Воспоминания Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии о митрополите Зиновии (Мажуга) Источник: Московская православная духовная академия Прп. Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга), митрополит Тетрицкаройский Говорить о Владыке Зиновии можно очень много. Во-первых, Грузия спасла от преследования глинских монахов, когда они остались без монастыря. Некоторые из них приехали в Грузию. Святейший Патриарх Каллистрат их принял с любовью и, фактически, Святейший и Блаженнейший Патриарх спас глинских монахов, в том числе и Владыку Зиновия. Все титулы, которые он имел, он получил в Грузии: архимандритство, епископство, митроплитство. Он был выдающимся человеком и очень мудрым, корректным. Он знал, где что сказать. Он принял участие в моем восхождении по духовной линии. Когда я прибыл сюда, будучи студентом 2-го курса Московской духовной академии, для пострига, то Святейший и Блаженнейший Патриарх – Католикос всея Грузии Мелхиседек III поручил Владыке Зиновию совершить мой монашеский постриг. Это было 16 апреля 1957 года. Тогда ещё грузинских монахов не было. Ни один грузин не участвовал в моем постриге. Матушки были, особенно выделялась матушка Феофания. Они меня покрывали мантией. Они все были приезжие. Во время преследования как-то в Грузии легче было. И вот, я ждал, каким именем назовут меня, и услышал имя Илия. Был Ираклий, а стал Илия. Ираклий – это сила физическая, Геракл отсюда происходит, а Илия – сила Божия, духовная. Духовная сила заменила физическую. Постриги Владыка совершал в Александро-Невской церкви. Святейший Патриарх звонил ему. Когда Владыка меня постригал, то перед этим Патриарх позвонил Владыке Зиновию и сказал: «К вам придет студент духовной академии. Совершите постриг». Я помню, думал, что меня оставят на ночь после пострига в Александро-Невском храме. Кончился постриг. Мне было очень тяжело. Какая-то борьба была внутренняя. Я чувствовал, что все, уже мир закрыт от меня. Мы зашли в келию Владыки. Он мне подарил скуфью, четки и сказал: «вызовите такси, чтобы он поехал на квартиру».

http://pravoslavie.ru/38204.html

Слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Андроник (Лукаш) ЖМП 4 апрель 2014 /  29 апреля 2014 г. Святые старцы Глинской пустыни Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться. Дорога в пустынь Отрок Захария Мажуга, ставший спустя многие годы митрополитом Зиновием и за два года до смерти принявший схиму под именем Серафим, после смерти родителей жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. В это время он часто тайно бегал в монастырь и был уже знаком с некоторыми насельниками. Поскольку семья, в которой он жил, была бедной, вскоре его отдали обучаться в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. А в 1912 году 16-летним юношей он был зачислен в Глинскую пустынь послушником. Юноша Алексей Лукаш, впоследствии старец Андроник, впервые переступил порог Глинской обители в 1906 году. Братия произвели на него сильное впечатление. Впоследствии он вспоминал: «Овеяло меня великой радостью, дух мой встревожился, и умом я с воздыханиями обратился к Царице Небесной, прося принять меня в число равноангельских иноков, которое Она стяжала к непрестанному славословию Сына Своего. Дал Матери Божией таинственное обещание служить Ей, всё переносить, терпеть до конца своих дней, после чего ощутил радость на сердце и надежду на Ее милосердие». Об отце Серафиме (Романцове), который по скромности своей мало что о себе рассказывал, известно немного: в святом крещении он получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910 году тоже поселился в Глинской пустыни.

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) 17 Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение. Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Благословение Господне почиет в сердцах ваших, мои никогда незабвенные духовные дети и отцы: М., И., Н. и Н. Прошу я вас помолитесь за меня болящего. Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю во своих грешных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью с Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II 06.03.2007 360 Прежде всего, я хочу выразить свою большую радость по поводу пребывания в стенах Московской духовной академии. Здесь я провел восемь лет, и каждый угол, каждый камень мне очень дорог и знаком. Это были самые светлые годы моей жизни. Ваше Святейшество, совсем недавно вышел том " Православной Энциклопедии " , в основном посвященный Грузии и Грузинской Православной Церкви. Стало ли это значительным событием для православной науки в Грузии? Что касается тринадцатого тома " Православной Энциклопедии " - это выдающееся явление, конечно, как и все издание Энциклопедии. Я считаю, что это событие несет очень много для сближения наших народов и наших Церквей. Над этим томом работали многие выдающиеся ученые Грузии и России, это тоже сблизило нас. Конечно, там есть свои недостатки, и я думаю, что эта энциклопедия имеет настолько большое значение, что в скором времени потребуется новое издание, и тогда можно будет исправить вкравшиеся неточности. В советское время, когда закрывались монастыри, их насельники зачастую находили пристанище в лоне Грузинской Православной Церкви. Скажите, какие плоды принесло это соприкосновение различных духовных традиций? Грузия действительно сыграла очень важную роль в то тяжелое время, когда закрывались монастыри. Это был период пребывания на кафедре Святейшего Блаженнейшего Калистрата Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Он с удовольствием принимал монахов из России. Особенно ярко это проявилось на примере Глинской пустыни. Отец Зиновий (Мажуга), еще будучи иеромонахом, уехал из Глинской пустыни после ее закрытия в Грузию, здесь он получил все свои церковные награды, был рукоположен в сан епископа, а потом стал митрополитом Тетрицкаройским. Также из Глинской пустыни перебрались в Грузию схиархимандриты Серафим, Андроник, Виталий, архимандрит Модест и другие старцы монастыря. Здесь они находились под покровом Божией Матери и под покровом Святейшего Патриарха Грузинского. Они, конечно, тоже влияли на духовную жизнь Грузии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» 30.11.2017 519 Время на чтение 5 минут Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинс кой Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви: - а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 82 от 6 октября 2017 года). II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/op...

Скачать epub pdf Приложение к статье «Таинство послушания» Часть 1. Все, о чем говорит в «Таинстве послушания» отец Рафаил, безусловно, верно, его высказывания аксиоматичны. Послушание превратилось в наши дни едва ли не в самую забытую и пренебрегаемую добродетель. И слова автора многих могут отрезвить, многим дадут возможность задуматься: имеют ли они послушание (или хотя бы стремление к нему), и если нет, то действительно ли оно «невозможно» или же это всего лишь ложь изворотливого самолюбия? Но в то же время нельзя оставить без внимания один очень серьезный момент. Каждый человек пишет, говорит, учит из своего (именно из своего !) опыта. Суть учения может быть неоспоримой. Но существует такой важнейший фактор, как обстоятельства, которые, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова) , не изменяя сущности, оказывают тем не менее «на сущность существенное влияние» 270 . Это в том числе и те обстоятельства, в которых сложился как духовная личность пишущий, и те, в которых находятся читающие. О людях, с которыми поддерживал духовную связь отец Рафаил, в среде которых находился, чьими советами и чьим опытом пользовался, благодаря которым формировался как священник и монах, мы можем узнать из его уже известной и пользующейся большой популярностью книги «Тайна спасения». В их числе и замечательный святитель митрополит Зиновий (в схиме – Серафим; [Мажуга]), и знаменитый духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов), и почитаемый Псково-Печерский старец схиигумен Савва (Остапенко) , и такие удивительные, хотя практически никому доселе в России не ведомые грузинские подвижники, как архимандриты Парфений (Апциаури) и Гавриил (Уркетадзе), схимонахи Авраам (Чхеидзе) и Гавриил (Булискерия), и многие другие. С этими старцами отец Рафаил общался, говорил, «дышал одним воздухом»; их жизнь во многом и его жизнь. Абсолютное же большинство из нас – как людей, приходящих сегодня в Церковь , так и людей, избравших для себя иноческий путь (особенно людей молодых),– подобного общения совершенно лишено. Мы живем, мы сформировались или формируемся совершенно в иных условиях, иной среде. Трудно было тем, на кого давил пресс атеистического режима, но тем, кто живет сегодня, осмелимся сказать, еще труднее. Грех, как говорит сам отец Рафаил, существовал всегда, но была и добродетель, ее чистые и светлые образцы, была любовь, было, наконец, человеческое тепло. А мы живем в мире, где это тепло и любовь с умножением беззакония оскудели до чрезвычайности 271 , так что от нас требуется в полном смысле этого слова подвиг, чтобы с помощью Божией самим сохранить их в своем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Митрополит Зиновий (Мажуга) Еще в 20-е годы, после первого разгрома Глинской пустыни, по Промыслу Божию, в Грузию приехал один из глинских монахов — Зиновий (Мажуга). Он получил рукоположение в иеромонахи в Драндском монастыре, который тогда не был закрыт, затем жил в пустыне за Сухуми, около греческого села Георгиевка, и стяжал большую любовь и уважение местных жителей. Я несколько отступлю в сторону, чтобы рассказать об одном эпизоде. В 70-х годах этот глинский монах, в то время уже митрополит, Зиновий приехал из Тбилиси на несколько дней в Сухуми. О его приезде стало известно жителям Георгиевки. Некоторые из стариков знали его лично, а другие слышали о нем по рассказам. Они пришли к владыке Зиновию и просили его посетить Георгиевку. Владыка Зиновий согласился. По случаю его приезда в селе устроили праздник. На улицу вынесли столы и скамьи для трапезы. Греки приводили к нему своих детей, чтобы он благословлял их. Владыка Зиновий побывал на том месте, где раньше была его пустынька. Он вспоминал, что некоторое время жил в лесу в шалаше, а один раз ему даже пришлось ночевать в дупле огромного дерева. Был такой случай. Однажды председатель сельсовета Георгиевки вызвал монаха Зиновия и сказал: «На мое имя из центра поступило распоряжение арестовать тебя». Тот ответил: «Я не прописан в селе, поэтому вы не отвечаете за мое местонахождение». Председатель сказал: «Я знаю об этом. И вызвал тебя, чтобы предупредить. Наверно, за тобой придут сегодня ночью. А теперь поступай как знаешь. Но помни, что я тебе ничего не говорил». Надо было скрываться. Зиновий рассказал, что его ищут, одной греческой семье, особенно близкой к нему. Отец этого семейства решился проводить его в уединенное место в глухом лесу, где он должен будет скрываться несколько недель, до тех пор пока не минует опасность. Обычно аресты производились кампаниями: набирали по плану определенное число людей, а затем наступала пауза до следующей кампании, вернее, охоты за людьми, как за зверями. Монах Зиновий быстро собрался.

http://pravoslavie.ru/38151.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Глинский старец Зиновий (Мажуга)       Митрополит Зиновий (Мажуга) и отец Виталий   Глинский старец Зиновий (Мажуга) Митрополит Зиновий (Мажуга) - глинский старец . Он подвизался на Кавказе, в Абхазии, затем в Тбилиси. Он воспитал и старца Виталия, житие которого мы публикуем на портале Старец. Как жаль, что жития глинских старцев пишут матушки. В таких житиях все перевернуто, неважное сделано основным, а главное часто пропущено. Мы хотим рассказать об одном случае из жизни старца Зиновия (Мажуга). Об этом случае мало кто знает, тем не менее, мы считаем его важным и даже знаковым. Дело было  в Глинской пустыне в 1921 году. Постоянно ставился вопрос о закрытии монастыря. Каждый готовился к исповеданию веры и смерти. Год назад послушник Захария (Мажуга) принял постриг и стал монахом. Неожиданно его вызывает к себе настоятель обители и велит сесть на стул. Монах Зиновий (Мажуга) послушно исполнил благословение и сел. Тогда игумен приказывает своему келейнику принести бритву и ножницы... Зиновий (Мажуга) с интересом наблюдал за этим. Наконец, игумен велит келейнику постричь монаха и сбрить ему бороду... Зиновий  не прекословил и даже не спрашивал, что случилось. Он просто сидел и смотрел, как его коротко постригают и сбривают ему бороду, которую он растил всю жизнь... Процедура окончилась. Настоятель, в конце концов, обратился к монаху: -  А теперь иди в келью и никуда не выходи из нее. - Как благословите. - Ответил монах. Он сидел весь день... К вечеру пришел келейник и принес штатский костюм. Велено было снять рясу и одеть эту одежду. Монах послушно исполнил, хотя руки его уже не слушались... - Видимо, меня выгоняют из монастыря... Прийдется уйти. Но куда я пойду из родной обители?! За что это? Ночью пришел келейник игумена и велел ему запрячь лошадей... - Конечно, - думал монах, - прощай обитель... - Слезы навернулись на глаза. Наконец, настоятель позвал к себе и объяснил, в чем дело. Нужно было увезти одного человека. Это было крайне трудно, и опасно для жини, потому что на всех дорогах были бандиты и красные.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=867

Митрополит Зиновий (Мажуга)      Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга, в схиме Серафим; 1896–1985) сочетал в себе святительское служение и благодать старчества. Восприняв духовный опыт глинских старцев, он передал его своим многочисленным духовным чадам, среди которых Каталикос-Патриарх Грузии Илия II. Владыка Зиновий (Мажуга) всегда говорил: «Будьте щедрыми, не будьте жадными, и всегда Господь пошлет. Чем больше отдаешь, тем больше Господь посылает». Объяснял: «Послушание выше любви, так как любовь без послушания оказывается страстью, а послушание, очищая душу человека, ведет ее к любви духовной». Замечал: «В гордом и непослушном сердце нет и не может быть любви — это самообман». Митрополит Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего. В три года ребенок лишился отца, в одиннадцать — матери, и рос в бедной семье двоюродной сестры Параскевы. В 1912 году шестнадцатилетним юношей Захарий был зачислен в Глинскую пустынь послушником. В 1916 году он был призван на военную службу. После демобилизации юноша вернулся в родную обитель. Для монастыря наступили трудные времена, но традиции старчества в Глинской пустыни не прерывались даже в эти страшные годы гонений на веру и Церковь. Захарий был пострижен в рясофор в 1920 году, а монашеский постриг принял в марте 1921 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, с именем священномученика Зиновия, епископа Эгейского. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми. В Драндском Успенском монастыре отец Зиновий был рукоположен во иеродиакона, а в 1925 году — во иеромонаха. Вскоре и этот монастырь закрыли. С 1925 до 1930 года отец Зиновий служил в сухумском храме святителя Николая Чудотворца. Вместе с другими монахами и священнослужителями он пережил арест и заключение. Будущий старец отбывал заключение на строительстве Беломорско-Балтийского канала и на Урале. В лагере отец Зиновий, помнивший наизусть часто употребляемые службы, отпевал усопших, тайно крестил, молился с желающими, исповедовал всех, кто просил. Епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами. Так и в тюрьме будущий святитель продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.

http://pravoslavie.ru/91755.html

Архиерейский Собор прославил ряд местночтимых святых ноября 2017 Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который, в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010