Источники и литература К главе «Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) » Зосима (Верховский) , прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска//Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина – монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1849. – С. 19–87. Повествование ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой: в 2 т. – Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т. 1. – С. 641–674. Преподобный Василиск Сибирский//Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. – С.506–537. Преподобный Зосима (Верховский) //Там же. – С. 429–452. Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1997. – С. 127–169. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//То же. Апрель. – С. 248–295. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. – Репр. воспр. изд. 1889 г. – М.: Паломник, 1994. Старец иеромонах Адриан (1746–1775) и его ученики: Варнава, Василиск, Зосима и др.//Старцы Площанской пустыни. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 18–37. Зосима (Верховский) , прп. Творения. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. К главе «Подвижники Верхотурского края» Преподобный Илия Верхотурский ГАСО. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535, 539, 544, 554, 556, 585, 586, 600, 608, 656; Ф. 6. Оп. 4. Д. 157, 183; Оп. 19. Д. 175. Антоний Святогорец, иеромон. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. – М.: Афонское подворье, 1994. Валаамский монастырь и его подвижники. – СПб., 2005. Валаамский монастырь и его святыни. – Л., 1990. Жизнеописание старца Евдокима Пленкина. – Верхотурье: Изд. Свято-Николаевского монастыря, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Зосима (Верховский) марта 1767 – †24 октября 1833 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии 23 июля 2000 г. Память празднуется 24 октября/6 ноября Преподобный Зосима, в миру Захарий Васильевич Верховский, родился 24 марта 1767 года, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь празднует память преподобного Захарии; в честь его и назвали младенца при крещении. Родители Захария были люди благородные, из древнего дворянского рода. Отец его Василий Данилович Верховский дослужился в полку Смоленской шляхты до чина полковника, а мать, Анна Ивановна, была из благородного дома Маневских. В семье Верховских было шесть дочерей и три сына. С юных лет обнаружились добрые свойства мальчика. Он был простодушен, тих, кроток и молчалив нравом. Мать его любила читать вслух жития святых; жития преподобных пустынников особенно занимали душу ребенка. Когда ему исполнилось 8 лет, родители не решились отдать его в обучение, но пригласили учителей в дом. Захарий, исполняя волю родителей, старался изучить все, что преподавали учителя, но науки плохо довались мальчику. Только Закон Божий приносил отраду. Василий Данилович, видя приближающийся конец своей жизни, поспешил прежде определить сынов в царскую службу, отправив всех троих в Петербург. Младшему, Захарию, было тогда не более 15 лет. Все три брата по просьбе родителя были определены в гвардию, в один полк. Все три жили вместе на одной квартире, имели все общее, нераздельное. Юные братья были завлечены в картежную игру, много проигрывали. Захарий же решительно оставил игру и советовал и братьям сделать то же. Через неполных два года братья получили горестное известие о кончине отца. После смерти мужа Анна Ивановна предложила детям разделить имение. Когда делили имение, было между ними все тихо, всякий старался лучшее уступить другому. Через два года после смерти супруга скончалась Анна Ивановна. Детей никого при ней не было, кроме любимого сына Захария. С кончиной матери последняя нить, привязывавшая его к мирской жизни, оборвалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие. Преподобный Зосима (Верховский) О родителях отца Зосимы Родители отца Зосимы были люди благородные, знаменитые и богатые. Отец его, боярин Василий Данилович Верховский, был воеводою в Смоленской области, а мать Анна Ивановна происходила из родовитого и богатого дома Моневских. Но еще богаче были они душевными качествами. Супруги больше заботились о нетленном, вечном богатстве, нежели о преходящем, временном, которое, по их благочестию и усердию к церкви, по их странноприимству и щедрости в отношении к бедным и неимущим, по их милостивому снисхождению к своим крестьянам в собирании с них оброков и прочих повинностей, с течением времени весьма уменьшилось. Несмотря на то, что они имели большое семейство: шесть дочерей и троих сыновей, супруги не очень заботились о том, чтобы оставить детям своим земное богатство, но, вручая участь их Промыслу Божию, не останавливались в делании добрых дел. Василий Данилович выстроил большую, прекрасную церковь в одном из своих поместий, отстоящем от их дома на три версты. Так как дом их был недалеко от большой дороги, то странники и нищие весьма часто притекали в это гостеприимное убежище; к тому же не только собственным своим крестьянам добрые помещики прощали всякие недоимки и щедро подавали нужные пособия; но и бедные крестьяне других помещиков – сгорит ли у кого изба, падет ли корова или лошадь, недостанет ли хлеба, – и не только крестьяне, но и бедные дворяне, все со своими кровными нуждами смело прибегали к этим благотворительным людям, и они всем помогали и всех утешали; ибо по доброте сердца не могли ни в чем никому отказать. Вместо же благодарности требовали от каждого лишь сохранить их благодеяния в тайне. Но может ли град укрыться верху горы стоя? Добрая слава их благодеяний разносилась далеко вокруг. Кроме благотворительности жизнь их была украшена и другими христианскими добродетелями: усердием к церковным богослужениям и к домашней молитве, чтением святых книг; особенно Анна Ивановна любила читать Четьи-Минеи; но при всем этом они не пренебрегали и житейскими обязанностями, и хотя, по преклонности лет и ослабевшему здоровью, Василий Данилович, уволенный уже от службы, жил с семейством в своих поместьях, они весьма заботливо занимались воспитанием своих детей, научая их страху Божию и благонравию и имея также отеческое попечение о добром поведении своих домашних и крепостных. Рождение отца Зосимы

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

А.Л. Беглов Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818–1825 гг. Источник «Заветные» письма В начале 1818 г. 4 отец Зосима принял на себя руководство душами первых сестер. Двадцатилетний период пустынножительства подошел к концу. Пустынника, одаренного многими духовными дарами, ждало новое поприще. В феврале 1819 г. им и его ученицами было составлено первое, а через год второе «заветное» письмо. Эти документы без преувеличения можно назвать уникальными в истории русского и всего православного старчества. Неизвестно, чтобы когда-либо до или после этого старец и послушницы письменно пообещали друг другу хранить верность и любовь друг ко другу и связали бы свое вечное спасение с судьбой каждого из членов братства. Очевидно, для преподобного Зосимы составление документов имело педагогическое значение. Сестры, вступающие на новый для них путь духовной жизни, должны были вполне ощутить перемену своего положения, отнестись к ней сознательно и ответственно. Для вольных сибирских жителей (из четырех духовных дочерей старца, подписавших документы, две происходили из чиновничих семей и две других – из мещанской и купеческой), более, чем жители европейской России, привыкших к коммерческим сделкам, духовный «договор» или «завет», как назван этот документ в нем самом, тем более – заверенный местной духовной властью в лице епископа, должен был стать наглядным символом их принципиально нового состояния. Кроме того, вторым «заветным» письмом – «завещанием о имении» старец утверждал в своем братстве основы общежительного монашества 5 . Первое «заветное» письмо состоит из пяти частей. 1. Уверение старца Зосимы в истинности его пастырских намерений. 2. Обещание первых сестер, Анисии Конюховой, Натальи Васильевой и Евдокии Романовой пребывать в послушании у старца и братской любви друг ко другу. 3. Совместная молитва старца и его учениц о даровании благодатной помощи исполнить их обещание и о совместном спасении. 4. Пространные «своеручные» подписи участников «завета» с кратким повторением обещаний. 5. Приписка епископа Иркутского Михаила, которому это письмо было послано.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Житие блаженного старца Василиска, писанное учеником его Зосимой Верховским с включением повествования о действиях сердечной молитвы Источник По благословению Преосвященного Никона Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Жизнь без Христа – случайный сон. Блажен, кому даны два слуха: Кто и церковный слышит звон, И слышит вещий голос Духа. От издательства Испокон веков жития святых – наравне с Ветхим и Новым Заветами, «Словами...» и былинами – привлекали к себе всеобщее внимание и были популярным и любимым чтением на Руси. Христианские идеалы, выраженные в поступках героев житий, явились той основой, на которой постепенно выросли и получили конкретное воплощение народные представления о правилах христианского поведения в земной жизни и нравственной ответственности каждого человека за свершенные дела. Боголюбивый читатель, извлекая из житий святых отцов и учителей Церкви назидательные мысли и добрые советы, старался следовать им. В житийских повествованиях, сияющих чистыми красками, привлекающих напевностью слога и восторженной искренностью выражения чувств, представление о святости приближается к жизни – такой христианский подвиг, как аскетическое служение вере, раскрывается на примерах человеческих судеб, где внешние события целиком определяются стремлениями праведной души героя повествования. Одну из таких книг Вы, дорогой читатель, держите в руках. «Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским » – это жизнеописание человека, приверженного Богу, праведника, послужившего многим людям, узнавшим его, идеалом аскетической святости, ибо вера православная придала его жизни такой смысл, который не уничтожается смертью . Пустынножитель отец Василиск при жизни своей был душевно почитаем и благоговейно любим всеми. Оптинский старец Варсонофий рассказывает о нем следующее: «Старец Василиск был человеком простым, даже неграмотным. Но непрестанное творение Иисусовой молитвы открыло ему великие тайны Божии. Старец Василиск подвизался вместе с Зосимою Верховским , известным подвижником прошлого столетия. Зосима Верховский был из старинного дворянского рода, получил прекрасное образование, но такого дара, как о. Василиск, не имел. Этот последний часто сообщал Зосиме свои ощущения, а Зосима записывал, что говорил ему старец, и так составилась целая книга о действии Иисусовой молитвы на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Как старцы женское монашество спасали: Преподобный Зосима и его духовная семья 13 октября, 2014. Алексей Львович Беглов О едва ли не чудесном спасении женской монашеской традиции в России в условиях секуляризации 22 сентября в рамках Лектория «Правмира» состоялась лекция историка Алексея Беглова «Пустынники и женское монашество первой трети XIX века (преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья)». Предлагаем нашим читателям видеозапись и текст этой лекции. Алексей Львович Беглов — филолог, историк. С 1996 года публикует документы тайных монашеских общин советского периода. Им подготовлены к изданию книги схимонахини Игнатии (Пузик) «Старчество на Руси» (1999) и «Старчество в годы гонений» (2001), сборник «Путь к совершенной жизни: О русском старчестве» (2005). А. Л. Беглов — один из авторов книги «Русская Православная Церковь. XX век» (М.: Сретенский монастырь, 2008), автор более 70 работ и публикаций в научных, популярных изданиях и в сети Интернет. В 2008 г. вышла в свет монография А. Л. Беглова «В поисках „безгрешных катакомб“. Церковное подполье в СССР». Добрый день. Рад продолжению наших встреч в рамках Лектория Правмира. В прошлый раз мы говорили с вами о важной составляющей истории синодального периода Российской Церкви – о секуляризации церковных имений и о ее последствиях для всей церковной жизни. Мы сказали, что хотя секуляризация создала, в общем-то, более или менее благоприятные, а главное, стабильные условия для существования архиерейских кафедр в этот период, она была настоящим ударом для православных монастырей. Одним из следствий секуляризации стала именно невозможность вести в монастырях Российской империи тот образ жизни, который был подобен заветам монашества первых веков или, как говорил наш сегодняшний герой, преподобный Зосима, «жизнь в сходство завещаний святых отец». В прошлый раз мы с вами говорили не только о секуляризации, но и о том, какие способы выживания российское монашество находило в этих непростых для себя условиях. Мы говорили о трех главных направлениях или – если сравнить монашество синодального периода с рекой, которая была завалена камнями, – о трех руслах, которое монашество для себя проложило, чтобы сохранить свой духовный потенциал, чтобы остаться действенным церковным деланием и церковным институтом.

http://pravmir.ru/kak-startsyi-zhenskoe-...

Преподобный Зосима (Верховский) (1767–1833) В девятнадцать лет юный Захария (так звали преподобного Зосиму в миру) оставил мир. В Брянских лесах он был учеником старца Адриана, а после того, как старец переселился в Коневскую обитель, – старца Василиска. В Коневской обители (на одном из островов Ладожского озера) Захария был принят в число братии и пострижен старцем Адрианом в иноческий чин с именем Зосима. Вскоре в этот же монастырь перебрался и старец Василиск, который вместе с преподобным Зосимой поселился в лесных дачах монастыря. Безмолвствуя в течение пяти дней недели, пустынники в субботу приходили в обитель ко всенощной, проводили ночь в кельях настоятеля и в воскресенье, отслушав литургию и отобедав с братией за общей трапезой, снова возвращались в свое уединение. Вскоре об отцах Василиске и Зосиме стало известно во всей округе, и Коневский остров стал наполняться приезжавшими и приходившими издалека за благословением, советами и утешением к этим пустынникам. Но слава человеческая была так тяжела для них, что они просили отца Адриана отпустить их на Афонскую гору или на какой-нибудь необитаемый остров. Престарелый настоятель долго не соглашался на их просьбу и, только уезжая на покой в Московский Симонов монастырь, дал им благословение удалиться из Коневца и посоветовал поселиться в дикой, необитаемой пустыне далекой Сибири. Получив увольнение из Коневского монастыря, Василиск и Зосима хотели все же отправиться на Афон, но это им никак не удавалось, и только тогда старцы отправились в Сибирь. Зима застала в Тобольске, и, по благословению Тобольского епископа, они до самой весны остались в этом городе и жили в Ивановском монастыре. Весной и летом они стали объезжать и обходить разные пустынные места и следующую зиму провели в Кузнецком округе, в семи верстах от деревни, в землянке, вырытой ими среди дремучего леса. Когда началось таяние снегов и разлитие рек, крестьянин, который всю зиму доставлял им их муку, крупу и соль, перестал приходить, и Василиск и Зосима, боясь умереть голодной смертью , решились выйти из леса и добраться до ближайшего селения, до которого было сорок верст. Они надеялись пройти это расстояние за три дня, но заблудились, едва не утонули, переходя через замерзшую реку, и только через десять дней, полумертвые от голода и холода, добрались до деревни. Около двух месяцев бедные пустынники не могли ходить от изнеможения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подпишитесь на наш Телеграм 24 октября — 190 лет с того дня, как отошел ко Господу преподобный Зосима (Верховский), удивительнейший, прекраснейший представитель восточнохристианской мистико-аскетической культуры — и посмотрите когда расцветший: последняя треть XVIII — первая треть XIX века, чудовищное время ужесточенных до предела крепостного права, государственных абсолютизмов, секуляризма, взлета атеизма, материализма — в это время этот офицер Преображенского лейб-гвардии полка екатерининского времени (вспомните, чем было в нравственном и политическом смысле это время: «галантный» либертинаж рабовладельческих элит при сверхэксплуатации торгуемого как скот народа), этот дворянин, что он делает? — уходит как древние пустынники из Империи в Пустыню; к кому? — к «мужику», крестьянину, пустынножителю преподобному Василиску (Гаврилову): локальная победа Пустыни над Империей, взрыв, подаривший нам удивительные тексты прп. Зосимы; давайте в качестве начала знакомства с ними посмотрим, какие жанры здесь можно различить. Житие-мемуар Портрет прп. Зосимы «Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским» — жемчужина русской агиографической литературы. Тут не просто житие; это мемуар ученика о своем старце, друга («дружелюбие», «содружество» — важный концепт дискурса Зосимы) о своем друге, с которым они вместе прожили 30 лет. Текст такой богатый, что мы тут вынуждены ограничиться только немногими черточками. И первое: удивительнейшее, прекраснейшее, чистейшее, такое «лесковское» сочетание детскости языка, характеров, коллизий этого текста — с тонкостью, глубиной его мистико-аскетического дискурса. Василий (будущий прп. Василиск) происходил из «экономических крестьян» (секуляризованных, то есть переведенных в юрисдикцию государства, монастырских крестьян: все тут ужасно, в каждом слове), из нищей семьи, был вынужден, как и его братья, просить милостыню. Итак, нищета и к ней вот какой ряд: повинности, розги, паспорт. Братья образуют что-то вроде монастыря в миру («богомолы»): не женятся (младший Василий женится, но вовлекает жену в практики «богомолов», обманывает зятя — аскетические ценности побеждают семейные; в итоге этот брак распадается в пользу пустонножительства), молятся, читают (для чего специально осваивают грамоту) духовную литературу и т.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Содержание Жизнь и учение уральских старцев Святые отцы о значении старчества Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) Подвижники верхотурского края В пределах екатеринбургских Пермская епархия Уфимский край Об уклонениях от традиций старчества «Белая страница» в истории уральского старчества О необходимости возрождения старчества Духовное наследие уральских старцев Предисловие составителей Преподобный Зосима (Верховский) Преподобный Илия Верхотурский Игумения Руфина (Кокорева) Иеросхимонах Константин (Шипунов) Источники и литература Список сокращений     В первой части приводится исторический очерк, охватывающий период от начала XIX до конца XX столетия. На примере нескольких уральских обителей, где существовала традиция старчества, а также на примере наиболее ярких ее представителей убедительно доказывается великое значение этого древнего монашеского делания, на основе которого может быть возрождено и современное русское монашество. Во второй части книги помещены наставления и письма старцев. Книга богато иллюстрирована старинными и современными фотографиями. Для широкого круга читателей. Дорогие братья и сестры! Книга, которую вы держите в руках, посвящена предмету настолько же важному и интересному, насколько и малоизученному – она является первым опытом изучения истории старчества на Уральской земле. Сразу нужно оговориться, что изучение традиций уральского старчества представляет для нас не только исторический интерес. Составляя этот сборник, мы преследовали две цели. В первую очередь – рассказать о старчестве как об одной из важнейших монашеских традиций и на примере нескольких уральских монастырей показать существенную необходимость руководства в духовной жизни. В наши дни, когда в России возрождается монашество, весьма актуален вопрос, на каких основах должно происходить его возрождение. И говоря о традициях старчества, знакомя читателей с судьбами старцев, подвизавшихся на Урале, хотелось бы, прежде всего, попытаться ответить на следующие немаловажные вопросы. Что такое старчество вообще? Какое значение оно имеет в духовной жизни? Почему духовное руководство особенно необходимо монашествующим? На каких основах оно должно строиться? Ответы на эти вопросы особенно важны для людей, проводящих иноческое жительство, и именно им в первую очередь адресована эта книга. В то же время и миряне, стремящиеся к серьезной духовной жизни, безусловно, найдут здесь для себя много полезного.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР Алексеевич Мичурин (кон. XVIII в., близ г. Кузнецка (ныне Новокузнецк Кемеровской обл.) - 1819, Кузнецкий у. Томской губ.), прав. (пам. 4 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в последнее воскресенье авг.- в Соборе Кемеровских святых), пустынножитель, ученик преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосимы (Верховского) . Наиболее подробные сведения о П. сохранились в очерке «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», составленном его учителем, прп. Зосимой. Очерк был опубликован насельником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни иноком Порфирием (Григоровым; † 1851) в составе житийного цикла, составленного старцем Зосимой,- в «Записках о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и... юродивого Ионы» (1849). В жизнеописании мон. Василиска (Гаврилова) старец Зосима, говоря о житии своего учителя, в качестве свидетельства о благодатных действиях непрестанной молитвы, к-рую творили его ученики-пустынножители, писал и о П.: «Еще свидетельствует житие ученика его, юноши Петра Алексеева, по прозванию Мичурина, который его наставлением и примером в великом постничестве и подвиге жизнь свою скончал, как в особенной книжке показано» ( Зосима (Верховский), прп. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским)// Он же. Записки. 1849. С. 86-87). «Особенная книжка» - это и есть жизнеописание П., составленное старцем Зосимой. П. род. в дворянской семье Алексея и Домники, с детства полюбил молитву, предпочитал ее детским забавам. В юношеские годы был отдан родителями на военную службу. В 1818 г., стремясь к подвижнической жизни, получил отставку с военной службы и, «ничего не потребовав из имения и ничего не имея при себе», удалился в безлюдную тайгу к проживавшим в 50 верстах от Кузнецка старцам Зосиме и Василиску. В течение 8 месяцев П. жил в землянке, подвизаясь в молитве, посте и послушании старцам. Прп. Зосима писал, что П., «находясь еще в военной службе, оставил мясное и довольствовался постным; жажду едва утолял и много раз целые дни без пищи проводил; а когда готовился к причащению Святых Тайн, тогда пять дней ничего не вкушал, побеждая себя непрестанным возношением в сердце своем» Молитвы Иисусовой и чтением «книг священных» ( Он же. Жизнь и подвиги. 1849. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2580290.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010