Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Собор Российской Империи 10.03.2017 1344 Время на чтение 5 минут Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом. Нужно сказать, что сами Романовы, начиная с императора Павла и его сыновей, гораздо лучше нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской империи. Лучшее свидетельство этому - Санкт-Петербургские храмы. Самый замечательный памятник Петру I - не «Медный всадник». Медный всадник - это символ Екатерининской эпохи, а настоящим памятником Петру I скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор, от которого - так получилось! - пытается ускакать, давя по пути змей, бронзовый всадник Этьена Фальконе. Храм, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (По новому стилю), и родился Петр I, строили, по сути дела, почти до самой революции.. Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года... Между тем, деревянная церковь Исаакия Далматского, совмещенная с «чертежным амбаром», была сооружена вблизи Адмиралтейства вскоре после основания Санкт-Петербурга. В этой церкви в 1712 году венчался Петр I с Екатериной I, и пять лет спустя вместо деревянной церкви построили здесь каменный храм с деревянной часовней. Однако часовня в 1735 году сгорела, и храм, по приказу Екатерины II, разобрали на кирпичи... Про строительство нынешнего Исаакиевского собора написано множество книг, но все-таки, почему с таким упорством и такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в нерассеивающемся даже в электрическом освещении сумраке собора слушаешь акафист Исаакию Далматскому. Поразительно точно соединяются гонения на православных, учиненные царем Валентом из жития преподобного, и наступление на Православную Церковь первых Романовых; политика святого царя Феодосия Великого и попытка Романовых-Павловичей возвратить неограниченное самовластие в рамки служения Богу и народу.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еврейская литература, не в пример прочим литературам древнего мира, пользуется у нас широкою, хотя в то же время и странной известностью. На школьной скамье мы знакомимся с произведениями греческой и римской литературы: но те из нас, кто впоследствии становится далеко от филологии и истории, скоро теряет те жалкие отрывки знания античных классиков, которые даёт современное гимназическое преподавание; самое большее, в памяти удерживаются крайне неопределённые представления о гомеровском эпосе и, быть может о Тите Ливии. На школьной же скамье нас знакомят и с еврейской литературой, но это знакомство имеет специфический характер, и благодаря этому оно дольше и тверже, хотя и крайне причудливо, хранится в памяти. Ранняя христианская церковь признала иудейский канон, т. е. бльшую часть произведений древней еврейской и иудейской литературы, Божественным откровением, Ветхим Заветом рядом с Новым Заветом, образовавшимся постепенно из произведений христианской литературы. Церковь создала, а традиция сохранила до наших дней и во всех церквях представление, что христианство вышло из иудейства, которое есть предуготовительная к христианству ступень. Исходя из этого представления, христианская мысль прибегала к помощи оригинального метода толкования произведений еврейской литературы, чтобы применить её к оправданию и доказательству основных христианских догматов: к методу отыскания таинственного скрытого смысла тех или иных мест еврейской литературы, которые таким путём приобретали значение христологических пророчеств п прообразов. С этой точки зрения целый ряд не только мест, но и персонажей и событий, описываемых в еврейской литературе, приобрёл совершенно неожиданный смысл. Мы все их знаем: это и судьба младенца Моисея, и сорокалетнее странствование евреев по пустыне, и медный змей, и борьба Давида с Голиафом, и Даниил во рве львином, и Иона во чреве «кита» (собств. большой рыбы), и эротическая «Песнь Песней», и бесчисленные цитаты из пророков. А в завершение всего, наивное сказание о рае и грехопадении ( Быт.2 :2а-3), носящее очевидное вавилонское влияние и даже, быть может, заимствованное из вавилонского цикла сказаний о начале мира и человечества, было истолковано, как пролог великой драмы спасения людей через Христа, Сына Божия, который своею смертью , как Безгрешный, удовлетворил Божественную справедливость, ставь заместителем всех людей, которые, когда бы то ни было верили, верят и будут верить в Истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Иконопочитание 1 . Священные принадлежности храма, определенные Богом. Первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним –херувимы славы, осеняющие очистилище ( Евр.9:1–5 ). Подробнее читай Исход, гл. 25–31, 35–40. 2 . Изображения в храме, установленные Богом. И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дал тебе ( Исх.25:1,18–19,21 ). И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечку его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; три чашечки на подобие миндального цветка с яблоком и цветами должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви ( Исх.25:31,33 ). И сделай умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания ( Исх.38:8 ). 3 . Кроме постоянных богослужебных принадлежностей и священных изображений в скинии, впоследствии времени Бог повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ). 4 . Что знаменовало это изображение? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому ( Ин.3:14 ). Примечание. Этот медный змей был предизображением Самого Спасителя; потому-то он имел силу исцелять больных, обращавшихся с верою к этому прообразу Спасителя. Но когда израильтяне стали почитать это изображение ради целительной силы за бога, т. е. обратили его в кумира – идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение сего Богом дарованного изображения и отвратить израильтян от идолопоклонства ( 4Цар.18:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава вторая Языческие мистерии гнусны, а боги позорны § XI. О языческих оракулах Так вот, не заботьтесь о нечестивых святилища и полных обмана разверстых пастях бездны, будь это теспротийский котел, киррский треножник или медный додонский сосуд. Оставьте обветшалым мифам старый дубовый ствол, почитавшийся некогда в песках пустыни, и находящееся тут же прорицалище, захиревшее вместе с самим дубом. Умолк Кастальский источник, умолк и Колофонский, точно так же исчезли и остальные вещие ключи. Хотя и поздно утратившие свою суетную славу, они, однако, были полностью посрамлены, иссякнув вместе с собственными мифами. Расскажи нам и о других бесполезных прорицалищах, где безумия больше, чем пророческого дара: об Аполлоне – Кларосском, Пифийском и Дидимском, о прорицалище Амфиарая и об Амфилохе; если хочешь, прибавь к ним истолкователей знамений, птицегадателей и толкователей снов. Поставь рядом с Пифийцем толпу гадающих на пшеничной и ячменной муке и все еще чтимых многими чревовещателей. Да исчезнут во мраке святилища египтян и некромантия этрусков. Поистине безумны ухищрения недобросовестных людей – откровенный обман игорных домов. Спутники сего надувательства – козы, выдрессированные для прорицания, и вороны, наученные людьми давать оракулы. § XII. Связь мистерий со змеем и грехопадением Что, если я расскажу о мистериях по порядку? Не буду раскрывать их в пляске, как, говорят, поступал Алкивиад, но полностью разоблачу словом истины скрытое в них шарлатанство и самих так называемых богов ваших, которым принадлежат тайные посвящения, выкачу на сцену жизни к зрителям истины. Вакханты чтят оргиями исступленного Диониса, пожирая в священном безумстве сырое мясо, и освящают рассеченные мертвые туши, увенчав себя змеями, крича в ликовании «Эван!» – «Ева!», – имя той, из-за которой началось заблуждение человеческого рода. А знаком вакхических мистерий является посвященный змей. Сразу надо заметить, что имя Хевйа, произнесенное с густым придыханием, по-еврейски означает «змея». Деметра же и Кора стали уже персонажами мистической драмы, а их скитание, похищение и скорбь Элевсин освещает светом факелов. § XIII. О происхождении слов «оргии» и «мистерии»

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Цель создания икон — способствовать единению человека и Бога. Благоговейно взирая на образ Божий и образы святых, представленные на иконах, молясь перед иконой, христианин духовно возносится к Самому Первообразу. Стало быть, между богомольцем и Тем, к кому обращается богомолец во время моления, устанавливается действительная духовная связь. Бог, или Его святые, реально слышат молитву, реально реагируют на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности). В этой связи икона называется окном в горний мир. Икона – это глубоко символическое изображение. Характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры бывают наполнены не только буквальным, но и духовным смыслом. Работая над написанием образа, иконописец старается избегать изображения лишних (случайных) элементов.   В отличие от идолов святые иконы не олицетворяют ложных богов, не представляют собой обожествленную в воображении тварь, но представляют образы действительно существующего Бога и Его святых, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего. В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Почитая иконы, христиане угождают Богу.  Одно из первых прообразовательных изображений Иисуса Христа было создано по указанию Божию во времена Ветхого Завета: медный змей прообразовал собой Спасителя, вознесенного на Крест, умершего (и впоследствии воскресшего) ( Ин.3:14 ). Как евреи, взирая на медного змия, спасались от укусов ядовитых змей ( Чис.21:6–9 ), так христиане, взирая с верой на образ Распятого Спасителя, молясь перед ним, избавляются от власти диавола и греха ( Числ.21:8 ). Икона отличается от картины по существу. Прежде всего, что картина отражает субъективные представления автора об изображаемом им предмете, его личное, авторское желание воспроизвести этот предмет в линиях и красках так, как сам он того хочет. Икона же пишется в соответствии с выработанными и утвержденными Церковью иконописными канонами. Конечно, авторский след оставляется и на иконах, но далеко не так, как на картинах. Заметим, что в отличие от картин, иконы не принято помечать подписью иконописца. Кроме того, хотя отчасти некоторые функции картины могут соответствовать некоторым функциям иконы, но все же у иконы есть свои, особые функции: перед иконой молятся; иконы знакомят нас с миром инобытия; «иконой благословляют»; неся иконы (хоругви), верующие идут в бой; некоторые иконы, как, например, иконы Страшного суда, показывают людям, какой вечной участи они могут достичь, на что могут быть осуждены.  Не всякое изображение Господа, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых является иконой.

http://azbyka.ru/1/ikona

1 Пререкания по этому вопросу приняли такой острый характер, что грозили поколебать внутренний мир в церкви; поэтому в Иерусалиме составился апостольский собор, на котором было постановлено, что исполнение Моисеева закона не обязательно для обращавшихся язычников (Деян. 15). 2 Сочинения Квадрата и Клавдия Аполлинария не дошли до нашего времени. 3 В Библии нет указаний на 12 звонцев; поэтому нужно думать, что Иустин их смешал с 12 камнями на священнической одежде Аарона (Исх. 28, 9 и след.). 4 Мысль о воспламенении Иордана Иустин заимствовал, по всей вероятности, из каких-либо апокрифических сочинений его времени, так как об этом ничего не говорится в канонических евангелиях. 5 Близкий к этому текст слов, сказанных с неба, находится, по свидетельству Епифания, в евангелии евионитов. 6 Медный змей на шесте, изображающий фигуру креста. 7 В евангелиях. 8 Всем нациям, исключая греческую. 9 Этим не отрицается 10 Два употребленные подряд слова «начало» имеют различный смысл: первое означает, что Бог существовал прежде сотворения мира, а второе указывает на то, что Бог есть начало бытия. 11 Т.е. духом, как высшим началом души, которое есть образ и подобие Божие. 12 Жизненный дух, который находится в разной степени во всех тварях. 13 В истинного Бога, ради Которого верующий умирает для мира и греха. 14 «Церковная История» Евсевия; «Каталог» Иеронима; «Библиотека» Фотия. 15 Сохранившемся в отрывках у св. Епифания («Против ересей», кн. II) и Фотия. 16 Т.е. платонической. 17 На основании христианского имени. 18 Последнее доказательство воскресения служит дополнением к первому, так как там и здесь говорится о цели и назначении человека, с тем только различием, что там говорилось о цели сотворения человека, о первой причине его бытия, а здесь имеется в виду последняя цель человеческой жизни. 19 Т.е. христиан. Христианское учение. 20 Христианское учение. 21 Иудеев, причисляемых греками к варварам. 22 Коммодом. 23 Текст эдикта Адриана, запрещающего наказывать христиан за ложное обвинение, приводится в конце 1-й апологии Иустина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3433...

Христос Имя им — легион Стадо свиней выполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям – ко всем без исключения. Святитель Иннокентий Московский: Крест Христов Итак, первая обязанность христианина – отвергнуться себя. Отвергнуться себя - по слову Апостола Павла, быть мертвым для грехов и мира, но живым для Бога. Вторая обязанность идущаго за Иисусом Христом – взять крест свой. Возьми крест свой В душеспасительной литературе и нормативных проповедях этот шокирующий призыв сводится к следующему: отсеки свою волю (говоря на языке монасей), а заодно с ней и голову со всеми ее бесконечными «зачем» и «почему». Воздвижение Креста: Кто жаждет – иди ко Мне и пей Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побоев. Христианство – это весть о смертном Боге Медный змей (интересно было б рассмотреть применительно к этому символику меди, но сути дела это не меняет) и живой, истекающий кровью, судорожно хватающий, приседая, воздух на кресте «червь, а не человек» – это само зло, становящееся спасением Преображение Господне: фильм о празднике 19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий. Предлагаем вниманию читателей фильм кинокомпании " Неофит " о Преображении Господнем и местах Святой земли. День Всех Святых: «Питаем собою жизнь полнозначной почвы» С моей дочерью учится девушка из глухого дагестанского аула – мусульманка, симпатизирующая христианству. Но скорей всего она никогда не перейдет в него и прежде всего из-за страха – страха быть убитой родственниками. Примерно в том же положении находились слушатели Иисуса. Протоиерей Александр Лаврин: «Благоговение невозможно без покаяния» «Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти мя грешнаго» - молится прихожанин перед тем, как войти в храм.Проходит какое-то время, человек втягивается в церковную жизнь, начинает нести послушания при Церкви, входит в общинную жизнь. «Нет, какие там три поклона перед входом в храм, тут расписание старое висит, где Иван, почему не проследил? Так, а это у нас тут что?

http://pravmir.ru/tag/xristos/page/22/

Сортировать по Исключить новости Христианство – это весть о смертном Боге Медный змей (интересно было б рассмотреть применительно к этому символику меди, но сути дела это не меняет) и живой, истекающий кровью, судорожно хватающий, приседая, воздух на кресте «червь, а не человек» – это само зло, становящееся спасением 26 сентября, 2010 Медный змей (интересно было б рассмотреть применительно к этому символику меди, но сути дела это не меняет) и живой, истекающий кровью, судорожно хватающий, приседая, воздух на кресте «червь, а не человек» – это само зло, становящееся спасением Кто жил в советское время, не может не помнить красный на белом, как у тамплиеров, крест «скорой помощи», замененный в 90-х на обвитый змеей (змеем) жезл. Возможно, этот новый политкорректный знак, не оскорбляющий ни чьих религиозных чувств – посох Асклепия, греческого бога-целителя, но возможно и то «знамение», что исцеляло от змеиных укусов странствующих по пустыне израильтян. Если так, то это тот же крест – прообраз креста, на который ссылается Иисус Христос в ночном разговоре с осторожным Никодимом: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Но почему именно змей избран Иисусом как прообраз распятого Сына Человеческого? Что общего между Ним и дьяволом , чьим олицетворением для иудеев был именно змей? Сам вопрос этот для христианина звучит как невыносимое кощунство. Ну, а для ортодоксального иудея? В глазах Каиафы и тех, кто искал убить Иисуса, кто полагал, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского, галилейский Учитель был ни кем иным как дьяволом – искусителем, сбивающим с пути Израиля . Это первое.

http://pravmir.ru/smertnyj-bog/

На Моавитских равнинах Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра      У евреев был выбор: идти в Ханаанскую землю с северо-западной стороны или с северо-восточной. В первом случае они опасались филистимлян. Моисей выбрал путь через Идумею. Но царь Едомский не позволил пройти через свою страну. Тогда пришли из пустыни Син к горе Ор, находившейся на границе Идумеи и Палестины, к югу от Мертвого моря. По повелению Господа Аарона возвели на гору Ор, сняли одежды его и облекли в них сына его Елеазара. Здесь, на вершине горы, умер Аарон. Было ему сто двадцать три года. Оплакивал народ его тридцать дней. Произошло это в пятый месяц сорокового года по исходе из Египта. Гору Ор арабы сейчас называют в честь первосвященника Аарона — Джебель Гарун (гора Аарона). Он был первым возведен в первосвященническую степень. У пророка Давида Аарон назван святой Господень (Пс 105, 16). Словами дом Ааронов священные писатели нередко называют ветхозаветное священство. Сорокалетнее скитание по пустыне подошло к концу. В истории Израиля начинался новый период — завоевание Ханаанской земли. От горы Ор евреи двинулись в путь и обошли Идумею с западной стороны. Народ вновь стал малодушествовать и роптать. Тогда Господь послал ядовитых змей, которые жалили евреев. Многие умерли. Народ пришел к Моисею, стал каяться и просил помолиться Господу, чтобы избавил людей от змей. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и поднять его на шесте: если змей ужалит кого-нибудь, ужаленный, взглянув на него, оставался жив. Медный змей был прообразом Иисуса Христа. Господь Спаситель Сам указывает на это: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15). Прорицатель Валаам      На восточной стороне Иордана на пути евреев было царство Аморрейское. Израильтяне просили их царя Сигона позволить пройти через его владения. Но он выступил с войском против них. Израильтяне победили и завоевали его земли. Точно так же они поступили с царем Васанским Огом. Его владения простирались от притока Иордана — Иавока до горы Ермон. Эти победы воспеты в 135-м псалме, который называется полиелейным (многомилостивым): Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его (Пс 135, 1). В нем сначала Господь воспевается как Творец мира, затем как Покровитель богоизбранного народа.

http://pravoslavie.ru/103709.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010