Явление прп. Зосимы Досифею. Миниатюра из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Кон. XV в. (ГИМ. Вахр. Л. 83 об.) († после 1514, Соловецкий мон-рь?), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Д. стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника прп. Зосимы . После кончины последнего (17 апр. 1478) Д. жил в одной келье с прп. Германом Соловецким († 1479 или 1484), к-рый вместе с прп. Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Д. в течение нек-рого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от янв. 1514 г. (бывш. игум. «Достофей» назван среди участников описания на 1-м месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывш. митр. Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Д. назван бывш. соловецким игуменом - Минеева. Рукописная традиция Жития. Т. 2. С. 45) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Д. («бывшу мне некогда игуменом на Соловках» - БЛДР. Т. 13. С. 110). Настоятельство Д., к-рое, по-видимому, было недолгим, не поддается точной датировке. Существует мнение, что Д. мог быть игуменом Соловецкого мон-ря между 1479 и 1484 гг. ( Досифей (Немчинов). С. 64; Дмитриева. Досифей. С. 198; Панченко О. В. Коммент.//БЛДР. Т. 13. С. 770). В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Д. перед образом прп. Зосимы, что могло иметь место не ранее 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого мон-ря не решались написать их образы - Там же. Т. 13. С. 102; мнение архим. Досифея (Немчинова) , что Д. был автором 1-й иконы прп. Зосимы ( Досифей (Немчинов). С. 64), лишено оснований). Сообщение об игуменстве Д. не ранее 1508 г. противоречит записи митр. Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/03 г. Д. уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Д., очевидно, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывш. игумена. Агиографические труды

http://pravenc.ru/text/180327.html

Жития Зосимы и Савватия соловецких Подготовка текста Р. П. Дмитриевой, перевод и комментарии О. В. Панченко ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ Жития Зосимы и Савватия Соловецких были созданы на рубеже XV–XVI вв. двумя выдающимися книжниками – соловецким игуменом Досифеем и митрополитом Киевским Спиридоном. Кроме них в создании житий принимали участие преп. Герман Соловецкий и выдающийся деятель Русской Церкви конца XV – нач. XVI в. архиепископ Геннадий Новгородский . История создания житий соловецких преподобных рассказана самим Досифеем в его послесловии к житиям («Слове о сотворении жития первоначальников Соловецких Зосимы и Савватия»). Игумен Досифей был учеником преп. Зосимы и после кончины своего старца жил в одной келий с преп. Германом, со слов которого и записал рассказы о жизни преподобных Зосимы и Савватия («памяти ради»). По словам Досифея, Герман был неискусен в «божественном писании» и рассказывал о жизни соловецких святых просто и незатейливо. Некоторое время спустя записи его рассказов были утрачены: их взял почитать некий священноинок, пришедший из Белозерья, и, уйдя, унес их с собой. Так пропали «памяти» о жизни основателей Соловецкого монастыря – живое свидетельство о них «спостника их» преп. Германа. Будучи человеком весьма деятельным (которого по праву считают одним из создателей библиотеки Соловецкого монастыря), Досифей прибыл по монастырским делам в Новгород и при встрече с архиепископом Геннадием рассказал ему о жизни основателей Соловецкого монастыря. Оказалось, что архиепископ Геннадий в молодости был учеником преп. Савватия. Услыхав рассказ Досифея о жизни своего старца на пустынном острове и о создании на месте его подвигов Соловецкого монастыря, Геннадий тотчас благословил Досифея написать жития обоих подвижников. Так было положено начало созданию житий соловецких святых – благословением, преподанным ученику преп. Зосимы учеником преп. Савватия, и благоговейным желанием обоих сохранить память об их духовных отцах. Уединившись и заново вспоминая рассказы Германа о жизни Зосимы и Савватия (самого Германа к этому времени уже не было в живых), Досифей сочинил некий «первый опыт» житий соловецких чудотворцев. Разумея несовершенство своего сочинения и нуждаясь в помощи другого, более опытного, писателя, Досифей постарался найти такового в Ферапонтовом монастыре, где в это время находилось сразу несколько видных иерархов Русской Церкви: архиепископ Ростовский Иоасаф, епископ Пермский и Вологодский Филофей и митрополит Киевский и всея Руси Спиридон. Было это в 1503 г. (примерно через год после того, как в Ферапонтове трудился Дионисий, расписавший по заказу архиепископа Иоасафа церковь Рождества Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Елисей Сумский. Икона. Кон. XX в. (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск) († после 1478, с. Сума, ныне Сумский Посад Беломорского р-на Республики Карелии), прп. (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Сумский, Соловецкий. Сведения о Е. содержатся в «Чуде о некоем черньци Елесеи имянем» в Первоначальной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Чудо…» входит в состав 18 посмертных чудес преподобных Зосимы и Савватия, описанных соловецким игум. Вассианом между 1514 и 1527 гг. В «Чуде...» рассказывается о том, как Е., мон. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря , перед кончиной был пострижен в схиму благодаря чудесной помощи прп. Зосимы († 1478). Соловецкие монахи Даниил, Е., Савватий (от его имени ведется повествование), Филарет и с ними миряне собирались по повелению игумена ловить рыбу у порога Золотец на р. Выг. Когда рыболовы чинили ветхие сети, Даниил предсказал Е. скорую смерть: «Ктому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися». От этих слов объяла Е. «великая скорбь», потому что он не успел принять «великаго образа аггелскаго» - схимы. Поскольку рядом не было иеромонаха, по совету собратий Е. сам возложил на себя схиму. На следующее утро Е. не оказалось среди монастырских рыболовов. После недолгих поисков его нашли, и святой рассказал, что ночью его утащили бесы, сорвавшие с него схимнический покров. «От бесовских тех рук» Е. избавил прп. Зосима. Изнемогающего от болезни Е. братия положила в карбас, спустились вниз по р. Выг и добрались до монастырского пристанища у впадения р. Вирмы в Белое м. Путешествию иноков препятствовали стремительное течение р. Выг и сильная буря на море, но Е. укреплял монахов, напоминая о помощи прп. Зосимы. После мн. испытаний рыболовы достигли с. Сума на Онежской губе Белого м., где находилось подворье Соловецкого мон-ря и жил священник. Не успев принять схиму, Е. умер, но после молитв иноков, обращенных к прп. Зосиме, ожил и был пострижен в великую схиму. После Причащения Св. Таин Е. «пакы успе о Господе». Тело его было погребено за алтарем ц. свт. Николая в Суме. Почитание

http://pravenc.ru/text/189861.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкой обители 21 августа 2010 г. 13:30 21 августа 2010 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, отец наместник, дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно всех вас поздравить с великим для всех нас праздником — днем памяти святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Радуюсь, что мне как священноархимандриту сей прославленной обители Господь дает силы и возможность уже второй раз посещать эту обитель в связи с празднованием памяти святых преподобных Соловецких угодников. Когда переступаешь черту сего монастыря и входишь в его ограду, то погружаешься в совершено особую атмосферу. Все необычно: необычны здания, которые ты видишь, необычны гигантские дикие камни, которые по воле Божией силой человеческой стали частью гармоничных и высокохудожественных произведений национальной архитектуры. Но более всего поражает не мощь этих построек, не величие возведенных здесь храмов, а то, каким образом люди все это делали, причем достаточно быстро, находясь в таком отдалении от центров страны, не имея ни техники, ни всего того, что имеют современные люди. Ведь им было более холодно, чем нам, им было более голодно, чем нам, им грозило больше опасностей, чем нам, находящимся ныне на Соловках. К стенам монастыря подходили вражеские корабли, которые, воспользовавшись идущей на юге страны войной, стремились и здесь ступить на священную землю, разрушить, разграбить, уничтожить святую обитель. Какой силой духа нужно было обладать, чтобы против мощных вражеских фрегатов, вооруженных так, как только можно было вооружить корабли того времени, монахи выступили с двумя маломощными пушками! И они не просто остановили врага — когда враг, осознавший свою неспособность взять обитель, попросил о встрече с игуменом, чтобы просто попросить у него продовольствия, то и тогда старец настоятель не возжелал, чтобы нога врага ступила на Соловецкий остров, и ответил ему отказом.

http://patriarchia.ru/db/text/1254555.ht...

Алфавитный список святых Авксентий Соловецкий, Кашкаренский, прп. – нет сведений Авраамий (в схиме Антоний) Кенский, Кожеезерский, прп. Авраамий Палеостровский, игумен, ученик прп. Корнилия Палеостровского Адриан Ондрусовский (Андрусовский), прмч. Адриан Соловецкий, пустынник Аксий Соловецкий, Кашкаренский, прп. – нет сведений Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь Александр Ошевенский, игумен Александр (в крещении Амос) Свирский, игумен, чудотворец Александр Сийский, прп. Алексий Соловецкий, Калужанин, пустынник Анания Новгородский, иконописец, прп. Андрей Вишерский, прп. Андрей Новгородский, игумен Андрей Соловецкий, пустынник Анна (в язычестве Ингигерда, в миру Ирина) Новгородская, княгиня, прп. Антоний (Добрыня Андрейкович, Ядрейкович) Новгородский, архиеп. Антоний Дымский, прп. Антоний Леохновский, Новгородский, игумен Антоний Римлянин, Новгородский, прп., чудотворец Антоний (в миру Андрей) Сийский, иеромонах Антоний Соловецкий, игумен, ученик прп. Зосимы Соловецкого Антоний Чернозерский, прп. Аркадий Новгородский, епископ Арсений Коневский, прп. Арсений Новгородский, Христа ради юродивый Артемий Веркольский, отрок Афанасий Мурманский, Олонецкий, игумен Аффоний (Афоний) Новгородский, митрополит Боголеп Кожеезерский, игумен Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский, прп. Варлаам Хутынский, Новгородский, прп., чудотворец Василий Калика Новгородский, архиеп. Василий Соловецкий, келейник, ученик прп. Зосимы Соловецкого Вассиан Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Владимир Ярославич Новгородский, чудотворец Галактион Белозерский, Христа ради юродивый Геласий Новгородский, игумен, свщмч. Георгий Новгородский, Христа ради юродивый – нет сведений Георгий Шенкурский, Христа ради юродивый Герасим Соловецкий, отшельник Герман Белозерский, прп. Герман Валаамский, прп., чудотворец Герман Кожеезерский, игумен – нет сведений Герман Новгородский, епископ Герман Печенгский, Кольский, прмч. Герман Соловецкий, отшельник Герман Столобенский, прп. Гликерия Новгородская, дева

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Предстоятель совершил Великое освящение Георгиевского храма Соловецкого подворья в Москве (комментарий в зеркале СМИ) Храм вмч. Георгия Победоносца в Ендове («Вестник Замоскворечья», 12 ноября 2003 г.) о.Мефодий (Морозов) 2003 год - знаменательный для храма вмч. Георгия Победоносца в Ендове. Это год 350-летия со дня постройки каменного храма и год 10-летия с момента возобновления богослужений. Сейчас в храме располагается подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. С настоятелем подворья игуменом Мефодием беседует корреспондент " Православных бесед " Александр Кораблин. - О. Мефодий, какие знаменательные события из жизни храма можно отметить за 10 лет, прошедшие со дня возобновления богослужений? - Я был назначен настоятелем Соловецкого подворья в 1992 году, еще до возобновления богослужений. В то время мы готовились к знаменательному событию - перенесению мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа из Петербурга в Соловецкий монастырь, которое свершилось в августе 1992 года. С осени того же года мы начали заниматься и самим храмом великомученика Георгия, который больше полувека был в разорении. Церковь закрыли в 1935 году, здание храма и колокольни использовали под свои нужды разные организации. Был период, когда здесь было общежитие " Метростроя " . Но при этом в интерьерах храма сохранялись росписи. По воспоминаниям современницы тех событий, обитатели общежития говорили, глядя на эти росписи: " На нас смотрят боги " . Самое знаменательное это возобновление в храме молитвы: 7 января 1993 года мы совершили молебен на Рождество Христово и на изгнание галлов и с ними двунадесяти язык. Это событие есть освобождение России от нашествия войск Наполеона. Для нас этот молебен имел большое духовное значение, он воспринимался как освобождение храма после многих лет запустения советского времени.

http://sedmitza.ru/text/398151.html

В 1548 г. соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя сан и указал на Ф., как на достойного своего преемника. По избранию монастырского собора Ф. был возведен Новгородским архиепископом Феодосием в сан игумена. Вернувшись из Новгорода в Соловки, он подверг себя новому искусу. Передав власть своему предшественнику, он провел некоторое время в уединении в пустыни. Житие и другие источники подробно описывают труды игумена Ф. по внутреннему и внешнему благоустройству обители и его энергичную хозяйственную деятельность на Соловецких островах. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность Ф. выстроить два больших каменных храма, Успения Пресв. Богородицы и Преображения Господня; в этот последний храм перенесены были мощи основателей монастыря, св. Зосимы и Савватия. Кроме крупных денежных вкладов царь Иван Васильевич неоднократно присылал Соловецкому монастырю на имя игумена драгоценную утварь. Содействуя благоустройству и украшению обители своими личными средствами и трудами, Ф., между прочим, отыскал в монастыре вещи, принадлежавшие его основателям: икону и крест преп. Савватия, псалтирь и ризы преп. Зосимы. Далее следовал ряд мелких приобретений для монастырской казны и улучшений в монастырском обиходе. Но особенное внимание привлекает к себе образцовая хозяйственная деятельность игумена Ф., благодаря которой Соловецкий монастырь сделался богатейшим промышленником, культурным центром северного поморья. Соловецкий монастырь был поставлен в иные экономические условия сравнительно с монастырями континента. Первой вотчиной монастыря были острова Соловки, Анзеры, Муксальмский, Заяцкий с другими мелкими островками. Первая грамота на эту вотчину выдана была от имени великого Новгорода еще при жизни одного из устроителей монастыря, преп. Зосимы. После падения Новгорода покровителями монастыря явились московские государи, которые подтвердили права его на старые вотчины и время от времени жаловали новые. При Ф. монастырские владения на северном поморье увеличились новыми вкладами по грамотам царя Ивана Васильевича. В 1548 г. была пожалована волость Колежма, при ней 9 обеж и 8 соляных варниц со всеми угодьями и оброками, на реке Суме остров с тремя дворами; в 1550 г. пожалована у реки Сороки деревня с оброчною обжею и речка Сорока с оброками. В это же время монастырь начинает получать земельные вклады от частных лиц и в центральных областях государства. Если не считать этих небольших земельных участков, владения Соловецкого монастыря, сосредоточенные на крайнем севере и на островах Белого моря, по местным условиям климата и почвы, были совершенно неудобны для хлебопашества, но зато естественные богатства вод и лесов давали обильный материал для заведения разных промыслов: жалованные и вкладные грамоты говорят о ловищах, тонях, озерах, пожнях, соловаренных цренах. Благодаря природным условиям своих владений, Соловецкий монастырь сделался крупным промышленником северного края.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Источники. Основным источником сведений о З. и С. служат их Жития (могут рассматриваться как единое произведение (Житие З. и С.), части к-рого связаны единством замысла и повествования, общими рассказами о чудесах). Жития З. и С. были созданы соловецким игум. Досифеем и бывш. Киевским митр. Спиридоном (см. Спиридон (Савва)) по благословению Новгородского архиеп. св. Геннадия (Гонзова) . История создания произведений изложена Спиридоном в кратком послесловии к житиям и Досифеем - в «Слове о сътворении Жития начальников соловеческых», вошедшем в жития З. и С. Инициатива написания житий З. и С. принадлежала прп. Герману Соловецкому, к-рый продиктовал нек-рым из соловецкой братии рассказы о начале монастырской жизни на Соловках. Эти записи были утеряны, после чего свт. геннадий благословил Досифея составить Житие основателей Соловецкого мон-ря. Досифей, бывший учеником З. и после его кончины живший с прп. Германом, восстановил по памяти рассказы преподобных и составил первый вариант житий З. и С. Испытывая нужду в помощи более опытного писателя, Досифей обратился к находившемуся в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре бывш. митр. Спиридону, к-рый литературно обработал предоставленные Досифеем сведения. Свой труд Спиридон закончил 12 июня 1503 г. Досифей продолжал работать над Житиями соловецких святых еще в течение ок. 5 лет, занимаясь гл. обр. записью чудес. В «Слове о сътворении Жития начальников Соловеческых» он определил дату окончания своей работы ок. 1508 г. («по тридесятех летех списася Житие се по преставлении блаженнаго Зосимы»). Однако и после этого Досифей продолжал дополнять Жития рассказами о чудесах. Один из них («Пророчество отца нашего Зосимы») был создан ок. 1510 г. («за 30 лет и два лета по преставлении его»). Этот рассказ выделяется из других, т. к. в нем повествуется о нестроениях в мон-ре и о «нелюбви» среди братии, о чем предсказывал Досифею З. Рассказ остался неоконченным. Он сохранился - вместе с др. близким по теме повествованием («Чудо Зосимы о иноци диакони») - в единственном списке (РГБ. Ф. 113. Волок. Запись последующих 16 чудес, относящихся к периоду игуменства в Соловецком мон-ре Исаии (1484-1502), была выполнена, как указывается в поздних редакциях Житий, игум. Вассианом (1522-1526).

http://sedmitza.ru/text/683631.html

Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

А.А. Половцов Феодорит (просветитель кольских лопарей) Феодорит, просветитель кольских лопарей, прозв. Пустынником, был родом из города Ростова, в котором родился и св. Сергий. На тринадцатом году отрок Ф. ушел из дому своих родителей, стремясь к подвижнической жизни. Удалился он в Соловецкий монастырь, лежащий на острове Ледового или Студеного моря. На четырнадцатом году он принял на себя монашеский образ и был отдан на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме. Послушником этого многолетнего старца был он пятнадцать лет и научился от него всякой духовной премудрости, потом рукоположен был в диаконы архиепископом новгородским, после чего, пробыв еще год у старца Зосимы, с его благословения отправился из Соловецкой обители на поклонение основателю и игумену Свирского монастыря, известному своей святой жизнью Александру Свирскому , который принял его любезно, назвав при встрече по имени. Из Свирского монастыря Ф. пошел за Волгу-реку и, обойдя другие монастыри, поселился в Кирилло-Белозерском, где нашел старца Сергия и других святых мужей. Из Кирилло-Белозерского монастыря Ф. пошел в тамошние пустыни и нашел там Порфирия (изгнанного великим князем Василием), игумена Троицкого монастыря. Год изгнания игумена Порфирия дает нам возможность определить и год рождения Ф. Он принял монашество на четырнадцатом году, был послушником старца Зосимы 15 лет, следовательно, рукоположен в иеродиакона на 30-м году, потом еще год он пробыл в Соловецкой обители, около двух лет в Кирилловом монастыре и около года странствовал из Соловецкого монастыря в Свирский и в монастыри за рекой Волгой. Следовательно, в 1523 году Ф. было 34 года, а потому он родился в 1489 году. Живя с Порфирием в пустыни, он встретился там с Артемием, премудрым Иоасафом, называемым Белобаевым, и со многими другими пустынниками, которые вели подвижническую жизнь (многие из них были уже старцами), и пожил с ними вместе «в трудах духовных» около 4-х лет; вскоре он получил от своего соловецкого наставника письмо, в котором тот, предчувствуя кончину, призывал своего ученика к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010