В 1924 году за отказ признать обновленческих иерархов был закрыт женский Свято-Троицкий Чуфаровский монастырь, в 1926 году – женский Свято-Тихвинский Куриловский, в 1928 году – женская Зиновская Рождественно-Богородицкая обитель, Краснослободские женский Свято-Успенский и мужской Спасо-Преображенский монастыри, а также женская Рождественно-Богородицкая Темниковская обитель. Крестьяне помогали монахам и монахиням, укрывали их у себя, кормили; прятали и берегли монастырские святыни. Под влиянием монашествующих верующие стойко сопротивлялись обновленчеству. У многих жителей села сохранились скатерти, покрывала, тканые и вязаные монахинями. Дошла одна такая красивая «монашеская» скатерть и до нас. Огромный плодовый барский сад перешел во владение вновь образованного колхоза «Новый труд». Прежние хозяева вырастили здесь замечательное многообразие сортов яблоневых деревьев: здесь можно было встретить любые сорта, – от крошечных благоухающих райских яблок, маленьких круглых «медвежьих ушек», грушеобразной скороспелки, сладких алых прыгунков (малиновки), рассыпающегося в кашу белого налива, особого «винного» бело-розового налива – до громадных, тяжелых «бычьих сердец» и твердых «толкачей», которые, созревая, лопались. Главным яблоком, конечно, была душистая янтарная антоновка. Яблоки сменяли друг друга: летом поспевали одни, осенью другие, были особые сорта, которые стояли почти до зимы. Ухаживали за садом очень тщательно: на зиму бережно окапывали деревья, обмазывали стволы глиной и обвязывали соломой, весной покрывали известкой. Школьники, а среди них и Клавдия, помогали убирать урожай. С маленькими ведерками дети собирали после сильных дождей или ветров упавшие яблоки, складывая их в горки. Когда взрослые снимали яблоки с деревьев, дети аккуратно заворачивали каждое яблоко в отдельности в стружку и укладывали их в специальные ящики, которые потом на подводах везли в центр. Помимо яблоневых деревьев в саду были огромные ягодники: вишни и сливы, малина и разнообразные сорта смородины.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Тихвинский Богородицкий , 3 кл., общ., близ г. Керенска. Основан в XVII в.; в 1764 г. упразднен; в 1848 г. здесь образовалась женская община, которая в 1851 г. переименована в мон. В 1895 г. освящен новый храм во имя святит. Николая. В мон. находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся в 1681 г., и древняя икона св. Николая чудотворца. Ежегодно 26 июня и 3 июля совершается крестный ход в мон. из всех церквей г. Керенска. При мон. школа для девочек-сирот духовного звания, иконописная мастерская и странноприимный дом. Троицкий , 3 кл., в г. Пензе. Основан в 1691 г. При нем училище для девиц духовного звания и больница. Троицкий , общ., при с. Ковыляе, на лев. бер. р. Урея, в 30 в. от г. Краснослободска. Основан в 1875 г. из существовавшей с 1865 г. женской общины. В нем находятся чтимые иконы Божией Матери – Иверская и Всех скорбящих Радость, а также хранятся епитрахиль и четки пр. Серафима Саровского . При мон. школа. Успенский , общ., в г. Нижнем Ломове. Основан в 1880 г. из существовавшей с 1849 г. женской общины. При нем школа. Успенский , 3 кл., близ г. Краснослободска. Основан в 1861 г. из существовавшей с 1827 г. женской общины. Здесь находятся местночтимые иконы Божией Матери – Феодоровская и «Отрада и Утешение» (снимок с Афонской Ватопедской иконы Богоматери). При мон. училище для девочек-сирот духовного звания. Чуфаровский Троицкий , общ., при с. Чуфаровке, в Саранском у. Основан в 1885 г. из существовавшей с 1877 г. женской общины. Шиханский Покровский , общ., при дер. Новой Сели, в 60 в. от г. Городища. Учрежден в 1893 г. из женской общины, основанной в 1890 г. на месте богадельни. Воскресенская община, в 20 в. от г. Инсара. Основана в 1870 г. При ней школа и больница. Зиновская Рождество-Богородицкая община, при дер. Зиновке, Саранского у. Учреждена в 1903 г. Пермская епархия Мужские: Алексиевский , общ., близ г. Стерлитамака. Учрежден в 1904 г. в честь св. Алексия, человека Божия. Белогорский Николаевский , 2 кл., миссионерский, общ., в 98 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

10) Острецово – ст. Димитриевское Домнино – ст. Иваново Татарское, прип. к Домн. Щеблово – ст. Димитриевское Ченцово 5-й округ Благочинный, священник села Гатниц Сергий Успенский. Духовный следователь, священник села Лаптева Василий Крутицкий. 1) Бехово – г. Таруса Велеговши Вепри (Успенское) – ст. Серпухов 5) Кошкино-Страхово – ст.Тарусская Никольское-Лысцево – ст. Серпухов Ново-Яколевское – г. Таруса Ново-Яколевское – ст.Тарусская Подмоклое – ст. Серпухов Покровское – ст.Тарусская 10) Русятино – Димитриевское Савинское – ст.Тарусская Тулеино, прип. к Савин Скнига–г. Серпухов. – ст. Серпухов – ст.Тарусская 15) Хрипково Яколевское Старое Богородицкий уезд 1-й округ Благочинный, свящ. с. Богородицкого Николай Постников. Духовный следователь, священник села Товаркова Андрей Глаголев. Гор. 1) Соборная Троицкая – г. Богородицк Покровская Успенская Кладбищенская Сергиевская при сел.-хоз. учил 5) Богородицкая – г. Богородицк Пятницкое-Балахна Спасское-Хомяково Товарково – ст. Товарково С.-В. ж. д. – ст. Оболенское Бельково Грецово-Смоленское Дедилово ц.:Михаило-Архангельск 5) Параскеевская Спасо-Преображенская Тихоновская Знаменское-Крюково (Пятницкое) Иворовка 10) Ильинское-Маклец – ст. Узловая С.В. ж.д Карники – г. Венев Куракино-Румянино – ст. Оболенское Новоселебное Петропаловское-Хрущовка 15) Савинское-Высотское – ст. Узловая С.-В. ж. д. Сергиевское на Шат – ст. Оболенское Стубленки Шаховское 3-й округ. Благочинный, священник с. Ламовки Алексей Соколов. Духовный следователь, священник села Супонева Иоанн Соколов . 1) Ильинка – ст. Узловая С.-В. ж. д. Иовлево – г. Богородицк Кузнецово Кузовка 5) Ламовка Новопокровское (Красный Осетрик) Орловка – ст. Оболенское Супонево-Троицкое – ст. Узловая С.-В. ж. д. Успенское-Кобылинка – г. Богородицк – ст. Узловая Черняевка – г. Богородицк 4-й округ Благочинный, священник села Коломинского Митрофан Феологов. Духовный следователь, священник с. Любимовки Василий Авдуловский. 1) Зиновьево-Ивановские Кресты – ст. Михайловское Колменское

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу, храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый приделы, а также купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения.  Свято-Казанский храм стоит в самом сердце Богородицка, в прекрасном старинном парке. Колокольня храма - в прошлом въездная башня имения графа Алексея Григорьевича Бобринского, незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II. Всё здесь - буквально пропитано историей. Вообще, Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение. Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а ещё через десять лет вернула ему городской статус. В 1771 году на высоком левом берегу речки Упёрты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчёт парки Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00875

По окладным книгам рязанской кафедральной казны, писанным при м. Иосифе, в составе епархии значатся следующие десятины: 1) Иеревитская – в ней города: Михайлов, Печерники, Епифань, Богородицк, Гремячий и Зарайск; 2) Каменская – г. Пронск с уездом; 3) Старо-Рязанская – гг. Старая Рязань и Сапожок; 4) Ряжская – гг. Ряжск и Скопин; 5) Елатомская – г. Елатьма; 6) Шацкая – г. Шацк; 7) Кадомская – г. Кадом; 8) Козловская – г. Козлов, вероятно, с пригородами; 9) Тамбовская – г. Тамбов. Сверх того, некоторые города в окладных книгах значатся без распределения на десятины. Но они, подобно десятинам, составляли отдельные части епархии; 10) Муром с уездом; 11) Касимов с уездом; 12) Воронеж, Усмань, Романов, Елец, Лебедянь и Донков 506 . Епифань и Гремячий вторично поступили в Рязанскую епархию из Коломенской после собора 1674 года вместо Каширского уезда, отошедшего к Коломне 507 . В этом последнем была, так называемая, Тешиловская десятина. В 1664 г. поповский староста доносил рязанскому преосвященному Илариону, что в Тешиловской десятине Каширского уезда во многих приходах учинились скорби: ежедневно умирало в иных приходах по три, в других по 5–6 человек 508 . Богородицк, выстроенный край епифановских полей (1663 г.), – новый город; из-за него вышли неприятности у коломенского владыки с рязанским. В 1674 г. патриарх решил дело в пользу рязанского 509 . О Коломенской епархии, выделенной из Рязанской и неприятной соседке сначала рязанских архиереев, потом патриархов, сказано много попутно. Она учреждена в половине XIV в., около 1350 г. На погребении митр. Феогноста в 1353 году, вместе с Алексием владимирским и Афанасием волынским, присутствовал коломенский епископ Афанасий. При этом печальном торжестве впервые у летописцев упоминается коломенский епископ 514 . Несомненно, что коломенская кафедра явилась в последние годы жизни дряхлого старца м. Феогноста и при жизни вел. кн. Симеона Ивановича, скончавшегося вслед за митрополитом 515 . Старец митрополит, не будучи в состоянии единолично управлять русской митрополией, наместником во Владимир назначил своего преемника епископа Алексия, а по близости к Москве поставил себе помощника в лице епископа с кафедрой в Коломне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Возникновение соборного Троицкого прихода относится к 1821 г., хотя Троицкая церковь без значения соборной существовала со своим приходом в прошлом еще столетии. Но вследствие своей ветхости она была в 1768 г. упразднена, и прихожане ее были при­соединены к Казанской церкви, что в селе Богородицком в 1/4 в. от города, считавшейся тогда Соборною цер­ковью, так как это село считалось в то время городом. Но село Богородицкое не удержало за собою значения го­рода. (...) Соборный же храм Казанский с. Богородицкого обращался в приходскую церковь. П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А.Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки…Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Богородицк. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1831 г. Богородицкими купцами. Александром Кобяковьм, Иваном Долговым, Афанасием Тихоновым, Димитрием Саниным, Иваном Гайдуковым, Иваном Селищевым. В 1837 г. в колокольне пристроен храм в честь Вмч. Георгия Победоносца. Рядом с храмом находится кладбище, которое действует и поныне. Храм просуществовал до праздника Вознесения Господня 1939 г., когда и был закрыт. 2-3 года пустовал, потом с нем располагался склад " Заготзерно " , хранился фураж. Храм повторно открылся 7 мая 1945 г. и представлял тяжелое зрелище: голые стены без окон, без рам. А уже в 1946 г., под праздник Сретения Господня (1/14.02), была первая служба - Всенощное бдение, которую совершил первый настоятель о. Феодор Чекмагин в сослужении о. Григория Ивановского и диакона о. Косьмы. В настоящее время здание храма восстановлено, ухожено, расписано и обнесено кирпичной оградой. В Георгиевском приделе - крещальня. 5/18 марта 1998 года указом Митрополита Серапиона храм переименован в Кафедральный Собор. Рядом с алтарной частью Собора (2001-2002г.) построена заупокойная часовня, где служатся панихиды, иногда происходит отпевание покойников. Чтимые святыни: а) икона Успения Божией Матери с частицей Гробницы Богоматери, б) местночтимая икона Божией Матери " Скоропослушница " , в) местночтимая икона Божией Матери " Казанская " , г) икона Божией Матери " О Тебе радуется " с частицей мощей Блаженного Иоанна, Тульского. д) икона с частицей мощей прав. Петра Великодворского (Владимирского чудотворца Духовное окормление). Успенская кладбищенская (безприходная). Кладбищенский каменный храм во имя Успения Божией Матери, построен в 1831 г. вместо бывшего деревянного храма, уничтоженного пожаром. Храм выстроен на средства богородицких граждан, при особом участии, в качестве храмостроителя, купца Селичева. На такие же средства в 1837 г. в колокольне устроен теплый придельный храм во имя вмчк. Георгия Победоносца. В 1885 г. храм значительно был распространен пристройкою в 13 аршин к западной его стороне, и иконостас его был обновлен. Причт состоит из священника и псаломщика. Для причта имеются церковные дома.

http://sobory.ru/article/?object=00874

Его устройство поручили видному русскому учёному, в полном смысле слова - энциклопедисту и по сути первому теоретику сельского хозяйства - Андрею Тимофеевичу Болотову. Тогда же Богородицк получил свою радиально-лучевую планировку. Сам дворец строился по проекту архитектора Ивана Старова, в то время только недавно закончившего Академию художеств. Он же через три года, в 1774 году, приступил к строительству Свято-Казанского храма. Стоявшая там раньше деревянная церковь во имя пророка Илии незадолго до этого сгорела. Строительство Свято-Казанской каменной церкви продолжалось 9 лет. Иконы для нового храма заказали И. Т. Некрасову - мастеру из " кремлёвской команды " В. И. Баженова. Известно, что в оформлении церкви весьма активно участвовал А. Т. Болотов. Так, например, его кисти принадлежало изображение Спаса Нерукотворного. В 1778 году уже освятили приделы: один во имя апостолов Петра и Павла, другой - во имя святителя Николая Чудотворца. Главный же престол был освящён пятью годами позже - в честь Казанской иконы Божией Матери. Долгое время храм выполнял функцию городского собора. Сохранились данные, что в иные праздники он вмещал до двух тысяч молящихся! Одновременно он был домовым для графов Бобринских. Рядом владелец имения устроил богадельню для мальчиков. У стен Свято-Казанской церкви регулярно устраивалась знаменитая Казанская ярмарка. Шли годы, а Бобринские продолжали играть важную роль в жизни города. Потомки Алексея Григорьевича открыли в Богородицке несколько промышленных предприятий, в том числе сахарный завод. Кроме того, они всё время заботились и о своём " семейном " храме. Его регулярно ремонтировали, поддерживали в должном порядке, а также содержали приют для сирот. В 1877 году Бобринские устроили в приходе земскую школу. К сожалению, послереволюционная эпоха жестоко обошлась с прекрасным дворцом и Свято-Казанским храмом. Церковь закрыли очень быстро, при этом фрески замазали, уничтожив известковый весь живописный слой. Церковную и богослужебную утварь, говорят, вывозили телегами.

http://sobory.ru/article/?object=00875

В 1622 году Патриарх Московский Филарет перевел города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне — левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне — правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского Собора 1674 года он был отдан Коломенской епархии, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведен г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской — г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор. В 1682 году Патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белеве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому Патриаршему престолу, но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта намерение Патриарха не смогло осуществиться. В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными — Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу императрицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа ее, новопоставленного Афанасия Иванова, Коломенским и Тульским. При епископе Афанасии Коломенская семинария получила высшую квалификацию в науках философии и богословии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208926...

53 Действительно, после подчинения Тамбовской епархии местоблюстителю, Рязанская епархия оказалась одной из обширнейших, а по количеству «данных» церквей уступала только бывшей патриаршей области. В 1699 и 1700 г.г. в ней насчитывалось 955 церквей да в Тамбовской, без Петровска и Борисоглебска – 168; всего следовательно, 1129 церквей, с Петровскими и Борисоглебскими церквами ведению местоблюстителя передавалось около 1135 окладных храмов, тогда как у новгородского владыки в то время было только 1017 данных церквей. 54 От количества епархиальных церквей значительно зависела денежная доходность архиерейского дома. Петр Великий и Стефан Яворский понимали это. С 1701 года южной границей двойной епархии м. Стефана оказалась кривая линия с верховьев р. Медведицы, где стоял г. Петровск, проходившая через среднее течение р. Хопра на устье р. Вороны в Хопер, где в 1695 г. построен г. Борисоглебск, 55 на западе Рязанская епархия граничила с Воронежской в верхних бассейнах рек Хопра, Битюга и Воронежа. В верховьях р. Дона через реки Шат и Проню и среднее течение р. Оки, отделяя города Богородицк, Епифань и Гремячий к Рязанской епархии, проходила старая граница её с Коломенской епархией, сливаясь на севере, в верховьях р. Цны, близ села Дединова, с северной границей по отношению к бывшей Патриаршей области. Северные пределы Рязанской епархии шли по северной территории Муромского уезда; отсюда уже шла восточная граница через среднее течение р. Мокши и её притока р. Вад, западнее городов Темникова, Керенска, Верхнего Ломова на г. Петровск. Таким образом, через присоединение Тамбовской епархии заметно изменилась только южная и юго-западная граница Рязанской митрополии. 56 По числу городов Рязанскую епархию в начале XVIII в. нужно назвать также одной из «многоградных». Кроме городов Тамбовской епархии, ее составляли – кафедральный город Рязань, с давнишним титульным городом Муромом, затем города: Елатьма, Касимов, Кадом, Щацк, Сапожек, Ряжск, Сокольский, Романов, Лебедянь, Данков, Епифань, Богородицк, Скопин, Пронск, Михайлов, Гремячий, Переяславль-Рязанский и Дединово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008