30. Пятница. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) . Свт. Макария, митр. Московского. Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского , в соединении со службой попразднства (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной. По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-12/

30. Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Глас 4-й. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) . Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского. Свт. Макария, митр. Московского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службами попразднства Рождества Христова и святых Богоотцов (см. в Минее 26 декабря) по Марковой главе Типикона под 26 декабря: «В Неделю по Рождестве Христове память совершаем святых и праведных Иосифа Обручника, Давида царя, и Иакова брата Божия». Примечание. Рядовые службы Минеи (30 декабря) могут петься «в пяток на повечерии» (см. 29 декабря) . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, праздника, глас 2-й – 4 (см. в службе праздника 25 декабря), и святых, глас 1-й – 3. «Слава» – святых, глас 6-й: «Память совершаем...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе праздника 25 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Волсви, персидстии царие...» (см. в службе праздника 25 декабря). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – святых, глас 6-й: «Священных память...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь невидимое Естество...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (дважды), и тропарь святых, глас 2-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и святых на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2025-01-12/

Зотик Сиропитатель, сщмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Зотик Сиропитатель, сщмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Зотик Сиропитатель, сщмч. Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого (306 - 337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море. Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций (337 - 361), последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Всё тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу. На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Зотик Сиропитатель, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2371

А вот живший в IV в. сщмч. Зотик Сиропитатель (память 30 декабря/12 января) все же через похожую историю мученически пострадал. В то время в Константинополе усилилась проказа и, чтобы прекратить ее распространение, император Константин Великий повелел бросать в море всякого прокаженного. Тогда Зотик явился к царю и предложил ему купить драгоценных жемчугов и блестящих камней для утвари, уверяя, что очень опытен в этих делах. Св. Константин знал священника и полностью доверял ему, поэтому легко выдал крупную сумму денег, на которую св. Зотик выкупил у воинов сколько смог обреченных на утопление прокаженных и устроил для них, говоря современным языком, хоспис, где сам и служил больным. Когда же Константин умер и на престол взошел его сын Констанций, впавший в арианство, то Зотик был призван во дворец дать отчет о царских деньгах. «Я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел», — ответил Зотик и повел царя к больницам. Там, показывая прокаженных и больных, сказал: «Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою». Но император-еретик только разгневался на святого и велел, привязав его к диким мулам, гнать их через поля и дороги, и так св. Зотик окончил земную жизнь. Милость к павшим На языке уголовного кодекса поступки ап. Фомы и св. Зотика назывались бы растратами, а св. Вонифатия — воровством. Напрашивается вопрос, как милостивые святые отнеслись бы к тому, если бы что-то украли у них? Вот, например, житие скончавшегося около 350 года (память 8/21 августа) святителя Мирона Критского. Этот святой был земледельцем и постоянно благотворил нуждающимся, раздавая им часть урожая. Господь уберег его от искушений, постигших св. Филарета: величина урожаев всегда соответствовала размерам подаяний, и семье роптать не приходилось. Однажды, застав на своем гумне воров, до того наполнивших мешки, что даже не удавалось поднять их, он подошел и своими руками помог поднять мешки на плечи; при этом он строго запретил ворам рассказывать о его поступке. За свою добродетельную жизнь святой Мирон впоследствии стал священником, епископом и чудотворцем. Подобных историй в житиях множество.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

V. Свящ. Писание содержит указание на возможность и обязанность для каждого творить милостыню. Уже ветхозаветный праведник призывал творить милостыню не только из многого, но и из малого (Тов 4. 8). Христианство бесконечно углубило эту мысль, указав, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор 8. 12) - так формулировал св. апостол этот закон христ. милостыни. Всякая Б. ценна, если совершается от полноты веры: и 2 лепты вдовицы (Мк 12. 42-44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф 10. 42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты - хлеб, другой - чашу вина, иной - одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного» ( Greg. Nyss. De benefic.). Хотя бы ты был беднее того, кто у тебя просит, но если положишь две лепты или дашь кусок хлеба, не имея больше ничего, то «ты все исполнил» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 4). Скудость в деле благотворения, происходящая от недостатка благодателя, восполняется усердием его ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. III. 2; Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 3). «Благотвори, сказано (Рим 12. 8), с радушием» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия. Церковь прославляет христолюбивых милостивцев: Феофана Милостивого , Газского (пам. 29 сент.); сщмч. Зотика Сиропитателя (IV в.; пам. 30 дек.); свт. Мартина Милостивого , еп. Турского († ок. 400; пам. 12 окт.); прп. Виссариона , чудотворца Египетского (IV-V вв.; пам. 6 июня); прп. Сампсона Странноприимца († ок. 530; пам. 27 июня); свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского († 431; пам. 23 янв.); свт. Вонифатия Милостивого , еп. Ферентийского (VI в.; пам. 19 дек.); свт. Иоанна Милостивого , Патриарха Александрийского († 620; пам. 12 нояб.); прав. Филарета Милостивого Пафлагонянина († 792; пам. 1 дек.) и др. Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин

http://pravenc.ru/text/149333.html

апостолов учит о Церкви и иерархии: «нужно убо есть, елика аще творите, без епископа ничтоже творити вам. Повинуйтеся и презвитерству, яко апостолам И. Христа... Подобает же и диаконам сущим служителям таинств Иисус Христовых, во всем угождати: не бо брашну и питию суть служители,: но Церкви Божией служебницы». «Без них Церковь несть избранная ниже собрание святое, ниже сонм преподобных». «Без епископов и презвитеров и без диаконов что-либо творяй, таковый оскверняется совестию и невернаго горший есть». «Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа и Его установление умаляет» (посл. I к Трал.). «Священство есть всех благ в человецех верх: на неже аще кто неистово возстает не человека безчестит, но Бога И. Христа» (Посл. 4 к Смирн.). Потщитеся, возлюблении, повиноватися епископу «презвитерам и диаконам: иже бо сим повинуется, слушает Христа учредившаго их; а иже противится им, противится Христу Иисусу; противляйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает в нем» ... 21 . Мч. Иулиании, иже в Никомидии. Преставление свт. Петра, митр. всея России; муч. Фемистоклея. 22 . Вкмц. Анастасии узорешительницы и Хрисогена, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и проч. 120 мчч. 23 . Свв. 10 мчч. иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евнора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафонуса, Василида и Евареста; прп. Павла, еп. Неокесарийского; прп. Нифонта, еп. Кипрского. 24 . Прпмц. Евгении и с нею Прота, Иакинфа и Клавдии; прп. Николая монаха. Навечерие Рождества Христова . 25. Рождество Христово . 26 . Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; прп. Евареста, постника и подвижника Студийской обители; прп. Константина Синадского. 27 . Св. ап. первомуч. и архидиакона Стефана; прп. Феодора Начертанного, исповедника и брата Феофана творца; прп. Феодора, архиеп. Константиноп. 28 . Свв. дву тму (20000) мученик, в Никомидии сожженных; мчч.: Индиса, Горгония, Петра, Зинона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Гликерия, Феофила, Евфимия и девиц: Домны, Агафии и Феофилы, св. ап. Никанора (от 70-ти). 29 . Свв. младенец 14000, Христа ради избиенных от Ирода; прпп.; Маркелла, игумена обители неусыпаемых; Фаддея исповедника, ученика и слуги свт. Феодора Студита . Марка пещерника, Феофила плачливого и Иоанна Печерских. 30 . Мц. Анисии девы, мч. Филарета Никомидийского; прпп.: Феодоры Кесарийской и Феодоры Цареградской; св. ап. Тимона (от 70-ти), мч. Зотика сиропитателя. 31 . Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни. Читать далее Источник: Миссионерский спутник : Настольн. справ. книжка по расколосектоведению и миссионерству/Под ред. В.М. Скворцова. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : типо-лит. В.В. Комарова, 1904. - XXXII, 738, 220 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

апостолов учит о Церкви и иерархии: «нужно убо есть, елика аще творите, без епископа ничтоже творити вам. Повинуйтеся и презвитеству, яко апостолам И. Христа. Подобает же и диаконам, сушим служителям таинств Иисус Христовых, во всем угождати: не бо брашну и питию суть служители, но Церкви Божией служебницы». «Без них Церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных». «Без епископов и презвитеров и без диаконов что-либо творяй, таковый оскверняется совестью и неверного горший есть. «Ижо убо сих но слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа и Его установление умаляет» (посл. 1 к Трал.). «Священство есть всех благ в человецех верх: на неже аще кто неистово возстает, не человека безчестит, но Бога И. Христа» (посл. 4 к Смирн.). «Потшитеся, возлюблении, повиноватися епископу, презвитерам и диаконам: иже бо сим повинуется, слушает Христа учредившего их; а иже противится им, противится Иисусу Христу; противляяйся же Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает в нем». 21. Свт. Петра митроп. (1326 г.); м. Иулиании, м. Фемистоклея, блаж. Прокопия; св. Иулиании, княгини (406 г.). 22. Вмц. Анастасии узорешит. и с нею м.: Хрисогона, Евода, Евтихиана; мц. Феодотии. 23. 10-ти муч. критских: Феодула, Саторнина, Геласия, Зотика, Помпия, Евареста, Евпора, Евникиана, Агафопуса, Василида; п.: Павла и Нифонта; Нифонта, еп, кипрск., Феоктиста новгор. 24. Пмц. Евгении и с нею м.: Прота, Иакинфа и мц. Клавдии; п. Николая монаха. 25. Рождество Христово. Воспоминание избавления церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. 26. Собор Пресвятой Богородицы; свч. Евфимия, еп. сардийского; пр. Евареста и Константина синадск. 27. Ап. и первмуч. Стефана архидиак., п. Феодора начерт., Феодора, архиеп. царегр., прав. Иосифа, обручника Девы Богородицы; Давида царя, ап. Иакова, брата Господня. 28. Муч 20000 в Никомидии; м. Зинона, Индиса, Дорофея, Гликерия, Феофила, Петра, Стратига, Препосита, Мардония, Мигдония, Горгония, Евфимия; мц.: Агафии, Домны, Феофилы и др., ап. Никанора; п. Игнатия ломского. 29. Свв. младенец 14000, Христа ради избиенных от Ирода; препп.: Маркелла, игумена обители неусыпаемых; Фаддея исповедника, ученика и слуги св. Феодора студита ; Марка пещерн. Феофила плачливого и Иоанна печерских, Феофила омучского. 30. Мц. Анисии солунской; м. Зотика сиропитателя; ап. Тимона; п.: Феодоры царьградской и Феодоры кесарийской; м. Филетера никомидийского; муч. Павлина, Омврия, Вира, Севира, Коллистрата, Флорентия, Ариана, Анфимия, Уврикия, Исидора, Евкула, Сампсона, Студия и Феспесия. 31. Отдание праздника Рождества Христова. Пр. Мелании римляныни. Читать далее Источник: Для клира и народа/И.Г. Айвазов. – Изд. журн. " Мисс. обозр. " - С.-Петербург : Тип. «Колокол», 1914. - V, 234, 168 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

29. Святых младенец мучеников четыренадесяти тысящ, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. Преподобнаго отца нашего Маркелла, игумена обители Неусыпающих (485). Преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI – XII). Преподобнаго Феофила Омучскаго (XV). Преподобнаго Фаддея Исповедника (818). 30. Святыя мученицы Анисии (285–305). Преподобнаго Зотика пресвитера, сиропитателя (IV). Преподобнаго Даниила Переяславскаго (обретение мощей, 1652). Апостола от 70-ти Тимона (I). Мученика Филетера Никомидийскаго (311). Преподобныя Феодоры Кесарийския (VIII). Преподобныя Феодоры Цареградския (X). 31. Преподобныя Мелании Римляныни (439). В сей день отдается Рождества Христова праздник. Месяц Январь 1. Еже по плоти обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския (379). Мученика Василия Анкирскаго (ок. 362). Запев на 9-й песни: Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа. Отпуст: Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: Зри: Суббота пред Просвещением. Неделя пред Просвещением (между 1 и 5 ианнуария). 2. Предпразднство Просвещения (Богоявления). Святителя Сильвестра, папы Римскаго (335). Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца (1833). Преподобнаго Сильвестра Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Праведныя Иулиании Лазаревския, Муромския (1604). Священномученика Феогена, епископа Парийскаго (ок. 320). 3. Святаго пророка Малахии (400 г. до Р. X.). Мученика Гордия (IV). 4. Собор святых 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки, евангелистов, Клеопы (брата Иосифа Обручника), Симеона, Варнавы, Иосия (он же Варсава, Иуст), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия , Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (он же Иоанн), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка (племянника апостола Варнавы ), Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30 декабря Святителя Макария, митрополита Московскаго и всея Руси (†1563) Святыя мученицы Анисии (†284–305) Святаго священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (†337–361) Преподобнаго Даниила Переяславскаго (обретение мощей, 1652) 2 января Предпразднство Просвещения Святителя Сильвестра, Папы Римскаго (†335) Преподобнаго Серафима Саровскаго (преставление, †1833; второе обретение мощей, 1991) Святыя праведныя Иулиании Лазаревския, Муромския (†1604) 3 января Святаго пророка Божия Малахии (ок. 400 г. до Рождества Христова) и святаго мученика Гордия († haч. IV) 4 января Собор святых 70 апостол: Иакова, брата Господня, Марка Евангелиста, Луки Евангелиста, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (Апелла), Аристовула, Иродиона (Родиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Петрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иассона, Сосипатра, Олимпана (Олимпа), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (Иоанна), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната, Ахаика и с ними Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера Преподобнаго Феоктиста, игумена иже в Кукуме Сикелийстем (†800) Святителя Евстафия I, архиепископа Сербскаго († ок. 1285) Преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах noчubaющero (XIV) 5 января Святых мученик Феопемпта, епископа Никомидийскаго, и Феоны волхва (†303) и преподобныя Синклитикии Александрийския († ок. 350) Последование часов, певаемых в навечерии Просвещения 8 января Преподобнаго Георгия Хозевита (VII) и преподобныя Домники († ок. 474) Святаго священномученика Исидора пресвитера и иже с ним 72х мученик, в Юрьеве, граде Ливонстем, за Православие пострадавших (†1472) Преподобнаго Григория, чудотворца Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1093)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

eccl. univ. t. V. р. 384–388; сн. Чет. Мин. 27 ноября). Византий говорит, что храм св. Иакова Персянина находился между храмом св. Мокия и Ексокионием: μεταξ το γου Μωκου κα το ’Εξωκιονου (. Κωνσταντινοπ. τμ. α´. σελ. 298). 282 Преподобная Мария девица подвизалась в одном из Вифинских монастырей. Память ее – 12 февраля. 283 Эта церковь св. великомученицы Ирины называлась по своему местоположению – приморскою, и просто при море или при переправе (чрез залив Золотого рога); а для отличия от древней и малой – новою и великою ( νας τς γας Ερνης τς Νας, λεγμενος προστι κα Πρς ϑλασσαν [παραϑαλασσα κα τ Πραμα, π το τπου, κα Μεγλη, πρς διαστολν τς Пαλαις κα Μικρς). Первым создателем ее был эконом Великой церкви преподобный Маркиан, который, впрочем, не дожил до ее окончания; по смерти же его, заботы о докончании этой церкви приняла на себя благочестивая супруга императора Льва Великого Вирина, которая «соверши ю, якоже подобаше, и покров (кровлю, τν ροφν) украси златом, и внутрь всяким благолепием удобри» (Чет. Мин. 10 января; сн. Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. α´. σελ. 528).– Память св.великомученицы Ирины, во имя которой создана была эта церковь , совершается 5 мая. 285 Преп. Зотик, переселившийся из Рима в Царьград при Константине Великом , был почтен от него саном патрикия и протовистиария; но потом отказался от мирских почестей, принял пресвитерство и, устроив больницы и странноприимницы, посвятил себя на служение больным, сиротам и странникам: по этому дано ему и название Сиропитателя (ρφανοτρφου). Hunc (Zoticum), говорит Дюканж, sub Constantino Magno Roma Byzantium venisse ajunt, primumque aedificasse lobotrophium πραν το Βιζαντου ν τ ρει κατ τν ττε καιρν λαιν λεγομν (Constantinop. christ. lib. IV. p. 165. Тоже повторяет и Бандури, в Imp. Orient. t. II. lib. II. p. 623). Ο ’Ελαιν (=’Ελαα) см. выше, в примеч. 12. 286 О страдальческой кончине св. Зотика говорит согласно с нашим паломником и Кодин: παρ το Κωνσταντου (το υο το μεγλου Κωνσταντνου) μονοις γροις προσδεϑες, κντροις πληττμενος κα βιαζμενος (д.б.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010