Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. На Обрезание: Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец На Богоявление: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепискпа Константина града, Златоустаго, [святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день:] и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее — попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. На Сретение: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. В седмицу Крестопоклонную: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол: [и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день:] святых праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. В неделю Цветную:

http://azbyka.ru/vse-bogosluzhebnye-otpu...

21 Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 2. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., б.г., с.82. 22 То есть па Евхаристическом собрании, на Литургии. — Прим. пер. 23 Против иудеев. Слово 3, См.; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—675. 24 О священстве. Слово 6. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.471. 25 Имеется в виду, если эти грехи мы не исповедуем. — Прим. пер. 26 Кн.8, гл.14. 27 Литургия св. Василия Великого, молитва священника на «Главы ваша Господеви приклоните». 28 Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва священника после преложения Святых Даров. 29 Молитва 2-я ко Святому Причащению. 30 Буквально — «обнаженным от благодати». — Прим. пер. 31 См. Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского. М., 1992, с.37—38. Гл.18. О Макарии Египетском. 32 Беседа 32 на Евангелие от Матфея. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.7. Кн.1. СПб., 1901, с.359—360. 33 Толкование на Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18. См.: Указ. издание. Т.10. Кн.1. СПб., 1904, с.632. 34 См.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994, с.93. 35 Гл. 13. 36 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.674. 37 Слово 2. На сотворение мира. 38 Слово 28. 39 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—676. 40 Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. См ; Указ. изд. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.406. 41 Слово о серафимах. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.6. Кн.1. СПб., 1900, с.427. 42 Кн.4, гл.2. На Евангелие от Иоанна. 43 «Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

Усление во святых отца нашего Иоанна, архиспископа Константиняграда, Златоустаго. 15 . Святаго великомученика Никиты. 16 . Святыя великомученицы Евфимии всехвальныя. Иже во святых отца нашего Киприана, Московскаго и всея России чудотворца. 17 . Святыя мученицы Софии и трех ея дщерей: Веры, Надежды и Любве. 18 . Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца. 19 . Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта. Преставление благовернаго великаго князя Феодора и чад его, благоверных князей Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев . 20 . Святаго великомученика Евстафия и иже с ним. Святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила и болярина его Феодора, Черниговских чудотворцев . 21 . Святаго апостола Кодрата, иже в Магнисии. Обретение мощей иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго. Отдание праздника Воздвижения Животворящаго Креста . 22 . Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго. Святаго пророка Ионы. Преподобнаго Ионы пресвитера, отца Феофана, творца канонов, и Феодора, Начертанных. 23 . Зачатие честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление ижс во святых отца нашего Иннокентия, митрополита Московскаго, чудотворца . 24 . Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы. Преподобнаго Никандра, пустынножителя, Псковскаго чудотворца. 25 . Преподобныя Евфросинии. Преставление преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца . 26. Преставление святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 27 . Святаго мученика Каллистрата и дружины его. Преподобнаго Савватия, Соловецкаго чудотворца. 28 . Преподобнаго Харитона Исповедника. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах. 29 . Преподобнаго Кириака отшельника. 30 . Святаго священномученика Григория, епископа Великия Арменни. Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце. Иже во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца . Октоврий 1. Покров Пресвятыя Богородицы. Святаго апостола Анании, единаго от седмидесяти. Преподобнаго Романа Сладкопевца . Преподобнаго Саввы, Вишерскаго чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если предыдущие разновидности спора провоцируют игру страстей, вспышки гнева и празднословия, то спор в режиме методичного исследования обсуждаемого вопроса может стать аскетическим упражнением. Странновато звучит, но, тем не менее, попробуем и это себе представить. Вот, скажем, если в приведенном примере Читатель вел бы себя скромнее, написал бы такой комментарий: «С интересом прочел Вашу статью. Тема Вашей статьи раскрыта у святителя Иоанна Златоуста . О душе он учит так: “…” (такое-то творение, такой-то раздел; см.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста . Том такой-то. М., 1998. Страница такая-то). Помогите разобраться. Как увязать эти святоотеческие слова с позициями Вашей статьи?» Вполне культурный комментарий. Правда, для подобного комментария Читателю надо было смириться. Потом очередь смиряться Автору и без проволочек послать предварительный ответ: «Рад, что затронутая тема вызывает у Вас интерес. Я убежден, что положения моей статьи не противоречат учению святителя Иоанна. Сейчас я не могу продолжить разговор о цитате, обещаю написать Вам через неделю». Автор работает с цитатой у книжной полки, по компьютерным базам данных и набирает ответ по существу вопроса. Положим, такой: «Процитированный Вами фрагмент из русского собрания творений Златоуста переведен с греческого весьма точно. Однако русский перевод издавался в XIX веке, тогда считалось, что текст написан святителем Иоанном. С тех пор проделаны текстологические исследования, и патрологи пришли к выводу, что автор текста не Златоуст. Поскольку цитата не принадлежит святителю, вопрос о соответствии статьи и текста Златоуста снимается». Читатель интересуется дальше: «Спасибо за информацию. Еще вопрос. Надежна ли текстологическая критика цитаты из святителя Иоанна Златоуста ? А то критики Штраус и Ренан и Евангелия записывали в памятники II века от Р.Х. Теперь специалистам ясно, что их пересмотр авторства Нового Завета был по маловерию, а не от учености. Со святителем Иоанном Златоустом , которого я очень люблю, критики могли так же поступить. Как проверить аргументацию критиков Златоуста?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. В ту же Неделю вечера, в Великий Понедельник, Великий Вторник: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. На повечерии Великиго Понедельника и Великиго Вторника отпустом служит молитва: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, честнаго, славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и Ермогена, и святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм, и егоже есть день) и всех святых Твоих, благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь. Господи, помилуй нас и мip Твой, и спаси души наша, яко благ и человеколюбец. В Великую Среду в конце утрени и после литургии: Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради Спасения, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст изобразительных в этот день совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст:

http://azbyka.ru/vse-bogosluzhebnye-otpu...

Житие объясняет это тем, что имя Златоуста указывает не на минутный восторг, а на глубокое удивление силе слов Иоанна наряду с трудностью их понимания. «Обыче же блаженный, – говорит житие, – иногда от глубочайшия премудрости износити словеса, а наипаче творяше то в начале пресвитерства своего и составляше проповедь не всем разумительну людем ненаученным». Слава проповедника и необыкновенное красноречие привлекали народ, но научность некоторых выражений затрудняла его понимание для народа. И вот, продолжает житие, «единою некая жена послушающи и глаголемы неразумеющи воздвиже глас от народа и рече к нему: учителю духовный, паче же реку, Иоанне Златоустый , углубил еси кладезь святаго твоего учения, а ужа ума нашего суть кратки и не могут досязати». Тогда множество народа рекоша: «аще и жена слово сие изглаголала, то Бог имя то нарече ему, отселе Златоустом да будет зовомый. От того убо времени и до днесь тако от всея церкви именуемый есть. Святый же Златоустый помысли в себе, яко несть полезно хитросплетенное к народу простирати слово и оттоле тщашеся не ухищренными витийскими, но простыми нравоучительными же словесы беседу свою украшати, яко да и простейший слышатель разумеет и пользу приимет» 1 . Таким образом, по свидетельству жития, выходит, что название Иоанна Златоустым относится к началу его пастырской деятельности в качестве пресвитера Антиохийской церкви и указывает на определенный исторический факт, имевший даже влияние на характер поучений Златоуста, так как заставил великого учителя больше сообразоваться с пониманием народа и заботиться о внешней отделке и упрощении речи. Святой Димитрий Ростовский в слове на день Златоуста признает это предание за несомненное. «Стыдно нам, – начинает он свое поучение, – Стыдно нам мужескому полу, яко ныне празднуемаго светильника миру, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаг о не мы, но жена Златоустым нарече. Прозван быст Златоустым от жены, а не от нас. Спасет Бог тую жену, что хорошее, красное святому Иоанну приличное ему нарекла именоваше, – Златоустый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: иже во святых отец наших святителей Николая, Мир Ликийских, Чудотворца и Спиридона Тримифунтскаго Чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых, в земли Карельстей просиявших: святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Феофана, Затворника Вышенскаго , Геннадия, архиепископа Новгородскаго; святых чудотворцев Авраамия Ростовскаго и Артемия Веркольскаго; священномучеников Вениамина, митрополита Петроградскаго, Дамиана архиепископа Курскаго и Никодима епископа Белгородскаго, священномучеников Николая и Василия пресвитеров; преподобных и богоносных отец наших: Авраамия Кенскаго и Елеазара Анзерскаго, Антония Римлянина и Евфросина Синозерскаго, Адриана Ондрусовскаго и Кассиана Комельскаго, Александра Свирскаго и Александра Ошевенскаго, Арсения Коневскаго и Никодима Кожеезерскаго, Вассиана и Ионы Пертоминских, Афанасия Сяндемскаго и Афанасия Наволоцкаго, Варлаама Керетскаго и Варлаама Пинежскаго, Геннадия и Никифора Важеозерских, Германа Белоезерскаго и Диодора Юрьегорскаго, Сергия и Германа Валаамских, Евфимия и Антония Карельских, Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, Ионы Яшезерскаго и Лонгина Яренгскаго, Сергия и Варвары Островских, Макария Высокоезерскаго и Лазаря Муромскаго, Корнилия Палеостровскаго, Трифона Печенгскаго и Феодорита Кольскаго, Пахомия Кенскаго и Кассиана Соломенскаго, Корнилия и Ферапонта Островских, святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго и всех святых, в земли Карельстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

эклог Феодора Магистра (Дафнопата), к-рые были написаны после составления прототипа «З.» («Златоструя царя Симеона»), а также ряд статей слав. происхождения; при этом среди памятников, входящих в пространную редакцию, отсутствуют, по всей видимости, тексты, созданные или переведенные после XI в. Различные хронологические слои можно выделить и в краткой редакции «З.». Т. о., первоначальный сборник («Златоструй царя Симеона») не сохранился, к нему, вероятно, восходят обе наиболее распространенные его редакции (пространная и краткая). Те обстоятельства, что во фрагментах «З.» XIII в. встречаются календарные отсылки, а список XII в. находится в одном сборнике с древнейшим списком минейного Торжественника , заставляют поставить вопрос о связи «З.» с календарными, прежде всего триодными, сборниками. Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку даже ранние отрывки сборника, содержащие календарные указания, отстоят от времени создания архетипа более чем на 3 столетия и поэтому могут отражать один из этапов позднейшей истории бытования сборника. В то же время в лит-ре ( Иванова. 1976) отмечается явная текстологическая вторичность даже в древнейших триодных сборниках (напр., в Гомилиарии Михановича) гомилий, общих для них и «З.». Заглавие у сборника появляется в рус. рукописной традиции не ранее кон. XV-XVI в. При этом оно не выносится в начало рукописи, но указывается в писцовых и владельческих записях: «Сия книга богодухнавенная, глаголемая Златоструя, дана бысть...» (ГИМ. Усп. 14/бум., 1505 г.). Лишь в списках XVII-XIX вв. название появляется в заглавии: «Книга, глаголемая Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царяграда» (РГБ. Егор. 1393, 2-я пол. XVIII в.); «Оглавление книги сей, глаголемыя Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, патриарха Царяграда» (РГБ. Овчин. 233, XVII в.). В то же время это название может встречаться в рукописях, не имеющих ничего общего с «З.», напр., оно используется для обозначения «Стословца Геннадия» (РГБ.

http://pravenc.ru/text/199905.html

  С 7. Макарий Великий Нач. 19 в. 4о. 16х11, 154 л. В начале и в конце рукописи по два припереплетных листа вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Писец – монах Флавиан. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются повреждения жучком, грызунами с незначительными потерями текста (л. 104-150). Переплет картон в коже. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. Записи На л. 154 об. запись писца в форме осьмиконечного креста: «Богу нашему слава. Конец книги». На внутренней стороне задней крышки переплета запись писца: «М(онах) Флавиан». Содержание л. 1. Прп. Макария Египетского беседы (1-50). «Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго беседы духовнии, многия пользы исполненны, о совершении христианскаго жития и о немже тщатися должны суть». Нач.: «Иезекииль пророк зрение и видение Божественное и славное видев, сказа...»   С 8. Сборник аскетический Нач. 19 в. 4о. 22х16, II+99+34 л. В начале и в конце рукописи по два припереплетных листа вне нумерации без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация. Поля выделены двойной линией. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются повреждения жучком без потерь текста. Переплет картон в коже. Украшения На л. 99 концовка в форме креста чернилами. Записи На л. II владельческая запись: «Из к(ниг) иер(омонаха) Анто(ния)». Содержание л. 1. Прп. Макария Египетского беседы (1-50). «Преподобнаго отца нашего Макария Египетскаго беседы духовнииыя, многия пользы исполненны, о совершении христианскаго жития, о немже тщатися должны суть». Нач.: «Иезекииль пророк зрение и видение Божественное и славное видев, сказа...» л. 100 (1). Слова Иоанна Златоуста (1-10). «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града, Златоустаго сладчайшаго учителя всея вселенныя. Словеса избранная и зело душеполезная. От книги глаголемыя Умиление о исповедании и о престулении. Слово 1».

http://bogoslov.ru/article/6192784

Удивительно, но и после этого я не сразу решила креститься. Чудо ключа я положила в сердце, но ни с кем о нем не говорила. Вспомнила, как, поступив на журфак МГУ, увидела на стене нашего здания на Моховой старую, за поколение до нас оставленную и ничем не стираемую надпись: «Господи, помоги спихнуть атеизм!» А следующей весной решила посмотреть по телевизору трансляцию пасхального богослужения. Красиво. Торжественно. Ничего не понимаю, но, наверное, не дано. Полузасыпаю. В полудреме слышу: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово огласительное…» И вдруг, отчетливо, как взмах клинка: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». По мне прошел словно электрический ток! Кто эти люди, что с такой властью говорят о жизни и смерти? Что это за вера?! По мне прошел, не побоюсь преувеличения, электрический ток. Я подскочила как ужаленная. Никогда – ни до, ни после – не слышала я ничего более простого и более сильного. Кто эти люди, что с такой властью говорят о жизни и смерти? Кто Этот Сын Человеческий? Что это за вера, которая разрешает все загадки и все мои «страдания юного Вертера» и «годы учения Вильгельма Мейстера»? Кто бы они ни были и как бы всё это ни было странно и непонятно, я хочу быть с ними… Через неделю мы вместе с мамой пришли креститься в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Так привел меня святитель Иоанн в Православие. Так помог он и нашему замечательному бостонскому батюшке отцу Фоме. Он тоже, бывший крепкий лютеранин и студент-художник Томас Реске, в юношеском возрасте открыл книгу святителя Иоанна Златоуста, прочитал, что «Церковь – не цирюльня, не лавка с благовониями, не мастерская, но место обитания Ангелов и Архангелов, Царство Божие, само Небо», и немедленно пошел эту церковь искать . И вот архиепископ Константинопольский Златоустый будет в четырех с половиной часах езды от меня, а я его не увижу! Господи, если это можно как-то устроить, то устрой, пожалуйста!

http://pravoslavie.ru/137436.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010