Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Монашество и церковная письменность XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Зиновий Отенский и его сочинения Если в апологетике Артемия чистое богословие имеет вспомогательный характер, то в сочинениях инока Зиновия из Отенского монастыря (в Новгородской земле) оно занимает первостепенное место. В биографии Зиновия есть пробелы, и процесс его духовного становления до сих пор недостаточно выяснен. Он скончался в 1568 г. в Отенском монастыре, куда, по-видимому, был заточен: в 20-х гг. XVI в. Зиновий был связан с иноком Максимом Греком и после его осуждения, вероятно, и был выслан или заточен в Отенский монастырь. Причины, по которым Зиновий оставил Москву (сделал ли он это добровольно или по приговору властей), не выяснены до сих пор. То обстоятельство, что Зиновий после своей кончины был погребен в соборе Отенского монастыря около могилы св. Ионы, говорит о большом уважении к нему монастырской братии . Можно думать, что монастырские власти едва ли посмели бы оказать такую честь изгнаннику. Хотя, с другой стороны, прошло больше 40 лет, с тех пор как Зиновий прибыл в Отенскую обитель, и за это время своей ученостью он снискал уважение у братии и настоятелей; кроме того, надо принять во внимание и местные, новгородские, настроения, которые часто выливались в оппозицию столичным властям . Зиновий не участвовал в церковно-политической жизни своей эпохи , его затворничество в монастырской келье оказалось большой удачей для истории, поскольку благодаря ему мы знаем единственного богослова XVI в., который в своих сочинениях выказал определенную самостоятельность и оригинальность . Его сочинения, как и «Просветитель» Иосифа, составлены были в полемических целях, но полемика Зиновия имеет совсем иной характер. Она не перегружена цитатами, как у Иосифа. Зиновий предпочитает самостоятельное исследование обсуждаемых вопросов, в полемике он обнаруживает четкую концепцию, он разит противника его собственным оружием, делает логические умозаключения и для обоснования своих утверждений не пренебрегает доказательствами от разума. Зиновий написал два больших труда: «Истины показание к вопросившим о новом учении» и «Послание многословное на зломудрие Косого» . Первое сочинение, очень объемное, имеет особое значение, поскольку оно, с одной стороны, проясняет вопрос о содержании еретических взглядов Косого, а с другой — характеризует Зиновия как хорошего полемиста и богослова.

http://sedmitza.ru/lib/text/436606/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?), Новгородская земля? - 1571/72 (?), Отенский мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского мужского монастыря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф. Биография Материал о жизни З. скуден, заимствуется из его сочинений. Вероятно, книжник род. на Новгородской земле. З. писал о себе, что «некогда прилучившу ми ся обрести в московских странах» (Истины показание. 1863. С. 938). Л. Е. Морозова высказала предположение, что, находясь в Москве, З. жил в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , поскольку информация об обители содержится в основном труде З. «Истины показание...». Можно предположить, что новгородский книжник находился в обители в то время, когда настоятелем там был Гурий (Черлёного Заболоцкий ; впосл. епископ Смоленский), т. е. во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. О существовании контактов между З. и еп. Гурием свидетельствует послание З. последнему в Соловецкий мон-рь, датируемое 1555/56-1566 гг. К 1534-1536 гг. З. жил в Отенском мон-ре близ Новгорода. Поскольку в церковной традиции З. почитался как ученик прп. Максима Грека , митр. Евгений (Болховитинов) ( Евгений. Словарь. 1827. Т. 1. С. 189) и вслед за ним др. исследователи полагали, что З. был сослан после Соборов 1526 и 1531 гг., осудивших прп. Максима. Однако З. впервые назван «учеником премудраго Максима Грека» в кн. «Скрижаль», изданной Московским Печатным двором в 1655-1656 гг. ( Дёмин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII вв. М., 1985. С. 329; Калугин. 1894. С. 98-99). С ученым греком и его взглядами отенский инок полемизировал в своем главном труде «Истины показание...». Нем. исследователь Р. Майнка ставил под сомнение ученичество З. по отношению к прп. Максиму и считал недоказанным утверждение о ссылке З. в Отенский мон-рь ( Mainka. 1961. S. 18-28). Многочисленные ссылки З. на отцов Церкви и использование им множества книг при написании своих трудов говорят о богатстве б-ки Отенского мон-ря (см. о ней: Розов Н. Н. Искусство книги Др. Руси и библиография: По новгородско-псковским мат-лам//ДРИ: Рукоп. книга. М., 1972. [Сб. 1]. С. 37-38). Высказывания инока о патристической книжности: «...от словес бо их множайшая навыкох и аз» (Истины показание. 1863. С. 350) - позволили Морозовой сделать вывод, что З., возможно, знал греч. язык ( Морозова. 1990. С. 82; ср.: Mainka. 1961. S. 17. Anm. 31). В Отенском мон-ре инок занимался также перепиской книг ( Mainka. S. 16).

http://pravenc.ru/text/199815.html

Инок Зиновий Отенский – новгородский богослов XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 Никоновская летопись под 1553 годом сообщает о еретических нестроениях в Русской Церкви: “Того же лета прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве. И царь благочестивый и Митрополит Макарий того посыскали, откуду сие зло изливается. И сказали царю и Митрополиту на Матюшку Семенова сына Башкина, что он с своими съветникы, з Григорием да с Ываном Тимофеевыми детми Борисова и с ыными, испражняют Владыку нашего Христа, непшуют Сына Божиа не быти, и преславная действа о Таиньстве и о Литоргии и о Причастии и о Церкви и о всех православных в вере крестьанской И осудиша их неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человечскому, и утвердиша истинный закон христианьскый, изъясня святым Евангелием и Апостолом и Правилы святых Апостол, а прелесть их посрамиша” 1 . Эта ересь известна в литературе по именам главных ересиархов как ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Обличителем распространившегося лжеучения явился замечательный писатель-богослов, инок новгородского Отенского монастыря старец Зиновий. Это имя давно известно в науке. О нем говорится в справочных трудах по древнерусской литературе 2 , по истории Русской Церкви 3 , по истории древнерусской литературы 4 , по истории Русского государства 5 , ему посвящено несколько исследований 6 . Труды Отенского инока явились предметом отдельных специальных исследований 7 . В последнее время было опубликовано написанное им похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому 8 и несколько посланий 9 , которые были затем переопубликованы 10 . Они расширили наше представление о хронологии и широте его писательской деятельности. Фактический материал о жизни инока Зиновия весьма скуден. Дата его рождения неизвестна. О месте рождения Ф. Калугин высказал следующее предположение: “На основании особенностей его говора можно догадываться, что он был родом из Новгородской области” 11 . Его писательская деятельность проходила в Отенском монастыре Новгородской епархии. Монастырь дал имя своему насельнику и знаменитому писателю.

http://pravmir.ru/inok-zinoviy-otenskiy-...

Об умствованиях Косого (из «многословного послания») Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Текст «Об умствованиях Косого» («О Косого мудровании») сохранился в виде особых «вопросов», входящих в состав одного из двух противоеретических трактатов, направленных против русского еретика середины XVI в. – Феодосия Косого, проповедовавшего сперва в Московской (Белоозеро, Москва), а затем в Западной (Литовской) Руси. Оба противоеретических трактата – «Послание многословное к вопросившим... на зломудрие Косого» и «Истины показание к вопросившим о новом учении...» – написаны автором или авторами, знакомыми с учением Косого по изложению (письменному и устному) неких «богобоязненных людей» из Литвы и «крылошан» из Старой Руссы. Автор «Истины...» прямо назван в древнейшей рукописи памятника (возможно, его автографе) – это старец Зиновий, инок новгородского Отенского монастыря, ученик Максима Грека . В «Многословном послании» имени автора нет, но ряд исследователей также считает этот памятник сочинением Зиновия Отенского . Ересь Феодосия Косого, получившая распространение вначале и осужденная собором в середине 50-х т. XVI в., представляла собой самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали не только церковную традицию после Библии (подобно новгородско-московской ереси конца XV – начала XVI в.), но также и всякую церковную иерархию и богоустановленность светских «властей». После бегства еретиков в Польско-Литовское государство Косой и его сподвижники примкнули к крайним представителям Реформации в Польше – антитринитариям (социнианам), и возглавленное ими движение «русских братьев», наряду с близким к нему движением «чешских братьев», оставило глубокий след в идейной жизни Западной Европы вплоть до XVII–XVIII вв. «Послание многословное» было, по мнению большинства исследователей, более ранним из двух противоеретических трактатов Зиновия Отенского – оно написано, по-видимому, в конце 50-х – начале 60-х гг. XVI в. Не имея возможности включить в «Библиотеку литературы Древней Руси» «Послание многословное» в его полном объеме, мы публикуем здесь введение («Сказание») к «Многословному посланию» и «Вопросы о Косого мудровании» (так они озаглавлены в пометках, сделанных в рукописи на полях), которые в «Послании» перемежаются с пространным опровержением «мудрований» Косого. Следует, однако, иметь в виду, что «Вопросы» отнюдь не представляют собой точного изложения учения Косого (едва ли даже существовавшего в письменном виде) – в ряде случаев они явно искажают его высказывания, придавая им особенно одиозный характер. Однако самый характер аргументации Косого «Вопросы», по-видимому, передавали верно: как и другие представители еретических и реформационных движений, Феодосий Косой широко привлекал тексты «Писания», и в особенности – Евангелия, Апостольские послания и Деяния, противопоставляя их «Преданию», то есть основной традиции, на которую опиралась господствующая церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССИАН († 21.10.1556, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Рязанский и Муромский. Вероятно, К. был пострижеником Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (о чем косвенно свидетельствуют его вклады в эту обитель и уход туда на покой). А. А. Зимин вслед за П. М. Строевым полагал, что К. до 1550/51 г. являлся настоятелем Юрьева новгородского муж. мон-ря ( Зимин. 1958. С. 46, 92; Он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI вв.). М., 1977. С. 298; Строев. Списки иерархов. Стб. 45). Прп. Зиновий Отенский в Похвальном слове свт. Ионе Новгородскому писал о неблагоговейном отношении, проявленном к мощам свт. Ионы архимандритом Юрьева мон-ря Иларионом (1551-1553), и объяснял это тем, что Иларион был преемником К. ( Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богосл.-полемич. и церк.-учительские произведения. СПб., 1894. Прил. С. 26). Один из предшественников К. на Рязанской кафедре, еп. Иона, до поставления во епископа (1522) был игуменом Юрьева мон-ря. Хиротонию К. возглавил, очевидно, Московский митр. св. Макарий . Точная дата в источниках не отмечена, но можно с уверенностью предположить, что К. был хиротонисан в 1550/51 г. Несохранившаяся несудимая грамота царя Иоанна IV Васильевича К. на земли Рязанского архиерейского дома в Рязанском у. датировалась 1550/51 г. и была, по-видимому, выдана в связи со вступлением на кафедру. К. участвовал в Стоглавом Соборе 1551 г. О выступлениях Рязанского епископа на Соборе неизвестно; очевидно, он действовал в согласии с др. участниками Собора. В 1552 г. митр. св. Макарий послал в недавно созданный Шацкий городок (ныне г. Шацк Рязанской обл.) иерея и диакона для освящения Воскресенского, Никольского и Борисоглебского храмов. Рязанский епископ воспринял это как вторжение на свою каноническую территорию и обратился к царю с жалобой на митрополита, ссылаясь на грамоту митр. Феогноста Рязанской епископии на Червленый Яр (РИБ. Т. 6. 18). Действия митрополита объясняются нечеткостью епархиальных границ. В 1553/54 г. митр. Макарий выдал К. благословенную грамоту на присоединение Шацкого городка к Рязанской епархии. При К. в епархии прошло судебное разбирательство о принадлежности борисоглебских владычных земель, решившееся в пользу владычных крестьян. 30 янв. 1553 г. царь пожаловал К. пруд на р. Лыбедь в Рязанском у.

http://pravenc.ru/text/1681263.html

Инок Зиновий Отенский – новгородский богослов XVI века Никоновская летопись под 1553 годом сообщает о еретических нестроениях в Русской Церкви: «Того же лета прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве. И царь благочестивый и Митрополит Макарий того посыскали, откуду сие зло изливается. И сказали царю и Митрополиту на Матюшку Семенова сына Башкина, что он с своими съветникы, з Григорием да с Ываном Тимофеевыми детми Борисова и с ыными, испражняют Владыку нашего Христа, непшуют Сына Божиа не быти, и преславная действа о Таиньстве и о Литоргии и о Причастии и о Церкви и о всех православных в вере крестьанской И осудиша их неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человечскому, и утвердиша истинный закон христианьскый, изъясня святым Евангелием и Апостолом и Правилы святых Апостол, а прелесть их посрамиша» 1489 . Эта ересь известна в литературе по именам главных ересиархов как ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Обличителем распространившегося лжеучения явился замечательный писатель-богослов, инок новгородского Отенского монастыря старец Зиновий. Это имя давно известно в науке. О нем говорится в справочных трудах по древнерусской литературе 1490 , по истории Русской Церкви 1491 , по истории древнерусской литературы 1492 , по истории Русского государства 1493 , ему посвящено несколько исследований 1494 . Труды Отенского инока явились предметом отдельных специальных исследований 1495 . В последнее время было опубликовано написанное им похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому 1496 и несколько посланий 1497 , которые были затем переопубликованы 1498 . Они расширили наше представление о хронологии и широте его писательской деятельности. Фактический материал о жизни инока Зиновия весьма скуден. Дата его рождения неизвестна. О месте рождения Ф. Калугин высказал следующее предположение: «На основании особенностей его говора можно догадываться, что он был родом из Новгородской области» 1499 . Его писательская деятельность проходила в Отенском монастыре Новгородской епархии. Монастырь дал имя своему насельнику и знаменитому писателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

М.Ю. Смирнов Содержание Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI – начале XXI века М. Ю. Смирнов. Непротестантский взгляд на протестантизм в России I. Дореволюционная историография протестантизма в России: официальный ракурс Н. И. Барсов. Протестантизм в России Т. И. Буткевич. Протестантство в России. II. Первое столетие протестантизма в России: под знаком «изложений на люторы» Максим Грек. Против лютеран – слово о поклонении Святым Иконам Зиновий Отенский. Черноризца послание многословное к просившим его подтвердить их благочестие против зломудрствования Косого и тех, кто с ним. Иван IV Грозный. Ответ царя Ивана Васильевича Грозного Яну Роките Иван Наседка . Написание о лютом враге Мартине Иосиф, Патриарх Московский и всея России. . Лютерские ереси III. Взгляд из XIX века на противолютеранскую полемику в России XVIXVII веков. Часть 1 Макарий , митрополит. . А. С. Никольский. . < Фрагменты > И. И. Соколов. . А. П. Голубцов. К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры». Д. В. Цветаев. . Н. И. Кареев. Отзыв о сочинении г. Цветаева под заглавием – «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках» III. Взгляд из XIX века на противолютеранскую полемику в России XVIXVII веков. Часть 2. Casus Цветаева Д. В. Цветаев. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. П. А. Преображенский. Докторский диспут по русской истории Д. В. Цветаев. < Редкая из моих печатных работ по иностранному вопросу в России не была отмечена критикою> . А. С. Лебедев. . Д. В. Цветаев. Странные приемы исторической критики. А. С. Лебедев. Ответ г. Дм. Цветаеву на его «Странные приемы исторической критики». IV. От Ивана Грозного до Петра Великого: тернистый путь адаптации протестантов в России М. Е. Красножен. . Д. В. Цветаев. Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве. И. М. Снегирев. . П. З. . . Н. В. Покровский. Борьба с протестантскими идеями в Петровское время и князь Михаил Кропоткин. V. Православно-богословская оценка лютеранского вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Чудо преславно воистину: кости голы сухи на всякие недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют. ( Зиновий Отенский ) Сия кости персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшна и слепых просвещают, и прокаженных и расслабленных и всякие болезни уврачуют. (Преп. Иосиф Волоколамский) Саров – 19 июля 1903 года – вечно благословенное место и время! Это – место чудотворений, это источник неистощимый милости Божией. Это – время торжества любви церковной, время одушевленнейшей молитвы, бодрого, ясного, глубоко сознательного устремления к небу почти трех сот тысяч сердец. – А во главе их, среди этой пламенной молитвы народной был Царь православный, едиными усты и единым сердцем со своим народом пожелавший воздать поклонение благодатному герою духа, великому подвижнику Саровскому преподобному Серафиму. Дивные воспоминания! Великое, поучительнейшее событие! Народ объединился вокруг памяти об ангелоподобной жизни, неземной чистоте Саровского отшельника; Царь, наш батюшка, возлюбленный Царь, прибыл к этому же отшельнику, облобызать его святые косточки; Царь принес прекрасный дар св. Подвижнику Божьему, великолепную раку, которая ныне восприняла святые мощи и украсила тот храм, в котором преподобный некогда воссылал молитвы Господу; Царь, помазанник Божий, стал среди народа своего и вместе с ним молился пред престолом Саровского собора, поручая себя и всех людей, ему Богом вверенных, заступничеству нового Чудотворца препод. Серафима... И Бог ответил на молитву рабов своих. Вот сидит прозревшая, ранее не видавшая света солнечного, ныне ж различающая людей... Там среди монастыря толпа народная окружила мать с семилетним сыном, который «три года на ноги не подымался, а мотри-ка, милость то Божия, бегает уж»... Расспросам нет конца, а мальчик улыбается неземной улыбкой, народ плачет: «родненький ты наш, посетила тебя милость Божия, голубчик ты, Христос Воскресе»... А мальчик смеется, мать плачет от радости... К «источнику» батюшки отца Серафима принесли 19-летнюю девицу без ног. Мать с нею пошла к воде. Отец в страшном волнении ходит вокруг. Пять минут кажутся для него часом. Проходит десять, пятнадцать минут... Старик бегает, всех расспрашивает, не видали-ли вы – вот такую то девицу, безногую, с матерью? – Вдруг кто-то отвечает: да она там, да она ходит! Как? кричит отец, ходит? – Толпа начинает усиленно волноваться... Но вот с «источника» показывается бледная, болезненная, но уже на ногах та, которую восемь сильных рук недавно донесли до воды... Народ заволновался, заколыхался и как один человек пал на колени... Тысячи мозолистых, закорузлых рук поднялись к небу и отирали слезы, которые так и струились по обожженным солнцем, загорелым лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

преподобный Зиновий Отенский (?–1568) преподобный Зиновий Отенский Богослов, православный полемист XVI века. Биография Инок Отенского новгородского монастыря, сосланный туда около 1526 из Москвы; известен как автор полемического сочинения: «Истины показание к вопросившим о новом учении» (Казань, 1863) и двух похвальных слов в честь новгородских святителей Ионы и Никиты. Ему же приписывается «Послание многословное к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним» (М., 1880). Во всех своих сочинениях Зиновий является противником нового учения и защищает церковные обряды, особенно почитание икон, крестов, мощей, монашество. Будучи учеником Максима Грека, Зиновий, тем не менее, стоит за сохранение монастырского имущества, доказывает его законность, даже необходимость. К еретикам он относится сурово, называет их «врагами Христовой веры», «безбожными», «лживыми», рекомендует православным удаляться от них, но Зиновий не говорит о смертной казни еретиков, по его словам, их «затворением наказуют». Вообще, по своим воззрениям, Зиновий ближе подходит к Иосифу Волоцкому, нежели к Максиму Греку. Школа последнего сказалась только во внешней стороне полемических трудов Зиновия, который обнаружил в них большую по тому времени начитанность и уменье ею пользоваться. «Истины показание», например, не представляет собой сборника цитат, набранных, без всякой критики, из разных мест, как «Просветитель» Волоцкого. Это сочинение написано по строго обдуманному плану и даёт полное опровержение учения еретиков; оно талантливо и живо изложено в форме бесед с клирошанами, обратившимися к Зиновию с мучившим их вопросом: «Како спастися?». В сочинениях Зиновий нередко прибегает к отвлечённым и естественнонаучным рассуждениям. Так, троичность лиц, непонятную для еретиков, он объясняет аналогией с душой человека, состоящей из ума, слова и духа (дыхания); бытие Бога доказывается рассмотрением природы (в природе ничто не самобытно, всё имеет своё начало, и начало это — Бог), а также тем соображением, что все народы признают существование Бога. Изредка пользуется Зиновий и общими в то время полемическими приёмами: учение Косого безнравственно, неистинно, потому что сам Косой — человек безнравственный, «лукавый», «безумный», «предтеча антихриста», и, будучи косым, не может смотреть на вещи прямо, не может, значит, делать прямых, истинных выводов и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Zinovij_Otensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История агиографии ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК Иосифо-Волоколамский патерик, сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в. в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» «Итальянская легенда», название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Кирилле и Мефодии, об обретении ими останков римского еп. (папы) сщмч. Климента I

http://pravenc.ru/rubrics/122304_2.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010