Мы уже имели случай сделать замечание об этих свидетельствах. На Корсунские врата, как памятник западного происхождения и явившийся не ранее XIII столетия, Денисов сослался здесь совсем несправедливо, изменив притом находящееся на них латинское перстосложение на подобное двуперстному; на кресте же Корсунском и на иконе Апостолов Петра и Павла находятся изображения руки не с двуперстным только сложением, но и с перстосложением именословным, которые Денисов намеренно оставил без внимания. А между тем, сославшись на эти три памятника, которыми столь несправедливо и односторонне воспользовался, он с великим торжеством восклицает: «Темже сими ясно показуется: яко же древлегреческая церковь двема персты благословляти и креститися содержаше, тако и на святых образех воображаше, сице и великий князь Владимир, како научен бысть от восточныя церкве креститися и священником благословляти: тако и на святых образех воображено двема персты прия, православное святыя греческия церкве содержание». Присмотрись, беспристрастный читатель, сильны ли доказательства Денисова? Приведши во свидетельство о двуперстии только две Корсунские иконы (ибо о новгородских вратах и говорить не следовало), утаив притом, что на сих иконах есть и перстосложение именословное, справедливо ли он делает такое заключение, будто в греческой церкви было одно только перстосложение и на моление, и на благословение, именно двуперстное, и что будто князь Владимир принял от греков перстосложение именно двуперстное? Не ясно ли, напротив, что и Корсунский крест, и Корсунская икона Апостолов Петра и Павла, свидетельствуя о сложении двуперстном, не менее того свидетельствуют об употреблении в церкви и обретающегося на них перстосложения именословного, – и не только не менее, но даже и более? ибо в именословном двуперстного сложения признать никак невозможно, а двуперстное можно принять за именословное: мизинец более или менее пригнутый одинаково может образовать собою литеру С; также и прочие литеры именословного сложения в двуперстном образоваться могут удобно. Посему на иконах, о коих идёт речь, если кто пожелает оба различные перстосложения почитать за едино, то удобнее может почесть их за одно именословное, нежели за двуперстное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Царство государя царя Михаила Феодоровича Здесь приведено во свидетельство о двуперстии 18 изображений руки на разных св. иконах, и, кроме того, свидетельство от Великого Катехизиса, от Потребников, напечатанных при патриархах Филарете и Иоасафе первом, от Псалтырей, «выпечатанных до Иосифа патриарха», и Кирилловой книге, напечатанной при Иосифе. Но из 18-ти снимков со святых икон, как они представлены в самых Поморских Ответах, восемь представляют такое же перстосложение, какое на Тихвинской иконе, т. е. не соответствующее двуперстию; четыре представляют благословящую руку, изображённую заднею страною длани, и на них не видно поэтому, какое здесь перстосложение, и только шесть представляют перстосложение двуперстное. Приводя эти свидетельства, Денисов усвояет особенную важность тому обстоятельству, что большая часть их находится в Москве, в кремлёвских соборах, и Новеграде, но при этом он оставил без всякого внимания здесь же обретающиеся святые иконы с изображённым на них перстосложением именословным и троеперстным. Так, в Успенском соборе над царскими вратами вверху стоит икона Господа Саваофа: благословящая рука имеет перстосложение именословное. Там же, несколько ниже, икона Знамения Пресвятой Богородицы: у Предвечного Младенца десница изображена с именословным же перстосложением. Рядом с этой иконой икона пророка Давида: десница с именословным перстосложением. Там же, ещё ниже, икона Спасителя, сидящего на престоле: благословляющая десница сложена именословно. Над северными дверями икона святителя Николая Чудотворца с именословным же благословением. В алтаре, в приделе свв. Апостол Петра и Павла, над ракою святого Феогноста находится древняя XII-ro века икона святителей и чудотворцев ростовских Леонтия, Исайи и Игнатия, предстоящих Божией Матери в молитвенном положении. У святителей Леонтия и Игнатия (у св. Исайи правая рука скрыта за св. Леонтием) молебные десницы изображены с явственным троеперстным сложением. На северной стороне над свечным ящиком находится другая, современная предыдущей икона тех же святых, а в палате над мироварной палатой – третья, и в храме Николы Гостунского под Ивановской колокольней – ещё три иконы (начала 17-го века) тех же ростовских святителей: на всех этих иконах у святителей Леонтия и Игнатия молебные десницы изображены также с явственным троеперстным сложением 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Замечание на 3-ю, 6-ю и 7-ю статьи В этих трёх статьях 50-го ответа указываются как причина отделения старообрядцев от св. церкви клятвы и полемических книг поречения на двуперстное сложение. Но Денисов, как показано выше, в замечании на ответ пятый не доказал, что двуперстие есть догмат веры, не подлежащий изменению, не доказал даже и того, что двуперстие во все века было единственным неизменяемым обычаем православной церкви, – напротив, мы показали в тех же замечаниях на пятый ответ, что памятники древности свидетельствуют более о именословном перстосложении, а с ним вкупе и о троеперстном, ибо если для благословения употреблялось именословное перстосложение, то уже само собою явно, что для положения на себе крестного знамения существовало сложение троеперстное. Если двуперстное сложение не есть догмат веры, а только обряд, хотя бы даже и древний, то напрасно Денисов обвиняет церковь за изречение со властию соборных определений о перстосложении как для благословения, так и для крестного на себе знамения, отменяющих двуперстие: ибо православная церковь всегда имела и имеет право ради благословных вин соборне исправлять и изменять обряды, а противящихся таким её распоряжениям и определениям наказывать. Примеры этого мы неоднократно указывали в правилах 1-го Вселенского собора, отменившего древний, от апостольских времён сохранявшийся обычай праздновать пасху в четырнадцатый день луны, потом собора Антиохийского (пр. 1), который предал отлучению продолжающих содержать сей обычай (четыренадесятников), и соборов Лаодикийского (пр. 7), Второго Вселенского (пр. 7) и Шестого Вселенского (пр. 95), на которых сии четыренадесятники названы еретиками, также в 12-м правиле Шестого Вселенского собора, отменившем апостольское постановление о браке епископов. Согласно сему и собор 1667 года если бы положил проклятие на именуемых старообрядцев даже за одно только содержание двуперстного сложения (как они утверждают), то и тогда св. церковь, не изменившая ни в чём догмат веры, за одно эту клятву на неприемлющих установленное ею перстосложение не подлежала бы осуждению и не лишилась бы благодати, как нимало не превысившая своей власти, ибо сделала бы определение не о догмате веры, долженствующим пребывать неизменным, а об обряде, который по своему усмотрению может изменять и отменять, требуя от членов церкви должного повиновения таким своим распоряжениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Замечание на 1-ю и 2-ю статьи Начиная излагать по статьям мнимые им ереси православной церкви, Денисов в первой статье полагает изменение перстов во образовании Св. Троицы, т. е. что вместо большого и двух малых слагаются для её образования первые три перста. Потом во второй статье говорится о изменении перстов в образовании двух естеств во Христе. Сим первым и главным обвинением церкви в еретичестве за изменение перстов для образования Св. Троицы и воплощения Господня ясно означается, что Денисов изменение перстов в сложении для крестного знамения или заменение одних другими почитает, как мы и выше сказали, за изменение самого догмата веры, персты почитает за самое образуемое перстами, то есть равняет их с самыми догматами веры. Ссылаясь на свой пятый ответ, Денисов утверждает, что издревле церковь только теми перстами образовала Св. Троицу и воплощение Господне, какие употребляют для сего старообрядцы. Но если бы и действительно было так, что церковь всегда образовала Св. Троицу и воплощение Господне теми перстами, которыми образуются сии догматы в двуперстном сложении, и в таком случае это доказательство Денисова ещё было бы недостаточно: ему бы нужно было доказать, что образование только известными перстами учения о Св. Троице и воплощении Господнем церковь полагала за неизменяемый догмат веры. А когда такового установления церковного нет, и Денисов не доказал, что церковь учила о известном сложении перст, как о догмате веры, то явственно, что установление о перстах остаётся в церковном распоряжении. А притом Денисов сказал несправедливо, что будто бы во св. церкви как для крестного знамения, так и для благословения всегда существовало одно двуперстное сложение. Мы видим, что в разные времена по различным обстоятельствам и в разных местах были в употреблении различные перстосложения, а в памятниках древности обретается перстосложение по преимуществу именословное, а также и троеперстное, как нами показано в замечании на пятый ответ. Во второй статье Денисов тщится доказать, что чрез изменение перстов последовало якобы нарушение догмата веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Степень пятый. Княжение великого князя Георгия Долгорукого В этой степени Денисов приводит три свидетельства. Все они соединены с именем благоверного князя Андрея Боголюбского. Время этих памятников весьма важно потому, что великое княжение стало тогда переходить с юга на север, и дальнейшие свидетельства касаются уже не юга, а севера. Посему необходимо здесь заметить, что Денисов, как мы видели, ничем не доказал, что будто бы в Киевской Руси для крестного знамения употреблялось единственно двуперстное сложение; напротив, памятники ближайших к крещению Руси времён свидетельствуют, что там было в употреблении именословное и троеперстное сложение, которое, как отеческое наследие, Малая Россия неизменно сохранила и доселе. От времени великого князя Андрея Боголюбского Денисов приводит три свидетельства: первое на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Боголюбская; второе на сребропозлащённой ризе иконы Пресвятой Богородицы Владимирской; третие на фресковых изображениях в церкви Успения Пресвятой Богородицы в «столичествующем граде» Владимире. Но, во-первых, благословящая рука Спасителя на Боголюбской иконе Божией Матери и в Поморских Ответах изображена не с тем двуперстным сложением, какого требует для употребления сам Денисов, а так же, как на Тихвинской иконе, то есть имеет великий перст приложенным ко второму составу четвёртого. На древнейшей же копии Боголюбской иконы, находящейся в Москве у Варварских ворот, каждый может видеть изображения благословящей руки с именословным перстосложением. Во-вторых, и на сребропозлащённом окладе Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, на праздниках, видится то же изображение благословящей руки, как на Корсунской иконе Божией Матери, более соответствующее именословному. В-третьих, что касается фресковых изображений во Владимирском Успенском соборе, то Денисов напрасно приводит их во свидетельство двуперстия 29 . Недавно открытые под штукатуркою древние фрески сего собора имеют, напротив, благословящие руки с именословным перстосложением или же близким к оному, подобно как на Тихвинской иконе. Здесь именно у Спасителя (на иконе Преображения), у трёх Апостолов, у царя Давида и пророка Исайи изображены десницы с явственным именословным перстосложением, у одного Апостола изображена десница подобно как у Спасителя на Тихвинской иконе Богоматери, и у одного заднею страною с раздвоенными и несколько согбенными двумя перстами 30 . Итак, на фресковые изображения Владимирского Успенского собора, «подписанныя иконописцы греческими», Денисов совершенно несправедливо сослался во свидетельство якобы употреблявшегося тогда «в древлегреческой и российской» церкви двуперстия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

21. Обряды, наиболее у потребительные при Богослужении При Богослужении употребляются следующие обряды: 1) крестное знамение, 2) поклонение и коленопреклонение, 3) благословение священнодействующего, 4) каждение, 5) возжигание свеч перед иконами, 6) звон колокола. 1) Крестное знамение. Для совершения крестного знамения православные христиане складывают три пальца правой руки: большой, указательный и средний концами вместе и ровно, а два последние, – безымянный и мизинец, пригибают к ладони. Таким сложением пальцев при совершении Крестного знамения христиане выражают свою веру в Святую Троицу и в сошествие Сына Божия на землю. Когда мы совершаем крестное знамение, то через это выражаем веру в Иисуса Христа, распятого на кресте. Через крестное знамение освещается ум, сердце, силы человека и все добрые дела. Перстосложение для крестного знамения. 2) Поклонение и коленопреклонение. Вслед за крестным знамением мы делаем поклонение, т.е. малые поклоны и коленопреклонение, т.е. большие поклоны. Наше поклонение при крестном знамении служит знаком особенного послушания и преданности воле Божией, а преклонение колен служит знаком особенного смирения и благоговения пред Богом. 3) Благословение священнодействующего. Для благословения священнодействующего употребляется именословное перстосложение. Оно называется именословным потому, что пальцами правой руки изображают сокращенное слово Иисус Христос (Ис. Хс.). Через это благословение подается милость и помощь от Господа во всяком добром деле. Такое благословение означает благословение Самого Бога. 4) Каждение. Каждение, совершаемое при важнейших действиях Богослужения, имеет несколько значений. Каждение предстоящего народа означает ниспослание ему благодати Св. Духа и служит знаком возношения к Богу его молитв. Каждение пред иконами и другими священными предметами выражает наше благоговейное почитание их. 5) Возжигание свеч. Во время Богослужения перед иконами зажигают свечи, сделанные из пчелиного воска. Это возжигание свеч означает нашу пламенную молитву и любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

прот. Иоанн Козлов Именословное перстосложение В этом перстосложении православные пастыри благословляют народ именем Христа, слагая персты и изображая ими начальные буквы имени Христова: Ис. и Хс. О благословении именем Христа предсказано в ветхом завете: «И благословятся о семени твоем вси языци земнии ( Быт.22:18 ). А семя Авраама и есть Иисус Христос . Что же дурного в том, чтобы благословлять народ именем Христа и где запрещено благословлять именем Божиим? Иисус Христос учил: «еже аще чесо просите от Отца во имя Μое, то сотворю» ( Ин.14:13 ). На древних иконах это перстосложение нередко встречается, напр., в Софийском Константинопольском соборе, где священномученики Анфим, Дионисий Ареопагит , Григорий Арменийски изображены с именословным перстосложением. Подробно о сем см. у Озерск. ч. 2, стр. 317–362, где сделаны в этом роде многочисленные указания. Скрижаль, л. 741 об, – 742 (Из грамоты патр. Паисия к п. Никону ): «Которыми персты подобает начертавати архиерею или священники благословение... глаголем, яко, понеже обеща Бог с клятвою Аврааму, да благословятся вси языцы земстии в семени его, еже есть Иисус Христос ... благословляет церковь всех, начертавающи рукою священническою имя Мессиево. еже есть Иисус Христос, изображающи I и С, еже являет вкратце Иисус, X и С, еже глаголет Христос... и которыми персты начертавает кто сия четыре письмена, ничто же разнствует, токмо да имать мысли благословляяй и благословляемый яко благословение сие сходит от. Христа рукою священническою». Николай Малакс, Навплийский протопоп: «Подобает бо благословению начертанию сему глаголемому, ничто же ино являти, токмо благословеннаго Иисуса Христа имя, в немже благословляются вси языцы... Подобаше убо и начертаванию благословящия руки, благословляемыя во Христе Иисусе, ничтоже ино знаменовати, токмо самое имя того, в нем же благословляемся». (Скрижаль, несчетные листы, после 817 листа). Старообрядцы это свидетельство Николая Малаксы отвергают, считая его не заслуживающим внимания и вероятия и даже почитают его неправославным. Но это ошибочно, ибо в старопечатной Филаретовской Минеи за м. ноябрь в службе св. Андрею Первозванному (30-го числа) литийная стихира приписывается Николаю Малаксе, при чем на поле замечено: «творение Малакса».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Денисов в этой статье, как и в прочих, не признаёт и благословения, если в нём не употребляются три и два перста, посему православную церковь обвиняет за употребление в благословении именословного перстосложения, означающего имя Христа Спасителя, так как в нём не образуются тремя перстами три ипостаси Божества. Сим обвинением на св. церковь он обвиняет и святое Писание, глаголющее: мною самем кляхся, глаголет Господь, и благословятся о семени твоем вси языцы земнии ( Быт. 22:16, 18 ). О семени твоем, то есть по сказанию Апостола, о Христе ( Гал. 3:16 ). По мнению Денисова, изрекший сие подлежит осуждению, зачем говорит, что языцы благословятся о Христе, а не тремя перстами во образ Св. Троицы. И паки: во св. церкви и прежде был, и ныне есть обычай благословлять св. крестом и св. Евангелием, и в архиерейском служении одним дикирием. По мнению Денисова, и за это благословение св. церковь должна быть повинна осуждению, ибо благословляет без исповедания таинства Св. Троицы тремя перстами. Здесь же Денисов обвиняет св. церковь за именословное благословение и потому, что в нём аки бы св. церковь отложила образование во Христе двух естеств. По сему его мнению будет, что и в древней церкви, когда священник не двема персты, но св. крестом, или св. Евангелием, или трикирием ограждал народ, чрез то отлагалось же образование двух естеств во Христе и церковь впадала в ересь. Забыл Денисов, что когда священник благословляет св. крестом или св. Евангелием, он проповедует Господа Иисуса Христа, имущего два естества и едину ипостась. Подобно сему, когда священник при благословении изображает перстами имя хс., он проповедует Христа, сущего во двух естествах, в Божестве и в человечестве. Если Денисов в благословении чрез имя Иисуса Христа не видит проповедания двух естеств во Христе, то какие же и в ком проповедует он два естества? Итак, Денисов, желая обвинить церковь, что будто бы она в именословном благословении отложила исповедание двух естеств во Христе, скорее, сам подпадает осуждению, что не верует быти во Христе двум естествам. Чрез имя хс. мы не только проповедуем во Христе два естества, но проповедуем и Св. Троицу. Христос есть имя помазания: посему и проповедуется сим именем помазанный Сын, помазавший его Отец и помазание Святого Духа, как о том свидетельствует Благовестник в сих словах: «Христос имя в себе являет Отца помазавша, и помазание Духа, и помазание Сына» (от Луки зач. 114 л. 259 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Замечание на 4-ю статью Денисов обвиняет здесь св. церковь за пременение благословения (то есть с двуперстного на именословное) и паки утверждает, что двуперстное благословение есть самого Христа предание, и опять утверждает это свидетельством от иконы Пресв. Богородицы Тихвинской и прочих св. икон. О иконе Тихвинской мы уже писали в замечании на пятый ответ, что на ней у Предвечного Младенца божественные персты изображены не двуперстно, но ближе к именословному перстосложению, ибо два перста вышних один с другим не соединены, чего требует двуперстное сложение, также и великий перст не с концами двух малых перстов соединён, но к среднему составу четвёртого перста приложен, и мизинец несколько отлучён от сущего возле его перста (так изображается перстосложение благословящей руки Спасителя и на всех древних списках Тихвинской иконы). А притом и нет доказательства, что она писана Евангелистом Лукою. А когда нет о сем верного исторического сказания, и самые персты у Предвечного Младенца изображены на иконе ближе к именословному перстосложению, то несправедливо Денисов ссылается на Тихвинскую икону в утверждение непреданного вселенскими соборами о двух перстах догмата. В пятом ответе и далее в пятой статье настоящего 50-го ответа Денисов ссылается на историю о явлении чудотворной иконы Пресв. Богородицы Тихвинской, якобы в ней повествуется, что на сей чудотворной иконе изображены у Предвечного Младенца персты двуперстно; но мы такового сказания нигде не обрели. Во истории о явлении иконы Пресв. Богородицы Тихвинской, напечатанной самими старообрядцами, такового сказания о сложении перстов у Спасителя не обретается, а говорится только о десной руце самой Пресв. Девы, что она «молебно к Сыну Ея и Богу простерта». Этим указанием: «десная рука ея молебно к Сыну Ея и Богу простерта», объясняется, почему на древних иконах не изображалось или весьма редко изображалось молитвенное троеперстное сложение, – оно показывает, что молебное положение лиц на иконах изображалось не сложением перстов, но простертием руки или обеих рук. Это можно видеть на многих древних св. иконах. Считаем не излишним для полного ведения читателей привести здесь всё описание Тихвинской иконы Пресв. Богородицы в истории о её явлении, напечатанной самими старообрядцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Степень вторый. Великого князя Ярослава Свидетельства этой степени должны иметь весьма большую важность, как свидетельства времени, ближайшего к св. князю Владимиру и крещению русской земли. Но Денисов, как и следовало ожидать, не указал от этого времени никаких утвердительных свидетельств в пользу двуперстия. Он привёл лишь два свидетельства от св. мощей почивающих в киевских пещерах угодников – преподобного Ильи Муромца и преподобного Иосифа Многоболезненного. Эти свидетельства действительно важны, как близкие ко времени крещения Руси и потому могущие служить показанием, как тогда христиане полагали на себе крестное знамение 26 . Но служат они не в пользу двуперстия, а более в пользу троеперстного сложения. Десница преподобного Илии Муромца в Поморских Ответах изображена заднею от длани стороною и хотя показывается якобы двуперстно сложенною, но всё же нельзя видеть, к которым перстам приложен здесь великий перст: к двум ли малым или к двум другим. А в книге «Обличение неправды раскольнической» изображена и другая страна десницы Илии Муромца, и здесь уже ясно показывается, что великий перст приложен к двум верхним перстам, и, следовательно, рука имеет не двуперстное сложение, но троеперстное; и верность этого изображения засвидетельствована подписью блюстителя Антониевских пещер, где почивают мощи преп. Илии. А рука преп. Иосифа Многоболезненного хотя в Поморских Ответах и изображена двуперстно сложенною, но изображение это неправильно, – напротив, в точном её изображении, приложенном к той же книге «Обличение», она имеет такое же троеперстное сложение, как и десница преп. Илии, и изображение это также засвидетельствовано подписью блюстителя пещер преп. Феодосия, где почивают мощи Иосифа Многоболезненного. Итак, приведённые Денисовым свидетельства от мощей двух печерских угодников показывают, что во времена сих святых, близкие к крещению Руси, у нас было в употреблении не двуперстие, а троеперстие, и это удостоверяется ещё мощами современного им 27 в киевских же пещерах почивающего преподобного Спиридона просфирника, у которого десница сложена троеперстно, о чём мы свидетельствовать можем, как самовидцы. Если же из сих свидетельств видно, что с начала крещения русской земли православные русские новокрещённые люди полагали на себе крестное знамение тремя первыми перстами, согласно тому, как тогда полагали в Греции по свидетельству Минологиона, то, значит, для благословения употребляли святители и священники именословное перстосложение, как об этом и свидетельствуют указанные нами в созданных св. Владимиром и сыном его Ярославом киевских церквах изображения Спасителя и святых с именословным перстосложением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010