Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛУДКОВ Сергий Алексеевич (7.07.1909, Москва - 30.01.1984, там же), свящ., духовный писатель, деятель правозащитного движения. Из купеческой семьи, отец был церковным старостой в Софийской ц. в Замоскворечье. Окончил 7 классов средней школы. В юности примкнул к обновленчеству , посещал московский Заиконоспасский мон-рь, ставший в 20-х гг. XX в. центром «Союза церковного возрождения» , общался с его руководителем бывш. еп. Антонином (Грановским) . Учился в обновленческой Московской духовной академии (по др. сведениям, в обновленческом Ленинградском богословском ин-те). С 1930 г. работал в различных строительных организациях десятником, техником-нормировщиком. В 1933-1935 гг. техник, старший экономист сметного отдела на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1941-1945 гг. старший бухгалтер Мостотреста Наркомата путей сообщения, участвовал в возведении мостов на Енисее, Куре, реках Урала. Осенью 1945 г. оставил светскую службу, став псаломщиком Знаменского храма в пос. В. Тагил (с 1966 город) Свердловской обл. 22 мая 1946 г. рукоположен Свердловским еп. Товией (Остроумовым) во иерея целибатом. Служил 3-м священником Всехсвятского храма в Свердловске. С 1948 г. настоятель верхнетагильской Знаменской ц. В 1952 г. поступил в 3-й класс Ленинградской ДС, к-рую окончил в 1954 г. В том же году назначен настоятелем храма во имя свт. Николая в Любятове (ныне в черте Пскова). 10 янв. 1956 г. уволен за штат. 24 апр. того же года возобновил служение в кафедральном Успенском соборе Смоленска, затем с 15 мая 1957 г. служил в храмах г. Венёва Тульской обл., с 14 нояб. 1958 г.- в храмах г. Вел. Луки Псковской обл. Свящ. Сергий Желудков. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. Свящ. Сергий Желудков. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. В 1958 г. подал в Календарно-богословскую комиссию при Московской Патриархии, к-рую возглавлял Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) , рукопись «Литургические заметки» с изложением своих взглядов по вопросам языка богослужения, проповеди, церковной музыки и др.

http://pravenc.ru/text/182221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Фомич Сиков (1873, Вятская губ.- 27.06.1918, пос. Невьянский Завод, ныне г. Невьянск Свердловской обл.), сщмч. (пам. 14 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил полугодичный курс вятской центральной противораскольнической миссионерской муж. школы, предназначенной для обучения взрослых (от 25 до 35 лет) грамотных крестьян, получивших начальное образование или самостоятельно овладевших грамотой. С 1907 г. служил псаломщиком. Был рукоположен Вятским и Слободским еп. Филаретом (Никольским) во диакона. 9 сент. 1912 г. назначен на вакансию псаломщика в Иоакинфовскую ц. при поселке Висимо-Уткинского завода Верхотурского у. Пермской губ. 24 марта 1914 г. И. определен священником в Знаменскую ц. при поселке Верхнетагильского завода (ныне г. В. Тагил). 3 апр. того же года в Крестовоздвиженской ц. архиерейского дома Екатеринбургским и Ирбитским еп. Серафимом (Голубятниковым) рукоположен во иерея. И. наставлял и окормлял прихожан и паломников, которых в праздничные дни собиралось более 300 чел. В храме находилась издревле чтимая чудотворная икона Божией Матери «Знамение», именуемая также «Новгородская». В поселке проживало большое количество старообрядцев, чтивших чудотворную икону Божией Матери. К приезду И. в местной церковноприходской школе по причине плохой подготовки учащихся не проводили выпускных экзаменов, из-за отсутствия казенного ассигнования все учителя трудились бесплатно. И. был вынужден закрыть школу. Еп. Серафим объяснил И. важность работы церковноприходской школы в населенном старообрядцами поселке и упрекнул его в недостаточности принятых мер к ее сохранению. Объяснив причины, по к-рым школа была закрыта, И., возможно, удалось привлечь дополнительные средства к возобновлению деятельности церковноприходской школы. 27 нояб. 1914 г. за богослужением в Знаменском храме еп. Серафим в слове к прихожанам указал лишь на один недостаток - отсутствие своего хора (на архиерейской службе в храме пели приглашенные певчие), «впрочем у вас этот недостаток искупается усердием, с каким вы прославляете Божию Матерь» (Екатеринбургские ЕВ. 1914. 49. Отд. неофиц. С. 1096).

http://pravenc.ru/text/578425.html

В Верхнем Тагиле возрождают традицию Крестного хода с чудотворной иконой Екатеринбург, 8 июля 2004 г. В городе Верхний Тагил почти два столетия пребывает святыня всей Православной Церкви - чудотворная икона Пресвятой Богородицы " Знамение-Верхнетагильская " . В минувшие выходные жители Верхнего Тагила впервые возродили традицию Крестного хода с иконой из города в город, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Кем и где написан этот чудотворный образ, история умалчивает. Известно лишь, что иконе более 350-ти лет. Устные предания донесли до нас, что великая святыня оказалась в Верхнем Тагиле благодаря тому, что так пожелала Сама Божия Матерь. Пребывает икона в Знаменском храме с самого момента его открытия, с 1753 года, и все это время притекают к ней православные уральцы. Как рассказал священник Сергий Седин, настоятель Знаменского храма, г. Верхний Тагил, до революции верхнетагильцы свято почитали чудотворную икону. Желали приложиться к ней и жители множества городов и сел, расположенных поблизости. Потому Крестные ходы с иконой совершались каждый год - со времени святой Пасхи до сентября. Молитвенные шествия были запрещены в конце двадцатых годов богоборческой властью... Но традиция возродилась. В минувшие выходные благодатный Крестный ход вновь вышел из Знаменского храма. Множество чудес совершалось за время таких крестных ходов. Все они тщательно собирались и записывались. Как-то в Невьянском заводе случился необыкновенный падеж скота. Тогда жители вспомнили о святой иконе и пожелали ее принести. По теплым молитвам перед чудотворным образом падеж скота прекратился. Но сколь Божия Матерь благотворила почитающим ее святой образ, так же сурово она наказывала тех, кто проявлял небрежение к святыне. Вот что мы можем прочитать о рабочих Верхнейвинского завода, по лености не пожелавших в один из годов участвовать в Крестном ходе. На другой день завод выгорел. С тех пор жители Верхнейвинска приносили чудотворный образ в Верхнейвинск и уносили обратно в Тагил уже с огромным благоговением и страхом Божиим.

http://pravoslavie.ru/10405.html

Верхний Тагил. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Знаменская церковь в Верхнем Тагиле была построена в 1861 году в псевдорусском стиле. Храм поставлен на месте деревянной церкви в честь пророка Ильи середины XVIII века. В 1753 году была построена деревянная Знаменская церковь, которая в 1861 году была уничтожена пожаром. В храме находится почитаемая чудотворная икона Богоматери «Знаменье». В советское время церковь не закрывалась. Основу композиции составляет четверик, перекрытый крупным куполом на граненом световом барабане. Кроме того, по сторонам от центрального барабана поставлены малые декоративные барабанчики с главками. С востока к храму примыкает прямоугольная в плане апсида. Боковой фасад завершается фронтоном. С запада композицию продолжает трапезная и примыкающая к ней двухъярусная колокольня, завершенная шпилем. К колокольни пристроен небольшой четырехколонный портик с лестницей, ведущей в храм. Объемы прорезаны арочными окнами, обрамленными фигурными наличниками. Фасады основного объема завершаются зубчатым карнизом. По углам поставлены пилястры. Ныне существующий в Верхнем Тагиле храм каменный, однопрестольный, второй по времени, был заложен в 1859 г., а освящен только 22 ноября 1876 г. Первый храм был сооружен в 1752 г. и в следующем 1753 г. освящен. Храм этот сгорел в сильный пожар, бывший 18 мая 1861 г., когда выгорела большая половина Верхне-Тагильского завода (селения) и даже сами заводские фабрики. Богослужение после пожара с 1861 г. до окончательного сооружения теперешнего Знаменского храма в 1876 г. совершалось во временно устроенной в 1861 г. церкви в честь св. пророка Илии, в заводской каменной конторе с деревянным алтарем, куда после пожара были помещены оставшиеся иконы и уцелевшее церковное имущество. Достопримечательностью Знаменского храма является древнечтимая икона «Знамения Божией Матери», именуемая «Новгородской», каковая с незапамятных времен ежегодно и не раз в лето с особенным торжеством износится в окрестные заводы и пребывает в каждом из них от 1 до 3 недель.

http://sobory.ru/article/?object=01215

В Нижнетагильской епархии прошел круглый стол «Церковь и город: служение общему благу» 27 марта 2021 г. 13:40 26 марта 2021 года в духовно-просветительском центре Нижнетагильской епархии состоялся круглый стол «Церковь и город: служение общему благу». В нем приняли участие епископ Нижнетагильский и Невьянский Алексий , глава города Нижний Тагил Владислав Пинаев, руководители профильных управлений администрации и представители епархии. Обсуждая итоги реализации соглашения о сотрудничестве между администрацией города и Нижнетагильской епархией, стороны отметили, что в минувшем году удалось реализовать ряд перспективных проектов. «Хочу адресовать слова признательности и благодарности главе города Нижний Тагил Владиславу Юрьевичу Пинаеву за конструктивную и плодотворную работу, — сказал епископ Алексий. — Одним из самых ярких событий прошлого года стал епархиальный этап Знаменских образовательных чтений, прошедший в Нижнем Тагиле и объединивший более тысячи участников». Глава города отметил, что данное сотрудничество имеет вполне реальные результаты. «В 2020 году было практически завершено строительство здания духовно-просветительского центра. Сейчас осталось вдохнуть жизнь в это здание и сделать его по-настоящему центром образования, просвещения и воспитания как подрастающего поколения, так и взрослого населения», — сказал Владислав Пинаев. Мэр подчеркнул, что сотрудничество будет продолжено и впереди много знаковых событий. В частности, это возведение памятника святым благоверным князю Петру и княгине Февронии в парке Народный, строительство часовни в районе дворца культуры «Юбилейный», где ранее была усыпальница представителей рода Демидовых. Владислав Пинаев поддержал идею популяризации основ православной культуры в образовательных учреждениях города. В проекте резолютивной части круглого стола стороны отметили несколько пунктов. Это продолжение сотрудничества в рамках заключенного соглашения, определение плана действий на будущий период, а также разработка мероприятий по комплексной помощи людям без определенного места жительства. В частности, Нижнетагильская епархия готова организовать столовую и временный приют для бездомных, когда для этого будет найдено подходящее помещение. Нижнетагильская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) июня Священномученик Иосиф Сиков Священномученик Иосиф – Иосиф Фомич Сиков – родился в 1873 году ; в 1907 году он окончил миссионерскую школу  и через несколько лет был рукоположен во диакона и служил в Иоакинфской церкви Висимо-Уткинского завода Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии . В 1914 году диакон Иосиф был рукоположен во священника к Знаменской церкви Верхнетагильского завода Екатеринбургского уезда Пермской губернии , расположенного «при верховье реки Тагила, по восточному склону Урала, между двумя его горными разветвлениями, в 80 верстах... от Екатеринбурга. Окружающие завод и покрытые густым хвойным лесом горы, – писали о тех местах современники в начале ХХ века, – с их причудливыми формами и разветвлениями, и река Тагил, как бы перерезывающая селение на две половины – одну низменную, другую возвышенную, делают местность живописной. Первыми поселенцами завода, подобно всем уральским заводам, были люди ссыльные и раскольники, бежавшие в Уральские горы и леса с целью укрыться от преследования правительства. Нуждаясь в рабочей силе, строители всех уральских заводов охотно пользовались этими гонимыми людьми – тем более что они в большинстве оказывались отличными работниками» . Первый храм здесь был построен в 1753 году, но после пожара в 1861 году, когда выгорела большая часть селения и самого завода, был сооружен каменный Знаменский храм, в котором чтимой святыней была икона Божией Матери «Знамение», сохранившаяся от пожара. С этим образом несколько раз в году торжественно совершались крестные ходы в соседние села, в каждом из которых икона пребывала от одной недели до трех. Всех прихожан в начале ХХ века было около пяти тысяч человек. Здесь и совершал службы и жил отец Иосиф со своей большой семьей (детей у него было восемь человек) , здесь и принял мученическую кончину – он был расстрелян безбожниками-большевиками 14   июня 1918 года. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Июнь». Тверь. 2008. С. 202-203 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/490/iosif/

Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему красоту. Внутри храм имеет три алтаря, из которых средний во имя Николая Чудотворца выступает вперед и имеет полукруглый иконостас. Главный свод среднего купола поддерживается четырьмя колоннами. Карнизы, лепные украшения и удобство внутреннего расположения храма свидетельствуют об усердии его строителей. При своем изяществе Быньговский храм отличается прочностью. В фундаменте его под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 т), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа. Особенной прочностью отличается колокольня: вся внутренняя часть ее состоит из чугуна и железа, крыша храма первоначально была из кованого листового железа. По данным 1819 года - это был единственный по такой архитектуре и прочности храм на Урале. Внутри храм был расписан еще при освящении. В 1819 году был освящен северный придел в честь Успения Божией Матери, при этом храм был разделен на две части. Новый придел был отделен от главного сплошной стеклянной рамой и сделан теплым. Главный же храм был холодный, неотапливаемый, поэтому богослужение в нем совершалось летом. С течением времени произошло обветшание храма, и в 1856 году при содействии епархиального начальства владельцы невьянских заводов ассигновали на ремонт 2251 рубль серебром. Тогдашний местный священник Николай Варушкин принял на себя должность строителя, и с апреля 1857 года началось обновление храма снаружи и внутри. С трех сторон храма вместо деревянных устроены каменные крыльца с парапетами. Крыша на храме поправлена и выкрашена малахитовой краской. Внутри убрана стеклянная перегородка между приделами, и храм заново перештукатурен и сделан теплым. Сделан новый узорчатый пол, заменены оконные рамы. В 1857 году тщанием прихожан устроен большой запрестольный крест с предстоящими. Успенский придел вновь устроен и освящен 25 января 1858 года. В 1860 году главный Никольский иконостас обложен резьбой и позолочен и 10 октября 1860 года освящен. В 1862 году в куполе устроена баллюстрада (перила) для певчих. В этом году весь храм был вымыт снизу до верху, ввиду ожидаемого приезда архиепископа Пермского Неофита. Еще ранее в 1852 году вокруг храма устроена ограда в виде звезды с тремя воротами. В 1862 году на деньги прихожан был устроен южный придел и 30 января 1863 года освящен в честь Сретения Господня. Наиболее почитаемые иконы: икона Николая Чудотворца, писанная при основании храма, перед ней читается акафист Святителю. Другая икона - Знамения Божией Матери - является списком Знаменской иконы, хранящейся в одноименной церкви г. Верхний Тагил. С этой иконой каждый год совершался 14 августа крестный ход в село Быньги в память прекращения падежа скота после обхождения села с этой иконой. Установлено празднование епархиальным начальством в 1809 году.

http://sobory.ru/article/?object=01239

В дер. Воробьях прихода Верхне-Тагильской церкви имеется деревянная часовня в честь Успения Божией Матери, построенная и освященная в 1900 г. Прихожан 2448 душ муж. пола и 2544 жен. пола. Для членов причта имеются церковные дома. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. В 1859 г. на средства заводовладельцев Стенбок-Фермор заложена Знаменская церковь, каменная, однопрестольная. Освящена в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» 22 ноября 1876 г. В советское время не закрывалась. В храме находится святыня православной церкви - чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение-Верхнетагильская», способствующая исцелениям от болезней. Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» находится в Знаменской церкви г. Верхнего Тагила (как повествует предание – со времени его открытия в 1753 г., когда церковь была деревянной). Образ очень почитаем среди православных верующих Среднего Урала. Чтимый чудотворный образ Божией Матери помещён у левого клироса, на аналое, под стеклом. Икона украшена многочисленными драгоценными дарами от получивших исцеление по молитвам ко Пресвятой Богородице благодарных верующих. Иконографическое изображение Богоматери – Оранта (с воздетыми в молитве руками). На груди Божией Матери, в медальоне – изображение Богомладенца, Который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Вверху с правой стороны от лика Божией Матери изображение херувима, с левой – серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и бесследно исчезла. Святой образ, явившийся в 1709 г., находился в собственности местного жителя Саввы Медведева до 1753 г., а затем был передан им во вновь построенный Верхнетагильский Знаменский храм. Этот храм сгорел 18 мая 1861 г., однако икона Пресвятой Богородицы осталась неповрежденной в огне, и в 1876 г. она была перенесена во вновь отстроенный каменный Знаменский храм, в нём она и пребывает по сей день. Об особом почитании святого образа свидетельствуют крестные ходы, собиравшие большое количество богомольцев и совершавшиеся в течение всего лета. Крестные ходы с чудотворной иконой проходили до конца 20-х г.г. ХХ в. и прекратились с установлением в краю советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=01215

«Знамение» Верхнетагильская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (?) (Знаменская ц., В. Тагил) «Знамение» Верхнетагильская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (?) (Знаменская ц., В. Тагил) Когда муж. мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове был возвращен РПЦ (1988) и архим. Авель был назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель и она стала одной из главных ее святынь. Икону украсили ризой золотого шитья. В наст. время икона постоянно пребывает в Богословском соборе мон-ря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря и полагают на аналой посреди храма, где перед ней служится водосвятный молебен. С 1994 г. в течение 4 лет каждый вторник на подворье мон-ря в Рязани (ул. Кольцова, 10) совершались молебны перед Корчемной иконой Божией Матери «Знамение». Список иконы привозили для поклонения. После открытия в 1998 г. в Рязани 2-го монастырского подворья (Николо-Ямского храма) выполненный Шибаевым список пребывает там. В 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта икона внесена в список чтимых РПЦ чудотворных икон. Составлены акафист, молитва, тропарь, кондак, величание. Попечением архим. Авеля списки иконы направлены во мн. храмы Рязанской епархии. 10 дек. 2000 г. в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре был освящен надвратный храм в честь Корчемной иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицком монастыре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией. Икона, традиц. для образа «Знамение» иконографии, написана на доске (38,9×28,9 см) и представляет поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками; в медальоне Христос Еммануил держит свиток. Ист.: ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Св. 171. Л. 464. Рязанский исполком советов Р. К. и Кр. Депутатов. Выписка из протокола Президиума Моск. обл. Исполнит. Комитета 20 от 18 нояб. 1924 г. о закрытии ц. Симеона Столпника с целью использования под склад хлеба; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 390. Л. 53 об. Решение от 12.12. 29 г. о предоставлении здания ц.

http://pravenc.ru/text/199925.html

Окружающие завод и покрытые густым хвойным лесом горы, с их причудливыми формами и разветвлениями, и река Тагил, как бы перерезывающая селение на две половины – одну низменную, другую возвышенную, делают местность живописной. Первыми поселенцами завода, подобно всем Уральским заводам, были люди ссыльные и раскольники, бежавшие в Уральские горы и леса с целью укрыться от преследования правительства. Нуждаясь в рабочей силе, строители всех уральских заводов охотно пользовались этими гонимыми людьми, тем более, что они в большинстве оказывались отличными работниками. Ныне существующий храм, каменный, однопрестольный, второй по времени, был заложен в 1859 году, а освящён только 22 ноября 1876 года. Первый храм был сооружён в 1762 году, и в следующем 1753–м освящён. Храм этот сгорел в сильный пожар, бывший 18 мая 1861 года, когда выгорела большая половина завода, и даже самые заводские фабрики. Богослужение после пожара (с 1861 года) до окончательного сооружения теперешнего Знаменского храма (1876) совершалось во временно устроенной в 1861 году церкви в честь св. Пророка Божия Илии; в заводской каменной конторе с деревянным алтарём, куда после пожара были помещены оставшиеся иконы и уцелевшее церковное имущество. Достопримечательность Верхне-Тагильского Знаменского храма составляет древнечтимая икона «Знамения Божией Матери», именуемая «Новгородской», каковая с незапамятных времён ежегодно, и не раз в лето, с особенным торжеством износится в окрестные заводы, и пребывает в каждом из них от 1 до 3 недель. В деревне Воробьях прихода Верхне-Тагильской церкви имеется деревянная часовня, в честь Успения Божией Матери, построенная и освящённая в 1900 году. В заводе имеются два земских училища (муж. и жен). Прихожан 2 448 муж. пола и 2 544 жен. пола. Для членов причта имеются церковные дома. Верх-Нейвинский завод , основанный в 1762 году (Прокопием Демидовым), отстоит в 60 верстах от Екатеринбурга на северо-запад от него. Завод расположен по восточному склону Урала, в покрытой лесом местности, на берегах пруда и в верховьях реки Нейвы, от какового положения своего при этой реке и получил своё название.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010