Владимир. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах. Церковь. Не действует.   Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:Между 1795 и 1810. Адрес: Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, Золотые ворота Координаты: 56.12674, 40.39705 Проезд:На автомобиле по трассе М7 - от Москвы въезд в город по указателю " Центр " 4км по главной никуда не сворачивая, от Нижнего Новгорода - 9км по главной никуда не сворачивая. Пешком от ж/д вокзала ст.Владимир и Автовокзала - 300м вверх по лестнице на ул. Б.Нижегородская, далее любым общественным транспортом направлением " к центру " 2 остановки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 60-е годы XII века н.э. во Владимире были построены торжественные въездные ворота города - Золотые ворота. Эти ворота даже своим названием должны были демонстрировать, что стольный город Северо-Восточной Руси - Владимир - ни в чем не уступает Киеву. В конце XVIII в. всвязи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты. Это ослабило конструкции воротных опор. Для укрепления ворот по углам были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича. В настоящее время подлинным является лишь основной кубический объем ворот с проездом; надвратная же церковь была полностью перестроена, и ее первоначальные формы неизвестны. Золотые ворота - памятник древнерусской фортификации. Построены из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости сохранились одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой.

http://sobory.ru/article/?object=00994

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля). З. в. называли парадные ворота, открывавшиеся на главную улицу. В рим. топонимике название Porta Aurea обозначало триумфальные арки или главные городские ворота (известны в Агригенте, Беневенте, Пестуме, Пуле, Равенне). Во дворце имп. Диоклетиана в Спалате (ныне Сплит, Хорватия, кон. III - нач. IV в.) ворота именовались по металлам - «Золотые», «Серебряные», «Бронзовые» и «Железные». З. в. упомянуты в «Mirabilla Urbis Romae» как одни из 3 ворот Рима в Трастевере. В христ. время в продолжение традиции З. в. вслед за К-полем были возведены в Фессалонике (как и в К-поле, они открыты на запад и стоят на Виа Эгнатия), в Киеве и во Владимире. Топоним «З. в.» известен в Иерусалиме, но там его история, так же как история обозначаемого им реального сооружения, менее изучена. Образ З. в. как священного символа нерушимости христ. города нашел отражение на Руси в ряде средневек. легенд (о том, что киевский богатырь Михайлик унес З. в. из Киева в Царьград; об ударах по З. в. польск. кн. Болеслава Храброго и хана Боняка; об угрозе болг. хана Крума вонзить копье в З. в. К-поля и др.). Небесную защиту города символизировали храмы, размещенные над проездами З. в.: в Киеве - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во Владимире - в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (на Руси эта традиция неразрывно связана с З. в. и позже трансформировалась в устроение надвратной церкви на св. воротах мон-ря). Типология З. в. как парадного триумфального въезда включала его размещение на главной улице города, к-рая вела к площади, где располагался дворец правителя, епископский комплекс или городской собор. Меса в К-поле выводила на пл. Августеон, к имп. дворцу и храму Св. Софии. В копировавшем визант. модель Киеве от З. в. открывался путь к «великому двору Ярослава», к великокняжеским церквам вмч. Георгия и вмц. Ирины (?) и к митрополичьему двору с собором Св. Софии. Константинополь

http://pravenc.ru/text/199983.html

Содержание Предисловие Введение Глава 1. Скиния Моисея Ограда скинии Жертвенник всесожжений Корпус скинии Покровы и завесы скинии Принадлежности скинии Идея ветхозаветного святилища Подлинность скинии и ее история Глава 2. Храм Соломона Приготовления к постройке храма Отношение плана храма к плану скинии Вопросы, касающиеся внешнего вида храма Совокупная длина и ширина храма и его боковых пристроек Вопросы, касающиеся внутреннего вида храма Предположения Тимоти Отиса Пэна о виде храма Соломона Принадлежности и сосуды храма Соломона Дворы храма Соломона Мнения об иноземном стиле храма Соломона Разрушение храма Соломона Глава 3. Второй храм Иерусалимский Построение храма Зоровавелем и его состояние до Ирода Причины переделки и возвышения храма Иродом Внешний двор храма Ирода Внутренний двор храма Ирода Главный корпус храма Ирода Внутренний вид притвора и храма Разрушение храма Титом Состояние развалин храма до VIII в. по Рождеству Христову. Глава 4. Площадь Харам еш-шериф Первобытная площадь горы Мориа и способ ее выравнения для храма Принадлежность храму Соломона всей нынешней площади харама Предположения о южной части площади и вопрос о дворце Соломона Разбор свидетельств Иосифа Флавия о храмовой насыпи Северная линия харама и ее тождество с храмовыми складами царя Езекии Южная линия харама, ее ворота и подземелья Назначение юго-восточного подземелья Западная линия харама, ее древние остатки, ворота и мосты Восточная линия харама и золотые ворота Мнения о положении здания храма и жертвенника на площади Цистерны харама Магометанские постройки на площади харама Общий обзор ограды харама Заключительное слово     Когда, в 1886 году, я занимался археологическими разысканиями в Иерусалиме на месте ветхозаветного храма, рядом с местом моих разысканий, прямо против фронта Соломонова храма, созидался новый храм Августейшего Дома Вашего Императорского Величества, и я имел утешение, взирая на него, переноситься мыслию от развалин ветхозаветного мира к судьбам Нового Завета и новозаветного Избранника Божия – православного Русского народа и к нынешнему положению Церкви Божией на земле. Меня, в моих тогдашних занятиях, вдохновляло сознание, что в богохранимое царствование Вашего Величества, когда вопросы Веры и Церкви стали живыми вопросами всего Русского народа, когда область священного прошедшего все более и более привлекает к себе общее внимание, и мой труд по археологии древнейшего храма истинному Богу, пока еще первый труд по данному предмету в Русской литературе, не будет бесполезным и излишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Разделы портала «Азбука веры» Елена " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Елена Петровна – седовласая, моложавая, энергичная женщина, за свои долгие 74 года немало повидала. Всю свою жизнь она посвятила борьбе с «врагами народа», свято веря в светлое будущее – коммунизм, идеалы которого пыталась претворять в реальность. Но прошло время, многое изменилось в стране. Наступило и прозрение. Мир осветился для нее иным светом, когда в сердце пробудилась живая вера в Бога… Родилась она в 1927 году на святой Вологодской земле, в деревне, рядом с которой стоял древний монастырь святого Кирилла Новоезерского . «Моя мама, рассказывает Елена Петровна, была неграмотной и очень верующей женщиной. Отец же, как человек грамотный всегда работал на важных должностях. В Бога он верил, но никогда своей веры не выказывал. Помню, как в детстве мы ходили с мамой в монастырь . Вокруг была такая неописуемая красота, как в раю : монастырские ворота словно золотые, двор, утопающий в цветах… В 30е годы, когда я уже подросла, храмы стали безжалостно рушить: на моих глазах сбивали золотые купола, скидывали кресты. Нами, детьми, разрушительные действия взрослых воспринимались как правильные. В те годы и в семьях уже не позволяли себе говорить о Боге, боялись. Мама молча молилась перед иконами , которых в доме по-прежнему было очень много. Коммунисты делали все, чтобы в корне поменять многовековой уклад русской жизни. Нашу старинную деревню поспешили переименовать в деревню Розы Люксембург, но жители продолжали упорно называть ее по-старому. Надругалась новая власть и над святынями. В одном из разоренных храмов разместили школу. В ней я и училась. Потом здесь открыли клуб, где веселилась и плясала молодежь, а позже в этом же здании хранили зерно. Другую закрытую церковь превратили в МТС, где ремонтировали трактора. В школе нам внушали, что в Бога верят только люди необразованные. И мне, конечно, не хотелось отставать от времени. Я искренне поверила, что Бога нет. Стала активным октябренком, потом пионеркой и комсомолкой. В 1946 году, тогда я уже переехала к родственникам на север Карелии, меня избрали членом бюро райкома комсомола.

http://azbyka.ru/way/dolgij-put-k-bogu-r...

Иерусалим: путь к воскресению (Виа Долороза и Храм Гроба Господня) Дом Рождества Богородицы Самый простой выход к Крестному Пути, если вы хотите пройти его целиком, от крепости Антонии до храма Гроба Господня, пролегает от Львиных ворот Старого Города. На первом же здании по улице справа читаем над входом греческую надпись: «Святой монастырь Иоакима и Анны, принадлежащий Иерусалимскому Православному Патриархату». Обратим внимание на то, что надпись «монастырь» плохо вяжется с обликом, вполне светского современного двухэтажного дома. С подобным несоответствием нам нередко придется еще сталкиваться. Это место дома святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. По преданию, они жили в Иерусалиме недалеко от Овчих ворот (это еще одно, пятое обозначение все тех же самых Львиных ворот). Благочестивые и состоятельные люди, Иоаким и Анна не имели, однако, детей, что считалось у чадолюбивых евреев особым несчастьем и почти знаком гнева Божия. Когда однажды Иоаким пришел в Храм, чтобы принести положенную жертву, священники не приняли у него жертвы, как у человека, заведомо неугодившего Богу. «И так горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню и постился 40 дней и 40 ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь». А жена его Анна плачем плакала и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу мою бездетность!» И пошла в сад, села под лавровым деревом и стала молиться Богу. И предстал пред ней Ангел и сказал: «Анна, Господь внял молитве твоей». И Анна сказала: «Если рожу дитя, отдам его в дар Господу». И тут пришли вестники и сказали: «Встречай, муж твой, Иоаким, идет со своими стадами, ибо Ангел и ему возвестил, что Бог внял молитве его». И вот подошел Иоаким, и Анна, стоя у ворот, увидела его и, подбежав, обняла его и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня». И Иоаким в тот день обрел покой в доме своем. Так повествует предание, сохраненное апокрифическим Первоевангелием Иакова. Именно этот, хотя и не вошедший в канон, памятник новозаветной письменности является источником наших сведений о Рождестве Богородицы и Ее Введении во храм. Все места, связанные с историей рождения Марии, почитаются в Иерусалиме. Ворота, у которых Анна встречала мужа, – это, конечно, Золотые Ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОТРАДА ИЛИ УТЕШЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Греч. «Παραμυθα» - «Парамифия» (дословно «Утешение»), Ватопедская, «Отрада и Утешение», «Отрада») (празд. 21 янв.), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Афоне, представляющий собой фрагмент росписи XIV в. из экзонартекса кафоликона мон-ря. По преданию, чудо от иконы произошло 21 янв. 1320 г. (др. дата - 807 г., не соответствует датировке образа). Банда пиратов приплыла к Ватопеду и, укрывшись, ожидала, когда откроют монастырские ворота, чтобы ограбить обитель. По обыкновению, после утрени игумен должен был во внешнем притворе собора передать ключи от ворот привратнику, но вдруг услышал голос от образа Божией Матери, запретивший отворять ворота в этот день, а подняться на стены и отразить нападение разбойников. Игумен узрел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресв. Деве со словами: «Не надо, Мати Моя, не возвещай им сего, пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». Но Она отвела руку Сына и, обращаясь к игумену, повторила предостережение. Собравшиеся монахи увидели, что изображение на иконе изменилось в соответствии с рассказом настоятеля. В память о чудесном избавлении обители перед образом горели неугасимая лампада и «свеща великая». Впосл. образ (140×120 см) был снят со стены и перенесен в парекклисион Парамифии кафоликона (программа рописи 1677/78 критского мастера посвящена Божией Матери). Там совершали постриги; в наст. время в парекклисионе ежедневно служат молебен, в пятницу - литургию. Поясной образ относится к типу «Одигитрия». Младенец восседает на левой руке Богоматери, Его фигура немного отклонена назад, взор обращен к Пресв. Деве. Характерная особенность извода - поднесенная к Ее устам правая (несоразмерно длинная) рука Иисуса Христа, в Его левой руке - свиток (расположен почти горизонтально над коленом); левая ножка поднята выше правой. Голова Божией Матери обращена влево, от Младенца, правой рукой Она держит Его за запястье. Чепец и туника Богоматери синего цвета, мафорий коричнево-фиолетовый с золотой каймой и звездами, хитон Спасителя коричневый с красным клавом, гиматий охристый с ассистом. Нимбы золотые, фон иконы синий, на нем надпись: «Η ΠΑΡΑΜΥΘΙΑ». Типы ликов восходят к образам палеологовского искусства: черты лица Богоматери крупные, с миндалевидными глазами и удлиненным носом, Младенец с округлым лицом; письмо ликов контрастное (по темному санкирю), с энергичным рисунком. Образ поновлялся в позднее время (по мнению Е. Н. Цигаридаса и П. Х. Пападимитриу, переписан в кон. XVI - нач. XVII в.; не исключено, что также в XVIII-XIX вв.), очевидно, в нижней части изображения находится большая вставка с реконструкцией живописи. Судя по относительно раннему списку (келейная икона свт. Димитрия Ростовского, см. разд.: Ватопедская икона Божией Матери), первоначальный рисунок ног Богомладенца и Его одеяний мог быть иным.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

     «Ты меня никогда не забудешь». «Я тебя никогда не увижу». Эти рвущие душу слова из рок-оперы «Юнона и Авось» на слуху у многих. И сама история оборвавшейся любви русского дипломата Николая Резанова с дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой Аргуэльо соперничает с историей Ромео и Джульетты по части выжимания слез из чувствительного сердца. Правда, дети из Вероны Шекспиром выдуманы. А Резанов и Кончита из такой же плоти и крови, как и мы с вами. Он уехал за разрешением жениться и умер в Красноярске 43-х лет от роду. Она никогда не вышла замуж и окончила жизнь в монастыре. Ее часто видели там, где сегодня стоит одна из опор моста Золотые Ворота. Сидя на камне, она часами смотрела в море, откуда должен был приплыть, да так и не приплыл, любимый. Осталось добавить, что в 2000 году шериф города в Калифорнии, где лежат косточки Кончиты, привез горсть праха с ее могилы в Красноярск и высыпал на могилу Николая Резанова. Белый крест на могиле украшен надписью «Я тебя никогда не забуду». На другой стороне написано «Я тебя никогда не увижу». Теперь смахнем слезу и сменим тему. Деятельность Резанова была тесно связана с Российско-Американской компанией (РАК). Территориально компания размещалась в Калифорнии на спорных землях, за которые одновременно вели тяжбы мексиканцы, испанцы и американцы. Там и поныне половина топонимов с приставкой «сан». Сан-Франциско, Сан Хосе, Санта Барбара (та самая) и проч. Русские в Калифорнии били морского котика и обеспечивали сельхозпродукцией своих соотечественников на Аляске. Весной 1824 года одним из начальников этой торгово-промышленной организации становится посредственный поэт и жаркий гражданин, мечтательный цареубийца Кондратий Рылеев. Одна из сложных задач, которую заранее решали «человеколюбцы» декабристы, это судьба императорской фамилии после переворота, если он, конечно, удастся. Павла убили в надежде, что Александр даст конституцию. Тот не дал. Теперь одни рвались убить Александра, другие готовы были ждать его смерти, чтобы взять власть в свои руки до присяги новому императору. Пестель на юге был решительно за истребление венценосцев. Южное общество, расквартированное на Украине, было значительно кровожаднее Северного. На Севере сохраняли остатки человечности. Там склонялись к тому, чтобы императора пленить и вывезти… в Калифорнию. В Европу везти было никак нельзя. Существовал Священный союз и многочисленные родственные связи Романовых с европейскими царственными династиями. Идеологом пленения и вывоза был как раз управляющий РАК Кондратий Рылеев.

http://pravoslavie.ru/104357.html

В.М. Дорошевич Глава XXI. Мечеть Омара Мы отдаем офицеру наш фирман, и через огромные темные ворота, охраняемые стражей, входим на эту площадь, господствующую над всем городом. На это место, священное для христиан так же, как для мусульман, – для мусульман так же, как для евреев. Это место всегда было ближе к небесам, чем к земле. Это возвышенное место, озолоченное лучами солнца, эта площадь, над которой безоблачное небо раскинуло свой голубой шатер – всегда было посвящено божеству и молитве. Здесь, на этой площади, залитой светом солнца, вырезываясь на голубом небе своими стройными контурами, возвышался великолепный храм Соломона, из золота, мрамора и слоновой кости. Здесь возвышался второй храм пышный и великолепный, в котором молился и учил Христос, откуда Он изгонял торгашей, и где Он простил грешницу. Когда император Адриан властной рукой вычеркнул из истории самое имя Иерусалима и город Сиона превратился в Элию Капитолину – здесь вознеслись к небу стройные, изящный колонны храма Юпитера Капитолийского. Здесь сияли золотые кресты храмов крестоносцев. И здесь голубым блеском светится великолепная мечеть Омара, вторая после Каабы святыня мусульманского мира. Здесь сохранилась память о Мельхиседеке, – таинственное имя, которое доносится до нас из глубины и мрака доисторических веков. Здесь этот священник Бога Вышнего приносил свои жертвы. Здесь приносил свои жертвы Авраам, покорный слуга Господа. Мусульманское предание говорит, что здесь легкой, дрожащей, голубоватой колонной поднимался к небу дым от жертв Авеля. И здесь его, молящегося перед жертвенником убил Каин. На этом страшном месте было совершено первое преступление и принесена первая жертва. Когда вы входите сюда, тысячи таинственных легенд, преданий, сказаний, дремлющих здесь за каждым камнем, словно толпа вспугнутых призраков прошлого, окружают вас. Эти обломки колонн, принадлежавших, несомненно, тому далекому времени, эти таинственные отпечатки ног на камнях, эти пещеры, эти скалы, – где-то здесь было место Святая Святых, – все это наполняет вашу душу смущением, мистическим полуужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Немыченков. " О значении религии для победы в войне: Император Никифор Фока " 29.11.2022 12:26:48 Для победы над врагом армия нуждается в помощи Божией, испрашиваемой в молитвах не только священников, но и всех воинов. Император Восточной Римской империи (Византии) Никифор II Фока (ок. 912–969) был выдающимся полководцем. Еще до восшествия на престол он вел успешные войны, возвращая империи земли, утраченные ею в результате арабских завоеваний. Среди его наиболее значительных военных успехов – освобождение от арабских пиратов острова Крит в 961 г. В следующем 962 г. он взял Алеппо (Халеб), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии. Армия Никифора на Крите. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.. Победоносный император В 963 г., когда внезапно скончался император Роман II, восточные войска, находящиеся в Каппадокии (область на востоке современной Турции) провозгласили своего полководца Никифора императором. Въезд императора Никифора II Фоки в Константинополь через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. Коронация императора Никифора II Фоки в Константинополе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в. Он стал первым после долгого перерыва византийским императором, лично участвовавшим в затяжных военных кампаниях. В ходе трех сирийских экспедиций Никифору удалось добиться решительного перелома в борьбе с разобщенным внутренними конфликтами арабским миром, и в его правление Византия перешла от обороны к планомерной  «реконкисте» прежних владений Римской империи  на Ближнем Востоке. В ходе 1-го похода (964-965) были взяты  Адана, Мопсуестия  и  столица Киликии - Тарс , одновременно был освобожден от арабов и присоединен к Византии остров  Кипр  (965). Вверху: армия Никифора Фоки берет Мопсуэстию. Внизу: послы от Тарса. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в. Включение Киликии в состав империи открыло византийским войскам путь в Сирию и Финикию, рейд по которым Никифор совершил в ходе 2-го похода (966).

http://radonezh.ru/2022/11/29/vladimir-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > В монастырском храме — первая литургия 05.12.2008 323 Долгожданная радость: в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. Серые сумерки раннего утра, слякотный туман… От Первой Дачной по двое, по трое, а то и целыми семьями, с грудными детьми на руках, поднимается народ. Совсем стареньких тоже немало. Идти не близко, а им и вовсе нелегко — в гору же. И вот — как подарок: в белесом мареве видны золотые купола. «Слава Богу, дошли!» — со вздохом облегчения народ крестится, входя в монастырские ворота. Вот таким же, как долгая дорога в гору, непростым и небыстрым было строительство монастырского храма — начатое в 1997 году, оно растянулось на десятилетие. Только Бог знает, скольких молитв и трудов стоило это дело настоятельнице монастыря монахине Феодосии. И вот в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Владыка Лонгин совершил Великое освящение монастырского храма. Он очень красивый. Величественный снаружи, благолепный внутри. — Храм — это не просто место, где собираются люди. Это — таинственное жилище самого Бога,— сказал, обращаясь к пастве, Владыка Лонгин.— Красота его напоминает нам, как совершенен мир, сотворенный Богом. Но надо помнить о том, что это только отблеск благодати, а не сама благодать. Сердце наше должно блистать не золотом, а добрыми делами. Именно добрыми трудами был построен этот храм. Не случайно на первой литургии в его стенах Архиерейские грамоты и благодарственные письма Владыка Лонгин вручил «ктиторам и благоустроителям храма сего» — Алексею Тимофеевичу Труфанову, Валерию Григорьевичу Наумчику, Дмитрию Вячеславовичу Николаеву, Алексею Владимировичу Щербакову, Андрею Константиновичу Спиридонову. Настоятельница монастыря — монахиня Феодосия (Бессонова) — Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «за ревностные труды по устроению монастырской жизни» возведена в сан игумении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010