит, чтобы сеять вас как пшеницу» ( Лк. 22:31 ). Это он, сатана, и сделал, т.е. породил разделения, расколы, ереси. Строго держитесь единой истинной веры и Церкви и спасетесь. Православная Церковь превосходит все церкви неправославные. Во-первых . Своей истиной, своим Православием, соблюденным и сохраненным от святых Апостолов. Во-вторых . Она вернейшим образом ведет ко спасению ровным, прямым и верным путем. Она в полноте очищает, освящает, обновляет через преемственную от апостолов иерархию. В-третьих . Православная Церковь учит наилучшим образом угождать Богу и спасать свою душу; наилучшим образом руководит ко спасению, покаянию, молитве, благодарению. Где есть такие молитвы, моления, благодарения, богослужения как в Православной церкви? Нигде! Православие, как солнце, сияет в поднебесной! И хотя православных меньше, чем католиков или протестантов, однако истина – не в количестве, а в качестве… " Не бойся, малое стадо, ибо Отец дает вам Царство» (святое Евангелие). Так, в самом начале XX века, когда святому Православию на Руси угрожала опасность, предстояли тяжкие испытания, Господь возжег новый светильник и поставил великий столп (отца Иоанна Кронштадтского ), на который оперлась Православная Русь в дни потрясения. Отец Иоанн Кронштадтский скончался в 1908 году, т.е. в самом начале ХХ-го столетия. А спустя 8 лет русское Православие потрясли страшные удары, от которых оно и до сих пор не может поправиться. ОБНОВЛЕНЧЕСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, а мясо тучное будет есть ( Зах. 11:16 ). Не живите с еретиками, не знакомьтесь с людьми знаменитыми (авва Хома). Злополучное обновленчество начала XX века, о котором пророчествовал преподобный Серафим Саровский и от которого учил бежать, как от заразы, отец Иоанн Кронштадтский – отражено в Откровении святого апостола Иоанна Богослова ( Откр. 6:7–11 ). Прочтите это место и подумайте! Это – четвертая и пятая печати. Звездный всадник, которому дана власть над четвертою частью земли, может быть, не кто иной, как революционный ураган 1917 года, с необычайной силой пронесшийся по России (7–8). А события из последующих стихов (9–11) – как неизбежные его тяжелые последствия: церковные смуты, обновленчество и многочисленные кровавые жертвы!.. О, НЕТ!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

За свою почти вековую историю храм никогда не закрывался. 27 июня 2004 г. храм посетил правящий архиерей Брестской епархии Преосвященнейший Епископ Иоанн (Хома). Его Преосвященство совершил Божественную литургию, по окончании которой совершил крестный ход, сказал проповедь на тему литургийного евангельского чтения и благословил каждого молящего иконочкой креста преподобной Евфросинии Полоцкой. http://www.linovo.by/history/church/ , http://hram.by/rus/churches/view/193 Первая униатская церковь в деревне Оранцицы появилась в 1600 году. Последующий, также деревянный храм, появился здесь в 1654 году,  возведённый на средства дворянина Симеона Григорьевича Оранского. К концу XIX века приход расширился (более 3000 прихожан из Оранчиц и близлежащих населённых пунктов), в связи с чем требовалось расширение церкви или строительство нового, более вместительного храма, что и было сделано в 1910-е годы. Новая каменная церковь в честь Воздвижения Святого Креста была построена в 1914 году по соседству со старым, к тому времени обветшавшим, храмом. Вскоре старая церковь была разобрана на дрова, а на её месте установлен памятный крест. Строительство велось на средства прихожан и в связи с тем, что в 1914 году началась Первая мировая война, церковь долго ещё стояла не освящённой. Иконостас тогда использовался временный, до того, пока из Варшавы по железной дороге не был привезён заказанный и изготовленный там основной иконостас. В 1928 году в Перемышле были отлиты новые колокола для церковной звонницы. Крестовоздвиженская церковь в деревне Оранцицы действовала на протяжении всего времени существования, включая период советской власти. Церковь в Оранцицах - памятник ретроспективного стиля в эклектике. Белоснежный храм построен на западной окраине деревни. Четырёхчастную продольно-осевую композицию храма составляют трёхъярусная колокольня, прямоугольная в плане трапезная, кубический основной объём и пятигранная с ризницей апсида. Шатровая колокольня (два восьмерика на четверике) и четырёхскатная крыша основного объёма завершены позолоченными луковичными главками на восьмигранных барабанах. Крестовоздвиженская церковь благодаря череде оконных проёмов во всех четырёх частях, и особенно в молитвенном зале, приобрела удивительную ритмику, подчёркнутую разнообразным архитектурным декором на боковых фасадах. В оформлении фасадов использованы зубчатые фризы, изысканные пилястры, угловые лопатки и кресты в круглых розетах на звоннице. Оригинальный акцент получили боковые фасады основного объёма: большой арочный оконный проём, фланкированный двумя ярусами лучковых оконных проёмов. В интерьере - своды на парусах. Свет в молитвенный зал попадает через многочисленные окна, арочный оконный проём и световой барабан. Алтарь от зала для молящихся отгорожен деревянным иконостасом, ровесником храма. Наиболее ценные иконы храма: " Святой Николай " и " Богоматерь Одигитрия " (XVIII в.).

http://sobory.ru/article/?object=27649

Церковь в Вельямовичах являлась одной из самых больших в Брест-Литовском уезде Гродненской губернии. Недолго Вельямовичскому причту пришлось проводить богослужения в отстроенном храме. С приходом советской власти церковь закрыли, батюшка переехал в другую местность, а иконы и некоторые богослужебные предметы спрятали у себя в домах верующие прихожане. В 1962 году началось разрушение храма. Жители деревни ещё долго вспоминали о том, что после того как с участниками варварства над святыней (благодаря нескольким активистам-богоборцам с церкви были сброшены колокола и главки с крестами подручными средствами, а главный крест на куполе сорван, так и вообще с помощью техники) начали происходить всякие трагические случаи, в местном парткоме от дальнейшего разрушения храма решили отказаться. Правда, пробовали ещё после этого использовать помещение церкви под амбар. Но всё засыпанное туда зерно портилось с каждым разом. Все их попытки, направленные на разрушение церкви, оборачивались против них же - инициаторов-богохульников. После многих трагедий от деревенской святыни отстали. Храм постепенно разрушался, предоставленный всем катаклизмам природы и человеческому фактору. В 2004-м году полуразрушенное здание церкви было передано Брестской епархии по просьбам огромного количества верующего населения и неравнодушных людей проживающих в деревне и окрестностях. Весной 2005 года начались работы по восстановлению православного храма. Ремонтно-восстановительные работы были поручены священнику Брестской епархии Анатолию Пашкевичу. Кровлю храма восстановил мастер Дмитрий Исайков по оригинальным чертежам, хранящимся в Гродненском областном архиве. 18 июня 2011 года Его Преосвященство Владыка Иоанн (Хома) Брестский и Кобринский совершил освящение престола и церкви в честь Вознесения Господня. По завершении литургии состоялся крестный ход вокруг храма и был отслужен молебен. Удивительно, но такой же по архитектурному решению православный Воскресенский храм находится в Японии, на острове Хоккайдо, и возведён в 1916 году по проекту Изо Кавамуры. Как случилось, что оба православных храма являются абсолютными архитектурными " близнецами " , до сих пор неизвестно. Но в обеих церквях совершаются богослужения по православной традиции, правда, в том, что находится в Хакодате, служат на японском. Настоятели храмов наладили между собой контакт, теперь в белорусском храме есть японская икона Святителя Николая Японского, а в Хакодате икона преподобномученика Афанасия Брестского.

http://sobory.ru/article/?object=18180

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010