Закрыть itemscope itemtype="" > «Этот Крестный ход превзошел все ожидания» Протоиерей Геннадий Беловолов о торжествах в честь 300-летия Александро-Невской Лавры 13.09.2013 1728 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , вчера в Петербурге прошли торжественные мероприятия, посвященные 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В частности, впервые после 95-летнего перерыва состоялся грандиозный крестный ход по Невскому проспекту от Казанского Кафедрального собора к Александро-Невской Лавре. Своими впечатлениями от торжеств поделился в интервью «Русской народной линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов . Состоявшийся Крестный ход, безусловно, можно назвать историческим событием, потому что он стал первым спустя почти сто лет после его запрета. Последний был в 1917-1918 году и понятно, что в эти годы он был уже без Царя, а в годы Первой Мировой войны он был немноголюдным в силу военного времени. И, по сути, самый большой Крестный ход в Санкт-Петербурге на праздник Александра Невского был в 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых. Знаменательно, что в год 400-летия Дома Романовых Крестный ход возобновлен. Когда я шел Крестным ходом по Невскому проспекту, смотрел на шествие духовенства, народа, оглядывался назад, то меня несколько раз посетило такое чувство, что я смотрю старую, дореволюционную хронику. Как будто ожили кадры архивной кинохроники, только удивляло, что все в цвете. Я, конечно, вспоминал подобные кадры Крестных ходов, но никак не думал, что самому придется участвовать в таком шествии. Это рубежное, поворотное событие. За год до своей смерти прп. Серафим Вырицкий в 1948 году высказал одно из последних своих пророчеств о том, что придет время, когда «из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру». Правда, в этом же пророчестве он предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, - говорил батюшка, - с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/13/et...

Когда было жестокое гонение на христиан и Господу было угодно прекратить его, Он явил высоко на небе крестное знамение Царю Константину, и вокруг Креста было написано: Сим побеждай. Тогда Константин сделал знамение Креста и сим знамением победил неприятеля. Вот Господь Крест нам дает и ограждает нас от всех бед, от всех зол и ограждает нас от князя мира сего – дьявола. Вот мы возносим знамение Креста, здесь, над Сан Франциско возносится Крест, чтобы охранять сей город, хранить каждого из нас. Крестзнамение победы Христа над дьяволом , знамение победы Христа над теми, которые восстают против Него. Крест – непобедимое оружие. Вот от ныне возносится Крест над нами. Осеняет град Сан Франциско. Это наше знамение. Это наше оружие против всех искушений, против всех бед, против всех напастей. Когда мы издалека увидим сияющий Крест над нашим собором, мы вспомним, что с нами Христос распятый, Христос Всемогущий. Христос – наш Спаситель. Когда придет в голову кому какое-нибудь недоброе чувство, то пусть, взглянув на Крест сей, испугается. И тогда, когда загремят страшные трубы и Христос появится на облаках, знамение Креста появится как знамение Христово, как знамение конца мира. Пусть озаряет нас Крест и в путешествиях, и когда мы находимся дома. Приезжая издалека и проходя мимо собора, будем взирать на Крест сей и исполнять крестное знамение Христа Господа, который за нас пострадал. Во дни и в нощи пусть Крест нам напоминает о Распятом. Пусть осеняет нас и дает помощь в делах наших здесь. Пусть творится слава Божия, а не исполнение наших похотей и прихотей. Пусть Крест осеняет всех приезжающих в Сан Франциско. Когда будет кто отплывать из Сан Франциско, то Крест сей да несет благословение на путешествие, когда люди будут на кораблях приезжать к городу, пусть Крестом их встречает Сан Франциско и будет благословение на них, чтобы благополучно и во славу Божию было их пребывание здесь. Осеняет Крест всех находящихся в городе, входящих и выходящих, и пусть он нам вечно напоминает о Христе, Который ради нас принял Крест Свой, поселился на небесах и хранит нас Крестом Своим. Возблагодарим Господа Бога, что дал нам Крест Свой. Возблагодарим Господа Бога и не будем забывать, что Крест есть и наше орудие и в то же время напоминание нам о Страшном Суде Господнем. Верую Господи, спаси нас Господи силой Креста Твоего, спаси нас и охраняй нас силой Креста Твоего, молитвами Богородицы и всех святых. Все мы объединились вокруг Христа своего, ибо сказал Господь: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

27. Что означает знамение? Св. Иоанн Дамаскин учит, что «не только крест Господень, но и самое знамение крестное на челе дадеся нам, якоже израильтянам обрезание: сим бо знамением мы верные от неверных различествуем распознаваемся» (Изл. вер.). Следовательно, показывает во-первых то, верующие во Иисуса Христа, а не язычники; во-вторых, слагая три перста образ Святой Троицы вознося чело, говорим: имя Отца, т. е. испрашиваем у Бога-Отца благих мыслей, так как мысли наши рождаются в голове; когда низводим сердце, Сына, Бога-Сына добрых желаний, желания происходят сердца; изображаем оное персех, то Святого Духа Бога-Духа исполнения на деле этих желаний. Вот важно знамение! После сего спрашивается: надлежит изображать себе? Древние христиане крестное знамение всегда и везде употребляли с великою верою и глубоким вниманием, как свидетельствует Тертуллиан , христианский учитель, и святой Кирилл (Терт. кн. о кор. гл. 2; св. Кир. огласит. поуч. 12). А ныне святая православная церковь с сокрушением видит во многих из чад своих ослабление веры в истинное крестное знамение и употребление оного без внимания и благоговения. «Многие незнающие, – говорит св. И. Златоуст, – желая изобразить на себе знамение креста, махают по лицу своему рукою: таковые напрасно трудятся: ибо они, не делая правильно креста на лице своем, сим маханием бесов радуют. А если кто крестится правильно, полагая руку свою на челе и на животе, на правом плече, и потом на левом, то Ангелы, взирая на изображение истинного креста на их лицах, веселятся; и Ангел Господень записывает также входящих в церковь Господню со страхом и верою. И если кто, пришедши в церковь, стоит со страхом, и с умилением творит поклонение образу Божию, то он получит отпущение грехов и милость Божию. Если же без страха, то таковой, больший грех получив, отходит. Потому и мы, вошедши в церковь , будем стоять со страхом, ожидая великой милости в сей век и в будущий от Бога. Ему же слава ныне и присно, и во веки веков 155 . Аминь. (Из «Пролога», апреля 18 дня).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Ангелина Малаховская Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения? В Избранное ( 17  голосов:  4.6 из  5) Отзыв о книге " Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения? " О книге А.Д. Малаховской " Чем объясняются целительные свойства святой воды, православной молитвы и крестного знамения? " Что нехорошего в том, если наука служит Богу? В идеале так оно и должно быть. Плохо, когда первая утверждает, что человек – мерило всех вещей, “звучит гордо”, и сам по себе работник в мастерской по имени Природа. Но ещё хуже те случаи, где исследователь Творца признаёт, однако, приписывает Ему те действия и слова, которые Бог не говорил или творил с точностью наоборот! Поэтому во все времена отцы Церкви призывали не мудрствовать лукаво, а быть очень осторожными в богомыслии. Так, св. Григорий Богослов утверждает, что не каждый, не со всеми и не во всякое время может рассуждать о догматах. В этом деле необходимы рассудительность и осмотрительность. Тем более, они нужны там, когда речь идёт об открытиях или исследованиях неизведанного. К сожалению, первооткрыватель в творческом порыве часто забывает о том, что не страстное желание сказать “в среде своей новое слово”, а стяжание Духа Святаго Божьего позволяют нам приблизиться к тайнам мирозданья. На наш взгляд мысли, изложенные в книге имеют в своей основе более оккультную, нежели святоотеческую подоплёку. Для удобства чтения цитируемые места из книги А. Д. Малаховской даны курсивом. Напрашивается вывод, что от святынь исходит Божественная сила, действие которой по природе своей скорее напоминает мгновенное действие лучистой энергии, только не с поражающим эффектом, а с исцеляющим (с. 3). Эту силу в Апостольской Церкви принято называть благодатию Святого Духа. К сожалению, со времени оного, в народе существуют поверья о “намоленных” иконах, местах или предметах. Так называемые “намоленные” предметы обладают мистической силой сами по себе. Авторы подобных утверждений забывают о том, что, например, не все люди исцеляются прикладываясь к чудотворным иконам. Из святоотеческой литературы и церковных проповедей мы знаем, что без должного благоговения причащающийся величайших святынь – плоти и крови Христа, может и заболеть, будучи здравым. К сожалению, основная мысль всей книги Ангелины Доминиковны – это здравие телесное, о духовном мало говорится. К тому же, Божия благодать не от святынь, а через них действует.

http://azbyka.ru/fiction/chem-obyasnyayu...

Стефанос Анагностопулос Скачать epub pdf Часть первая: Литургия оглашенных 1. «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» Это первое возглашение есть чудо! Это истина нашей православной веры. Оно отличается тремя составляющими: Первое: крестное знамение. Священник, говоря «Благословенно Царство…», совершает крестное знамение. Второе: возвещение догмата о Пресвятой Троице. И третье: провозглашение того, что это триединство Бога есть «благословенно(е) Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…». Давайте разберем три составляющих этого возглашения. Первое: со словами: «Благословенно Царство…» мы поднимаем Евангелие вверх и начертаем им знак Честного Креста над престолом и, собственно, над сложенным антиминсом. Без антиминса мы не можем совершать Божественную литургию. Это один из богослужебных платов, который освящается вместе с храмом. Обычно в него мы зашиваем частицы тех же святых мощей, что помещаются в основание престола при его освящении. С возглашением: «благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа.» все мы низко склоняем головы и ждем, чтобы нас осенило, подобно светлому облаку, благословение Триединого Бога, Царство Которого мы благословляем в возглашении. 15.  Один священник рассказывал, что видел когда-то, как у его старца на Афоне, в момент, когда он поднимал Евангелие, чтобы сказать «Благословенно Царство…», лицо озарилось невыразимой красотой. Его глаза, ясные и сияющие, стали как два безбрежных голубых моря. Его лоб и уста излучали ангельский свет… 35 Так склонив головы, мы, верные христиане, совершаем единожды крестное знамение, одновременно благодаря Бога. Так же мы должны всегда совершать крестное знамение: – когда произносится триединое Имя Бога: «Отца, и Сына, и Святого Духа», или «Отцу, и Сыну, и святому Духу», – когда упоминается имя Пресвятой Богородицы: «Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы» и в другие священные моменты. Второе: с «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» нам возвещается догмат о триединстве Бога и дело Божественного Домостроительства. Это дело является основанием всей Божественной литургии. Оно есть единое дело, начало и царство трех Лиц Святой Троицы. «По благоволению Отца и содействием Святого Духа Слово стало плотью», – утверждают отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Содержание статьи Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Вопросу о перстосложении для крестного знамения как-то особенно посчастливилось в нашей противо-раскольнической литературе. Из множества полемических сочинений против раскола, появившихся в течение свыше двухсотлетнего его существования, немного можно указать таких, в которых бы не было более или менее подробной речи и о перстосложении для крестного знамения. В последнее время вопрос этот подвергся особенно серьезной и тщательной разработке. Не говоря о значительном числе мелких статей и беглых заметок по этому вопросу, появившихся в наши дни в разных периодических изданиях 1 и книгах, 2 в недавнее время полемическая литература против раскола обогатилась, можно сказать, капитальными исследованиями по вопросу о перстосложении для крестного знамения. Опыт библиографического исследования о двуперстии, под заглавием «о Феодоритовом слове», священника московской параскевиевской церкви о. Иоанна Виноградова , ряд обширных и солидных исследований по тому же вопросу, напечатанных в «Православном Собеседнике» за 1869–70 годы, архимандрита (ныне епископа уфимского) Никанора, помещенные в «Братском слове» за 1875 год замечательные статьи: «правило Стоглава о двуперстии с исторической точки зрения» (кн. 1) преосвященного архиепископа литовского Макария, и «два примечательные свидетельства древности о перстосложении для крестного знамения» неизвестного автора (кн. 2), напечатанные в том же издании за прошлый год статьи: «заграничные раскольнические издания новейшего времени», в которой неизвестный автор критически рассматривает недавно изданное за границей, но написанное в Москве раскольническое сочинение под заглавием: «Собрание из разных книг святоотеческого писания о сложении перст на крестное знамение», и «замечания на статью: краткое показание о важности символа, образуемого двуперстным сложением, и о клятвах и порицаниях на оное, произнесенных греко-российской церковью» игумена Павла (кн. 1), – вот более других почтенные исследования по вопросу о перстосложении для крестного знамения, явившиеся в последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 21-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 21-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 59 зач., 11, 29—33 Когда же народ стал сходиться во множестве, Христос начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Когда народ сходится во множестве, Господь дает ответ тем, кто требует от Него знамения, удостоверяющего Его небесное посланничество. Как часто в Священном Писании в устах Господа слова «род сей» — суровое обличение неверия. Бог отказывается дать знамение этому роду лукавому, кроме знамения Ионы пророка. В отличие от Евангелия от Матфея знамение Ионы здесь не связано с его пребыванием во чреве морского чудовища, и потому — с Воскресением Сына Божия в утро Пасхи. Это знамение — призыв к покаянию, обращенный Ионой к ниневитянам — одному из самых жестоких языческих народов древности. Проповедь Ионы была услышана: царь и народ, сидя во вретище и пепле, отозвались на нее покаянным постом, в котором приняли участие даже животные. Подобным образом роду сему не будет дано иного знамения, кроме Сына Человеческого и Его проповеди. Есть одно только знамение — призыв к покаянию. Но не будем торопиться с выводами, будто Бог скуп на знамения. Притча о богаче и Лазаре ясно показывает, что кто не кается, слушая слово Божие, тот не покается, когда кто из мертвых воскреснет. Господь знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян. «Покайтесь — говорит Христос, — ибо приблизилось Царство Небесное». Его призыв к покаянию и чудо Крестной смерти и Воскресения — одно и то же знамение, прообразуемое Ионой пророком. И те, кто отвергает это знамение, пусть не ищет больше ничего, кроме собственной погибели. Ибо «Сын Человеческий и есть знамение для рода сего».

http://moral.ru/седмица-24-я-по-пятидеся...

1) Итак, и в том уже св. церковь виновна стала, по мнению Денисова, что священник, обручая брачущихся перстнем, который напред положен был (как требует и старопечатный Потребник) на св. престоле, воображает сим перстнем крест на брачущихся! Но сие действие оправдывается сказанным в Прологе марта 12, что без крестного знамения никакая тайна не совершается. Если крестному знамению усвояется такое значение в совершении таинств, то и в обручении брачущихся священник справедливо, с приглашением имени Св. Троицы, предограждает их знамением креста, и обвинять за сие действие св. церковь может разве только неверующий в крестную силу. А что об этом действии не говорится в старопечатных Потребниках, это не дивно, ибо в старопечатных Потребниках, изданных ранее 7147 (1639) года, не показано и стихов, с которыми священник должен подавать перстни обручающимся, которые уже потом в Потребнике 7147 года напечатаны. Здесь говорится: «Посем священник, взем перстни от святыя трапезы, подает златый убо мужеви, сребряный жене. И дая мужеви глаголет: обручается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Таже и жене дает, глаголя: обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь». Вот какие приглашения в чине обручения при подании перстней обручаемым, не находящиеся в прежде изданных Потребниках, внесены в напечатанный при патриархе Иоасафе Потребник. Если этих необходимых приглашений при обручении не находилось в изданных прежде 1639 года Потребниках, то удивительно ли, что в старопечатных Потребниках не упоминается и об осенении при сем обручаемых знамением креста? И можно ли за прибавленное патриархом Иоасафом наставление подавать обручаемым перстни с именем Святой Троицы обвинять его в нововнесении, а тем паче в ереси и делать за сие разделение с церковию? Такого обвинения и сам Денисов не сделал и не мог сделать: как же он дерзает обвинять св. церковь за изображение над брачущимися крестного знамения перстнями? Именуемые старообрядцы скажут: не за то Денисов обвиняет церковь, что на брачущихся совершается крестное знамение, но за то, что оно совершается перстнем, а не рукою с известным перстосложением? Ответствуем: в разных тайнодействиях знамение креста изображается различными относящимися к ним орудиями и веществами: к крещении при помазании елеем крест начертывается перстом, в миропомазании и елеопомазании – спицею, в омовении св. мира, совершаемом губою, губою же изображается крестное знамение. А когда обручальные перстни удостаиваются положения на св. престол и с преподанием их приглашается имя Святой Троицы, то почему же Денисову противно именно сим перстнем действуемое изображение крестного знамения?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

архимандрит Спиридон (Лукич) Сей труд архимандрита Спиридона (Лукича) появился как «Указания и примечания на руководство по Литургии» архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Погорского), ректора Саратовской духовной семинарии. Данная книга была написана в качестве рецензии на учебное пособие, поэтому в некоторых главах сохранен стиль обращения рецензента к автору, а также сохранены некоторые элементы дореформенной орфографии и богослужебные славянизмы» – прим. изд. Содержание О жертвеннике Примечание об агнце Правильный способ резания О просфорах Молитва за всех христиан     §1 . При входе в алтарь открывается глава и входящими с крестным знамением целуется священное изображение на двери. §2 . По входе в алтарь совершается перед престолом три поклона с крестным знамением: два – до, а третий – после целования и целование святого креста и святого престола. В действующей практике всегда, когда священнослужители прикладываются к престолу или к иконе, они вначале крестятся дважды, потом прикладываются, и в заключение ещё раз крестятся. «Крестятся» – термин неясный и неточный. Крестное знамение – это одно, а поклон – другое, и оба могут быть вместе не связаны. Например, крестное знамение, как только осенение себя им, без всякого поклона, совершается: при осенении нас крестом иереем или архиереем (как на многолетии, на «Призри с небесе, Боже…»), при пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея, при словах «Христос, истинный Бог наш…» (на отпусте), при словах «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…», при словах «Спаси, Боже, люди Твоя…» и прочее. При целовании иконы, престола, креста совершаются два поклона (какие положено, поясной или земной), затем следует крестное знамение, предваряющее самое целование, после же целования – третий поклон. Только крестным знамением осеняют себя (однократным и без поклонов), входя первый раз за данною службою или данным пребыванием в храме, в алтаре, целуя священное изображение на двери алтаря, причём монашествующие снимают клобуки (не столько ради лобзания дверной иконы, сколько ради вхождения во Святое Святых). «…В алтарь входя, всегда прежде главу открыв, вниди…» («Известие учительное»), где и подобает пребывать только «откровенною главою» в знак особого благоговения. По узаконенному обычаю, это не распространяется на митру, которая истолковывается как украшение, а не как покровение главы; в чём, конечно, нельзя не видеть некоторой натяжки. Ещё Симеон Солунский вынужден был подыскивать оправдания для начавших входить в употребление митр, из чего видно, что это смущало верующих, видевших в этом нарушение апостольского предания. Но мы и митрами не удовольствовались: попы, со времён Императора Павла Первого, эту натяжку натянули и на свои, пожалованные им Их Величеством, камилавки…

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010