Митрополит Зиновий (Мажуга)      Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга, в схиме Серафим; 1896–1985) сочетал в себе святительское служение и благодать старчества. Восприняв духовный опыт глинских старцев, он передал его своим многочисленным духовным чадам, среди которых Каталикос-Патриарх Грузии Илия II. Владыка Зиновий (Мажуга) всегда говорил: «Будьте щедрыми, не будьте жадными, и всегда Господь пошлет. Чем больше отдаешь, тем больше Господь посылает». Объяснял: «Послушание выше любви, так как любовь без послушания оказывается страстью, а послушание, очищая душу человека, ведет ее к любви духовной». Замечал: «В гордом и непослушном сердце нет и не может быть любви — это самообман». Митрополит Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего. В три года ребенок лишился отца, в одиннадцать — матери, и рос в бедной семье двоюродной сестры Параскевы. В 1912 году шестнадцатилетним юношей Захарий был зачислен в Глинскую пустынь послушником. В 1916 году он был призван на военную службу. После демобилизации юноша вернулся в родную обитель. Для монастыря наступили трудные времена, но традиции старчества в Глинской пустыни не прерывались даже в эти страшные годы гонений на веру и Церковь. Захарий был пострижен в рясофор в 1920 году, а монашеский постриг принял в марте 1921 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, с именем священномученика Зиновия, епископа Эгейского. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми. В Драндском Успенском монастыре отец Зиновий был рукоположен во иеродиакона, а в 1925 году — во иеромонаха. Вскоре и этот монастырь закрыли. С 1925 до 1930 года отец Зиновий служил в сухумском храме святителя Николая Чудотворца. Вместе с другими монахами и священнослужителями он пережил арест и заключение. Будущий старец отбывал заключение на строительстве Беломорско-Балтийского канала и на Урале. В лагере отец Зиновий, помнивший наизусть часто употребляемые службы, отпевал усопших, тайно крестил, молился с желающими, исповедовал всех, кто просил. Епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами. Так и в тюрьме будущий святитель продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.

http://pravoslavie.ru/91755.html

Воспоминания Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии о митрополите Зиновии (Мажуга) Источник: Московская православная духовная академия Прп. Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга), митрополит Тетрицкаройский Говорить о Владыке Зиновии можно очень много. Во-первых, Грузия спасла от преследования глинских монахов, когда они остались без монастыря. Некоторые из них приехали в Грузию. Святейший Патриарх Каллистрат их принял с любовью и, фактически, Святейший и Блаженнейший Патриарх спас глинских монахов, в том числе и Владыку Зиновия. Все титулы, которые он имел, он получил в Грузии: архимандритство, епископство, митроплитство. Он был выдающимся человеком и очень мудрым, корректным. Он знал, где что сказать. Он принял участие в моем восхождении по духовной линии. Когда я прибыл сюда, будучи студентом 2-го курса Московской духовной академии, для пострига, то Святейший и Блаженнейший Патриарх – Католикос всея Грузии Мелхиседек III поручил Владыке Зиновию совершить мой монашеский постриг. Это было 16 апреля 1957 года. Тогда ещё грузинских монахов не было. Ни один грузин не участвовал в моем постриге. Матушки были, особенно выделялась матушка Феофания. Они меня покрывали мантией. Они все были приезжие. Во время преследования как-то в Грузии легче было. И вот, я ждал, каким именем назовут меня, и услышал имя Илия. Был Ираклий, а стал Илия. Ираклий – это сила физическая, Геракл отсюда происходит, а Илия – сила Божия, духовная. Духовная сила заменила физическую. Постриги Владыка совершал в Александро-Невской церкви. Святейший Патриарх звонил ему. Когда Владыка меня постригал, то перед этим Патриарх позвонил Владыке Зиновию и сказал: «К вам придет студент духовной академии. Совершите постриг». Я помню, думал, что меня оставят на ночь после пострига в Александро-Невском храме. Кончился постриг. Мне было очень тяжело. Какая-то борьба была внутренняя. Я чувствовал, что все, уже мир закрыт от меня. Мы зашли в келию Владыки. Он мне подарил скуфью, четки и сказал: «вызовите такси, чтобы он поехал на квартиру».

http://pravoslavie.ru/38204.html

ЖМП 4 апрель 2014 / 29 апреля 2014 г. http://e-vestnik.ru/church/svyatye_startsy_7883/ Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться. Дорога в пустынь Отрок Захария Мажуга, ставший спустя многие годы митрополитом Зиновием и за два года до смерти принявший схиму под именем Серафим, после смерти родителей жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. В это время он часто тайно бегал в монастырь и был уже знаком с некоторыми насельниками. Поскольку семья, в которой он жил, была бедной, вскоре его отдали обучаться в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. А в 1912 году 16-летним юношей он был зачислен в Глинскую пустынь послушником. Юноша Алексей Лукаш, впоследствии старец Андроник, впервые переступил порог Глинской обители в 1906 году. Братия произвели на него сильное впечатление. Впоследствии он вспоминал: «Овеяло меня великой радостью, дух мой встревожился, и умом я с воздыханиями обратился к Царице Небесной, прося принять меня в число равноангельских иноков, которое Она стяжала к непрестанному славословию Сына Своего. Дал Матери Божией таинственное обещание служить Ей, всё переносить, терпеть до конца своих дней, после чего ощутил радость на сердце и надежду на Ее милосердие». Об отце Серафиме (Романцове), который по скромности своей мало что о себе рассказывал, известно немного: в святом крещении он получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910 году тоже поселился в Глинской пустыни. Отец Серафим (в миру Симеон Амелин), ставший в 1943 году настоятелем пустыни, родом из простых курских крестьян. После смерти матери отец Симеона стал настаивать, чтобы тот женился, но юноша стремился к духовному подвигу. В 1893 году, в возрасте 19 лет, он ушел из дома и поступил в Глинскую пустынь. Отец вначале был этим недоволен, но, приехав в обитель, смягчился и сказал сыну: «Раз ушел в монахи, так уж и живи, не уходи отсюда».

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномучеников Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаиаа Ражкина, пресвитеров, и мученика Сергия Бородавкина (1938). Память святителя Зиновия, митрополита Тетри-Цкаройского 622 Память святителя Зиновия, митрополита Тетри-Цкаройского Св. Зиновий (Мажуга), в святом крещении Захария, родился 14 сентября 1896 г. в семье рабочих в гор. Глухове Черниговской губернии. В одиннадцать лет он остался сиротой. Двоюродные братья взяли его к себе, но бедность заставила их отдать Захарию на воспитание в Глинский монастырь. Мальчик, отличавшийся набожностью, с радостью пошел туда и в шестнадцать лет попросился в послушники. В этой обители, строго следовавшей традиции св. Паисия Величковского н.], послушники проходили разнообразные суровые испытания, прежде чем принять постриг. Несмотря на старания, молодой Захария потерпел неудачу во многих послушаниях, пока игумен не поручил ему, в качестве последней возможности, следить за конюшнями. Захария с детства боялся лошадей, но подчинился и с Божией помощью и святой добродетелью послушания поборол страх и даже полюбил лошадей, за которыми стал ухаживать с душевным расположением. Взращенный старцем Герасимом во всей строгости монашеского правила и отказа от собственной воли, он достиг больших успехов в духовном делании. Когда началась Первая мировая война, его вместе с другими послушниками забрали в армию. Проведя полгода в белорусских болотах, он заболел экземой, которая причиняла ему жестокие страдания всю оставшуюся жизнь. После демобилизации он вернулся в Глинскую пустынь. Вскоре игумен собрал послушников и объявил, что изменившаяся политическая ситуация предвещает преследования Церкви. Он предложил им уйти, но все остались и приняли постриг. Монастырь не закрылся во время Гражданской войны, последовавшей за революцией. Молодому монаху Зиновию поручили добывать зерно. Это задание он выполнял, рискуя жизнью. В 1922 г. обитель была закрыта, а монахи разогнаны. Зиновий уехал на Кавказ и добрался до Сухуми, на берегу Черного моря. Рукоположенный в диакона, а затем в иеромонаха (1925), он служил до 1930 г. при храме Святого Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) 17 Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение. Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Благословение Господне почиет в сердцах ваших, мои никогда незабвенные духовные дети и отцы: М., И., Н. и Н. Прошу я вас помолитесь за меня болящего. Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю во своих грешных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20.12.2017 Состоится презентация новой книги братьев Зиновия и Николая Чесноковых о старцах XX века 21 декабря 2017 года в Актовом зале Сретенской духовной семинарии состоится презентация новой книги братьев Зиновия и Николая Чесноковых, предисловие к которой написал их отец – протоиерей Александр Чесноков. 21 декабря 2017 года в Актовом зале Сретенской духовной семинарии состоится презентация новой книги братьев Зиновия и Николая Чесноковых,предисловие к которой написал их отец – протоиерей Александр Чесноков. В мероприятии примут участие архиереи, настоятели монастырей и священнослужители, знавшие старцев, а также писатели, деятели культуры и искусства. Книга посвящена Глинскому старцу Серафиму (Романцову; 1885–1976), прославленному на Юбилейном Архиерейском соборе в лике святых 2 декабря 2017 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Особую значимость данному мероприятию придает то, что трое из 16-ти святых (преподобные Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш)) прошли через ссылки и лагеря и являются исповедниками веры, а в этом году мы со скорбью вспоминаем 100-летие революции и чтим подвиг новомучеников и исповедников. На презентацию прилетит из Краснодара протоиерей Александр Чесноков, который был 13 лет келейником у старца Зиновия и хорошо знал трех из прославленных на соборе старцев. Новая книга авторов рассказывает не только о жизни и подвигах преподобного Серафима (Романцова), к которому за духовным советом приезжали сотни тысяч людей со всего мира, но и содержат душеполезные наставления для каждого христианина из писем старца, которые были бережно собраны и обработаны авторами. Известно много случаев документально зафиксированных чудес, совершенных по его молитвам. Старец долгие годы жил в горах Абхазии, образовал монашеские общины в Цебельде, Азанте, Амткеле, Двуречье, Псху и других местах, а впоследствии стал духовником Сухумского Кафедрального Собора. Начало презентации в 19 часов. Адресу: г. Москва, ул. Большая Лубянка 19с1 Глинская пустынь и ее старцы

http://new.izdatsovet.ru/news/sostoitsya...

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  14 сентября 2008 г. «Не знаете, какого вы духа...» Рейс 956 Тбилиси-Москва авиакомпании S7 8 августа оказался последним, связывающим две страны. Так получилось, что у нас с супругой был куплен билет именно на этот рейс. Мы возвращались в Москву после восьми дней, проведенных в Грузии. Последнее, что мы видели из окна самолета до того, как он набрал высоту — купол кафедрального Троицкого собора «Самеба». Глядя на золото, теряющееся в облаках, я думал: что же будет с этой землей, с замечательными людьми, которые живут здесь, в этой Богом благословенной стране, где мы видели столько бескорыстной любви и доброты? Мы вспоминали Тбилиси, горы, храмы, монастыри, а главное — удивительных людей, которыми Бог благословил эту землю. Мы вспоминали Литургию, за которой мы молились со Святейшим Патриархом Илией. Наших прихожан — Лию, Офелию, посла Грузии в Испании Зураба Пололикашвили. Его духовника — архимандрита Шио (Габричидзе), наместника монастыря Шавнабада недалеко от Тбилиси. «Одна из главных добродетелей — это мужество. К примеру, женщина принимает решение родить много детей — это мужество. Вы решили приехать в Грузию — это тоже мужество...» — сказал нам отец Шио. Неужели он знал, что случится через несколько дней? Ни разу за все время пребывания в Грузии нам не довелось столкнуться с русофобией. Никто не останавливал нас на улице, требую предъявить Тбилисскую регистрацию в паспорте. К кому бы я ни обращался на русском языке, в священнической одежде или в мирской, — приятно удивляло доброе, гостеприимное отношение незнакомых людей. «Если кто-нибудь из них прилетит в Москву, сможет ли он рассчитывать на такую же доброту и внимание?» — думал я. В церковных кругах прием был особенно теплым; ведь духовная связь между народами не прерывалась никогда. В последние десятилетия советской эпохи Грузия стала вторым домом для многих носителей духовной традиции Глинской пустыни, сам Патриарх Илия принимал постриг от русского старца-епископа Зиновия (Мажуга). Перед нами открывались двери храмов и монастырей, раскрывались человеческие сердца. «К нам приехали наши братья из России!»

http://e-vestnik.ru/analytics/ne_znaete_...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Глинский старец Зиновий (Мажуга)       Митрополит Зиновий (Мажуга) и отец Виталий   Глинский старец Зиновий (Мажуга) Митрополит Зиновий (Мажуга) - глинский старец . Он подвизался на Кавказе, в Абхазии, затем в Тбилиси. Он воспитал и старца Виталия, житие которого мы публикуем на портале Старец. Как жаль, что жития глинских старцев пишут матушки. В таких житиях все перевернуто, неважное сделано основным, а главное часто пропущено. Мы хотим рассказать об одном случае из жизни старца Зиновия (Мажуга). Об этом случае мало кто знает, тем не менее, мы считаем его важным и даже знаковым. Дело было  в Глинской пустыне в 1921 году. Постоянно ставился вопрос о закрытии монастыря. Каждый готовился к исповеданию веры и смерти. Год назад послушник Захария (Мажуга) принял постриг и стал монахом. Неожиданно его вызывает к себе настоятель обители и велит сесть на стул. Монах Зиновий (Мажуга) послушно исполнил благословение и сел. Тогда игумен приказывает своему келейнику принести бритву и ножницы... Зиновий (Мажуга) с интересом наблюдал за этим. Наконец, игумен велит келейнику постричь монаха и сбрить ему бороду... Зиновий  не прекословил и даже не спрашивал, что случилось. Он просто сидел и смотрел, как его коротко постригают и сбривают ему бороду, которую он растил всю жизнь...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=8...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗИНОВИЙ (МАЖУГА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зиновий (Мажуга), митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), митр. Тетрицкаройский, 1970-е гг. Прп. Зиновий Глинский. Русская икона (2010-е гг.) Каждого, кто к нему приходил, владыка ласково принимал, непременно выслушивал, утешал, наставлял, молился за него и никого не отпускал, не угостив хотя бы чашкой чая. Окружающих его людей называл своей семьей и никогда не садился за стол один. Обращавшимся к нему за духовной поддержкой он давал не просто совет, а открывал им волю Божию, будучи наделён даром прозрения и духовного утешения. Сохранилось много свидетельств прозорливости святителя, по молитвам митрополита Зиновия многие получали избавление от болезней и утешение в жизненных скорбях. С теми же, кто не слушал слов старца, своевольничал, бывало, случались неприятности. Владыка ежедневно служил литургию и лично вынимал частицы за всех кого знал и о ком его просили молиться. Имел дар непрестанной молитвы. О своей кончине митрополит Зиновий накануне сообщил близким ему людям. Сказал, что скоро отправится к отцу Андронику , наказывал приходить к нему на могилку, обращаться со всеми своими скорбями, как к живому. Скончался 8 марта 1985 года и был погребён в Тбилиси , около Александро-Невского храма. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: «Имя мое Серафим». О тайной схиме владыки не знали даже ближайшие его помощники. 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о внесении схимитрополита Серафима в святцы Украинской Православной Церкви в составе Собора преподобных отцев Глинских . Торжественное прославление его в лике святых 21 августа 2010 года было совершено в Глинской пустыни во время литургии Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром . Награды наперсный крест (1943, от патриарха Сергия) палица (1949) право ношения креста на скуфье (17 ноября 1958) ордена св. Нины 1-й и 2-й степени (ГПЦ); орден св. Владимира 1-й степени (РПЦ); орден ап. Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь); орден святых Кирилла и Мефодия 2-й степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии).

http://drevo-info.ru/articles/13291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Схиархим. Виталий (Сидоренко). Фотография. 70-е гг. XX в. Дидубе [Святорусско-Иверский; груз. ], в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в р-не Дидубе (от груз. «диди дубе» - большая равнина) в Тбилиси. Основан в 1975 г. рус. схиархим. Виталием (Сидоренко), пострижеником Глинской пустыни и духовным чадом глинского старца схиархим. Серафима (Романцева) . Впервые на Кавказ Виталий попал в 1958 г., где вместе с бывшим насельником Новоафонского мон-ря старцем Самоном в течение года подвизался в пустыни, в горной местности Баргана (Абхазия). В 1961 г., когда была закрыта Глинская пуст., Виталий и 3 инока подвизались в ущелье р. Азанта, близ села и оз. Амткел (Абхазия), спускаясь по праздникам на исповедь и к причастию в Новоафонский мон-рь. Здесь же Виталий принял постриг с именем Венедикт, в сер. 60-х гг.- схиму с именем Виталий. В 1969 г. пустынь была обнаружена и закрыта оперативной группой КГБ, насельники арестованы. Схим. Виталий, находившийся на тот момент в с. Амткел, сумел добраться до Тбилиси. Неск. лет он прожил при приходе русского храма св. Александра Невского, где после закрытия Глинской пуст. подвизались глинские старцы - настоятель храма митр. Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) и схиархим. Андроник (Лукаш) , глинские насельники архимандриты Пимен, Филарет, игум. Амвросий, иером. Николай и др. Митр. Зиновий, ставший духовником схим. Виталия, рукоположил его в 1975 г. во диакона, 2 янв. 1976 г.- во иерея, позже возвел его в степени схиигумена и схиархимандрита. В 1975 г. схиархим. Виталий с келейницей мон. Марией (Дьяченко; впосл. схиигум. Серафима) поселился на самой окраине Тбилиси, в пос. Дидубе (ныне район Тбилиси). Небольшой дом, ранее принадлежавший 2 схимницам, был разделен на муж. и жен. половины, здесь же был основан мон-рь. К старцу стекались паломники со всего СССР. Схиархим. Виталий по благословению митр. Зиновия совершал множество постригов: его постриженицы жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, Донецке, Сухуми, Перми, Одессе, Воронеже, Донбассе, Сибири, на Дальн. Востоке и др. Митр. Зиновий от рук схиархим. Виталия тайно принял схиму с именем Серафим. Умирая, он передал своих духовных чад схиархим. Виталию, а духовничество над ним - Католикосу-Патриарху Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) , благословив схиархим. Виталия никогда не покидать Грузию.

http://pravenc.ru/text/172004.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010