Закрыть itemscope itemtype="" > Икона в творчестве Пушкина 07.06.2011 649 Время на чтение 51 минут Александр Пушкин . Икона работы о. Зинона (Теодора) "/> Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», т.е. комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П.Арапова, «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней всевидящим оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин 1996:113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском, в Болдине, в Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и позже в Лицее, во время богослужений. И позже в ссылке в Кишиневе и Одессе он по обычаям того времени регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре, который по словам сестры Пушкина Ольги «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания 1985:1,38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Икона в творчестве Пушкина Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин. Икона работы о. Зинона (Теодора) Общеизвестно, какую большую роль играет икона в православном искусстве, в православном богослужении, в быту православного человека. Красный угол был и является важной и обязательной приметой как простой избы, так и самых роскошных апартаментов. Фактически вся жизнь человека с рождения и до кончины проходила под и перед иконами. Во многих домах были отдельные «образные», то есть комнаты, где находились семейные иконы, и там совершались утренние и вечерние молитвословия, служили молебны приглашенные на дом священники. Как сообщает А.П. Арапова , «в роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей ризы Господней. Она — обязательное достояние старшего сына, и ему вменяется в обязанность 10 июля, в день праздника Положения ризы, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета» (Пушкин. 1996. 113). Иконы были на всех квартирах Пушкина в Петербурге и Москве, в селах Михайловском , Болдине, Петровском и Тригорском, в которых он жил или которые многократно посещал. Поэт постоянно видел их в храмах как в детстве, так и потом в Лицее, во время богослужений. И позже, в ссылке в Кишиневе и Одессе, он, по обычаям того времени, регулярно посещал богослужения и даже приглашал с собой в церковь друзей, как свидетельствуют об этом их воспоминания. Проживая в Михайловском, Пушкин, как известно, посещал богослужения в находившемся в нескольких верстах от Михайловского Святогорском монастыре , который, по словам сестры Пушкина Ольги, «сделался как бы родовым кладбищем» (Воспоминания. 1985. 1: 38). В монастыре находились две чудотворные иконы — Одигитрия и Умиление. Явление первой иконы произошло следующим образом.

http://pravoslavie.ru/46917.html

Новости Иконописец о. Андрей Давыдов: Работу с энкаустикой необходимо продолжать 03.08.2009 12:54 Москва, 3 июля, Благовест-инфо. Техника энкаустики в иконописи сейчас считается редчайшей – она использовалась в церковном искусстве до Х в., сохранились считанные  древние иконы, написанные минеральными красками на восковой основе. Немногие наши современники решаются всерьез заняться возрождением древней энкаустической традиции. В России этим вот уже 15 лет занимается православный священник  Андрей Давыдов. 2 августа в центре Москвы, в галерее «Феофания» , открылась выставка иконописных работ о. Андрея Давыдова, выполненных в технике энкаустики. Открывая выставку, автор сразу подчеркнул, что затеял ее не ради демонстрации достижений «замечательного иконописца». Задача выставки – показать возможности работы с энкаустикой, развеять «миф» о невозможности ее возрождения. Поэтому о. Андрей начал с примера: он показал одну из первых своих энкаустических икон – святителя Николая. Этот образ более 10 лет находился в «экстремальных условиях» — в древнем неотапливаемом псковском храме, где о. Андрей служил настоятелем (Иоанно-Предтеченский собор Ивановского монастыря). Несмотря на это, икона «чувствует себя отлично», «как будто только вчера написана», краски яркие, светящиеся, в чем могли убедиться посетители выставки. К сожалению, этого нельзя сказать о «ровесницах» энкаустического образа -- темперных иконах, написанных примерно в то же время. Как утверждает о. Андрей, они сильно поблекли, потемнели, выглядят, увы, «старушками». Этот пример продемонстрировал, что результаты в энкаустике «явно есть, и толковые», работу в этой древней технике надо непременно продолжать, уверен иконописец. По его словам, «любое использование воска в красках – сверхплодотворно для живописи». Но хорошая сохранность – далеко не главное достоинство энкаустических икон. Как считает куратор выставки Анна Чукина, энкаустика отличается «необыкновенной глубиной и тонкостью цветопередачи в сочетании с энергичностью и выразительностью образов». Сам о. Андрей, говоря об особенностях энкаустической иконописи, называет такие образы «требовательно-пронзительными», уводящими от «молитвенного уюта» и призывающими к реальному общению, к подлинной встрече молящегося и изображенного на иконе. «Энкаустический образ может достигать особой глубины и активности во взаимодействии с молящимся», -- сказал автор на открытии выставки. Его иконы невозможно представить помещенными в витиеватые золоченые рамы, а тем более – под драгоценными окладами. Энкаустическим образам подойдет эстетика далеко не каждого храма. Один из наиболее удачных примеров – храм преп. Сергия Радонежского в подмосковном Семхозе, построенный на месте убиения протоиерея Александра Меня, где иконы о. Андрея живут вместе с росписями о. Зинона (Теодора).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская С амвона и с Парнаса " Кому из нас не знаком прихожанин-неофит, у которого в семье и на работе проблемы, а он желает, вместо того чтоб трудиться и решать их, бросить супруга и удалиться в " тихую гавань " монастыря " Есть священники, имеющие вторую профессию в запасе, но преданные первой и главной – церковному служению. Но вот провинциальный священник, который был бы еще и известным в столицах поэтом – это уже редкость. Таков о. Сергий Круглов, автор нескольких поэтических сборников, служащий в Спасском соборе Минусинска. О том, как уживаются в нем две его ипостаси, он рассказал нашему порталу. – В повести Юрия Коваля " Самая легкая лодка в мире " был такой персонаж – милиционер-художник. Так вот по его речи всегда можно было легко определить, кто сейчас говорит. Иногда он начинал фразу как художник, а заканчивал как милиционер. Иерейское служение, конечно, имеет мало общего с полицейской службой. И все-таки. Не ощущаете внутреннего раздвоения между священником и поэтом? – Человек создан Богом – единым, цельным. Грех внес в человека мучительную шизофрению, разбил его: на жизнь и смерть, земное и небесное, на душу и тело, на разум и чувства, на множество осколков... Ис-целить, снова сделать человека целостным, спасти от тления и смертного раздробления, пришел Бог на землю, Сам став человеком. Потому все важное, что есть в человеке от Бога, не противоречит одно другому. Так и мое служение в Церкви, и способность к поэтическому слову, данная от Бога – никакого диссонанса между ними нет. – История знает много случаев служения в сане " без отрыва " от творчества. Например, Антонио Вивальди и Джордж Беркли мы гораздо лучше знаем как композитора и философа, чем как священника и епископа... – Список коллег в этом отношении можно продолжить – от Джона Донна до о. Томаса Мертона и архиепископа Иоанна Шаховского, замечательных поэтов. Прекрасные поэты есть среди моих нынешних товарищей – священников – о.Константин Кравцов из Москвы, о.Виктор Теплицкий из Красноярска. Это если вести речь только о стихотворцах. А сколько священников совмещали и совмещают служение и, например, научные изыскания, занятия медициной, преподавание. Вспомним врача-святителя Луку Войно-Ясенецкого, ученых протоиереев Глеба Каледу и Леонида Цыпина, иконописца архимандрита Зинона Теодора, музыкальное творчество митрополита Илариона Алфеева, и многих других. Меня радует в этих людях именно их органичность, непедалирование различия их ипостасей.

http://religare.ru/2_96901.html

Протоиерей Виктор Григоренко: Нас роднит открытость Как племянник отца Александра Меня сохраняет память о нем 9 сентября, 2015 Как племянник отца Александра Меня сохраняет память о нем Когда протоиерей Александр Мень жил в микрорайоне Семхоз на окраине Сергиева Посада, здесь не было ни одного храма. После гибели отца Александра сначала построили часовню рядом с местом, где его убили, а в 2000 году был освящён храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Теперь здесь большая приходская община, приезжают и москвичи, и жители Сергиева Посада. А в расположенном неподалеку муниципальном культурном центре «Дубрава» открыт музей протоиерея Александра Меня, проходят выставки, концерты, ежегодные Меневские чтения. Настоятель храма протоиерей Виктор Григоренко – племянник отца Александра. В этом году он пригласил архимандрита Зинона (Теодора) сделать роспись на стенах часовни, и в день памяти отца Александра гости Семхоза смогут увидеть обновленную часовню. Кроме этого, их ждет традиционная конференция и рок-опера Эндрю Ллойда Вэбера Jesus Christ Super Star в исполнении Театра Стаса Намина на сцене «Дубравы». Накануне 9 сентября протоиерей Виктор Григоренко дал интервью «Правмиру». — Отец Виктор, почему вы решили обновить часовню? Вроде бы службы проходят в большом храме… — Я никогда не забуду наши первые молитвы зимой, когда еще храма не было, и бабушек, которые всегда в валенках приходили. Пар изо рта, Псалтирь, которую мы читали по отцу Александру… Это было в маленькой часовне. Потом мы пристроили алтарную часть, притвор, в 1999 году освятили престол и первые литургии нашего прихода в 99-м проходили именно в часовне. А сейчас мы там служим буквально два раза в году: 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и в Рождество Иоанна Предтечи. Народу много, мы туда просто не помещаемся. Регулярно получается служить только акафисты. Но мне хотелось бы, чтобы часовня была бы открыта почти постоянно, чтобы люди могли приходить, поставить там свечи, помолиться и помянуть отца Александра. Поэтому появилась еще и роспись, хотя и в несколько ограниченном масштабе, — на восточной стене.

http://pravmir.ru/protoierey-viktor-grig...

Разделы портала «Азбука веры» Епископ Венский и Австрийский Иларион – представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, доктор философии Оксфордского университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, приват-доцент Фрибургского университета (Швейцарии) Богословие иконы в Православной Церкви 1 В православной традиции икона занимает исключительное место. В сознании многих, особенно на Западе, Православие отождествляется прежде всего с византийскими и древнерусскими иконами. Мало кто знаком с православным богословием, мало кому известно социальное учение Православной Церкви, немногие заходят в православные храмы. Но репродукции с византийских и русских икон можно увидеть как в православной, так и в католической, протестантской и даже нехристианской среде. Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. По словам Л. Успенского , «если в период иконоборчества Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь» 2 . Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования Церкви. О богословии иконы к настоящему моменту написано слишком много, чтобы можно было сказать на эту тему что-либо принципиально новое. «Открытие» иконы на рубеже XIX и XX веков, когда древние образы стали вынимать из-под окладов и расчищать, породило обширную литературу: к числу наиболее значимых иконоведческих работ первой половины XX века следует отнести «Три очерка о русской иконе» Е. Трубецкого и «Иконостас» священника Павла Флоренского. «Русский Париж» второй половины XX века дал фундаментальное исследование иконы, принадлежащее перу Л. А. Успенского , «Богословие иконы в Православной Церкви». В числе наиболее значимых работ по богословию иконы, появившихся в последние десятилетия XX века, следует упомянуть блестящее исследование кардинала Кристофа Шёнборна «Икона Христа», учебник И.Языковой «Богословие иконы», отличающийся глубиной и широтой охвата материала, книгу иеромонаха Габриэля Бунге «Другой Утешитель», посвященную иконографии Святой Троицы, и «Беседы иконописца» архимандрита Зинона (Теодора). Последняя из перечисленных работ особенно интересна, так как принадлежит перу не теоретика, а выдающегося практика иконописания: отцом Зиноном расписано несколько храмов в России и за ее пределами, созданы одноярусные и многоярусные иконостасы, написаны сотни икон. Он является современным продолжателем дела Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного и других великих иконописцев прошлого, не уступающим им ни по мастерству, ни по оригинальности, ни по укорененности в традиции.

http://azbyka.ru/po-obrazu-i-podobiyu

ЦВ 18 (391) октябрь 2008 /  28 сентября 2008 г. Свидетельство красоты Церковное искусство сегодня переживает новый этап, и настала пора серьезно задуматься над его проблемами. Двадцать лет прошло с тех пор, когда Россия праздновала 1000-летие Крещения Руси. Именно тогда наметился поворот в отношениях государства и Церкви, прекратились гонения и идеологическая конфронтация, верующим стали возвращать храмы, монастыри, начали восстанавливаться разрушенные святыни. Оглядываясь назад, видно, что за два прошедших десятилетия много сделано: восстановлены тысячи храмов, сотни построены заново, храмы украшены иконами, а часто и росписью. И там, где прежде была мерзость запустения, ныне — благолепие и красота.  Но именно теперь, когда решена большая часть насущных задач: в храмах совершается богослужение, в монастырях возобновляется монашеская жизнь, Церковь может жить полноценной жизнью, — стоит задуматься над тем, какое место в церковной жизни занимает искусство. Как выглядят наши храмы? С какими критериями мы подходим к настенной росписи, к иконостасу, к отдельным иконам, к убранству храма в целом? Насколько соответствует современное церковное искусство древним канонам? И в то же время, насколько оно отражает наш сегодняшний духовный опыт? Каковы задачи церковного искусства? И, наконец, каковы его перспективы? Эти вопросы отнюдь не праздные, и разговор этот назрел давно. Пищу для размышлений дает каждая новая работа иконописцев. Тем более, если это работа архимандрита Зинона (Теодора), ведущего российского иконописца. Этим летом он закончил роспись русского собора в Вене. Мы хотим рассказать читателям ЦВ об этой росписи и поразмышлять над тем, какие задачи стоят перед художником, работающим в Церкви, и как они осуществляются на практике. Архимандрит Зинон более тридцати лет занимается иконописью, работал в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой лавре, восстанавливал Данилов монастырь, писал для храмов Москвы, Пскова и других областей России, работал также в Финляндии, Бельгии, Италии. В 1995 г. был удостоен Государственной премии. Имеет немало учеников. При этом художественный талант сочетается у него с глубиной богословской мысли. А главное, церковное искусство он воспринимает не как благочестивое ремесло, а как часть богослужения, как проповедь Евангелия и богословие красоты. Он твердо стоит на позициях канонической иконописи.

http://e-vestnik.ru/analytics/svidetelst...

Отпевание Владимира Щербинина состоится 4 августа 2 августа. ПРАВМИР. Иконописец, сценарист, режиссер, писатель Владимир Щербинин скончался во вторник, 1 августа, после инфаркта. Щербинин скончался во время работ по росписи монастыря в Ивановской епархии, сообщает портал «Православие.Ru». У него остались жена и сын. Владимир Щербинин родился 19 февраля 1960 году в деревне Мульга Красноярского края. Окончил сценарный факультет ВГИКа. В Псково-Печерском монастыре учился иконописи у архимандрита Зинона (Теодора). В 1980-х годах служил сторожем, чтецом, просфорником и дворником на приходах Тверской и Псковской епархий. Как режиссер и сценарист снял около 80 документальных фильмов. Нес послушание канонарха и чтеца возрожденного московского Сретенского монастыря, где организовал в 1994 году иконописную мастерскую, воспитанники которой расписали множество храмов в России, Польше, Сербии, Германии и на Украине. Отпевание Владимира Щербинина состоится 4 августа в московском Сретенском монастыре в 10:00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 января, 2023 14 января, 2023 26 августа, 2022 24 августа, 2022 30 января, 2022 30 января, 2022 14 декабря, 2021 9 декабря, 2021 12 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/ikonopisets-vladimir-s...

Репортажи Иконопись может быть первооткрывателем в развитии литургических искусств – епископ Троицкий Панкратий В Гильдии храмоздателей открылась выставка из коллекции Валаамского монастыря 17.12.2019 10:38 Выставка современной иконы в Гильдии храмоздателей. На переднем плане – «Спаситель» работы арх. Зинона (Теодора)  Москва, 17 декабря, Благовест-инфо. Открытие выставки современной иконы из собрания Спасо-Преображенского Валаамского монастыря состоялось 16 декабря в Гильдии храмоздателей. Это совместный проект: помимо икон, которые привез из обители ее наместник епископ Троицкий Панкратий, Гильдия храмоздателей показывает свою постоянно обновляющуюся  коллекцию  современных икон и других произведений церковного искусства. Открывая выставку, епископ Панкратий сообщил, что «на двух кораблях» он переправил с Валаамского архипелага несколько десятков икон, которые являются частью собрания Музея современной иконы. О замысле такого музея, единственного в России, епископ впервые  рассказал  в 2015 г. на открытии выставки «Современные иконописцы России», организованной совместно Валаамским монастырем и Содружеством «Артос» в галерее «Царская башня». Через несколько месяцев, после завершения ремонта в зимней паломнической гостинице Валаамского монастыря, музейная коллекция будет размещена там. А пока, до мая 2020 года, работы ведущих современных иконописцев можно увидеть в Гильдии храмоздателей, сказал наместник монастыря. Эту выставку можно считать первой презентацией Валаамского музея, добавил он. В отдельном помещении Гильдии можно увидеть иконы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова, Ирины Зарон, Андрея Давыдова, Максима Шешукова, Ольги Шаламовой, Георгия Гашева, Ивана Кусова, Людмилы Ждановой и других. По словам искусствоведа Ирины Языковой, автора экспликации выставки, эти иконописцы «представляют лицо современного российского иконописания. Это настоящие художники, мастера высокого уровня, сочетающие духовность и профессионализм. Их иконы и росписи украшают храмы по всей стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою неповторимую авторскую манеру, но вместе с тем это иконописцы, прочно укорененные в традиции, глубоко понимающие ее и творчески развивающие».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Александр Невский на Лубянке. Из чьих рук КГБ принял меч? Как образ князя-воина связан с КГБ 24 февраля, 2021 Как образ князя-воина связан с КГБ В Москве 25 февраля запустят голосование — кому поставить памятник на Лубянке: Дзержинскому или Александру Невскому. Протоиерей Андрей Кордочкин высказал мнение о том, почему князь-воин ближе к КГБ, чем железный Феликс. Святой благоверный князь Александр Невский. Икона письма архим. Зинона (Теодора). Я думаю, что возвращения Дзержинского на Лубянку не произойдет. Рискну предположить, что его возвращения и не предполагалось, и что его кандидатура — это информационный вброс с целью выпустить «либеральный» пар. Что касается идеи Швыдкого установить на этом месте памятник Андропову — это и вовсе троллинг. Я думаю, что на Лубянке окажется памятник Александру Невскому, но не уверен, что этому следует радоваться, и вот почему. Образ Александра Невского в его посмертной истории претерпел изменения дважды.  Первый раз — при Петре I, когда его мощи были перенесены в Петербург. После этого его иконография меняется, из князя-монаха он становится князем-воином, превратившись, по меткому замечанию отца Георгия Чистякова, в «российского Марса, православного бога войны, поклонение которому связано с культом оружия». Второй раз его образ был создан заново в 1938 году в фильме Эйзенштейна, в котором христианский дискурс был целиком подменен политическим. Н. Черкасов в роли Александра Невского (1938 г). Учитывая, что людей, которые читали «Житие Александра Невского» или «Первую Новгородскую летопись» гораздо меньше, чем тех, кто смотрел фильм, установка памятника будет означать следующую ступень гражданской канонизации киногероя, а через него — и самого «отца народов», который продюсировал фильм, и лубянский смысловой круг будет, наконец, замкнут. Итак, Александр Невский, не имеющий никакой исторической связи со спецслужбами, является для них гораздо более привлекательным символом, чем Дзержинский.  Последний, в общем-то, не символизирует ничего, кроме юности советской власти и красного террора. В само ФСБ пришло новое поколение людей, которые по возрасту не помнят всех слов песни «И вновь продолжается бой». 

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-na-l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010