А.Н. Надеждин Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. Разряд I. Сергей Деляев. Ив. Долоцкий. Петр Гербов. Григ. Помяловский. Вас. Владимиров. Никита Петин. Петр Духовский. Григорий Корейша. Фед. Песоцкий. Мих. Абрюцкий. Разряд II. Конст. Башилов. Яков Сахаров. Сергей Томилин. А-р Налимов. Василий Афонасьев. Ив. Кедров. Петр Лавров. Никита Полухтович. Яков Рождественский. Вас. Павловский. Петр Виноградов. Максим Матрахин. Разряд Ш. Ив. Казанский. Конст. Владыкин. Ив. Павловский. Гавр. Пенинский. Александр Горинский. Конст. Чернявский. Ник. Алексеев. Ив. Виноградов. Ив. Знаменский. Вас. Славянский. Пав. Полянский. Пав. Дружинин. А-р Быстряков. 1813 г. Разряд I. Мих. Логановский. А-р Рождественский – в спб. дух. акад. 1814 г. Григорий Черницкий. Федор Осторожнов. Вас. Дремяцкий. Матвей Преображенский. Вас. Антонов. Евсевий Порогский. Мих. Благовещенский. Платон Фантовский – в спб. акад. 1814 г. Ив. Горянский. Пав. Смирнов. Разряд II. Евлогий Логиневский. Ив. Никитин. Яков Виноградский. Ник. Сперанский. Ник. Автаномов. Ив. Песоцкий. Петр Николаев. Фед Сильницкий. Ив. Белявин. Вас. Смирнов. Разряд III Ив. Заборовский. А-р Белявин. Пав. Владыкин. Ив. Знамевский. Ник. Логановский. Малахий Смирнов. Ал-й Песоцкий. Ал-й Соловьев. А-р Васильев. Мих. Ерофеев. Фед. Орлов. Пв. Флеров. Стеф. Капицкий. Фед. Тихомиров. Ал-й Чулков. Иван Петров. Ив. Пенинский – исключен (см. стр. 117). 1815 г. Иван Наумов. Вас. Кедров. Петр Веселовский. Назнач.в состав низш.отд. 3-го кур. спб. акад. Ефим Хрусталев – своекоштн. в спб. акад. Следующие же 10 воспитанников назначены в 1814 г. в спб. акад. в состав ее 2-го курса: Роман Кутузов. Андрей Окунев. Иван Николаев. Стеф. Наумов. Ник. Елисеев. Ив. Максимов. Яков Иванов. Иван Иванов. Кодрат Кораллов. А-р Максимович. Остальные 13 воспитавников этого курса вошли в состав высшего богословского отделения, открытого в 1815 г. Двое оставлены на повторительный курс, но не пожелали продолжать ученья. Из низшего отделения образовано два класса: философский (среднее отделение) и словесный (низшее отделение). В первом помещено 40 человек, во втором 14, кроме 71 поступивших из дух. училищ. 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Часть 1 В память о знаменитом профессоре Казанской духовной академии мы публикуем его жизнеописание, которое написано в жанре некролога его ближайшим учеником и другом профессором КазДА Иваном Михайловичем Покровским и впервые было опубликовано ровно сто лет назад в «Православном собеседнике» за 1917 год. Однако за прошедшие сто лет никто не написал о профессоре Знаменском с большей любовью. 2 мая настоящего 1917 года, во вторник, в 8-м часу утра в своей квартире на улице Гоголя (Старокомиссариатской) города Казани тихо скончался Петр Васильевич Знаменский на 82-м году жизни. В лице покойного Казанская духовная академия, русская наука и вся Россия понесли тяжелую утрату. Вполне искренне и правдиво писал один из почитателей Петра Васильевича, ныне член Святейшего Синода протоиерей А. В. Смирнов 1 по поводу 50-летнего юбилея учено-профессорской деятельности Петра Васильевича: «Здравствуйте многие, многие годы, глубокоуважаемый Петр Васильевич. Не будет Вас, мир как бы оскудеет хорошими людьми; тогда и нам, маленьким людям 2 , будет опять тяжко, все равно, что слепцу без света...» Конечно, кто не знал близко покойного Петра Васильевича, тому слова почтенного отца протоиерея покажутся преувеличенными, напротив, кто хорошо знал этого исключительного человека, для того они будут сущей правдой. Утомленный профессорской служебной и ученой деятельностью, потрясенный тяжелым ударом судьбы – потерей заветного друга и сотрудника в лице супруги Антонины Михайловны (сконч. 14февр. 1906 года), нежно лелеявшей и оберегавшей его, – и, наконец, преклонным возрастом, на пороге псаломского предела человеческой безболезненной жизни, Петр Васильевич, всегда бодрый и благодушный, стал перемогать 3 . В последние два года он совершенно не выходил из квартиры. Ноги отказывались ему служить, а ездить он не привык с молодых лет. Впрочем, и до невольного затворничества по смерти Антонины Михайловны его можно было видеть только на двух путях – в Академию и в Спасо-Преображенский монастырь 4 , где погребена его супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗНАМЕНСКИЙ Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова ; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются. С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник» , в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии» .

http://pravenc.ru/text/199943.html

Прежде описания трудов Общества, начавшихся с открытием оного, нужно упомянуть нечто о первоначальном его происхождении и состоянии. Приятное обыкновение, общее между всеми почти, занимающимися науками, собеседовать между собой о предметах своих упражнений, подало случай некоторым из студентов Московской Духовной Академии к составлению сего Общества. Часто в часы досуга они любили с дружеской свободой и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учений; иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о них. Находя удовольствие в сих собеседованиях, они, впрочем, заметили в них тот недостаток, что как время их, так иногда и предмет, не были определены, и для того вознамерились назначить постоянные правила для того и другого, и размышление о сих правилах, а вместе взор на многие Общества в разных академиях и университетах между учащими и учащимися учрежденные, открыли в них мысль об образовании подобного Общества. На взаимных совещаниях они начертали (14-го февраля 1816 года) для такого Общества установления, и в числе одиннадцати человек (коими были: Платон Доброхотов, Петр Делицын, Феодор Голубинский, Николай Островский 5 , Василий Алявдин 6 , Павел Березин 7 , Никифор Потапов 8 , Илья Поройков 9 , Алексей Платонов 10 , Александр Васильев и Никита Троицкий 11 , имели собрание для рассмотрения и исправления сих постановлений. А дабы таковыми собраниями не подать повода к предосудительным заключениям, они положили испросить у начальства соизволение на открытие нового Общества, и для сего представили (февраля 24-го) свои постановления тогдашнему инспектору Академии, Е. В. П. Архимандриту Филарету 12 , и при его позволении и одобрении, пригласивши еще некоторых из товарищей к участвованию в сем Обществе (на что изъявили свое согласие: Тимофей Постников 13 , Василий Капустин 14 , Василий Романовский 15 , Михаил Богословский 16 , Иван Платонов 17 , Павел Знаменский 18 , Андрей Остроумов 19 и Яков Ласточкин 20 ), сделали (27-го февраля) предуготовительное собрание, на котором, по прочтении выбранного из постановлений описания должностей трех особенных членов Общества, по большинству голосов избраны были для старшего в Обществе Платон Доброхотов, для должности совещателя Петр Делицын, для должности производителя письменных дел Феодор Голубинский. Здесь оканчиваются все приготовления, предшествовавшие открытию Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 глава Конец 50-х и начало 60-х годов протекшего столетия, «время освободительных» реформ императора Александра 2, были чрезвычайно оживленным, даже, можно сказать, бурным временем нашей новой истории. Над Россией воссияла заря новой, лучшей жизни, которую с восторгом приветствовало все русское общество. Но в то же время обнаружилась и вся неподготовленность к ней этого общества. Освободившись от разных тягостных сдержек только лишь минувшего строгого времени, наша передовая интеллигенция, как раб, вырвавшийся из оков, ударилась во все крайности либерализма и нравственной распущенности. Девиз того времени – «прогресс» – сделался боевым ясаком всех передовых людей и получил среди них особенное, специфическое значение всяческой ломки старых государственных и общественных устоев. Материалистические и революционные идеи открыто проводились в журналах, проникали во все слои грамотного общества от учеников средних, даже низших школ до высокопоставленных правительственных сановников, пропагандировались даже среди простого народа. От усиленного распространения отрицательных учений едва ли не более всего доставалось отечественному православию, за которое некому было заступиться перед современной интеллигенцией, потому что естественные его защитники, представители церкви, потеряли тогда свой последний авторитет, явились людьми отсталыми и даже враждебными модному прогрессу, да, кроме того, застигнуты были новым прогрессивным движением совершенно врасплох и не могли сразу к нему приспособиться. Наша богословская наука и все вообще церковное учи­тельство держались до сих пор очень изолированно от движения светской науки и от явлений действительной мирской жизни. Всячески соблюдая целость православия, богословская наука не допускала ни малейшего отступления от принятых догматических формул, определений и самых терминов не только установленных православною Церковью , но даже выработанных после, например, во время схоластики, и боязливо останавливалась пред всяким проявлением самостоятельной мысли и каким-нибудь новым выводом из тех же освященных давним церковным употреблением формул.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

I Восшествие на престол и характер Александра I. Отношение правительства к церковным делам. Сперанский. Состав высшей церковной администрации. Первые обер-прокуроры Синода. Кн. Голицын. Новые члены Синода. Начало преобразований в духовенстве. Комитет 1808 г. Комиссия духовных училищ. Духовно-учебный капитал. Возвышение Феофилакта Русанова . Филарет Дроздов . Его отношения к митрополиту и Феофилакту. Ослабление силы последнего. После крутого царствования императора Павла I восшествие на престол Александра I (12 марта 1801 г.) встречено было с живейшим восторгом во всех слоях русского общества. Новый государь был воспитанник благородного республиканца Лагарпа, был любимый внук Екатерины Великой, царствование которой теперь рисовалось в дали прошлого одними только светлыми чертами своего гуманного и либерального характера; а слова первого манифеста Александра прямо гласили, что он будет царствовать по законам и сердцу мудрой своей бабки, и, следовательно, прямо обещали конец всем суровостям и восстановление правления гуманного и либерального. О личности нового государя записки современников отзываются с единодушным и каким-то страстным увлечением, как о личности в высшей степени обаятельной, каком-то ангеле во плоти. Его ласковость, нежное сострадание ко всякому несчастному, признание человеческих прав в каждом человеке, как бы низко он ни был поставлен, простота частной жизни, поэтическая любовь к природе, глубокое отвращение от испорченных нравов двора, искреннее стеснение пред своим собственным величием и положением неограниченного монарха страны – все это показывало друзьям свободы, что они дожили до полного осуществления поэтических благожеланий Державина, когда-то приветствовавшего рождение порфирородного отрока словами; «Будь на троне человек». Государственное направление Александра выработалось среди противоположных и сильных впечатлений его юных лет, сначала впечатлений крайнего революционного движения в Европе конца XVIII в., потом впечатлений таких же крайностей монархической реакции прошлого царствования. Он вынес из этих впечатлений одинаковое отвращение от тех и других крайностей, стремление к их взаимному примирению и самоограничению, многосторонние, примирительные убеждения, осуществление которых мечтал найти в конституционном строе государства. Для большинства заурядных людей такая многосторонность убеждений непонятна, понятнее направления односторонние, прямолинейные; от того современники и считали его – одни опасным для монархий либералом, другие напротив врагом свободы, консерватором, представителем абсолютизма власти, третьи – человеком двойственным, колеблющимся на ту и другую сторону, или же слабым, поддающимся разным влияниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Знаменский храм села Осино-Гай 14 августа 2019 г. 15:50 Протоиерей Александр Каратеев: Только через покаяние можно что-то изменить в себе Протоиерей Александр Каратеев - один из старейших клириков Уваровской епархии. В этом году ему исполняется 75 лет. Так сложилась жизнь, что уже 34 года он настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» села Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области. Он известен тем, что в начале ХХ века в нем служил родной дед героя Советского союза Зои Космодемьянской — священник Петр Космодемьянский. А семь лет назад отца Александра благословили на послушание епархиального духовника. Редакция поздравляет отца Александра с юбилеем и желает духовных сил и благодати Божией в его служении. Накануне своего Дня рождения отец Александр согласился ответить на вопросы нашего корреспондента. Дед Зои Космодемьянской  - Ваше Преподобие, что Вам известно о служившем в Знаменском храме дедушке Зои Космодемьянской? Какова на самом деле причина его смерти, кто его убил - белые или красные? Действительно ли он поддерживал выступления против большевистской власти?   - Когда я приехал служить в Осино-Гай, мне посчастливилось застать людей, которые помнили священника Петра Космодемьянского. Одна из них, монахиня Александра (в миру Антонина Михайловна Епихина), была прихожанкой нашего храма. Мать ее стала свидетелем тех событий. Антонина Михайловна с детства ходила в церковь и даже претерпела за свою веру от власти: ее хотели посадить в тюрьму. Не помню, какие причины для этого нашли, но милостью Божией обошлось. Хотя ей пришлось какое-то время прятаться. А отца ее за то, что он был причастен к Церкви, расстреляли. Мать монахини Александры рассказывала: отца Петра односельчане предупреждали, что за его резкие выступления в защиту сохранения нравственной чистоты и преданности Церкви с ним могут расправиться. А он говорил: «Какой я буду пастырь, если я буду бояться!». В 20-е годы прошлого века у нас тут поднялось народное восстание, теперь его называют Антоновщиной, и в Васильевке, что здесь неподалеку, крестьяне тоже взбунтовались. Из Кирсанова через наше село Осиновые Гаи шел отряд для подавления этого бунта.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). А. Московская митрополия Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной В половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, успешно возрастала в своих пределах, украшалась внешним благолепием и вместе с государством, которое, успокоившись от внешних и внутренних бед, начало стремиться к усвоению плодов западной цивилизации, обнаружила внутри себя замечательное просветительное движение. В конце XVI века она возвысилась до степени самостоятельного патриархата. 1.Распространение веры В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский Мы видели, что владычество татар остановило успехи христианства на границах Казанского царства. Но, минуя татарские земли, христианство не переставало распространяться в Пермском крае. Его успехи сделались особенно заметны после покорения Перми, с 1472 года. Но еще долго церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что само пермское духовенство не отличалось надлежащей ревностью к вере. В 1501 году митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь; из его послания к пермичам видно, что незаконные браки, нарушение церковных уставов, даже открытое служение кумирам были обыкновенными явлениями в Перми и теперь, 100 лет спустя после проповеди святого Стефана. После завоевания Перми важной эпохой для всего края было поселение здесь Строгановых; кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению монастыри Пыскорский и Соликамский. Из Пыскорской обители вышел просветитель пермских вогулов и остяков Трифон Вятский. Проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься; крестились даже семейства остяцкого и вогульского князей. Потом Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет, продолжая свою проповедь до тех пор, пока его не прогнали соседние жители. После этого он ушел в Вятку, где основал Успенский монастырь (1580 г.), но, по неудовольствию братии на его строгость, скоро удалился и отсюда. С тех пор он вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки. Уже в глубокой старости он снова воротился в свою вятскую обитель, где и скончался в 1612 году. К концу XVI века, с покорением Сибири, христианству проложена была дорога и в эту обширную страну. Христианство на северном Поморье

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Период II. От нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси до разделения Русской митрополии (1237–1461 гг.) 1.Бедствия церкви и распространение веры Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни В 1237–1240 годах Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества; народонаселение их было вырезано; церкви и монастыри разрушены или осквернены. Во Владимире погибли епископ Митрофан и все семейство великого князя Юрия Всеволодовича. Сам Юрий пал за веру и отечество на берегах Сити. Его племянник Василий Константинович ростовский попал в плен к варварам и погиб мученическою смертью за то, что не хотел отречься от православия. Потом в южной Руси разрушены Переяславль, Чернигов, Киев, города волынские и галицкие. В Киеве погибли его главные святыни – Софийский и Десятинный храмы; Печерская обитель была разрушена, монахи ее разбежались по лесным дебрям и пещерам. Краса Русской земли, стольный город великого князя и митрополита обратился в ничтожное местечко, в котором насчитывалось всего около 200 домов. Общее бедствие обрушилось, впрочем, не с одинаковой тяжестью над той и другой половиной Руси. Северо-восточная Русь была опустошена менее; когда страшная буря пронеслась, она снова поправилась, благодаря умной деятельности своих князей. Южная же Русь обращена была в сплошную пустыню; кроме того, монголы и после ее опустошения продолжали кочевать по ее степным окраинам и были постоянной грозой для ее народонаселения. Вследствие этого земледельческое и промышленное население ее массами потянулось на север. Русская историческая жизнь отступила в область Волги, завязала для себя новый центр, вместо южного Киева, в Москве и стала развиваться здесь уже в новом направлении. Сюда же передвинулось и средоточие церковной жизни – русская митрополия. Главным поприщем церковно-исторической жизни сделалась Великороссия, что не могло не иметь сильного влияния на ход церковной истории, как вследствие новых особенностей государственной истории на новом месте, так и вследствие особенностей самого великорусского народонаселения. Отношение к христианству монголов

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Период IV. Московское патриаршество (1589–1700 гг.) 1.Церковное управление История учреждения патриаршества в Москве В 1589 году Русская церковь достигла полной самостоятельности, будучи организована в виде особого патриархата. На практике она жила самостоятельной жизнью еще со времени митрополита Ионы. Союз ее с восточной церковью выражался в одних вспомоществованиях страждующему востоку, за которыми едва не каждый год приезжало в Россию по нескольку духовных лиц от восточных иерархов, а также из афонских, палестинских, египетских, сербских и других монастырей. Но оставалась еще номинальная зависимость русского митрополита от патриарха. Теперь и она оказалась уже неуместной, так как Россия стала могущественной державой, а патриарх был подданным турецкого султана. К этому присоединилось еще подозрение касательно целости православия в Греции, доходившее до того, что около 1480 года в архиерейскую присягу внесено было обещание, против которого в свое время восставал Максим Грек – не принимать от греков никого ни на митрополию, ни на епископии. В 1586 году прибыл в Москву за милостыней антиохийский патриарх Иоаким; это был первый случай приезда в Москву одного из патриархов. Воспользовавшись его приездом, царь Феодор на совете бояр и духовенства предложил решительную мысль, нельзя ли при посредстве приезжего святителя устроить на Москве собственный престол патриаршеский. Мысль эта была всеми одобрена и об исполнении ее было положено снестись с патриархом. Иоаким тоже одобрил ее, но заметил, что для исполнения ее нужно согласие всех восточных патриархов, и при отъезде из Москвы обещал постараться об этом деле, предложив о желании царя собору восточной церкви. Летом 1588 года прибыл в Москву сам константинопольский патриарх Иеремия, и русское правительство поспешило воспользоваться его приездом для более решительной постановки вопроса о русском патриаршестве. Быть патриархом в Москве сначала предложили было самому Иеремии. Но при этом взяли в расчет и крайнее неудобство иметь патриархом грека, к которому относились недоверчиво, который к тому же не знал ни русского языка, ни русских обычаев; с другой стороны – ни царю, ни Годунову, который правил всеми делами, не хотелось отстранять от себя наличного первосвятителя Русской церкви, митрополита Иова, к которому они оба чувствовали полное доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010