В этом году мы празднуем 70-летие битвы на Курской дуге. Это событие без преувеличения эпохальное. Историки именуют битву завершением коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне. Благодаря ей были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Восточная Украина, Смоленщина, а Италия вышла из войны . Битва длилась 50 дней: с 5 июля по 23 августа 1943 года. Апогеем битвы стало танковое сражение под Прохоровкой 12 июля. Сегодня 70 лет со дня знаменитого сражения. Что значила Курская битва с военной точки зрения? Во-первых, это сосредоточение максимума сил с обеих сторон – по миллиону бойцов, две тысячи танков с немецкой стороны, около трех тысяч танков с нашей, две тысячи с небольшим самолетов и у немцев, и у Красной Армии. Это величайшее танковое сражение, когда под Прохоровкой 12 июля столкнулось 1200 машин с обеих сторон. Это небывалое напряжение сил и средств, людских нервов, небывалое народное страдание. Вспоминает участник танкового сражения герой Советского Союза Григорий Пенежко: «В памяти остались тяжелые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Я видел молодого лейтенанта, наполовину сгоревшего, повисшего на броне. Раненый, он не мог выбраться из люка. Так и погиб. Не было никого рядом, чтобы помочь ему. Мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление: пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшиеся из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били их из пистолетов, схватывались врукопашную. Помню капитана, который в каком-то исступлении забрался на броню подбитого немецкого “тигра” и бил автоматом по люку, чтобы “выкурить” оттуда гитлеровцев. Помню, как отважно действовал командир танковой роты Черторижский. Он подбил вражеский “ тигр ”, но и сам был подбит. Выскочив из машины, танкисты потушили огонь. И снова пошли в бой».

http://pravoslavie.ru/62726.html

     Первое официальное упоминание о Курской Коренской ярмарке относится к 1708 году. По утверждению историков, до 1764 года она находилась в ведении Знаменского монастыря, а затем была «передана в казну». Императрица Екатерина II распорядилась построить для Коренской ярмарки каменный гостиный двор, однако это не помешало и в дальнейшем, по сути, торговому мероприятию ассоциироваться с крупнейшей духовной площадкой. В правительственных актах Российской империи за 1824 год Курская Коренская названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Макарьевской (Нижний Новгород) и Ирбитской (Уральской). Огромное число стекавшегося на ярмарку торгового и посадского люда, крестьян, мастеровых и ремесленников, великое разнообразие товаров, многомиллионные обороты (до 7 млн руб.) помогали характеризовать тогда Курск в целом как Южные торговые ворота России. Товары прибывали не только из различных уголков страны, но и из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии. А самыми заметными были конские торги, которые начинались за несколько дней до официального открытия ярмарки. Здесь закупали лошадей для армии и царских конюшен. Табуны в 4–5 тыс. голов сгоняли со всей Центральной России. Под стенами Знаменского мужского монастыря на площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, 20 трактиров, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Центром же Коренской стал Гостиный двор, построенный по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги, и просторная площадь, вмещавшая до 10 тыс. человек. Здесь же было освящено специальное место для чудотворной иконы «Знамение». За несколько дней до официального открытия ярмарки для ее устройства и управления в Коренную обычно переезжали городская дума в полном составе, полиция, пожарная команда. Тут же устраивалась больница, к которой из Курска командировались аптекарь и врач. Последний осматривал даже все питейные и съестные припасы. Для приезжего люда были выстроены сдаваемые в наем домики с навесами для экипажей.

http://pravoslavie.ru/88685.html

Сортировать по Исключить новости Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой Чудотворная Икона Знамения Божией Матери дала начало и существованию Коренной Пустыни, как построенной на месте Ея явления, а потому и историю обители прилично начать с сказания о явлении сей иконы, тем более, что и вся Курская область, обязана ей воссозданием, хранением и процветанием своего областного города. Курск принадлежит к числу древнейших городов Южной России. Он построен Вятичами, первобытными жителями этой страны, не позже столетия. Сохранилось несомненное свидетельство о том, что Курск и его окрестности были просвещены христианской верой одновременно с другими древними областями Русскими. Преподобный Нестор в житии пр. Феодосия Печерского повествует, что по переселении родителей его из Василёва в Курск (в первой половине XI века) Феодосий еще будучи отроком, в сем граде: «Божественного Писания в наказание учителю вдан бысть», и притом «по вся дни хождаше в церковь Божию» и вскоре «начать пещи просфоры и продаяти», чем и занимался более двух лет. Когда же мать благочестивого отрока хотела отклонить его от любимого занятия, он тайно «иде в ин град не долече сущи, и обита у прозвутера, и делаше по обычаю дело свое». Отысканный матерью и насильно возвращенный в Курск, он и здесь продолжал ходить по вся дни в Церковь Божию, а своим смирением и покорностью заслужил любовь властелина града, так что этот властелин «повеле ему, яко да пребывает у его церкви». Значит, Христианство уже существовало тогда в Курске и его пределах, а в самом Курске была даже не одна церковь . Феодосий пошел из Курска в Киев к пр. Антонию, когда ему исполнилось 23 года от роду, а это было по свидетельству летописей в 1032 году. Курск с самого покорения области Вятичей Киевскими князьями составлял часть Переяславского Княжения, столь знаменитого при Великих Князьях Всеволоде I и Мономахе. Первый известный по летописям «властелин Курска» был Изяслав Владимирович сын Мономаха, упоминаемый в летописях под 1095 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Курской Коренной пустыни 24 сентября 2009 г. 14:58 24 сентября, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Курскую Коренную пустынь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». По совершении Божественной литургии в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великое и радостное событие для всей земли нашей, для всего народа нашего. В Курскую Коренную пустынь вновь вернулась чудотворная икона «Знамение», которая в годы лихолетья покинула Отечество наше и была Путеводительницей для всего Русского Зарубежья. До 2 октября благочестивый народ будет молиться со слезами перед этим образом в месте его первоначального явления. А затем образ сей вновь вернется в Русское Зарубежье, чтобы быть духовной опорой для всех православных людей, которые по разным обстоятельствам живут вдали от Родины, чтобы перед этим святым образом возносилась молитва о стране нашей, о Церкви нашей, о народе нашем. Когда я сегодня при солнечном свете вошел в сию обитель и взглянул на возрожденную красоту, когда чудотворную Курскую икону «Знамение» вносили под своды этого храма, меня неожиданно поразила вот какая мысль: «А что все это означает? Зачем нужно было разрушать храм сей, уничтожать обитель, изгонять святой образ, когда все вернулось на круги своя и снова обитель сияет своей первозданной красотой и образ чудотворный здесь? Что же произошло в жизни нашего народа и что совершилось за то время, когда разрушена была обитель и когда она была вновь воссоздана?» Это тайна Божиего промысла, тайна воли Божией, и мы можем только отчасти прозревать смысл этой тайны. Но что еще удивило меня сегодня, так это рядовое апостольское чтение, которое выпало на этот день. Вот какие поразительные слова мы находим в послании апостола Павла к Ефесянам, в стихах первой главы: Бог открыл тайну воли Своей во Христе об устроении полноты времен, дабы все, небесное и земное, соединилось под Главою Христом (см. Еф. 1:9-10).

http://patriarchia.ru/db/text/748912.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ чудотворный образ, главная святыня Курской епархии. «Сказание...» Сведения о К. и. содержатся в памятнике рус. лит-ры XVII в. «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворныя иконы Пречистыя Богородицы; честнаго и славнаго Ея Знамения: иже нарицается Курския; и о чудесах Ея; и яко бы из давних лет» (опубл.: Буланин. 2004. С. 572-576, основная лит-ра; известно также под названием «Повесть о граде Курске»). Возникновение «Сказания...» связано с восстановлением Курска в кон. XVI в., с возрастанием славы его местной святыни в Смутное время и в 1-й пол. XVII в. при поддержке центральной власти. «Сказание...» распадается на 2 части: в 1-й излагаются история Курска с древнейших времен до времени его разорения при нашествии Батыя и обретения образа Божией Матери до его перенесения в Знаменский мон-рь в 1618 г.; во 2-й описываются чудеса от иконы в хронологической последовательности. Автором «Сказания...» был житель Курска, возможно монах Знаменского мон-ря ( Танков. 1891. 40. С. 747; Буланин. 2004. С. 574; Раздорский. 1997. С. 299), непосредственный свидетель нек-рых чудес, стремившийся к точности и достоверности в изложении событий. Повествование об иконе он предваряет замечанием о том, что «какие чудеса были прежде, никто не знает и узнать нельзя»,- и рассказывает только о чудесах, которые произошли недавно и имеют свидетелей. События отдаленные автор приводит с большой осторожностью. Так, он не называет точную дату обретения образа (появилась в кратких сказаниях и лит-ре XIX в.) и сообщает лишь, что это произошло после Батыева нашествия 1237 г. Восстановление Курска связывается в «Сказании...» с 1-м путешествием иконы в Москву в 1597 г., хотя оно началось раньше в связи с общими гос. мероприятиями по укреплению пограничных городов. Нек-рые приведенные автором события известны только по «Сказанию...» ( Платонов. 1913. С. 429-430).

http://pravenc.ru/text/2462319.html

IV. Настоящее состояние Обители А) Храмы и другие здания В Коренной Пустыне в настоящее время две церкви каменные, двупрестольные. 1) Соборная церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, холодная с приделом во имя Св. Иоанна Предтечи Господня в ряд с настоящей, с левой стороны, а в симметрии с этим приделом вместо иконостаса устроено особое место для помещения чудотворной иконы Знамения Божией Матери на время её нахождения в сей обители. История Храма: Нынешний храм уже четвертый на сем месте, со времени существования обители. Первый деревянный построен в 1597 году иждивением царя и великого князя Федора Иоанновича; он сожжен в 1611 году во время нахождения на Курскую область Крымских татар; второй деревянный же храм построен уже, по миновании «Литовского нашествия» настоятелем разоренной Коренной Пустыни, Игуменом Иосифом, который в 1613 г. сделан настоятелем (вновь устроенного для Чудотворной иконы в городе Курске) Курского Рождественского монастыря; церковь эта освящена в 1618 году, и как надобно полагать, в том же году был первый крестный ход с Чудотворной иконой, (тогда только что возвращённой из Москвы в Курск) из Курского Богородицкого монастыря в Пустынь, на место оной явления; чем положено начало сему благочестивому обычаю продолжающемуся до ныне, а также и начало Коренной ярмарке. Первый каменный храм с такою же трапезой и колокольней был построен в 1703 году, коштом строителя из дворян монаха Боголепа Сухачева, при архимандрите Пимене; освящен по благословению Преосвященнаго Авраамия, Митрополита Белградского и Обоянскаго. Простоял до 1852 года; а в сем году 1 июня при архимандрите Палладии II заложен нынешний соборный храм, который приведен к окончанию при архимандрите Серафиме и освящен в 1860 году: придел 15 мая, а настоящий 5 июня того же года Преосвященным Илиодором Архиепископом Курским и Белградскимским. Наружный вид Храма: выше было замечено, что храм по своему наружному виду имеет сходство с Благовещенской (конногвардейской) церковью в С.-Петербурге и следовательно принадлежит к тому стилю церковной архитектуры, который называется Византийской-Русским или по имени талантливого академика архитектора, создавшего несколько подобного стиля храмов в северной столице, Тоновским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

VI. Настоятели Коренной Пустыни А) Настоятели первого периода (1597 – 1618) Игумены 1) Первым Настоятелем Коренной Пустыни был Игумен Евфимий; пострижен в монашество из священников г. Рыльска, в мире именовался Георгием. Упоминается в рукописном сказании о явлении чудотворной иконы Знамения Божией Матери Курская в 1597 году. 2) Вассиан, 3) Давид, 4) Серапион: Упоминаются в одном из монастырских актов 1622 года, а именно: в деле о принадлежавшем исстари Коренной Пустыне Святом городище на реке Рати, в 15 верстах от Курска, при чем замечено, и что прежние игумены монастыря Пречистой Богородицы: Вассиан, Давид и Серапион, приходя из Пустыни (на урочище, что при реке Рати) рыбу лавливали и всяким угодьем владели. 5) Игумен Иосиф, упоминается под 1611 – 1613 годами; он перешёл с братией из пустыни в Курск от неприятельского нашествия, куда еще ранее по Царскому указу была перенесена из пустыни же Чудотворная икона и все ценное церковное и монастырское имущество, по тому же поводу; сидел в осаде 1611 года, а как в том же году монастырь что в Пустыне был разорен и сожжен Крымскими Татарами, то Игумен Иосиф и остался с братией того монастыря в Курске, где по просьбе «всякого чина градских людей» занялся строением, по данному ими во время осады обету, в малом острожке церкви и монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по устроении коего в 1613 году был назначен настоятелем сей новоустроенной обители. Можно полагать, что его же попечением , по миновании неприятельского нашествия, построена паки в пустыне на месте разоренной обители деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая по одному акту 1617 года, значится еще не освященной. Б) Настоятели второго периода (1618 – 1764) Строители: По возобновлении около 1618 года Пустынной Обители на месте явления Чудотворной иконы, этою Пустынькой во весь долгий период её зависимости от Курского Богородицкого монастыря (1618 – 1764) управляли иеромонахи того монастыря, которые в XVIII столетии именовались строителями; некоторые из них известны и по именам, таковы например:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко 21.03.2024 75 Время на чтение 12 минут Фото: pravoslavie.ru Святая Церковь чтит память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (842-845), апостола Ерма (I), священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского (361-363), преподобномученика Дометия перса (363), преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских (Муромских), Олонецких, священномученика Иоанна пресвитера (1923), мученика Владимира (1942). Курская икона Знамение Божией Матери – одна из древнейших икон Русской Православной Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение, 8 сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. После этого охотник не решился оставить икону в лесу и построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре икону перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но святыня пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на прежнее место явления. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. С 1806 г., по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-ой седмицы по Пасхе до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни – 27 верст.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

24.09.2009 14:06 Версия для печати Курск, 24 сентября. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в четверг совершил великое освящение храма Рождества Богородицы в Курской Коренной пустыни. Как передает корреспондент " Интерфакс-Религия " , торжественное богослужение предварял крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери, накануне привезенной Патриархом в Курск. Икона была принесена на место своего обретения спустя почти 90 лет " эмиграции " - пребывания в приходах Русской Зарубежной Церкви в разных странах. Архиереи внесли икону в монастырь под звон колоколов и пение тысяч верующих, собравшихся со всей области и других регионов России на главный праздник Курской епархии. Люди встречали благодатную святыню радостными возгласами, крестились и плакали, опускались на колени. Патриаршее богослужение транслировалось на нескольких экранах во дворе обители и на площади перед главным входом в монастырь, что дало возможность наблюдать за ходом службы множеству паломников. В курской обители вместе с Патриархом на литургии молились представители администрации Центрального федерального округа, Курской области, учащиеся епархиальной семинарии и православного училища, воскресных школ. На праздник также прибыла паломническая группа Русской Православной Церкви за границей, священники и миряне. Курская Коренная икона была обретена в 1295 году, вскоре после разорения Курска полчищами Батыя. Охотники нашли чудотворный образ у корней большого вяза, отчего икона и получила свое название. Вскоре образ прославился многочисленными чудесами и стал очень почитаем в народе. В конце XVI века по решению царя Федора Иоанновича икона была временно принесена в Москву, а затем возвращена в Курск. В честь образа на месте его обретения был основан монастырь. Начиная с XVIII века, икона находилась в Знаменском кафедральном соборе Курска. В 1919 году, когда город был оставлен Добровольческой армией во главе с генералом Кутеповым, духовенство вывезло святыню из России - сначала в Сербию, а затем - в Германию и, наконец, в США. Курская-Коренная икона стала главной святыней русского народа, находящегося в рассеянии. В Курской пустыни в советское время находились воинская часть, клуб и госпиталь. Восстановление монастыря началось с 2006 года, окончательная реставрация главного храма была завершена ко времени освящения его патриархом Кириллом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010